Научная статья на тему 'Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста'

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста»

лексемы тематических групп спорт, дом и комната, школа, меры длины и веса, одежда, магазин, профессия, сад и огород, общественно-политическая лексика.

Каждый учитель, с целью обогащения словаря учащихся, использует лексико-орфографические упражнения. Внимание его сосредоточено на сопоставлении устаревшей и сравнительно новой лексики для русскоязычных слов, а также на различных по происхождению группах слов. Для повышения интереса к родному языку, для обогащения словаря учащихся на уроках русского языка и природоведения учитель использует этимологический текст, обращая внимание детей к первоначальным этимологическим истокам простых и привычных названий растений, животных, природных явлений.

Для изучения текстов, содержащих устаревшую бытовую лексику, на уроках развития речи целесообразно сделать таблицу, которая поможет учащимся запомнить трудные слова. При этом использовать тематический принцип составления таблицы.

Педагоги уделяют большое внимание работе со словом, так как это дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить значения слов, научить правильно употреблять слово в новом контексте. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке; во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

Анализ работы по обогащению словаря учащихся позволил нам сделать следующий вывод: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в тексты, составление гнезд однокоренных слов, обращение к этимологии - позволяет обогатить активный словарь младших школьников.

Список литературы

1. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа, 2002. № 1. 105 с.

2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников // Нач. шк., 2002. № 6. 25 с.

3. Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М., 1973. 180 с.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2

Денисова П.А. , Мягдеева Ж.А.

'Денисова Полина Александровна - учитель начальных классов;

2Мягдеева Жанна Андреевна - воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Альметьевск, Республика Татарстан

В современных условиях развития общества, характеризующихся тенденцией к глобализации, размыванию границ различных культур и все большему их взаимопроникновения, актуальным является вопрос о сохранении и популяризации национальной культуры, формировании на ее основе национального самосознания,

интереса к национальной культуре, любви к родному краю уже на начальных ступенях воспитания.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен, в плане базисных основ личности. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов эмоций, представлений, привычек, которые устанавливают им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают пред ребенком первоначально мир родной семьи, родного детского сада: мир малой Родины. В более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, - мир родной отчизны.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру (народное творчество, литературу, изобразительное искусство, быт, традиции) с непременным учетом этнокультурных особенностей.

В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны.

Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в дошкольном образовательном организации. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающему, развитие таких качеств как сострадание, сочувствие.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои общества.

Смысл воспитания - освоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей на гуманистических принципах: взаимосвязи национального и общечеловеческого, заключающегося в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять богатства своей страны, ощущение причастности к окружающему миру. В дошкольном возрасте гражданско-патриотическое воспитание связано с нравственно-эстетическим.

Бессмысленно говорить об общечеловеческих ценностях без опоры на национальную историю, этнографию, краеведение, фольклор. Их можно и необходимо широко использовать в системе работы по приобщению дошкольников к культурному наследию своего народа.

Образовательная деятельность, построення в форме народного праздника, формирует любовь ребенка к народным традициям. У ребенка возникает чувство

восхищения при рассматривании предметов народно-прикладного искусства. С этой целью используется коллекция из предметов народно - прикладного творчества детского сада.

В экспериментальной работе нами были реализованы идеи, заложенные в модель и комплекс педагогических условий патриотического воспитания старших дошкольников средствами народного творчества. В ходе эксперимента доказана их эффективность, подтверждены положения гипотезы и решены, поставленные задачи практического характера.

Задачи, поставленные нами, были реализованы в различных видах деятельности, в том числе игровой, где мысоздавали условия для использования впечатлений, полученных на занятиях.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в патриотическом воспитании старших дошкольников благодаря использованию традиций народного творчества.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что народное творчество можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Оно помогает духовному становлению ребёнка. Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Все это говорит о значительном интересе к историческому прошлому нашей страны и народному творчеству, возникшему у детей в результате проведенной педагогической деятельности. Погружение ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создание естественной среды для овладения знаниями родного народа, его народных традиций, уклада жизни позволяют формировать любовь к малой и большой Родине.

Список литературы

1. Аплина В.В. Знакомство с родным краем, как основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста // XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых свою «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.): В 6 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 4: Проблемы дошкольного, начального, социального и профессионально-педагогического образования на современном этапе. Физическая культура и спорт; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Издательство ТГПУ, 2015. С. 23-25.

2. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2016.

3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Гранд быть - фаир, 2014. 157 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧАСТНИКОВ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОГО КЛУБА Черепанова Н.И.

Черепанова Наталия Игоревна - аспирант, кафедра социально-педагогического образования, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования,

г. Санкт-Петербург

Личность является предметом изучения многих наук - таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. Личность - это социальная сущность человека. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.[]

Ролевая теория личности (Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Психологические теории личности.

Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории - личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З. Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго.

52

Аналитическая теория личности. Согласно данной теории личность - совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношений отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, индивидуальное сознательное. Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе и т.д.

Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек - это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность - система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.

Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Представителямикоторой являются С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,А.В. Брушлинский. Согласно этой теории личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.Структура же личности - иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.

По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая - с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

По мысли В. Н. Мясищева отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности - от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом.

Поведенческая теория личности. (А. Бандура). Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность - это продукт учения. То есть личность - это совокупность системы социальных навыков и условных рефлексов. Структура - это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.

Когнитивная теория. (Дж. Келли) Согласно теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность - это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура - иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.

Приведенные выше определения показывают, что большинство исследователей говорят о том, что личностью человек не рождается, а становится. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности.

Список литературы

1. Ананьев Борис Герасимович. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Издательство ЛГУ, 1968.

2. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Москва: Издательство политической литературы, 1985.

3. Леонтьев Алексей Николаевич. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. М.: Смысл; Академия, 2004.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев (под ред. Бодалева А.А). М.: Модэк МПСИ, 2004.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб., доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов/ сост. Л.В. Куликов. СПб; Издательство «Питер», 2000.

7. Рубинштейн Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: «Питер», 2000.

8. Философская антропология / П.С. Гуревич. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.