Научная статья на тему 'Обогащение словаря учащихся лексемами различных тематических групп'

Обогащение словаря учащихся лексемами различных тематических групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солошенко Наталья Александровна, Полякова Марина Алексеевна

Статья рассматривает проблему грамотного письма и чтения. Активный поиск информации путем изучения дополнительной литературы и работы с ней формирует познавательный интерес у учащихся к предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». Однако, cтроя уроки таким образом, нужно помнить о слабых местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солошенко Наталья Александровна, Полякова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обогащение словаря учащихся лексемами различных тематических групп»

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ ЛЕКСЕМАМИ

РАЗЛИЧНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП

1 2 Солошенко Н.А. , Полякова М.А.

1Солошенко Наталья Александровна - учитель начальных классов;

2Полякова Марина Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя политехническая школа № 33, г. Старый Оскол

Аннотация: статья рассматривает проблему грамотного письма и чтения. Активный поиск информации путем изучения дополнительной литературы и работы с ней формирует познавательный интерес у учащихся к предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». Однако, строя уроки таким образом, нужно помнить о слабых местах.

Ключевые слова: семантика, этимологический анализ, воспитательный потенциал, коммуникация, тематический словарь, словарный запас.

Мы проанализировали свою работу за последние 10 лет и пришли к выводу, что работа над семантической стороной имени существительного ведется в двух направлениях: на уроках чтения (в ходе словарной работы) и на разных этапах уроков русского языка. Во время занятий по русскому языку учителя дают детям не только задания из учебников, но и дополняют их разнообразным дидактически материалом. Иногда используют элементы этимологического анализа. На уроках чтения в основном анализируются следующие группы имен существительных: названия оружия, название жилищ и помещений, человек: его питание, одежда, взаимоотношения и т.д.

По нашему мнению, эффективность словарной работы, проводимой на уроках обучения грамоте возрастает, если упражнения со словом проводятся систематически. Учитель предлагает учащимся называть слова, обозначающие, например, игрушки, мебель, зверей, птиц, цветы и т.д. Замечая при этом, что иногда во время таких упражнений ученики называют слова, не понимая смысла, услышанные от кого-то, запомнившиеся из книг. Поэтому с некоторыми словами можно составлять предложения или проверять осмысленность их восприятия короткими вопросами (нора - Кто в ней живет?). В период обучения грамоте в процессе словарной работы нужно использовать такой способ объяснения значения слова, как показ предмета или рисунка, описательный способ, логическое определение, объяснение слова через синонимы, составление предложений с данным словом.

Описывая систему работы по обогащению словаря младших школьников лексикой человеческих отношений, «усвоение которой имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения», и «главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по нашему мнению, заключается в том, что эта группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя».

На уроках русского языка и литературного чтения можно использовать большое разнообразие интересных заданий и упражнений, в которых использовались слова, относящиеся к тематической группе «лексика человеческих отношений», работа с которой развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.

Словарные слова в учебниках даются безо всякой системы, только в связи с упражнениями на данной странице, да и то не всегда. В начальной школе встречаются

лексемы тематических групп спорт, дом и комната, школа, меры длины и веса, одежда, магазин, профессия, сад и огород, общественно-политическая лексика.

Каждый учитель, с целью обогащения словаря учащихся, использует лексико-орфографические упражнения. Внимание его сосредоточено на сопоставлении устаревшей и сравнительно новой лексики для русскоязычных слов, а также на различных по происхождению группах слов. Для повышения интереса к родному языку, для обогащения словаря учащихся на уроках русского языка и природоведения учитель использует этимологический текст, обращая внимание детей к первоначальным этимологическим истокам простых и привычных названий растений, животных, природных явлений.

Для изучения текстов, содержащих устаревшую бытовую лексику, на уроках развития речи целесообразно сделать таблицу, которая поможет учащимся запомнить трудные слова. При этом использовать тематический принцип составления таблицы.

Педагоги уделяют большое внимание работе со словом, так как это дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить значения слов, научить правильно употреблять слово в новом контексте. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке; во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

Анализ работы по обогащению словаря учащихся позволил нам сделать следующий вывод: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в тексты, составление гнезд однокоренных слов, обращение к этимологии - позволяет обогатить активный словарь младших школьников.

Список литературы

1. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа, 2002. № 1. 105 с.

2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников // Нач. шк., 2002. № 6. 25 с.

3. Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М., 1973. 180 с.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2

Денисова П.А. , Мягдеева Ж.А.

'Денисова Полина Александровна - учитель начальных классов;

2Мягдеева Жанна Андреевна - воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Альметьевск, Республика Татарстан

В современных условиях развития общества, характеризующихся тенденцией к глобализации, размыванию границ различных культур и все большему их взаимопроникновения, актуальным является вопрос о сохранении и популяризации национальной культуры, формировании на ее основе национального самосознания,

интереса к национальной культуре, любви к родному краю уже на начальных ступенях воспитания.

Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен, в плане базисных основ личности. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов эмоций, представлений, привычек, которые устанавливают им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают пред ребенком первоначально мир родной семьи, родного детского сада: мир малой Родины. В более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, - мир родной отчизны.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру (народное творчество, литературу, изобразительное искусство, быт, традиции) с непременным учетом этнокультурных особенностей.

В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из сложившейся ситуации - обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны.

Судьба нашей страны и мира в целом сегодня решается в дошкольном образовательном организации. Именно поэтому нравственное, гражданское, патриотическое воспитание становится приоритетной общенациональной задачей.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающему, развитие таких качеств как сострадание, сочувствие.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои общества.

Смысл воспитания - освоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей на гуманистических принципах: взаимосвязи национального и общечеловеческого, заключающегося в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять богатства своей страны, ощущение причастности к окружающему миру. В дошкольном возрасте гражданско-патриотическое воспитание связано с нравственно-эстетическим.

Бессмысленно говорить об общечеловеческих ценностях без опоры на национальную историю, этнографию, краеведение, фольклор. Их можно и необходимо широко использовать в системе работы по приобщению дошкольников к культурному наследию своего народа.

Образовательная деятельность, построення в форме народного праздника, формирует любовь ребенка к народным традициям. У ребенка возникает чувство

восхищения при рассматривании предметов народно-прикладного искусства. С этой целью используется коллекция из предметов народно - прикладного творчества детского сада.

В экспериментальной работе нами были реализованы идеи, заложенные в модель и комплекс педагогических условий патриотического воспитания старших дошкольников средствами народного творчества. В ходе эксперимента доказана их эффективность, подтверждены положения гипотезы и решены, поставленные задачи практического характера.

Задачи, поставленные нами, были реализованы в различных видах деятельности, в том числе игровой, где мысоздавали условия для использования впечатлений, полученных на занятиях.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также математическая обработка этих результатов, позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в патриотическом воспитании старших дошкольников благодаря использованию традиций народного творчества.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что народное творчество можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Оно помогает духовному становлению ребёнка. Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Все это говорит о значительном интересе к историческому прошлому нашей страны и народному творчеству, возникшему у детей в результате проведенной педагогической деятельности. Погружение ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создание естественной среды для овладения знаниями родного народа, его народных традиций, уклада жизни позволяют формировать любовь к малой и большой Родине.

Список литературы

1. Аплина В.В. Знакомство с родным краем, как основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста // XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых свою «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.): В 6 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 4: Проблемы дошкольного, начального, социального и профессионально-педагогического образования на современном этапе. Физическая культура и спорт; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Издательство ТГПУ, 2015. С. 23-25.

2. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2016.

3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Гранд быть - фаир, 2014. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.