Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения'

Психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА НАРОДОВЕДЕНИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ETHNOLOGY / LANGUAGE DEVELOPMENT / SOCIO-CULTURAL CONTENT LINE / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долматова Вера Николаевна, Васильева Елена Михайловна, Ушакова Елена Леонидовна

В статье исследованы психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения. Перспективами дальнейших исследований является подбор и систематизация соответствующих лингвистических задач, разработка методики их использования в начальной школе с целью успешной реализации социокультурной содержательной линии языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical bases of speech development junior schoolchildren by facilities of ethnology

The article examines psychological and pedagogical foundations of speech development of Junior schoolchildren by facilities of Ethnology. Prospects for further research is the selection and systematization of relevant linguistic objectives, development of methodology for their use in elementary school with the purpose of successful implementation of socio-cultural content line of language education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения»

PSYCHO-PEDAGOGICAL BASES OF SPEECH DEVELOPMENT JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY FACILITIES OF ETHNOLOGY Dolmatova Vera Nickolaevna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor Vasil'eva Elena Mikhaylovna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor Ushakova Elena Leonidovna, PhD of Pedagogic sciences

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk

The article examines psychological and pedagogical foundations of speech development of Junior schoolchildren by facilities of Ethnology. Prospects for further research is the selection and systematization of relevant linguistic objectives, development of methodology for their use in elementary school with the purpose of successful implementation of socio-cuiturai content line of language education.

Keywords: ethnology; language development; socio-cuiturai content line; Junior high school students.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДОВЕДЕНИЯ

В статье исследованы психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения. Перспективами дальнейших исследований является подбор и систематизация соответствующих лингвистических задач, разработка методики их использования в начальной школе с целью успешной реализации социокультурной содержательной линии языкового образования.

Ключевые слова: средства народоведения; речевое развитие; социокультурная содержательная линия; младшие школьники.

УДК 372.46 ВАК РФ 13.00.02

©Долматова В. Н., 2017 © Васильева Е.М., 2017 © Ушакова £ Л., 2017

Речь - один из важнейших показателей интеллекта, мышления и культуры личности. Особенно сложной и многоаспектной является проблема речевого развития младших школьников ведь именно в младшем школьном возрасте формируются основы языково-рече-вой компетентности и признаки национально-языковой личности.

В социокультурной содержательной линии начального языкового образования предусмотрено формирование у учащихся представления о языке как форме проявления культуры народа, расширения их знаний об особенностях духовной и материальной культуры, национального характера, использование в речи образцов устного народного творчества, национальных формул речевого этикета, что предопределяет народоведческий подход к ее реализации. Поэтому исследование психолого-педагогических основ речевого развития младших школьников средствами народоведения является одним из актуальных задач в системе начального языкового образования.

Этнопедагогический подход к обучению родного языка и формирования речи личности применен в трудах Н. Бабич, Т. Донченко, Кононенко, Г. Онкович, М. Пентилюк, А. Семеног. Анализ научных трудов показал, что психолого-педагогические основы речевого развития младших школьников средствами народоведения, целесообразность использования этих средств в речевой деятельности учащихся начальной школы требуют основательного исследования и освещения.

Согласно Государственного стандарта целью изучения русского (родного) языка в начальной школе является не только овладение грамматикой, но и речевое развитие младших школьников, что приобретает статус ведущего принципа-умения высказываться во всех доступных для них формах, типах и стилях речи, то есть формирование первоначальной речевой компетенции.

ДОЛМАТОВА Вера Николаевна, кандидат психологических наук, доцент

ВАСИЛЬЕВА Елена Михайловна, кандидат психологических наук, доцент

УШАКОВА Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Липецк

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

48

Речевая компетенция - это "владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи" [1, С. 251]. Речевая компетенция опирается на языковые знания и зависит от их уровня. Знание грамматики, фонетики, лексики, стилистики той речи что изучается.

Реализация языка в речи осуществляется в процессе речевой деятельности, следствием которой является текст (высказывание). На уровне начальной школы это, прежде всего, предполагает обучение всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), монологической и диалогической речи, обогащение словарного запаса, усвоения важнейших норм культуры общения, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, нравственное развитие личности.

Вышесказанное дает основание утверждать о приобретении младшими школьниками в процессе речевой деятельности определенного языково-речевого и социокультурного опыта: учащиеся приобретают опыт практического владен ия родн ым языком, эмп ири ческого обобщения собственных наблюдений над языком независимо от специальных знаний о языке, кроме того, усваивают определенный объем знаний о самом языке, его грамматическую структуру и словарный состав, историю и законы его развития; у них формируются представления о роли языка в ментальное™ народа, его общественной жизни, развитие интеллекта человека, то есть происходит привлечение школьников к национальной культуре.

Психологи отмечают, что у детей 6-7 лет в значительной мере сохраняются особенности сенсорики детей-дошкольников. Как и дошкольники, младшие школьники пользуются в сенсорных процессах способами наблюдения, сопоставления предметов, рассматривают, обводят взглядом, рукой. Следовательно, процесс восприятия происходит эффективнее, а наблюдательность развивается быстрее, когда перед учениками ставятся специальные задачи относительно наблюдений, которые побуждают их присматриваться к новым объектам, выделять их характерные признаки, объединять в одно целое, обозначать определенными словами. Поэтому в младшем школьном возрасте, особенно в 1 -2 классах, следует продолжать упражнения по направлениям дошкольного развития "чуткое ухо", "острый глаз", "умелые руки", то есть в тренировке слуховой чувствительности, зрительной наблюдатель-

ности, накоплении чувственного опыта из разных источников восприятия.

Учитывая изложенное выше, можно утверждать, что материалами, которые развивают наглядно-образное и действенное мышление, а затем и словесно-логическое или понятийное мышление младшего школьника, могут служить наглядные образцы материальных достижений русской народной культуры (ремесел, промыслов, декоративно-прикладного искусства и тому подобное).

Известно, что успешное речевое развитие возможно при такой организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивала бы положительную мотивацию речевой деятельности. Мотив речи "ради чего я говорю" появляется у школьников при наличии эмоций, которые возникают во время осмысления прочитанного, увиденного, услышанного и связываются с яркими сильными впечатлениями, о которых им хочется поделиться с друзьями, учителями, родными [2, С. 111 ].

У ребенка младшего школьного возраста эмоции являются пусковым механизмом непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. По исследованиям психологов, эмоциональное возбуждение создает в коре головного мозга состояние, которое является благоприятным для актуализации слов, хранящихся в долговременной памяти, а это является предпосылкой включения их в рассказ, а, следовательно, фактором успешного речевого развития.

Эмоционально насыщенные и яркие фольклорные средства, возбуждающие воображение, познавательную активность ребенка, позволяют осуществлять процесс формирования речевыхумений и навыков в единстве чувственного и рационального и являются неисчерпаемым источником для различных речевых упражнений, развивающих мышление.

Как показывает опыт работы учителей, осо-бенноуспешно формируются умения выделять существенные признаки на образцах народных загадок, примет [3, С. 1б]. Материалом для сравнения является наблюдение за природой, народные поговорки,устойчивые сравнения, зафиксированные в фольклоре. Лучшими образцами для выработки логических умений, раскрытия причинно-следственных связей и формулирования умозаключений, по мнению методистов, есть пословица.

Доказано, что факторы, которые обеспечивают речевое развитие человека в различные возрастные периоды (наличие речевой среды,

потребность в общении, долговременные тренировки физиологического механизма речи, потребность в номинации и обобщении, речевая активность, осмысление языка), формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию.

Среди практических аспектов начального обучения языку является, в частности, работа над значением слова и количественному наращиванию словарного запаса учащихся, развитие умений пользоваться языковыми средствами.

К числу национально-ориентированной лексики относят многочисленные тематические группы слов, отражающие условия жизни, особенности мировоззрения и мировосприятия русского человека, что воссоздает общую картину их поведенческих стереотипов.

Итак, чтобы усвоить информацию, связанную с историей, культурой, традициями, обычаями, обрядами, бытом родного народа, образцами речевого этикета, освоить общечеловеческие ценности, идеалы ради сохранения и приумножения духовных и материальных сокровищ предыдущих поколений, каждый школьник должен овладеть определенным объемом народоведческой лексики [4, С. 115].

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста о необходимости частой смены видов деятельности, целесообразно сочетать речевую деятельность с посильной творческой: декоративной росписью, изготовлением детьми вышивок, изделий из глины, соленого теста и тому подобное. Это разнообразит речевую деятельность, способствует пробуждению творческих сил ребенка, развитию его самостоятельности. Кроме того, практическая работа - это тренировки соответствующих мышц рук, координации движений, согласованности действий правой и левой руки, силовые упражнения для пальцев, что является важной предпосылкой успешного овладения младшими школьниками навыками письма.

Среди разнообразных приемов организации речевой деятельности, по выводам ученых, наиболее устойчивый интересу ребенка вызывают народные игры и игровые ситуации, поскольку они приближают его к природным условиям, помогают развивать навыки общения в благоприятной психологической речевой атмосфере, эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения на уроках и во внеурочное время.

Игровые методы являются составляющей современныхтехнологий интерактивного обучения, в частности ситуативного моделирования, что связано с ролевыми играми. В процессе коммуникации (парной, групповой, коллективной) ученики используют диалоги из народных сказок детского фольклора (песен, диалогов обрядового фольклора, народных игр), опираются на традиции семейных отношений [5, С. 110].

Выводы. Таким образом, психолого-педагогическими основами речевого развития младших школьников средствами народоведения являются: положения научной теории познания о взаимосвязи языка, мышления и речи, приоритетная роль языка как национального источника формирования личности; положения теории речевой деятельности, научные достижения психолингвистов, касающиеся особенностей речевого развития младших школьников и формирования национально-языковой личности; учет возрастных особенностей детей, развития их эмоциональной сферы, психических процессов (эмоциональность восприятия, конкретность, образность мышления, непроизвольность внимания, индивидуальные свойства наглядно-образной и неразвитость оперативной памяти) и психологических факторов обучения языка (дара слова, чувство языка). Важное значение приобретают также активизация познавательной деятельности, применение игровых приемов, обеспечение мотивации речевой деятельности.

Примечания:

1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/Э. Г. Азимов, АН. Щукин - Н.: ИКАР, 2010. - С. 448.

2. Афанасьева А.Б. Рабочая программа внеурочной деятельности "Этностудия родники. Введение в народоведение". 1-4-е классы / А.Б. Афанасьева // Окно в мир. - СПб., 201 б. - С. 92-123.

3. Барабанова A.B. Сравнительный анализ стратегий коррекционной работы с детьми раннего возраста / A.B. Барабанова, Ю.В. Иванова, Е.А. Фадеева, И.А. Егорова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № б. - С. 16-17.

4. Вовк Е.В. Формирование культуры поведения младших школьников средствами народоведения / Е.В. Вовк// Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2. - С. III-II 7.

5. Садретдинова Э.А. Речь, музыка и движение в эмоциональном контексте при коррекции речи ребенка / Э.А. Садретдинова, Г.М. Сабирова, Л.И. Миннул-лина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 109-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.