Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы обучения бурятскому языку как государственному при коммуникативной методике'

Психолого-педагогические основы обучения бурятскому языку как государственному при коммуникативной методике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нанзадай Д. Ц.

Данная статья посвящена психолого-педагогическим основам обучения бурятскому языку. Предназначена учителям бурятского языка, воспитателям продленных групп и детских садов, которые обучают бурятскому языку детей разных национальностей в условиях русско-бурятского двуязычия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы обучения бурятскому языку как государственному при коммуникативной методике»

УДК 373.5.016:811.512.3

ББК 74.268.11:81.642 Д.Ц. Нанзадай

Психолого-педагогические основы обучения бурятскому языку как государственному при коммуникативной методике

Данная статья посвящена психолого-педагогическим основам обучения бурятскому языку. Предназначена учителям бурятского языка, воспитателям продленных групп и детских садов, которые обучают бурятскому языку детей разных национальностей в условиях русско-бурятского двуязычия.

Ключевые слова: обучение бурятскому языку, психолого-педагогические основы.

D. Tz. Nanzadai

Psychological and pedagogical bases of learning the Buryat language as state language by communicative methodic of teaching

The article is devoted to psihological and pedagogical bases of training the Buryat language. It is assigned for teachers of the Buryat language, tutors of extended-day groups and kindergartens who teach children of different nationalities the Buryat language in the conditions Russian - Buryat bilinguism.

Kie words: teaching the Buryat language, psychological and pedagogical bases.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, следовательно, и в системе современного образования.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Роль новых технологий в практике обучения следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

Таким образом, широкое использование педагогических технологий позволяет создавать развивающую образовательно-коммуникативную среду как базу для целостного проявления, развития и самореализации личности школьника.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий [2, с. 11-12].

Реализация закона «О языках народов Республики Бурятия», принятого 10 июня 1992 г., позволила создать инновационное движение в школе, связанное с актуальными проблемами методики преподавания, позволяющее применить особые формы и методы обучения. Для их реализации необходима активизация учительского творчества. Форм для проявления творчества сейчас достаточно. Среди них - свобода учителя в выборе технологий, учебных пособий, программ, а также проектная, исследовательская, инновационная деятельность.

Все инновационные подходы тесно взаимосвязаны. Использование средств и методов, приемов обучения при всем их разнообразии должно отвечать определенным общим требованиям, что позволяет учителям более четко предусматривать последовательность педагогических действий. Каждый прием должен быть оправдан конечными целями обучения, задачами того или иного этапа урока.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена недостаточной разработанностью вопросов изучения бурятского языка как государственного, необходимостью создания частной дидактической системы обучения коммуникативного направления для русскоязычных учащихся, направленной на формирование навыков и умений в устном общении. На начальном этапе формируются основные виды речевой деятельности; на уроках развертывается разносторонняя деятельность учащихся, направленная на своевременное овладение умениями и навыками слушания, говорения, чтения и письма.

Таким образом, в данной инновационной технологии алгоритм коммуникативно -познавательной совместной деятельности учителя и учащихся дает возможность выйти на новый уровень методики преподавания бурятского языка.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Бурятский язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка на элементарном уровне. При этом должны быть учтены реальные потребности и интересы младших школьников в общении и познании.

Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть бурятским языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи ее другим, язык способствует формированию у учащихся целостной картины мира. А это значит, что в первую очередь должны решаться задачи совершенствования образования и воспитания будущего гражданина мира, формирования у него глубоких познавательных интересов, прочной системы знаний, творческого мышления. Решение этих проблем требует от психологии и педагогики систематических исследований разных сторон человеческого интеллекта и путей его развития в процессе обучения.

Обучение языку и воспитание на традициях, культуре невозможно без развития правильной устной речи. Необходимо объединить образовательно-воспитательную задачу преподавания бурятского языка в начальной школе с задачей развития и совершенствования бурятской речи учащихся.

Реализация главной цели обучения бурятскому языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Учащиеся, сравнивая культуры двух - трех народов: бурятского, русского, английского, имеют широкое представление об их истории, развитии, достижениях. Дети понимают себя как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу. Значит, основной целью обучения бурятскому языку является развитие личности школьника, воспитание духовной нравственности через традиции и обычаи бурятского народа.

Возможности бурятского языка как учебного предмета в реализации общеобразовательных задач поистине уникальны. Изучение бурятского языка способствует взаимообогащению национальных культур, открывает широкие возможности для приобщения к духовным ценностям, науке, литературе, искусству, истории, топонимике и т.д.

Изучая культуру и традиции бурятского народа, дети лучше понимают особенности бурятского языка, чувствуют колорит изучаемого языка и соответственно лучше усваивают его как бы естественным образом. Бессмысленно и безнравственно заставлять детей учить бурятский язык, если они не осознали его значимость, во-первых, для общества и, во-вторых, для себя лично.

В условиях перестройки, когда нашему обществу придается изначально гуманистический смысл, на первый план выдвигаются общечеловеческие и культурные чаяния, морально - эстетические идеалы, которые выражены в народных праздниках, проводимых веками предшествующими поколениями. При проведении мероприятий, таких как «Дангина», «Эрын 3 наадан - бурятское троеборье», «Сагаалган», создаются условия для развития индивидуальной способности каждой личности. На этих мероприятиях дети познают что-то новое, полезное, интересное и нужное. Например, с самого рождения девочкам готовилось приданое, в которое должно было входить 9 драгоценностей, в зависимости от материальных возможностей родителей. Когда проводится неделя праздника Белого месяца, каждый день проводятся различные мероприятия. В первый день Белого месяца учащиеся встречают учителей и учащихся с хадаком в национальных костюмах, приветствуют друг друга в манере национального обычая. Встречаются с видными деятелями культуры: с писателями, артистами, художниками, композиторами, учеными. Устраивают на тему «Сагаалган» конкурсы планшетов рисунков, национальных блюд, фольклора, загадок, пословиц, народных песен, стихов. Проводят смотр танцев Востока (японский, индийский, корейский, монгольский, бурятский) и народный ехор (иркутский, тункинский, агинский, хоринский). Все это воспитывает в детях любовь к искусству, рождает подлинных мастеров творчества. В старших классах ребята проводят большую работу по восстановлению своей родословной, изучают историю и географию своего села, улицы, школы, ведут целенаправленную краеведческую работу. Учим наблюдать, воспринимать, сопоставлять, анализировать и в конечном итоге обобщать, стараемся приблизить учащихся к обобщенному и систематизированному опыту человечества, правильно понимать и оценивать жизнь и представить целостную картину мира. Развиваем интерес к изучению бурятского языка путем проведения национальных праздников, фольклорных фестивалей, игр, связанных с общением, на основе народной педагогики.

«Народная педагогика сегодня получает распространение в виде регионального компонента, являясь продолжением той педагогики, которая была ранее, сохраняет ценности, добавляя традиции. Наряду с этим мы встречаемся с народной педагогикой, обращенной к личности, а не к массе, целью

которой является воспитание личности с ее богатым внутренним миром и традиционными ценностями» (Г. С. Малунова).

Современному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, разумеется, на основе объективной самооценки. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Чтобы традиционная парадигма образования учитель - учебник - ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике (6.с.10).

Гуманистическая психология и соответственно педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. Наиболее яркий представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс среди основных принципов этого направления выделял следующие:

- индивид находится в центре постоянноменяющегося мира. Отсюда следуют два вывода, чрезвычайно важных для педагога: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

- человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;

- индивид стремится к самопознанию и самореализации; он обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

- самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А.А. Леонтьев (психология общения) и др.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходит восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Полностью овладевая примерно к двум годам системой и структурой родного языка, ребенок не осознает всей сложности процесса усвоения. Немало труда должен приложить взрослый человек, чтобы овладеть простейшими операциями на неродном языке. По-видимому, эта врожденная способность, механизм ее функционирования имеют свои периоды созревания, расцвета и угасания. Общеизвестен факт, что детство - наиболее благоприятное время для усвоения разных языков, причем процесс этот может идти без нажима со стороны взрослого, легко, свободно. Он очень сходен с процессом овладения родным языком в раннем детстве. По мере взросления, уже в школьный период, спонтанные, непроизвольные, установочные действия ребенка, врожденная способность усвоения языка постепенно теряют силу, они как бы уступают место фактору осознанности в изучении языка. В педагогической литературе описывается немало случаев, свидетельствующих о том, какое решающее значение в становлении человеческой личности имеет период функционирования врожденной способности усвоения языка и сколь важно не упустить его.

Итак, шести-, семилетний ребенок идет в школу и начинает изучать данный язык. Это период, когда врожденная способность усвоения языка еще действует, но постепенно слабеет. Спустя 2-3 года, когда школьнику исполнится 8-9 лет, она перестанет функционировать. Тогда языку нужно будет обучать на уровне осознания лексических, грамматических или речевых явлений с опорой на память. Поэтому нельзя терять эти первые два-три года, необходимо максимально использовать преимущества естественного, непроизвольного, установочного усвоения языка.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой

системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя). А.А. Леонтьев разрабатывает теоретические положения психолингвистики, пытаясь раскрыть тайну механизма порождения речевого высказывания. Проблемы развития речи и речевого общения раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других. В книге «Методология и методика педагогических исследований» (М., 1986) М.Н. Скаткин рассматривает идею создания психолого-педагогического направления исследований, которое может привести к созданию новых дисциплин - психопедагогики, психодидактики.

Психологическая природа речи раскрыта А.Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским):

1) речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

2) речь имеет полифункциональный характер. Речи присущи коммуникативная (слово - средство общения), индикативная (слово - средство указания на предмет), интеллектуальная, сигнификативная (слово - носитель обобщения, понятия) функции; все они внутренне связаны друг с другом;

3) речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

3) в речи следует различать физическую внешнюю сторону, форму и ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

4) слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем общения;

5) процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Практическое решение вопросов развития речи во многом зависит от понимания соотношения языка и речи. Данная проблема являлась предметом рассмотрения многих психологов и лингвистов.

Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, то есть определенной системы средств общения. Благодаря языку человек воспринимает мир не только органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык - средство общения, а речь - сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроизводим, объективен по отношению говорящему. Речь конкретна и неповторима, материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида. Она контекстно и ситуативно обусловлена, вариативна.

Все большее влияние на развитие речи оказывает новая наука «Психолингвистика», которая развивается на стыке психологии и языкознания. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий. Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка.

Речевая деятельность - это речевое общение людей. Как любой другой вид деятельности, она имеет цель (желание передать или получить информацию), предмет деятельности (какую-либо мысль), способ совершения действия (речевой акт), продукт речевой деятельности (устное сообщение), письменный текст и ее результат (ответная реакция участника общения) (И. А. Зимняя). Детей следует обучать речевой деятельности, т.е. учить выполнять отдельные акты, речевые действия и операции.

И.А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык - средство:

1) общения как формы социального взаимодействия;

2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;

3) приобщения к культурным, историческим ценностям.

Здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

4) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

5) развития познавательных интересов;

6) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:

7) осознания человеком собственного «Я»

8) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, людям, себе.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли и как к целостному развитию всех функций и форм речи.

В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативноречевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно - рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения (А.А. Леонтьев). Языковая способность - совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Следовательно, развивать языковую способность ребенка - значит, развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Речевой навык - это речевое действие, достигшее степени совершенства, т.е. способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают навыки оформления языковых явлений. Внешнее оформление - членение фраз, произношение, интонирование и внутреннее - выбор падежа, рода, числа.

Речевое умение - особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки - это «складывание речевых механизмов», а умение - это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Детей нужно учить речевой деятельности, т.е. обучать говорить, создавая какие-то (учебные) мотивы и цели слушания, говорения, чтения и письма. Организуя общение учащихся на уроках, следует создавать благоприятные условия, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к слушанию и пониманию, чтению и письму. Если же единица языка подается вне ситуации и акцент делается на форму и значение, а не показывается употребление, то нарушается коммуникативная направленность. Организуя ознакомление со словом, словосочетанием, грамматическим явлением, необходимо подобрать ситуацию, которая показала бы детям функцию и назначение этой единицы в общении. Усвоение материала требует его многократного повторения, и при каждом повторении следует вносить что-то новое в подбираемые ситуации. Чтобы все тренировочные упражнения по возможности носили коммуникативный характер, необходимо придумывать задания к ним исходя из реальных условий обучения в конкретной подгруппе. Коммуникация есть активное взаимодействие

говорящего и слушающего. Поэтому в ходе овладения материалом необходимо обеспечить активное участие каждого ученика. А для этого важно, чтобы ученик был главным действующим лицом на уроках, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет, чтобы дети были раскрепощены и вместе с учителем «творили» урок. Готовность и желание детей участвовать в общении на изучаемом языке возможны, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение или чтение на бурятском языке, а живое активное общение друг с другом и с учителем. Учителю необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения. Главные педагогические средства - улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику. Следует помнить, что исправление ошибок нарушает коммуникацию. Лучше это сделать, например, переспросом, уточнением, подсказкой. Это объясняется уровнем развития младших школьников, а также тем, что коммуникативный аспект играет для ребенка главную роль: поскольку его речь понимают и он не видит необходимости исправлять ошибки. Основной двигатель изучения языка для детей - это радость познания, чувство комфорта, прежде всего положительные эмоции.

Комфортность взаимодействия детей во время общения зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с фронтальной и индивидуальной работой необходимо внедрять в учебный процесс и другие формы обучения: групповые, парные, индивидуальные и т. д .

Современная общеобразовательная школа переживает сложный процесс обновления. Ведущая цель преобразований - максимально приблизить обучение и воспитание к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности, создать условия для развития творческих способностей.

Бурятский язык как учебный предмет на современном этапе объективно является общественной ценностью. Учитель должен быть посредником между обществом и учеником. Для этого ему необходимо овладеть методикой обучения, глубоко осознать социальное содержание предмета «бурятский язык», проникнуться чувством гордости за свой предмет.

Литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения / авт.- сост. О.Я.Воробьева. Волгоград: Учитель, 2008. l4l с.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С. 135.

4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. 93 с.

5. Ниорадзе В.Г. Воспитание младших школьников в процессе обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика, 1989.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. По-лат. 2-е изд., стер. М., 2005. 272 с.

7. Программы. Иностранные языки. М.: Просвещение, 1997.

8. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе / сост. Г.С. Малунова и др. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. 164 с.

9. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. Энциклопедия образовательных технологий / НИИ школьных технологий. М., 2005.

Literature

1. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguadidactics and methods of tecging: man. for stud. 4th ed., M: Academy, 2007. 336 p.

2. Communicative technologies at school: secrets of an effective dialogue / comp. by O.Ya. Vorobyeva. Volgograd, 2008, 141p.

3. Leontiev A.A. Language, speech, speech activity. M., 1969, 135 p.

4. Nikishina I.V. Innovative activity of the modern teacher at school methodist work. 2nd ed., stereotype. Volgograd, 2008.

5. Nioradze V.G. Education of junior schoolboys in process of teaching Russian at national school. M.: Pedagogika, 1989

6. New pedagogical and information technologies in an education system: manual - 2 ed., stereotype / ed. by E.S. Polat. M., 2005 272 p.

7. Programs. Foreign languages. M.: Prosvescheniye, 1997.

8. Psychologic pedagogical support of educational process elementary school / comp. by G.S. Malunova et. al. Ulan-Ude: Belig, 2003. 164 p.

9. Selevko G.K. Alternative pedagogical technologies. Encyclopedia of educational technologies / Scientific research institute school technology. M., 2005.

Нанзадай Дашима Цыбикжаповна, учитель высшей категории, Лингвистическая гимназия №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NanzadaiDashima Tsybikzhapovna, teacher of the highest category, Linguistic grammar school №3.

Россия, Улан-Удэ, ул. Советская,43, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.