Психолого-педагогические науки •••
85
6. Prokudin B. V. The differentiation of stress in physical education // Physical education and school hygiene: abstracts of the 1st All-Russian Conference. Makhachkala, 1978. P. 219-220. 7. Sklyarov D. A. Development of motor skills of junior pupils through individually-dosed physical loads: Abstr. Diss. ... Cand. Ped. Maykop, 2006. 8. Sklyarov D. A. The development of motor qualities of students at the lessons of
physical training . Method. handbook for teachers. Makhachkala, 2006.
Literatura
1. Kuznecova Z. I. Kriticheskie periody razvitija dvigatel'nyh kachestv u shkol'nikov // Fizicheskaja kul'tura v shkole. 1975. № 1. S. 7-9. 2. Kiselev V. P. Razvitie fizicheskih kachestv u shkol'nikov na urokah gimnastiki // Fizicheskoe vospitanie v shkole. Vyp. 2. Saratov, 1969. S. 55-57. 3. Kiselev V. P. Razvitie fizicheskih
kachestv u shkol'nikov na urokah legkoj atletiki // Nauchnye osnovy fizicheskogo vospitanija i sporta. Saratov, 1970. S. 65-67. 4. Skljarov A. V. Metodika razvitija fizicheskih kachestv u devochek 10-12 let na
urokah fizicheskoj kul'tury: Dis... kand. ped. nauk. M., 1983. 5. Mogendovich M. R. O nejrofiziologicheskih mehanizmah vynoslivosti // Materialy XI Vsesojuznoj Konf. po fiziologii, morfologii, biomehanike i biohimii myshechnoj dejatel'nosti. Sverdlovsk, 1970. S. 283-285. 6. Prokudin B. V. K voprosu o differenciacii
nagruzok v fizicheskom vospitanii // Fizicheskoe vospitanie i shkol'naja gigiena: Tezisy I Vserossijskoj Kon-ferencii. Mahachkala, 1978. S. 219-220. 7. Skljarov D. A. Razvitie dvigatel'nyh kachestv u mladshih
shkol'nikov posredstvom individual'no-dozirovannyh fizicheskih nagruzok: Avtoref. dis...kand. ped. nauk. Majkop, 2006. 8. Skljarov D. A. Razvitie dvigatel'nyh kachestv u shkol'nikov na urokah fizicheskoj kul'tury. Metod. posobie dlja uchitelej. Mahachkala, 2006.
Статья поступила в редакцию 10.04.2015 г.
УДК 811. 161. 1 (07)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING THE PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S SPEECH COMPETENCE
AT NATIONAL SCHOOL
©2015 Султанахмедова К. А., Абдуллаева У. А., Рамазанова Д. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2015 Sultanakhmedova K. A., Abdullaeva U. A., Ramazanova D. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья посвящена проблемам в развитии коммуникативной компетенции учащихся, а также психологическому и личностному развитию учащихся, ориентированную на такую деятельность, в осуществлении которой совершается развитие и становление билингвальной языковой личности. В статье описываются особенности языкового и речевого развития младших школьников, в соответствии с которой организация учебного процесса на уроке осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека.
Abstract. The article deals with priority issues in the development of the communicative competence of pupils as well as their psychological and personal development, oriented on such activities, during which the development and achievment of bilingual linguistic personhood occurs.
Rezjume. Stat'ja posvjashhena prioritetnym problemam v razvitii kommunikativnoj kompetencii uchashhihsja, a takzhe ih psihologicheskomu i lichnostnomu razvitiju, orientirovannomu na takuju deja-tel'nost', v osushhestvlenii kotoroj sovershaetsja razvitie i stanovlenie bilingval'noj jazykovoj lichnosti.
86
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
Ключевые слова: внешняя и внутренняя речь, интериоризация, лингводидакты, несвязность речи, текстоцентрический подход.
Keywords: external and internal speech, interiorization, linguodidacts, speech incoherence, textcentric approach.
Kljuchevye slova: vneshnjaja i vnutrennjaja rech', interiorizacija, lingvodidakty, nesvjaznost' rechi, tekstocentricheskij podhod.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
Современная начальная национальная школа должна выпускать не просто грамотных, но и культурных, умеющих в одинаковой мере хорошо излагать свои мысли и чувства и в устной речи, и в письменном тексте на родном и русском языках. Решение этой задачи предполагает коммуникативную направленность обучения русскому языку, которая означает соблюдение в учебной речевой деятельности характеристик естественного общения: мотивированность и адресованность высказывания, его ситуативность, вариативность, эмоциональную окрашенность.
Связать в единое целое языковое и речевое развитие младших школьников помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может служить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу), при восприятии речи уточнять задачу восприятия по отдельным деталям, предопределять ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить
соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Сегодня, когда разработаны, апробированы и утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования начальная дагестанская национальная школа должна руководствоваться новыми стандартами. Ими определено формирование универсальных учебных действий как важнейшая задача образования. УУД представляют собой совместную деятельность, объединения, толерантное отношение к точке зрения оппонента, равнозначную трансформацию сообщения, а в более узком смысле - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Нерусский ребенок начинает общаться и говорить на родном языке с самого раннего возраста. Он начинает учиться в школе, уже владея коммуникативной и речевой компетенциями. Традиционно большое значение придается учеными-психологами и педагогами развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе. Педагоги, психологи, лингвисты и лингводидакты все еще пребывают в поисках способов и средств раннего, дошкольного приобщения нерусских детей к русскому языку, чтобы начальная школа могла реализовать свою программу по обучению русскому языку в условиях национально-русского двуязычия.
С учетом многогранности понятия «коммуникативная компетентность» разработчики новых Стандартов сочли актуальным выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. Приоритетными проблемами в развитии коммуникативной компетенции учащихся, а также их психического и личностного развития являются содействие и сотрудничество учащихся, ориентированные на такую деятельность, в осуществлении которой совершаются психическое развитие и становление билингвальной языковой личности. Как известно, всякое речевое общение тесно связано с обобщающей дея-
Психолого-педагогические науки •••
тельностью речевого мышления, так как слово, взятое вне определенного контекста, обобщает. Оно отражает, во-первых специфику индивидуального языкового сознания, во-вторых, элемент социального сознания.
В качестве базовых аспектов коммуникативной деятельности ученые-психологи выделили взаимодействие, сотрудничество и интериоризацию. Следовательно, в соответствии с этими тремя основными аспектами коммуникативную деятельность можно разделить на три группы:
1) коммуникация как взаимодействие;
2) коммуникация как сотрудничество;
3) коммуникация как условие интерио-ризации.
Как выше говорилось, при поступлении в школу нерусские дети имеют определенный уровень развития навыков речевого общения на родном языке и весьма скромный запас слов русского языка и общего лексического фонда национального и русского языков. Тем не менее, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи в процессе обучения русскому языку, оно зачастую не достигает требуемого программой, да и самой жизнью степени лингвистической компетенции. Наряду с отсутствием «живой» среды общения на русском языке, серьезной причиной такого положения является рутинный характер традиционной методики обучения русскому языку, следствием применения которой являются:
1) формирование русской речи в отрыве от реальной деятельности учащихся, иначе, вне связи с жизнью, в ее предметнопреобразующей материальной или материализованной форме;
2) несвязанность речи с исходной коммуникативной функцией русского языка; обучение без учета закономерностей неравномерного формирования речевой деятельности детей, без надлежащего индивидуального подхода, а также при отсутствии мотивации у учащихся начальной национальной школы к общению на русском языке.
Эффективное обучение нерусских учащихся начальных классов русскому языку и развитие их русской речи возможны при условиях, если дети будут владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения на русском языке, если будет проявлено приемлемое отношение к процессу сотрудничества, если дети обучены ориентироваться на партнера по
87
общению, если у них сформировано умение слушать собеседника, не перебивая его.
При обучении нерусских детей русскому языку возникает необходимость прибегнуть к помощи родного языка учащихся, то есть переводить на него слово, которое иным способом невозможно объяснить. Однако злоупотреблять этой возможностью нельзя, переводя на родной язык детей, все, что они читают.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной, что следует считать формированием специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности:
- чтение с пониманием читаемого;
- письмо с соблюдением норм письменной речи;
- говорение, т.е. устную речь;
- слушание с пониманием поступающей информации.
Остановимся на некоторых наиболее важных механизмах речевой деятельности. Как известно, человек в соответствии со своим культурно-образовательным уровнем, масштабом кругозора, а также разного рода продвижениями в профессиональной деятельности всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность общения - это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду, в которой они в естественной обстановке реализуются и доступны наблюдению и подражанию. От того, какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от активности его жизненной позиции и от социального опыта. Иными словами, русскую речь не-
88
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
русских учащихся следует развивать в тесной связи с социолингвистическими факторами языкового развития.
Традиционно начальная национальная школа Дагестана приобщает учащихся к литературному языку, как правило, с помощью художественных текстов, а с научным и разговорно-обиходным стилями они сталкиваются редко. Тем не менее, это большой, порою непосильный объем материала, сотни совершенно новых слов, множество новых значений уже известных слов, а также новых сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети до школы могли слышать, но не употребляли в своей речи.
Отмеченное обстоятельство требует использования системы учебных воздействий на учащихся, проведения планомерной работы, определенной дозировки материала и строгого учета возрастных особенностей детей и специфических закономерностей, присущих формированию речи на той или иной ступени.
В начальной национальной школе учащиеся овладевают навыками чтения и
письма, опирающимися на языковую систему, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь постигается с трудом: она сложнее и строже устной, имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети знакомятся с особенностями жанров описания, повествования, письма, оформления заметки в газету, рассуждения.
В речевом развитии детей большую роль играют те способы и средства, которые формируют элементы речевой культуры. Приобщение учащихся начальной национальной школы к русскому литературному языку должно быть неразрывно связано с привитием чувства красивой речи, формированием доступных моделей изложения мысли, соответствующего правилам речевого этикета. Важно, чтобы дети еще в начальной школе усвоили то, что культура речи - это не какой-то искусственный привесок к лингвистической компетенции, а непременный атрибут правильной русской речи.
Литература
1. Абдуллаев А. А., Рамазанова Д. А. Формирование речевых навыков у младших школьников в процессе обучения русскому языку. М., 2014. 2. Айтберов А. М. Лингводидактические основы обучения
русскому языку в условиях многонационального Дагестана. Махачкала, 1983. 3. Богородицкий В. А.
Преподавание русского языка в нерусских школах. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М., 1960. С. 335-339. 4. Буслаев Ф. И. Предмет и методы преподавания. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М., 1960. С. 13-29. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М., 2008. 6. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1997.
7. Магомедов Г. И., Шурпаева М. И. Обучение русскому языку в начальных классах дагестанской национальной школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2000. 229 с.
References
1. Abdullaev A. A., Ramazanova D. A. Formation of speech skills of junior schoolchildren in the process of learning Russian. M., 2014. 2. Aytberov A. M. Linguo-didactic fundamentals of teaching Russian in multicultural Dagestan. Makhachkala, 1983. 3. Bogoroditsky V. A. Teaching Russian at non-Russian schools.
Methods of teaching Russian. Reader. M., 1960. P. 335-339. 4. Buslaev F. I. Subject matter and methods of teaching. Methods of teaching Russian. Reader. M., 1960. P. 13-29. 5. How to project universal learning activities at the primary school: from thought to action. Guide for teachers // A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya. M., 2008. 6. Lvov M. R. The methodology of speech development
of the junior pupils. M., 1997. 7. Magomedov G. I., Shurpaeva M. I. Teaching Russian at primary grades of Dagestan national school. Makhachkala: SRI of Pedagogy, 2000. 229 p.
Literatura
1. Ajtberov A. M. Lingvodidakticheskie osnovy obuchenija russkomu jazyku v uslovijah mnogonacional'nogo Dagestana. Mahachkala, 1983. 2. Bogorodickij V. A. Prepodavanie russkogo jazyka v nerusskih shkolah.
Metodika prepodavanija russkogo jazyka. Hrestomatija. M., 1960. S. 335-339. 3. Buslaev F. I. Predmet i metody prepodavanija. Metodika prepodavanija russkogo jazyka. Hrestomatija. M., 1960. S. 13-29. 4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli. Posobie dlja uchitelja // A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaja, I. A. Volodarskaja. M., 2008. 5. L'vov M. R. Metodika razvitija rechi
mladshih shkol'nikov. M., 1997. 6. Magomedov G. I., Shurpaeva M. I. Obuchenie russkomu jazyku v na-
chal'nyh klassah dagestanskoj nacional'noj shkoly. Mahachkala: NII pedagogiki, 2000. 229 s.
Статья поступила в редакцию 08.06.2015 г.