6. Проблемный метод обучения (по линии: выяснение объема недостающих знаний - анализ проблем - выявление межпредметных связей - подготовка самостоятельного решения).
7. Ситуационный анализ для решения ряда проблем: «ситуация-иллюстрация», «ситуация-оценка», «ситуация-проблема», «ситуация-упражнение».
8. Деловая игра путем применения игротехнических приемов: «мозговой штурм», «круглый стол», «лабиринт», «поле проблем» и др.
9. Педагогический тренинг, практикум по скорочтению и скорописи, мнемотехника, графология, аутогенная тренировка, освоение приемов мимики и пантомимики.
10. Оценивание достижений студентов рейтинговым методом.
11. Внедрение информационных технологий в процесс обучения русскому языку студентов-узбеков.
12. Организация аудиовизуальных курсов по всем темам занятия.
13. Педагогическая квалиметрия и другие. [2]
С помощью методов обучения можно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Таким образом, повышение методической компетентности преподавателей на сегодняшний день является актуальной задачей.
Список литературы
1. Киличева Ф.Б. Метод проектов в обучении русскому языку как фактор формирования способностей обучающихся к самовыражению и самореализации // Наука и образование сегодня. М. № 12 (23), 2017. С.85-86.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 209 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Алленова И.В.
Алленова Ирина Владимировна - старший преподаватель, кафедра языков, факультет организации и управления водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается содержание комплекса электронных учебных материалов. Описываются условия эффективного применения информационных компьютерных технологий в изучении русского языка как неродного. Ключевые слова: электронные учебные материалы, информационные компьютерные технологии, методы обучения, русский язык.
Известно, что применение информационных компьютерных технологий в процессе изучения русского языка как неродного дает эффективный результат при соблюдении определённых условий. Используемые электронные учебные материалы (ЭУМ) должны быть комплексными и разрабатываться в соответствии с профессиональной спецификой обучаемых и их компетенциями в сфере ИКТ. В таком комплексе необходимо присутствие следующих типов ресурсов: 1. учебных и справочных программных средств;
2. методических материалов (учебные задания, планы обучения, критерии оценки результатов обучения и пр.);
3. материалов «компьютерной лингводидактики», которые развивают у преподавателей навыки применения ИКТ при преподавании неродного языка;
4. учебных материалов, направленных на то, чтобы совершенствовать у студентов навыки эффективного применения ЭУМ;
5. систематизированных ссылок на ресурсы интернета, имеющих обучающую и научную ценность.
В работу преподавателя русского языка применение ИКТ также вносит ощутимые изменения, смещая акцент с процесса передачи знаний на контроль эффективности изучения русского языка каждым студентом и необходимую коррекцию индивидуальных программ обучения [1]. Посредством комплекса ЭУМ преподаватель русского языка имеет возможность разработки индивидуальных проектных, творческих интерактивных заданий, планов прохождения материалов учебного курса, может автоматизировать контроль над их реализацией и оценивать успешность достижения учебных целей каждого студента на протяжении всего курса обучения.
Выполнение упражнений посредством использования комплекса ЭУМ дает возможность эффективного развития у узбекскоязычных студентов механизмов осмысления русской речи и запоминания её на слух; ускоренного обеспечения фонетическим и лексико-грамматическим багажом, благодаря которому у обучающихся возрастает объём так называемой оперативной памяти. Также, обучение языку может проводиться на расстоянии посредством:
• case-технологий - мультимедийных электронных пособий учебного содержания, в которых описывается объект обучения, а также предусмотрено наличие необходимых контрольных заданий, чтобы выполнять самопроверку. Приложения создаются в текстовом, графическом, видео и аудио форматах и хранятся на отдельных носителях (CD диски, флеш-карты, внутренняя память телефонов, компьютеров);
• сетевых технологий - электронных ресурсов на общедоступном сервере.
Известно также, что познавательная деятельность студентов в процессе обучения
более эффективна при условии, что используются разнообразные формы организации и проведения занятий. Использование комплекса ЭУМ при построении занятий русского языка в ВУЗах может быть реализовано следующим образом:
1. изучение теоретического материала (10-15 мин.);
2. выполнение самопроверочной работы посредством специально разработанных тестов с различными уровнями сложности (5-7 мин.);
3. практическое задание для отработки навыка (20-25 мин);
4. диалоговая работа с компьютером для проверки усвоения знаний и навыков (510 мин.).
Использование комплекса ЭУМ при обучении русскому языку значительно расширяет возможности преподавателей, позволяет организовать постоянное взаимодействие между педагогами и обучающимися посредством электронной почты, форумов, чатов, интерактивных обучающих программ, находящихся в локальных или общедоступных базах данных. Таким образом, интенсифицируются процессы, формирующие языковую и коммуникативную компетенцию студентов.
Список литературы
1. Миркурбанова Р.А., Арипджанова М.К. Положительные аспекты использования
ИКТ при обучении русскому языку // Достижения науки и образования, 2018. № 4
(26). С. 53-55.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ ЛЕКСЕМАМИ
РАЗЛИЧНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП
1 2 Солошенко Н.А. , Полякова М.А.
1Солошенко Наталья Александровна - учитель начальных классов;
2Полякова Марина Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя политехническая школа № 33, г. Старый Оскол
Аннотация: статья рассматривает проблему грамотного письма и чтения. Активный поиск информации путем изучения дополнительной литературы и работы с ней формирует познавательный интерес у учащихся к предметам «Русский язык» и «Литературное чтение». Однако, строя уроки таким образом, нужно помнить о слабых местах.
Ключевые слова: семантика, этимологический анализ, воспитательный потенциал, коммуникация, тематический словарь, словарный запас.
Мы проанализировали свою работу за последние 10 лет и пришли к выводу, что работа над семантической стороной имени существительного ведется в двух направлениях: на уроках чтения (в ходе словарной работы) и на разных этапах уроков русского языка. Во время занятий по русскому языку учителя дают детям не только задания из учебников, но и дополняют их разнообразным дидактически материалом. Иногда используют элементы этимологического анализа. На уроках чтения в основном анализируются следующие группы имен существительных: названия оружия, название жилищ и помещений, человек: его питание, одежда, взаимоотношения и т.д.
По нашему мнению, эффективность словарной работы, проводимой на уроках обучения грамоте возрастает, если упражнения со словом проводятся систематически. Учитель предлагает учащимся называть слова, обозначающие, например, игрушки, мебель, зверей, птиц, цветы и т.д. Замечая при этом, что иногда во время таких упражнений ученики называют слова, не понимая смысла, услышанные от кого-то, запомнившиеся из книг. Поэтому с некоторыми словами можно составлять предложения или проверять осмысленность их восприятия короткими вопросами (нора - Кто в ней живет?). В период обучения грамоте в процессе словарной работы нужно использовать такой способ объяснения значения слова, как показ предмета или рисунка, описательный способ, логическое определение, объяснение слова через синонимы, составление предложений с данным словом.
Описывая систему работы по обогащению словаря младших школьников лексикой человеческих отношений, «усвоение которой имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения», и «главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по нашему мнению, заключается в том, что эта группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя».
На уроках русского языка и литературного чтения можно использовать большое разнообразие интересных заданий и упражнений, в которых использовались слова, относящиеся к тематической группе «лексика человеческих отношений», работа с которой развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.
Словарные слова в учебниках даются безо всякой системы, только в связи с упражнениями на данной странице, да и то не всегда. В начальной школе встречаются
лексемы тематических групп спорт, дом и комната, школа, меры длины и веса, одежда, магазин, профессия, сад и огород, общественно-политическая лексика.
Каждый учитель, с целью обогащения словаря учащихся, использует лексико-орфографические упражнения. Внимание его сосредоточено на сопоставлении устаревшей и сравнительно новой лексики для русскоязычных слов, а также на различных по происхождению группах слов. Для повышения интереса к родному языку, для обогащения словаря учащихся на уроках русского языка и природоведения учитель использует этимологический текст, обращая внимание детей к первоначальным этимологическим истокам простых и привычных названий растений, животных, природных явлений.
Для изучения текстов, содержащих устаревшую бытовую лексику, на уроках развития речи целесообразно сделать таблицу, которая поможет учащимся запомнить трудные слова. При этом использовать тематический принцип составления таблицы.
Педагоги уделяют большое внимание работе со словом, так как это дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить значения слов, научить правильно употреблять слово в новом контексте. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке; во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
Анализ работы по обогащению словаря учащихся позволил нам сделать следующий вывод: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в тексты, составление гнезд однокоренных слов, обращение к этимологии - позволяет обогатить активный словарь младших школьников.
Список литературы
1. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями // Начальная школа, 2002. № 1. 105 с.
2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников // Нач. шк., 2002. № 6. 25 с.
3. Грушников П.А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах // Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. Сборник статей. Сост. П.А. Грушников. М., 1973. 180 с.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2
Денисова П.А. , Мягдеева Ж.А.
'Денисова Полина Александровна - учитель начальных классов;
2Мягдеева Жанна Андреевна - воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Альметьевск, Республика Татарстан
В современных условиях развития общества, характеризующихся тенденцией к глобализации, размыванию границ различных культур и все большему их взаимопроникновения, актуальным является вопрос о сохранении и популяризации национальной культуры, формировании на ее основе национального самосознания,