Научная статья на тему 'Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста'

Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2938
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИНА / ТРАДИЦИИ / ОБЩЕСТВО / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / РОДНАЯ СТРАНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носаева Ирина Алексеевна

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в современных условиях, когда происходят коренные изменения в жизни общества. Актуальной проблемой общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущать себя патриотом частью Отечества это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда именно в этот момент закладывается фундамент ценностного отношения к окружающему миру, к родной стране. Сейчас, в период нестабильности, появляется необходимость вернуться к традициям нашего народа и его вековым обычаям и к таким понятиям, как род, родство, Родина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

отличающуюся от других только целью, к которой она направлена, - добиться понимания вещей; но затем, как и остальные, она представляет собою результирующую ощущений, восприятий, представлений - с одной стороны, рефлекторных и ассоциативных приспособлений - с другой» [3. С. 25]. По мнению А. Куссмауля, вербальное выражение мысли распадается на три стадии (процесса): «приготовление» к речи, совершающееся в душе и уме; дикция - произведение «внутренних слов» вместе с синтаксисом и ртикуляция-образование внешнего слова.

Список литературы

1. Аристотель. Об истолковании. Собр. соч. Т. 2. М., 1978. С. 93.

2. Платон. Теэтет. Собр. соч. Т. II. М., 1993. С. 249.

3. Куссмауль А. Расстройство речи. Опыт патологии речи. Киев, 1879. С. 25.

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Носаева И.А.

Носаева Ирина Алексеевна - воспитатель, группа дошкольного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2 Гавриловская СОШ,

1 Пересыпкинский филиал, с. 1 Пересыпкино, Гавриловский район, Тамбовская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в современных условиях, когда происходят коренные изменения в жизни общества. Актуальной проблемой общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущать себя патриотом - частью Отечества - это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда именно в этот момент закладывается фундамент ценностного отношения к окружающему миру, к родной стране. Сейчас, в период нестабильности, появляется необходимость вернуться к традициям нашего народа и его вековым обычаям и к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Ключевые слова: дошкольник, патриотическое воспитание, Родина, традиции, общество, подрастающее поколение, родная страна.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одно из направлений социально -личностного развития ребенка. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Получение нравственных ценностей родной культуры в таком самом нежном возрасте - это и есть самый верный способ патриотического воспитания.

Итак, культурное наследие народа - это огромное богатство, которым каждому ребенку надо научиться умело распоряжаться, сохранять и приумножать. Патриотическое воспитание у ребенка охватывает все виды деятельности в образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, формирование общественной жизни (экскурсии в музей). А в образовательной деятельности это игра, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, видеотека. Для того чтобы правильно построить свою работу по патриотическому воспитанию у дошкольников следует опираться на следующие документы:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Закон РФ «О днях воинской славы России»

3 Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [1]. Современные исследователи - О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева - делают акцент на том, что педагог в этом процессе является ключевой фигурой, как носитель культурных ценностей, в передаче этих ценностей от одного поколения к другому Принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Целостности - единство обучения;

2. Гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании;

3. Деятельного подхода;

4. Интеграции - совмещение аспекты научных и обще человеческих знаний;

5. Культурособразности;

6. Возрастного и индивидуального подхода;

7. Рациональности - правильное сочетание разных видов деятельности [2, с. 56]. Рассмотрим некоторые суждения ведущих ученых (таблица № 1).

Таблица 1. Мнение ученых о патриотическом воспитании [4]

Автор Содержание

К.Д. Ушинский «Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский «Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Ипполитова Н.В «Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения»

Козлова С.А. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу»

Никонова Л.Е. «Это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек»

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно -нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины [3].

Результаты теоретических исследований привели к необходимости разработки комплекса педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на примере родного города. Данный комплекс предполагает следующие педагогические условия:

1. содержание патриотического воспитания будет строиться на основе механизма нравственного воспитания (единство знаний и представлений, мотивов, чувств и отношений);

2. взаимодействие дошкольных образовательных организации и семьи, способствующего формированию основ патриотизма детей;

3. средствами формирования основ патриотизма будет выступать: общение, художественная литература, народное творчество, игра [4, с. 30].

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Анализ нормативных источников позволил нам определить, что в современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Список литературы

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. М.: Издательский центр Академия, 2001. 416 с.

2. Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. М.: Академия. 187 с.

3. Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 «О федеральном государственном стандарте дошкольного образования», зарегистрированный в Минюсте РФ 2013 г. за рм № 30384.

4. Ушков М.Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 29-31.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Атутова Е.Н.

Атутова Евгения Николаевна - магистр, факультет филологии и журналистики, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматривается развитие лексико-грамматических навыков для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, проводится анализ и систематизация теоретического материала по заданной теме, формируется система упражнений, направленных на формирование навыков, и подвергается анализу использование на практике данных упражнений на различных целевых аудиториях.

Ключевые слова: лексико-грамматические навыки, коммуникативная компетенция, английский язык, методы обучения, упражнения, педагогика.

Основное назначение иностранного языка как предметной области заключается в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное общение. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. При обучении иностранному языку исследователи делают основной упор на овладение речевой компетенцией, подчас не уделяя должного внимания лексико-грамматической стороне речи, другими словами считается, что даже при малом словарном запасе обучающийся может эффективно решать коммуникативные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.