Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / FOLK TRADITIONS / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLK ARTS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / РУЧНОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО / HAND PATTERNED WEAVING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна, Скворцов Константин Алексеевич

В статьераскрывается роль народного творчества в образовательном пространстве, как одного из главных источников приобщения к национальной культуре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, как средство сохранения и развития ценностей народных традиций в художественном образовании.Определяется значение народного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна, Скворцов Константин Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ART IN HIGH ARTS EDUCATION SYSTEM

One from the main sources for familiarizing with the national culture disclosed as folk arts in educational space. Arts and crafts are viewed as means for conservation and development folk traditions values in arts education. The meaning of folk arts according to nowadays conditions of educational space is determinate as means for conservation and development of folk traditions.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Приобретение качества управления для организатора образовательной деятельности, преподавателя, студента, любого субъекта вообще - неотъемлемая часть системы образования. Если студент на занятиях приобретает эти качества, то он потом может эти качества перевести в любую жизнедеятельность и в, частности, в ту профессиональную деятельность, которой он будет заниматься. Одним из качеств управления образовательной деятельностью является наличие способности к прогнозированию процессов. Данная способность вырабатывается за счет умений по моделированию процессов различной сложности.

Итак, моделирование учебных занятий повышает качество, как системы учения, так и системы обучения, то есть повышает уровень профессионального саморазвития не только студентов, но и преподавателей.

Литература и источники

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста Транспортное строительство. М., 2000. 26 с.

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.

3. Карева Д.Ф., Дворянкина Е.К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. 278 с.

4. Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

5. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знания, 1978. 47 с.

6. Информационные системы для руководителей / Под ред. Ф. И. Перегудова. М.: Финансы и статистика, 1989.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki diplomirovannogo specialista Transportnoe stroitel'stvo. M., 2000. 26 s.

2. Arhangel'skij S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole i ego zakonomernye osnovy i metody. M.: Vyssh. shkola, 1980. 368 s.

3. Kareva D.F., Dvoryankina E.K. Vzaimodejstvie sistem obucheniya i vospitaniya v vuzovskom obrazovanii: monografiya. Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2003. 278 s.

4. Kraevskij V.V. Modelirovanie v pedagogicheskih issledovaniyah. Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike. M.: Prosveshchenie, 1988. 239 s.

5. Lerner I. YA. Kachestva znanij uchashchihsya. Kakimi oni dolzhny byt'? M.: Znaniya, 1978. 47 s.

6. Informacionnye sistemy dlya rukovoditelej / Pod red. F. I. Peregudova. M.: Finansy i statistika, 1989. 176 s.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru). КОРЗИНОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА - доктор педагогических наук, профессор института искусств Московского педагогического государственного университета (korzinova@mail.ru).

КАТХАНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (yu.kat@mail.ru).

KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of social, humanitarian and economic disciplines of the Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk KORZINOVA, ELENA I. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University KATHANOVA, YULIYA F. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow Pedagogical State University

УДК 378:745/749

КОРНЕЕВА Е.Н., СКВОРЦОВ К.А. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: художественное образование, народные традиции, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, ручное узорное ткачество, образовательное пространство.

В статье раскрывается роль народного творчества в образовательном пространстве, как одного из главных источников приобщения к национальной культуре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, как средство сохранения и развития ценностей народных традиций в художественном образовании. Определяется значение народного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций.

KORNEEVA, E.N., SKVORTSOV, K.A. FOLK ART IN HIGH ARTS EDUCATION SYSTEM

Keywords: art éducation, folk traditions, folk arts, arts and crafts, hand patterned weaving, educational space.

One from the main sources for familiarizing with the national culture disclosed as folk arts in educational space. Arts and crafts are viewed as means for conservation and development folk traditions values in arts education. The meaning of folk arts according to nowadays conditions of educational space is determinate as means for conservation and development of folk traditions.

Преподавание основ народного искусства в вузе, является одним из важных этапов подготовки художника декоративно-прикладного искусства, так как современный мир стремительно развивается и уже в ближайшем будущем, выпускники художественных вузов, обучающиеся сейчас, станут ведущими специалистами в сфере преобразования окружающей действительности и развития традиций народного творчества нашей страны. В настоящее время одной из главных задач системы высшего художественного образования в сфере декоративно-прикладного искусства является обеспечение высокого качества подготовки будущих педагогов-художников, получающих одну из наиболее актуальнейших и многогранных профессий.

Это обусловлено растущим сегодня спросом на специалистов, которые готовы принимать творческие решения, грамотно действовать в стремительно меняющихся условиях, когда требуется проявлять нестандартный подход к стандартным ситуациям, демонстрируя креативность и обеспечивая экономический эффект проектных предложений. Но возможно ли обучить профессионала без качественного знания теоретических основ? Возможно ли педагогу-художнику, обойтись без знаний основ народного искусства?

Ответ очевиден. Именно народное искусство способствует всестороннему развитию человека, специалиста в образовательном пространстве, дает возможность принимать непосредственное участие в создании материальных и духовно-нравственных ценностей, приобщаться к национальной культуре.

Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах человеческой жизнедеятельности предъявляют высокие требования к уровню художественного профессионализма и, в первую очередь, в сфере художественного творчества. Поэтому в последнее время возросло значение эстетического воспитания на традициях русской национальной культуры.

Сегодня, в период совершенствования учебно-методической базы художественного образования остро ощущается потребность в выработке новых подходов к реформированию системы высшей школы. Формирование интересов, потребностей личности человека осуществляется различными средствами, в том числе и средствами декоративно прикладного искусства. Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. В связи с этим, актуальными становятся процессы совершенствования и модернизации системы профессиональной подготовки специалистов художественно-педагогического профиля декоративно-прикладного искусства в области русского народного творчества.

Приоритетной целью художественного образования является сохранение традиций культурного наследия в системе высшего художественного образования, использование и применения традиций в современной педагогике, духовно-нравственное развитие, формирование качеств отвечающих представлением об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Для повышения уровня профессиональной подготовки художественно-педагогического профиля в области декоративно-прикладного искусства с применением ручного узорного ткачества недостаточно обучать текстильной композиции, применяя традиционную орнаментальную систему. В рамках педагогической деятельности, в процессе изучения текстильной композиции возникла острая необходимость использования знаний технологических процессов в области ручного ткачества и разработки методологической

основы по применению данных знаний в системе профессиональной подготовки будущих педагогов - художников.

Вопросы методики преподавания декоративной текстильной композиции, и в том числе, композиции ручного ткачества в рамках художественной профессиональной подготовки освещены в исследованиях В. Козлова, А. Хворостова, В. Фаворовского. В них раскрываются различные аспекты обучения декоративной композиции с точки зрения профессионального развития студента, формирования его компетенций по применению соответствующих средств декоративной композиции с учетом конструктивных, изобразительных и художественных возможностей различных материалов, приведены уникальные примеры и образцы народного искусства.

В осуществлении основных задач по методике преподавания технологических процессов, в области ручного ткачества особая роль отводится технологии и материаловедению. В основу положен принцип «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Изучение национальной культуры и традиций народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только развитие, но и само его существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта зависят во многом от принятого в обществе стиля воспитания и обучения подрастающего поколения. Традиционное русское искусство в течение веков вырабатывало оптимальную систему воспитания и обучения. Эта система представляла собой сложное и в чем-то противоречивое целое. Она должна была обеспечить передачу необходимых навыков и умений, знаний о природе, о человеке, окружающем мире. Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена, прежде всего, на преемственность поколений. Это была целая педагогическая система, по комплектности воздействий, по многоплановости и высокой эффективности результатов не имеющая аналогов в современных педагогических новациях.

Связи декоративно-прикладного искусства и искусства в целом с жизнью человека, роль декоративно прикладного искусств в его бытии, в жизни общества, значение декоративно прикладного искусства в развитии каждого человека - есть главный смысловой стержень преподавания народного искусства в системы высшего художественного образования.

Хочется надеяться, что внимательное и продуманное изучение народного традиционного русского искусства во многом позволит пополнить арсенал оптимальных методов обучения и развития, поможет сформировать правильную систему взаимоотношений и взаимодействий народной педагогики, научит навыкам освоения художественного пространства.

Систематическое освоение декоративно-прикладного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Не случайно в истории материальной культуры русского народного искусства важное место занимает искусство выработки и украшения тканей. Имеется довольно обширная литература по исследованию промыслов населения России. В этих работах присутствует этнографический материал, они ценны тем, что в них раскрывается история промыслов, техника производства, довольно подробно характеризуется место и роль домашних промыслов в хозяйственно-экономической жизни крестьян губернии.

Ручное узорное ткачество, как и другие виды декоративно-прикладного искусства -керамика, стекло, резьба по дереву - находят широкое применение в современном пространстве.

Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими народными умельцами - мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, вышивальщицами, ткачами, кружевницами.

К сожалению, сегодня, когда человек окружен всевозможными машинами, облегчающими его труд, поставляющими ему в большом объеме необходимую информацию,

все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе.

В частности, ручное узорное ткачество практически не встречается в качестве предмета изучения в чистом виде, зачастую заменяются технологиями ковроткачества и современными импровизациями. Поэтому когда-то мощный слой традиционной культуры давно уже размыт или утерян, так что обратиться к кладезю мудрости и опыта, хранителю национального сознания можно только опосредованно - через музеи, книги и единичные дошедшие до нас образцы народного искусства.

Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную русскую культуру технологии ручного ткачества в современном образовательном пространстве. Время идет, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту и мировоззрению, ушло далеко в прошлое. Тем не менее, на наш взгляд, сохранение и восстановление технологии ручного узорного ткачества, преумножение богатства народного наследия в программах декоративно-прикладного искусства принадлежат к числу наиболее важных задач художественного образования в высшей школе.

Народное узорное ткачество, как отражение исторического и культурного наследия в народных костюмах и предметах интерьера, использование полученного опыта в создании современных изделий, дизайне современного костюма с использованием ручного ткачества, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии - источника творческих замыслов профессионального искусства. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса нашего современного человека. Именно в этом материальном виде искусства зародились основы технологических процессов ручного текстиля, текстильной композиции, как и общей текстильной композиции, в целом, которые являются пропедевтическими для многих современных направлений искусства.

Изучение основ технологических процессов ручного ткачества с построением текстильной композиции является еще одной из предпосылок профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, так как способствует развитию творческой деятельности и пониманию сущности декоративно-прикладного искусства.

По мнению И.В. Алексеевой, в процессе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов преподавание декоративно-прикладного искусства имеет определенное значение для развития таких качеств, как потребность в творческой активности студентов формирование специальных художественно-графических и практических навыков, художественного мышления, обогащение специальным опытом декоративного искусства, формирование профессионально-педагогической направленности.

Таким образом, в практике работы художественно-графических факультетов педагогических университетов не вызывает сомнения значимость изучения основ ручного узорного ткачества, как части народного декоративно-прикладного искусства, а также передача молодым художникам знаний навыков по обработке текстильных материалов с использованием базового материала.

Литература и источники

1. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях художественным плетением. Дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. 223с.

2. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., Просвещение, 1980. 198с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192с.

4. Вагнер Г.К. О природе народного искусства// Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. С.32-38.

References and Sources

1. Alekseeva I.V. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov HGF na zanyatiyah hudozhestvennym pleteniem. Diss. kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1996. 223s.

2. Arhangel'skij S.I. Lekcii po nauchnoj organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole. M., Prosveshchenie, 1980. 198s.

3. Babanskij YU.K. Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa: Metodicheskie osnovy. M.: Prosveshchenie, 1982. 192s.

4. Vagner G.K. O prirode narodnogo iskusstva// Narodnoe iskusstvo i sovremennaya kul'tura. Problemy sohraneniya i razvitiya tradicij. M., 1991. S.32-38.

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Художественно-графический факультет, Институт искусств, Московский педагогический государственный университет.

СКВОРЦОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи Московского педагогического государственного университета.

KORNEEVA, ELENA N. - Associate Professor of arts and crafts department Art and graphic faculty Institute of Arts, Moscow State University of education

SKVORCOV, KONSTANTIN A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Art, Moscow Pedagogical State University (skvortzov@mail.ru).

УДК 378. 016

ЗУБРИЛИН К.М., СЕЧИНА Ж.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

Ключевые слова: изобразительное искусство, учителя рисования, повышение квалификации,

В статье показано, что в современной действительности, пронизанной техногенностью и рационализмом, только искусство, опирающееся на чувственное и эмоциональное познание мира, в состоянии обеспечить в сочетании с проверенными методами образования целостное гармоничное развитие личности подрастающего поколения. В связи с решением общих задач повышения эффективности художественного образования, закладывающего основы нравственно-ценностного отношения учащихся к действительности, является крайне актуальной проблема создания адаптационной методики, выводящей учителя из ситуации внутреннего психологического кризиса (эмоционального выгорания) и гармонизации его эмоциональной сферы.

ZUBRILIN, КМ., SECHINA, J.A.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND EMOTIONAL SPHERE IN THE SYSTEM OF TRAINING

TEACHERS OF FINE ARTS

Keywords: fine arts, drawing teachers, advanced training.

The article shows that in modern reality, permeated with technogenicity and rationalism, only art based on sensual and emotional cognition of the world is able to provide in combination with proven methods of education the integral harmonious development of the personality of the younger generation. In connection with the solution of the problems of the art of education, laying out the foundations of the foundations of the humanities, emotional burnout.

Разработка методик развития и гармонизации творческо-эмоциональной сферы в настоящее время является наиболее актуальной в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства, поскольку достижение преподавателем эмоциональной гармонии является важнейшим условием совершенствования его художественно-педагогического мастерства.

В современной действительности, пронизанной техногенностью и рационализмом, только искусство, опирающееся на чувственное и эмоциональное познание мира, в состоянии обеспечить в сочетании с проверенными методами образования целостное гармоничное развитие личности подрастающего поколения. В рамках педагогического процесса именно эмоциональная сфера учителя изобразительного искусства создает ту коммуникационную среду, в которой происходит приобщение учеников к культуре и формирование их духовно-нравственных ценностей.

Основной категорией специалистов, испытывающих потребность в адаптивных методиках институтов повышения квалификации - это учителя средней школы, в том числе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.