Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ'

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
520
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ARTISTIC PERCEPTION / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / FOLK TRADITIONS / ФЕСТИВАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / FESTIVAL OF ARTISTIC CREATIVITY / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE-APPLIED ART / ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна, Ломова Елена Станиславна

В статье раскрыты аспекты сохранения и развития народных традиций как средстваформирования компетенций в области художественного творчества. Рассматриваются фестивали художественного творчества, как формы сохранения народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. Определяется значение фестивалей художественного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций культурной рефлексии и культурного сотворчества подрастающего поколения.Отмечая факторы, которые сдерживают развитие фестивалей художественного творчества, авторы приходят к выводу, что многое здесь держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете отдельных организаторов, которые пытаются создать условия для объединения и встреч творческих коллективов. По мнению авторов статьи, народные традиции должны основательнее поддерживаться на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корнеева Елена Николаевна, Ломова Елена Станиславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF FOLK TRADITIONS IN THE DECORATIVE-APPLIED ART IN ARTISTIC CREATIVITY

Aspects of preservation and development of folk traditions disclosed as means of forming competencies in the field of artistic creativity Festivals of artistic creativity deal with preservation forms of folk traditions in arts and crafts. The value of festivals of artistic creativity is estimated at modern conditions of educational space as facilities for preservation and development of folk traditions valuation for cultural reflection and cultural creativity the younger generation. Noting the factors that hinder the development of festivals of artistic creativity, the authors come to the conclusion that much here is based on the selfless enthusiasm and authority of individual organizers who are trying to create conditions for the unification and meetings of creative teams. According to the authors of the article, people's traditions should be more firmly supported at the state level.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

5. Gamzatova P.R. Arhaicheskie tradicii v narodnom dekorativno - prikladnom iskusstve (k probleme kul'turno arhetipa) M.: Editorial URSS, 2004. 144 s.

6. Buzin V.S. O cvetovoj simvolike russkogo narodnogo svadebnogo kostyuma // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2016. №6. S.107-116.

ВЛАСОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Донского государственного технического университета.

СОКОЛЬНИКОВА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, профессор Института искусств Московского педагогического государственного университета.

VLASOVA, IRINA M. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Don State Technical University (vlasova.i@mail.ru) SOKOLNIKOVA, NATALIYA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University (sokoln.im@mail.ru)

УДК 745.03:7.031

КОРНЕЕВА Е.Н., ЛОМОВА Е.С. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Ключевые слова: художественное восприятие, народные традиции, фестиваль художественного творчества, декоративно—прикладное искусство, проектная деятельность.

В статье раскрыты аспекты сохранения и развития народных традиций как средства формирования компетенций в области художественного творчества. Рассматриваются фестивали художественного творчества, как формы сохранения народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. Определяется значение фестивалей художественного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций культурной рефлексии и культурного сотворчества подрастающего поколения. Отмечая факторы, которые сдерживают развитие фестивалей художественного творчества, авторы приходят к выводу, что многое здесь держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете отдельных организаторов, которые пытаются создать условия для объединения и встреч творческих коллективов. По мнению авторов статьи, народные традиции должны основательнее поддерживаться на государственном уровне.

KORNEEVA, E.N., LOMOVA, E.S. PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF FOLK TRADITIONS IN THE DECORATIVE-APPLIED ART

IN ARTISTIC CREATIVITY

Keywords: artistic perception, folk traditions, festival of artistic creativity, decorative-applied art, project activity.

Aspects of preservation and development of folk traditions disclosed as means of forming competencies in the field of artistic creativity Festivals of artistic creativity deal with preservation forms of folk traditions in arts and crafts. The value of festivals of artistic creativity is estimated at modern conditions of educational space as facilities for preservation and development of folk traditions valuation for cultural reflection and cultural creativity the younger generation. Noting the factors that hinder the development of festivals of artistic creativity, the authors come to the conclusion that much here is based on the selfless enthusiasm and authority of individual organizers who are trying to create conditions for the unification and meetings of creative teams. According to the authors of the article, people's traditions should be more firmly supported at the state level.

Декоративно-прикладное искусство, как любая другая человеческая деятельность в сфере художественного творчества предъявляет определенные профессиональные требования к форме сохранения народной культуры. Огромный потенциал культурного наследия, существующий в многообразии народных традиций, национальных особенностей, ремесел, обрядов, ритуалов и праздников, в его традиционных формах, является основой художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве.

Но, к сожалению, в современном мире народное искусство, а особенно объекты декоративно-прикладного творчества редко используются где-либо, и даже существует мнение, что передача традиции и следование ей - черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния. Поэтому, несмотря на то, что традиционная народная культура - это прочная основа всех культурных направлений

современного общества, в котором, закреплен вековой и бесценный опыт теоретических и практических знаний, сегодня необходимо уделять большое внимание дальнейшему сохранению и развитию народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. Изучение традиционной культуры народного творчества в последние десятилетие было одним из приоритетных направлений в развитии российского художественного образования. Но, несмотря на многочисленные научные исследования в области народных художественных промыслов и народных традиций, эту тематику можно назвать одной из самых неисследованных тем в истории русского искусства.

Российское образование в рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», основное внимание при подготовке бакалавров уделяет художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, научно-

исследовательской, исполнительской и педагогической деятельности. Исследования проблем художественного творчества доказывают, что освоение различных видов декоративно-прикладного искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Декоративно-прикладное искусство развивает художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывает творческий потенциал личности, а эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству и народных промыслам определяется степенью проникновения художественных ценностей в художественно-творческую деятельность, в индивидуальный опыт, мировоззрение и поведение обучающегося.

Поэтому, развитие творческих способностей на основе традиционных народных промыслов, через сохранение традиций и изучение технологических приемов лежит в основе образовательной программы по декоративно- прикладному искусству. Важность обучения бакалавров с использованием программ по плетению и ткачеству поясов, ручному ткачеству, истории народного костюма, народной куклы, вышивки и реализация их творческих проектов, через участие в мастер-классах, конкурсах, и фестивалях является актуальной необходимостью и одной из форм сохранения народных традиций в нашем обществе.

Не случайно огромную роль в форме сохранения народной культуры играют такие направления как конкурсы, выставки и фестивали художественного творчества. Наиболее весомый вклад, на взгляд автора, в развитие традиций декоративно-прикладного искусства вносят именно фестивали народного художественного творчества, в формате которых раскрывается весь широкий спектр возможностей народных промыслов, уже не ограничивающийся просто выставочной деятельностью. Многообразие направлений декоративно-прикладного искусства России сегодня представлены в следующих мероприятиях:

- «Фестиваль ручного ткачества»;

- Фестиваль «Золотая Хохлома»;

- Международный фестиваль кружева «Vita Lace»;

- Ежегодная выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ» и т.д.

Фестивали сегодня - это современная форма культурного общения, которая впитала в себя отдельные части народного художественного творчества и деятельности, отражающей жизнь, воззрения, идеалы и принципы. Фестивали собирают под одной крышей ассоциации всех народных художественных промыслов и на площадках, которых, активными участниками являются учебные заведения непосредственно связанные с традициями народной культуры в нашей стране. Поэтому, несомненно, что сохранение и развитие народных традиций декоративно-прикладного искусства через прикладное творчество, через обрядовую культуру, праздники, национальное поведение

в народных праздниках является важной составляющей образовательного процесса в высшей школе. При этом важную роль в культуре народного наследия художественного творчества имеет его воздействие на духовный мир современного человека. Сегодня в образовательном пространстве сохранение народных традиций возможно обеспечить с помощью:

1. Визуального восприятия произведений народного и декоративно-прикладного искусства;

2. Художественно-проектной деятельности;

3. Овладения техниками исполнения декоративных изделий в декоративно-прикладной деятельности;

4. Исследования и реконструкции народного костюма, создания образа и его перевоплощения в этом же изделии;

5. Создания сюжетов для народных праздников и участия в них.

Особенностью декоративно-прикладного искусства, как художественного

творчества и как формы сохранения народных традиций, в отличие от современной культуры, является его традиционализм и ориентация на определенный способ передачи информации. В современном пространстве, фестивали, как форма сохранения традиций народной культуры, связаны с сюжетными и временными ограничениями и имеют определенную функцию, от которой зависят этапы их проектирования. Огромную роль в этом играет выход на музейный ресурс, объекты исторического наследия и гранты. Через художественное осмысление и участие в конкурсах и фестивалях мир современного человека становится духовно богаче и интереснее, что, несомненно, является одним из факторов мотивации к художественному творчеству.

В последнее время повысилась значимость традиций в развитии многонациональной культуры населения России. Но роль традиций и их воздействие на человека могли бы быть значительно выше. Поэтому, занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, обучающиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей.

О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания, внутреннее раскрывается». Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческого сознания учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности. Возможность сохранения—традиций через фестивальную деятельность, а именно через возрождение народного костюма и народного художественного творчества, обусловлена его воздействием на духовный мир многонациональной студенческой молодежи. Через современные проблемы сохранения многонациональной народной культуры и участие в фестивалях в конкурсах мастер-классах, в молодых людях формируется чувство уважения к традициям разных народов, что позволяет привить нравственные нормы уважения к культуре предшествующих поколений.

В настоящее время значительно повысился интерес к фестивалям художественного творчества у подрастающего поколения, возросла значимость традиций культурного наследия в развитии многонациональных творческих отношений. Сохранение народной культуры через декоративно-прикладную деятельность, художественное понимание, художественное осмысление и художественное исполнение, вживание в костюм, в художественный образ - это научно-творческий подход к исследовательской

деятельности, на примере проекта «Студенческий театр реконструкции костюма «ВЕРВИЦА»», руководителем которого, уже многие годы является автор статьи.

Художественная форма изучения основ ручного ткачества, вышивки, кружевоплетения, истории и реконструкции народного костюма дает возможность раскрытия творческого потенциала с использованием художественного показа в программах фестивальной деятельности, а также участия в мастер-классах народных художественных промыслов.

Посредством погружения обучающихся, в культуру, через их непосредственное участие в художественно-творческой деятельности, через мастер-классы, игровую и танцевально-песенную программу они учатся сопереживать, начинают уважать и любить народные традиции. Участие студенческих коллективов в больших и малых фестивалях художественного творчества в последние пять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации. Сегодня, возможно, наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят слушатели с высокой степенью избирательности. Для студенческих творческих коллективов и учреждений дополнительного образования, в том числе и для высших учебных заведений - это в настоящее время едва ли не единственная возможность показать свои творческие достижения за пределами своего города.

К сожалению, организационно-художественные формы проведения фестивалей исполнительских искусств, в Российской Федерации продолжают находиться в процессе трудного формирования. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия функционирования театров и концертных организаций, периодически возникающие кризисы бюджетного финансирования сферы культуры являются существенными факторами, которые сдерживают развитие фестивалей художественного творчества.

Многое сегодня держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете отдельных организаторов, которые пытаются создать условия для объединения и встреч творческих коллективов. По мнению авторов статьи, народные традиции должны основательнее поддерживаться на государственном уровне. Это крайне необходимо для того, чтобы человек не забывал о своих корнях, ведь наша страна обладает богатым культурным наследием: фольклор, литература, промыслы, ремесла, деревянное зодчество, которое, несомненно, следует активно использовать и приспосабливать к современной жизни.

К сожалению, формат данной статьи не позволяет затронуть все грани вопроса, и многие важные и интересные аспекты этой проблемы еще ждут своего рассмотрения. Надеюсь, что скромные наблюдения авторов статьи будут расширены и дополнены другими исследователями этого направления. Авторы искренне надеются, что их коллеги продолжат работу в этом направлении, которая принесет большую пользу в деле сохранения и развития народных традиций декоративно-прикладного искусства в художественном творчестве.

Литература и источники

1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М.: Советский художник, 1987. 232 с.

2.Буровкина Л.А. Народное декоративно-прикладное искусство основа формирования духовно-нравственной культуры учащихся // Среднее профессиональное образование. 2010. №4. С.31-33.

3.Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы». М.: ВЛАДОС, 2008. 159 с. 4.Зарали Н.В. Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани. Дисс. ... кан. пед. наук. М., 2006. 265 с.

References and Sources

1. Aronov V.R. Hudozhnik i predmetnoe tvorchestvo. Problemy vzaimodejstviya material'noj i hudozhestvennoj kul'tury XX veka. M.: Sovetskij hudozhnik, 1987. 232 s.

2.Burovkina L.A. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo osnova formirovaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury uchashchihsya // Srednee professional'noe obrazovanie. 2010. №4. S.31-33.

3.Gil'man R. A. Hudozhestvennaya rospis' tkanej: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Dekorativno - prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». M.: VLADOS, 2008. 159 s.

4.Zarali N.V. Razvitie hudozhestvennogo vospriyatiya u studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedvuzov na zanyatiyah po dekorativno-prikladnomu iskusstvu: Rospis' tkani. Diss. ... kan. ped. nauk. M., 2006. 265 s.

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, художественно -графического факультета Института искусств, Московского педагогического государственного университета. ЛОМОВА ЕЛЕНА СТАНИСЛАВНА - ассистент кафедры живописи Московского педагогического государственного университета (e.lomova@mail.ru)

KORNEEVA, ELENA N. - Associate Professor, Department of Arts, Moscow Pedagogical State University (e.korneeva@mail.ru)

LOMOVA, ELENA S. - Ph.D. student, Department of Painting, Moscow Pedagogical State University.

УДК 37.015.3

КАРЕВ Б.А., ПРОКОПЦЕВ В.О., ПРОКОПЦЕВА Н.В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная деформация, диагностический инструментарий, синдром эмоционального выгорания, коммуникативная толерантность, нервный срыв.

Статья посвящена изучению феномена профессиональной деформации, определению основных факторов, приводящих к формированию профессионально нежелательных качеств личности. Кроме того, статья содержит анализ наиболее востребованных методик, позволяющих выявить наличие конкретных профессиональных деформаций и установить степень их проявления.

KAREV, B.A., PROKOPTSEV, V.O., PROKOPTSEVA, N.V.

DIAGNOSTIC INSTRUMENTATION APPLICABLE TO DETECT OF PROFESSIONAL DEFORMATION

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Keywords: professional activity, professional deformation, diagnostic tools, emotional burnout syndrome, communicative tolerance, nervous breakdown.

The article is devoted to the study of the phenomenon of professional deformation, determination of the main factors leading to the formation of professionally undesirable personality traits. In addition, the article contains an analysis of the most popular techniques, which allow to identify the presence of specific professional deformations and determine the degree of their manifestation.

Осуществление профессиональной деятельности в независимости от ее сферы приводит к качественными изменениями в структуре личности самого профессионала, а именно появлением, усиленным развитием одних качеств личности и снижением проявления, атрофией других. Как правило, в поле зрения ученых оказываются именно конструктивные изменения в сфере качественных характеристик работника, возникающие как следствие профессионального становления личности, которые действительно способствуют эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Однако овладение профессией может сопровождается преобразованиями свойств личности, имеющих и негативный вектор развития, в результате чего происходит снижение профессионализма работника и ухудшение показателей его работы. В научной литературе профессионально-обусловленные изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, получили название профессиональные деформации. Если брать во внимание, что профессиональные деформации имеют массовый характер и касаются почти каждого человека, вовлеченного в осуществление профессиональной деятельности, то признание значимости проблемы не вызывает сомнения.

Проблема влияния профессии на личность работника возникла достаточно давно, первые научные работы по данной проблеме датируются началом ХХ в. Большой вклад в изучение феномена профессиональной деформации внесли такие ученые как: Б.Г. Ананьев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.