Научная статья на тему 'КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИИ'

КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL ARTISTIC TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Михайловна, Сокольникова Наталия Михайловна

Вызовы современности в контексте последних международных событий диктуют необходимость дальнейших качественных преобразований в стране, связанных с развитием экономики России, производством конкурентоспособной продукции, внедрением передовых технологий для решения задач инновационного развития во всех отраслях промышленности. Актуальной задачей становится подготовка компетентного специалиста, обладающего высокой культурой, нравственностью, духовностью, нацеленного на сохранение российской художественной культуры и искусства, национальных художественных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ирина Михайловна, Сокольникова Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COSTUME IN THE CONTEXT OF CULTURAL DIFFUSION

Challenges of the present in the context of the latest international events dictate the need for further qualitative changes in the country related to the development of the Russian economy, the production of competitive products, the introduction of advanced technologies to solve the problems of innovative development in all industries. The urgent task is the preparation of a competent specialist with a high culture, morality, spirituality, aimed at preserving Russian artistic culture and art, national artistic traditions. In connection with the demand for a universal designer who can solve extraordinary complex tasks in the creation of various industrial products, the peculiarity of design activity is the appeal to Russian art culture and art, to national artistic traditions.

Текст научной работы на тему «КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИИ»

Несомненно, вся эта работа, связанная с решением сложных профессионально-педагогических задач, повлияет на качество выполнения дипломных работ.

Следует отметить, что формирование профессиональной направленности личности будущего учителя изобразительного искусства в условиях стихийного построения занятий по композиции малоэффективно. Организация формирования художественно-педагогических умений предполагает создание специальных учебных ситуаций, вовлекающих студента в решение профессионально-творческих, продуктивных задач в естественных условиях учебных взаимодействий между участниками обучения. Конечная цель такого рода обучения - формирование профессиональной направленности у студентов.

Тактика работы в ВУЗе показала, что занятия по композиции на художественно-графических факультетах вузов будут иметь профессионально-педагогическую направленность при условии, если преподаватель будет формировать у студентов коммуникативно-аналитические, прогностические, оценочные умения. На наш взгляд, именно эти умения, приобретенные на занятиях по композиции, позволяют студентам сформироваться в высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, равноценно владеющих художественными и педагогическими умениями и навыками.

Литература и источники

1. Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. №1(64). С.210-218.

2. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе. Курск: КГУ, 2008.

2. Шабанов Н.К., Шабанова М.Н. Проблемы подготовки художника-педагога в вузе на современном этапе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. Т.1. №3(23). С.120-123.

References and Sources

1. Medvedev L.G., Lomov S.P. K voprosu o kompozicionnoj gramote // Filosofiya obrazovaniya. 2016. №1(64). S.210-218.

2. SHabanov N.K. Hudozhestvenno-pedagogicheskaya podgotovka uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva v vuze. Kursk: KGU, 2008.

3. SHabanov N.K., SHabanova M.N. Problemy podgotovki hudozhnika-pedagoga v vuze na sovremennom ehtape // Uchenye zapiski. EHlektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. T.1. №3(23). S.120-123.

ШАБАНОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного образования и истории искусств Курского государственного университета. ШАБАНОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного образования и истории искусств Курского государственного университета.

СКВОРЦОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи Московского педагогического государственного университета/

SHABANOV, NIKOLAY K. Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Art Education and Art History, Kursk State University (shabanov.n.k@gmail.com)

SHABANOVA, МARIA N. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Art Education and Art History, Kursk State University (shabanov.n.k@gmail.com)

SKVORCOV, KONSTANTIN A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Art, Moscow Pedagogical State University (skvortzov@mail.ru)

УДК 378.147

ВЛАСОВА И.М., СОКОЛЬНИКОВА Н.М. КОСТЮМ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИИ

Ключевые слова: дизайн, компетенции, духовность, национальные художественные традиции.

Вызовы современности в контексте последних международных событий диктуют необходимость дальнейших качественных преобразований в стране, связанных с развитием экономики России, производством конкурентоспособной продукции, внедрением передовых технологий для решения задач инновационного развития во всех отраслях промышленности. Актуальной задачей становится подготовка компетентного специалиста, обладающего высокой культурой, нравственностью, духовностью, нацеленного на сохранение российской художественной культуры и искусства, национальных художественных традиций.

VLASOVA, I.M., SOKOLNIKOVA, N.M. COSTUME IN THE CONTEXT OF CULTURAL DIFFUSION

Keywords: design, competence, spirituality, national artistic traditions.

Challenges of the present in the context of the latest international events dictate the need for further qualitative changes in the country related to the development of the Russian economy, the production of competitive products, the introduction of advanced technologies to solve the problems of innovative development in all industries. The urgent task is the preparation of a competent specialist with a high culture, morality, spirituality, aimed at preserving Russian artistic culture and art, national artistic traditions. In connection with the demand for a universal designer who can solve extraordinary complex tasks in the creation of various industrial products, the peculiarity of design activity is the appeal to Russian art culture and art, to national artistic traditions.

Сегодня существует ряд проблем в сфере дизайна и производства одежды, которые связаны, прежде всего, с вопросами неразвитости промышленных производств, устаревшего оборудования, системы обеспеченности замкнутых производственных циклов, сферы брендинга и маркетинга, сырьевых ресурсов, вопросов качества и технологии производства одежды и др. В документах Госкомстата России, Стратегической программе исследований Технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность», а также маркетинговые исследования Ассоциации дизайнеров и производителей изделий России, ОАО «Инновационного научно-производственного центра текстильной и легкой промышленности», агентства «Анитэкс», Аналитической группы NTESCO RESEARCH GROUP и др. отмечается неустойчивый интерес к продукции российского производителя как неконкурентоспособной за счет не только качества, но и уровня «модности» предлагаемой продукции, а это уже вопросы образования, воспитания «национального вкуса». Краткий анализ сегмента рынка модной одежды говорит о значительном отставании в лидерстве отечественных производителей одежды на российском рынке, что требует пересмотра ряда вопросов как в сфере производства, модной индустрии, так и в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов-дизайнеров, что является актуальным.

Геополитическая, экономическая ситуация в стране заставляет инициировать широкомасштабное развитие отечественной продукции, актуализирует вопросы придания изделиям, предметам, объектам дизайна «национального лица», что усиливает значение российской художественной культуры и образования. Таким образом, рассмотрения требуют вопросы нахождения новых инструментов влияния на вкусы российского потребителя, на воспитание россиянина, патриота своей страны, нацеленного на сохранение национальных художественных традиций.

Актуальным инструментарием, способным обеспечить успешное внедрение в педагогическую практику декларируемых положений Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, г. Москва) является разработанная нами семиотическая система дизайн-образования, состоящая из этапов: «синтактика» (методика погружения в ассоциативное пространство архетипических образов), этап «семантика» (методика построения семантических композиций), этап «прагматика» (методика организации проектной деятельности).

Рассмотрим заявленную систему дизайн-образования как погружение в мир культурных ценностей и национальных художественных традиций. Итак, введение национальных традиционных решений в костюм предполагает знакомство с историей народов населяющих регион, прикосновение к литературным, архитектурным, этнографическим источникам.

Реализацией образовательных целей по взаимодействию студентов в семиотической системе с миром культурных ценностей, являются «встречи» с тем или иным текстом культуры. Встречи с народным искусством, заключались в посещении выставок и экспозиций музеев, раскрывающих полноту и глубину народного искусства, осмыслению своих исторических корней («Встреча с искусством»); знакомство с творчеством русских мастеров народного и профессионального искусства при личных контактах («Встреча с мастером»); освоение художественно-эстетических знаний, раскрывающих архаические

традиции, специфику декоративного образа, значение таких элементов художественной формы, как орнамент, силуэт, ритм, цвет, композиция в создании образа художественной вещи («Встреча с художественной формой»).

В процессе «встречи» с произведением народного искусства были определены пути, способы и приемы эмоциональной драматургии занятий, организация эмоционального «переживания» прекрасного. По мнению философа Г.Лолы, впечатление можно только произвести, оформить из уже существующих переживаний, воспоминаний, ощущений. Ключом к пониманию этого положения является теория немецкого психолога Г.Т.Фехнера. Поиск гармоничной в эстетическом отношении формы, выраженной в простых фигурах, линиях разного начертания, прямоугольниках, треугольниках, эллипсах и других, привел Г.Т.Фехнера к постулату, именуемому «принципом эстетического порога (Pr. äst. Swelle), из которого следует, что первым необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления» [1, с. 175]. К «встречам» с памятниками искусства студенты готовились, накапливая конкретные знания по теории и истории искусства, но главное - учились воспринимать художественный образ, рассматривать его как единство формы, функции, материала, конструкции, декора, соотнесенности объемов, связи с окружающей средой. Студент, включенный в творческую художественно-проектную деятельность, погружается в процессы социального, профессионального творчества. Для нас особенно важно понимание того, что творческая деятельность освобождает сознание студента от привычных стереотипов и представлений о мире, духовно-нравственных возможностях, ценностях российского искусства и культуры, предоставляет средства и способы поиска пути познания и саморазвития.

Этому способствует учебная музейная практика в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург), пленэрная практика в городах Ростовской области (г.Ростов-на-Дону, г.Старочеркасск, г.Новочеркасск, г.Азов, г.Таганрог и др.), которая предполагала зарисовки исторических аналогов, разработку костюмов по народной тематике, копии и зарисовки архитектурных, историко-культурных памятников. Выставочная деятельность, участие в таких международных проектах, как «Рождение костюма», «Славянский мир», «Рождественские святки», «Донские Зори», «Подиум» и др.). Эта работа позволила расширить познавательную сферу студентов, сформировать ценностное отношение к исследуемому материалу, включив студентов в ценностно-смысловое поле художественно-проектной деятельности. Студенты знакомятся с народным костюмом, его семиотикой, отражающим опыт мышления образами-символами, которые являются частью постижения физической и ментальной реальности. Ими изучается манера ношения костюма, орнамент, цвет, которые имеют символическое значение.

Остановимся более подробно на этапах эскизирования, реализуемых в семиотической системе дизайн образования.

Начальный этап - это работа с ассоциациями. Она включает в себя подготовительные эскизы, наброски, этюды; сопроводительную графику - аналитические зарисовки; репродуктивную графику - авторские графические «размышления» по теме. В эскизах, набросках студент воплощает свои ассоциативные впечатления в графике. По словам Б.Р.Виппера «....рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника, с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой. Он может быть незакончен, и даже в этой незавершенности может быть заложено его очарование» [2, с.14]. Линейный и повествовательный характер подготовительной графики составляет ее самобытность, специфические методы ее использования значительно расширяют арсенал студента при работе над художественным образом. Студентами учитывается своеобразие абстрактно-символического пространства в графических композициях. Поэтому на данном этапе графика «.позволяет себе сокращать, умалчивать, употреблять метафоры, аналогии и т.п., ..потому что в ней всегда есть элементы, которые противодействуют иллюзии реальности» [2, с.74].

Таким образом, дизайнеры, используя графические средства и формы выразительности, такие как линии, контраст черно-белого, динамика графического повествования, ритмы, стилизация и др., превращают их в «символические письмена». Сущность графического стиля, таким образом, заключается в колебании между пространственной иллюзией и плоскостью, между реальным образом и знаком [2, с.75]. Эти особенности графики используются студентами на начальном этапе эскизирования. Дизайнерская графика достаточно изучена, систематизирована, представлена в многочисленной литературе (Э.М. Андросова, Н.П. Бесчастнов, Г.М. Гусейнов, Т.О. Бердник, Ф.М. Пармон, Т.В. Козлова, В.Н. Козлов, Е.Е. Ермилова, А.И. Черемных и др.). Следует отметить сходство сущности графики и дизайна по методам работы и по степени условности выразительного языка. Свойственное ей сокращенное кодирование изображаемого объекта сродни эскизированию, поисковой работе, где основополагающие черты могут быть гиперболизированы, ассоциироваться с шаржем, гротеском.

Как уже было сказано, графическое эскизирование используется как средство, позволяющее оперативно компоновать первоначальные идеи дизайнера с достаточной степенью условности. Условность, как образное решение эскиза, позволяет на уровне символа-кода, кода-архетипа творчески интерпретировать известное, «нагружая» его авторским смыслом. По мнению И.Н. Стор, цель художественной условности - наиболее адекватные формы существенному, заключающемуся в этих формах, с тем, чтобы выявить смысл, придав ему наиболее экспрессивное метафорическое звучание [5, 30]. Итак, важным условием эскизирования является индивидуальная авторская эмоциональность графического произведения. Эмоция выражает отношение автора к проблеме, определяет общий фон графического языка. Художественный эскиз должен обладать эмоциональной выразительностью, являясь итогом личного опыта, профессиональной зрелости автора, осваивающим собственный мир переживаний.

Еще одним условием создания графического произведения является «тема-мысль», по выражению Р.А. Степучева. В этом контексте следует рассматривать костюм как всеобщий инструмент «временного» общения с иным временем, людьми, смыслами, заложенными в костюме. Речь идет о расшифровке исторических, архетипических, семиотических кодов, выраженных в форме, структуре, цвете, орнаментальности, декоре, способах ношения, традициях и др. В том числе необходимо рассматривать костюм как духовно-нравственный образ. Изобразительный язык реализует функции передачи информации о мире костюма, преобразования мира изображения костюма, в целом, - повышение уровня изобразительной культуры [6, 286]. Именно поэтому при выполнении задания студент должен глубоко понимать смысл своей проектировочной деятельности. Таким образом, используемый графический язык позволяет логически объединять сложные семиотические символы в изобразительную систему. Ясность понимания графического языка обусловлена знанием его структуры, смыслообразования и принципов включения в проектную деятельность.

Рассматривая в целом этап эскизирования как результат работы с ассоциациями на начальном этапе, выделим его особенности: ассоциативное осмысление поставленной задачи художественно-графическими средствами; художественно-образный подход к дизайн-объекту, максимальное увеличение области поиска композиционного решения с учетом художественно-стилистических тенденций в дизайне; выразительное художественное решение замысла.

Проникновению древней культуры в современный дизайн способствуют разработанные нами творческие задания. В процессе работы над которыми студенты приобретают навыки владения механизмом графического языка, работы с цветовыми формами, фактурой, навыки использования новых графических и цветовых способов подачи изобразительного материала. Практические упражнения направлены на поиск самовыражения студентов, формируют профессионально-личностные качества дизайнера.

Первая группа заданий направлена на построение формальных композиций с применением элементарных геометрических и пластических форм и композиционных

манипуляций с ними на основе изучения исторических (архаических) аналогов. В качестве наглядных примеров нами использовалась архитектура, предметы декоративно-прикладного искусства, народный костюм. Студентами анализировалась внутренняя гармония, тектоника, структура, пластика, ритмичность, пространственность объектов, их духовная значимость в истории культуры. Вследствие чего возникала эмоциональная реакция на определенные образцы, имеющие ярко выраженные архетипические черты, раскрывающиеся в символических знаках [7, с.74].

Задания предполагают владение студентами линией и пятном в совершенстве. Именно эти графические средства дают характеристику внешней и внутренней сути формы, ее эмоционального восприятия, построенного на архетипических образах. Студенты овладевают средствами линейной, штриховой и пятновой графики, точечных изображений, рассматривая их как эмоциональное проявление архетипического.

Осваивая композиционно-графические средства, способы художественной выразительности (ритм, симметрия-асимметрия, контраст-нюанс, форма, пластичность, пропорциональность, структурность и др.), студенты овладевают спецификой психофизической организации человека. Для нашего исследования принципиальным является то, что указанные методы обусловлены первичными для человека тектоническими, ритмическими, тактильными, телесно-духовными ощущениями мировосприятия в целом [7, 38]. Особенности композиционной гармонизации, как упорядоченности хаоса (пространства, материалов, образов), знакомят студентов с законами миропорядка (мироустройства). Последнее определяется культурологом П.Р. Гамзатовой как архетип.

Вторая группа заданий направлена на решение композиционных задач с использованием архаических символов. В творчестве современных художников, дизайнеров используются такие архаические символы, как линия, спираль - символ движения, треугольник - божество, творческая сила; квадрат - символ пашни, земли; круги - символ солнца, спиральные и крестообразные линии, пяти- и семиугольник и другие геометрические объекты, наполненные архетипическими смыслами. Студентами изучается значение орнамента в древнерусском костюме в контексте научно-исследовательской деятельности. Они узнают о том, что ритмическое, пластическое, живописное народное произведение наполнено образами-символами. Узнают об орнаменте, как изображении законов Вселенной, доступных человеческому пониманию еще в глубокой древности. Пытаются расшифровать культ птиц и крылатых людей в орнаментальной символике, узнают, например, древнерусское значение образа богини - Матери - «Житной Бабы роженицы Земли», представленной как держательницы света, подательницы его плодородящей силы. Древнеславянские истоки этого образа сохранила русская вышивка, которую выполняют студенты. Орнаментальные мотивы в одежде носили религиозно-мистический характер, превращаясь в своеобразный «оберег». Это позволяет студентам проникнуть в символическое значение образа, в строй народных переживаний и выполнить глубоко прочувствованный мотив в материале, который впоследствии будет использован в проекте [6].

Следующий этап - семантика - этап проектирования коллекции костюмов, авторских графических листов. На этом этапе делается акцент на аналитическую сторону проектирования в выборе ценностных оснований будущего проекта, создание концептуально-прогностического образа костюма. Изучая национальные особенности развития костюма, роль народных традиций в создании исторического костюма, орнаментальный язык, студенты изучают традиционные формы костюма, орнаментальные мотивы, которые могут быть актуализированы, восприниматься в качестве новых, стимулировать возникновение модных стилевых решений в костюме, орнаментальных мотивах, что является своеобразной культурологической диффузией социальной памяти человека. Мы полагаем, что на этом этапе деятельности, наиболее обостренно протекает процесс осмысления понятия Родина на нравственно-ценностном уровне.

Основным видом работы является корректное включение элементов декора в архитектонику костюма, что позволяет создать неповторимый, уникальный в своем роде образец творчества. В этом заключено эстетическое отношение к действительности, сопереживание, сопричастность к миру, к природе, людям, историческому наследию. Центральным моментом на данном этапе является освоение студентами новых видов деятельности, характеризуется мотивационно-ценностным отношением к проектированию, что способствует выработке личностной авторской позиции студента.

Итоговый этап - прагматика, представляет собой анализ результатов творческой деятельности, решение задач производственно-потребительских качеств художественного продукта. Завершенность художественного образа достигается путем соответствия формы смыслу, формируется целостный проектно-художественный образ, наделенный новыми потребительскими и эстетическими качествами. Задания ориентированы на индивидуальные познавательные возможности каждого студента за счет введения творческого компонента в их содержание. При этом усиливается индивидуальная избирательность дизайнера к использованию учебного материала, что влияет на характер познавательной мотивации, формирует сознательное отношение к учебной деятельности. Таким образом, в содержании проектных заданий большое внимание уделяется развитию креативности студента, творческому поиску решения поставленной цели, самостоятельному выбору форм и средств выполнения задания. Итоговый этап предполагает следующую последовательность: первоначально студенты дизайнеры изготавливают авторскую коллекцию костюмов в материале, решая ряд сложнейших художественных, конструкторско-технологических задач. Затем делают профессиональную фотосъемку моделей, раскрывающую идею коллекции. Материалы фотосессии являются полноценным, качественным, авторским продуктом студента, что дает возможность совместно с преподавателем решать творческие задачи в сфере графического дизайна. Далее отбираются наиболее выразительные фотоизображения для авторского портфолио на занятиях по компьютерной графике. Портфолио представляет собой новый подход к обучению, выражающий современное понимание образовательного процесса, новую культуру самопрезентации.

Итак, мы пришли к следующему заключению: в связи с востребованностью дизайнера-универсала, способного решать неординарные комплексные задачи при создании разнообразных продуктов промышленного производства, особенностью дизайн-деятельности является обращение к российской художественной культуре и искусству, национальным художественным традициям, что в целом позволяет расширить его границы, говорить о его новых возможностях в решении вопросов вывода российского дизайна на мировой уровень.

Литература и источники

1. Липов А.Н. Проблемы искусства в западной психологической эстетике конца XIX начала XX вв. (Аннотированный реферат зарубежных исследований). Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2005.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобраз. Искусство. 1985. 288 с.

3. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов: Учебное пособие для вузов. М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. 296.

4. Степучев Р.А. Костюмографика: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр "Академия", 2008. 285 с. : ил.

5. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно - прикладном искусстве (к проблеме культурно архетипа) М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.

6. Бузин В.С. О цветовой символике русского народного свадебного костюма // Современная научная мысль. 2016. №6. С.107-116.

References and Sources

1. Lipov A.N. Problemy iskusstva v zapadnoj psihologicheskoj ehstetike konca XIX nachala XX vv. (Annotirovannyj referat zarubezhnyh issledovanij). EHstetika: Vchera. Segodnya. Vsegda. Vyp. 1. M.: IF RAN, 2005.

2. Vipper B.R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izobraz. Iskusstvo. 1985. 288 s.

3. Stor I.N. Smysloobrazovanie v graficheskom dizajne. Metamorfozy zritel'nyh obrazov: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.:MGTU im. A.N. Kosygina, 2003. 296.

4. Stepuchev R.A. Kostyumografika: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2008. 285 s. : il.

5. Gamzatova P.R. Arhaicheskie tradicii v narodnom dekorativno - prikladnom iskusstve (k probleme kul'turno arhetipa) M.: Editorial URSS, 2004. 144 s.

6. Buzin V.S. O cvetovoj simvolike russkogo narodnogo svadebnogo kostyuma // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2016. №6. S.107-116.

ВЛАСОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Донского государственного технического университета.

СОКОЛЬНИКОВА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, профессор Института искусств Московского педагогического государственного университета.

VLASOVA, IRINA M. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Don State Technical University (vlasova.i@mail.ru) SOKOLNIKOVA, NATALIYA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University (sokoln.im@mail.ru)

УДК 745.03:7.031

КОРНЕЕВА Е.Н., ЛОМОВА Е.С. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Ключевые слова: художественное восприятие, народные традиции, фестиваль художественного творчества, декоративно-прикладное искусство, проектная деятельность.

В статье раскрыты аспекты сохранения и развития народных традиций как средства формирования компетенций в области художественного творчества. Рассматриваются фестивали художественного творчества, как формы сохранения народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. Определяется значение фестивалей художественного творчества в современных условиях образовательного пространства, как средства сохранения и развития ценностей народных традиций культурной рефлексии и культурного сотворчества подрастающего поколения. Отмечая факторы, которые сдерживают развитие фестивалей художественного творчества, авторы приходят к выводу, что многое здесь держится на самоотверженном энтузиазме и авторитете отдельных организаторов, которые пытаются создать условия для объединения и встреч творческих коллективов. По мнению авторов статьи, народные традиции должны основательнее поддерживаться на государственном уровне.

KORNEEVA, E.N., LOMOVA, E.S. PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF FOLK TRADITIONS IN THE DECORATIVE-APPLIED ART

IN ARTISTIC CREATIVITY

Keywords: artistic perception, folk traditions, festival of artistic creativity, decorative-applied art, project activity.

Aspects of preservation and development of folk traditions disclosed as means of forming competencies in the field of artistic creativity Festivals of artistic creativity deal with preservation forms of folk traditions in arts and crafts. The value of festivals of artistic creativity is estimated at modern conditions of educational space as facilities for preservation and development of folk traditions valuation for cultural reflection and cultural creativity the younger generation. Noting the factors that hinder the development of festivals of artistic creativity, the authors come to the conclusion that much here is based on the selfless enthusiasm and authority of individual organizers who are trying to create conditions for the unification and meetings of creative teams. According to the authors of the article, people's traditions should be more firmly supported at the state level.

Декоративно-прикладное искусство, как любая другая человеческая деятельность в сфере художественного творчества предъявляет определенные профессиональные требования к форме сохранения народной культуры. Огромный потенциал культурного наследия, существующий в многообразии народных традиций, национальных особенностей, ремесел, обрядов, ритуалов и праздников, в его традиционных формах, является основой художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве.

Но, к сожалению, в современном мире народное искусство, а особенно объекты декоративно-прикладного творчества редко используются где-либо, и даже существует мнение, что передача традиции и следование ей - черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния. Поэтому, несмотря на то, что традиционная народная культура - это прочная основа всех культурных направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.