ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИЙ МОЛОДЕЖИ К ОСНОВАМ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Представлен опыт приобщения студентов к основам народной художественной культуры через активное участие в творческом объединении «Город мастеров».
Рассмотрен опыт создания творческой мастерской «Город мастеров» на базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, которая ставит цель - возрождение и развитие традиций народной культуры и декоративно-прикладного творчества, что эффективно осуществляется через формирование общественно и личностно значимых потребностей и интересов, творческого взаимодействия студентов, навыков самоорганизации студенческой молодежи, развитие позитивных социально-ценностных ориентаций, устойчивой социально-культурной активности, гражданской ответственности и самореализации в сфере досуга.
Дана характеристика основным мероприятиям, проводимым на базе различных площадок. При этом отмечается, что работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки.
Подчеркнуто, что опыт приобщения студенческий молодежи к основам народной художественной культуры позволяет наметить основные ориентиры для решения проблемы сохранения и возрождения народной художественной культуры: укрепление диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и национально-культурными общественными организациями в деле сохранения, возрождения и развития региональных центров народной художественной культуры; увеличение числа проектов и программ, направленных на развитие, сохранение и возрождение региональных центров художественной культуры; расширение ресурсной базы сотрудничества государственно-частного партнерства и малого предпринимательства в сфере производства и реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел, а также поддержки коллективов художественной самодеятельности; формирование в детской и молодежной среде целостного представления об исторических и национальных традициях празднично-обрядовой и се-мейно-бытовой народной культуры; развитие образовательной деятельности учреждений культуры и искусств, направленной на просвещение населения о мерах по сохранению, возрождению и развитию народной художественной культуры; проведение областных конкурсов, смотров, фестивалей, праздников.
Ключевые слова: народная художественная культура, студенты, традиции, студенческая мастерская.
Народная художественная культура всегда была частью самой природы, сохраняющей во все времена жизненные связи с окружающей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе среди современного подрастающего поколения ведет к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.
Никогда не имевшая отдельного статусного значения народная культура русской провинции многих регионов страны, вопреки всем объективным и субъективным факторам, выжила, сохранив многие уникальные памятники духовной и матери-
альной культуры в таких ее проявлениях, как фольклор (песенный, инструментальный, хореографический, устно-поэтический, празднично-обрядовый), традиционное декоративно-прикладное, художественно-прикладное и изобразительное народное искусство, бытовое художественное любительское творчество, художественная самодеятельность [1].
Более того, многие из этих структурных элементов имеют вполне конкретный набор явлений народной культуры: от архаичных и традиционных форм до включения в себя множества новых, обладающих ярко выраженными свойствами и характеристиками.
Современные культурные традиции, сохраняя преемственность имеющегося опыта, развиваются
и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества и имеют собственную специфику развития в различных регионах страны. Сохранение намного важнее самого приобретения, так как без специальных исследований невозможно определить необходимость наследства культурных традиций. В настоящее время развитие художественного народного творчества отмечено рядом особенностей, которые характеризуются многообразием видов, жанров искусства, вариативностью организованных форм, разноплановостью разрабатываемых программ и функциональностью направлений, содержащихся в них. Возникают и действуют новые формы, имеющие богатую жанрово-видовую творческую палитру, как в первичном освоении - любительстве, так и в более сложной - профессиональной деятельности.
Традиционная культура - это не только народные песни, танцы, национальные костюмы, язык, обычаи, обряды. В основе традиционной культуры лежит система ценностей: отношение людей в семье и обществе, отношение между обществом и государством, отношение к вере, Родине, земле.
Такая тенденция развития народной художественной культуры в настоящее время характерна для клубных учреждений различных ведомств (детских и юношеских организаций, учреждений культуры не клубного профиля, творческих коллективов и групп на базе учреждений, не связанных тесно с культурой). К этому процессу относится и любительское творчество в кругу семьи, по месту жительства, в компаниях друзей, образовательных учреждениях. Отмечается увеличение потребности населения в занятиях различными видами художественного творчества. Люди хотят не просто наслаждаться художественными произведениями, но и практически заниматься пением, музыкой, живописью, театром, танцами. Как помочь желающим выявить свои художественные задатки и развить свои природные способности?
Именно эти идеи легли в основу создания творческой мастерской «Город мастеров» на базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.
Основная цель мастерской - возрождение и развитие традиций народной культуры и декоративно-прикладного творчества, что эффективно осуществляется через формирование общественно и личностно значимых потребностей и интересов, творческого взаимодействия студентов, навыков самоорганизации студенческой молодежи, развитие позитивных социально-ценностных ориента-ций, устойчивой социально-культурной активно-
сти, гражданской ответственности и самореализации в сфере досуга.
Идеи творчества, саморазвития личности -главные идеи, которыми руководствуемся в организации досуга студенческой молодежи. Атмосфера творчества, созданная в мастерской, способствует широкому вовлечению молодежи в культурную и социально-значимую жизнь университета.
В основном занятия со студентами включают в себя знакомство с народной художественной культурой различных уголков России через создание народных костюмов для кукол, а также работу по изготовлению сувенирных валенок в технике фел-тинга, роспись по дереву, квилинг, вышивка, бисе-роплетение, декупаж и кракелюр.
Основными направлениями в работы творческой мастерской являются: художественно-эстетическое воспитание студенческой молодежи; изучение традиционных промыслов и ремесел; проведение этнографических экспедиций; изучение традиционных орнаментов и костюма; знакомство с усадебной культурой, самодеятельным творчеством; проведение выставок, презентаций, мастер-классов, встреч с мастерами, художниками.
Все мероприятия, проводимые на базе мастерской, строятся с учетом принципов систематичности и дифференцированного подхода, а также включения студентов в родную этнокультурную традицию на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством, народным костюмом. Занятия в творческой мастерской не лишены результативно-целевых мотиваций. Однако в данном случае главной является мотивация процессуального типа, связанная с непосредственным интересом к процессу досуга и самореализацией себя через творчество. В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.
В рамках программы развития творческих объединений и клубов по интересам на базе творческой мастерской «Город мастеров» уже реализованы различные мероприятия для студентов, в том числе иностранных. Среди наиболее ярких можно назвать проект «Галерея ремесел» (2012 г.), цель которого состояла в том, чтобы приобщить студентов различных факультетов, в том числе студентов иностранцев, к традициям народной художественной культуры; популяризировать традиционные
Е. I. ОЫООКУЕУА
народные промыслы разных народов мира; обучить основам народного ремесла. Реализация данного проекта проходила на базе ЭТНОМИРА (культурно-образовательного и туристического центра международного уровня, который находится в Калужской области, Боровском районе, где проходила Международная выставка-ярмарка «ЭТНОМИР - мастера и ремесла».
На выставке студенты посещали мастер-классы, общались с мастерами-ремесленниками, представляющими Азию, Европу, Африку, Австралию, Латинскую Америку и многие регионы России и ближнего зарубежья, которые знакомили с национальными ремеслами. Также на выставке проводились мастер-классы, организованные студентами ТГУ имени Державина, прошедшими предварительную подготовку в нашей творческой мастерской. Так, один из мастер-классов был посвящен изготовлению славянских кукол-оберегов (пеленашек, веснянок, кукол счастья, кубышек-травниц).
Другой мастер-класс был посвящен изготовлению традиционных сувенирных валенок величиной со спичечный коробок. Мастер-класс «Русский сувенир» был посвящен росписи Матрешки, а мастер-класс «Волшебные цветы» - изготовлению цветов из бумаги в технике квиллинга.
Работа по программе развития студенческих объединений позволила создать сувенир «Держа-винская матрешка». Изделие выполняется из дерева в пропорциях классической русской матрешки, в основе которой заложена русская «неваляшка», имеющая традиционный для этого изделия противовес со своеобразной мелодией. Данное устройство при наклоне возвращает «матрешку-неваляшку» на прежнее место. Особенностью цветовой композиции матрешки является монохромная цветотональная организация с белильным авторским орнаментом и позолотными акцентами основных элементов этого орнамента. Уникальность орнаментальной композиции состоит в возможности универсального переложения любой традиции в «Державинский стиль».
В состав лака введена композиция из наноча-стиц благородных металлов. Такое покрытие имеет ряд преимуществ, так как наночастицы имеют особые оптические свойства, которые обеспечивают особую неповторимость внешнего вида и цветовых оттенков изделия. Введение наночастиц в покрытие не только улучшает защитные свойства, но и повышает устойчивость к органическим загрязнителям.
Последние два года реализация проекта проходила на Международной Покровской ярмарке в г. Тамбове. В рамках программы развития творче-
ских объединений и клубов по интересам на базе творческой мастерской «Город мастеров» были реализованы такие значимые проекты, как: экскурсионная программа с элементами шоу «Галерея ремесел»; Праздник «В гостях у мастеров»; Праздник «Мы за чаем не скучаем»; Фестиваль искусств «Город мастеров»; Мастер классы по созданию русской тряпичной куклы, росписи по дереву, квиллингу, декупажу и кракелюру и многое другое.
Нельзя не отметить, что работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. И это подтверждается резолюцией общественных слушаний в общественной палате РФ комиссии по сохранению историко-культурного наследия (Москва, 2 ноября 2012 г.), где подчеркивается, что «народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства» [2].
Народное искусство необычайно динамично, находится в постоянном развитии и чутко реагирует на все изменения социально-бытового и духовного порядка. Самая главная задача сегодня заключается в развитии и сохранении творческого потенциала подрастающего поколения. Надо сделать все для того, чтобы не дать окончательно заглохнуть тем традициям, обычаям и ремеслам, о которых еще помнят. Традиционность, коллективный характер и профессионализм народного искусства - вот та живительная среда, в которой это искусство может жить и развиваться. Вырванное из этой среды оно обречено на гибель.
Сохранение и развитие народной художественной культуры волнуют специалистов, работающих в сфере художественного образования. Сегодня художественное образование рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий. Согласно принятой в Российской Федерации «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы», его развитие направлено на решение следующих задач: выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым
поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; эстетическое воспитание подрастающего поколения; воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества [3].
Таким образом, опыт приобщения студенческий молодежи к основам народной художественной культуры позволил нам прийти к выводу, что деятельность учреждений образования по сохранению и возрождению народной художественной культуры должна опираться на: активацию деятельности по сохранению, возрождению и развитию региональных центров народной художественной культуры на базе учреждений культуры и образования; повышение значимости традиционных технологий сохранения, возрождения и развития форм народной художественной культуры в главных региональных центрах народной художественной культуры Центральной России; возрождение и развитие различных форм народной художественной культуры за счет появления инновационных институтов, творческих лабораторий, мастер-классов, предоставляющих возможности участия и влияния на процессы развития народной художественной культуры.
В целом, для решения проблемы сохранения и возрождения народной художественной культуры необходимо:
- укрепление диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и национально-культурными общественными организациями в деле сохранении, возрождения и развития региональных центров народной художественной культуры;
- увеличение числа проектов и программ, направленных на развитие, сохранение и возрождение региональных центров художественной культуры;
- расширение ресурсной базы сотрудничества государственно-частного партнерства и малого предпринимательства в сфере производства и реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел, а также поддержки коллективов художественной самодеятельности;
- формирование в детской и молодежной среде целостного представления об исторических и национальных традициях празднично-обрядовой и семейно-бытовой народной культуры, приобщение к различным видам народного художественного творчества;
- развитие образовательной деятельности учреждений культуры и искусств, направленной на просвещение населения о мерах по сохранению, возрождению и развитию народной художественной культуры;
- привлечение внимания населения к важности вопроса сохранения и развития ведущих форм народной художественной культуры;
- сохранение традиций, культуры и самобытности народных художественных промыслов;
- укрепление существующей инфраструктуры отрасли культуры, проведение областных конкурсов, смотров, фестивалей, праздников.
Литература
1. Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры русской провинции: монография / отв. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес--Наука-Общество», 2011. С. 4.
2. URL:http://ruskline.ru/analitika/2012/11/05/zhiva ya_tradiciya
3. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ / Московский государственный университет культуры и искусств. М., 2013. C. 104.
References
1. Vozrozhdeniye i razvitiye traditsij narodnoj khudozhestvennoj kul'tury russkoj provintsii: monografiya / otv. red. E. I. Grigor'yeva. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2011. S. 4.
2. URL:http://ruskline.ru/analitika/2012/11/05/zhiva ya_tradiciya
3. Strategicheskiye orientiry razvitiya khudo-zhestvennogo obrazovaniya v stranakh SNG / Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv. M., 2013. C. 104.
E. I. GRIGORYEVA
* * *
EXPERIENCE OF STUDENT'S YOUTH FAMILIARIZING TO BASES OF NATIONAL ART CULTURE
GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Author presented experience of familiarizing of students with bases of national art culture through active participation in the creative association «The City of Masters».
Author considered experience of creation of a creative workshop «The City of Masters» on the basis of Tambov state university named after G. R. Derzhavin which sets the purpose - revival and development of traditions of national culture and arts and crafts creativity that is effectively carried out through formation of socially and personally significant requirements and interests, creative interaction of students, skills of self-organization of student's youth, development of positive social and valuable orientations, steady social and cultural activity, a civil liability and self-realization in the sphere of leisure.
Author gave characteristic to main events held on the basis of various platforms, thus the author noted that work on preservation and restoration of traditions of national spiritual and material culture demands application of software and methods, effective organizational and financial support.
Author emphasized that experience of familiarizing student's youth to bases of national art culture allows to plan the main reference points for a solution of the problem of preservation and revival of national art culture: strengthening of dialogue between public authorities, local government and national and cultural public organizations in business preservation, revival and development of the regional centers of national art culture; increase in number of the projects and programs aimed at the development, preservation and revival of regional centers of art culture; expansion of resource base of cooperation of public-private partnership and small business in the sphere of production and realization of products of national art crafts and crafts, and also supports of collectives of amateur performances; formation in the nursery and the youth environment of complete idea of historical and national traditions festive and ceremonial and family and household national culture; development of the educational activity of cultural institutions and arts directed on education of the population about measures for preservation, revival and development of national art culture; carrying out regional competitions, reviews, festivals, holidays.
Key words: national art culture, students, traditions, student's workshop.