Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 434-440
Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в современной общеобразовательной организации
О.И. Моргунова
МБОУ Средняя общеобразовательная школа №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии
141018, Московская обл., г. Мытищи, Новомытищинский пр-кт, д. 82, корп. 10 Municipal budgetary educational institution Secondary Secondary School No 24 named of the 9th Guards Rifle Division of the Red Banner Division Novomytishchinsky avenue, 82, building 10, Mytishchi, Moscow Region 141018 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, дети младшего школьного возраста, эстетическая культура, воспитание и образование, социальная роль образования.
Key words: folk arts and crafts, children of primary school age, aesthetic culture, education and education, the social role of education.
Резюме: В данной статье рассматривается народное декоративно-прикладное искусство с позиции формирования и воспитания эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в современной общеобразовательной организации. Анализируется нормативное правовое пространство рассматриваемой области. Приведён анализ феномена народного декоративно-прикладного искусства. Выявлены общие тренды развития рассматриваемой темы в условиях инновационной образовательной среды современной общеобразовательной организации.
Abstract: This article examines folk decorative and applied art from the point of formation and education of aesthetic culture in children of primary school age in a modern general education organization. The normative legal space of the considered area is analyzed. The analysis of the phenomenon of folk decorative and applied art is given. The general trends in the development of the topic under consideration in the conditions of the innovative educational environment of the modern general education organization are revealed.
[Morgunova O.I. Folk arts and crafts as a means of educating aesthetic culture in children of primary school age in a modern general education organization]
Воспитание эстетической культуры в наше время является актуальным направлением государственной образовательной политики в начальной школе. Это объясняется следующим: во-первых, способствует развитию общей культуры. Во-вторых, служит важным компонентом в развитии
эстетического вкуса. В-третьих, эстетическая культура выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей, инструментом социального развития общества.
Вопрос о воспитании эстетической культуры детей рассматривается в таких документах, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других.
Эстетическая культура как важнейшая составляющая духовного облика младшего школьника включает в себя его чувственные и интеллектуальные способности, способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, пережить и ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений по законам красоты. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для становления эстетической культуры (В.В. Давыдов, B.C. Мухина, А.Ж. Овчинникова, Д.Б. Эльконин и др.). Именно в этом возрасте происходит «наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности». Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Проблема воспитания эстетической культуры личности рассматривалась в области философии и культурологии следующими учеными: Ю.Б. Боревым, А.И. Буровой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко и других. Психологическое обоснование компонентов эстетической культуры содержится в трудах Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, И.Б. Крыловой, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других (Власов, 2013).
В педагогической литературе вопрос воспитания и формирования эстетической культуры школьников нашел отражение в работах Н.С. Витковский, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неманского, И. Песталоцци, У.Ф. Суны,
В.А. Сухомлинского и других.
Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с раскрытием творческого потенциала личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению. В настоящее время в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке ФГОС второго поколения, в основе которых лежит новый тип взаимоотношений - общественный договор, соединяющий государственные, общественные и личные потребности, при котором создание условий для развития способностей и творческого потенциала, поддержки детской инициативы в соответствии с требованиями ФГОС является одной из приоритетных задач. Работа с детьми требует огромного терпения и не рассчитана на мгновенный результат, но ее важность сложно переоценить (Зацепина, 2017).
Поступление в школу, начало обучения - это важный период в жизни ребенка. Ведущей в младшем школьном возрасте деятельности является учебная деятельность. И в этом его главное отличие. Другими словами, привычная беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, в которой появляются требования, обязанности и ограничения. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, и стараться добиться хороших результатов. Ребенок становится взрослым. Одновременно со сменой статуса меняется и его психологический облик - его личность, познавательные и умственные возможности, круг общения.
Необходимым условием и основным механизмом психического развития младшего школьника является учение, благодаря которому происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентации. Современные модели и технологии обучения способствуют повышению качества школьного образования, поскольку на первом плане
оказывается ребенок как личность и как субъект деятельности. Поэтому основные педагогические усилия направляются на познавательное и личностное развитие учащихся. Не удивительно, что на уровне конкретных методических приемов эти модели в той или иной степени взаимопересекаются.
Воспитание эстетической культуры младшего школьника должно проходить по определенной программе, с учетом современного уровня развития различных видов народного декоративно-прикладного искусства, что предполагает близость к жизни, стремлении к творчеству, процесса создания красоты с целю преображения окружающего мира, предметной среды.
Основными педагогическими принципами здесь являются принципы постепенности, последовательного усложнения требований, а также дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Народное декоративно-прикладное искусство, как и любой вид искусства, является средством познания, отображения и преобразования действительности и, соответственно, важным фактором эмоционально-эстетического воздействия, оно отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия, содействует развитию эстетических переживаний. Формируя аналитическое и образное мышление, художественное воображение учащихся, народное декоративно-прикладное искусство способствует наиболее эффективному решению воспитательных задач (Комарова, 2016).
Народное декоративно-прикладное искусство эмоционально обогащает ребенка, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа, познавая красоту творчества которого, ребенок испытывает положительные эмоции, а на основе их, в свою очередь, возникают более глубокие чувства -радость, восторг, восхищение. В настоящее время богатое историческое прошлое России и ее современный потенциал предоставляют уникальную возможность заново осмыслить и сформулировать национально-духовные ценности, сущность и содержание эстетической культуры.
В процессе познания красоты народного творчества, у ребенка образуются художественные представления, мышление,
творческое воображение, появляются навыки оценки произведений искусства, становление художественно-эстетического вкуса. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились.
Большая роль в решении задач воспитания эстетической культуры младшего школьника принадлежит научно-краеведческим музеям и их фондам, где сосредоточены лучшие образцы народного творчества, воплотившие в себе в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Для популяризации предметов народного декоративно-прикладного искусства целесообразно использовать различные выставки, экспозиции, тематика которых может быть самой разнообразной. «Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии» (Лыкова, 2014).
Становления бережного отношения к предметам народного быта и произведениям народного творчества, развития эстетического вкуса, эстетика развивающей предметной среды, является неотъемлемой составляющей целостного процесса перспективного воспитания эстетической культуры и формирования личности. Для младших школьников таким предметом может стать народная игрушка как часть народной культуры, которая вобрала многообразие форм, содержание символов, стала важным фактором воспитания эстетических ценностей. Функции народной игрушки многогранны, но подчинены основной задаче - введению детей в сложные отношения с окружающим миром. «Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребенка возможность самого легкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру» (Москвина, Черникова, 2018). Организация предметно-игровой среды, проведение народных, дидактических игр, театральных постановок с использованием народных игрушек является эффективным средством воспитания эстетической культуры младшего школьника, интереса и любви к искусству. В народной игрушке ребенок
находит отголосок народных сказок, потешек, праздников, многих обрядов, обычаев и традиций, она более удовлетворяет фантазию младшего школьника, доставляет радость и другие положительные эмоции, поскольку данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.
Эффект эстетического воздействия моно усилить за счет привлечения к работ литературного или музыкального произведения, поскольку, как указывали многие педагоги, психологи и исследователи народного декоративно-прикладного искусства, на существующую общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа.
Процесс углубления представлений о художественном образе народного творчества у учащихся происходит на 3 и 4 этапе. На данных этапах педагогу необходимо помочь младшим школьникам представить художественную вещь непосредственно в предметной среде. Пропорции, цвет, форма произведения народного декоративно-прикладного искусства всегда связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Например, если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами ХУШ или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи, для чего также могут послужить литературные произведения или слайды, небольшие экскурсы в историю данных периодов.
Таким образом, большая роль в решении задач воспитания эстетической культуры, интереса и любви к искусству отводится предметам и произведениям народного декоративно-прикладного искусства, процесс познания которых основан на процессе познания красоты народного творчества, расширяющего представления об окружающем мире.
ЛИТЕРАТУРА
Власов В.Г. 2013. Основы теории и истории декоративно-прикладного
искусства: учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во СПбГУ. 156 с. Зацепина М.Б. 2017. Воспитание художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста. - Вестник Череповецкого государственного университета. № 3: 119-123.
Комарова Т.С. 2016. Народное искусство - детям. М.: Мозаика-Синтез, 224 с.
Лыкова И.А. 2014. Педагогическая система формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста (теоретическое исследование): монография. М. 240 с.
Москвина А.С., Черникова В.В. 2018. Театрализованная деятельность как средство подготовки школьников к обучению в современной общеобразовательной организации. - Мировоззрение в XXI веке. Т. 1. № 1: 41-44.
Получена / Received: 16.08.2018 Принята/Accepted: 04.10.2018