ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 009 А. А. Чаусова
г. Екатеринбург, Россия
НАРОДНАЯ КУКЛА В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СЕМАНТИКИ
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена трансформации социокультурной семантики традиционной народной куклы в постреволюционной России. Анализируются причины ее исчезновения из крестьянского быта. Выявляются традиции народной куклы, которые частично воплотились в советской игрушке.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народная кукла, авторская кукла, советская кукла, советская культура
A. A. Chausova
Yekaterinburg, Russia
FOLK DOLLS IN POST-REVOLUTIONARY RUSSIA: THE RANSFORMATION
OF SOCIO-CULTURAL SEMANTICS
ABSTRACT. The article explores the transformation of socio-cultural semantics of traditional folk dolls in post-revolutionary Russia. The text explores the causes of its disappearance from the rural environment and describes the folk doll traditions that became incorporated in Soviet toys.
KEYWORDS: folk doll, designer doll, soviet doll, soviet culture
Революция 1917 года затронула практически все сферы и феномены культуры: некоторые из них подверглись существенным изменениям, другие вовсе прекратили свое существование. Наиболее уязвимой в этой ситуации оказалась культура русской деревни, многие явления которой были отвергнуты новой властью. К числу таковых относится и народная кукла.
К началу XX в. в России бытовало несколько типов куклы. В деревнях продолжала существовать аутентичная народная кукла. Она представляла собой условное изображение женской фигуры, основу которой составляло тулово столбообразной формы. Безликость куклы соответствовала еще сохранившейся традиции, а одежда не снималась и органично участвовала в пластике игрушки.
Все элементы, составляющие образ куклы, несли в себе символику рода и являлись средством объединения предков с потомками, установления связи между по-
колениями. Так, простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью, строилась по схеме триединого мира: голова куклы - небесный мир, тулово - земной мир, ноги - подземный мир. При этом голова зачастую набивалась золой. Взятая из собственной печки, она была плотно связана с культом домашнего и родового очага. Изготовление кукол по ритуалу кровной близости подразумевало использование старого тряпья, в частности, подолов женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма соприкасались с землей, вбирая таким образом ее силу.
Однако в это же время в деревнях и малых городах появляется новый жанр декоративно-прикладного искусства, который позже получит название авторская художественная кукла. Художник изготавливает ее с опорой на традиции, но детали прорабатывает на свой вкус. Появляются нарисованные углем или вышитые черты лица,
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
руки-палочки, привязанные по бокам, кукле стали нашивать косу [См.: 3, с. 105]. Кукольные наряды отныне отражают социальный состав населения всей страны, все чаще появляются куклы, изображающие мальчиков. Каждая такая кукла представлена в единственном экземпляре и «связана с попыткой отстраниться от искусства эпохи научно-технической революции, создав свои правила игры» [5, с. 136].
С другой стороны, на волне популярности французских и германских фарфоровых кукол в России был создан свой тип промышленной куклы, существовавшей наряду с крестьянской деревенской куклой. С развитием товарно-денежных отношений в городах возникают фабрики по производству кукол. На станке из фарфора, дерева или мастики создавали лицо и конечности, а тело могло быть тряпичным. Эталоном красоты считалось пухленькое личико, пышные волосы и непропорционально большие глаза.
Таким образом, «в XIX веке окончательно оформились различия между крестьянской и городской куклой» [8, с. 112]. В то время как крестьянская кукла по-прежнему использовалась в обрядах и праздниках, служила предметом игры и оберегом, городскую куклу все чаще берегли и любовались ею, как декоративным элементом интерьера.
После революции авторская крестьянская кукла была объявлена буржуазным пережитком и временно утратила свое значение. Педагог- исследователь народной игрушки Г. Л. Дайн отмечает, что «в конце 1920-х гг. кукла в Советском Союзе запрещается. Ее изъяли, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки» [3, с. 154]. Вместе с тем, очень скоро начали появляться суждения, что советский ребенок нуждается в куклах, но в принципиально новых куклах, отвечающих политическим установкам государства и художественному запросу новой эстетики. Некоторые черты старых авторских кукол становятся основой для создания новой со-
ветской игрушки, при этом их значение и функции переосмысливаются.
Если 1920-е годы прошли большей частью в дискуссиях о том, какой быть советской кукле, то в 1930-е эти идеи начали воплощаться в жизнь. Именно в 1930-е годы правительством стали приниматься специальные меры по объединению кустарей в артели и выпуску массовой игрушки.
Первым событием на этом пути стало создание в 1930 году Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам при Высшем совете народного хозяйства. В 1932 году был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, определены требования к советской игрушке и ценностные ориентиры при ее разработке и производстве. Уже в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству, был выработан новый художественный язык игрушек как «орудия коммунистического воспитания, как мощного средства воспитания будущих строителей и борцов за коммунизм» [6, с. 102].
Переработке подверглась, прежде всего, форма куклы. Авторская кукла рубежа веков, отражающая социальную дифференциацию «мещанского общества», рассказывающая о социальном статусе, изображавшая барышень и гусаров, не соответствовала новой классовой системе советской власти. На смену им пришли образы нового времени: «Шахтер», «Врач», «Физкультурница», «Пограничник», «Летчик», «Суворовец», «Нахимовец», «Школьница».
Считалось, что такие «фигуры людей» должны были готовить к взрослой жизни, помогать ребенку постигать азы различных профессий. Если, по мнению советских идеологов, играя с мещанскими куклами, «дети нередко копировали оставшиеся еще в семейном быту некультурные пережитки старого наследства, как то: пьянки, битье детей, брань, сплетни» [6, с. 123], то советские куклы были призваны помочь ребенку ориентироваться в мире
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
труда и коллективного строительства коммунизма.
По той же причине в обществе была чрезвычайно популярна идея создания куклы-игрушки, приближенной к облику человека. «"Идеологически правильная игрушка" должна была быть реалистичной, чтобы не вводить в заблуждение ребенка» [1, с. 43], как это делала кукла традиционная. Хорошим примером здесь может стать пластмассовая игрушка-пупс. Ручки и ножки делались подвижными, глаза и волосы прорисованы, складки на туловище в точности повторяли изгибы тела младенца. Позже, после войны, для придания особой реалистичности и подобия кукол человеку для них закупался целый арсенал сопутствующих принадлежностей: мебель для дома, посуда и т. д.
Чтобы сделать куклу больше похожей на ребенка или взрослого, предлагалось надеть на советскую куклу несъемные костюмы. В этом нашла свое отражение традиция народной, а затем и авторской куклы, когда ее одежда органично участвовала в пластике игрушки и не снималась. Интересно, что позже создавались куклы, одежду для которых должна была сшить сама хозяйка. Некоторые из них уже предусматривали определенный набор костюмов. Так удовлетворялась потребность в воспитании в ребенке навыков шитья и рукоделия, тоже пришедшая из «буржуазной эпохи». При этом, такая кукла лишь отчасти передавала образ человека. Сохранив в себе традиционную обобщенность образа, она развивала фантазию, помогала ребенку правильно сформировать свою личность.
Изменению подверглись и материалы для изготовления советских кукол. Как и для традиционных кукол, большое внимание уделялось их качеству. Это была пластмасса, трикотаж и другие материалы. Материал уже не нес в себе тепла домашнего очага, хотя и подбирался с особой тщательностью, поскольку считалось, что «то, к чему прикасались дети, должно было не вызывать аллергию, соответствовать стандартам и ГОСТам, быть утвержденной для
определенной возрастной группы, иметь воспитательную функцию» [7, с. 15].
Однако, как мы видим, в эти новые идеологические и педагогические требования лучше вписывалась авторская кукла, которая и стала базой для создания советской игрушки. Народная же кукла оказалась вытеснена из реальной практики и предана забвению. На наш взгляд, это было обусловлено несколькими причинами.
Первой причиной послужила тесная связь народной куклы с обрядом и ритуалом, что было неприемлемо для нового атеистического государства. Октябрьская революция 1917 года выступила против всякой религиозной атрибутики и мистики. Опасения вызвала и кукла: «Играя не в те куклы, дети усваивают основы языческого мировоззрения или испытывают тлетворное влияние пошлой буржуазной и мещанской среды» [6, с. 141].
Стоит отметить, что одновременно с этим кукла оказалась невостребованной в среде самих крестьян. Их интересы и потребности на пути к «светлому будущему» не учитывались. Это привело к перемене их бытового уклада и привычек.
Раньше важность куклы определялась специфическими условиями жизни крестьян: близостью к природе, основным видом производительного труда - земледелием. Смысловое ядро образа народной куклы составляли «идеи антропоморфной природы, единства человека и природы, плодородящей силы земли и солнца, вечного продолжения жизни и культа предков» [8, с. 75]. Куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Они обязательно были в каждой избе, без них не обходились ни один праздник ка-лендарно-обрядового цикла, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни и несчастья. Кроме того, воспроизводя в игре с куклами обрядовые, бытовые и праздничные сцены, крестьянские дети усваивали накопленный опыт предков, приобщались к нормам и ценностям, принятым в обществе. После революции превращение страны в индустриальную держа-
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ву повлекло за собой коренные изменения в деревне. Значительная часть обрядов была утрачена, а традиционная система ценностей разрушена. Тем самым привычный контекст бытования народной куклы исчез, и, как замечает Пряхин, «кукла вышла из мира взрослых, став сугубо детским и самостоятельным явлением» [7, с. 15].
Развитие массового производства сопровождалось принципом «всеобщего равенства и принадлежности всех благ каждому жителю» [7, с. 15]. Индивидуализм, проявлявшийся в авторском подходе к изготовлению народной куклы, искоренялся. Осуждалась и игра в «мещанские» куклы преимущественно девочек. В таком случае она не могла способствовать сплочению детского коллектива, что было недопустимо.
Другой важной причиной вытеснения народной куклы из практики стала идея отхода от традиций одной этнической группы к всеобщей для всех наций истории. Кукла, удовлетворявшая потребность в ук-
реплении ощущения единства и собственного своеобразия российского народа, оказалась неактуальной и уже не могла выполнять функцию связи поколений и средства общения.
Подведем некоторые итоги. Революция привела к исчезновению традиционной народной куклы из быта русского человека. Хотя некоторые традиции, разработанные авторской куклой, неявно воплотились в технологическом решении советских игрушек, ее семантика и особенности функционирования в дореволюционную эпоху не смогли адаптироваться к новым идеологическим и педагогическим установками. Советская идеология требовала исключения куклы из мира взрослых и формирования ее в качестве сугубо детского явления. Вместе с тем кукла не перестала быть средством социализации, приобщения к новым общественным нормам и правилам и способствовала формированию «нового человека» или «человека будущего».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике : [Сборник] / сост. и авт. вступ. ст. Е. С. Овчинникова; сост. А. Н. Изергин, Т. Г. Перевезенцева. - М. : Советский художник, 1979 . - 175 с.
2. Греков А. Художественный образ в советской кукле 1930-х годов [Электронный ресурс] - URL: http://russianasledie.ru/dostoyanie/prochtenie/xudozhestvennyij-obraz-v-sovetskoj-kukle-1930-x-godov.html (дата обращения: 05.01.2017).
3. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 265 с.
4. Дайн Г. Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. - Хотьково: Цветографика, 2012. -248 с.
5. Качковская Н. Б. Кукла в традиционном искусстве подолья // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-прак. конф. - Нижневартовск : Изд. Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2011. - 170 с.
6. Оршанский Л. Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. -М.: Государственное издательство, 1923. - С. 101-155.
7. Пряхин В. Ф. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный, производственный аспекты) : автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1979. - 20 с.
8. Соловьева Л. Н. Игрушка. Русский сувенир. - М.: Интербук-Бизнес, 2002. - 120 с.