Научная статья на тему 'Народная кукла в постреволюционной России: проблема трансформации социокультурной семантики'

Народная кукла в постреволюционной России: проблема трансформации социокультурной семантики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
646
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУКЛА / АВТОРСКАЯ КУКЛА / СОВЕТСКАЯ КУКЛА / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / FOLK DOLL / DESIGNER DOLL / SOVIET DOLL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чаусова А.А.

Статья посвящена трансформации социокультурной семантики традиционной народной куклы в постреволюционной России. Анализируются причины ее исчезновения из крестьянского быта. Выявляются традиции народной куклы, которые частично воплотились в советской игрушке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK DOLLS IN POST-REVOLUTIONARY RUSSIA: THE RANSFORMATION OF SOCIO-CULTURAL SEMANTICS

The article explores the transformation of socio-cultural semantics of traditional folk dolls in post-revolutionary Russia. The text explores the causes of its disappearance from the rural environment and describes the folk doll traditions that became incorporated in Soviet toys.

Текст научной работы на тему «Народная кукла в постреволюционной России: проблема трансформации социокультурной семантики»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 009 А. А. Чаусова

г. Екатеринбург, Россия

НАРОДНАЯ КУКЛА В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СЕМАНТИКИ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена трансформации социокультурной семантики традиционной народной куклы в постреволюционной России. Анализируются причины ее исчезновения из крестьянского быта. Выявляются традиции народной куклы, которые частично воплотились в советской игрушке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народная кукла, авторская кукла, советская кукла, советская культура

A. A. Chausova

Yekaterinburg, Russia

FOLK DOLLS IN POST-REVOLUTIONARY RUSSIA: THE RANSFORMATION

OF SOCIO-CULTURAL SEMANTICS

ABSTRACT. The article explores the transformation of socio-cultural semantics of traditional folk dolls in post-revolutionary Russia. The text explores the causes of its disappearance from the rural environment and describes the folk doll traditions that became incorporated in Soviet toys.

KEYWORDS: folk doll, designer doll, soviet doll, soviet culture

Революция 1917 года затронула практически все сферы и феномены культуры: некоторые из них подверглись существенным изменениям, другие вовсе прекратили свое существование. Наиболее уязвимой в этой ситуации оказалась культура русской деревни, многие явления которой были отвергнуты новой властью. К числу таковых относится и народная кукла.

К началу XX в. в России бытовало несколько типов куклы. В деревнях продолжала существовать аутентичная народная кукла. Она представляла собой условное изображение женской фигуры, основу которой составляло тулово столбообразной формы. Безликость куклы соответствовала еще сохранившейся традиции, а одежда не снималась и органично участвовала в пластике игрушки.

Все элементы, составляющие образ куклы, несли в себе символику рода и являлись средством объединения предков с потомками, установления связи между по-

колениями. Так, простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью, строилась по схеме триединого мира: голова куклы - небесный мир, тулово - земной мир, ноги - подземный мир. При этом голова зачастую набивалась золой. Взятая из собственной печки, она была плотно связана с культом домашнего и родового очага. Изготовление кукол по ритуалу кровной близости подразумевало использование старого тряпья, в частности, подолов женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма соприкасались с землей, вбирая таким образом ее силу.

Однако в это же время в деревнях и малых городах появляется новый жанр декоративно-прикладного искусства, который позже получит название авторская художественная кукла. Художник изготавливает ее с опорой на традиции, но детали прорабатывает на свой вкус. Появляются нарисованные углем или вышитые черты лица,

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

руки-палочки, привязанные по бокам, кукле стали нашивать косу [См.: 3, с. 105]. Кукольные наряды отныне отражают социальный состав населения всей страны, все чаще появляются куклы, изображающие мальчиков. Каждая такая кукла представлена в единственном экземпляре и «связана с попыткой отстраниться от искусства эпохи научно-технической революции, создав свои правила игры» [5, с. 136].

С другой стороны, на волне популярности французских и германских фарфоровых кукол в России был создан свой тип промышленной куклы, существовавшей наряду с крестьянской деревенской куклой. С развитием товарно-денежных отношений в городах возникают фабрики по производству кукол. На станке из фарфора, дерева или мастики создавали лицо и конечности, а тело могло быть тряпичным. Эталоном красоты считалось пухленькое личико, пышные волосы и непропорционально большие глаза.

Таким образом, «в XIX веке окончательно оформились различия между крестьянской и городской куклой» [8, с. 112]. В то время как крестьянская кукла по-прежнему использовалась в обрядах и праздниках, служила предметом игры и оберегом, городскую куклу все чаще берегли и любовались ею, как декоративным элементом интерьера.

После революции авторская крестьянская кукла была объявлена буржуазным пережитком и временно утратила свое значение. Педагог- исследователь народной игрушки Г. Л. Дайн отмечает, что «в конце 1920-х гг. кукла в Советском Союзе запрещается. Ее изъяли, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки» [3, с. 154]. Вместе с тем, очень скоро начали появляться суждения, что советский ребенок нуждается в куклах, но в принципиально новых куклах, отвечающих политическим установкам государства и художественному запросу новой эстетики. Некоторые черты старых авторских кукол становятся основой для создания новой со-

ветской игрушки, при этом их значение и функции переосмысливаются.

Если 1920-е годы прошли большей частью в дискуссиях о том, какой быть советской кукле, то в 1930-е эти идеи начали воплощаться в жизнь. Именно в 1930-е годы правительством стали приниматься специальные меры по объединению кустарей в артели и выпуску массовой игрушки.

Первым событием на этом пути стало создание в 1930 году Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам при Высшем совете народного хозяйства. В 1932 году был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, определены требования к советской игрушке и ценностные ориентиры при ее разработке и производстве. Уже в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству, был выработан новый художественный язык игрушек как «орудия коммунистического воспитания, как мощного средства воспитания будущих строителей и борцов за коммунизм» [6, с. 102].

Переработке подверглась, прежде всего, форма куклы. Авторская кукла рубежа веков, отражающая социальную дифференциацию «мещанского общества», рассказывающая о социальном статусе, изображавшая барышень и гусаров, не соответствовала новой классовой системе советской власти. На смену им пришли образы нового времени: «Шахтер», «Врач», «Физкультурница», «Пограничник», «Летчик», «Суворовец», «Нахимовец», «Школьница».

Считалось, что такие «фигуры людей» должны были готовить к взрослой жизни, помогать ребенку постигать азы различных профессий. Если, по мнению советских идеологов, играя с мещанскими куклами, «дети нередко копировали оставшиеся еще в семейном быту некультурные пережитки старого наследства, как то: пьянки, битье детей, брань, сплетни» [6, с. 123], то советские куклы были призваны помочь ребенку ориентироваться в мире

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

труда и коллективного строительства коммунизма.

По той же причине в обществе была чрезвычайно популярна идея создания куклы-игрушки, приближенной к облику человека. «"Идеологически правильная игрушка" должна была быть реалистичной, чтобы не вводить в заблуждение ребенка» [1, с. 43], как это делала кукла традиционная. Хорошим примером здесь может стать пластмассовая игрушка-пупс. Ручки и ножки делались подвижными, глаза и волосы прорисованы, складки на туловище в точности повторяли изгибы тела младенца. Позже, после войны, для придания особой реалистичности и подобия кукол человеку для них закупался целый арсенал сопутствующих принадлежностей: мебель для дома, посуда и т. д.

Чтобы сделать куклу больше похожей на ребенка или взрослого, предлагалось надеть на советскую куклу несъемные костюмы. В этом нашла свое отражение традиция народной, а затем и авторской куклы, когда ее одежда органично участвовала в пластике игрушки и не снималась. Интересно, что позже создавались куклы, одежду для которых должна была сшить сама хозяйка. Некоторые из них уже предусматривали определенный набор костюмов. Так удовлетворялась потребность в воспитании в ребенке навыков шитья и рукоделия, тоже пришедшая из «буржуазной эпохи». При этом, такая кукла лишь отчасти передавала образ человека. Сохранив в себе традиционную обобщенность образа, она развивала фантазию, помогала ребенку правильно сформировать свою личность.

Изменению подверглись и материалы для изготовления советских кукол. Как и для традиционных кукол, большое внимание уделялось их качеству. Это была пластмасса, трикотаж и другие материалы. Материал уже не нес в себе тепла домашнего очага, хотя и подбирался с особой тщательностью, поскольку считалось, что «то, к чему прикасались дети, должно было не вызывать аллергию, соответствовать стандартам и ГОСТам, быть утвержденной для

определенной возрастной группы, иметь воспитательную функцию» [7, с. 15].

Однако, как мы видим, в эти новые идеологические и педагогические требования лучше вписывалась авторская кукла, которая и стала базой для создания советской игрушки. Народная же кукла оказалась вытеснена из реальной практики и предана забвению. На наш взгляд, это было обусловлено несколькими причинами.

Первой причиной послужила тесная связь народной куклы с обрядом и ритуалом, что было неприемлемо для нового атеистического государства. Октябрьская революция 1917 года выступила против всякой религиозной атрибутики и мистики. Опасения вызвала и кукла: «Играя не в те куклы, дети усваивают основы языческого мировоззрения или испытывают тлетворное влияние пошлой буржуазной и мещанской среды» [6, с. 141].

Стоит отметить, что одновременно с этим кукла оказалась невостребованной в среде самих крестьян. Их интересы и потребности на пути к «светлому будущему» не учитывались. Это привело к перемене их бытового уклада и привычек.

Раньше важность куклы определялась специфическими условиями жизни крестьян: близостью к природе, основным видом производительного труда - земледелием. Смысловое ядро образа народной куклы составляли «идеи антропоморфной природы, единства человека и природы, плодородящей силы земли и солнца, вечного продолжения жизни и культа предков» [8, с. 75]. Куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Они обязательно были в каждой избе, без них не обходились ни один праздник ка-лендарно-обрядового цикла, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни и несчастья. Кроме того, воспроизводя в игре с куклами обрядовые, бытовые и праздничные сцены, крестьянские дети усваивали накопленный опыт предков, приобщались к нормам и ценностям, принятым в обществе. После революции превращение страны в индустриальную держа-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ву повлекло за собой коренные изменения в деревне. Значительная часть обрядов была утрачена, а традиционная система ценностей разрушена. Тем самым привычный контекст бытования народной куклы исчез, и, как замечает Пряхин, «кукла вышла из мира взрослых, став сугубо детским и самостоятельным явлением» [7, с. 15].

Развитие массового производства сопровождалось принципом «всеобщего равенства и принадлежности всех благ каждому жителю» [7, с. 15]. Индивидуализм, проявлявшийся в авторском подходе к изготовлению народной куклы, искоренялся. Осуждалась и игра в «мещанские» куклы преимущественно девочек. В таком случае она не могла способствовать сплочению детского коллектива, что было недопустимо.

Другой важной причиной вытеснения народной куклы из практики стала идея отхода от традиций одной этнической группы к всеобщей для всех наций истории. Кукла, удовлетворявшая потребность в ук-

реплении ощущения единства и собственного своеобразия российского народа, оказалась неактуальной и уже не могла выполнять функцию связи поколений и средства общения.

Подведем некоторые итоги. Революция привела к исчезновению традиционной народной куклы из быта русского человека. Хотя некоторые традиции, разработанные авторской куклой, неявно воплотились в технологическом решении советских игрушек, ее семантика и особенности функционирования в дореволюционную эпоху не смогли адаптироваться к новым идеологическим и педагогическим установками. Советская идеология требовала исключения куклы из мира взрослых и формирования ее в качестве сугубо детского явления. Вместе с тем кукла не перестала быть средством социализации, приобщения к новым общественным нормам и правилам и способствовала формированию «нового человека» или «человека будущего».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартрам Н. Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике : [Сборник] / сост. и авт. вступ. ст. Е. С. Овчинникова; сост. А. Н. Изергин, Т. Г. Перевезенцева. - М. : Советский художник, 1979 . - 175 с.

2. Греков А. Художественный образ в советской кукле 1930-х годов [Электронный ресурс] - URL: http://russianasledie.ru/dostoyanie/prochtenie/xudozhestvennyij-obraz-v-sovetskoj-kukle-1930-x-godov.html (дата обращения: 05.01.2017).

3. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 265 с.

4. Дайн Г. Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. - Хотьково: Цветографика, 2012. -248 с.

5. Качковская Н. Б. Кукла в традиционном искусстве подолья // Мир куклы в истории культуры: материалы Междунар. науч.-прак. конф. - Нижневартовск : Изд. Нижне-варт. гуманит. ун-та, 2011. - 170 с.

6. Оршанский Л. Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. -М.: Государственное издательство, 1923. - С. 101-155.

7. Пряхин В. Ф. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный, производственный аспекты) : автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1979. - 20 с.

8. Соловьева Л. Н. Игрушка. Русский сувенир. - М.: Интербук-Бизнес, 2002. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.