Научная статья на тему 'Коми кукла-скрутка: локальные особенности'

Коми кукла-скрутка: локальные особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
803
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Земцова Ирина Вениаминовна, Костарева Лидия Михайловна

В статье дано описание кукол, бытовавших на территории Республики Коми в конце XIXнач. XX вв. Автор попытался выделить локальные особенности коми куклы-скрутки на основе собрания кукол Национального музея Республики Коми и в ходе опроса населения. Ключевые слова: традиционная коми кукла, акань, ижемская кукла-скрутка, собрание кукол Д.Т. Яновича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Komi doll-twist: local specifics

The article contains the description of dolls existed in Komi Republic in the end of 19th beginning of 20th century. The author tried to underline local specific traits of Komi doll-twist on the base of The Komi Republic National Museum's dolls collection and native people opinion polling. Keywords: traditional Komi doll, akan, Izhma doll-twist, doll collection of D.T. Yanovich.

Текст научной работы на тему «Коми кукла-скрутка: локальные особенности»

И.В. Земцова, Л.М. Костарева

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

(г. Сыктывкар)

Коми кукла-скрутка: локальные особенности

(Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ и Республики Коми №15-11110002 «Этнографическое районирование традиционных художественных промыслов ремесел на территории Республики Коми: история и современность»)

В статье дано описание кукол, бытовавших на территории Республики Коми в конце XIX- нач. XX вв. Автор попытался выделить локальные особенности коми куклы-скрутки на основе собрания кукол Национального музея Республики Коми и в ходе опроса населения. Ключевые слова: традиционная коми кукла, акань, ижемская кукла-скрутка, собрание кукол Д.Т. Яновича.

I.V. Zemtsova, L.M. Kostareva Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Syktyvkar)

Komi doll-twist: local specifics

Abstract. The article contains the description of dolls existed in Komi Republic in the end of 19th - beginning of 20th century. The author tried to underline local specific traits of Komi doll-twist on the base of The Komi Republic National Museum's dolls collection and native people opinion polling. Keywords: traditional Komi doll, akan, Izhma doll-twist, doll collection of D.T.

Yanovich.

Еще в начале XX в. дети играли в самодельные тряпичные куклы. Век спустя тряпичная кукла стала музейным экспонатом. Изготовлением кукол сейчас занимаются на различных кружках, мастер-классах, а не в домашних условиях, как раньше, под руководством опытной бабушки. Старшее поколение потеряло опыт создания самодельной куклы, а нынешнее поколение о ней почти не знает. А ведь тряпичную куклу следует рассматривать не только как ценный этнографический предмет, но и как игровой дидактический материал, разработанный веками. Она дает ребенку первые навыки обращения с материалом и первые знания о человеке.

Традиционную куклу можно разделить на две категории: по материалу и способу изготовления. К первой относятся куклы, выполненные из глины, растительных материалов, пряжи, ткани, кожи, меха. По способу изготовления исследователь Г. Дайн выделила несколько архетипов русской тряпичной куклы: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка и набивная кукла-мешочек [1,12]. Эти архетипы имеют множество локальных подвидов, но их можно разделить на две основные группы: куклы мягкие (набивные, узелковые) и куклы с твердой основой в виде столба, скрутки или палочки. Как пишет Г. Дайн, куклы набивные более характерны для южных районов России, а куклы в виде столба или скрутки для северных, в частности для

территории Республики Коми [См. там же].

Кукла-скрутка это довольно абстрактное изображение человеческой фигуры. Порой это всего лишь вертикальный столбик из плотно скрученного кусочка ткани, на котором ниткой, перетянутой в районе «шеи», выделена голова; иногда перевязывался нитяной поясок по центру столбика, что означало символическое повязывание пояса младенцу в районе пупка. В некоторых регионах отдельным столбиком-скруткой меньших размеров формировали, приматывая нитками по горизонтали, ручки ребенка. Таким образом, получалась символическое изображение человека в пору младенчества, поэтому иногда такие куклы еще называют «куклами-младенчиками» или «пеленашками». Таким образом, самая простая тряпичная кукла состоит лишь из одной детали основы -столба, скрутки. «Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали ещё и на четыре стороны света» [1,14].

Более сложный вариант — это кукла с руками. Порой у нее есть и ручки и ножки, но они сделаны самым простым способом возможным без использования иголки: скручены, связаны узелком, подогнуты и подвязаны или сложены конвертиком. Ноги у куклы появляются только в более поздних вариантах.

Основа для куклы-девочки и куклы-мальчики одинакова, так как пол куклы по технологии создания определяет одежда.

Что касается лица куклы, то в более ранних сохранившихся образцах оно пустое. Бытует мнение, что его оставляли пустым из-за страха «очеловечить» куклу. В конце XIX - нач. XX вв. кукольное лицо стали прорисовывать печным угольком или вышивать. Чаще всего отображали глаза и рот, короткой черточкой - изображение носа.

Наряд игровой тряпичной куклы очень прост, мало детализирован, но в нем узнаваем настоящий костюм, характерный для той или иной местности.

В одних источниках указано, что куклы шили только из остатков новых тканей, так как опасались навлечь беду на человека, из чьей одежды взяты были лоскуты для куклы. В других источниках указано, что куклы шили из изношенных тканей одежды, так как ношенная ткань наделялась защитными свойствами, да и новых лоскутов для шитья игрушек в крестьянских семьях просто не было.

В коми языке слово «кукла» звучит как «акань». «Акань» вв., вс., вым., иж., нв., печ., скр., сс., к.-п.; кукла, кик1а вс., лл., к.-п.; тятюк, tatuk уд. - кукла. Акань -'маленькая игрушечная сестренка, женщина'. Возможно сопоставление с коми-зырянским ак-(без уменьшительно-

ласкательного суффикса -ап) с финским акка "старая женщина, сестренка, женщина", саамским акка, а так же с диал. коми-зырянским ак вежань "крестная мать". Слово акань в значении «кукла» образовано на почве коми языка» [4,31].

У коми по материалу изготовления особо распространены были два основных вида кукол: тряпичные куклы и куклы из растительного материала (в основном дерева и соломы). В селе Ыб Сыктывдинского района Му-

равьева Евдокия Ивановна рассказывала автору, что «была нянькой в бедной семье, кукол не из чего было делать — из капустных листьев скручивали».

По способу изготовления традиционным видом тряпичной коми куклы является кукла-закрутка (скрутка).

Основание куклы - свернутый или скрученный трубочкой кусок тканого полотна (в XX в. основу кукол-скруток также стали делать из бумаги). Голова -это покрывающий заготовку квадрат белой ткани, перевязанный ниткой по линии шеи или просто отделенная нитью верхняя часть закрутки. Руки-скрутки - привязанная перпендикулярно к основанию скрутка. Руки-рукава - перетянутые нитками противоположные углы квадрата ткани, который образует голову.

«Ряд коми-зырянских фразеологизмов, а также комплекс поверий и запретов, связанных с куклой, свидетельствуют о соотнесении образа куклы с представлениями о душе-тени или двойнике человека. Некоторые детские игры с куклами считались пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными куклами влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. У девочки, которая в ходе игры раздает своих кукол подругам, не будет семейного счастья и благополучия. Считалось, что по характеру детских игр с куклой можно предсказать предстоящие изменения не только в жизни ребенка, но и всей семьи: «если дети играют в похороны и закапывают с причитаниями кукол на углу дома — значит, в этой семье скоро кто-то умрет» [5].

Небольшая коллекция кукол-скруток находится в экспозиции отдела этнографии Национального музея Республики Коми.

Наибольший интерес представляет собрание кукол-скруток (5 предметов), привезенных из

Земцова Ирина Вениаминовна

к.п.н, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар)

Костарева Лидия Михайловна,

магистрант I курса направления «Культурология» института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им.Питирима Сорокина (г. Сыктывкар)

Рис. 1

Кукла. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губерния, Печорский уезд, с. Ижма (Республика Коми, Ижемский р-н, с. Ижма). Ткань, дерево, пошив. НМРК, инв. № 781.

Зарисовка Поповой Л.М.

Рис. 2.

Кукла. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губерния, Печорский уезд, с. Ижма. Ткань, дерево, пошив. НМРК, инв.№780. Зарисовка Поповой Л.М.

Рис. 3.

Кукла-невеста. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губ, Печорский уезд, с. Ижма. Ткань, пошив. НМРК, инв. № 783. Зарисовка Поповой Л.М.

экспедиции к ижемским коми в 1925 году этнографом Д.Т. Яновичем (рис. 1).

В коллекции также имеются ряд авторских тряпичных кукол -скруток, выполненных по традиционным мотивам автором данной статьи И.В. Земцовой.

Ярко выраженные локальные особенности имеются только у ижемской куклы-скрутки. Она легко узнаваема за счет вытянутого силуэта и характерного для ижемских коми костюма.

В собрании Яновича имеются две безрукие куклы, одна одиночная и одна пара: кукла-невеста и кукла-жених. Последняя является единственной в коллекции куклой-мальчиком.

Безрукие куклы (рис.1, 2) представляют собой небольшие по размеру (высота 12 и 15 см соответственно) скрутки с деревянной основой. На скрутку посажена юбка и передник с оборками по низу. На верхнюю часть крест-накрест повязан платок, условно обозначая голову. У куклы повыше при помощи обмотанных тканью текстильных шариков обозначена грудь, повязан пояс. У обеих кукол лики закрыты цветными нитками, намотанными на деревянную основу (рис.2).

На рисунке 3 представлена кукла-невеста из свадебной пары. Это кукла с пришивными руками. Голову и тело образует свернутый валиком холст белого цвета. Лицо не прорисовано — кукла безликая. Одежда сшита на машинке. На кукле светлая в серые пятна рубаха с манжетами и воротником-стойкой, темный сарафан с ажурной полосой по нижней части. На груди поверх рубахи нашит светло-розовый лоскут, на поясе повязана светлая полоса ткани. На голове кусочек ткани, имитирующий во-лосник и повязан платок (рис. 3).

Фотографии куклы-невесты и куклы-жениха вошли в набор открыток «Куклы XX века» из

серии «Раритеты Национального музея Республики Коми».

Ижемская кукла-скрутка известна и за пределами республики. Несколько экземпляров находится в экспозиции кукол Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), а также в Музее народной картины и игрушки (г. Екатеринбург).

Для того чтобы пополнить свои знания в области детских игр и игрушек и собрать материал для чтения специальных курсов «Народная игрушка» и «Деревянная игрушка», автором данной статьи в течение ряда лет проводился опрос местного населения в различных районах Республики Коми. В Усть-Куломском районе, где старые жители владели в основном коми языком, пришлось для проведения опроса в качестве переводчицы привлечь родственницу Веры Владимировны Белоусовой учительницу Татьяну Макарову. Дружной компанией мы ходили по домам, где проживали самые старые жительницы села и пытались извлечь из них детские воспоминания. Далее публикуются некоторые дневниковые записи автора, записанные по свежим следам. «Август, 1999

года.....На обратном пути мы

зашли еще в один дом, где с внучкой нянчилась баба Аня (Логинова Анна Егоровна 1920 г.р., девичья фамилия Зезегова). Бабулька маленькая с добрым лицом. Вспомнила все и рассказала, как делается кукла «акань». Внучка сразу прижала ее к груди, кругом валялись «трупы» фабричных кукол без рук, без ног. В конце мы сделали фото у печки, внучка заплакала, подбежала к бабушке, пока мы искали композицию, и поставила логическую точку». Кукла была изготовлена за считанные минуты по принципу «кукла-скрутка». Другие информаторы рассказали об аналогичном способе изготовления куклы: «Пока мы шли по улице, увидели еще

одну бабулю с перевязанной рукой. Это была бабушка Наташа (Наталь) - Кочанова Наталья Ильинична 1917 г.р. (фото 1). Она почти в точности повторила рассказ бабы Ани, добавив кое-какие детали. Тут по улице прошла еще одна бабуля, и мы призвали ее в нашу компанию, продолжив допрос с пристрастием. Это была баба Лена (Лодыгина Елена Александровна 1918 г.р., Кочанова до замужества). Она была поразговорчивей бабы Наташи. В конце мы и ее заставили взять тряпку, газету и скрутить куклу». Таким образом, было установлено, что традиционный способ изготовления куклы-скрутки бытовал в этом крупном селе.

Со временем народная кукла претерпела свои изменения, но, при всех утратах, дополнениях и обновлениях, осталась простой и лаконичной. Она не имеет привязки к конкретному объекту, не вызывает конкретных образов и ассоциаций. Здесь сплошное поле для воображения ребенка: он сам придумает настроение своей кукле, сам придумает историю. «Чтобы дать этот толчок воображению, особенно детскому, требуется немного. Ведь и создает игрушку само воображение. Оно не затрудняется видимым несоответствием форм; то, чего не достает глазу, оно добавляет от себя; небольшая аналогия - и представление вызвано» [9,103].

Традиционная кукла-скрутка это не только этнографический памятник и информационный носитель культуры своего народа, но и развлекательный дидактический материал. С этой целью она и создавалась: развлечь и обучить. Простая и быстрая по технологии создания кукла-скрутка учит ребенка самым простым способам соединения частей ткани: перевязывание, обматывание, продевание и т.д. В современных играх используются покупные куклы, поэтому

основой для игр стали кукольные переодевания, а не сам процесс создания куклы. «Процесс изготовления куклы очень важен и с точки зрения формирования психологических мотиваций ребенка при последующей игре с ней, и с точки зрения налаживания социальных связей, и, кроме того, способствует выработке определенных трудовых умений и навыков» [6,196].

В куклы в основном играют девочки, тем самым развивая одну из наиболее важных для будущей взрослой жизни функцию воспитания детей. Поэтому среди кукол часто встречаются младенец и женщина с ребенком, а самой популярной ролевой игрой остается «дочки-матери».

«Педагогам, производственникам и авторам игрушки нужно понять одно очень важное обстоятельство: весь смысл куклы, как и всякой другой игрушки, в ее соответствии с детскими интересами и запросами» [8,8].

В полной мере традиционную куклу коми выделить не представляется возможным, так как куклы на основе скрутки или столбика встречаются повсеместно по всей территории России. Отличие состоит лишь в ряде локальных особенностей характерных для отдельно взятого региона. В коми к таковым особенностям относится: вытянутый силуэт ижемской куклы, характерные для этой местности детали костюма и лики безруких кукол, закрытые цветными нитями.

Кукла - уникальный предмет народной культуры. Сегодня изучением кукол и их роли в жизни человека занимается ряд ученых из разных областей науки, потому что через куклу можно познать особенности семьи, народа, национальности и мира в целом.

Фото 1.

Информатор Н.И. Кочанова, 1917 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.

Литература:

1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культуры, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. М.: изд-во Ладога-100, 2007. - 64с.

3. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.— СПб.: Паритет, 2003.— 240 с.

4. Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. - 386с.

5. Мифология коми. Энциклопедия уральских мифологий. Тра-

диционная культура народов европейского северо-востока России: Коми. URL:

http://www.komi.com/Folk/myth/io8. htm (дата обращения 20.02.2016)

6. Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма). — М.: Индрик, 2011. — 352 с.

7. Собрание кукол отдела этнографии Национального музея Республики Коми (инв. № 780, 781, 783, 784).

8. Флерина Е.А. Игра и игрушка / под ред. Д. В. Менджериц-кой. М.: Просвещение, 1973. - 48с.

9. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов / Игрушка. Ея исторiя и значете // под ред. Н.Д. Бартрам. М., 1912. - С.85-140.

Информаторы: Е.И.Муравьева., с.Ыб Сыктыв-динского района;

А.Е. Логинова., 1920 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми;

Н.И. Кочанова., 1917 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми;

Е.А. Лодыгина., 1918 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.