И.В. Земцова, Л.М. Костарева
Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина
(г. Сыктывкар)
Коми кукла-скрутка: локальные особенности
(Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ и Республики Коми №15-11110002 «Этнографическое районирование традиционных художественных промыслов ремесел на территории Республики Коми: история и современность»)
В статье дано описание кукол, бытовавших на территории Республики Коми в конце XIX- нач. XX вв. Автор попытался выделить локальные особенности коми куклы-скрутки на основе собрания кукол Национального музея Республики Коми и в ходе опроса населения. Ключевые слова: традиционная коми кукла, акань, ижемская кукла-скрутка, собрание кукол Д.Т. Яновича.
I.V. Zemtsova, L.M. Kostareva Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Syktyvkar)
Komi doll-twist: local specifics
Abstract. The article contains the description of dolls existed in Komi Republic in the end of 19th - beginning of 20th century. The author tried to underline local specific traits of Komi doll-twist on the base of The Komi Republic National Museum's dolls collection and native people opinion polling. Keywords: traditional Komi doll, akan, Izhma doll-twist, doll collection of D.T.
Yanovich.
Еще в начале XX в. дети играли в самодельные тряпичные куклы. Век спустя тряпичная кукла стала музейным экспонатом. Изготовлением кукол сейчас занимаются на различных кружках, мастер-классах, а не в домашних условиях, как раньше, под руководством опытной бабушки. Старшее поколение потеряло опыт создания самодельной куклы, а нынешнее поколение о ней почти не знает. А ведь тряпичную куклу следует рассматривать не только как ценный этнографический предмет, но и как игровой дидактический материал, разработанный веками. Она дает ребенку первые навыки обращения с материалом и первые знания о человеке.
Традиционную куклу можно разделить на две категории: по материалу и способу изготовления. К первой относятся куклы, выполненные из глины, растительных материалов, пряжи, ткани, кожи, меха. По способу изготовления исследователь Г. Дайн выделила несколько архетипов русской тряпичной куклы: столбушка, крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка и набивная кукла-мешочек [1,12]. Эти архетипы имеют множество локальных подвидов, но их можно разделить на две основные группы: куклы мягкие (набивные, узелковые) и куклы с твердой основой в виде столба, скрутки или палочки. Как пишет Г. Дайн, куклы набивные более характерны для южных районов России, а куклы в виде столба или скрутки для северных, в частности для
территории Республики Коми [См. там же].
Кукла-скрутка это довольно абстрактное изображение человеческой фигуры. Порой это всего лишь вертикальный столбик из плотно скрученного кусочка ткани, на котором ниткой, перетянутой в районе «шеи», выделена голова; иногда перевязывался нитяной поясок по центру столбика, что означало символическое повязывание пояса младенцу в районе пупка. В некоторых регионах отдельным столбиком-скруткой меньших размеров формировали, приматывая нитками по горизонтали, ручки ребенка. Таким образом, получалась символическое изображение человека в пору младенчества, поэтому иногда такие куклы еще называют «куклами-младенчиками» или «пеленашками». Таким образом, самая простая тряпичная кукла состоит лишь из одной детали основы -столба, скрутки. «Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали ещё и на четыре стороны света» [1,14].
Более сложный вариант — это кукла с руками. Порой у нее есть и ручки и ножки, но они сделаны самым простым способом возможным без использования иголки: скручены, связаны узелком, подогнуты и подвязаны или сложены конвертиком. Ноги у куклы появляются только в более поздних вариантах.
Основа для куклы-девочки и куклы-мальчики одинакова, так как пол куклы по технологии создания определяет одежда.
Что касается лица куклы, то в более ранних сохранившихся образцах оно пустое. Бытует мнение, что его оставляли пустым из-за страха «очеловечить» куклу. В конце XIX - нач. XX вв. кукольное лицо стали прорисовывать печным угольком или вышивать. Чаще всего отображали глаза и рот, короткой черточкой - изображение носа.
Наряд игровой тряпичной куклы очень прост, мало детализирован, но в нем узнаваем настоящий костюм, характерный для той или иной местности.
В одних источниках указано, что куклы шили только из остатков новых тканей, так как опасались навлечь беду на человека, из чьей одежды взяты были лоскуты для куклы. В других источниках указано, что куклы шили из изношенных тканей одежды, так как ношенная ткань наделялась защитными свойствами, да и новых лоскутов для шитья игрушек в крестьянских семьях просто не было.
В коми языке слово «кукла» звучит как «акань». «Акань» вв., вс., вым., иж., нв., печ., скр., сс., к.-п.; кукла, кик1а вс., лл., к.-п.; тятюк, tatuk уд. - кукла. Акань -'маленькая игрушечная сестренка, женщина'. Возможно сопоставление с коми-зырянским ак-(без уменьшительно-
ласкательного суффикса -ап) с финским акка "старая женщина, сестренка, женщина", саамским акка, а так же с диал. коми-зырянским ак вежань "крестная мать". Слово акань в значении «кукла» образовано на почве коми языка» [4,31].
У коми по материалу изготовления особо распространены были два основных вида кукол: тряпичные куклы и куклы из растительного материала (в основном дерева и соломы). В селе Ыб Сыктывдинского района Му-
равьева Евдокия Ивановна рассказывала автору, что «была нянькой в бедной семье, кукол не из чего было делать — из капустных листьев скручивали».
По способу изготовления традиционным видом тряпичной коми куклы является кукла-закрутка (скрутка).
Основание куклы - свернутый или скрученный трубочкой кусок тканого полотна (в XX в. основу кукол-скруток также стали делать из бумаги). Голова -это покрывающий заготовку квадрат белой ткани, перевязанный ниткой по линии шеи или просто отделенная нитью верхняя часть закрутки. Руки-скрутки - привязанная перпендикулярно к основанию скрутка. Руки-рукава - перетянутые нитками противоположные углы квадрата ткани, который образует голову.
«Ряд коми-зырянских фразеологизмов, а также комплекс поверий и запретов, связанных с куклой, свидетельствуют о соотнесении образа куклы с представлениями о душе-тени или двойнике человека. Некоторые детские игры с куклами считались пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными куклами влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. У девочки, которая в ходе игры раздает своих кукол подругам, не будет семейного счастья и благополучия. Считалось, что по характеру детских игр с куклой можно предсказать предстоящие изменения не только в жизни ребенка, но и всей семьи: «если дети играют в похороны и закапывают с причитаниями кукол на углу дома — значит, в этой семье скоро кто-то умрет» [5].
Небольшая коллекция кукол-скруток находится в экспозиции отдела этнографии Национального музея Республики Коми.
Наибольший интерес представляет собрание кукол-скруток (5 предметов), привезенных из
Земцова Ирина Вениаминовна
к.п.н, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар)
Костарева Лидия Михайловна,
магистрант I курса направления «Культурология» института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета им.Питирима Сорокина (г. Сыктывкар)
Рис. 1
Кукла. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губерния, Печорский уезд, с. Ижма (Республика Коми, Ижемский р-н, с. Ижма). Ткань, дерево, пошив. НМРК, инв. № 781.
Зарисовка Поповой Л.М.
Рис. 2.
Кукла. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губерния, Печорский уезд, с. Ижма. Ткань, дерево, пошив. НМРК, инв.№780. Зарисовка Поповой Л.М.
Рис. 3.
Кукла-невеста. Конец XIX - нач. XX вв. Архангельская губ, Печорский уезд, с. Ижма. Ткань, пошив. НМРК, инв. № 783. Зарисовка Поповой Л.М.
экспедиции к ижемским коми в 1925 году этнографом Д.Т. Яновичем (рис. 1).
В коллекции также имеются ряд авторских тряпичных кукол -скруток, выполненных по традиционным мотивам автором данной статьи И.В. Земцовой.
Ярко выраженные локальные особенности имеются только у ижемской куклы-скрутки. Она легко узнаваема за счет вытянутого силуэта и характерного для ижемских коми костюма.
В собрании Яновича имеются две безрукие куклы, одна одиночная и одна пара: кукла-невеста и кукла-жених. Последняя является единственной в коллекции куклой-мальчиком.
Безрукие куклы (рис.1, 2) представляют собой небольшие по размеру (высота 12 и 15 см соответственно) скрутки с деревянной основой. На скрутку посажена юбка и передник с оборками по низу. На верхнюю часть крест-накрест повязан платок, условно обозначая голову. У куклы повыше при помощи обмотанных тканью текстильных шариков обозначена грудь, повязан пояс. У обеих кукол лики закрыты цветными нитками, намотанными на деревянную основу (рис.2).
На рисунке 3 представлена кукла-невеста из свадебной пары. Это кукла с пришивными руками. Голову и тело образует свернутый валиком холст белого цвета. Лицо не прорисовано — кукла безликая. Одежда сшита на машинке. На кукле светлая в серые пятна рубаха с манжетами и воротником-стойкой, темный сарафан с ажурной полосой по нижней части. На груди поверх рубахи нашит светло-розовый лоскут, на поясе повязана светлая полоса ткани. На голове кусочек ткани, имитирующий во-лосник и повязан платок (рис. 3).
Фотографии куклы-невесты и куклы-жениха вошли в набор открыток «Куклы XX века» из
серии «Раритеты Национального музея Республики Коми».
Ижемская кукла-скрутка известна и за пределами республики. Несколько экземпляров находится в экспозиции кукол Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), а также в Музее народной картины и игрушки (г. Екатеринбург).
Для того чтобы пополнить свои знания в области детских игр и игрушек и собрать материал для чтения специальных курсов «Народная игрушка» и «Деревянная игрушка», автором данной статьи в течение ряда лет проводился опрос местного населения в различных районах Республики Коми. В Усть-Куломском районе, где старые жители владели в основном коми языком, пришлось для проведения опроса в качестве переводчицы привлечь родственницу Веры Владимировны Белоусовой учительницу Татьяну Макарову. Дружной компанией мы ходили по домам, где проживали самые старые жительницы села и пытались извлечь из них детские воспоминания. Далее публикуются некоторые дневниковые записи автора, записанные по свежим следам. «Август, 1999
года.....На обратном пути мы
зашли еще в один дом, где с внучкой нянчилась баба Аня (Логинова Анна Егоровна 1920 г.р., девичья фамилия Зезегова). Бабулька маленькая с добрым лицом. Вспомнила все и рассказала, как делается кукла «акань». Внучка сразу прижала ее к груди, кругом валялись «трупы» фабричных кукол без рук, без ног. В конце мы сделали фото у печки, внучка заплакала, подбежала к бабушке, пока мы искали композицию, и поставила логическую точку». Кукла была изготовлена за считанные минуты по принципу «кукла-скрутка». Другие информаторы рассказали об аналогичном способе изготовления куклы: «Пока мы шли по улице, увидели еще
одну бабулю с перевязанной рукой. Это была бабушка Наташа (Наталь) - Кочанова Наталья Ильинична 1917 г.р. (фото 1). Она почти в точности повторила рассказ бабы Ани, добавив кое-какие детали. Тут по улице прошла еще одна бабуля, и мы призвали ее в нашу компанию, продолжив допрос с пристрастием. Это была баба Лена (Лодыгина Елена Александровна 1918 г.р., Кочанова до замужества). Она была поразговорчивей бабы Наташи. В конце мы и ее заставили взять тряпку, газету и скрутить куклу». Таким образом, было установлено, что традиционный способ изготовления куклы-скрутки бытовал в этом крупном селе.
Со временем народная кукла претерпела свои изменения, но, при всех утратах, дополнениях и обновлениях, осталась простой и лаконичной. Она не имеет привязки к конкретному объекту, не вызывает конкретных образов и ассоциаций. Здесь сплошное поле для воображения ребенка: он сам придумает настроение своей кукле, сам придумает историю. «Чтобы дать этот толчок воображению, особенно детскому, требуется немного. Ведь и создает игрушку само воображение. Оно не затрудняется видимым несоответствием форм; то, чего не достает глазу, оно добавляет от себя; небольшая аналогия - и представление вызвано» [9,103].
Традиционная кукла-скрутка это не только этнографический памятник и информационный носитель культуры своего народа, но и развлекательный дидактический материал. С этой целью она и создавалась: развлечь и обучить. Простая и быстрая по технологии создания кукла-скрутка учит ребенка самым простым способам соединения частей ткани: перевязывание, обматывание, продевание и т.д. В современных играх используются покупные куклы, поэтому
основой для игр стали кукольные переодевания, а не сам процесс создания куклы. «Процесс изготовления куклы очень важен и с точки зрения формирования психологических мотиваций ребенка при последующей игре с ней, и с точки зрения налаживания социальных связей, и, кроме того, способствует выработке определенных трудовых умений и навыков» [6,196].
В куклы в основном играют девочки, тем самым развивая одну из наиболее важных для будущей взрослой жизни функцию воспитания детей. Поэтому среди кукол часто встречаются младенец и женщина с ребенком, а самой популярной ролевой игрой остается «дочки-матери».
«Педагогам, производственникам и авторам игрушки нужно понять одно очень важное обстоятельство: весь смысл куклы, как и всякой другой игрушки, в ее соответствии с детскими интересами и запросами» [8,8].
В полной мере традиционную куклу коми выделить не представляется возможным, так как куклы на основе скрутки или столбика встречаются повсеместно по всей территории России. Отличие состоит лишь в ряде локальных особенностей характерных для отдельно взятого региона. В коми к таковым особенностям относится: вытянутый силуэт ижемской куклы, характерные для этой местности детали костюма и лики безруких кукол, закрытые цветными нитями.
Кукла - уникальный предмет народной культуры. Сегодня изучением кукол и их роли в жизни человека занимается ряд ученых из разных областей науки, потому что через куклу можно познать особенности семьи, народа, национальности и мира в целом.
Фото 1.
Информатор Н.И. Кочанова, 1917 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.
Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культуры, традиции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. М.: изд-во Ладога-100, 2007. - 64с.
3. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.— СПб.: Паритет, 2003.— 240 с.
4. Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. - 386с.
5. Мифология коми. Энциклопедия уральских мифологий. Тра-
диционная культура народов европейского северо-востока России: Коми. URL:
http://www.komi.com/Folk/myth/io8. htm (дата обращения 20.02.2016)
6. Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма). — М.: Индрик, 2011. — 352 с.
7. Собрание кукол отдела этнографии Национального музея Республики Коми (инв. № 780, 781, 783, 784).
8. Флерина Е.А. Игра и игрушка / под ред. Д. В. Менджериц-кой. М.: Просвещение, 1973. - 48с.
9. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов / Игрушка. Ея исторiя и значете // под ред. Н.Д. Бартрам. М., 1912. - С.85-140.
Информаторы: Е.И.Муравьева., с.Ыб Сыктыв-динского района;
А.Е. Логинова., 1920 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми;
Н.И. Кочанова., 1917 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми;
Е.А. Лодыгина., 1918 г.р.; с. Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми.