нием тела индивида. Многозначность одежды представляет собой широкое исследователь-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Философско-эстетическое исследование феномена куклы связано с неразрывностью человеческих традиций и человеческого опыта. Кукла — своеобразное отражение человека, она дает ему возможность взглянуть на самого
| ское поле, в котором особый интерес вызывает I этническая и имиджевая знаковость костюма.
себя со стороны. Образ куклы всегда привлекал и привлекает внимание исследователей в разных областях знаний — в педагогике, искусствознании, эстетике, философии, культурологии, истории. С глубины веков она посто-
Литература
Галкина Т. В., Третьякова Т. Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮурГУ, 1998. 354 с.
История костюма / (Серия «Учебники XXI века»). Ростов н/Д: Феникс, 2001. 416 с. Каминская Н. М. История костюма. М: 1976. 248 с. Коммисаржевский Ф. История костюма. Минск: 1999. 276 с. Козлова Т. В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ, 1980. 197 с.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Гл. ред. В. А. Володин. М.: Аванта+, 2002. 480 с.: ил. УДК 008
КУКЛА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА
Шиповская Людмила Павловна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, [email protected],
Шелаева Мария Игоревна, преподаватель кафедры иностранных языков,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва
Philosophic and esthetic research of a doll's phenomenon is connected with the continuity of people's traditions and experience. The word "doll" has several meanings only in the Russian language. The Russian word "doll" is related to a Greek word "kiklos" (sphere, orbit) and means something that is rolled up or folded up, for example a little stock or a yelm. It is almost impossible to separate a doll from an idol in ancient history. Any toys that depict a man can be considered a doll in this or that way. A doll appeals to a man to be a participant of an action. It begins where there is interactivity. Being a kind of this or that culture's portray a doll becomes deeply connected with the values ofan ethnos or a social stratum, a nation or culture.
Философско-эстетическое исследование феномена куклы связано с неразрывностью человеческих традиций и человеческого опыта. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы. В древней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Любая игрушка, изображающая человека, так или иначе может считаться куклой. Кукла призывает человека быть не зрителем, а участником действия. Она начинается там, где есть интерактив. Являясь своеобразным портретом той или иной культуры, кукла оказывается глубинно соотнесенной с ценностями этноса или социального слоя, нации или культуры.
Keywords: a doll's phenomenon, an image of a doll, different kinds ofdolls, a doll as a metasign, a doll as a needlework standard, an apotrope doll, a game doll
Ключевые слова: понятие «кукла», образ куклы, отдельные виды кукол, кукла как метазнак, кукла как эталон рукоделия, кукла-оберег, игровая кукла
янный попутчик человека. Народов, не знавших какого-либо вида кукол, не существовало. С научной точки зрения люди воспринимают не предметы, а их образы. Все наши мысленные операции проходят с образами, любое чувственное ощущение субъективно.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении, театр кукол вид пространственно-временного искусства, где внешность и физические действия кукольных персонажей изображаются барельефными или горельефными (объемными), полуобъемными и плоскими куклами. Это могут быть и фигуры человека, и животных, и птиц, а также «одушевленных», «говорящих» деревьев, цветов и др. Куклы изготавливаются из разных материалов. «Оживают» они при помощи действий актеров-кукловодов. Сценические куклы имеют свое название: марионетки (куклы на нитях), перчаточные (надетые на руку), тростевые куклы, теневые куклы, проецирующие на экран тени. В театральных спектаклях применяются также и куклы, которые двигаются благодаря автоматическим или электронным устройствам, этих кукол-актеров называют роботами.
Третье значение — фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы. Девочки с давних пор пеленали и завертывали эти игрушки, подчиняясь инстинкту материнства. В древней истории практически невозможно отделить куклу от идола.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Любые игрушки, изображающие человека, так или иначе могут считаться куклами, например, медведь с бантиком или лев в матроске, с внимательными человеческими глазами, существа, наделенные антропоморфными свойствами, изготовленные по кукольным технологиям, — это куклы. Куклой может стать или быть любой предмет, если ему присущи определенные человеческие свойства, это может быть, например, даже кабачок или огурец, если им нарисовать глазки, брови, носик, — это уже кукла.
Важнейшей стороной жизни человека является воображение. Иметь навыки фанта-
зирования — высшая способность человека. Образ всегда создается только человеческим воображением. Однако скульптура не является куклой потому, что человек пассивно принимает информацию об этой скульптуре, обращенной к зрителю.
Кукла призывает человека быть не зрителем, а участником действия. Она начинается там, где есть интерактив. Специфика куклы как произведения искусства (в привычной нам системе культуры) заключается в том, что она воспринимается в отношении к живому человеку, а кукольный театр — на фоне театра живых актеров1.
Являясь своеобразным портретом той или иной культуры, так же, как и игрушка, кукла оказывается глубинно соотнесенной с ценностями этноса или социального слоя, нации или культуры. Действия людей всегда направляются духовными ценностями [3].
Все существенные стороны человеческой жизни — нравственные, эстетические, психологические — пытаются повторить куклы. Таким образом, кукла становится поводом для эстетически-философских размышлений. Кукла-игрушка стремится копировать поступки, действия, эмоции человека, она способна становиться предметом, указывающим на материальное благосостояние человека и даже в некоторой части на его социальный статус. «До тех пор, пока кукла остается куклой, сохраняется и гармония ее отношений с миром, с человеком, с собственным положением, когда же в ней просыпается человек, происходит трагедия» [4]. Отношения между человеком и куклой всегда были непростыми. Для многих людей куклы были больше чем просто игрушки. Они являлись образом божества, идола. Делали их из дерева, и служили такие куклы для религиозного воспитания детей. В Африке, например, куклы используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.
Аналогия: кукла-человек, человек-кукла, очень неустойчива. Кукла часто претендует на то, чтобы занять место человека, а человек может быть уподоблен зависимой или бездушной кукле. «Обыденные игрушки — это всегда мир взрослых в миниатюре. Обязательно что-то означают, что-то социализированное,
1 Возможны, в иных системах культуры, и другие связи. Так, в японском классическом театре кукла-маска и живой актер органически слиты [1], а сицилианские марионетки связаны с культурой народной картинки [2].
образованное из мифов и навыков современной взрослой жизни. На протяжении всего XX века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах», — отмечает Т. Н. Карпова в работе «Феномен куклы в русской культуре: историко-культурологические аспекты» [5].
Будучи своеобразным портретом той или иной культуры, кукла оказывается глубинно соотнесенной с ценностями этноса или социального слоя, нации или культуры. «Так на каждой ступени ее развития, в каждом этносе и социальном слое одной и той же нации игрушка создает точный портрет данного типа культуры» [6]. Философ и обществовед Ю. М. Лотман посвятил кукле статью, которая является первым опытом рассмотрения всех видов этого феномена. Автор считал, что кукле в системе культуры «.. .присущи исключительно серьезные и широкие возможности». Поэтому следует попытаться подойти к изучению куклы с более обобщенной позиции, объединив воедино отдельные ее виды и выделив некие общие ее черты, присущие каждому из них [7].
Феномен куклы в значительной степени характеризует определенный тип культуры, ее особенности и характер. Изменяясь в процессе историко-культурного и философско-эсте-тического развития, образ куклы не остается стабильным, но феномен куклы сохраняет свою сущностную целостность. Направление человеческой мысли на практические действия вызывает интерес к воплощению того или иного образа в качестве предмета-куклы. Это творчество, необходимость, которые формируют эстетические качества людей. Человечество создавало кукол с разными целями. В современном обществе народную куклу изучать непросто, интерес к ней все растет, несмотря на то, что носители традиционной культуры уходят. С каждым годом все больше исследователей, художников, народных мастеров, посвящают себя феномену традиционной культуры — народной кукле. Кукла — первая среди игрушек известная с глубокой древности, но она остается навсегда юной. Где бы ни жил человек, кукла — его неизменный спутник. В этой простой игрушке таится великая загад-
ка. Кукла сама не рождается: при помощи воображения ее создает человек. Кукла, являясь частью культуры всего человечества, сохраняет в своем образе черты создающего его народа. Главная ценность традиционной народной куклы именно в этом. Именно кукла является одним из самых узнаваемых атрибутов детства. Однако считать, что эта миниатюрная, многоликая и многогранная модель человека — объект только детский. В культуре большинства народов мира в игрушку вкладывается глубокий социальный смысл.
В традиционной культуре народная кукла является метазнаком. В народной кукле отражаются знания человека о мире на обыденном уровне — это мироощущение, мировосприятие и миропредставление, региональная принадлежность, социальный статус человека. На этом уровне в освоении действительности преобладают рассудок, эмоциональные и эстетические чувства, здравый смысл, все это переплетается с предрассудками, традициями и верованиями.
В традиционной народной культуре кукла являлась предметом сакральным, который был необходимым атрибутом большинства обрядов календарного и жизненного цикла, одним из средств воспитания социальных и трудовых навыков ребенка. Кукла всегда была уникальна, потому что изготавливалась в единичном экземпляре дома, в семье.
У большинства наших современников отношение к кукле качественно иное, чем у предков. Сегодня она, прежде всего, является предметом игровой культуры, результатом художественного творчества человека, предметом коллекционирования и экспонирования, предметом поточного, массового промышленного производства, то есть товаром. В настоящее время игрушечная индустрия предлагает такое количество и многообразие кукольных персонажей, о котором наши предки не могли и помышлять.
Однако ни одна фабричная красавица не способна вызвать столько искренних чувств, восхищения и такой же долговременной привязанности, как кукла самодельная, в которую ее создатель вложил свою душу. Современная кукла как бы предельно ориентирована на моделирование тех состояний и характеристик человека, которые свойственны нашему времени.
Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бра-
лась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Еще одним древним оберегом считалась очень древняя кукла, изготовленная из собственных волос, которые женщина остригала. Волосы собирались в тканевый мешочек, и из него женщины делали куклы. Когда кто-то в семье заболевал, считалось, что больного надо было обложить этими куклами, и он выздоровеет.
Обрядовыми куклами не играли. Детской игрушкой они не считались. Традиционные тряпичные куклы безлики. Как правило, лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица — это крест (древний могущественный солнечный знак). Именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега. Куклы-обереги обычно висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
Самые известный оберег — это Сестры Трясовицы, тринадцать куколок — Лихоманок или «столбушек», изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме. Развешивали их ровной связкой на стену или устанавливали шеренгой на печной тубе.
Традиция эта связана со старинным преданием о Кумохе. Раньше так называли весеннюю простудную лихорадку. Представляли ее в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими 12 сестрицами, которые выполняли Кумохины поручения. Эти 12 тряпичных кукол олицетворяли собой иродовых дочерей, духов болезней в образе женщин с разными именами (например, один из множества существующих вариантов: Трясея, От-пея, Глазея, Аввареуша, Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая сестра Кумоха. Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, незваная бо-
лезнь вселится в куклу, а не в человека. Число 12 символизировало круглый год. Чтобы навредить людям, духи болезней могли проникнуть в крестьянскую избу через печную трубу. Вот потому-то и делали кукол-лихоманок под заговорные слова, чтобы тут же, за печкой, пресечь напасти.
Одна из простых обережных куколок — Ку-вадка (или Куватка). Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Вепсская кукла (Кормилка) — образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь — чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения — висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.
Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод.
Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательно читались приговоры, например: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Тряпичную головку Бессонницы, как правило, часто набивали душистыми успокоительными травками.
Существовали куклы, наделенные продуцирующей магией.
Зерновушка или Зернушка — в ее матер -чатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы будущий урожай был еще богаче.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.
Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализи-
руя о готовности к браку — мол, пора засылать сватов. Капусткам также полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
День и Ночь — связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже — синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и заодно внутренний мир своих обладателей.
Куклы, обладающие очистительной силой имели определенные названия-имена, например, перед началом купального сезона, на праздники Аграфены Купалицы и Ивана Купалы, делали обрядовую куклу-однодневку с обязательными разноцветными ленточками на ручках-палочках — Купавну, ее сплавляли по воде, и после ритуала всем позволялось плескаться и нырять в водоемах сколько душе угодно.
Мартинички — нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона.
Широко известная в наши дни кукла Масленица — огромная кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Делали ее в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Считается что, сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Кукушка — куколка, вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед Троицей — шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы быть в будущем хорошими матерями. Кукушки также помогали избавиться от одиночества и тоски. Для этого девочки тайно рассказывали куклам свои беды, а затем сжигали своих тряпичных визави, чтобы те унесли с собой и все девичьи проблемы.
Кукла-Русалка помогала вызвать дождь. Ее мастерили девушки во время засухи, затем укладывали в символический гроб, торжественно с песнями несли к реке и бросали в воду.
Кукол-заместителей (дублеров) мастерили, когда кто-то покидал семью (например, если уходил в ратный поход муж или сын). А тряпочный образ человека оставался в родном
доме. Таких кукол мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали их либо в красном углу избы, либо при себе. Это куколки, по-доброму представлявшие (дублировавшие) какого-то конкретного человека. Наверное, самая известная из них — сказочная кукла Василисы Прекрасной. Например, Василиса из сказки прятала свою куколку в кармане и везде носила с собой. Ее куколка олицетворяла собой умершую мать, всегда была рядом, наставляла и давала дельные советы. Если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, то это считалось дурным предзнаменованием и для прототипа, семья начинала готовиться к худшему.
Кукла-заместитель, ее магия, нередко использовалась в обрядах рождения и погребения. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего, соответственно).
Эти куклы хранились в сундуках, ими не играли, а передавали в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа, поэтому народные куклы обычно безлики [8].
У каждой хозяйки в доме в «красном углу», с иконографическими изображениями, который ассоциировался с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, была куколка — Очистительная, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого возникали ссоры в доме.
Мужчинам также дозволялось пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил надолго из дома или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает ему о родном доме, семье, детях. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза».
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Сам образ деревенской тряпичной куклы бли-
зок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда» [9]. Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества. Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых и красиво их наряжали, а иногда обращались к мастерице, у которой эти куклы получались лучше и красивее. В куклы играли все дети: и девочки, и мальчики до 7—8 лет, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Куклы в быту служили для обыгрывания определенных жизненных ситуаций. Дети играют с ними, имитируя домашние сцены или сцены боевых действий.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол, которых сделали сами. По ним взрослые судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх девочки непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное крестьянское искусство.
В кукольных развлечениях проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими песни. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание
к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку [10].
И сегодня по сохранившемуся древнему обычай в некоторых сельских местностях России куклу дают в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Кукла наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. В качестве свадебного подарка подружки преподносят невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела, куклу Десятиручку (еще ее называют Многоручкой), которая помогает своему обладателю справляться с большими объемами всякой работы.
Любые игрушки, а особенно куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, их складывали и хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Их брали на жатву и на посиделки. Кукол также разрешалось брать в гости, их клали в приданое. На Руси замуж выдавали в 14 лет. Игре с куклами придавалось особое значение: они были живой частью народной традиции и считались символом продолжения рода. Молодой жене, пришедшей в дом жениха после свадьбы, позволяли играть в куклы. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Самая распространенная детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал на него лечебное действие.
Умение человека активно воспринимать окружающий мир, его предметные формы и духовный смысл через игры и обучение есть развитие эстетического чувства. Эстетическое чувство присуще только людям. Именно в про-
цессе социального взаимодействия и эстетического воспитания человек усваивает эстетические ценности, принятые в обществе, и формирует собственный духовный мир.
Кукла вызывала и продолжает вызывать у людей противоположные чувства и, соответственно, различные объяснения. Однако ни одно из суждений о кукле нельзя назвать исчерпывающим. Эти суждения постоянно балансируют на грани перехода от чрезмерного увлечению куклой до полного ее отторжения.
В настоящее время в мире есть куклы, у которых «похожесть на человека» достигла с применением современных технологий небывалых высот. Сегодня никого не удивишь просто куклой с бьющимся сердцем. Например, кукла Бэби Бон (Baby Born). Наряду с Барби это одна из самых успешных и продаваемых игрушек в мире.
Кукла играет важную роль в традиционных и современных практиках манипуляции со-
знанием. Роль куклы очевидна не только в процессе становления ребенка в качестве индивида, но и в процессе филогенеза по отношению к человеку как социальному существу. Это проявляется в различных акциях с использованием кукол, которые направлены на формирование общественного мнения, а также личных и групповых установок и убеждений, выражаемых в понятиях моды, стиля, норм поведения. Употребление антропоморфных образов (кукол, чучел, скульптур, манекенов) в различных общественных практиках позволяет осуществлять манипуляции сознанием, разрушать устаревшие и вырабатывать новые, актуальные имиджи и стереотипы поведения. При этом существенную роль играет семантика слова «кукла», включающее широкий спектр значений (от «красивый, совершенный» до «ужасный, демонический»), каждое из которых может быть актуализовано или нейтрализовано в зависимости от контекста и целей манипулятора [8].
Литература
1. Nakamura J. Noh: The Classical Theater, New York; Tokio; Kyoto, 1971.
2. Pasqualino A., L'opera dei pupi / Pref. di A. Buttitta. Palermo, 1978.
3. КаганМ. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 102.
4. Некрылова А. Ф. Кукольники в Петербурге // Куклы и Петербург. СПб., 1995. С. 24.
5. Карпова Т. Н. Феномен куклы в русской культуре: историко-культурологические аспекты. СПб.,1999. С. 70—71.
6. Барт Р. Игрушки. И Мифологии. М., 1996. С. 102. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Кукарт. 1994. № 5. С. 53.
7. Морозов И. А. Феномен куклы и проблема двойничества (в контексте идеологии антропоморфизма) // Живая кукла. Сборник статей. М.: Изд-во РГГУ, 2009. С. 52—59.
8. КружковаН. Восток-Запад: женские инновационные проекты. Тверь. Информ.листок № 7 от 14.02.2005.
9. Журнал «Авторская кукла на Руси». 2012. № 1.
10. Морозов И. А. Игра «в свадьбу» как пережиточная форма переходно-посвятительных обрядов // Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. Вып. 2. М.: Изд. ГРЦРФ, 1996. С. 139—146.
11. Театральная энциклопедия. Том 5. Гл. ред. П. А. Марков М.: Сов. энц., 1967. С. 118—126.
12. ШиповскаяЛ.П., ШелаеваМ.И. Кукла как посредник или культурный медиатор в жизни человека. М., 2012.