Научная статья на тему 'Игрушка как одна из составляющих национально-регионального компонента орловского края'

Игрушка как одна из составляющих национально-регионального компонента орловского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
375
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКЛА / НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТРАДИЦИИ / САМОБЫТНОСТЬ / DOLL / FOLK CRAFT / NATIONAL REGIONAL COMPONENT / TRADITIONS / ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ягупова Т. А.

В статье рассматривается кукла как пласт народной культуры. История народной тряпичной куклы как один из элементов культуры Орловщины. Ее виды, предназначение, развитие, роль в этнической культуре и национальном сознании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TOY AS ONE OF THE CONSTITUENT THE OF NATIONAL REGIONAL COMPONENT OF OREL REGION

In article the doll as a layer of national culture is considered. History of a national rag doll, as one of elements of culture of the Orlovshchina. Its types, mission, development, a role in ethnic culture and national consciousness.

Текст научной работы на тему «Игрушка как одна из составляющих национально-регионального компонента орловского края»



ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Т.А. ЯГУПОВА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета E-mail: [email protected] тел. 8 953 614 22 03

ИГРУШКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА ОРЛОВСКОГО КРАЯ

В статье рассматривается кукла как пласт народной культуры. История народной тряпичной куклы как один из элементов культуры Орловщины. Ее виды, предназначение, развитие, роль в этнической культуре и национальном сознании общества.

Ключевые слова: кукла, народный промысел, национально-региональный компонент, традиции, самобытность.

Истоки России, самобытности русской души лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести те отличия, которые столетиями формировали русскую нацию. Сегодня во многих областях России, включая Орловщину, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно встретить старого потомственного мастера, который готов передать свой уникальный опыт подрастающему поколению. Иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возрождения забытых народных традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» учрежден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и самобытные мастера не только из Орловской, но и из соседних областей России, Белоруссии и Украины.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать территориальную удаленность наших земель от центров русской государственности - Киева и Москвы. Вятичи, издревле населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних славянских племен, приняли христианство, в связи с чем самобытные символы, обычаи и традиции сохранились здесь дольше и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды промыслов, как резьба по дереву, домовая резьба, ковроткачество, плетение мебели из лозы и плетение мценского кружева, изготовление плешковской и чернышевской глиняной игрушки, чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение изделий из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», соз-

© Т.А. Ягупова

дание ливенских гармошек.

На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов - свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.

В настоящее время определенное внимание в процессе обучения детей изобразительному искусству уделяется истории возникновения и развития игрушки.

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты.

Согласно культу предков считалось, что умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Первые куклы, играющие роль оберегов, которые делал человек на заре своего существования, -

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

были куклы из золы. Процесс изготовления таких кукол был предельно прост. Брали золу и смешивали с водой. Далее из этой смеси скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. И называли такую куклу Бабой - женским божеством. Такая кукла передавалась из рук в руки по женской линии, от бабушки - внучке в день ее свадьбы. Кукла-Баба была обе-режной куклой, хранительницей дома и семейного очага. Эта кукла всегда сопровождала свою хозяйку при переездах. Люди верили, что если принести эту куклу на новое место, то в новом доме обязательно появится очаг, уют и тепло.

Еще одна из древнейших кукол, дошедших до наших дней, изготавливалась из волос. Остриженные волосы женщина собирала в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдет на поправку. От «дурного глаза» младенца охраняла яркая обережная кукла, которую клали в колыбельку рядом с ребенком.

Такие куклы, так же как и кукла-баба, не были игровыми. Они бережно хранились в сундуках и передавались по наследству только в день свадьбы. В подавляющем большинстве случаев, кукла - это символ женщины, женской сути, и связь с ней имела непосредственно сама женщина. Хотя мужчинам тоже доводилось пользоваться магической силой куклы, но все же куклу мужчине давала именно женщина, отправляя мужа на войну или в дальний путь. Считалось, что кукла, подаренная женой перед дорогой, охраняет от всех невзгод и напоминает о родимом доме и очаге.

В каждом доме в «красном углу» обязательно была обережная кукла. И когда в семье возникали ссоры, то женщина, оставаясь одна, открывала настежь все окна и двери и, словно маленьким веником, - этой куклой выметала прочь весь «сор из избы». Это делалось не для того, чтобы в доме было меньше мусора, выметали то негативное, из-за чего в доме как раз и возникали ссоры и ругань.

Однако не все куклы имели магическую силу и считались обережными.

В те времена на Руси, у наших предков славян, было превеликое множество самых разных кукол. И самая распространенная из них - «стригушка», детская игровая кукла. Изготавливали ее из скошенной травы. Когда женщина уходила в поле помогать своему мужу, детей она брала с собой. И чтобы как-то занять малышей, она делала из травы игровых кукол. Когда ребенок подрастал, то он начинал играть с этой куклой.

Куклы самые разные, и у каждой было свое предназначение. Например, в помощь хозяйке де-

С

лали куклу «десятиручку», которая помогала женщине по хозяйству. Эту куклу, так же как и «бабу», дарили в день свадьбы, с пожеланием того, чтобы жена всегда и все успевала и чтобы все в ее руках ладилось.

Крупеничку, или как ее еще называют «зер-новушку», делали для того, чтобы в доме был достаток, и всегда была еда на столе. Крупеничку изготавливали только после сбора урожая. Основу этой куклы составляет мешочек с зерном, которое собирали с полей, отсюда и название - «зерновуш-ка». По размерам этой куклы было сразу понятно, урожайный был год у хозяев или нет. Еще один смысл куклы - это плодовитость самой женщины. Для того чтобы у девушки появились дети, она непременно делала такую куклу для себя.

Зачастую такую куклу использовали и в лечебных целях. Ведь в те времена лечение травами было самым распространенным. Когда ребенок начинал болеть, в эту куклу вплетали специальные лечебные травы, которые помогали ребенку поскорее выздороветь.

Вепсская кукла также сопровождала ребенка с самого его рождения и до тех пор, пока она не «уходила», т.е. приходила в негодность, рвалась или просто напросто портилась. Эту куклу мама изготавливала из своих старых вещей без использования иголок и ножниц, т.е. полностью вручную. Это делалось не просто так. В этом был свой сокровенный смысл - чтобы вся дальнейшая жизнь ребенка была не «колотая и резаная». До того момента, когда ребенок еще не появился на свет, в его будущую колыбельку, для того чтобы ее согреть, клали именно вепсскую куклу. А после рождения малыша, ее вешали над колыбелькой, так она охраняла младенца от порчи и всяческих недугов.

Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная изо льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла -вещь неодушевленная, а значит, не доступная для вселения в неё злых сил.

Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла та-

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

кая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Изготавливались глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.

Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол началось в начале 90-х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских усадеб вновь ожил в образах многочисленных

«городских» кукол. Крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел».

Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками.

Кукла и есть тот пласт народного творчества, тот многогранный драгоценный камень, который нужно изучать со всех сторон. На сегодняшний день в научных кругах традиционная русская кукла зачастую рассматривается в общем контексте со всеми видами тряпичной куклы и поэтому уделяется внимание её позднейшим образцам.

Библиографический список

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. Издательство «Художник РСФСР, Ленинград, 1981г.

2. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы. Школа и производство. 1995. №2. С. 55-57.

3. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла. С-Пб, «Паритет», 2003.

4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: «Паритет», 2005. 240 с.

5. Тряпичная кукла, лоскутные мячики. Игрушка в культуре России. Книга 4. Г.Дайн - Хотьково. 2012.

6. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

T.A. YAGUPOVA

A TOY AS ONE OF THE CONSTITUENT THE OF NATIONAL REGIONAL COMPONENT OF OREL REGION

In article the doll - as a layer of national culture is considered. History of a national rag doll, as one of elements of culture of the Orlovshchina. Its types, mission, development, a role in ethnic culture and national consciousness.

Key words: doll, folk craft, national regional component, traditions, originality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.