УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10156
Направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел
Orientation of Physical Training of Staff of Bodies of Internal Affairs
Азнаур Хасанович КОДЗОКОВ,
^арший преподаватель кафедры физической подготовки, капитан полиции Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрена основная направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел — всестороннее, гармоничное развитие личности, главным показателем которого является физическое совершенство. От уровня физической подготовленности сотрудников зависят состояние и сохранение не только физической, но и умственной работоспособности.
Ключевые слова: физическая подготовка, психическая подготовленность, двигательные умения и навыки, эффективность
Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел имеет определенные цели и задачи, располагает своими средствами, методами и формами обучения, которые регламентируются соответствующей нормативно-правовой базой [3]. В указанном контексте физическая подготовка имеет основной направленностью всестороннее, гармоничное развитие личности, главным показателем которого является физическое совершенство. От уровня физической подготовленности сотрудников зависят состояние и сохранение не только физической, но и умственной работоспособности.
Как составная часть боевой подготовки слушателей, физическая подготовка представлена в образовательных организациях МВД для обеспечения готовности к успешному выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка.
Практика деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению противоправных действий зависит прежде всего от высокой психической и физической подготовленности сотрудников,
Abstract. In this article the main orientation of physical training of staff of bodies of internal affairs — comprehensive harmonious personal development as which main indicator the physical perfection acts is considered. The state and preservation not only physical, but also intellectual working capacity depends on the level of physical fitness of employees.
Key words: physical training, mental readiness, motive skills, efficiency
их моральных и эмоционально-волевых качеств [2; 5].
В нормативных документах Министерства внутренних дел РФ указывается, что приоритетным направлением работы образовательных организаций является максимальное приближение содержания обучения к специфике профессиональной деятельности, осуществляемой сотрудниками. Оперативная обстановка в стране требует качественно нового подхода к их физической подготовке.
Процесс физической подготовки в образовательных организациях МВД России обладает образовательными, воспитательными и развивающими функциями, которые наиболее полно реализуются в рамках специализированной системы обучения, предусматривающей профилирование занятий применительно к оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотрудников [5]. Соответственно, указанное профилирование предусматривает не только формирование прикладных двигательных умений и навыков, но и освоение навыков эффективного и пра-
вомерного решения практических задач правоохранительной деятельности.
Сегодня в ведомстве назрела необходимость в разработке такой системы физической подготовки, функционирование которой позволит действительно воспитать физическую и психологическую готовность сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Однако существенная часть, на первый взгляд, актуальных научных теорий, концепций и представлений инновационных форм и методов организации, планирования и реализации процесса физической подготовки не находят широкого практического применения и остаются невостребованными [4].
Главная цель физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России — формирование здоровых, физически развитых кадров, обладающих необходимым объемом специальных знаний, прикладных умений, навыков боевых приемов борьбы и других слу-жебно-прикладных упражнений. Вместе с тем в процессе физической подготовки воспитываются психологические и морально-волевые качества, обеспечивающие успешное выполнение оперативных и служебных задач [3; 6].
К основным задачам физической подготовки относятся [4; 6]:
■ формирование сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом как к важному элементу здорового образа жизни и физического совершенствования;
■ укрепление здоровья, поддержание высокого уровня работоспособности и формирование профессионально значимых физических качеств слушателей;
■ формирование навыков боевых приемов борьбы и других служебно-прикладных упражнений, двигательных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач оперативной и служебной деятельности в типичных и экстремальных ситуациях.
Успешное решение перечисленных задач обеспечивается содержанием в учебно-тренировочном процессе различных заданий и упражнений в условиях, максимально приближенным к реальным, а также дидактически рациональным и целесообразным подбором средств, методов и форм обучения.
Физическая подготовка — обязательный структурно-личностный компонент профессиональной готовности сотрудника к различным видам деятельности (связанной с использовани-
ем физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия) на всех этапах профессионально-прикладной подготовки [2; 3]. Физическая подготовка осуществляется в целях успешного выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей и в системе их профессиональной подготовки ей уделяется особое внимание по причинам неоправданных потерь трудоспособности по состоянию здоровья, их гибели и получения неоправданных ранений при выполнении служебных обязанностей [5]. Кроме того, в сложной оперативной обстановке или экстремальной ситуации отдельные сотрудники уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств — силе, ловкости, быстроте и выносливости, а также в использовании специальных двигательных умений и навыков — боевых приемов борьбы, преодолении различных типов препятствий, стрельбе из огнестрельного оружия и т.д. Данные обстоятельства предопределяют поиск путей совершенствования системы боевой и физической подготовки сотрудников ОВД России [1; 2; 7].
Так, на сегодняшний день состояние процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел характеризуется тем, что, во-первых, основной направленностью выступает решение общих профессиональных задач; во-вторых, занятия по физической подготовке подразделяются на индивидуальную и служебно-при-кладную (специализированную) физическую подготовку и характеризуется выраженной профессиональной направленностью [6; 7].
Выводы. Обобщая изложенное, отметим, что основной целью образовательных организаций МВД России в области физической подготовки является формирование здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел, гармоничное воспитание здоровой и физически развитой личности [6]. Указанные нововведения должны найти свое отражение и закрепление в рабочих учебных программах по дисциплине «Физическая подготовка» и учебно-методических пособиях, разрабатываемых кафедрами физической подготовки.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации
2019 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
147
подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Броев А.Х. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально значимым качествам на современном этапе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-2. С. 151—154.
4. Муханов Ю.В., Лопатин И.И., Клименко С.С. Проблемы физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: Сб. ст. XIV Между-нар. науч. конф. 2018. С. 261—263.
5. Настуев Э.Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных
организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 69—74.
6. Тимербулатов ИА. Некоторые особенности организации физической подготовки слушателей в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2017. № 5. С. 90—95.
7. Торопов ВА, Дудчик В.И., Новоторов Е.Е. Физическая подготовка — эффективное средство повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: Сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2019. С. 113—115.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», по специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 527 с.
ISBN 978-5-238-03243-6
Применительно к реалиям современного общества систе-матизированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
и
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
УЧЕБНИК ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ