Научная статья на тему 'Направления стратегического планирования межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества и взаимодействия в Байкальском регионе'

Направления стратегического планирования межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества и взаимодействия в Байкальском регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
397
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КРИЗИС / ЭКОЛОГИЯ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ / STRATEGY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / CRISIS / ECOLOGY / INTERMUNICIPAL COOPERATION / INTERNATIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Определены основные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития России и регионов. Отмечена и обоснована необходимость активного развития межмуниципальных, межрегиональных, а также международных отношений. Рассмотрены тенденции развития Байкальского региона. Предложены основные направления стратегического развития межмуниципальных, межрегиональных и международных отношений Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF STRATEGIC PLANNING OF INTERMUNICIPAL, INTER-REGIONAL AND INTERNATIONAL COOPERATION AND INTERACTION IN THE BAIKAL REGION

The basic tendencies of strategic planning of social and economic development of Russia and the regions are determined. The necessity of active development of intermunicipal, inter-regional and international relations is marked and proved. Development trends of the Baikal region are considered. The basic directions of strategic development of intermunicipal, inter-regional and international relations of Irkutsk region are offered.

Текст научной работы на тему «Направления стратегического планирования межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества и взаимодействия в Байкальском регионе»

Таким образом, государство формально продолжало считаться основным собственником заводов, но по существу устранилось от разработки стратегии развития отрасли в новых экономических условиях. Предприятия оказались наедине со своими проблемами. Начались перебои с поставками сырья. Ухудшились условия жизни работников. Так, после либерализации цен железнодорожники и лесозаготовители стали получать зарплату в 4-6 раз более высокую, чем рабочие гидролизных заводов. Постоянно снижалось производство спирта, а выпуск кормовых дрожжей уменьшился по сравнению с 1990 г. почти в 15 раз, фурфурола — в 5-8 раз.

К началу 2000-х гг. в России осталось только восемь работающих заводов, способных выпускать порядка 5 млн дал этилового спир-

та. При этом на долю действующих заводов Иркутской области (в то время Тулунского и Бирюсинского) приходилась почти половина российского производства этанола. Вскоре началась череда банкротств, и в 2006 г. отечественная гидролизная промышленность прекратила свое существование.

Перспективы отрасли связаны с необходимостью наращивать производство биоэтанола, используемого в качестве моторного топлива. Во всем мире данное направление динамично развивается. Многие страны, включая Китай, приняли долгосрочные программы по увеличению производства биотоплива первого (из пищевого сырья) и второго (из древесных и сельскохозяйственных отходов) поколений. России также необходимо учитывать общемировые тенденции развития данной отрасли промышленности.

УДК 338(57) A.B. САМАРУХА

ББК 65.9(2Рос) зам. директора по региональной экономике

НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: samarukha_alex@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ*

Определены основные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития России и регионов. Отмечена и обоснована необходимость активного развития межмуниципальных, межрегиональных, а также международных отношений. Рассмотрены тенденции развития Байкальского региона. Предложены основные направления стратегического развития межмуниципальных, межрегиональных и международных отношений Иркутской области.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, кризис, экология, межмуниципальное сотрудничество, международный аспект.

В современной ситуации нарастания негативном развитии геополитических меж-

экономических и социальных кризисных дународных отношений особенно необходи-

проявлений, при нестабильном и во многом ма разработка грамотной стратегии соци-

* Печатается при поддержке проекта РФФИ 08-06-98022 р_сибирь_а «Разработка стратегических направлений устойчивого развития Байкальского региона». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегис-трации 0120.0 808716.

© А.В. Самаруха, 2009

ально-экономического развития, основанной на принципах устойчивого и инновационного ускоренного развития, в которой должны быть определены меры по смягчению и устранению последствий мирового кризиса. На сегодняшний день ни одна российская стратегия регионального развития, в том числе Стратегия-2020, не учитывает возможных глобальных экономических и социальных последствий мирового финансового кризиса. Как правило, при подготовке региональных долгосрочных стратегий и программ социально-экономического развития разработчики исходили из посылки о будущем активном экономическом росте при общем стабильно позитивном мягком социальном, экологическом, климатическом и геополитическом развитии.

Предлагаемая Правительством Российской Федерации программа антикризисных мер на 2009 г., в которой намечены текущие, среднесрочные и ключевые долгосрочные антикризисные меры в целом по стране и отдельно по регионам и отраслям, дает некоторое представление о необходимых корректировках ключевых краткосрочных и среднесрочных мероприятий и показателей развития России и регионов, однако данную программу следует еще грамотно реализовать. При этом и зарубежные, и ведущие отечественные экономические эксперты затрудняются в определении возможных фаз, сроков мирового кризиса, характера дальнейших глобальных экономических, социальных, территориальных и других изменений.

Множество глобальных угроз и локальных проблем сегодня требуют от разработчиков региональных долгосрочных стратегий и программ социально-экономического развития особо взвешенного подхода при прогнозировании показателей и планировании мероприятий. При этом, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить возможностям укрепления хозяйственных связей и отношений на межмуниципальном, межрегиональном, а также международном уровнях с целью обеспечения позитивного развития территорий в условиях экономической нестабильности путем приоритетного формирования внутренних экономических рынков и привлечения внешних трудовых ресурсов. Данный аспект имеет ключевое

значение с учетом перспективы укрупнения регионов России через объединение соседних малоэффективных регионов в один с целью снижения дифференциации их по уровню развития и создания эффективной макрорегиональной экономики.

В настоящее время к обсуждению готовится проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 г., который Министерство регионального развития РФ планирует внести на рассмотрение Правительства РФ в мае 2009 г.1

Мероприятия, предусмотренные в данном проекте развития Дальнего Востока и Байкальского региона, должны способствовать закреплению населения России в восточных районах страны. Для этого планируется обеспечить социально-экономическое развитие Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края и регионов Дальнего Востока ускоренными, по сравнению со среднероссийскими, темпами. Проект стратегии предполагает формирование высокотехнологичных кластеров в указанных субъектах РФ, создание устойчивой системы расселения на базе высокоразвитых городских агломераций, преодоление барьеров, препятствующих интеграции Дальнего Востока и Восточной Сибири с другими сибирскими и российскими регионами, и привлечение сюда трудовых ресурсов из других субъектов РФ и стран СНГ, а также сохранение и поддержку традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Если заложенный в данном документе базовый сценарий будет реализован, то доля Дальнего Востока и Байкальского региона в ВВП РФ возрастет к 2025 г. до 10,8% против 7,5% в 2005 г. Темпы роста ВРП в Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае и на Дальнем Востоке в 2011-2020 гг. будут на 3% превышать ежегодный прирост российского ВВП. Доля этих регионов в численности населения РФ, как предполагается, возрастет с 8,0% в 2005 г. до 9,0% в 2015 г. и до 9,3% в 2025 г. Таким образом, число проживающих на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе увеличится примерно на 2 млн 500 тыс. человек. Для того чтобы

обеспечить такой прирост населения и опережающие темпы экономического развития, авторы проекта стратегии предлагают осуществить кардинальное перераспределение инвестиций в экономике России с тем, чтобы доля Востока страны увеличилась в их объеме в 2 раза.

Планируя стремительное развитие экономики в Байкальском регионе, нельзя забывать о том, что здесь должен быть установлен жесткий экологический контроль. В настоящее время БЦБК, в связи с его остановкой, перестал являться загрязнителем оз. Байкал, однако по-прежнему значительный объем загрязнений поступает с водами р. Селенги. Начало потоку загрязнений дает промышленность Монголии, особенно совместный российско-монгольский горно-обогатительный комбинат Эрдэнэт. Основным загрязнителем Селенги на территории России является г. Улан-Удэ, очистные сооружения которого не справляются со сбросами промышленных предприятий. Усиливается и загрязнение поймы Селенги, где в последние годы происходит массовое разведение скота сельскохозяйственными предприятиями и осуществляется бесконтрольное дачное строительство. Сверхнормативное повышение уровня Байкала также приводит к необратимым экологическим изменениям — абразии (разрушению берегов), и экономическим потерям, которые связаны с подтоплением населенных пунктов, железной дороги, портов и ухудшением условий воспроизводства промысловых рыб Байкала.

Главным источником атмосферного загрязнения в регионе выступает промышленность Иркутской области2. Наиболее опасны для экосистемы Байкала выбросы соединений фтора на Шелеховском алюминиевом заводе и серы от сжигания углей на ТЭЦ.

Иркутская область является более промышленно и инфраструктурно развитым регионом, чем Республика Бурятия и Забайкальский край. Массированное промышленное освоение Востока страны в советский период «завершилось» именно на территории Иркутской области3. В ходе советской индустриализации в Приангарье были созданы Иркутско-Черемховский (1940-1960-е гг.) и Братско-Усть-Илимский (1960-1980-е гг.)

территориально-производственные комплексы (ТПК), планировалось также строительство Верхнеленского ТПК, однако оно так и не началось. На юге области была создана «полноценная» диверсифицированная экономика: топливно-энергетическая и строительная база, металлургические, химические и машиностроительные предприятия, научный центр и большая агломерация. При этом на Севере были построены только производства «первого передела» (первичный алюминий, целлюлоза) и возникли единичные очаги освоения сырьевых ресурсов — моногорода. Фактически в советское время успели создать лишь первичную, но самую капиталоемкую инфраструктуру для индустриализации северных территорий Иркутской области — Байкало-Амурскую магистраль, Братскую и Усть-Илимскую ГЭС.

Экономический кризис 1990-х гг. остановил индустриальное освоение Востока страны и существенно усилил внутрирегиональные диспропорции в Иркутской области. Наиболее болезненно перемены сказались на самой развитой, южной, части территории области. Помимо слаборазвитых северных и внутренних районов в конце XX в. в области появились многочисленные очаги депрессии вдоль Транссиба (Тулун, Зима, Черемхово, Усолье-Сибирское и др.). В то же время «недостроенный» Братско-Усть-Илимский ТПК превратился в основного донора областного бюджета, а северные территории пока так и остаются слаборазведанной, неосвоенной «кладовой».

Перспективы дальнейшего освоения Востока России, и в частности Иркутской области, связаны с реализацией крупных международных сырьевых проектов, прежде всего экспортной ориентации, и подразумевают активную индустриализацию северных территорий.

В условиях мирового финансового кризиса следует, на наш взгляд, учитывая необходимость придерживаться принципов устойчивого развития и инновационной активности, формировать внутренние рынки потребления первичной сырьевой продукции в целях как ее потребления, так и переработки с активным ростом наукоемких производств с высокой степенью обработки материалов. Кроме того, в формирующихся экономи-

ческих и социальных условиях межмуници-пальное сотрудничество и взаимодействие особое значение приобретает в связи с возрастанием вероятности и частоты проявления социальных, техногенных, природно-климатических, экологических и других угроз и негативных последствий. Основной социально-экономической задачей является сосредоточение усилий на увеличении количества рабочих мест, соответственно, ликвидации безработицы и обеспечении прозрачного миграционного притока, на создании новых и активном развитии имеющихся сырьевых рынков и рынков сбыта готовой продукции на территории региона.

На наш взгляд, в Иркутской области межмуниципальное и межрегиональное сотрудничество необходимо укреплять и расширять в следующих направлениях:

- проведение административной адаптации Усть-Ордынского Бурятского округа к функционированию в составе Иркутской области;

- создание дружественной, добрососедской атмосферы через освещение в средствах массовой информации мероприятий межрайонного и межрегионального значения (проведения гастролей, спортивных соревнований, олимпиад, национальных и коллекционных выставок), работы здравниц, развития туризма и т.д.;

- расширение административных связей по обмену опытом и сотрудничеству (модернизация управленческих технологий, автоматизация процессов управления, развитие инфокоммуникаций, переобучение кадров и повышение их квалификации, проведение межмуниципальных и межрегиональных производственных соревнований и т.д.);

- налаживание связей в сфере обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям (техногенным, эпидемиологическим, экологическим, климатическим, сейсмологическим и т.д.), их предупреждения, противодействия им и устранения их последствий;

- укрепление экономических связей во всех эффективных сферах производства в соответствии с возможностями территорий и с учетом экологических ограничений, ориентация на инновационный путь развития, прежде всего на основе развития предприни-

мательства (межмуниципальная кооперация в сфере производства и реализации продовольственной продукции, в сфере туризма и т.д.);

- развитие социальной инфраструктуры районов Иркутской области через активное участие в федеральных, региональных и корпоративных программах поддержки территорий (строительство межмуниципальных дорог и открытие транспортных маршрутов, обслуживание региональных и федеральных трасс, газификация, жилищное строительство, расширение индустрии строительных материалов, модернизация инженерных коммуникаций и т.д.);

- развитие агломерации гг. Ангарска, Иркутска и Шелехова, в том числе за счет создания межмуниципальных кластерных хозяйственных образований и т.д.;

- обеспечение оперативности в разрешении существующих и возможных конфликтов и хозяйственных споров между районами, расположенными в пределах региона и на административных границах его с соседними регионами.

Данный перечень необходимо дополнять и переосмысливать, однако выполнение поставленных задач требует объединения усилий общества, власти и бизнеса, что в современной ситуации непросто.

Международный аспект в структуре внешних связей и сотрудничества на современном этапе социально-экономического развития Иркутской области имеет очень важное значение. Область устанавливает и бережно поддерживает культурные, экономические, военно-политические международные отношения, которые в значительной мере влияют на экономическую и, напрямую или косвенно, социально-культурную жизнь региона.

Ежегодно Иркутскую область посещают десятки тысяч туристов из многих стран мира. Деловыми партнерами столицы Восточной Сибири являются Украина, Белоруссия, Казахстан, Хорватия, Италия, Германия, Франция, Великобритания, Швеция, Финляндия, Израиль, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, США и другие страны4.

Сегодня побратимами г. Иркутска являются гг. Канадзава (Япония), Юджин (США), Шэньян (Китай), Улан-Батор (Монголия).

Иркутск также активно сотрудничает с иностранными городами-партнерами Пфор-цхаймом (Германия), Эвиан, Ля Рош, Тонон-Лебен, Анси (департамент Верхняя Савойя, Франция), коммуной Стрёмсунд (Швеция), провинцией Порденонэ (Италия). Другие города Иркутской области тоже развивают побратимские связи: Усолье-Сибирское и Кага, Братск и Ненао, Ангарск и Комацу, Шелехов и Номи (Нэагари), Железногорск и Саката (Япония), Усть-Илимск и Хандан (Китай) и др.

Между Иркутской областью и зарубежными городами-побратимами и городами-партнерами установлено разностороннее сотрудничество, осуществлены и реализуются проекты в различных областях деятельности, сложились традиции обмена официальными делегациями, группами школьников, студентов, преподавателей и врачей, артистов и спортсменов.

Иркутская область активно принимает трудовых мигрантов и переселенцев из стран СНГ. Всестороннее сотрудничество осуществляется при непосредственном участии и активной работе культурных национальных представительств дружественных стран (Белоруссии, Азербайджана, Украины, Армении, Грузии, Таджикистана, Казахстана, Туркмении, Киргизии и т.д.).

В соответствии с сырьевой направленностью экономики и особым территориальным расположением Иркутской области наиболее активно международное сотрудничество развивается со странами АТР (Китай, Монголия, Япония и т.д.). Тесное экономическое и культурное сотрудничество осуществляется также со странами ЕС (Франция, Германия, Великобритания и т.д.), Индией, США, Бразилией, Канадой, Австралией и пр.

Основными направлениями международного сотрудничества Байкальского региона, на наш взгляд, являются:

- охрана оз. Байкал (выполнение обязательств перед мировым сообществом, развитие экологического туризма, взаимодействие с Монголией по проблемам р. Селенги, импорта экологически чистых технологий и т.д.);

- экономическое сотрудничество (развитие производств по выпуску экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью и глубокой переработкой сырья; привлечение зарубежных инвестиций; развитие сырьевых и товарных рынков, энергетики, сферы коммерческого туризма; использование брэнда «Байкал»; увеличение экспортной составляющей оборонно-промышленного комплекса и т.д.);

- укрепление культурных отношений с городами-побратимами и новыми дружественными городами мира (организация концертов, спортивных соревнований, образовательных олимпиад, исторических, научно-технических и творческих выставок; обмен детскими и юношескими творческими коллективами, студенческими группами, делегациями и т.д.).

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона нацелено на проведение оптимальной управленческой политики, способствующей активному росту экономики и постоянному повышению ее эффективности, возрастанию благосостояния и улучшению самочувствия населения, снижению числа и силы угроз, прежде всего в экологической сфере. При этом полноценное эффективное развитие региона возможно только при системном осуществлении мероприятий, направленных на активизацию межмуниципальных и межрегиональных отношений (т.е. наращивание внутреннего потенциала), что наряду с поддержанием и всесторонним развитием международных отношений будет способствовать мягкому прохождению экономикой региона кризисного этапа и стремительному ее подъему в процессе улучшения мировой финансовой, производственной и потребительской конъюнктуры.

Примечания

1 URL: http://itg.irkutsk.ru/?IdAction=docs&Event =read&id=8735.

2 URL: http://www.baikalib.ru/Live_Baikal/virt_ baikal/gl3.php.

3 URL: http://www.irk.raexpert.rU/strategy/2/.

4 URL: http://pribaikal.ru/irkutsk-about.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.