Научная статья на тему 'Перспективы развития региона в условиях формирования экономического коридора «Россия – Монголия – Китай»'

Перспективы развития региона в условиях формирования экономического коридора «Россия – Монголия – Китай» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
692
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / REGIONAL ECONOMY / DEVELOPMENT PROSPECTS / ECONOMIC CORRIDOR / FOREIGN POLICY / INTERREGIONAL AND INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Булатова Надежда Николаевна

Раскрыты основные тенденции развития региональной экономики в условиях формирования экономического коридора «Россия – Монголия – Китай». Именно Восточно-Азиатский вектор сотрудничества становится определяющим во внешнеэкономической политике России. В этой связи особое место в экономическом пространстве России занимает Республика Бурятия как самая восточная автономия, территориально сопряженная с Азиатскими странами, что дает ей возможность выступать в качестве провайдера для проведения российской внешней политики на страны Восточной Азии. Основной целью исследования являются поиск и разработка приоритетных направлений и перспектив развития региональной экономики в условиях развивающегося международного сотрудничества с Азиатскими странами в рамках экономического коридора «Россия – Монголия – Китай». Особое внимание следует уделить формированию новой внешнеэкономической политики, нацеленной, прежде всего, на создание интеграционных связей хозяйствующих субъектов республики с регионами России и странами Северо-Восточной Азии. Рассмотрены основные направления реализации программы формирования экономического коридора между тремя странами, сдерживающие факторы развития международного сотрудничества. Определены стартовые проекты экономической кооперации и интеграции Республики Бурятия со странами СВА по установлению деловых отношений в сфере экономического и международного сотрудничества. Предложенные в статье основные направления, факторы, индикаторы, проекты встраиваются в архитектуру региональной интеграции совместной программы создания экономического коридора «Китай – Монголия – Россия» на Великом Шелковом пути в качестве его содержательного наполнения. Анализ внешнеэкономической деятельности республики свидетельствует о результатах развития международного и межрегионального сотрудничества, в основном, с Монголией и Китаем, углублении сложившихся и установлении новых связей с этими странами. Предложенный вариант институционального обеспечения направлен на формирование новой внешнеэкономической политики региона. Показано, что импортозамещение является основным способом экспортоориентированного развития промышленности, и использование продуктово-проектного подхода в этом случае является оправданным. В целях создания конкурентоспособной экономики с диверсифицированной структурой обозначена необходимость проведения структурных реформ, которые позволят республике выступить равноправным партнером в международном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional development prospects during the formation of the Russia – China –Mongolia economic corridor

The article reveals the basic tendencies in the development of regional economy in the conditions of the formation of the «Russia – Mongolia – China» economic corridor. This East Asian vector of cooperation becomes decisive in the foreign policy of Russia. In this connection, the Republic of Buryatia occupies a special place in the economic space of Russia, as easternmost autonomy whose territorial proximity to Asian countries enables it to act as a service provider for the Russian foreign policy in East Asia. Therefore, the main purpose of this study is to search for the priority directions and prospects of the development of regional economy in the conditions of emerging international cooperation with Asian countries in the «Russia – Mongolia – China» Economic Corridor. Special attention have been paid to the formation of a new foreign economic policy, aimed primarily at creating integration relations of economic entities of the republic with the regions of Russia and the countries of Northeast Asia. In this regard, the article describes the main directions of the program of the formation of the economic corridor between the three countries, the constraints of international cooperation. We have determined the starting projects of economic cooperation and integration of the Republic of Buryatia with NEA countries to establish business relations in the sphere of economic and international cooperation. The article proposed the basic directions, factors, indicators, projects embedded into the architecture of regional integration, the creation of a joint program of the «China Mongolia Russia» Economic Corridor on the Silk Road as its major content. The analysis of foreign trade activities of the republic shows the results of the development of international and interregional cooperation mainly with Mongolia and China, aimed at deepening the existing and establishing new relations with these countries. We have proposed a variant of institutional support aimed at forming a new foreign economic policy in the region. It is shown that import substitution is the main way of export-oriented industrial development and the use of product-design approach in this case is justified. In general, in order to create a competitive economy with a diversified structure highlighted the need for structural reforms, which will allow the republic to act as an equal partner in international cooperation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития региона в условиях формирования экономического коридора «Россия – Монголия – Китай»»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 1, 2017

УДК 338.47

DOI: 10.18721 /JE.10108

Н.Н. Булатова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА «РОССИЯ - МОНГОЛИЯ - КИТАЙ»

Раскрыты основные тенденции развития региональной экономики в условиях формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай». Именно Восточно-Азиатский вектор сотрудничества становится определяющим во внешнеэкономической политике России. В этой связи особое место в экономическом пространстве России занимает Республика Бурятия как самая восточная автономия, территориально сопряженная с Азиатскими странами, что дает ей возможность выступать в качестве провайдера для проведения российской внешней политики на страны Восточной Азии. Основной целью исследования являются поиск и разработка приоритетных направлений и перспектив развития региональной экономики в условиях развивающегося международного сотрудничества с Азиатскими странами в рамках экономического коридора «Россия — Монголия — Китай». Особое внимание следует уделить формированию новой внешнеэкономической политики, нацеленной, прежде всего, на создание интеграционных связей хозяйствующих субъектов республики с регионами России и странами Северо-Восточной Азии. Рассмотрены основные направления реализации программы формирования экономического коридора между тремя странами, сдерживающие факторы развития международного сотрудничества. Определены стартовые проекты экономической кооперации и интеграции Республики Бурятия со странами СВА по установлению деловых отношений в сфере экономического и международного сотрудничества. Предложенные в статье основные направления, факторы, индикаторы, проекты встраиваются в архитектуру региональной интеграции совместной программы создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» на Великом Шелковом пути в качестве его содержательного наполнения. Анализ внешнеэкономической деятельности республики свидетельствует о результатах развития международного и межрегионального сотрудничества, в основном, с Монголией и Китаем, углублении сложившихся и установлении новых связей с этими странами. Предложенный вариант институционального обеспечения направлен на формирование новой внешнеэкономической политики региона. Показано, что импортозамещение является основным способом экспорто-ориентированного развития промышленности, и использование продуктово-проектного подхода в этом случае является оправданным. В целях создания конкурентоспособной экономики с диверсифицированной структурой обозначена необходимость проведения структурных реформ, которые позволят республике выступить равноправным партнером в международном сотрудничестве.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА; ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР; ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО .

N.N. Bulatova

REGIONAL DEVELOPMENT PROSPECTS DURING THE FORMATION OF THE RUSSIA - CHINA - MONGOLIA ECONOMIC CORRIDOR

The article reveals the basic tendencies in the development of regional economy in the conditions of the formation of the «Russia — Mongolia — China» economic corridor. This East Asian vector of cooperation becomes decisive in the foreign policy of Russia. In this connection, the Republic of Buryatia occupies a special place in the economic space of Russia, as easternmost autonomy whose territorial proximity to Asian countries enables it to act as a service provider for the Russian foreign policy in East Asia. Therefore, the main purpose of this study is to search for

the priority directions and prospects of the development of regional economy in the conditions of emerging international cooperation with Asian countries in the «Russia — Mongolia — China» Economic Corridor. Special attention have been paid to the formation of a new foreign economic policy, aimed primarily at creating integration relations of economic entities of the republic with the regions of Russia and the countries of Northeast Asia. In this regard, the article describes the main directions of the program of the formation of the economic corridor between the three countries, the constraints of international cooperation. We have determined the starting projects of economic cooperation and integration of the Republic of Buryatia with NEA countries to establish business relations in the sphere of economic and international cooperation. The article proposed the basic directions, factors, indicators, projects embedded into the architecture of regional integration, the creation of a joint program of the «China - Mongolia - Russia» Economic Corridor on the Silk Road as its major content. The analysis of foreign trade activities of the republic shows the results of the development of international and interregional cooperation mainly with Mongolia and China, aimed at deepening the existing and establishing new relations with these countries. We have proposed a variant of institutional support aimed at forming a new foreign economic policy in the region. It is shown that import substitution is the main way of export-oriented industrial development and the use of product-design approach in this case is justified. In general, in order to create a competitive economy with a diversified structure highlighted the need for structural reforms, which will allow the republic to act as an equal partner in international cooperation.

REGIONAL ECONOMY; DEVELOPMENT PROSPECTS; ECONOMIC CORRIDOR; FOREIGN POLICY; INTERREGIONAL AND INTERNATIONAL COOPERATION.

Введение. Развитие мирового и национального хозяйства в современных условиях характеризуется возросшей нестабильностью, учащением кризисных циклов глобального, регионального и странового масштаба. Сохранение экспортно-сырьевого характера национальной экономики России, где ключевым источником роста ВВП пока остается исключительно сырьевой экспорт, значительно усиливает степень уязвимости экономики от неблагоприятного развития ситуации на мировом рынке нефти, а мировая конъюнктура в целом не способствует инвестициям в новые месторождения. Влияние этой тенденции отрицательно действует на развитие как национальной, так и региональной экономики. В этих условиях система экономических отношений строится по схеме «глобализм — межрегионализм — регионализм — национальная экономика — локальные образования», что объективно диктует национальным и региональным образованиям проведение политики развития внутреннего рынка, а также межрегиональных обменов со смежными странами.

Кроме того, усиливают неблагоприятную макроэкономическую ситуацию действующие санкции против России, которые вынуждают ее переориентироваться на Восток, в первую очередь, в сторону стран Северо-Восточной Азии, а именно — Монголии, Китая, Индии

и Тихоокеанской Азии в целом. Именно Восточно-Азиатский вектор сотрудничества становится определяющим во внешнеэкономической политике России [17].

В июне 2016 г. на саммите ШОС в г. Ташкенте после переговоров лидеров России, Китая и Монголии была подписана программа формирования экономического коридора этих трех стран, включающая свыше тридцати перспективных инвестиционных проектов, нацеленных на активизацию приграничных связей. В связи с этим составлена дорожная карта по развитию трехсторонних контактов в области торговли и экономики, транзитных перевозок, туризма и спорта, борьбы с чрезвычайными ситуациями и их последствиями. Для реализации данной программы создается механизм Центра инвестиций и планирования и координации работ транспортных ведомств. Формируется соглашение о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров [13].

В лице России Китай вместо соперника приобретает ценного партнера для стабилизации и модернизации Евразии, которую Китай рассматривает как свое экономическое будущее. Китайская стратегия «Один пояс и один путь» превращает традиционную уязвимость Китая — границу с 14-ю странами — в ее стратегическое преимущество. Ус-

пешное многостороннее партнерство в Евразии прибавит дополнительный импульс развитию России и ее регионам в том числе.

В этой связи особое место в экономическом пространстве России занимает Республика Бурятия, к возможностям которой можно отнести ее территориальное расположение и природные ресурсы. Бурятия географически является самой восточной автономией России, территориально сопряженной с Азиатскими странами, что позволяет использовать ее в качестве «мягкой силы», провайдера для проведения российской внешней политики на страны Восточной Азии.

Благоприятное экономико-географическое положение позволяет Республике Бурятия стать связующем звеном транспортных и транзитных путей сообщения Европы и Центральной Азии. Практически республику можно рассматривать как «транспортные ворота» России в СВА. Наличие ключевых для России транспортных магистралей: Транссиба, БАМа и ветки «Улан-Удэ — Улан-Батор — Пекин» обеспечивает возможность вхождения Республики Бурятия в международные транспортные коридоры [17].

Смещение «центра тяжести» мировой экономики в страны Азиатско-Тихоокеанского региона связано со стремительным экономическим ростом стран АТР, в корне изменившим объемы потребления и сдвинувшим мировые центры промышленного и сельскохозяйственного производства. Это обусловило необходимость усиления экономического присутствия России в странах АТР и повлекло за собой изменения в политической, экономической, социальной доктрине развития региона. Учет перечисленных тенденций развития мировой и отечественной экономики требует разработки и формирования новой внешнеэкономической политики, нацеленной, прежде всего, на создание интеграционных связей хозяйствующих субъектов республики с регионами России и странами Северо-Восточной Азии. Поэтому основной целью исследования является поиск и разработка приоритетных направлений и перспектив развития региональной экономики в условиях развивающегося международного сотрудничества с Азиатскими странами в рамках экономического коридора «Россия — Монголия — Китай».

Методика исследования. Перспективы развития региона в новых экономических условиях определяются совокупностью целей и задач экономической кооперации и интеграции Республики Бурятия со странами СВА по установлению деловых отношений в сфере экономического и международного сотрудничества. Для этого в качестве содержательного наполнения предлагается рассмотреть анализ внешнеэкономической деятельности региона, сдерживающие факторы развития международного сотрудничества, основные направления, стартовые проекты, индикаторы реализации программы формирования экономического коридора между тремя странами, вариант институционального обеспечения внешней политики. Это послужит, в свою очередь, основой для построения архитектуры региональной интеграции совместной программы создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» на Великом Шелковом пути.

Итоги внешнеэкономической деятельно -сти республики характеризуются развитием международного и межрегионального сотрудничества, которое направлено на углубление сложившихся и установление новых связей с зарубежными странами и регионами Российской Федерации. Расширение объемов внешней торговли обусловлено увеличением экспорта, стоимостной объем которого в 2015 г. составил 1 493,6 млн долл. США, с ростом к уровню 2011 г. почти в 2 раза [3].

Традиционно активно развивались международные связи с Монголией. Главным результатом деятельности по развитию сотрудничества с Монголией стало восстановление в 2014 г. безвизового режима между Монголией и Россией, повлекшее за собой рост въездного туризма. Так за 2015 г. через все пункты пропуска, расположенные на бурятском участке российско-монгольской границы в республику въехало 417,5 тыс. граждан Монголии, что в 2,2 раза больше, чем в прошлом периоде. Рост числа посещения монгольскими гражданами Республики Бурятия, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру, способствовал развитию предприятий розничной торговли, сферы обслуживания и туристического бизнеса республики [3].

Развитие межрегионального сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одним из важнейших направлений международной деятельности Республики Бурятия. Основные направления развития международного сотрудничества с КНР связаны с установлением деловых отношений в сфере экономического сотрудничества, возможности инвестиций китайской стороны в объекты инфраструктуры особой экономической зоны «Байкальская гавань», дорожное и жилищное строительство, с установлением земельных отношений, привлечения китайской рабочей силы, освоения природных ресурсов, условия участия китайской стороны в качестве резидента создаваемого в г. Улан-Удэ технопарка. Со стороны Республики Бурятия регулярно представителями правительства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов презентуется экономический и инвестиционный потенциал Республики Бурятия на различных конгресс-но-выставочных мероприятиях на территории КНР, в которых принимают участие заинтересованные ведомства Китая, предприятия различных отраслей и средств массовой информации [3].

При этом к сдерживающим факторам развития международного сотрудничества со странами АТР можно отнести:

— высокую степень дифференциации различных территорий страны в темпах социально-экономического развития. При этом сходство природно-климатических и геополитических условий, с одной стороны, позволяет формировать локальные проекты развития в рамках Байкальского макрорегиона, а с другой — создает условия для более сильного влияния экономики близлежащих регионов (особенно Иркутской области и Забайкальского края) на развитие экономики Бурятии;

— неудовлетворительное состояние транс-портно-логистической и энергетической инфраструктур для формирования крупных промышленных поясов. Это происходит за счет увеличения степени износа основных средств предприятий и инфраструктурных объектов, что приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. Существующие темпы инвестиций в основные средства не могут обеспечить возоб-

новление материально--технической базы производственной инфраструктуры. А увеличение объема инвестиций сложно реализовать за счет средств частных инвесторов и требует федерального финансирования;

— особенности приграничного положения Республики Бурятия с более технологически развитыми странами (в первую очередь с Китаем), что может затруднить развитие инновационно-технологической деятельности. Например, лесная, строительная, текстильная отрасли, не имея собственной современной технологической инфраструктуры, скорее всего, окажутся в положении неконкурентоспособных производителей;

— жесткую конкуренцию на мировых рынках технологий, обусловливающую трудности выхода с продукцией местных предприятий на мировой рынок, а также конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства (в первую очередь, на сельскохозяйственную продукцию), что может привести к сокращению производства в ключевых видах экономической деятельности Республики Бурятия;

— активизацию Монголии на глобальном рынке туристических услуг, усиление приграничного-визового контроля с Китаем и Монголией, масштабную опережающую модернизацию транспортной инфраструктуры Монголии, Китая, Казахстана с созданием альтернативного транспортного коридора на юге в рамках проекта «Великий шелковый путь», что может привести к снижению туристической привлекательности Республики Бурятия [14].

Поэтому вступая в реализацию программы формирования экономического коридора между тремя странами, в первую очередь, необходимо обратить внимание на следующие направления:

— реализацию региональных проектов в рамках создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия».

— активизацию горизонтальных кооперированных связей с субъектами РФ, в первую очередь, с Забайкальским краем и Иркутской областью на проектной основе.

— вовлечение в кооперационный оборот с внешними партнерами муниципальных районов.

В качестве основных индикаторов выполнения поставленных задач следует принять следующие показатели:

— долю стран Северо-Восточной Азии в общем объеме экспорта;

— количество региональных проектов в рамках создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия»;

— объем торговых соглашений в рамках создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия»;

— объем инвестиций в рамках создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия»;

— количество региональных проектов с субъектами РФ, в первую очередь, с Забайкальским краем и Иркутской областью на проектной основе;

— количество реализующихся межрегиональных инвестиционных проектов;

— объем экспортной продукции муниципальных районов;

— долю экспорта муниципальных районов в страны Северо-Восточной Азии.

Стартовыми проектами по экономической кооперации и интеграции Республики Бурятия и с субъектами РФ могут выступить:

— проект формирования «мясного пояса» России на основе традиционного животноводства на принципах зеленой экономики, с дальнейшей пространственной диффузией на ТрансСаянско-Алтайский ареал (Иркутская область, Красноярский край, Республика Хакасия и Тыва), в последующем — кооперации с Монголией и Внутренней Монголией КНР;

— проекты по освоению месторождений полезных ископаемых с шлейфом технологических переделов и добавленных стоимостей, с созданием единой энергетической базы (каскад гидроэлектростанций на р. Витим, прежде всего, Мокской ГЭС и Ивановского контррегулятора) и маркетинговой структуры;

— бальнеологический проект создания «международной Байкальской здравницы», основанный на минеральных лечебных источниках Республики Бурятия (свыше 300), Забайкальского края (около 300), Иркутской области (свыше 100) с дальнейшим сопряжением с монгольскими коллегами, как важнейший компонент развития въездного туризма;

— проект по развитию и экологизации лесного хозяйства и лесной промышленности, включая лесовосстановление, «зеленый» экспорт саженцев засухоустойчивых пород де-

ревьев и кустарников в Китай и Монголию в целях лесомелиорации граничных расширяющихся зон пустыни Гоби и т.д.;

— проект по развитию экспортоориентиро-ванной акваэкономики, в основном для снабжения рынков вододефицитного Китая, Индии и др. стран питьевой водой родникового качества и целебными минеральными водами;

— продвижение бренда Республики Бурятия как территории «зеленой» цивилизации и мирового донора по пресной воде и по кислороду. Создание «зеленого» коридора Шелкового пути;

— проект развития промышленности строительных материалов из местных ресурсов;

— проект формирования ключевой и опорной лимитрофной контактной зоны России по связям со странами Восточной Азии, в качестве которой может выступить Кяхтин-ский район, в частности город Кяхта, выступающий под брендом «Кяхта — Северные Ворота Великого Шелкового пути Евразии».

Все обозначенные проекты гармонично встраиваются в совместную программу создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» на Великом Шелковом пути в качестве его содержательного наполнения. Межрегиональные взаимодействия внутри России будут строиться исходя из интересов потенциальных партнеров. Основной вектор концентрируется на интеграции с соседними Забайкальским краем и Иркутской областью в масштабах Байкальского региона, с последующими совместными действиями по кооперации с субъектами РФ Восточной Сибири (Красноярским краем, республиками Хакасия и Тыва), созданием новой архитектуры региональной интеграции по Селенгин-ско-Байкальско- Енисейской долготной оси и по Циркум-Байкалии-Транссаянии и Алтаю — широтной оси.

Первое направление создает условия для формирования экономического коридора, исходящего из Внутренней Азии (Монголия, АРВМ Китая) на Арктическую зону и заканчивая Северным морским путем по р. Селенге, оз. Байкалу, р. Ангаре и Енисею, через срединно-сибирский регион [11].

Второе направление будет способствовать возрождению этноэкономики бывших кочевых цивилизаций Центральной и Северо-

Восточной Азии на принципах современной зеленой и информационной экономики по маршрутам древнего Шелкового пути.

Стратегия управления внешнеэкономической деятельностью региона в условиях формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай» должна базироваться на создании благоприятных институциональных условий. Существующие институты внешнеэкономической деятельности сегодня не отвечают требованиям изменившейся геополитической ситуации, поэтому в этих условиях необходимо проведение институциональных изменений, которые предполагают установление законодательного регламента в согласовании экономической политики участников международного регионального сотрудничества. Эти изменения включают следующее:

— создание механизма встраивания экономики региона в международные цепочки рыночных взаимодействий;

— модернизацию правовой и нормативной базы по всей иерархии вертикали управления, принятие федерального закона «Об основах приграничного и регионального сотрудничества в Российской Федерации»;

— развитие государственных и гражданских институтов управления и содействия развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

— формирование реальной информационной/статистической и мониторинговой базы регионального и муниципального уровней;

— модернизацию кадровой политики в сфере ВЭД;

— развитие просветительской работы с населением по вопросам мировых трендов в экономике и международных отношениях, прежде всего, относительно событий в Северо-Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии, месте и роли Республики Бурятия в экономике Сибири, России и на международном рынке;

— развитие внешних отношений со странами Восточной Азии в сфере гуманитарного сотрудничества с использованием в качестве «мягкой силы» каналов конфессионального, культурного, спортивного, образовательного, научного взаимодействия.

Данные приоритеты формирования институциональной среды, на наш взгляд, могут оказать положительное влияние на разви-

тие внешнеэкономической деятельности региона и усиление роли государства в ее организации и планировании, снижение административных барьеров, обеспечение макроэкономической сбалансированности при формировании новой политики ВЭД.

Особое внимание при формировании внешнеэкономической политики Республики Бурятия следует уделить развитию промышленности, а именно — дальнейшему расширению линейки экспорториентированных организаций. В условиях ограниченного внутреннего рынка с простейшей структурой товарооборота, импортозамещение станет способом обеспечения экспорториентиро-ванного развития региональной экономики. Организация производства приоритетных и критически важных видов продукции для внутреннего рынка станет возможностью выхода на зарубежные рынки. Именно продук-тово-проектный подход можно положить в основу импортзамещения, учитывая возрастающий интерес к проектному управлению как к способу повышения эффективности государственного управления.

Для обеспечения опережающих темпов развития республики необходимы структурные реформы, которые приняты во всем мире: по повышению конкурентоспособности, развитию инфраструктуры, стабилизации рынка труда и т. п. Возможность реализации поставленных задач подтверждается, в частности, тем фактом, что в 2011—2015 гг. в условиях кризиса республике удалось сохранить положительные темпы роста ВРП в текущих основных ценах на душу населения [3]. Реализовать экономический потенциал республики возможно созданием собственных и внедрением уже произведенных новшеств за счет имеющегося в республике научно-образовательного потенциала (биодобавки, новые методы лечения, новые туристические продукты, современная интерпретация традиционных продуктов питания, ГГ и пр.), формирования пространственных платформ на базе широкого внедрения технологических, продуктовых и организационных инноваций. В силу того что Республика Бурятия обладает своим неповторимым и уникальным этносом, необходимо сохранить уклад традиционной культуры, уклад жизни сельского населения, традиционного приро-

допользования как гармонизирующей основы социально- экономического развития с учетом имеющихся социальных и экологических ограничений.

Результаты исследования.

1. Краткий анализ внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия показал наличие устойчивых связей региона со странами АТР — Монголией и Китаем. Дальнейшее углубление сложившихся и установление новых связей с зарубежными странами и регионами Российской Федерации возможно при условии устранения установленных сдерживающих факторов развития международного сотрудничества.

2. Предложенные основные направления реализации программы формирования экономического коридора между тремя странами обеспечат создание интеграционных связей хозяйствующих субъектов республики с регионами России и странами СевероВосточной Азии.

3. Установленные стартовые проекты по экономической кооперации и интеграции Республики Бурятия с субъектами РФ создают региональные условия для формирования экономического коридора.

4. Расширен состав основных индикаторов выполнения программы международного сотрудничества со странами СВА.

5. Рассмотрен вариант институционального обеспечения, направленный на формирование новой внешнеэкономической политики.

5. К способам повышения эффективности государственного управления отнесен продуктово-проектный подход к импортза-мещению и расширению линейки экспорто-риентированных организаций.

6. Обозначена необходимость проведения структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности региона,

что позволит республике стать равноправным партнером в международном сотрудничестве.

Выводы. Таким образом, Республике Бурятия необходима новая региональная политика как приграничной территории с выделением в особый приоритет внешнеэкономического комплекса. Перспективы региона в условиях формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай» связаны с развитием межрегиональных отношений и внешнеэкономических связей, обеспечением пропорций между внутренним и внешним рынками, структурированием экспорториентированного сектора экономики в динамике на средне- и долгосрочную перспективу. За счет этого сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, обеспечивающая, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности субъектной экономики для выхода на внешний рынок, с одной стороны, и получения интеграционных, мультипликативных эффектов, как источников для нового роста, с другой.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку новой стратегии социально-экономического развития региона в условиях формирования экономического коридора «Россия — Монголия — Китай». Прогноз развития региональной экономики при этом должен базироваться на тех сценариях, которые предполагают реализацию необходимых мероприятий, направленных на преодоление негативных тенденций и ресурсных ограничений, максимальное раскрытие потенциала развития региона, достижение необходимого уровня конкурентоспособности среди регионов Сибирского Федерального округа, выход на новые рынки сбыта экологически чистой продукции в странах Северо-Восточной Азии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г.

2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : Федер. закон № 473-ФЗ от 29.12.2014 г.

3. Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия «О программе социаль-

но-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» за 2015 год (стр. 14). URL: /Pandia.ru

4. Бабкин А.В., Ноговицына О.С. Научно-методологические аспекты оценки эффективности инновационной инфраструктуры промышленного комплекса региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного

политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 1(139). С. 56-61.

5. Бабкин А.В. Интегрированные промышленные структуры как экономический субъект рынка: сущность, принципы, классификация // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Экономика». 2014. № 4. С. 7—23.

6. Беломестнов В.Г., Цыбикдоржиева О.М. Программно-целевой метод программирования региональной экономики // Вестник ВСГУТУ. № 4(49). С. 111 — 115.

7. Булатова Н.Н. Управление промышленными производственно-технологическими системами // Российское предпринимательство. Всероссийский научно-практический журнал по экономике. 2012. № 20(218). С. 31—36.

8. Булатова Н.Н. Торгово-экономическое сотрудничество России и Монголии // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы: матер. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУ-ТУ, 2015. С. 67—70.

9. Ермошина Г.П. Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. В.Я. Позднякова. М.: Инфра-М, 2009. 576 с.

10. Королюк Е.В. Изменение характера рентной стратегической ориентации развития экономики России // Международные научные исследования. 2011. № 1-2. С. 61—62.

11. Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года: аналит. доклад / науч. рук. А. А. Кокошин. URL: http:// econom.nsc.ru/ieie/Izdan/trudi/korjubaev/doklad.pdf

12. Потехина Е. Укрупнение регионов — новая концепция федерализма // Казанский федералист. 2006. № 1. С. 17—18.

13. Россия, Китай и Монголия создадут экономический коридор. URL: https://rg.ru/2016/06 /23/.html

14. Сангадиева И.Г., Сангадиев З.Г. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием г. Улан-Удэ // Инновации в науке, образовании и производстве Казахстана: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 18-19 ноября 2015 г. Алматы: ЕТУ. 2015. С. 26-30.

15. Сироткина Н.В., Лисовцева Л.Н., Воронцова И.Н., Гончаров А.Ю. Проблемы сбалансированного развития региона: теоретические и практические аспекты: моногр. Воронеж: Изд.-полигр. центр «Научная книга», 2014. 219 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 2 / под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Изд. дом «Дело», РАНХиГС, 2013. 408 с.

17. Тамов А.А. Особенности регионов и их влияние на межрегиональную агропродовольст-венную интеграцию // Никоновские чтения. 2010. № 15. С. 88-89.

18. Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В. Формирование модели организации приграничного сотрудничества в рамках международных транспортных коридоров: моногр. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. 347 с.

19. Bulatova N.N., Vanchikova E.N., Saktoev V.E., Slepneva L.R., Haltaeva S.R. The Study of Implementation and Adaptation Processes of Innovative Organization and Economic Management Mechanisms for the Activity of Municipal Educational Institutions // International Journal of Economics and Financial Issues (ISSN21464138-Turkey-Scopus), 2015, is. 5 (Special Issue), pp. 61—67.

20. Bulatova N.N., Korodyuk I.S., Sandakova N.Y. Model Of Innovative Development Of Regional Transport Infrastructure // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562, 2015, vol. 10, no. 20, pp. 40834-40840 © Research India Publications.

БУЛАТОВА Надежда Николаевна — профессор кафедры экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор экономических наук. E-mail: bulatova_nad@mail.ru

REFERENCES

1. O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon № 172-FZ ot 28.06.2014 g.

(rus)

2. O territoriiakh operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia v Rossiiskoi Federatsii : Feder. zakon № 473-FZ ot 29.12.2014 g. (rus)

3. Ob utverzhdenii otcheta ob ispolnenii Zakona Respubliki Buriatiia «O programme sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Respubliki Buriatiia na

2011-2015 gody» za 2015 god (str. 14). URL: /Pandia.ru (rus)

4. Babkin A. V., Nogovitsyna O.S. Teoretiko-methodological aspects of the estimation of efficiency of the innovative infrastructure of the industrial complex of region. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2012, no. 1(139), pp. 56—61. (rus)

5. Babkin A.V. Integrirovannye promyshlennye

struktury kak ekonomicheskii sub"ekt rynka: sushchnost', printsipy, klassifikatsiia. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia «Ekonomika». 2014. № 4. S. 7-23. (rus)

6. Belomestnov V.G., Tsybikdorzhieva O.M. Programmno-tselevoi metod programmirovaniia regional'noi ekonomiki. Vestnik VSGUTU. № 4(49). S. 111-115. (rus)

7. Bulatova N.N. Upravlenie promyshlennymi proizvodstvenno-tekhnologicheskimi sistemami. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. Vserossiiskii nauchno-prakticheskii zhurnal po ekonomike. 2012. № 20(218). S. 31-36. (rus)

8. Bulatova N.N. Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Mongolii. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii i Mongolii: problemy i perspektivy: mater. 4-i Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. T. 1. Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU, 2015. S. 67-70. (rus)

9. Ermoshina G.P. Regional'naia ekonomika: ucheb. posobie. Pod red. V.Ia. Pozdniakova. M.: Infra-M, 2009. 576 s. (rus)

10. Koroliuk E.V. Izmenenie kharaktera rentnoi strategicheskoi orientatsii razvitiia ekonomiki Rossii. Mezhdunarodnye nauchnye issledovaniia. 2011. № 1-2. S. 61-62. (rus)

11. Stsenarii razvitiia Vostochnoi Sibiri i rossiiskogo Dal'nego Vostoka v kontekste politicheskoi i ekonomicheskoi dinamiki Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona do 2030 goda: analit. doklad. Nauch. ruk. A.A. Kokoshin. URL: http://econom.nsc.ru/ieie/Iz dan/trudi/korjubaev/doklad.pdf (rus)

12. Potekhina E. Ukrupnenie regionov - novaia kontseptsiia federalizma. Kazanskii federalist. 2006. № 1. S. 17-18. (rus)

13. Rossiia, Kitai i Mongoliia sozdadut ekonomicheskii koridor. URL: https://rg.ru/2016/ 06/23/.html (rus)

14. Sangadieva I.G., Sangadiev Z.G. Strategicheskoe planirovanie v sisteme upravleniia sotsial'no-

BULATOVA Nadezhda N. - East-Siberian State bulatova nad@mail.ru

ekonomicheskim razvitiem g. Ulan-Ude. Innovation in science, education and production of Kazakhstan (on 18-19 November 2015). Almaty: ETU. 2015. S. 26— 30. (rus)

15. Sirotkina N.V., Lisovtseva L.N., Vorontsova I.N., Goncharov A.Iu. Problemy sbalansirovannogo razvitiia regiona: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: monogr. Voronezh: Izd.-poligr. tsentr «Nauchnaia kniga», 2014. 219 s. (rus)

16. Strategiia—2020: Novaia model' rosta — novaia sotsial'naia politika: itogovyi doklad o rezul'tatakh ekspertnoi raboty po aktual'nym problemam sotsial'no-ekonomicheskoi strategii Rossii na period do 2020 goda. Kn. 2. Pod nauch. red. V.A. Mau, Ia.I. Kuz'minova. M.: Izd. dom «Delo», RANKhiGS, 2013. 408 s. (rus)

17. Tamov A.A. Osobennosti regionov i ikh vliianie na mezhregional'nuiu agroprodovol'stvennuiu integratsiiu. Nikonovskie chteniia. 2010. № 15. S. 88— 89. (rus)

18. Bulatova N.N., Alekseev V.M., Alekseeva V.V.

Formirovanie modeli organizatsii prigranichnogo sotrudnichestva v ramkakh mezhdunarodnykh transportnykh koridorov: monogr. Ulan-Ude: Izd-vo VSGTU, 2010. 347 s. (rus)

19. Bulatova N.N., Vanchikova E.N., Saktoev V.E., Slepneva L.R., Haltaeva S.R The Study of Implementation and Adaptation Processes of Innovative Organization and Economic Management Mechanisms for the Activity of Municipal Educational Institutions. International Journal of Economics and Financial Issues (ISSN21464138-Turkey-Scopus), 2015, is. 5 (Special Issue), pp. 61—67.

20. Bulatova N.N., Korodyuk I.S., Sandakova N.Y. Model Of Innovative Development Of Regional Transport Infrastructure. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562, 2015, vol. 10, no. 20, pp. 40834-40840 © Research India Publications.

University of Technology and Management. E-mail:

Статья поступила в редакцию: 16.01.17

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.