Научная статья на тему 'Основные направления развития сотрудничества производственных комплексов Сахалинской области и стран Северо-Восточной Азии'

Основные направления развития сотрудничества производственных комплексов Сахалинской области и стран Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERREGIONAL COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Назарова Л.Х.

В статье проведен анализ основных направлений международного сотрудничества региональной администрации. Данное сотрудничество должно развиваться с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, соответственно должно носить, прежде всего, экономический характер. Отсутствие возможности достижения пропорциональности регионального производства в силу объективных факторов (демографических, природных, инфраструктурных и других) восполняется за счет межрегионального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF COOPERATION OF PRODUCTION COMPLEXES OF SAKHALIN REGION AND COUNTRIES OF NORTH-EASTERN ASIA

The article analyzes the main directions of international cooperation of the regional administration. This cooperation should develop in order to increase the investment attractiveness of the region, therefore, should, first of all, be of an economic nature. The lack of an opportunity to achieve proportionality of regional production due to objective factors (demographic, natural, infrastructural and other) is compensated for through interregional cooperation.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития сотрудничества производственных комплексов Сахалинской области и стран Северо-Восточной Азии»

17S

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И СТРАН

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Л.Х. Назарова, канд. экон. наук, доцент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)

Аннотация. В статье проведен анализ основных направлений международного сотрудничества региональной администрации. Данное сотрудничество должно развиваться с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, соответственно должно носить, прежде всего, экономический характер. Отсутствие возможности достижения пропорциональности регионального производства в силу объективных факторов (демографических, природных, инфраструктурных и других) восполняется за счет межрегионального сотрудничества.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, международная торговля, международная экономическая интеграция, ресурсы, экономический потенциал.

На отдельных этапах развития человечества воссоздание отдельных факторов производства, к которым на современном этапе относят:

- трудовые ресурсы;

- инвестиционные ресурсы (капитал);

- природные ресурсы;

- сырьевые ресурсы;

- предпринимательский талант (предпринимательские способности);

- информацию (информационные технологии);

- знания (управленческие способности)

компенсировалось за счет межгосударственного сотрудничества.

Три основных взаимозаменяемых ресурса, к которым относятся трудовые ресурсы - носители знаний и предпринимательского таланта, финансовые ресурсы и временные ресурсы, на современном этапе развития глобализации активно участвуют в международном экономическом сотрудничестве в виде инвестиций и торговле услугами[1]. Основой формирования программ межрегионального сотрудничества на уровне региона является исследование потребностей населения конкретного региона и возможностей их удовлетворения за счет собственных ресурсов и инфраструктуры, возможностей внутреннего межрегионального обмена ресурсами и результатами труда, включая культуру, знания и товары интеллектуального и

промышленного производства и возможностями международного сотрудничества.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, международная торговля, международная экономическая интеграция, экономический потенциал.

Основой формирования программ межрегионального сотрудничества на уровне региона является исследование потребностей населения конкретного региона и возможностей их удовлетворения за счет собственных ресурсов и инфраструктуры, возможностей внутреннего межрегионального обмена ресурсами и результатами труда, включая культуру, знания и товары интеллектуального и промышленного производства и возможностями международного сотрудничества.

Основными направлениями внутреннего межрегионального обмена сотрудничества являются:

- правовое обеспечение сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при ВУЗах по разработке ноу-хау и т.д.;

- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

Как видно из их анализа, многие из этих форм сотрудничества реализуются в виде организационных проектов и не имеют своей целью прямого возврата вложенных средств.

К числу важнейших форм международного экономического сотрудничества относятся:

1. Международная торговля товарами и услугами. При этом эффективность осуществления конкретным регионом такой торговли тем выше, чем выше превышение в структуре внешнего оборота доля экспорта услуг.

2. Мировой технологический обмен. На современном этапе он выделяется в отдельную группу, поскольку новые технологии являются самым ходовым товаром в мировой торговле.

3. Миграция капитала. Критерием оценки эффективности международных экономических отношениях по данному направлению в конкретном регионе может служить отклонение от среднемирового значения такого показателя как соотношение темпов роста прямых зарубежных инвестиций к темпами роста товарного экспорта. В настоящий момент среднемировое значение данного показателя составляет 1,5.

4. Международные валютно-финансовые отношения.

5. Миграция рабочей силы.

6. Международная экономическая интеграция, которая является высшей формой МЭО. Данное направление должно быть одним из главных направлений сотрудничества Области со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку между собой они находятся на очень высокой степени экономической интеграции.

Организация проведения на территории региона межрегиональных и международных культурных и спортивных мероприятиях является для него не только возможностью продвижения собственного бренда и повышения инвестиционной привлекательности, но и способом решения региональных социальных проблем. Но при их планировании и проведении важно, чтобы расходы на эти мероприятия, финансируемые из регионального бюджета, были оценены на этапе планирования с учетом конкретных критериев оценки эффективности их проведения. Данные критерии должны применяться для расчета размера экономически обоснованных расходов на их проведение.

Такие критерии должны носить комплексный характер, учитывающий возврат

средств на их проведение средства, привлеченные в результате его проведения из других регионов и дополнительного федерального бюджетного финансирования на реализацию приоритетных инвестиционных проектов развития данного региона.

Глобальный экономический контекст экономического и геополитического прорыва России в Азиатско-Тихоокеанском регионе предполагает в долгосрочной перспективе особые характеристики развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Отсутствие четкой государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона создает опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не будет реализован интегрирующий потенциал России в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы.

Реальное противодействие потенциальной угрозе безопасности страны на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе может оказать лишь особая стратегия комплексного социально-экономического развития этой территории, ориентированная на ускоренный рост (на инновационной основе) экономического потенциала этой части страны, на реализацию интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также закрепление населения путем формирования комфортной среды обитания и оптимизацию системы расселения.

Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, являются их экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения сельского хозяйства, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока.

К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также относятся высокая

составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

В этой связи в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, необходимо рассматривать:

- инвестиционные программы в сфере электроэнергетики Дальнего Востока, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии;

- инвестиционные программы в сфере развития транспортной инфраструктуры, направленные на повышение транспортной доступности, пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, повышение качества транс-портно-логистических услуг и интеграцию в международные транспортно-логистические системы.

Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. В различных частях этой террито-

рии наблюдается также большой разрыв между условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения, низкое качество социальной инфраструктуры, низкий уровень жизни и, как следствие, отсутствие комфортных условий проживания в городах и поселках, не имеющих эффективных градообразующих производств.

При этом необходимо учитывать риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью загрязнения окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах повышенной концентрации экономической активности, а также с изменением климата на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Смещение вектора политических и экономических интересов России на восток может принести огромные экономические и геополитические выгоды, основные из которых:

- обеспечение географической диверсификации рынков сбыта основных бюджетообразующих отраслей экономики Российской Федерации;

- предотвращение угрозы снижения экономического и политического государственного влияния на территории Дальнего Востока и Байкальского региона;

- предотвращение угрозы дальнейшего оттока населения с Дальнего Востока и из Байкальского региона;

- предотвращение угрозы переориентации международных транзитных грузопотоков в обход России;

- предотвращение угрозы переориентации в другие страны производств глубокой переработки добываемых сырьевых ресурсов, а также предприятий, выпускающих продукцию, товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Важность сформулированных угроз предопределяет необходимость превращения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в общенациональную программу достижения долгосрочных стратегических целей.

В целях эффективной интеграции в инновационную систему стран СевероВосточной Азии необходимы развитие и поддержка программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в Российской Федерации, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в Российской Федерации [2].

Исходя из тесных связей приграничных районов Российской Федерации, Китая и Монголии, следует продолжить развитие сотрудничества по приоритетным направлениям науки и техники в интересах проведения совместных исследований в области фундаментальной науки и прикладных разработок с учетом первоочередных задач социально-экономического развития регионов сопредельных стран.

Необходимо содействовать развитию образовательного сотрудничества вузов приграничных территорий, поддерживать совместное обучение студентов и аспирантов в университетах, поощрять образовательные учреждения в установлении прямых связей друг с другом.

Планируется расширение взаимодействия со странами Северо-Восточной Азии в выставочно-ярмарочной сфере с целью привлечения инвестиций и новейших технологий. Одним из актуальных способов активизации культурного и технологического обмена могут служить мероприятия по организации Года России в приграничных с Дальним Востоком и Байкальским регионом странах.

Созданы основы для сотрудничества Дальнего Востока и Байкальского региона и стран Северо-Восточной Азии в сфере науки. Перспективными направлениями являются проведение международных научных мероприятий, объединяющих представителей разных стран СевероВосточной Азии, а также создание на Байкале международного научно-образовательного центра «Байкал», ориентированного на проведение научных исследований учеными озера Байкал, создание площадки для внедрения инновацион-

ных проектов в экологически ориентированной экономики.

Планируется применение инструментов стимулирования частных инвестиций в создание на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе мощных отгрузочных терминалов. Привлечение производителей из стран Северо-Восточной Азии для обеспечения агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона необходимым оборудованием и техникой позволит вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и обеспечить расширение в регионе промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

Необходимо совершенствование нормативной и правовой базы в сфере рыболовства. Особенно это касается отношений и урегулирования спорных вопросов при определении территорий и квот на вылов рыбы.

При этом важное значение имеет развитие отечественного рыболовецкого флота и соответствующей инфраструктуры, что позволит значительно увеличить число занятого населения и будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности не только данных регионов, но и Российской Федерации в целом.

В настоящее время вопросы сотрудничества Российской Федерации со странами Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, КНДР, Республика Корея и др.) в области рыбного хозяйства регулируются рядом межправительственных соглашений.

Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона как центра экономического партнерства Российской Федерации с приграничными государствами (с северовосточными провинциями Китая, Монголией, а также с другими странами СевероВосточной Азии) необходимы формирование условий для закрепления позиций отечественных производителей на региональном рынке, прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, со снижением доли в экспорте сырья, а также диверсифицированность внешнеторговых связей.

Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону Даль-

ний Восток и Байкальский регион ориентированы на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе необходимо преодолеть узкую направленность экспорта, которая делает его крайне зависимым от состояния экономической активности в Северо-Восточной Азии и конъюнктуры мировых цен за счет увеличения экспорта продукции глубокой переработки. Для этого необходимо усовершенствовать технологическую базу ряда производств, что позволит расширить перечень товаров мирового уровня, поставляемых на экспорт.

Основными направлениями приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке России являются:

- сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

- повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом;

- диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии;

- совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-

демографических, гуманитарных и других Развитие межрегионального и пригра-

проблем приграничных территорий; ничного сотрудничества будет осуществ-

- развитие малого и среднего бизнеса; ляться в рамках действующей системы

- создание условий, способствующих международного сотрудничества с учетом ускорению прохождения экспортных и имеющихся соглашений в указанной сфере импортных товаров через приграничную на межправительственном и корпоратив-территорию Российской Федерации[3]. ном уровнях.

Библиографический список

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. - М.: ЛЕНИЗДАТ, 2012.

2. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р. www.mega-mir.com news/section3720/element403316.

3. Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. http://www.adm.sakhalin.ru

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF COOPERATION OF PRODUCTION

COMPLEXES OF SAKHALIN REGION AND COUNTRIES OF NORTH-EASTERN

ASIA

L.K. Nazarova, candidate of economic sciences, associate professor Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)

Abstract. The article analyzes the main directions of international cooperation of the regional administration. This cooperation should develop in order to increase the investment attractiveness of the region, therefore, should, first of all, be of an economic nature. The lack of an opportunity to achieve proportionality of regional production due to objective factors (demographic, natural, infrastructural and other) is compensatedfor through interregional cooperation.

Keywords: interregional cooperation, international trade, international economic integration, resources, economic potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.