Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защитные меры / внутренний рынок / торговая политика / нетарифное регулирование / комиссия ЕАЭС / национальное производство / protective measures / internal market / trade policy / non-tariff regulation / EAEU Commission / national production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.Г. Пенчев, О.М. Петрушина

Меры защиты внутреннего рынка являются инструментом нетарифного регулирования, направленного на предотвращения высокого предложения от иностранной продукции, что может повлечь за собой ущерб и потери для национального как производства, так и потребителя. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты применения специальных защитных мер, а также выявлены основные направления для развития и результативности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE APPLICATION OF MEASURES TO PROTECT THE DOMESTIC MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Measures to protect the domestic market are a tool of non-tariff regulation aimed at preventing high supply from foreign products, which can lead to damage and losses for both national production and consumers. The article examines the main theoretical aspects of the use of special protective measures, and also identifies the main directions for the development and effectiveness of their application.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ В РФ МЕР ЗАЩИТЫ

ВНУТРЕННЕГО РЫНКА

Ю.Г. Пенчев, студент

О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-100-103

Аннотация. Меры защиты внутреннего рынка являются инструментом нетарифного регулирования, направленного на предотвращения высокого предложения от иностранной продукции, что может повлечь за собой ущерб и потери для национального как производства, так и потребителя. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты применения специальных защитных мер, а также выявлены основные направления для развития и результативности их применения.

Ключевые слова: защитные меры, внутренний рынок, торговая политика, нетарифное регулирование, комиссия ЕАЭС, национальное производство.

Защита национальных производителей -важный аспект в современной торговой политике. Различные страны применяют различные меры для поддержки своих производителей, включая введение таможенных пошлин, квот, субсидий и других форм защиты. Эти меры могут быть как введены для защиты национальных интересов, так и использоваться как ответ на действия других стран.

Всемирная торговая организация играет важную роль в регулировании торговли между странами и поощрении свободной торговли. Это позволяет странам защищать своих производителей от недобросовестной конкуренции и негативных последствий от действий других государств.

Важно, чтобы применение защитных мер было обоснованным и соответствовало международным правилам торговли. Необходимо стремиться к балансу между защитой национальных интересов и поддержкой свободной торговли для достижения взаимовыгодных отношений между странами [1].

Для начала стоит рассмотреть какие защитные меры применяются в настоящее время в соответствии с таможенным законодательством.

Для защиты экономических интересов производителей товаров в рамках Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) могут применяться различные

меры. Среди них выделяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, которые могут быть введены в отношении товаров, ввозимых из третьих стран на таможенную территорию ЕАЭС.

Решение о применении, изменении или отмене указанных мер, а также об отказе от их применения принимает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Эти меры направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, демпинга и других негативных явлений, которые могут нанести ущерб местным производителям [2].

Специальные защитные меры применяются в случае угрозы серьезного ущерба для определенной отрасли экономики в результате возросшего импорта товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Такие меры могут включать введение импортных квот или специальных пошлин.

Антидемпинговые меры предназначены для борьбы с демпинговым импортом, который может нанести ущерб местным производителям. Эти меры могут включать введение антидемпинговых пошлин или одобрение ценовых обязательств со стороны экспортеров.

Компенсационные меры направлены на нейтрализацию воздействия субсидий иностранных государств на рынок стран-участниц ЕАЭС. Такие меры включают введение компенсационных пошлин или одобрение

обязательств по снижению воздействия негативных субсидий.

Эти меры помогают обеспечить справедливые условия для отечественных производителей и защитить интересы отраслей экономики ЕАЭС от недобросовестной конкуренции и негативного воздействия внешних факторов [3].

В настоящее время существует ряд факторов, которые могут негативно влиять на решения о введении защитных мер. Так, например, можно выделить проблему недостаточной организации системы сбора данных и отсутствие достаточных знаний нормативно-правовой базы. Критически важно для успешной работы в области антидемпинговых мер иметь актуальную и достоверную статистику по странам-участникам, чтобы принимать обоснованные решения. Важно также глубокое понимание законодательства на всех этапах работы с материалами для предварительного рассмотрения, чтобы избежать ошибок и недоразумений [4].

Далее выделим основные нормативно-правовые изменения, касающиеся применения специальных защитных мер.

Совет ЕЭК поручил Коллегии Комиссии поручил разработать механизмы для обеспечения устойчивости внутренних рынков государств-членов ЕАЭС. Внесение предложений по возможности введения совместных мер по вывозу определенных сельскохозяйственных товаров за пределы таможенной территории Союза, таких как пшеница, ячмень, кукуруза, масло подсолнечное и сахар, с учетом балансов производства и потребления, является важным шагом для поддержания равновесия на рынке.

Разработка согласованных механизмов мониторинга и регулирования вывоза данных товаров поможет предотвратить возможные дисбалансы на рынке и обеспечить стабильность внутренних рынков стран-членов.

Принятие единых мер нетарифного регулирования (запреты и количественные ограничения экспорта) в отношении отдельных видов товаров для сохранения целостности внутреннего рынка Союза

закреплено в поручении Совета ЕЭК от 17 марта 2022 г. № 8 [5].

Работа над предложениями по механизмам обеспечения устойчивости внутренних рынков является важным шагом в развитии экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС и в укреплении интеграционных процессов в регионе.

Следующим нововведением стало внесение изменений в Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в рамках ЕАЭС значительно уточнили порядок установления поглощения антидемпинговой пошлины. Теперь, если прошло не более 2 лет после введения антидемпинговой меры или изменения размера антидемпинговой пошлины и заинтересованное лицо обнаруживает снижение экспортных цен или недостаточное повышение цен на рынке ЕАЭС, оно может подать заявление с соответствующими доказательствами. В случае принятия такого заявления начинается повторное расследование для установления поглощения антидемпинговой пошлины, которое должно быть завершено в течение 9 месяцев с даты начала.

Эти изменения направлены на обеспечение более эффективного контроля за применением антидемпинговых мер и защиты интересов участников ЕАЭС на внешних рынках. Предусмотренный порядок позволяет более оперативно реагировать на изменения в ценах и условиях торговли, обеспечивая более справедливую конкуренцию на внутреннем рынке [6].

Третьем вектором стало предложение ЕЭК по введению антидемпинговые пошлины на алюминиевые диски из четырех стран. В апреле Комиссия приняла решение о введение антидемпинговые пошлины на 5 лет в отношении алюминиевых дисков.

В частности, на импорт таиландских алюминиевых дисков предлагается установить пошлину в размере 42,82%, японских

- 36,54%, турецких - 35,29%, малазийских

- 9,38% [7].

В ходе расследований была получена информация, говорящая о наличии демпингового импорта литых алюминиевых колесных дисков из 4-х стран (Япония, Турция, Малайзия и Таиланд), а также об угрозе

ущерба отрасли экономики. Вышеупомяну- на литые алюминиевые диски из Китая в тое расследование ведет свое начало с размере 33,69%.

марта 2023 года и было проведено по ини- Таким образом, на перманентной основе

циативе ассоциации «Объединение произ- проходит работа как по совершенствова-водителей, поставщиков и потребителей нию нормативно-правовой базы примене-алюминия». ния специальных защитных мер, так и по-

Спустя год, в марте 2024 года, ЕЭК при- стоянная работа по выявлению угроз наци-няла решение продлить до 26 декабря 2024 ональной экономике, которые такие меры года действие антидемпинговой пошлины должны предотвращать.

Библиографический список

1. Гомон И.В., Абрамов В.Е. Исследование мер нетарифного регулирования Российской Федерации в рамках ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 72-3. -С. 145-148.

2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 01.01.2018). // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 10.04.2024).

3. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Кондрашова И.В. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 70.

4. Юсифов, Э. Проблемы и перспективы применения антидемпинговых мер как инструмента защиты внутреннего рынка / Э. Юсифов // Экономика и бизнес: теория и практика. -2023. - № 3-2(97). - С. 155-158. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-3-2-155-158. - EDN TUZHNX.

5. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Чичерова В.Н. Деятельность ФТС России в области контроля за обеспечением соблюдения торговых ограничений // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 52 (5). - С. 171-176.

6. «Внесены изменения в Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в рамках ЕАЭС». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465223/ca291faff0198c199a27b0c187c9c dd805764bc7/?ysclid=lv44oiklub399768854 (дата обращения: 14.04.2024).

7. «ЕЭК предложила ввести антидемпинговые пошлины на алюминиевые диски из четырех стран». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/956178 (дата обращения: 16.04.2024).

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE APPLICATION OF MEASURES TO PROTECT THE DOMESTIC MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Yu.G. Penchev, Student

O.M. Petrukhin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Measures to protect the domestic market are a tool of non-tariff regulation aimed at preventing high supply from foreign products, which can lead to damage and losses for both national production and consumers. The article examines the main theoretical aspects of the use of special protective measures, and also identifies the main directions for the development and effectiveness of their application.

Keywords: protective measures, internal market, trade policy, non-tariff regulation, EAEU Commission, national production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.