Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС'

ВВЕДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нетарифное регулирование / квоты / международная практика / ЕАЭС / специальные пошлины / non-tariff regulation / quotas / international practice / EAEU / special duties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р Нестеренко, А Новиков, И В. Гомон

Нетарифное регулирование представляет собой одно из направлений таможенной политики в отношении товаров, происходящих и ввозимых из третьих стран, такой вид регулирования заключается в применении мер, не связанных с фискальной функцией таможенных органов. В статье рассмотрены теоретические основы применения мер нетарифного регулирования ЕАЭС, а также основные нововведения, касающиеся защиты национального рынка и отечественного потребителя на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION AND APPLICATION OF NON-TARIFF REGULATION MEASURES IN THE EAEU

Non-tariff regulation is one of the directions of customs policy in relation to goods originating and imported from third countries, this type of regulation consists in the application of measures unrelated to the fiscal function of customs authorities. The article discusses the theoretical foundations of the application of non-tariff regulation of nuclear power plants, as well as the main innovations related to the protection of the national market and domestic consumers in the coming years.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС»

ВВЕДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС

Р. Нестеренко, студент А. Новиков, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-2-197-200

Аннотация. Нетарифное регулирование представляет собой одно из направлений таможенной политики в отношении товаров, происходящих и ввозимых из третьих стран, такой вид регулирования заключается в применении мер, не связанных с фискальной функцией таможенных органов. В статье рассмотрены теоретические основы применения мер нетарифного регулирования ЕАЭС, а также основные нововведения, касающиеся защиты национального рынка и отечественного потребителя на ближайшие годы.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, квоты, международная практика, ЕАЭС, специальные пошлины.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не содержит прямое определение мер нетарифного регулирования, эти меры обсуждаются в различных решениях Евразийской экономической комиссии и нормативных актах государств-членов ЕАЭС.

Меры нетарифного регулирования, такие как квоты на импорт или экспорт, лицензирование, стандарты качества и безопасности, а также санитарные и фитоса-нитарные требования, играют значительную роль в регулировании международной торговли и защите интересов стран-участниц Евразийского экономического союза.

Принципы и правила нетарифного регулирования, определенные на уровне Союза и в национальных законодательствах, направлены на обеспечение сбалансированного развития торговли и защиты внутренних рынков от нежелательных эффектов. С учётом этого, адекватное применение мер нетарифного регулирования требует внимательного следования соответствующим нормативам и понимания их влияния на внешнеэкономическую деятельность стран-членов ЕАЭС. [1]

Перечень мер нетарифного регулирования, в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, включает следующие пункты:

1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4)автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора о ЕАЭС [2].

Рассмотрим меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС (табл. 1).

Таблица 1. Применение антидемпинговых мер, действующих в ЕАЭС [3]

Товар Тип меры Страна-экспортер Дата окончания меры

Литые алюминиевые диски Антидемпинговая КНР 27.04.2024

Подшипники качения Антидемпинговая КНР 20.04.2024

Гербициды Антидемпинговая ЕС, Британия 19.07.2024

Оцинкованный прокат Антидемпинговая КНР, Украина 10.12.2023

Алюминиевая лента Антидемпинговая Азербайджан, Китай 23.10.2025

Кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали Антидемпинговая КНР 31.01.2025

Горячедеформированные бесшовные грубы из коррозионностойкой стали Антидемпинговая КНР 31.01.2025

Листовые рессоры Антидемпинговая КНР 20.03.2026

Первичный полиэтилен высокой плотности Антидемпинговая Узбекистан 24.02.2027

По данным из таблицы выше, можно увидеть, что ЕЭК постоянно проводит работу по разработке и мониторингу применения мер защиты внутреннего рынка для поддержания экономической безопасности и защиты отечественного рынка.

Проблемы сбора статистики по странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из-за отсутствия организованной системы сбора данных действительно могут затруднять процесс защиты внутреннего рынка от демпинга и других негативных явлений. Недостаточные знания нормативно-правовой базы на этапах подготовки материалов для предварительного рассмотрения также могут быть серьезным препятствием.

Это часто приводит к сложностям, связанным с эффективным мониторингом и анализом торговых потоков с участием стран ЕАЭС, что может усугубить проблемы, связанные с демпингом. Необходимость улучшения системы сбора данных, обмена информацией и повышения квалификации специалистов в данной области становится актуальной для эффективного контроля и защиты рынка в рамках ЕАЭС [4].

В марте 2022 году Совет ЕЭК поручил Комиссии, совместно с государствами-членами Евразийского экономического союза, разработать и представить на рассмотрение органов Союза предложения по обеспечению устойчивости внутренних рынков государств-членов [5].

Как часть этого поручения предлагается изучить возможность применения совместных мер в отношении вывоза за пре-

делы таможенной территории Союза определенных сельскохозяйственных товаров, таких как пшеница и меслин, ячмень, кукуруза, масло подсолнечника и сахар. При этом необходимо учитывать балансы производства и потребления указанных товаров, основываясь на предоставленных государствами-членами данных.

Это направление работы предполагает создание механизмов, которые позволят регулировать экспорт данных сельскохозяйственных товаров, с учетом интересов всех государств-членов Евразийского экономического союза и обеспечивать стабильность внутренних рынков. Работа по этому поручению требует комплексного анализа данных и выработки эффективных решений для обеспечения устойчивости в торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках Союза [6].

Еще одним нововведением в области нетарифного регулирования ЕЭАС стало введение Постановления Правительства РФ от 23.11.2023 N 1961 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений». Настоящее Постановление предусматривает введение временного количественного ограничения на вывоз определенных видов удобрений с таможенной территории России с 1 декабря 2023 года по 31 мая 2024 года. Эти нетарифные квоты также будут распространяться на удобрения, вывозимые из таможенной территории Евразийского экономического союза [7].

Постановлением определены условия, на которые данные ограничения не будут распространяться, и установлен порядок

распределения нетарифных квот между успешного развития института соблюде-участниками внешнеторговой деятельно- ния запретов и ограничений необходимо сти. Для использования этих квот требует- прежде всего провести модернизацию и ся получение лицензий, которые будут стандартизацию таможенных процедур. выдаваться Министерством промышлен- Это позволит не только улучшить кон-ности и торговли России. Срок действия троль за перемещаемыми товарами, но и лицензий начинается с момента их выдачи, упростить процесс их таможенного но не ранее 1 декабря 2023 года. оформления.

Такие меры регулирования могут быть Кроме того, развитие информационных

применены для обеспечения стабильности технологий имеет решающее значение для на международных рынках удобрений и эффективного управления таможенными защиты интересов отечественных произ- процессами. Внедрение современных тех-водителей. Важно соблюдать установлен- нологий позволит автоматизировать про-ные правила и процедуры при осуществ- цессы контроля и обработки информации, лении внешнеторговых операций с данны- что повысит точность и скорость проверки ми товарами [8]. соблюдения запретов и ограничений. Так-

Модернизация и совершенствование же цифровизация поможет сократить вре-механизма проверки соблюдения запретов менные издержки участников внешнеэко-и ограничений на перемещаемые товары номической деятельности, упростит проявляется ключевым шагом в обеспечении цедуры таможенного декларирования и соблюдения таможенного законодатель- способствует повышению прозрачности и ства и эффективного выполнения основ- надежности всего таможенного процесса. ных функций таможенных органов. Для

Библиографический список

1. Иванова А.В. Меры нетарифного регулирования и нетарифные барьеры в Евразийском экономическом союзе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №121 (70). - С. 253-256.

2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 09.12.2022) // СПС «Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/?ysclid=ludv9reuwp314508539 (дата обращения: 27.03.2024).

3. «Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК» // Официальный сайт ЕЭК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/70b/Mery-EEK-28.04.2023.pdf?ysclid=ludu395m58649793779 (дата обращения: 27.03.2024).

4. Юсифов, Э. Проблемы и перспективы применения антидемпинговых мер как инструмента защиты внутреннего рынка / Э. Юсифов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 3-2(97). - С. 155-158. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-3-2-155-158. - EDN TUZHNX.

5. Шерешов А.В., Юсифов Э.Э., Анализ применения мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №11-2 (93). - С. 222-225.

6. Постановление Правительства РФ от 23.11.2023 N 1961 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462646/ (дата обращения: 28.03.2024).

7. «С 1 декабря 2023 г. по 31 мая 2024 г. включительно устанавливаются нетарифные квоты на вывоз отдельных видов удобрений». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82600.html?ysclid=ludumyddgh774252600 (дата обращения: 28.03.2024).

8. Филонов А.Д., Клочков П.С. Оценка соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика - 2022. - №12-1 (94). - С. 159-162.

9. Иванов А.А., Глазков М.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №11-1 (93). -С. 152-154.

INTRODUCTION AND APPLICATION OF NON-TARIFF REGULATION MEASURES

IN THE EAEU

R. Nesterenko, Student A. Novikov, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Non-tariff regulation is one of the directions of customs policy in relation to goods originating and imported from third countries, this type of regulation consists in the application of measures unrelated to the fiscal function of customs authorities. The article discusses the theoretical foundations of the application of non-tariff regulation of nuclear power plants, as well as the main innovations related to the protection of the national market and domestic consumers in the coming years.

Keywords: non-tariff regulation, quotas, international practice, EAEU, special duties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.