Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР ЗАЩИТЫ В ЕАЭС И ЕС'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР ЗАЩИТЫ В ЕАЭС И ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА / ДЕМПИНГ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / ВТО / ЕАЭС / ЕС / DOMESTIC MARKET PROTECTION MEASURES / DUMPING / ANTI-DUMPING MEASURES / WTO / EAEU / EU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старжинская Т.Л.

В условиях либерализации мировой экономики остается актуальным вопрос дополнительной защиты интересов национальных производителей. Антидемпинговые меры - один из распространенных в мировой практике инструментов торговой политики. Основной целью данного комплекса мер торговой защиты является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров. Целью исследования является выявление особенностей применения антидемпинговых мер в ЕАЭС и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-DUMPING PROTECTION MEASURES IN EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) AND EUROPEAN UNION (EU)

Importance considering the global economic liberalization, it is still relevant to additionally protect and secure interests of national producers and manufacturers. Anti-dumping policies and remedies are one of the common tools in trade policy. The main aim of this complex of measures is to counteract the unfair competition from imported goods. The research aims at identifying the specificity of anti-dumping investigations in EAEU and EU.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР ЗАЩИТЫ В ЕАЭС И ЕС»

УДК 339.5

Старжинская Т.Л. студент 5 курса факультет «Таможенное дело» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации научный руководитель: Соловьев Е.Н., к.э.н.

доцент Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР

ЗАЩИТЫ В ЕАЭС И ЕС

Аннотация: В условиях либерализации мировой экономики остается актуальным вопрос дополнительной защиты интересов национальных производителей. Антидемпинговые меры - один из распространенных в мировой практике инструментов торговой политики. Основной целью данного комплекса мер торговой защиты является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров. Целью исследования является выявление особенностей применения антидемпинговых мер в ЕАЭС и ЕС.

Ключевые слова: меры защиты внутреннего рынка, демпинг, антидемпинговые меры, ВТО, ЕАЭС, ЕС.

Starzhinskaya T.L. Five-year Student, Customs faculty Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (RANEPA) Moscow, Russia Scientific advisor: Solovyev Y.N. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ANTI-DUMPING PROTECTION MEASURES IN

EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) AND EUROPEAN UNION

(EU)

Annotation: Importance considering the global economic liberalization, it is still relevant to additionally protect and secure interests of national producers and manufacturers. Anti-dumping policies and remedies are one of the common tools in trade policy. The main aim of this complex of measures is to counteract the unfair competition from imported goods. The research aims at identifying the specificity of anti-dumping investigations in EAEU and EU.

Key words: domestic market protection measures, dumping, antidumping measures, WTO, EAEU, EU.

В современных условиях развития международной торговой системы государства и межгосударственные интеграции сталкиваются с проблемой защиты национальных производителей и поддержания их

конкурентоспособности на отечественном рынке. С одной стороны, либерализация торговли стимулирует развитие внешнеторговых связей, однако с другой, может приносить ущерб как отдельных производителям, так и целым отраслям национальной экономики, что приводит к необходимости защиты национального рынка.

Защита национального рынка является одним из важнейших принципов международной торговли, в том числе принятых в политике Евразийского экономического союза, созданного в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и начавшего свою работу 1 января 2015 года.

В таких условиях больше внимания стало уделяться компенсационным, антидемпинговым и защитным мерам, которые являются эффективной механизмом поддержки и защиты отечественных производителей.

В частности, антидемпинговые меры занимают особое место среди инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку они получили наибольшее распространение в международной практике.

Антидемпинговые меры активно используются множеством стран и межгосударственных интеграций в интересах защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров, поступающих по демпинговым ценам. Государства вправе на избирательной основе ограничивать импорт отдельных товаров, когда данный импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб национальной экономике. То есть, ущерб является важнейшим критерием по введению антидемпинговых мер.

Универсальными международными договорами в части регулирования применения антидемпинговых мер являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. и Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994 года, более известное как Антидемпинговый кодекс (англ. - Antidumping Code). Вместе они образуют антидемпинговые правила ВТО, принятые за основу в большинстве стран.

Необходимость исследования применения защитных мер в ЕС обусловлена тем, что эффективное применение антидемпинговых мер играет важную роль для защиты национальных экономик стран-участниц и поддержания конкурентоспособности производителей ЕАЭС.

Демпинг представляет собой продажу товаров и услуг по искусственно заниженным ценам, т.е. по ценам ниже нормальной стоимости.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг может проводиться с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов.

Зачастую целью демпинговой политики иностранных поставщиков является захват как можно большей доли рынка иностранного государства и

закрепления на нем (иногда в качестве монополиста). В некоторых случаях иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие западные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

Важно отметить, что сам по себе «демпинг» не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может причинять ущерб (угрозу ущерба) национальной отрасли экономики, способствовать вытеснению с рынка национальных производителей или материально сдерживать создание отечественной промышленности, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Правила применения мер торговой защиты в ЕАЭС основываются на нормах ВТО и зафиксированы в Договоре о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение №8 к Договору26 о ЕАЭС).

Согласно ст. 49 Договора, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

Введению антидемпинговой меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в целях установления наличия демпингового импорта и нанесенного им ущерба (угрозы ущерба).

Заявление о начале антидемпингового расследования может подаваться производителем товара в ЕАЭС либо группой производителей или объединением производителей, если в число такого объединения входят производители существенной доли, но не менее 25 % от общего объема производства рассматриваемого товара в Союзе.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии "О некоторых вопросах применения специальных защитных,

26 Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 11.04.2017). Подписан в г. Астане 29.05.2014 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.03.2019).

антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза" от 07 марта 2012 г. № 1, полномочия органа, ответственного за проведение расследований, возложены на Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (далее - Департамент).

Департамент по результатам расследования представляет в Комиссию ЕЭК доклад, содержащий предложения о целесообразности применения или продления срока действия антидемпинговой меры либо пересмотра или отмены антидемпинговой меры, с приложением проекта соответствующего решения Комиссии. На основании доклада Комиссия принимает решение.

Антидемпинговое расследование может закончиться введением антидемпинговой пошлины (либо введением предварительной антидемпинговой пошлины еще в ходе расследования), а также принятием экспортером товара, являющегося объектом расследования, ценовых обязательств.

В настоящее время, из трех видов мер защиты внутреннего рынка -специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных - в ЕАЭС установлены только антидемпинговые пошлины. По состоянию на начало 2019 года в ЕАЭС установлены 16 антидемпинговых мер, а также проводится 4 антидемпинговых расследования и 1 повторное антидемпинговое расследование.

ЕС - крупнейший торговый партнер ЕАЭС, который, в свою очередь, является четвертым по объему торговли партнером Евросоюза. Основным покупателем экспортируемых государствами - членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз (52,1% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (10,7%), Германию (7,5%), Италию (5,8%), Польшу (3,9%).

ЕС активно использует антидемпинговые меры в своей практике, в том числе в отношении товаров, импортируемых из стран -членов ЕАЭС и из России, в частности.

ЕС входит в первую тройку государств и таможенных союзов, которые лидируют по количеству используемых антидемпинговых расследований. Антидемпинговые меры введены и распространяются на данный момент приблизительно на 0,5% общего объема товаров, ввозимых на таможенную территорию Европейского Союза.

Нормативное регулирование применения антидемпинговых мер в ЕС характеризуется двумя положениями. Во-первых, оно выведено из компетенции государств-членов и передано в ведение европейской администрации, а во-вторых, оно, в силу членства ЕС в ВТО, должно выстраиваться в строгом соответствии с нормами Соглашения по применению статьи VI ГАТТ.

Основным источником, регулирующим осуществление антидемпингового регулирования в ЕС, является Постановление ЕС № 384/96 от 22 декабря 1995г. «О защите против демпингового импорта из

стран, не являющихся членами ЕС». Статья 133 Договора о Европейском Союзе устанавливает, что меры по защите внутреннего рынка осуществляются в рамках общей торговой политики ЕС.

Практика применения антидемпинговых мер едина по отношению ко всем странам-импортерам. Однако, в ряде случаев, ЕС может принимать специальные положения в отношении стран с нерыночной или переходной экономикой. Кроме того, наличие Постановления Совета ЕС о защите против демпингового импорта не исключает возможности заключения специальных соглашений между ЕС и третьими странами.

Антидемпинговые меры в ЕС, как и в ЕАЭС, могут быть применены только в случае доказанности двух фактов - наличия демпинга и применения ущерба национальной промышленности в результате такого демпинга.

Уполномоченный орган государства-члена ЕС при наблюдении неблагоприятных тенденций по развитию импорта может поставить перед Комиссией ЕС вопрос о применении антидемпинговой меры, после чего начинаются консультации, в ходе которых выявляются основные тенденции импорта конкретного товара из определенной страны и его динамика на этапе, непосредственно предшествовавшем запросу или решению о начале процедур. Если в результате таких консультаций обнаруживаются реальные основания для продолжения процедур, начинается проведение расследования - этапа, предшествующего введению ЕС практически любой меры нетарифного регулирования. Решение о начале расследования принимается Комиссией в течение месяца. Инициатором проведения консультаций может быть также сама Комиссия ЕС.

На этапе расследования анализируются такие показатели как: объем импорта, импортные цены и их резкие колебания, влияние на национальных производителей основных экономических показателей — объем производства, занятость и т.д. Если в ходе расследования выясняется, что импорт товара наносит или может нанести серьезный ущерб национальным производителям, Еврокомиссия готовит специальный отчет и принимает решение о введении антидемпинговых мер. Принятое решение передается в Совет ЕС, а также во все страны-члены ЕС и в обязательном порядке публикуется в Официальном журнале ЕС. По запросу любой страны-члена ЕС Совет квалифицированным большинством голосов может подтвердить, изменить или аннулировать данное решение.

Европейский Союз вводит преимущественно антидемпинговые меры, продолжая применять специальные защитные меры, введение ранее. Так, в настоящее время ЕС применяет 9 антидемпинговых мер (2 расследования, 1 пересмотр) и 1 специальную защитную меру против России.

Таким образом, можно увидеть, что среди нетарифных мер экономического характера в ЕС, как и в ЕАЭС, чаще всего применяются антидемпинговые инструменты.

Использованные источники: 1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ВТО,

Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994

г.).

2. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.).

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 11.04.2017). Подписан в г. Астане 29.05.2014 // Справочно -правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.03.2019).

4. "Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Подписан в г. Москве 11.04.2017).

5. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

6. Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим страна (Приложение № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ред. от 11.04.2017). Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.03.2019).

7. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.).

8. Постановление ЕС № 384/96 от 22 декабря 1995г. «О защите против демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС».

9. Коваль А. Г., Сутырин С. Ф., Трофименко О. Ю. Защита национальных производителей в рамках ВТО. 2014. // Вестник Санкт-Петербургского университета, сер.5, вып.

10. Михайлова А. Н., Симонова Ю. В. Практика и перспективы применения мер защиты внутреннего рынка // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/archive/114/29410/ (дата обращения: 27.03.2019).

11.Шепенко Р. А. Международно-правовое регулирование антидемпинга // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-antidempinga (дата обращения: 27.03.2019).

12. Обзор существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки// Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ (дата обращения: 27.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.