университет итмо
Экономика
УДК 339.544
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН В ЕАЭС
А.В. Агапова1, А.Р. Хакимова2
Российская таможенная академия, к.э.н., доцент 2Российская таможенная академия, студент Адрес для переписки: [email protected]
Информация о статье:
Поступила в редакцию 12.09.2019, принята к печати 30.09.2019. Язык статьи - русский.
Ссылка для цитирования: Агапова А.В., Хакимова А.Р. Анализ практики применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 3. С. 4-10.
Аннотация: Анализ, проведенный в исследовании, позволяет сделать вывод об увеличении прецедентов применения антидемпинговых пошлин в металлургической и машиностроительных отраслях. Данный факт позволяет сделать вывод, что именно ранее упомянутые отрасли нуждаются в поддержке и защите со стороны государств-членов ЕАЭС. Необходимость анализа практики обусловлена изучением влияния применения антидемпинговых пошлин на рынки аналогичных товаров в Союзе. В настоящее время в ЕАЭС действует 18 антидемпинговых мер, а также проводится 6 антидемпинговых расследований. Авторами было исследовано, что компенсационные и специальные защитные меры не применяются в отношении товаров из третьих стран. В статье проанализированы активные антидемпинговые расследования, действующие антидемпинговые меры Союза, причины их применения и последующее влияние на объемы ввоза товаров из демпингующих стран. Действующие антидемпинговые меры были рассмотрены в разрезе их отраслевой принадлежности применения антидемпинговых пошлин и демпингующих стран-экспортеров. Представлен вывод о том, что применение антидемпинговых мер в Союзе вызвано увеличением импорта товаров из демпингующих стран при подтвержденном ущербе в ходе антидемпинговых расследований для производителей аналогичных товаров Союза. Однако согласно результатам исследования видно, что объемы импорта товаров, в отношении которых установлены антидемпинговые меры, выросли. Это свидетельствует о недостаточных объемах собственного производства товаров, высокого уровня переработки (в частности в металлургии). Авторами для решения данной проблемы предлагается усиление взаимодействия предприятий Союза для увеличения производства аналогичных товаров, импорт которых из демпингующих стран в последующем можно заменить отечественными.
Ключевые слова: особые пошлины, антидемпинговые меры, антидемпинговые пошлины, меры защиты внутреннего рынка, демпинговый импорт, металлургическая отрасль ЕАЭС, ценовые обязательства, демпинговая маржа.
ANALYSIS OF THE PRACTICE OF ANTIDUMPING DUTIES IN THE EAEU
A. Agapova1, A. Khakimova2
Russian Customs Academy, PhD, Associate Professor 2 Russian Customs Academy, student Corresponding author: [email protected]
Article info:
Received 12.09.2019, accepted 30.09.2019 Article in Russian
For citation: A. Agapova, A. Khakimova. Analysis of the practice of antidumping duties in the EAEU. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2019. No.3. pp. 4-10.
Abstract: The relevance of the analysis of the practice of applying anti-dumping duties in the EAEU is due to the need to establish the effect of the application of anti-dumping duties on the markets of similar goods in the Union. The work found that at present the EAEU has 18 anti-dumping measures, as well as 6 anti-dumping investigations. The conclusion is drawn on the increase in the precedents for the application of antidumping duties in the metallurgical and
А.В. Агапова, А.Р. Хакимова
engineering industries. On the basis of which it was concluded that it is these industries that need support and protection from the EAEU member states. It has been established that countervailing and special protective measures are not applied to goods from third countries. The article analyzes active anti-dumping investigations, the existing antidumping measures of the Union, the reasons for their use and the subsequent impact on the volume of imports of goods from dumping countries. The analysis of the application of existing anti-dumping duties in the context of their industry sector, as well as dumping exporting countries. It is concluded that the application of anti-dumping measures in the Union is caused by an increase in imports of goods from dumping countries while the damage to producers of similar goods of the Union was confirmed during anti-dumping investigations. The branches of the real sector of the economy were identified with the import of goods subject to anti-dumping duties. The goods to which anti-dumping duties are applied are identified, and it is analyzed how the introduction of such a duty affected the volume of import. It is concluded that half of the anti-dumping duties are applied to goods of the metallurgical industry. It has been established that the volume of imports of goods with respect to which anti-dumping measures have been established have increased with their expected fall. This indicates insufficient volumes of domestic production of goods with a high degree of processing (in particular in metallurgy). To solve this problem, the authors propose strengthening the interaction of the Union enterprises to increase the production of similar goods, the import of which from dumping countries can subsequently be replaced by domestic ones.
Keywords: special duties, antidumping measures, anti-dumping duties, measures to protect the domestic market, dumping import, metallurgical and engineering industries in EAEU, dumping margin.
Введение. В целях противодействия недобросовестной конкуренции со стороны компаний экспортирующего государства в соответствии с Договором о создании ЕАЭС применяются меры защиты внутреннего рынка. Данные меры представлены в виде антидемпинговых, специальных и
компенсационных пошлин. Важно отметить, что применение особых пошлин идет параллельно с применением ввозных таможенных пошлин, поскольку цели применения между этими пошлинами различны. Главная цель применения особых пошлин - защита национальных отраслей экономики. В свою очередь, ввозные таможенные пошлины представляют собой разницу между мировыми ценами и внутренними ценами на аналогичные товары [6].
Постановка задачи. Представляется необходимым провести анализ практики применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС по следующим причинам. Во-первых, в настоящее время только этот вид особых пошлин используется в качестве меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС. Во-вторых, необходимо установить, как влияют введенные антидемпинговые пошлины на объем ввоза таких товаров, к каким последствиям для отечественных
производителей введение таких пошлин может привести.
Методика исследования. Изучив практику применения антидемпинговых пошлин, мы можем заметить, что среди отраслей реального сектора в наибольшей защите нуждалась отрасль металлургии.
Проведем анализ всех действующих антидемпинговых мер в целях определения отраслей реального сектора экономики, в которых их применение наиболее активно (рис.1).
Согласно данным из рисунка 1 половина антидемпинговых пошлин применяется в отношении товаров металлургической промышленности. Также 6 антидемпинговых мер введено в отрасли машиностроения. Оставшиеся
антидемпинговые пошлины
распространяются на товары химической и пищевой промышленностей.
Как следует из результатов анализа действующих антидемпинговых пошлин, в настоящее время на территории ЕАЭС применяются 9 антидемпинговых мер в отношении основных металлов и изделий из них (табл.1). Более половины из них (5 мер) действует на продукцию металлургической отрасли, страной происхождения которой является Украина, также демпинг был выявлен со стороны КНР, и, после установления наличия обхода
антидемпинговой меры, была введена антидемпинговая пошлина на аналогичные
Применение антидемпинговых пошлин в
Металлургическая промышленность
Химическая промышленность
Машиностроение
0 2 4 6 8 10
Рисунок 1. Применение антидемпинговых пошлин в ЕАЭС по секторам экономики
Таблица 1
Действующие антидемпинговые меры в металлургической отрасли ЕАЭС
Составлено авторами на основе [1]
ЕАЭС по отрасляем экономики
I количество действующих мер
Товар Страна-экспортер Ставка пошлины,% Дата окончания действия
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали КНР Малайзия 15 10.12.2023
Кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали КНР 15,41- 27,16 18.06.20
Стальные бесшовные трубы, применяемые для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин КНР 12,23 - 31,00 22.09.20
Нержавеющие трубы Украина 4,32 - 18,96 25.02.21
Прутки Украина 9,32 - 10,11 29.04.21
Некоторые виды стальных труб Украина - 01.06.21
Ферросиликомарганец Украина 26,35 27.10.21
Стальные уголки Украина 37,89 02.07.22
Металлопрокат с полимерным покрытием КНР 6,98 - 20,20 22.01.23
товары из Малайзии. При анализе действующих антидемпинговых мер было выявлено, что объектами демпинга чаще всего становились товары товарных групп 72, 73 и 82 ТН ВЭД ЕАЭС.
Важным фактом является то, что все проведенные антидемпинговые
расследования были инициированы Россией, так как ее доля в металлургической отрасли ЕАЭС составляет более 90% [5]. По данным
международного агентства Worldsteel [5] в 2018 году доля России в мировом объеме производства стали составила 4% (72 млн. тонн стали), в то время как в Китае было произведено 1800 млн. тонн стали. Важно отметить, что в период с 2015 - 2019 гг. в отношении российских производителей были введены антидемпинговые и специальные защитные меры в следующих странах: Украина, Турция, Европейский Союз, Индия, Канада. Однако товары, на которые распространяются ранее
Как следует из таблицы 2, объем импорта товаров товарных групп 72, 73, 82 ТН ВЭД ЕАЭС с 2015 по 2018г. увеличился как на территорию ЕАЭС, так и на территорию России, которая защищала свои интересы в данной отрасли. Данный факт стоит связать с нехваткой производственных мощностей и постоянным ростом потребления. В 2017 году Россия импортировала изделия из черных металлов на сумму 4663,3 млн. долл. США, что
А.В. Агапова, А.Р. Хакимова упомянутые меры, не подвергаются высокой степени переработки (арматура, сортовой прокат), в то время как в ЕАЭС антидемпинговые пошлины
распространяются на готовые изделия из металлов (например, кухонные и столовые приборы).
Для последующего анализа применения антидемпинговой пошлины необходимо рассмотреть динамику импорта товарных групп, товары которых защищены от демпингового импорта (табл. 2).
Таблица 2
составило 74,4% от общего импорта государств-членов аналогичных товаров. Ввоз черных металлов и прочих изделий из недрагоценных материалов на территорию РФ составил 87,8% и 87,5% соответственно.
В таблице 3 сопоставлены объемы общего импорта отдельных подгрупп 72 и 73 групп ТН ВЭД ЕАЭС и объемы импорта аналогичных подгрупп из демпингующих стран в целях рассмотрения динамики доли импорта из демпингующих стран.
Динамика импорта черных металлов и изделий из черных металлов,
млн. долл. США
Составлено авторами на основе [2,3,4]
ЕАЭС Россия
Группа ТН ВЭД ЕАЭС 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017
Черные металлы (72) 3213,0 2853,5 4074,6 4527,6 2716,0 2393,4 3577,8
Изделия из черных металлов (73) 6154,6 5579,5 6263,2 7088,8 3717,6 3693,9 4663,3
Прочие изделия из недрагоценных металлов (82) 1500,5 1438,8 1721,1 1867,3 1314,9 1261,5 1507,9
Таблица 3
Динамика импорта отдельных подгрупп 72 и 73 групп ТН ВЭД ЕАЭС,
млн. долл. США
Составлено авторами на основе [2,3,4]
7202 721 10 7216 73 >04
год всего Украина всего КНР всего Украина всего Китай
2015 419,3 144,7 899,2 352,1 332,9 241 ,5 692,0 172,8
2016 276,9 71,6 822,1 363,1 288,4 194,1 647,1 166,1
2017 363,0 35,3 959,4 445,7 413,5 274,6 772,9 245,1
2018 401,9 847,2 339,2 350,8 945,2 280,4
Как следует из таблицы 3, несмотря на барьеры во внешней торговле, созданные введением антидемпинговых мер со стороны стран-членов ЕАЭС в отношении конкретных товарных субпозиций, наблюдается повышение импорта из демпингующих стран. Единственным прецедентом уменьшения импорта демпингующей стороной стала Украина, экспортирующая в ЕАЭС
ферросиликомарганец. Общий импорт из Украины товаров 7202 товарной позиции ТН ВЭДЕАЭС за 2 года уменьшился в 4 раза после введения антидемпинговой пошлины в размере 26,35%.
При анализе импорта товарной позиции 7210 также выявлена тенденция к повышению импорта товаров из КНР. На металлопрокат с полимерным покрытием значение ставки в зависимости от компании-производителя применяется в промежутке от 6,98% до 22,6% от таможенной стоимости. За 3 года ввоз из Китая уменьшился до 339,2 млн. долл. США при резком повышении объемов импорта в 2017 году 445, 7 млн. долл. США. Важно заметить, что антидемпинговая пошлина установлена в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящим из Тайваня, Гонконга и Макао. В 2017 году доля ввоза продукции из Китая составила более 40% от общего импорта ЕАЭС.
Для стальных уголков из Украины (товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС 7216) размер ставки антидемпинговой пошлины установлен в размере 37,89% от таможенной стоимости. Данная мера в соответствие с Решением ЕЭК действительна до 02.07.2022 года. Важно отметить, что во время
установления данной меры доля импорта товарной позиции 7216 из Украины составила 66% от общего импорта ЕАЭС.
В отношении
холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, ввозимых из КНР, (код ТН ВЭД 7304) применяется ставка антидемпинговой пошлины 19,15% от таможенной стоимости. Впервые
антидемпинговая пошлина была принята в 2013 году, однако в 2018 году решено продлить действие антидемпинговой меры до 2023 года. Важно отметить, что с 2017 года после установления факта обхода антидемпинговой меры Китаем данная мера также распространилась на Малайзию. Несмотря на предпринятые меры, объемы импорта из Китая за 3 года выросли на 65% и составили в 2018 году 280,4 млн. долл. США.
На втором месте по количеству действующих антидемпинговых мер в ЕАЭС является отрасль машиностроения (таблица 4). Странами-экспортерами антидемпинговых товаров являются Китай, Украина и Индия.
В таблице 5 сопоставлены объемы общего импорта отдельных подгрупп 72 и 73 групп ТН ВЭД ЕАЭС и объемы импорта аналогичных подгрупп из демпингующих стран в целях рассмотрения динамики доли импорта из демпингующих стран.
В период с 2015 - 2018 гг. объемы импортируемых товаров указанных в таблице товарных групп увеличились. При этом важно отметить, что параллельно с ними выросли объемы ввоза из демпингующих стран. Введенная в конце 2015 года антидемпинговая
А.В. Агапова, А.Р. Хакимова
Таблица 4
Действующие антидемпинговые меры в отрасли машиностроения
ЕАЭС
Составлено авторами на основе [1]
Наименование Ставка пошлины, Страна-экспортер Дата окончания
товара % действия
Прокатные валки Украина 25.02.2020
Гусеничные бульдозеры 9,65 - 44,65 КНР 11.12.2020
Стальные 34,22 Украина 21.01.2021
цельнокатанные
колеса
Подшибники 31,3 - 41,5 КНР 20.08.2023
качения
Графитированные 26 Индия 24.09.2023
электроды
Литые колесные 33,69 КНР 27.04.2024
диски
Таблица 5
Динамика импорта отдельных подгрупп 84 и 87 групп ТН ВЭД ЕАЭС,
млн. долл. США
Составлено авторами на основе [2,3,4]
8429 8482 8708
всего КНР всего КНР всего КНР
2015 794910,6 209089,9 322628,8 24591,0 5600832,3 827633,1
2016 848938,8 181076,9 344827,0 26028,9 5850833,5 947382,9
2017 1763795,9 478607,2 478774,4 36880,8 8120204,6 1244972,6
2018 2152796,0 617550,9 505445,0 40665,9 9218691,6 1322737,8
пошлина в отношении гусеничных бульдозеров не уменьшила их объемы ввоза из Китая, напротив, они увеличились в 3 раза. В 2019 году была введена антидемпинговая пошлина в отношении литых колесных дисков из Китая. Согласно материалам расследования Департамента мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС темпы роста ввоза из Китая на территорию ЕАЭС (18,9%) превышали темпы роста импорта товара из третьих стран (5,8%). Поэтому в данном случае приведенная статистика обосновывает введение
антидемпинговой пошлины в отношении гусеничных бульдозеров.
Выводы, направления дальнейших исследований.
Таким образом, применение антидемпинговой пошлины в ЕАЭС обусловлено активным ростом ввоза товаров из демпингующих стран при одновременном установленном и доказанном ущербе для отечественных производителей. Однако результаты исследования показывают, что объемы ввоза товаров, в отношении которых установлены антидемпинговые меры,
возрастают. Так, объемы импорта товарных групп 7304, 8429, 8708 ТН ВД ЕАЭС из демпингующих стран увеличились. Данный факт объясняется малыми объемами собственного производства товаров, высокого уровня переработки (в частности в металлургии). Для решения данной проблемы необходимо активная кооперация участников отраслей ЕАЭС с привлечением научных исследований в целях развития производства товаров высокой переработки, аналогов которых нет на мировом рынке.
Список литературы:
1. Официальный сайт ЕЭК. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/
2. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2015 год: стат. сборник. Евразийская экономическая комиссия. - М.: Изд-во «Сам Полиграфист». -2015. - 390 с.
3. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2016 год: стат. сборник. Евразийская экономическая комиссия. - М.: Изд-во «Сам Полиграфист». -
2017. - 394 с.
4. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2017 год: стат. сборник. Евразийская экономическая комиссия. - М.: Изд-во «Сам Полиграфист» -
2018. - 388 с.
5. Официальный сайт всемирной ассоциации стали. Режим доступа: https://www.worldsteel.org/
6. Макарова Е.А. «О необходимости контроля трансфертного ценообразования в таможенных целях в РФ в рамках ЕАЭС»//Экономика. Право. Инновации. 2018. №5. С. 17-21
Направлением дальнейших
исследований является влияние
антидемпинговых мер на металлургическую промышленность и машиностроение в разрезе государств-членов ЕАЭС в целях выявления проблем в каждом государстве-члене Союза, а также создания эффективной модели кооперации ресурсов стран ЕАЭС для создания товаров высокой степени переработки данных отраслей.
References:
1. The official website of the Eurasian Economic Commission. Available at: http://www.eurasiancommission.org/
2. Foreign trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union. 2015. //
Statistical Bulletin; Eurasian Economic Commission. Moscow: Publishing House LLC Sam Polygraphist,
2016. pp.390. (in Rus)
3. Foreign trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union. 2016. //
Statistical Bulletin; Eurasian Economic Commission. Moscow: Publishing House LLC Sam Polygraphist.
2017. pp. 394. (in Rus)
4. Foreign trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union. 2015. //
Statistical Bulletin; Eurasian Economic Commission. - Moscow: Publishing House LLC Sam Polygraphist, 2018. pp.388. (in Rus)
5. The official website of the World Steel Association. Available at: https://www.worldsteel.org/
6. Makarova E.A. «On the necessity of the control transfer pricing in customs purposes the Russian Federation within the EAEU» // Economika. Pravo. Innovatsii. 2018. No.5, pp.17-21.