Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ЕДИНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич, Сердюков Владимир Иванович, Сердюкова Наталья Александровна

В статье проанализировано текущее состояние планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснована актуальность его совершенствования. Поиск возможных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проведен применительно к государственным и муниципальным образовательным организациям и ограничен рамками действующего в Российской Федерации законодательства. Реализация предложенных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций может обеспечить существенное повышение качества безопасности их деятельности. Обоснованы также предложения, направленные на реализацию прав образовательных организаций на получение дополнительного финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций из муниципальных и региональных бюджетов. В основе статьи лежат результаты, полученные в рамках выполнения научно-исследовательской работы: «Управление региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях, разработка проектов нормативных актов и методического обеспечения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Андрей Николаевич, Сердюков Владимир Иванович, Сердюкова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING PLANNING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIONS FOR PREVENTION OF CRITICAL SITUATIONS

Then the improvement of planning can be understood as a change in the way of achieving the goal, based on a more careful consideration of the conditions for its implementation and the resources available at the same time. The article analyzes the current state of planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations, substantiates the relevance of its improvement. The search for possible directions for improving the planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations was carried out in relation to state and municipal educational organizations and is limited by the framework of legislation in force in the Russian Federation.The implementation of the directions justified in the article for improving the planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations can provide a significant improvement in the quality of working out planned documents. The proposals aimed at realizing the rights of educational organizations to receive additional funding for emergency prevention measures from municipal and regional budgets are also substantiated.The article is based on the interim results obtained this year as part of the research work: «Management of regional education systems in emergency and crisis situations, development of draft regulations and methodological support».

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

Человек и образование. 2022. №1. С. 136-147.

Научная статья УДК 371.1.07

doi: 10.54884^181570410019995-9

Образовательные системы и технологии

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Андрей Николаевич Кузнецов1 Владимир Иванович Сердюков2, Наталья Александровна Сердюкова3

1 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия

2 Институт управления образованием Российской академии образования; Московский государствен ный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, Россия

3 Российский государственный университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; Российская таможенная академия, город Люберцы, Московская область, Россия

1 и kuznetsov@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0003-1573-5491

2 wis24@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8746-0055 3nsns25@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7398-6251

Аннотация. В статье проанализировано текущее состояние планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснована актуальность его совершенствования. Поиск возможных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проведен применительно к государственным и муниципальным образовательным организациям и ограничен рамками действующего в Российской Федерации законодательства. Реализация предложенных направлений совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций может обеспечить существенное повышение качества безопасности их деятельности. Обоснованы также предложения, направленные на реализацию прав образовательных организаций на получение дополнительного финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций из муниципальных и региональных бюджетов. В основе статьи лежат результаты, полученные в рамках выполнения научно-исследовательской работы: «Управление региональными системами образования в чрезвычайных и кризисных ситуациях, разработка проектов нормативных актов и методического обеспечения».

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; государственные и муниципальные образовательные организации; орган управления образованием; единый план действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Финансирование: Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (по заказу Министерства просвещения Российской Федерации).

Для цитирования: Кузнецов А.Н., Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Направления совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций/Человек и образование. 2022. №1. с.136-147. http:dx.doi.org/ 10.54884^181570410019995-9

Educational Systems and T echnologies

Original article

DIRECTIONS FOR IMPROVING PLANNING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIONS FOR PREVENTION OF CRITICAL

SITUATIONS

Andrei N. KuznetsovVladimir I. Serdyukov2, Natalia A. Serdyukova3

institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

institute of Education Management of the Russian Academy of Education; Bauman Moscow State Technical

University, Moscow, Russia

3 Plekhanov Russian State University, Moscow, Russia;Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow Region, Russia

1 H kuznetsov@iuorao.ru, https://orcid.org/0000-0003-1573-5491

2 wis24@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8746-0055 3nsns25@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7398-6251

Abstract. The article analyzes the current state of planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations, substantiates the relevance of its improvement. The search for possible directions for improving the planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations was carried out in relation to state and municipal educational organizations and is limited by the framework of legislation in force in the Russian Federation. The implementation of the directions justified in the article for improving the planning of actions of educational organizations for the prevention and liquidation of emergency situations can provide a significant improvement in the quality of working out planned documents. The proposals aimed at realizing the rights of educational organizations to receive additional funding for emergency prevention measures from municipal and regional budgets are also substantiated. The article is based on the interim results obtained this year as part of the research work: «Management of regional education systems in emergency and crisis situations, development of draft regulations and methodological support».

Keywords: emergency situation; state and municipal educational organizations; education management body; unified action plan for emergency situation.

Financial Support: The article has been prepared as part of federal state task of Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (contract with the Ministry of Education of the Russian Federation).

For citation: Kuznetsov А. N., Serdyukov V. I., Serdyukova N. A. Directions for improving planning of educational organizations actions for prevention of critical situations// Man and education. 2022;(1):pp. 136-147. (In Russ). http:dx.doi.org/ 10.54884/S181570410019995-9

Введение. Каждая образовательная организация законодательно обязана «создать безопасные условия обучения», в том числе в условиях возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС)

[1]. Федеральным законом [2, 3] определено, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться на основе принципов заблаговре-менности, плановости, обязательности,

экономичности. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС должны быть взаимоувязаны по цели, месту, времени их осуществления и должным образом обеспечены необходимыми для их осуществления ресурсами [2, 3]. Исходя из этого, Правительство Российской Федерации постановило [4], что вся работа по предупреждению и ликвидации ЧС в нашей стране осуществляется всеми органами власти и организациями, включая образовательные организации дошкольного, общего и профессионального образования (далее - образовательные организации), по «единому плану действий». В основу такого подхода положен территориальный принцип планирования. Единый план действий включает в себя федеральный план действий, межрегиональные планы взаимодействия субъектов Российской Федерации, планы действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на подведомственных им территориях [4].

Несмотря на огромные усилия, предпринимаемые всеми органами власти для предупреждения ЧС, их общее количество с каждым годом, пусть и медленно, но растет. Так, например, если в 2019 г. на территории России было зафиксировано 266 ЧС [5], то в 2020 г. - 331 ЧС [6]. Конечно, у каждой из этих ЧС были свои причины, но многие рассматривают их рост как следствие происходящих в мире климатических изменений, способствующих возникновению опасных природных явлений (ураганов, ливней, молний, лесных, степных и торфяных пожаров, селей, наводнений, оползней, оттаивания мерзлоты и других стихийных бедствий) и распространению инфекционных заболеваний. Так, например, в докладе Организации Объединенных Наций отмечается, что: «Изменение климата во многом является причиной почти удвоения количества стихийных бедствий за последние 20 лет» [7]. Из этого следует, что в ближайшие годы дальнейшее увеличение количества ЧС на территории нашей страны более вероятно, чем их снижение.

Указом Президента Российской Федерации определено, что основными угрозами возникновения ЧС на период до 2030 года следует считать: «стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата»; «техногенные аварии и катастрофы», в том числе «возникшие вследствие пожара или стихийного бедствия»; «особо опасные инфекционные заболевания» [8]. Кроме того, все нарастающей проблемой для управления системой образования не только в России [9], но и в иных регионах мира [10, 11, 12] являются кризисные ситуации, возникающие в связи с кибе-ругрозами, необходимость противостояния которым усугубляется в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 [13].

Количественное и качественное разнообразие образовательных организаций [14] влечет за собой разнообразие самостоятельно разрабатываемых этими организациями планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы различаются по качеству в части их сбалансированности, исходя из необходимости достижения поставленной цели - предупреждения и ликвидации ЧС, - полноте учета условий для ее достижения и имеющихся для этого ресурсов. К тому же ресурсы, которыми располагают эти образовательные организации для обеспечения своих планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, небольшие, что косвенно следует из того, что состояние большинства школьных помещений неудовлетворительное, «72 процента школьных зданий нуждаются в текущем ремонте, а 10 процентов - в капитальном» [15]. Все это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования планирования действий образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

Объект исследования. В соответствии со статьей 22 Федерального закона [1]: «Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной». Объектом данного исследования являлись государственные и муниципальные образовательные организации, которых большинство.

Текущее состояние сложившейся практики планирования действий образовательной организации по предупреждению и ликвидации ЧС. Любая ЧС в своем развитии проходит четыре стадии: зарождение (создание и накопление предпосылок для ЧС); инициирование (возникновение ЧС); кульминация (развитие ЧС, приобретающее зачастую цепной характер); затухание и ликвидации последствий (устранение источника ЧС, а также прямых и косвенных последствий ЧС) [16].

Чтобы предотвратить негативные последствия ЧС, надо предположить, какими могут быть возможные источники возникновения будущей ЧС (исходя из наличия, назначения и места расположения различных объектов, других сведений, сопоставляя их со статистическими данными о ранее произошедших ЧС в других организациях и на других территориях подобного типа), и спрогнозировать сценарии негативного развития событий. Следовательно, можно заранее тщательно продумать и изложить в виде плана те действия, которые необходимо будет предпринять для предупреждения и ликвидации этих ЧС. В самом общем виде планирование может рассматриваться как процесс принятия решений применительно к тем ситуациям, которые могут возникнуть в будущем, чтобы его можно было бы быстро адаптировать к конкретным условиям внезапно возникшей ЧС.

Планирования действий в ЧС носит целевой характер, при этом цель можно разложить по составляющим на основную и дополнительную. Основная цель образовательной организации при планировании действий по предупреждению и ликвидации ЧС состоит в том, чтобы исключить инициирование ЧС на ее территории, а в случае, если такая ЧС все же произойдет, то заранее быть готовой к ее ликвидации своими средствами с привлечением при необходимости сил и средств экстренных служб. Дополнительная цель образовательной организации состоит в обеспечении спасения жизней ее учащихся и сотрудников, в недопущении нанесения вреда их здоровью и в предотвра-

щении ущерба в условиях, когда ей будет угрожать какая-то ЧС, инициированная вне ее территории (то есть та ЧС, которая, перейдя с объектового уровня на местный уровень, распространилась на территорию образовательной организации). Однако возможности по достижению этой цели законодательно ограничены, ибо в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона [17] работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций должны выполняться силами спасателей «при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ», а не являющиеся спасателями граждане могут быть привлечены к выполнению этих работ при их согласии и на добровольной основе решением лица, назначенного руководителем ликвидации такой чрезвычайной ситуации. Кроме того, лиц, имеющих указанные документы, в стране не много, и далеко не во всех образовательных организациях они есть.

Основное различие между этими целями в том, что ликвидация объектовой ЧС, пока она не вышла за пределы территории образовательной организации, осуществляется по плану действий образовательной организации по предупреждению и ликвидации ЧС, а ликвидация местной ЧС - по плану действий муниципального образования по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. В последнем случае план действий образовательной организации по предупреждению и ликвидации каждого из возможных вариантов местной ЧС должен представлять собой составную часть плана действий муниципального образования по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. При этом разработчики плана образовательной организации могут не иметь прямого доступа к планам вышестоящих органов власти по предупреждению и ликвидации ЧС, но могут запросить содержащиеся в этих планах сведения о том, какие могут быть местные ЧС, каковы ожидаемые границы зоны распространения каждой из местных ЧС, какие угрозы будут возникать перед образовательной организацией в ка-

ждой из местных ЧС, какие действия будут возложены на образовательную организацию, и использовать эти сведения в своей работе над собственным планом действий.

Подробные рекомендации образовательным организациям по разработке указанного плана, в том числе в части обеспечения их антитеррористической защищенности, изложены в работах [18, 19]. В соответствии с этими рекомендациями:

- планирование предполагается блочным;

- план включает в себя следующие блоки: организационный, методический, ресурсный;

- каждый блок формируется с учетом и в зависимости от типов чрезвычайных ситуаций и их признаков и содержит соответствующий им алгоритм действий.

При этом выполнение плановых мероприятий рекомендовано возложить на специально созданные для этого «школьные антикризисные команды» [18].

Как вариант план действий образовательной организации по предупреждению и ликвидации ЧС может содержать следующие три раздела (укрупненных блока):

I. Действия в режиме повседневной деятельности.

II. Действия в режиме угрозы возникновения ЧС.

III. Действия в режиме ЧС.

Количество таких укрупненных блоков

мероприятий по повышению защищенности от ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера должно соответствовать прогнозу возможных ЧС, составленному региональными и муниципальными властями, а их содержание - сценариям развития этих ЧС, степени исходящих от них угроз образовательной организации.

Кроме этого в план действий образовательной организации по предупреждению и ликвидации ЧС в состав укрупненного блока должны быть включены три блока, относящиеся к действиям по обеспечению антитеррористической защиты в режимах повседневной деятельности, угрозы возникновения террористического нападения

и при нападении. В том случае, если образовательная организация включена в соответствии с требованиями пункта 4 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации [20] в перечень объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, в перечень мероприятий этих блоков должны войти все мероприятия, выполнение которых предусмотрено актуализированным (при необходимости) паспортом безопасности объекта (территории), согласованным с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Помимо этого в план действий может быть включен еще один раздел, связанный с использованием помещений образовательной организации для приема лиц, эвакуированных из других муниципальных образований и регионов.

Основная идея работы. Планирование можно рассматривать как разработку предполагаемого способа достижения поставленной цели, соответствующего конкретным условиям его реализации и имеющимся для этого ресурсам. Из этого следует, что совершенствовать планирование в рамках действующего законодательства можно за счет поиска такого способа достижения цели, который более гибко учитывает условия его реализации и дополнительные ресурсы.

Материалы и методы исследования.

Результаты были получены на основе применения методов исследования операций к планированию действий образовательных организаций и органов управления образованием; контент-анализа нормативных правовых актов (федерального, регионального и муниципального уровней; всего - 60 единиц) и экспертно-аналитических материалов по ним; экспертной оценки практи-

ки управления; метод синтеза систем.

Результаты. Выделим из региональной системы образования подсистему, цель функционирования которой будет состоять в защите образовательных организаций от ЧС. Будем рассматривать ее как систему образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - система образовательных организаций), состоящую из трех уровней. Тогда к верхнему уровню этой системы будет относиться орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования, точнее та его часть, в задачу которой входит обеспечение защиты образовательных организаций от ЧС, к среднему уровню - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования в части обеспечения защиты образовательных организаций от ЧС, к нижнему уровню - образовательные организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования. При этом одна из задач управления такой системой будет заключаться в планировании ее действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Это позволит перейти от раздельного планирования каждой образовательной организацией своих действий по предупреждению и ликвидации ЧС к планированию действий региональной системы по предупреждению и ликвидации ЧС, в котором будут тщательно предусмотрены, проработаны и описаны действия всей системы, ее подсистем, а также каждого элемента этой системы - образовательной организации. Будем называть такое изменение предполагаемого способа достижения поставленной цели трансформацией планирования.

Такая трансформация планирования не потребует внесения дополнительных изменений в действующее законодательство Российской Федерации, потому что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации [4] в стране были созданы координационные органы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС регионального, муниципального и объектового уровней. В приложении к Постановлению Правительства

Российской Федерации [4] указано, что на Минобрнауки России возлагается задача по созданию «функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере» его деятельности, которая в свою очередь может рассматриваться как система. При разработке этой новой системы комиссии, созданные в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования должны рассматриваться как координационные органы регионального и муниципального уровней. Это возможно, так как в том же Постановлении [4] указано, что правом определения компетенций указанных комиссий наделяются органы управления, при которых эти комиссии созданы, в данном случае органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Предлагаемая трансформация планирования позволит разработать единые планы действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС на календарный год, где все планируемые мероприятия подчинены единому замыслу, все действия образовательных организаций увязаны между собой по цели, времени, месту и ресурсному обеспечению и дополнены приложенными к ним расчетами с оценками возможностей возникновения той или иной ЧС и их последствий применительно к каждой образовательной организации, исходя из ее местоположения, близости к объектам, способными стать источниками ЧС.

Трансформация будет способствовать повышению культуры планирования. При нынешнем подходе разработчики планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС должны быть в составе каждой образовательной организации, каждого органа управления ими. Однако при переходе от разрозненных планов действий каждой образовательной организации по предупреждению и ликвидации ЧС к единым планам действий региональной и муниципальных

систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС этих разработчиков, скорее всего, заменит группа специалистов меньшей численности, имеющих должный опыт работы по организации гражданской обороны, ликвидации ЧС, антитеррористической борьбы и финансового обеспечения, а также по прогнозированию возможностей возникновения тех или иных ЧС и оценки их последствий. Высвободившиеся при этом ресурсы можно будет использовать для повышения уровня защищенности образовательных организаций от ЧС.

При нынешнем подходе образовательные организации в большинстве случаев сами принимают решения, какую часть из выделенных им средств на финансирование образовательной деятельности использовать на обеспечение выполнения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Однако все образовательные организации осуществляют свою образовательную деятельность в разных, зачастую слишком неравных условиях, в том числе в части защиты от ЧС. Так, например, одни образовательные организации могут быть размещены в новых монолитных зданиях, оснащенных комплексной защитой от пожаров; другие - в ветхих деревянных строениях, никогда не обрабатывавшихся огнезащитным составом, и им нужны дополнительные средства на проведение противопожарных мероприятий; третьи - в строениях, соседствующих с опасными производственными объектами [21], и в этом случае им необходимы дополнительные ресурсы на обустройство защитных сооружений и закупку средств индивидуальной защиты. Таких примеров можно привести много.

Однако возможность выделения образовательным организациям дополнительных финансовых средств на проведение работ по предотвращению ЧС законодательством Российской Федерации предусмотрена. В пункте «е» статьи 11 Федерального закона [2] указано, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» обязаны осуществлять «финансирование мероприя-

тий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», в том числе в части финансирования проведения в образовательных организациях необходимых работ по предупреждению ЧС. Для этого нужны соответствующие обоснования. В этой связи важно, чтобы руководители региональной и муниципальных систем образования согласовали с правообладателями этих организаций и утвердили требования к уровням их защищенности от ЧС. Тогда в качестве обоснования необходимости выделения правообладателями образовательных организаций дополнительных средств на проведение неотложных работ по предупреждению ЧС в образовательных организациях можно будет использовать приложение к единому плану действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС, в котором представлены грамотные расчеты с оценками возможностей возникновения ЧС в каждой из образовательных организаций и их последствий. Целесообразно, чтобы указанные расчеты и оценки были представлены правообладателям образовательных организаций на ранних стадиях формирования регионального и муниципальных бюджетов. Представляется, что это позволит придать работе по повышению защищенности образовательных организаций от ЧС должную основательность.

Разрабатывая единый план действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС, необходимо особое внимание уделить мероприятиям, обеспечивающим его реализацию. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий, к самым распространенным ошибкам, допускаемым должностными лицами образовательных организаций в ходе ЧС, относятся [22]:

• несвоевременное реагирование на поступающие в систему, ее подсистемы и элементы предупреждения о возможности возникновения ЧС;

• потери времени, связанные с желанием руководителей системы проверить и перепроверить достоверность полученной информации;

• неоправданные задержки в принятии решения о назревшей смене режимов функционирования системы, ее подсистем и элементов;

• занижение оценки возникших угроз и завышение оценки имеющихся возможностей в ликвидации возникшего инцидента собственными силами;

• потери времени, связанные с проявлением нерешительности в необходимости информирования о сложившейся ситуации вышестоящих органов управления, руководителей экстренных и других служб и ведомств;

• несвоевременное информирование личных составов системы, ее подсистем и элементов о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей ЧС и связанные с этим задержки в реализации ими мероприятий в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

• незнание исполнителями единого плана действий системы образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС и неумелая реализация предусмотренных им мероприятий.

Все эти ошибки свидетельствуют о том, что при разработанном едином плане действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС, реализация его может не дать желаемого результата из-за низкой квалификации реализующих этот план. В этой связи очень важно начать реализацию разработанного и утвержденного единого плана действий системы образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС с усвоения должностными лицами сути запланированных мероприятий, способов их выполнения, проведения командно-штабных учений с тем, чтобы добиться должного уровня взаимодействия их участников в предупреждении и ликвидации ЧС и оценить реалистичность выполнения ими плановых мероприятий.

Большое значение имеет соответствие единого плана действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС жизненным реалиям. Последние меняются. К примеру, человек, на которого в соответствии с единым планом действий системы образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС возложена ответственность за выполнение того или иного мероприятия, может заболеть, уйти в отпуск или уволиться, и все эти изменения должны сопровождаться внесением соответствующих изменений в единый план действий системы образовательных организаций в реальном масштабе времени. Добиться этого можно путем цифровой трансформации управления в части обеспечения всестороннего контроля за исполнением единого плана действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

Заключение. Анализ текущего состояния позволил выдвинуть и обосновать предложения по совершенствованию планирования действий государственных и муниципальных образовательных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснована актуальность его совершенствования. Реализация этих предложений образовательными организациями приведет к созданию единого плана действий региональной и муниципальных систем образовательных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 27.11.2021).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 21.10.2021).

3. Е. В. Артемьев, М. Н. Семенова. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]. URL: https://68.mchs.gov. ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/5-preduprezhdenie-chrezvychaynyh-situaciy/5-1-normativno-pravovye-akty/kommentariy-k-federalnomu-zakonu-ot-21-dekabrya-1994-g-n-6 (дата обращения: 21.11.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 №794. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 45914/492eda9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585 (дата обращения: 25.10.2021).

5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4602 (дата обращения: 27.10.2021).

6. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (дата обращения: 06.11.2021).

7. ООН: число природных катастроф выросло в два раза за 20 лет, и это не предел (2020). [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2020/10/13/climate-disasters (дата обращения: 01.11.2021).

8. Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года №12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42753 (дата обращения: 30.11.2021).

9. Skobeltsina K., Beshenkov S., Kuznetsov A. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. In: Beskopylny A., Shamtsyan M. (eds) XIV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2021". Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 247. Springer, Cham. 2022. - Рp. 739-749.

10. Mitchell I., Cockerton T., Hara S., Evans C. SMERF: Social Media, Ethics and Risk Framework. In: Jahankhani H. (eds) Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham. 2018. - Pp. 203-225.

11. Kniffin, K.M., Palacio, D. Trash-Talking and Trolling. Hum Nat 29, 2018. - Pp. 353-369.

12. Ron M., Rivera O., Fuertes W., Toulkeridis T., Díaz J. Cybersecurity Baseline, An Exploration, Which Permits to Delineate National Cybersecurity Strategy in Ecuador / // In Rocha Á., Ferrás C., Paredes M. (eds.) Information Technology and Systems. Springer, Cham, 2019. - Pp. 847-857.

13. Скобельцина К.Н., Кузнецов А.Н., Бешенков С.А. Как российские школьники противостоят киберугрозам? // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. C. 43-53.

14. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.

15. Путин поручил подготовить программу капитального ремонта школ. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/06/19/putin-poruchil-podgotovit-programmu-kapitalnogo-remonta-shkol.html?tgm (дата обращения: 29.10.2021).

16. Пучков В. А. (2015). Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Москва, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1749 (дата обращения: 04.11.2021).

17. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 № 151-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7746/5f9ee3efa7c5ed91f6750307819b88afa2cbcac0 (дата обращения: 03.11.2021).

18. Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации от 28 января 2020 №ВБ-85/12. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73472690 (дата обращения: 07.11.2021).

19. Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений от 05 мая 2021 г., исх. №СК-123/07. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3d67b48dfb48c8176c725d8266f3f486 (дата обращения: 03.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от 02 августа 2019 г. №1006. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=331342#xMp PXnSAx9hzTqRD (дата обращения: 31.10.2021).

21. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/3cc6edcf62c33ed74fd0d4636555b4996a2 d468e (дата обращения: 30.11.2021).

22. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждены решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 17 апреля 2015 года, протокол №4. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420359157 (дата обращения: 02.11.2021).

References

1. State Duma (2012) Federal Law "On Education in the Russian Federation" , December 29, 2012, No. 273-FZ. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

2. State Duma (1994) Federal Law "On the Protection of Population and Territories from Natural and Technogenic Emergencies", December 21, 1994, No. 68-FZ. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

3. Artemiev, E.V., Semenova, M.N. Commentary on the Federal Law of December 21,1994 No. 68-FZ "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies" / [Electronic resource]. Available at: https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/grazhdanskaya-zashchita/5-preduprezhdenie-chrezvychaynyh-situaciy/5-1-normativno-pravovye-akty/kommentariy-k-federalnomu-zakonu-ot-21-dekabrya-1994-g-n-6 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

4. Government of the Russian Federation (2003) Decree "On the unified state system for the prevention and elimination of emergency situations", December 30, 2003 No. 794. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/492eda 9f08b2b56e284a2ab0b4c8d3719f3a2585 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

5. Ministry of Emergency (2020) State report on the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2019. Moscow, Russia. [Electronic resource]. Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/4602 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

6. Ministry of Emergency (2021) State report on the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2020. Moscow, Russia. [Electronic resource]. Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

7. United Nations (2020) UN: the number of natural disasters has doubled in 20years, and this is not the limit. [Electronic resource]. Available at: https://hightech.fm/2020/10/13/climate-disasters (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

8. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of protection of the population and territories from emergencies for the period up to 2030, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of January 11, 2018 No. 12. [Electronic resource]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42753 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

9. Skobeltsina, K., Beshenkov, S., Kuznetsov, A. (2022) Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. In: Beskopylny, A., Shamtsyan, M. (eds) XIV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2021". Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 247. Springer, Cham, pp. 739-749.

10. Mitchell, I., Cockerton, T., Hara, S., Evans, C. (2018) SMERF: Social Media, Ethics and Risk Framework. In: Jahankhani H. (eds) Cyber Criminology. Advanced Sciences and Technologies for Security Applications. Springer, Cham, pp. 203-225.

11. Kniffin, K.M., Palacio, D. (2018) Trash-Talking and Trolling. Hum Nat 29, p. 353-369.

12. Ron , M., River, O., Fuertes, W., Toulkeridis, T., Diaz, J. Cybersecurity Baseline, An Exploration, Which Permits to Delineate National Cybersecurity Strategy in Ecuador / In Rocha, A., Ferras, C., Paredes, M. (eds.) Information Technology and Systems. Springer, Cham, pp. 847-857.

13. Skobeltsina, K.N., Kuznetsov, A.N., Beshenkov, S.A. (2021) Russian Schoolchildren vs. Cyber Threats: Research in the Framework of Modern Childhood Digitalization. Psychological Science and Education, vol. 26, no. 4, pp. 43—53.

14. Gokhberg, L. M., Ozerova, O. K., Sautina, E. V. and Shugal, N. B. (2020). Education in figures: 2020: a short statistical collection Moscow: NRU HSE. (In Russ.)

15. Rossijskaya Gazeta (2021) Putin instructed to prepare a program for the overhaul of schools. Moscow, Russia. [Electronic resource]. Available at: https://rg.ru/2021/06/19/ putin-poruchil-podgotovit-programmu-kapitalnogo-remonta-shkol.html?tgm (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

16. Puchkov, V.A. (2015). Civil protection. Encyclopedic Dictionary. Moscow, Russia. [Electronic resource]. Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1749 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

17. State Duma (1995) Federal Law "On Emergency Rescue Services and the Status of Rescuers", August 22, 1995 No. 151-FZ. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7746/5f9ee3efa7c5ed91f6750307819b88afa2cbcac0 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

18. Ministry of Education (2020). Methodical recommendations "Organization of activities to ensure anti-terrorist security of objects (territories) of the Ministry ofEducation of the Russian Federation and objects (territories) belonging to the sphere of activities of the Ministry ofEducation of the Russian Federation,January 28,2020No. VB-85/12. [Electronic resource]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73472690 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

19. Ministry of Education (2021). Recommendations for organizing actions in a crisis situation for participants in educational relations dated May 05, 2021, ref. No.SK-123/07. [Electronic resource]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3d67b48dfb48c8176c725d8266 f3f486 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

20. Government of the Russian Federation (2019). Decree "On approval of the requirements for antiterrorist protection of facilities (territories) of the Ministry ofEducation of the Russian Federation and facilities (territories) related to the scope of activities of the Ministry of Education of the Russian Federation, and the form of a safety data sheet for these facilities (territories)", August 02, 2019 No. 1006. [Electronic resource]. Available at: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=331342#xMpPXnSAx9hzTqRD (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.).

21. State Duma (1997) Federal Law "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities", July 21,1997No. 116-FZ. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_15234/3cc6edcf62c33ed74fd0d4636555b4996a2d468e (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

22. Ministry of Emergency (2015). Guidelines for organizing the actions of state authorities and local authorities in the elimination of emergencies. [Electronic resource]. Available at: https:// docs.cntd.ru/document/420359157 (Accessed: 27.11.2021). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 13.12.2021 ; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 26.03. 2022.

The article was submitted on 13.12.2021 ; approved after reviewing on 16.02.2022; accepted for publication on 26.03. 2022.

Информация об авторах:

Кузнецов Андрей Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»

Сердюков Владимир Иванович

Доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»; профессор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана

Сердюкова Наталья Александровна

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и цен, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор Российской таможенной академии

Information about the authors:

Kuznetsov Andrei Nikolaevich

PhD (Educ), Associate Professor, Head of the Center for Education Systems Management, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education

Serdyukov Vladimir Ivanovich

Doctor (Tech), Professor, Chief Researcher, Center for Education System Management, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education; Professor, Bauman Moscow State Technical University

Serdyukova Natalia Alexandrovna

Doctor (Econ), Professor, Department of Finance and Prices, Plekhanov Russian University of Economics; Professor, Russian Customs Academy

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

--

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.