Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ОПОВЕЩЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ОПОВЕЩЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАСЕНИЕ / ЗАЩИТА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА / СИСТЕМА / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ражников Сергей Владимирович, Бутузов Станислав Юрьевич

Тема. Актуальность статьи в необходимости решенияпроблемы своевременного оповещения населения о пожарахи чрезвычайных ситуациях, оценки и повышения эффективности функционирования системы оповещения с использованием математического аппарата и имитационного моделирования. Целью работы является разработка модели и алгоритмовподдержки управления оповещением населения на муниципальномуровне. Методы. С использованием методов системного и регрессионного анализа, теории активных систем проводитсядекомпозиция системы оповещения населения, выявлены проблемные области и предложены варианты решения проблемысвоевременного оповещения населения. Результаты. Для успешной реализации направленийи путей решения проблемных вопросов, выявленных в ходе исследования, разработано дерево целей процесса разработки модели иалгоритмов поддержки управления оповещением при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне.Область применения результатов. Проведённые исследования позволили разработать модель и алгоритмы поддержкиуправления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне на этапе прогнозирования возможных деструктивных событий. Если прогнозируемые граничные параметры большеили равны критериям, характеризующим возникновение чрезвычайной ситуации, то целесообразно не ждать принятия решения о запуске систем оповещения, а осуществить запуск системы оповещения населениясамостоятельно. Выводы. В работе предложена формализованная имитационная модель поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях с применениемсредств информационно-аналитической поддержки должностных лиц комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций иобеспечению пожарной безопасностимуниципального уровня. Использование модели позволяет сократить время оповещения на 20 %, тем самым минимизировать риски возникновения деструктивных событий.С помощью разработанных модели и алгоритмов можно обучать лиц, принимающих решение, действиям при возникновении лесных и ландшафтных пожарах, а также при возникновении чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ражников Сергей Владимирович, Бутузов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT MODEL AND ALGORITHMS FOR MANAGING, WARNING AND INFORMING POPULATION IN CASE OF EMERGENCY SITUATIONS AND FIRES AT THE MUNICIPAL LEVEL

Purpose. The relevance of the article is in the need to solvethe problem of warning the population about fires and emergencies on a timely basis, assessing and improving the efficiency of the warning system with the use of mathematical tools and simulation. The work is aimed at developing a model and algorithms to support population warning management at the municipal level.Methods. The methods of system and regression analysesand the theory of active systems are used to decompose the population warning system, identify areas of concern and propose options to solve the problem of timely population warning.Findings. For the successful implementation of the waysand directions to solve the problematic issues identified in the course of the study, the authors have developed a tree of goals for the process of developing the model and algorithms to support the population warning management in case of fires and emergencies at the municipal level.Research application field. The study has made it possible to develop the model and algorithms for population warning management support in case of fires and emergencies at themunicipal level at the stage of predicting possible destructive events.If the predicted boundary parameters are greater thanor equal to the criteria characterizing the occurrence of an emergency, it is advisable not to wait for a decision to start warningsystems, but to start the population warning system individually. Conclusions.The paper proposes a formalized simulationmodel for population warning management support in case of fires and emergencies using the tools of information and analyticalsupport for officials of the commission for preventing and eliminating emergencies and ensuring fire safety at the municipal level. Using the model makes it possible to reduce the warning time by 20%, thereby minimizing the risks of destructive events.With the help of the developed models and algorithms, itis possible to train decision-makers to perform duties in case of forest and landscape fires, as well as in case of natural and manmadedisasters.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ОПОВЕЩЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УПРАВЛЕНИЕ

MANAGEMENT

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

УДК 681.518.25

DOI 10.25257/FE.2022.1.68-77

® С. В. РАЖНИКОВ1, С. Ю. БУТУЗОВ1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Модель и алгоритмы поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне

АННОТАЦИЯ

Тема. Актуальность статьи в необходимости решения проблемы своевременного оповещения населения о пожарах и чрезвычайных ситуациях, оценки и повышения эффективности функционирования системы оповещения с использованием математического аппарата и имитационного моделирования. Целью работы является разработка модели и алгоритмов поддержки управления оповещением населения на муниципальном уровне.

Методы. С использованием методов системного и регрессионного анализа, теории активных систем проводится декомпозиция системы оповещения населения, выявлены проблемные области и предложены варианты решения проблемы своевременного оповещения населения.

Результаты. Для успешной реализации направлений и путей решения проблемных вопросов, выявленных в ходе исследования, разработано дерево целей процесса разработки модели и алгоритмов поддержки управления оповещением при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне.

Область применения результатов. Проведённые исследования позволили разработать модель и алгоритмы поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне на этапе прогнозирования возможных деструктивных событий.

Если прогнозируемые граничные параметры больше или равны критериям, характеризующим возникновение чрезвычайной ситуации, то целесообразно не ждать принятия решения о запуске систем оповещения, а осуществить запуск системы оповещения населения самостоятельно.

Выводы. В работе предложена формализованная имитационная модель поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях с применением средств информационно-аналитической поддержки должностных лиц комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального уровня. Использование модели позволяет сократить время оповещения на 20 %, тем самым минимизировать риски возникновения деструктивных событий.

С помощью разработанных модели и алгоритмов можно обучать лиц, принимающих решение, действиям при возникновении лесных и ландшафтных пожарах, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ключевые слова: спасение, защита, прогнозирование, единая дежурно-диспетчерская служба, система, декомпозиция, муниципальное образование

© S.V. RAZHNIKOV1, S.Yu. BUTUZOV1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Support model and algorithms for managing, warning and informing population in case of emergency situations and fires at the municipal level

ABSTRACT

Purpose. The relevance of the article is in the need to solve the problem of warning the population about fires and emergencies on a timely basis, assessing and improving the efficiency of the warning system with the use of mathematical tools and simulation. The work is aimed at developing a model and algorithms to support population warning management at the municipal level.

Methods. The methods of system and regression analyses and the theory of active systems are used to decompose the population warning system, identify areas of concern and propose options to solve the problem of timely population warning.

Findings. For the successful implementation of the ways and directions to solve the problematic issues identified in the

course of the study, the authors have developed a tree of goals for the process of developing the model and algorithms to support the population warning management in case of fires and emergencies at the municipal level.

Research application field. The study has made it possible to develop the model and algorithms for population warning management support in case of fires and emergencies at the municipal level at the stage of predicting possible destructive events.

If the predicted boundary parameters are greater than or equal to the criteria characterizing the occurrence of an emergency, it is advisable not to wait for a decision to start warning systems, but to start the population warning system individually.

Conclusions. The paper proposes a formalized simulation model for population warning management support in case of fires and emergencies using the tools of information and analytical support for officials of the commission for preventing and eliminating emergencies and ensuring fire safety at the municipal level. Using the model makes it possible to reduce the warning time by 20%, thereby minimizing the risks of destructive events.

With the help of the developed models and algorithms, it is possible to train decision-makers to perform duties in case of forest and landscape fires, as well as in case of natural and man-made disasters.

Key words: rescue, protection, predicting, unified duty dispatch service, system, decomposition, municipal unit

А

нализ статистических данных о состоянии систем оповещения населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях показал, что за период с 2013 по 2020 гг. произошла отрицательная динамика восстановления и совершенствования систем оповещения населения. Из сведений о показателях обеспечения готовности систем оповещения за 2020 год следует, что в двух из 85 субъектов Российской Федерации системы оповещения не готовы, а в 37 - ограниченно готовы (устаревшее состояние, несовместимость программных продуктов и др.) (рис. 1) [1].

Конституцией Российской Федерации, указами президента РФ № 1 522 от 13 ноября 2012 г. «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», № 12 от 11 января 2018 г. «Об утверждении основ государственной политики РФ в области ЗНиТ от ЧС на период 2030 года» и другими нормативно-правовыми актами определены и предусмотрены цели, задачи и мероприятия по оповещению и информированию населения при чрезвычайных ситуациях и пожарах, которые выполняются на федеральном уровне. Однако на муниципальном уровне существуют проблемы в своевременном персонифицированном оповещении населения о возникающих угрозах, что зачастую приводит к трагическим последствиям [1].

Совершенствование системы оповещения населения на муниципальном уровне необходимо

60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0

2013 2014 2015 2016 2017 Годы

2018 2019 2020

Рисунок 1. Показатели обеспечения готовности региональных систем оповещения в 2013-2020 гг.:

■ готовы; ■ ограниченно готовы; ■ не готовы Figure 1. Readiness Indicators for Regional Warning Systems in 2013-2020: ■ ready; ■ partially ready; ■ not ready

начинать с анализа работы органов повседневного управления РСЧС, как сложной организационно-технической системы. Как прописано в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794-ПП «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», её подсистемой является система органов повседневного управления РСЧС, основы деятельности которой, в свою очередь, закреплены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».

Место системы оповещения населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях (ЧС)

Система управление МЧС России

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Система органов повседневного управления МЧС России

Система постоянно действующих органов РСЧС

Система координационных органов РСЧС

Система оповещения населения

Рисунок 2. Место системы оповещения населения в системе МЧС России Figure 2. The place of the population warning system in the system of EMERCOM of Russia

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

в системе управления МЧС России представлено на рисунке 2.

Организационная система - это совокупность структурных органов, методов и объектов, объединённых единством цели и общими правилами взаимоотношений. Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в соответствии с законодательством является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций вне зависимости от их организационно-правовых форм собственности.

На рисунке 3 обозначена область исследования в организационной структуре управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС по уровням взаимодействия.

При возникновении ЧС своевременное оповещение населения и спасение жизни людей зависит от слаженного и своевременного действия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) органов местного самоуправления и органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Межведомственная комиссия

I

Финансовые и материальные ресурсы МЧС РОССИИ Силы МЧС России

Функциональные подсистемы РСЧС

Органы управление, силы и средства РСЧС министерств и ведомств

Межрегиональные функциональные звенья РСЧС

Органы управление, силы и средства РСЧС межрегиональных структурных подразделений

Региональные функциональные звенья РСЧС

. Органы управление, силы и средства РСЧС региональных структурных подразделений

Муниципальные функциональные звенья РСЧС

Органы управление, силы и средства РСЧС межрегиональных структурных подразделений

Объектовые функциональные звенья РСЧС

Органы управление, силы и средства РСЧС межрегиональных структурных подразделений

Территориальные подсистемы РСЧС

Органы управление, силы и средства РСЧС органов исполнительной власти субъектов РФ ' (КЧС субъектов управления)

Главные управление МЧС России по субъектам

-7TJ-

Городские муниципальные звенья РСЧС

I Органы управление, силы и средства РСЧС органов местного самоуправления (КЧС муниципального управления)

Г"

Управление (отделы) ГОЧС

У \ \ t

Объектовые звенья РСЧС

I Органы управление, силы и средства РСЧС территориальных организаций и объектов (КЧС объектного управления)

Отделы, сектора

Рисунок 3. Органы управления, силы и средства РСЧС: ^ - исследуемая область системы (area of interest of the system) Figure 3. Management bodies, means and forces of RSChS (the Unified State System for Preventing and Eliminating Emergency Situations):

I - the area of the system under study

от ЧС муниципального уровня единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС).

Система оповещения населения при пожарах и ЧС, входящая в систему РСЧС муниципального уровня, представляет собой сложную систему управления, для исследования которой требуется провести её декомпозицию. Рассмотрим её как абстрактную систему, основными элементами которой будут, по аналогии с [2]:

1) структурная подсистема. Выстраивается структура предлагаемой системы и выделяются возможные её отклонения, которые могут привести к нарушению эффективности функционирования системы;

2) информационная подсистема. Проводится анализ информационных потоков, проходящих в системе, для установления вероятного уровня дублирования информации в деятельности должностных лиц ЕДДС муниципальных образований (МО), а также определения рациональности использования информационных потоков и ресурсов, а также их отклонения;

3) аналитическая подсистема. Определяется доля аналитической работы в деятельности должностных лиц органов повседневного управления РСЧС для анализа возможностей последующего возложения части задач, решаемых должностными лицами ЕДДС МО, на системы информационно-аналитической и интеллектуальной поддержки;

4) социальная подсистема. Основными элементами системы органов повседневного управления РСЧС и её подсистем (ЕДДС) являются люди - должностные лица ЕДДС МО. Необходимо анализировать возможные проблемы с точки зрения социальных аспектов;

5) управляющая подсистема. Проводится анализ системы органов повседневного управления с точки зрения управляющих воздействий на объект управления, это поможет выявить проблемные вопросы в аспектах организации управ-

ления подразделениями, должностными лицами ЕДДС МО, управления ресурсами оповещения населения.

Рассмотрим подробнее перечисленные элементы.

Структурная подсистема. Структура органов повседневного управления РСЧС представлена на рисунках 2 и 3. Система оповещения населения на муниципальном уровне входит в подсистему органов повседневного управления муниципального уровня, однако осуществляется взаимодействие с высшими уровнями - функциональными (органы управления, силы и средства РСЧС регионального уровня) и территориальными (органы исполнительной власти субъектов РФ), а также подуровнями - подсистемами объектового уровня. В системе органов повседневного управления РСЧС на этих трёх уровнях можно отдельно выделить систему ЕДДС муниципальных образований, так как именно этот орган повседневного управления осуществляет управление системой оповещения населения.

Информационная подсистема. Анализ информационных потоков в системе показывает, что на должностных лиц ЕДДС МО возлагается значительный объём отрабатываемой документации, что повышает рутинность их деятельности. Значительно возрастает информационный обмен в случае возникновения пожаров и ЧС, когда происходит дублирование одной информации по несколько раз в подразделения высшего и низшего уровня. ЕДДС МО является ключевым связующим звеном между объектовым и региональным уровнем при обмене информации [3].

Аналитическая подсистема. Анализ деятельности оперативно-дежурной смены ЕДДС МО позволил выделить требуемые навыки и задачи, выполняемые должностными лицами ЕДДС МО и провести декомпозицию (всего 46 подзадач). Задачи распределены по функциям управления

Таблица 1 (Table 1)

Соответствие требуемых навыков задачам, решаемым должностными лицами Correspondence of the required skills to the tasks solved by officials

Задачи

Требуемые навыки По функциям управления По сущности По уровню информационной иерархии

Управленческие(13 %) Задачи оперативного управления (45 %) Организационные (37 %) Задачи с информацией (48 %)

Информационные (40 %) Задачи учёта(22 %) Аналитические(28 %) Задачи с данными (24 %)

Интеллектуальные (35 %) Задачи контроля (20 %) Расчётные (9 %) Задачи со знаниями (28 %)

Технические(12 %) Задачи планирования(13 %) Интеллектуальные (26 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

(контроль, учёт, оперативное управление, планирование), по сущности (расчётные, аналитические, организационные, интеллектуальные) и по уровням информационной иерархии (задачи с данными, задачи с информацией и задачи со знаниями) [2] (табл. 1).

Социальная подсистема. Поскольку основным элементом, как управляющим системой оповещения населения при пожарах и ЧС, так и оповещаемым является человек, особое место занимают вопросы социального характера. К ним относятся проблемы управления образовательным процессом и подготовки специалистов для органов повседневного управления РСЧС. Квалификационные требования для работников ЕДДС МО не проработаны в полном объёме [2].

Управляющая подсистема. Управление есть процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий. Поведение системы оповещения населения при возникновении пожара или ЧС задаёт лицо, принимающее решение (председатель КЧС и ОПБ МО (глава муниципального образования), а осуществляет её запуск должностное лицо ЕДДС МО, устанавливая рациональные значения управляемых характеристик системы через каналы прямой и обратной связи. Однако на лицо, принимающее решение (ЛПР), воздействует ряд внешних факторов социального, психологического, эмоци-

онального характера, что может сказаться на принятии грамотного решения в условиях риска [2]. Должностное лицо ЕДДС МО при этом является связующим звеном передачи информации с места пожара или ЧС и председателем КЧС и ОПБ МО и исполнителем.

Существующий алгоритм запуска системы оповещения населения о пожаре или ЧС не удобен тем, что на должностное лицо ЕДДС МО ложится дополнительная информационная нагрузка. Кроме того основным критерием своевременного оповещения населения является время, которое теряется на дублирование информации.

С учётом сформированных из проведённого анализа выводов предлагается структурный и параметрический синтез разложенных элементов системы оповещения населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях в единую усовершенствованную систему (табл. 2).

Анализ структурных элементов системы оповещения населения позволил определить область исследования и место модели поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях (рис. 4).

Деятельность ЛПР играет ключевую роль в управлении системой оповещения населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях и представляет собой совокупность решений руководителя в требуемый момент времени, обеспечивающих

Таблица 2 (Table 2)

Обобщение результатов анализа Summary of analysis results

Суть проблемы Возможное решение

Структурная подсистема

Оперативность принятия решения о запуске системы оповещения населения при пожарах и ЧС на муниципальном уровне затрудняется большим количеством звеньев и каналов обмена информацией Разработать предложения по оптимизации звеньев и каналов в структуре системы оповещения населения

Информационная подсистема

Высокий уровень рутинности в деятельности должностных лиц ЕДДС МО. Часть информации дублируется в разных документах, а часть информации не используется и не несёт никакой пользы Разработать методики и системы выявления задач, подлежащих автоматизированному решению с использованием систем интеллектуальной либо информационной поддержки

Аналитическая подсистема

Большое число аналитических и интеллектуальных задач в деятельности должностных лиц ЕДДС приводит к снижению уровня производительности и оперативности отрабатываемой документации Часть задач возложить на системы информационно-аналитической поддержки

Социальная подсистема

Не проработаны в полном объёме квалификационные требования для работников ЕДДС МО Подготовить предложения по совершенствованию квалификационных требований к должностным лицам ЕДДС МО

Управляющая подсистема

Внешние факторы социального, психологического, эмоционального характера сказываются на принятии грамотного решения в условиях риска. Должностное лицо ЕДДС МО при этом является связующим звеном передачи информации с места пожара или ЧС, председателем КЧС и ОПБ МО и исполнителем Принятие решения о запуске системы оповещения при пожаре и чрезвычайной ситуации делегировать должностному лицу ЕДДС МО. Критерии запуска системы оповещения возложить на информационно-аналитическую поддержку

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Рисунок 4. Место модели поддержки управления оповещением населения при пожарах и ЧС на муниципальном уровне в системе оповещения населения (АРМ - автоматизированное рабочее место, ДЛ - должностное лицо)

Figure 4. The place of the population warning management support model in case of fires and emergencies at the municipal level in the population warning system (АРМ - automated workplace, ДЛ - official)

своевременное оповещение населения. Рациональное управление, осуществляемое ЛПР, позволяет направить действия должностных лиц РСЧС на муниципальном уровне на реализацию единой строго определённой цели, достигаемой выполнением поставленных руководителем задач. Эффективное управление системой оповещения населения при пожарах и ЧС сокращает время оповещения и тем самым существенно сокращает социальные и материальные потери [3].

Формально задача управления оповещением населения при пожарах и ЧС на муниципальном уровне может быть представлена в виде упорядоченной совокупности элементов - кортежа K [3]:

к={1,яу,и,к,0а,0,г,т), (1)

где I - множество учитываемых управляемых факторов; Ryс Y - множество действий подчинённых ресурсов РСЧС МО, участвующих в оповещении населения; U - множество учитываемых неуправляемых факторов; Rzс Z - множество действий, выполняемых ресурсами ЛПР и взаимодействующими локальными системами оповещения; Qa - желаемый исход управляемого процесса; Q - множество возможных состояний управляемого процесса; Z - критерий эффективности управления; T - цель управления.

Любой элемент подмножеств Ry с Y и Rz с Z может быть определён в виде набора характеристик N [3]:

и = (Т,Г,1,Г,г,5), (2)

где F - объект воздействия; i - источник действия; t - время выполнения действия; г - ресурс, привлекаемый при выполнении действия; 5 - ограничения со стороны других действий.

Задача управления оповещением населения при пожарах и ЧС на муниципальном уровне относится к классу задач принятия решений в условиях неопределённости, поскольку является задачей управления сложной системой, для которой невозможно сформулировать явным образом законы функционирования по причине ограниченного исследования и сложности. Однако РСЧС в области поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне не предусматривают оперативную поддержку ЛПР в условиях неопределённости информации [3]. Разработка и применение модели поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне позволит существенно изменить подход к управлению данной системой [4].

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

Для эффективного проектирования управления системой должна быть выстроена объективно обусловленная и научно обоснованная система целей [5]. Система информирования и оповещения населения - целенаправленная система. Суть целевой ориентации системы состоит в наделении каждого организационно-обособленного элемента самостоятельными задачами, упорядоченная совокупность которых полностью реализует систему целей [3]. Разработка системы целей и их классификация позволяют органам управления совершенствовать свою работу [6, 7].

Целевая функция повышения эффективности деятельности должностных лиц КЧС и ОПБ

муниципального уровня и ЕДДС предусматривает оптимизацию показателей, соответствующих свойству «своевременность» [2]. Повышение эффективности достигается за счёт уменьшения показателя «время выполнения задач» при увеличении качества решения поставленных задач [8].

* п

Е тех

' У=1

где Т - время выполнения задачи, / - качество решения задачи.

Разработка модели поддержки управления оповещением населения на МУ

Рисунок 5. Дерево целей процесса разработки модели поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне

Figure 5. The tree of goals for the process of developing the model to support population warning management in case of fires and emergencies at the municipal level

Обязательным условием своевременного оповещения населения является сумма времени оповещения органов управления (*опОУ), время оповещения населения (<опН), время полной эвакуации населения в безопасную зону (^И1) до наступления времени воздействия деструктивных факторов пожара или чрезвычайной ситуации (Т) [9].

t ОУ + t Н + t

опОУ опН эе

< T

Для решения проблемных вопросов предлагается часть задач, решаемых должностными лицами КЧС и ОПБ муниципального уровня, возлагать на систему информационно-аналитической поддержки [10]. В работе предложена формализованная имитационная модель поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях с применением средств информационно-аналитической поддержки должностных лиц КЧС и ОПБ муниципального уровня [11, 12]. Модель позволяет контролировать динамику движения информационных потоков в системе оповещения населения [1, 13].

Системный анализ системы оповещения населения при возникновении пожаров и ЧС позволил выявить основные проблемы в функционировании системы и определить задачи, решение которых позволит достигнуть цели исследования [14].

В целях решения поставленных задач и построения путей реализации направлений, выявленных в ходе проведённого этапа исследования, разработано дерево целей процесса разработки модели поддержки управления оповещением при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне (рис. 5) [15].

При использовании разработанной модели диспетчер ЕДДС МО, получив подтверждение

о возникновении пожара или ЧС в ходе информационного обмена с оперативной группой или получении информации с БПЛА об угрозе потенциального воздействия деструктивных факторов на население, исходя из существующего прогноза развития пожара или чрезвычайных ситуациях осуществляет запуск системы оповещения и информирование населения о складывающейся обстановке, информируя главу МО (председателя КЧС и ОПБ МО) [1].

Если прогнозируемые граничные параметры больше или равны критериям, характеризующим возникновение чрезвычайной ситуации, то целесообразно не ждать принятия решения о запуске систем оповещения, а осуществить запуск системы оповещения населения самостоятельно.

Разработанные в ходе проведённых исследований модель и алгоритмы позволяют:

- совершенствовать знания и навыки лиц принимающих решение (председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и органов управления муниципального уровня) при запуске системы оповещения населения в случае возможных пожаров и чрезвычайных ситуаций;

- провести оценку эффективности функционирования системы оповещения населения, и выявить наиболее узкие места, воздействуя на которые можно повысить эффективность функционирования системы за счёт сокращения времени реагирования, рационального использования имеющихся средств оповещения и ресурсов;

- определять последовательность принятия управленческих решений для эффективного управления системой оповещения населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ражников С. В., Бутузов С. Ю, Попов А. Л. Модели и алгоритмы управления оповещением и информированием населения при чрезвычайных ситуациях и пожарах на муниципальном уровне // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2019. № 3. С. 5-15. 001:10.25257/ РБ.2019.3.5-14

2. Антюхов В. И., Остудин Н. В. Моделирование процесса интеллектуальной поддержки деятельности должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2017. № 2. С. 78-93.

3. Станкевич Т. С. Исследование процесса принятия решений руководителем тушения пожара в морском порту // Безопасность жизнедеятельности. 2016. № 1 (181). С. 55-59.

4. Бутузов С. Ю., Ражников С. В., Рыженко А. А, Аманке-шулы Д. Применение искусственных нейронных сетей для оценки эффективности функционирования системы оповещения и информирования Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях и пожарах // Вестник Кокшетауского технического института. 2019. № 4 (36). С. 4-12.

5. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Математические методы и модели управления в ГПС и РСЧС. М.: Академия ГПС МЧС России, 2011.

6. Новиков Д. А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с.

7. Новиков Д. А, Абрамова Н. А, Гинсберг К. С. Человеческий фактор в управлении. Сб. статей. М.: КомКнига, 2006. 493 с.

8. Таранцев А. А. Регрессионный анализ и планирование испытаний в задачах принятия решений. Монография. СПб: ИПТР РАН, 2017. 148 с.

9. Ражников С. В., Бутузов С. Ю. Эффективность управления системой оповещения населения в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2017. Вып. 1 (71). С. 180-189. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29871095 (дата обращения 01.03.2022)

10. Топольский Н. Г., Вилисов В. Я. Методы, модели и алгоритмы в системах безопасности: машинное обучение, робототехника, страхование риски, контроль. Монография. М.: Издательский центр РИОР, 2021. 475 с. 001: 10.29039/02072-2

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

11. Попов А. Л., Бутузов С. Ю., Ражников С. В. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2018621459 от 06.09.2018 «База данных автоматизированного рабочего места «Комплексной системы экстренного оповещения населения» «Комплексной информационной системы мониторинга и управления силами и средствами МЧС г. Москвы». Заявл. 27.08.2018; опубл. 06.09.2018, ФИПС.

12. Попов А. Л., Ражников С. В. Автоматизированное рабочее место оператора комплексной системы экстренного оповещения населения в кризисных ситуациях // Системы контроля окружающей среды. 2019. № 4(38). С. 145-151. 001: 10.33075/2220-5861-2019-4-145-151

13. Агеев С. В, Жуковский М. С, Леонова А. Н., Носов М. В. Методика оценки эффективности находящихся в длительной эксплуатации систем оповещения населения // Технологии тех-

носферной безопасности. 2015. Вып. 3(61). С. 171-181. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25101405 (дата обращения 14.02.2022).

14. Барковский С. А, Спиридонов А. В., Овсяник А. И., Семиков В. Л., Белкин К. А., Годлевский П. П. Сетецентриче-ский подход к предупреждению и ликвидации лесных пожаров на основе интеграции информационных ресурсов и систем // Технологии техносферной безопасности. 2020. Вып. 3 (89). С. 98-109 с. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44560058. 001: 10.25257/ТТЭ.2020.3.89.98-109

15. Гвоздев Е. В. Информационно-управляющая система обеспечения пожарной безопасности территориально распределительных объектов жилищно-коммунального типа: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Гвоздев Евгений Владимирович. М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. 156 с.

REFERENCES

1. Razhnikov S.V., Butuzov S.Yu., Popov A.L., Models and algorithms of managing warning and informing population at emergency situations and fires at the municipal level. Pozhary i chrezvychainye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiya. (Fire and Emergencies: Prevention, Liquidation). 2019, no. 3, pp. 5-15 (in Russ.). D01:10.25257/FE.2019.3.5-14

2. Antyukhov V.I., Ostudin N.V. Modeling of the process of intellectual support of activities of officials of control centres in crisis situations of EMERCOM of russia in making management decisions. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia]. 2017, no. 2, pp. 78-93 (in Russ.).

3. Stankevich T.S. Research of decision-making by head of fire extinguishing in the seaport. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti (Life Safety). 2016, no. 1, pp. 55-59 (in Russ.).

4. Butuzov S.Yu., Razhnikov S.V., Ryzhenko A.A., Amankeshuly D. Application of artificial neural networks to assess the effectiveness of the functioning of the notification and information system of the Russian Federation in emergency situations and fires. Vestnik Kokshetauskogo tekhnicheskogo instituta [Bulletin of the Kokshetau Technical Institute], 2019, no. 4(36), pp. 4-12 (in Russ.).

5. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. Matematicheskie metody i modeli upravleniia v GPS i RSChS [Mathematical methods and management models in the State Fire Service and the Unified State System of Emergency Prevention and Response]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2011. 200 p. (in Russ.).

6. Novikov D.A. Metodologiya upravleniya [Management methodology]. Moscow, Librokom Publ., 2011. 128 p. (in Russ.).

7. Novikov D.A., Abramova N.A., Ginsberg K.S. Chelovecheskiy faktor v upravlenii. Sbornik statey [The human factor in management: a collection of articles]. Moscow, KomKniga Publ., 2006. 493 p. (in Russ.).

8. Tarantsev A.A. Regressionnyy analiz i planirovanie ispytaniy v zadachakh prinyatiya resheniy [Regression analysis and test planning in decision making tasks]. St. Petersburg, IPTR RAS Publ., 2017. 148 p. (in Russ.).

9. Razhnikov S.V., Butuzov S.Yu. Effective management of the system for warning the population in emergencies. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti. [Technology of Technosphere Safety]. 2017, iss. 1(71), pp. 180-189. (in Russ.). Available at:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29871095 (accessed March 1, 2022) (in Russ.).

10. Topolsky N., Vilisov V. Metody, modeli i algoritmy v sistemakh bezopasnosti: mashinnoye obucheniye, robototekhnika, strakhovaniye, risk, kontrol. [Methods, models and algorithms in security systems: machine learning, robotics, insurance, risks, control]. Moscow, Publishing Center RIOR, 2021. 475 p. (in Russ.). DOI: 10.29039/02072-2

11. Razhnikov S.V., Popov A.L., Butuzov S.Yu. As. 2018621459 Rossijskaya Federaciya. Baza dannyh avtomatizirovannogo rabochego mesta "Kompleksnoj sistemy ehkstrennogo opoveshcheniya naseleniya" "Kompleksnoj informacionnoj sistemy monitoringa i upravleniya silami i sredstvami MCHS g. Moskvyf [Database workstation «Integrated system of emergency public notification" "Integrated information system for monitoring and control of forces and means of EMERCOM of Moscow"]. No. 2018621459, published September 6, 2018, FIPS (in Russ.).

12. Popov A.L., Razhnikov S.V. The automated workplace of the operator of the integrated system of emergency notification to the population in crisis situations. Sistemy kontrolya okruzhayushchei sredy (Environmental Control Systems), 2019, iss. 4(38), pp. 145-151 (in Russ.). DOI: 10.33075/2220-58612019-4-145-151

13. Ageev S.V., Zhukovskiy M.S., Leonova A.N., Nosov M.V. Methods for evaluating the effectiveness of being in long-term operation of systems for public notification. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2015, iss. 3(16), pp. 171-181. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25101405 (accessed February 14, 2022) (in Russ.).

14. Barkovsky S.A., Spiridonov A.V., Ovsyanik A.I., Semikov V.L., Belkin K.A., Godlevsky P.P. Network-centric approach to prevention and elimination of forest fires based on integration information resources and systems. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2020, iss. 3(89), pp. 98-109 (in Russ.). DOI: 10.25257/TTS.2020.3.89.98-109

15. Gvozdev E. V. Informatsionno-upravlyayushchaya Sistema obespecheniya pozharnoy bezopasnosti territorialno raspredelitelnykh obektov zhilishchno-kommunalnogo tipa [Information and control system to ensure fire safety of territorial distribution facilities of housing and communal type. PhD in Engin.Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016. 156 p. (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Сергей Владимирович РАЖНИКОВ Н

Преподаватель кафедры организации деятельности пожарной охраны, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 5300-2939 ДийгЮ: 961956 Н [email protected]

Станислав Юрьевич БУТУЗОВ

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий,

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Sergey V. RAZHNIKOV H

Teacher of the Department of Fire Service Activities Organization,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 5300-2939

AutorlD: 961956

H [email protected]

Stanislav Yu. BUTUZOV

Grand Doctor in Engineering, Professor,

Professor of the Department of Information Technologies,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 4642-9955 AutorlD: 283236

ORCID ID: 0000-0003-0465-1903 [email protected]

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-KOfl: 4642-9955 AutorlD: 283236

ORCID ID: 0000-0003-0465-1903 [email protected]

Поступила в редакцию 01.02.2022 Принята к публикации 18.02.2022

Received 01.02.2022 Accepted 18.02.2022

Для цитирования:

Ражников С. В., Бутузов С. Ю.

Модель и алгоритмы поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 1. С. 68-77. 001:10.25257/РБ.2022.1.68-77

For citation:

Razhnikov S.V., Butuzov S.Yu. Support model and algorithms of managing, warning and informing population in case of emergency situations and fires at the municipal level. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya (Fire and emergencies: prevention, elimination). 2022, no. 1, pp. 68-77. D01:10.25257/ FE.2022.1.68-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.