Научная статья на тему 'Направления совершенствования бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Узбекистан'

Направления совершенствования бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакайбаева А. С.

Переход к рыночной модели экономики с провозглашением независимости привел к необходимости более детального учета в бюджетных учреждениях. В этот период изменения, произошедшие в бюджетной системе, потребовали значительной модификации и системы бюджетного учета. Новая налоговая система, новые принципы межбюджетных отношений требуют новых методов бюджетного учета, которые, тем не менее, не вводятся в практику бюджетного учета на протяжении нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования бухгалтерского учета исполнения бюджета в Республике Узбекистан»

V_/

Бакайбаева А.С.

Старший преподаватель Учебного Центра при Министерстве финансов Республики Узбекистан

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Переход к рыночной модели экономики с провозглашением независимости привел к необходимости более детального учета в бюджетных учреждениях. В этот период изменения, произошедшие в бюджетной системе, потребовали значительной модификации и системы бюджетного учета. Новая налоговая система, новые принципы межбюджетных отношений требуют новых методов бюджетного учета, которые, тем не менее, не вводятся в практику бюджетного учета на протяжении нескольких лет.

Будучи относительно самостоятельным компонентом бухгалтерского учета, бюджетный учет в Республике Узбекистан по мере развития до настоящего момента не воспринял многие эволюционные изменения, произошедшие в бухгалтерском учете коммерческих организаций.

Как показывает анализ существующей системы, Законы Республики Узбекистан «О бюджетной системе» и «О бухгалтерском учете» в настоящее время не устанавливают правовых основ бюджетного учета в полной мере. Например, Законом «О бухгалтерском учете» не предусмотрены такие субъекты бухгалтерского учета, как институциональные единицы. В Законе «О бюджетной системе» под бюджетным учетом понимается лишь учет исполнения бюджетов, но не учет имущества и обязательств, а также операций экономической деятельности институциональных единиц.

Действующий план счетов бюджетного учета не позволяет корректно учитывать имущество и обязательства, доходы и расходы институциональных единиц, в

том числе в рамках бюджетных учреждений. Состав бюджетной отчетности отличен от требований международных стандартов и теории бухгалтерского учета, что требует дальнейшего конструктивного совершенствования.

Вместе с тем при анализе существующей системы учета было выявлено, что методы учета некоторых объектов (например, непроизведенных активов) в действующих инструкциях не раскрыты. Ряд правил формирования бюджетной отчетности требует совершенствования (например, необходимо формирование отчета об изменении чистых активов/капитала). Наравне с методологическими задачами бюджетного учета были проанализированы и практические проблемы применения норм действующих Правил и Инструкций.

Соответственно, нормативно-правовая база, определяющая правовые и организационные вопросы бюджетного учета, должна быть доработана с учетом нового понимания сферы действия и задач бюджетного учета и отчетности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 12, 2012

В рамках реформы бюджетного процесса Министерством финансов Республики Узбекистан была разработана и внедрена новая Экономическая классификация расходов государственного бюджета Республики Узбекистан1, на основе которой организовано составление и исполнение расходной части государственного бюджета Республики Узбекистан. Перечислим наиболее существенные изменения, внесенные в бюджетную классификацию с 2011 года2:

- введение унифицированного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- обеспечение применения кода администратора бюджетных средств к операциям по доходам,расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов, установление идентичности указанного показателя по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов;

- введение территориальной классификации доходов и территориальной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

- обеспечение согласования классификации доходов, экономической классификации расходов, экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов с классификацией операций сектора государственного управления, которая группирует операции исходя из их экономического содержания и воздействия на чистую стоимость активов.

Основная аналитическая роль новой классификации доходов, экономической классификации расходов и классифика-

1 Приказ министра финансов "Об утверждении Экономической классификации расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, указаний по применению отдельных классов и подклассов Экономической классификации" от 06.03.2003 г. № 27.

2 Приказ министра финансов «Об утверждении Инструкции по применению бюджетной классификации Республики Узбекистан» от 20.08.2010 г. № 65 (Зарегистрирован Министерством юстиции от 11.10.2010 г. № 2146).

ции источников финансирования дефицитов бюджетов Республики Узбекистан - обеспечить формирование показателя дефицита бюджета и отразить, за счет каких источников органы государственной власти и местного самоуправления финансируют этот дефицит или каким образом они используют средства превышения доходов над расходами. Показатель дефицита бюджета традиционно анализируется при кассовом исполнении бюджета, когда основное внимание органов государственной власти и местного самоуправления сосредоточено на поступлении и выбытии денежных средств в результате операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов.

Ряд существенных элементов бюджетного учета требует нормативного закрепления, доработки либо уточнения. Приведем лишь некоторые из разработанных форм отчетности, предлагаемых в качестве научной новизны к применению.

Баланс должен давать информацию о наличии у субъекта имущества и обязательств и состоять из двух частей - актива и пассива. В активе предлагаемого баланса отражается имущество институциональной единицы, включая основные средства, нематериальные и непроизводственные активы (включая землю), товарно-материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, финансовые активы и дебиторскую задолженность. В пассиве баланса отражаются обязательства (долгосрочные/краткосрочные) и финансовый результат. Причем для большей наглядности данного отчета, считаем целесообразным отражать в балансе аналогичные данные за прошлый период.

Отчет о финансовых результатах деятельности. С введением новой системы отчетности, национальная система бюджетного учета будет предусматривать формирование Отчета о финансовых результатах, состоящего из доходов, расходов и финансовых результатов деятельности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 12, 2012

V_

В целях использования данного отчета необходимо интегрировать в план счетов бюджетного учета коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которые включают в себя не только классификацию доходов и расходов, но и классификацию операций по приобретению и выбытию активов и обязательств. Причем отражение чистого приобретения и чистого выбытия активов и обязательств - новый элемент в бюджетном учете, который обусловлен исключительно правилами, установленными Статистикой государственных финансов - 2001 (СГФ 2001).

Однако для удовлетворения потребностей внешних, а также внутренних пользователей рассматриваемый отчет приближен к Международным стандартам для государственного сектора (МСБУГС). Ведь для того, чтобы оценить эффективность хозяйственной деятельности отчитывающегося субъекта, необходимо из общего объема доходов и расходов вычленить те из них, которые связаны с обычной деятельностью субъекта. Только тогда будет возможно проводить анализ эффективности экономических решений органов власти в течение нескольких отчетных периодов.

Отчет о движении денежных средств. Считаем целесообразным предложить такой отчет, в котором будут отражаться поступления и расходы, осуществленные в отчетном периоде с отражением остатка денежных средств на конец отчетного периода и за аналогичный период прошлого года.

Пояснительная записка. Предлагаемые требования к пояснительной записке новой бюджетной отчетности предполагают представлять сопоставительную информацию именно в ней, а не в балансе или отчете о финансовых результатах деятельности.

В пояснительной записке должны приводиться основные факторы, повлиявшие на ход исполнения сметы расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, причины (анализ) экономии выделен-

ных из бюджета средств (при экономии), причины и время возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей, меры, принятые по взысканию допущенных просроченных задолженностей, сведения о льготах по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, предоставленных организациям в соответствии с законодательством и их использовании, а также сведения по приходу и расходованию в отчетном периоде бумаги, суммы недостач и хищений денежных средств и других товарно-материальных ценностей и другие пояснения, связанные с отчетами.

Таким образом, предлагаемые требования к пояснительной записке бюджетной отчетности довольно полно удовлетворяют требованиям международных стандартов финансовой отчетности, и не противоречит требованиям СГФ. При этом, запиской не предусматриваются дополнительные аналитические показатели, которые установлены СГФ. Однако учитывая, что эти дополнительные показатели не являются обязательными, необходимо констатировать, что пояснительная записка к бюджетной отчетности не противоречит требованиям СГФ.

МСБУГС и СГФ не определяют технику учета, вводя только требования к отчетности. Но на практике некоторые страны нормативно устанавливают план счетов, а некоторые - нет.

Единый план счетов (ЕПС) бухгалтерского учета казначейского исполнения государственного бюджета разработан на основе: Закона Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете", Руководства по Статистике государственных финансов 2001 (СГФ 2001) и Международных стандартов для государственного сектора (МСБУГС). ЕПС устанавливает основы для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан, для учета операций по исполнению бюджета, иных операций, осуществляемых институциональными единицами, а также имущества и обязательств институ-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 12, 2012

Рисунок 1.

Структура Единого плана счетов по бухгалтерскому учету казначейского исполнения государственного бюджета1

циональных единиц, в том числе имущества, обязательств и операций бюджетных учреждений.

Как можно заключить из этого, формирование и составление отчетности по исполнению государственного бюджета с использованием ЕПС в Казначействе должно осуществляться в трех направлениях на основе:

- принципов и методов СГФ 2001;

- кассового метода (по кассовому исполнению государственного бюджета;

- на основе метода начисления в соответствии с национальными и международными стандартами.

Таким образом, в рамках реформирования бюджетного учета предлагается введение интегрированного с новой бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам, которыми предусмотрены счета, показанные на рисунке 1. Если данные счета ЕПС интерпретировать в качестве объектов учета, тогда подобное понимание объектов учета принципиальнейшим образом меняет идеологию бюджетного учета.

1 Рисунок составлен автором статьи.

Поскольку бюджетная классификация является аналитической составляющей бюджетного учета (будучи по сути механизмом управленческого учета), требуется максимальная интеграция и взаимодействие бюджетной классификации со счетами бюджетного учета.

При разработке стандартов бюджетного учета и отчетности и иных нормативных документов необходимо учитывать, что МСБУГС и СГФ для ряда случаев предусмотрены разные способы учета. Это является следствием разных задач, стоящих перед финансовым учетом (МСБУГС) и статистикой государственных финансов (СГФ). Следовательно, при разработке методов бюджетного учета в Республике Узбекистан необходим компромисс, относительно следования тем или иным международным стандартам.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе экономики необходим для повышения прозрачности системы местных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности, обеспечения максимально полного учета неохваченных в настоящее время финансовых операций, создании условий для анализа динамики и уровня бюджетной задолженности, налоговых льгот, оценки

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 12, 2012

эффективности оказываемых бюджетных услуг.

На основе анализа принципиальных разногласий в системе бюджетной отчетности и учетных процедур, были зафиксированы направления дальнейшего развития национальной системы бюджетного учета. Для эффективного

управления бюджетом требуется глубокий аналитический учет. Это приводит к интеграции бюджетной классификации (учитывающей среди прочего международные стандарты Статистики государственных финансов) с планом счетов бюджетного учета.

Список литературы:

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения государственного бюджета» от 28.02.2007 г. № ПП-594.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по подготовке к реализации проекта "Реформа управления государственными финансами" от 26.04.2002 г. № 144.

Закон Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" от 30 августа 1996 г. № 279-1.

Закон Республики Узбекистан "О бюджетной системе" от 14 декабря 2000 г. № 158-11.

Инструкция "О бухгалтерском учете в бюджетных организациях", зарегистрированы Министерством юстиции от 22 декабря 2010г. № 2169.

Инструкция "Бухгалтерский учет в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете" (утверждена приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 г. № 61).

Международные стандарты финансовой отчетности. - Международная федерация бухгалтеров (^АС).

Международные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (МСБУГС). - Международная федерация бухгалтеров (^АС).

Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан.

"Правила казначейского исполнения Государственного бюджета", зарегистрированы Министерством Юстиции Республики Узбекистан от 16.09.2009 г. № 2007.

Руководство по статистике государственных финансов 2001. - Международный Валютный фонд, 2001.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 12, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.