г~60 ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНДЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ ) ч_ГОСУДДРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД_)
Сафаров Ш.Ю.
Начальник Отдела расчетов по внутреннему и внешнему долгу Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОЙ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ С УЧЕТОМ ПРЕИМУЩЕСТВ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА1
В соответствии с Законами Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета»2, «О бюджетной системе»3 и «О бухгалтерском учете»4, Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета»5, в течение нескольких лет успешно осуществляются операции казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан, а также эффективно применяется новая Бюджетная классификация с учетом преимуществ и особенностей Единого казначейского счета.
В связи с принятием новой Бюджетной классификации, изменились основные этапы процесса открытия лицевого счета по государственному внутреннему и внешнему долгу, в частности, по государственным среднесрочным казначейским облигациям, которые показаны в нижеследующей таблице.
С помощью специализированных программных модулей ПК «Казначейство» проводится эффективный мониторинг по своевременному обслуживанию государственного долга, исполнению хозяйствующими субъектами-заемщиками по государственным внутренним и внешним заимствованиям договорных обяза-
1 Настоящая статья подготовлена в рамках научного проекта «Разработка теории и методологии управления государственными внешними активами и обязательствами в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета» (код №Д2-017 + (Д2-018)
2 Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.
3 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.
4 Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 142).
5 Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 9-10, ст. 82.
Таблица 1.
Основные этапы процесса открытия в ПК «Казначейство» лицевого счета по государственному внутреннему долгу (по ГСКО) в соответствии с новой Бюджетной классификацией Республики Узбекистан
~ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ бТ^
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
Номер этапа Наименование мероприятия Номера разрядов Содержание разрядов Примечание
1-этап Определение кода источников средств и уровней бюджетов, в соответствии с утвержденной Классификацией источников средств и уровней бюджетов 100010 «Республиканский бюджет» При обслуживании государственного долга за счет средств местного бюджета применяется код «100020»
2-этап Установление кода валюты, в соответствии с утвержденным Классификатором валют 860 Национальная валюта -«сум» Для евро используется код 978; долларов США -840; СДР - 001; кувейтского динара - 414.
3-этап код территориальной принадлежности, в соответствии с утвержденной Территориальной классификацией 26266 г. Ташкент Юнусабадский район
4-этап код соответствующей Функциональной классификации 7017000 Обслуживание государственного долга По данному коду производятся платежи по государственному внутреннему и внешнему долгу
5-этап код соответствующей Организационной классификации; 092 Глава 092-код Министерства финансов и его территориальных подразделений;
5-этап Определение кода индивидуального номера лицевого счета получателя бюджетных средств 001 Этот код в автоматизированном режиме присваивается ПК «Казначейство»
тельств, систематически проводится комплексный анализ и оценка состояния и проблемы управления по государственному долгу, а также разрабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию управления государственными заимствованиями Республики Узбекис-тан1.
В настоящее время разработаны и успешно реализованы в структурных подразделениях Казначейства и Министерства финансов Республики Узбекистан теория и методология управления государственным долгом в условиях казначейского
1 Сафаров Ш.Ю. Узбекистон Республикаси Давлат бюджетининг Fазна ижросида давлат ички ва ташки карзларини бошкариш методологияси ва механизми. // Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Иктисодиёт институти, Тошкент, «Иктисод ва молия» журнали, 2010 й., 7-сон, 34-39.
исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, при этом, было обеспечено достижение нижеследующих научных результатов и нововведений:
• первое, комплексно проанализированы опыт зарубежных стран и рекомендации международных финансовых институтов в области управления государственным долгом, в том числе государственных ценных бумаг, процессы казначейского исполнения государственного бюджета, в части расчетов по государственному внутреннему и внешнему долгу, а также исследованы механизмы привлечения государственного долга, как за счет средств государственных внутренних заимствований, так и за счет средств государственных внешних заимствований, с
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 11, 2012
ДДВЛДТ БЮДЖЕТИ ВД FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДДРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД
учётом особенностей и преимуществ Единого казначейского счета;
• второе, проведен системный анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на развитие экономик зарубежных стран и состояние уровня государственного внутреннего и внешнего долга, рынка ценных бумаг иностранных государств;
• третье, была научно обоснована и раскрыта экономическая сущность государственного долга и его составляющих;
• четвёртое, проведено комплексное научное исследование по функционирующим механизмам нормативно-правового регулирования государственного долга зарубежных стран и Республики Узбекистан;
• пятое, на основе осуществления ретроспективного анализа долговых обязательств и нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, а также согласно рекомендациям международных финансовых организаций, исследованы современное состояние, структура и основные составляющие государственного внешнего и внутреннего долга Республики Узбекистан;
• шестое, комплексно исследованы теоретические основы рисков, проведена классификация рисков, возникающих при осуществлении расчетов по государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнении гарантий Республики Узбекистан в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан;
• седьмое, на базе комплексного анализа состояния дефицита государственного бюджета и уровня государственного долга ряда зарубежных стран, а также мер, принимаемых правительствами иностранных государств, исследована и разработана методика планирования опти-
мальной (умеренной) долговой нагрузки по отношению к расходам Государственного бюджета по государственному внешнему и внутреннему долгу Республики Узбекистан;
• восьмое, разработаны предложения по совершенствованию методологии управления государственным долгом, а также по построению и обеспечению оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан;
• девятое, подготовлена и реализована методология оценки оптимальных (умеренных) объемов государственного внешнего и внутреннего долга в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан;
• десятое, были разработаны специализированные модули по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга, исполнения гарантий Республики Узбекистан, которые эффективно функционируют в составе программного комплекса «Казначейское исполнение Государственного бюджета» и обеспечивают финансовый контроль, как над размером государственных заимствований, так и за процессом своевременного и в полном объеме погашения амортизации, комиссий, процентов и других платежей по государственному долгу Республики Узбекистан.
В настоящее время вышеуказанные научные результаты позволяют эффективному управлению государственным внутренним и внешним долгом в условиях применения новой бюджетной классификации с учетом преимуществ Единого казначейского счета, повышают эффективность использования средств республиканского и местных бюджетов и дальнейшему повышению экономического потенциала нашей страны.
~ДАВ^ 63"^
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
Список литературы:
Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.
Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.
Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. // «Народное слово» от 13 ноября, 2010 г. №220 (5135).
И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: ИПТД «Узбекистон», 2009 г. с.48.
Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на пленарном заседании высокого уровня по Целям развития тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН // «Народное слово» от 22 сентября 2010 года, № 184 (5069).
Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на церемонии открытия 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития. // «Народное слово» от 4 мая 2010 года, № 86 (4971).
Руководство по статистике государственных финансов 2001 года // Статистическое управление. 2-е изд., Международный валютный фонд, Вашингтон, 2001 г., 230 с.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011 года №ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", № 1-2, ст. 3.
Правила по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утверждены Приказом министра финансов от 17.10.2007 г. №93, зарегистрированы МЮ 05.12.2007 г. №1746. // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., №48-49, ст. 495.
Сафаров Ш.Ю. Узбекистон Республикаси Давлат бюджетининг Fазна ижро-сида давлат ички ва ташки карзларини бошк,ариш методологияси ва механиз-ми. // «Ик,тисод ва молия», 2010 й., 7-сон, 34-39.