Научная статья на тему 'Методологические основы управления задолженностью по государственным ценным бумагам, с использованием Единого казначейского счета'

Методологические основы управления задолженностью по государственным ценным бумагам, с использованием Единого казначейского счета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафаров Ш. Ю.

В целях качественного выполнения требований Законов Республики Узбекистан «О бюджетной системе»2, «О бухгалтерском учете»3 и «О казначейском исполнении Государственного бюджета»4, Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета»5, в течение нескольких лет успешно осуществляются операции казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления задолженностью по государственным ценным бумагам, с использованием Единого казначейского счета»

~ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ 7 > ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_,

Сафаров Ш.Ю.

Начальник Отдела расчетов по внутреннему и внешнему долгу Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА1

В целях качественного выполнения требований Законов Республики Узбекистан «О бюджетной системе»2, «О бухгалтерском учете»3 и «О казначейском исполнении Государственного бюджета»4, Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета»5, в течение нескольких лет успешно осуществляются операции казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному вну-треннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан.

При исследовании государственного внутреннего долга, в том числе го-

1 Настоящая статья подготовлена в рамках научного проекта «Разработка теории и методологии управления государственными внешними активами и обязательствами в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета» (код №А2-017 + (А2-018)

2 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.

3 Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 142).

4 Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.

5 Постановление Президента Республики Узбе-

кистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 9-10, ст. 82.

сударственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций, государственных среднесрочных казначейских обязательств и др.) Республики Узбекистан, необходимо следовать определениям, указанным в законодательных актах Республики Узбекистан.

В частности, согласно ст.3 Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе»6:

государственный долг - совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственных внутренних и внешних заимствований;

государственный внутренний долг -совокупность обязательств Республики

6 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» №158-11 от 14.12.2000г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Узбекистан, возникших в результате государственных внутренних заимствований.

государственный внешний долг - совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственных внешних заимствований;

государственное внутреннее заимствование - привлечение активов из внутренних источников (юридических и физических лиц-резидентов), по которым возникают обязательства Республики Узбекистан как заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами Республики Узбекистан.

В Законе Республики Узбекистан №ЗРУ-163 «О рынке ценных бумаг», который был принять 22 июля 2008 года применяются следующие понятия:

государственные ценные бумаги - казначейские обязательства Республики Узбекистан и облигации, выпущенные уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан органом, а также облигации Центрального банка Республики Узбекистан;

казначейские обязательства Республики Узбекистан - эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие внесение их владельцами денежных средств в Государственный бюджет Республики Узбекистан и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2004 г. №11 «О выпуске государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан», в целях дальнейшего совершенствования и развития рынка государственных ценных бумаг, увеличения источников неинфляционного покрытия дефицита государственного бюджета и эффективного использования свободных ресурсов хозяйствующих субъектов:

Министерству финансов Республики Узбекистан разрешено осуществлять с 2004 года выпуск государственных сред-

несрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан1.

При управлении задолженностью по государственным ценным бумагам с использованием Единого казначейского счета, включая такие ответственные этапы, как ввод смет расходов, регистрация кредитных соглашений (договоров), ведение лицевых счетов, оплата расходов и установление казначейского контроля успешно применяются специализированные программные модули в составе программного комплекса «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4».

Для оперативного и рационального проведения выплат по государственным ценным бумагам в Казначейство представляются соответствующая заявка на оплату средств, график платежей по договору, копия постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан о выделении средств из Государственного бюджета. Смета расходов и копия договора по государственным ценным бумагам представляются после утверждения параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011 г. № ПП-1675 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год» предусмотрено: «Установить предельный размер дефицита Государственного бюджета на 2012 год в размере 1,0 процента к объему валового внутреннего продукта (ВВП). Определить, что финансирование дефицита Государственного бюджета осуществляется за счет свободных остатков средств республиканского бюджета на начало 2012 года и других неинфляционных источников в соответствии с законодательством»2.

1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2004г. №11 «О выпуске государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан. "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2004 г., N 1-2, ст. 16.

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011г. №ПП-1675 «О прогнозе

~ДАВ^ 9 >

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Таблица 1.

Основные этапы открытия в ПК «Казначейство» лицевого счета по государственному внутреннему долгу (ГСКО) Республики Узбекистан

Номер этапа Наименование мероприятия Номера разрядов Содержание разрядов Примечание

1-этап В соответствии с утвержденной Классификацией источников средств и уровней бюджетов определяется код источников средств и уровней бюджетов 100010 «Республиканский бюджет» При обслуживании государственного внутреннего долга за счет средств местного бюджета применяется код «100021»

2-этап На основании утвержденной Территориальной классификации выбирается код территориальной принадлежности получателя бюджетных средств 26266 26 - код г.Ташкент; 266 - код Юнусабадского района Учитывается местонахождение получателя бюджетных средств или организации-заемщика

3-этап Определяются коды соответствующих показателей Бюджетной классификации получателя бюджетных средств (раздел, глава, параграф) 239009211 Раздел 239 - Расходы по обслуживанию Государственного внутреннего долга; Глава 092 - код Министерства финансов и его территориальных подразделений; Параграф 11- Расходы по государственным среднесрочным казначейским обязательствам Республики Узбекистан По настоящему разделу производились также платежи по внутренним кредитам, привлеченным Правительством Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан.

4-этап Присвоение кода индивидуального номера лицевого счета получателя бюджетных средств 001 001 - это уникальный код и находится в пределах от 1 до 999. ПК «Казначейство» в автоматизированном режиме присваивает этот код

Вместе с этим, в пункте 23 вышеотме-ченного Постановления отмечено: «Министерству финансов Республики Узбекистан осуществить в течение 2012 года за счет средств республиканского бюджета досрочное полное погашение задолженности по государственным среднесрочным казначейским обязательствам (ГСКО) без новых размещений»1.

В целях эффективного управления государственным внутренним долгом (в том числе по государственным ценным бума-

основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2011 г., N 52, ст. 561.

1 Постановление Президента Республики Узбе-

кистан от 30.12.2011г. №ПП-1675 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2011 г., N 52, ст. 561.

гам: государственным краткосрочным облигациям и государственным среднесрочным казначейским облигациям) была разработана методология открытия, ведения лицевых счетов по кредитным соглашениям (договорам) и внедрена в соответствующих подразделениях Казначейства в соответствии с Правилами по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 17.10.2007 г. №93 (рег. №1746 от 05.12.2007 г.)2.

2 Правила по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утверждены Приказом министра финансов от 17.10.2007г. №93, зарегистрированы МЮ 05.12.2007г. №1746. // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., №48-49, ст. 495.

г_10 Дав^ат1юдЖётИва?аз^ач^тйктйзймИ7—

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Таблица 2.

Регистрация кредитных договоров и присвоение номера лицевого счета по договорам для осуществления выплат по государственному внутреннему долгу (ГСКО) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан

Номер договора Дата договора Дата рег. договора Сумма договора Ввод данных в ПК "Казначейское исполнение Государственного бюджета", регистрация кредитных договоров и присвоение номера лицевого счета

26026 UMFS F 09.07.2008 06.01.2010 86 761 643,84 10001262662390921101 1

26037 UMFS F 08.07.2009 06.01.2010 85 265 753,42 10001262662390921101 2

Уникальный номер лицевого счета получателя бюджетных средств или заёмщика по государственному внутреннему долгу до 1 января 2011 года состоял из двадцати двух разрядов. Например, 1000102626623909211001. Это лицевой счет, открытый по государственным среднесрочным казначейским облигациям.

Основные этапы открытия в ПК «Казначейство» лицевого счета по государственному внутреннему долгу, в частности, по государственным среднесрочным казначейским облигациям, приведены в нижеследующей таблице.

В целях эффективного управления задолженностью по государственным ценным бумагам с использованием Единого казначейского счета и для качественного ведения процесса исполнения обязательств по кредитным соглашениям (договорам), совершенным в рамках привлеченного государственного долга Республики Узбекистан, реализована методология регистрации кредитных договоров в ПК «Казначейство» и присвоение номера лицевого счета по кредитным договорам для осуществления выплат по государственному долгу (на примере ГСКО) за счет средств Государственного бюджета в условиях казначейской системы исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Основные стадии регистрации кредитных договоров в ПК «Казначейство» и присвоения номера лицевого счета по договорам для осуществления выплат по государственному внутреннему долгу (ГСКО) за счет средств Государственно-

го бюджета Республики Узбекистан представлены в прилагаемой таблице.

С 1 января 2011 года уникальный номер лицевого счета получателя бюджетных средств состоит из двадцати семи разрядов1:

Номера разрядов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Номера разрядов

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

где;

с 1 разряда по 6 разряд - код источников средств и уровней бюджетов, в соответствии с утвержденной Классификацией источников средств и уровней бюджетов;

с 7 разряда по 9 разряд - код валюты, в соответствии с утвержденным Классификатором валют;

с 10 разряда по 14 разряд - код территориальной принадлежности, в соответствии с утвержденной Территориальной классификацией;

с 15 разряда по 24 разряд - коды соответствующих показателей Бюджетной классификации получателя бюджетных средств, из них:

с 15 разряда по 21 разряд - код соответствующей Функциональной классификации;

1 Правила по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утверждены Приказом министра финансов от 17.10.2007г. №93, зарегистрированы МЮ 05.12.2007г. №1746. // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., №48-49, ст. 495.

~давлатБЮДЖЁТИВА^

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

с 22 разряда по 24 разряд - код соответствующей Организационной классификации;

с 25 разряда по 27 разряд - код индивидуального номера лицевого счета получателя бюджетных средств.

В целях эффективного осуществления казначейского исполнения государственного бюджета, в части расчетов по государственному долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»:

- на основе методологии и рекомендаций международных финансовых институтов и комплексного анализа функционирования зарубежных систем управления государственным долгом, был разработан и полностью внедрен во всех структурных подразделениях финансовых органов и казначейских подразделений, порядок взаимодействия между Казначейством и структурными подразделениями Министерства финансов Республики Узбекистан, а также территориальными финансовыми органами и казначейскими подразделениями при осуществлении казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, внутреннему и внешнему долгу и исполнению гарантий Республики Узбекистан1;

- в научно обоснованном виде подготовлены формы аналитических таблиц и полностью реализована методика составления Перечня кредитных соглашений и/ или кредитных договоров на выделение сумовых средств для обслуживания государственного долга за счет средств республиканского бюджета, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов за январь - декабрь соответствующего финансового года и Перечня кредитных договоров (соглашений) на выделение сумовых средств для обслуживания государственного долга за счет средств Гарантийного фонда по долговым обяза-

1 Сафаров Ш.Ю. Давлат бюджетининг тазна иж-росида жалб этилган маблатларни бошкариш ме-тодологияси. Укув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Президенти хузуридаги Давлат ва жамият курилиши академияси. -Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010й. 80 б.

тельствам Республики Узбекистан на соответствующий финансовый год2

- с учётом специфических особенностей новой бюджетной классификации в части обслуживания государственного долга, разработаны электронные формы аналитических таблиц по сметам расходов на выделение сумовых средств для обслуживания государственного долга за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, на предоставление ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, бюджетам областей, г.Ташкента из республиканского бюджета и на предоставление ссуд из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам, а также на выделение ссуд внебюджетным Фондам при Министерстве финансов и хозяйствующим субъектам за счет средств республиканского бюджета за январь - декабрь соответствующего финансового года;

- были научно обоснованы и разработаны электронные формы отчетности в виде аналитических таблиц, специализированные программные модули в составе ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4», а также полностью реализована методика заполнения в автоматизированном режиме форм отчетности по обслуживанию государственного долга, исполнению гарантий в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Разработанный и успешно реализованный механизм осуществления казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюдже-та-4», позволяет провести комплексный анализ динамики объёмов и структуры государственного долга нашей страны.

Вместе с этим, с помощью указанного механизма можно подготовить различ-

2 Сафаров Ш.Ю. Бюджет ссудаларини тазначилик тизими оркали самарали бошкариш механиз-ми. Укув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Президенти хузуридаги Давлат ва жамият курилиши академияси. -Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010й. 93 б.

' 12 Дав^ат1юдЖётИва?аз^ач^тйктйзймй/—

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

ные аналитические материалы в целях эффективного управления государственным внутренним и внешним долгом, и для разработки предложений по построению и обеспечению оптимальной структуры по государственному долгу, в том

числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.) Республики Узбекистан.

Список литературы:

Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.

Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.

Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010г. №220 (5135).

И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: ИПТД «Узбекистан», 2009г. с.48.

Руководство по статистике государственных финансов 2001 года // Статистическое управление. 2-е изд., Международный валютный фонд, Вашингтон, 2001г., 230 с.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011г. №ПП-1675 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2011 г., N 52, ст. 561.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011года №ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", №1-2, ст. 3.

Правила по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утверждены Приказом министра финансов от 17.10.2007г. №93, зарегистрированы МЮ 05.12.2007г. №1746. // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., №48-49, ст. 495.

Сафаров Ш.Ю. Давлат бюджетининг Fазна ижросида жалб этилган маблаFларни бошк,ариш методологияси. Ук,ув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Президенти х,узуридаги Давлат ва жамият курилиши академия-си. -Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010й. 80 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.