Научная статья на тему 'Действующий механизм исполнения государственного бюджета в Республике Узбекистан'

Действующий механизм исполнения государственного бюджета в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. С. Кучкаров

Закон Республики Узбекистан о т 26.08.2004 г. N 664-11 "О казначейском исполнении Государственного бюджета" а также Постановление Президента Республики Узбекистан о т 28 февраля 2007 года N nn-S94 "О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета" определили основные задачи, функции, полномочия и ответственность Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Действующий механизм исполнения государственного бюджета в Республике Узбекистан»

Т. С. Кучкаров

Заведующий кафедрой "Бухгалтерского учета и финансового анализа" Учебный Центр Министерства финансов, к.э.н., доцент

ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

СТАТЬЯ НАПИСАНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГКНТ РУЗ № 2-054, "КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА".

Закон Республики Узбекистан от 26.08.2004 г. N 664-11 "О казначейском исполнении Государственного бюджета" а также Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года N ПП^4 "О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета" определили основные задачи, функции, полномочия и ответственность Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан.

За истекший период создано Казначейство Министерства финансов и его территориальные подразделения во всех регионах республики, разработана и внедрена методологическая база казначейского исполнения. Внедрена система казначейских счетов, с закрытием банковских счетов бюджетных организаций. Также внедрен казначейский контроль над целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов бюджетных организаций.

Реализовано поэтапное внедрение казначейской системы исполнения государственного бюджета в республике. Бюджетные организации республики, внебюджетные государственные целевые фонды, а также внебюджетные фонды бюджетных организаций перешли на обслуживание через казначейские органы.

В целом до настоящего времени меры по внедрению казначейской системы успешно развиваются, но к сожалению они коснулись исключи-

тельно расходной части государственного бюджета республики, в то время как порядок исполнение его доходной части практически не изменился

В настоящее время кассовое исполнение государственного бюджета республики осуществляется Центральным банком и уполномоченными коммерческими банками. Зачисление налоговых доходов в государственный бюджет осуществляется с применением специальных транзитных счетов, открытых в подразделениях коммерческих банков, обслуживающих органы государственной налоговой службы. Зачисление других неналоговых доходов (кроме таможенных платежей) также осуществляется с использованием вышеуказанных транзитных счетов.

Распределение поступающих доходов между различными уровнями бюджетов также осуществляется банковскими учреждениями на местах, в автоматическом режиме, с использованием спе-

циальной компьютерной программы в соответствии с утвержденными нормативами (коэффициентами). При этом, распределяемые доходы зачисляются на казначейские счета соответствующих бюджетов, а именно:

- доходы республиканского бюджета - на Республиканский казначейский счет республиканского бюджета;

- доходы республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета г. Ташкента - на их территориальные казначейские счета;

- доходы местных бюджетов районов (городов) - на их территориальные казначейские счета.

Распределение доходов и их зачисление в бюджеты осуществляется по принципу "снизу-вверх". Доходы распределяются районными (городскими) подразделениями коммерческих банков между республиканским бюджетом, местным бюджетом региона (Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента) и местными бюджетами районов (городов) одновременно.

При этом, доля местного бюджета района (города) зачисляется напрямую на его территориальный казначейский счет, в то время как доли вышестоящих бюджетов зачисляются на соответствующие казначейские счета через транзитные счета, открытые в региональных подразделениях Центрального банка.

На следующих этапах внедрения казначейского исполнения государственного бюджета планируется передача всех функций по кассовому исполнению доходной части государственного бюджета в казначейские органы, с освобождением от данных функций Центрального банка и коммерческих банков.

В ходе дальнейших реформ, намечается внедрение порядка исполнения государственного бюджета через Единый казначейский счет (ЕКС), с закрытием ныне действующих территориальных казначейских счетов. При предлагаемой схеме функционирования ЕКС, все доходы по налогам и другим обязательным платежам будут зачислятся на ЕКС, с последующим их распределением между республиканским бюджетом и местными бюджетами в централизованном порядке по принципу "сверху-вниз". При этом, доходы бюджетов будут зачислятся на их лицевые счета, открытие на ЕКС, в то время как сами денежные средства всех бюджетов будут аккумулироваться и хранится на ЕКС.

При внедрении вышеуказанного порядка зачисления платежей в государственный бюджет возникает необходимость решения следующих

вопросов:

- опознавание территориального происхождения платежей;

- опознавание организации, производившей взыскание платежей;

- опознавание вида платежа, зачисляемого на ЕКС.

Опознавание территориального происхождения платежей необходимо для осуществления программным комплексом казначейства распределения поступающих доходов между соответствующими бюджетами.

Опознавание организации, производившей взыскание платежей необходимо для осуществления программным комплексом казначейства отчислений на внебюджетный счет данной организации соответствующих отчислений, если это предусмотрено законодательством.

В настоящее время, в отдельных случаях в соответствии с законодательством определенная часть обязательных платежей и других взыскиваемых доходов государственного бюджета оставляются в распоряжении организаций, занимающихся взиманием этих доходов. Остальная часть таких платежей зачисляется в государственный бюджет. В настоящее время распределение таких видов доходов между организациями и государственным бюджетом производится банковскими учреждениями с использованием специального программного комплекса.

Действующие размеры отчислений от государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций, направляемых во внебюджетные фонды министерств и ведомств, утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.04.2010г. №62.

Опознавание вида платежа, зачисляемого на ЕКС также необходимо для правильного осуществления распределения доходов между соответствующими бюджетами. В настоящее время, как уже было отмечено, распределение доходов между тремя уровнями бюджетов производится согласно утвержденным нормативам отчислений. Ожидается, что данный порядок распределения доходов также будет применятся в казначейской системе исполнения доходов государственного бюджета.

Правильное осуществление всех трех вышеуказанных опознавательных процедур будет служить фундаментом для обеспечения качественного казначейского исполнения доходной части государственного бюджета, а именно, в части зачисления доходов в соответствующие бюджеты и

в части ведения полноценного учета по доходам.

Предлагаемый порядок кассового исполнения по доходам при казначейской системе исполнения доходной части Государственного бюджета

Полномасштабное внедрение казначейского исполнения доходной части государственного бюджета с использованием Единого казначейского счета (ЕКС) предусматривает, чтобы все обязательные платежи независимо от территориального происхождения платежей должны зачисляться прямо на ЕКС. При этом, в соответствующих платежных документах будут указаны реквизиты ЕКС, которые будут уникальными.

Для целей опознавания территориального происхождения платежей, опознавания организаций, производившей взыскание платежей и познавания вида платежа, зачисляемого на ЕКС, предла-

гается использовать специальную систему кодировки, которая будет указываться в обязательном порядке в графе "детали платежа" платежного поручения.

В предлагаемой системе кодов отдельные коды будут указывать на район (город), из территории которого осуществляется платеж. На основании текущего количества районов (городов), будут применяться до 199 разных кодов (от 001 до 199) для опознавания территориальной принадлежности платежей.

Кроме того, в системе кодировок отдельные цифры будут указывать на организацию, которая производит взыскание платежа. Такими организациями являются Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по охране природы Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и другие организации, которые занима-

Рис. I Текущая и предлагаемая системы сбора доходов в государственный бюджет республики.

ются взысканием государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций.

Каждой такой организации будет присвоен свой уникальный код, согласно которому на её внебюджетный счет программным комплексом казначейства будут производиться соответствующие отчисления.

Кроме того, в предлагаемой системе кодов отдельные цифры будут указывать на вид дохода (вид налога, сбора и других платежей). При этом, можно сохранить аналогичные условные номера счетов (УНС), используемые в настоящее время в процессе кассового исполнения доходной части государственного бюджета.

Для успешного внедрения казначейского исполнения доходной части государственного бюджета и реализации предлагаемой системы, позлит решение ряда очень важных вопросов.

1. Освобождение коммерческих банков от несвойственных им функций:

- ведения множества банковских счетов для учета поступающих налогов и других обязательных платежей в бюджет по УНСам;

- распределения поступающих налогов и других обязательных платежей между бюджетами разных уровней;

- регулирования недоотчисленных или излишне отчисленных налогов в республиканский бюджет и местные бюджеты;

- составление отчетов о поступлениях налогов и других обязательных платежей в бюджет.

2. Предотвращение несвоевременного зачисления коммерческими банками на территориальные казначейские счета сумм отчислений от налогов и других обязательных платежей;

3. Исключение искажения отчетности об исполнении республиканского и местных бюджетов в связи с несвоевременным зачислением на территориальные казначейские счета сумм отчислений от налогов и других обязательных платежей.

4. Составление оперативной достоверной отчетности о ежедневном поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет в разрезе видов налогов, отраслей экономики, как по контингенту, так и в разрезе республиканского и местных бюджетов.

5. Разработка методики и схемы расчетов для учета поступающих налогов и других обязательных платежей в бюджет в условиях ЕКС Казначейства.

6.Разработка укрупненных алгоритмов и блок схем по расчету поступающих налогов и других обязательных платежей в бюджет в условиях ЕКС Казначейства.

7. Разработка ТЗ по расчету поступающих налогов и других обязательных платежей в бюджет в ЕКС Казначейства.

Внедрение предлагаемой системы и ее реализация программным путем в составе Казначейского программного обеспечения, позволяет устранить многие промежуточные барьеры при сборе доходов, ускорить сбор доходов, повысит эффективность бюджетной системы республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Узбекистан от 14.12.2000 г. N 158-11 "О бюджетной системе"

2. Закон Республики Узбекистан от 26.08.2004 г. N 664-11 "О казначейском исполнении Государственного бюджета"

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года N ПП-594 "О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета".

4. Инструкция о порядке составления поквартального распределения годовых плановых объемов доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете (утверждена приказом МФ от 26.03.2001 г. N 29, зарегистрированным МЮ 12.04.2001 г. N 1025)

5. Правила составления и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан (утверждены приказом МФ от 29.12.2001 г. N 130, зарегистрированным МЮ 14.03.2002 г. N 1111).

6. Инструкция о кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан (зарегистрированным МЮ 19.02.2001 г. №1009).

7. Кучкаров Т.С. и другие. Монография Принципы организации казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистана / Под редакцией Дж.Кучкарова, -Ташкент: Издательский дом "Мир экономики и права", 2005 - 320с.

8. Алимов Р.Х., Ходиев Б.Ю., Алимов К.А. ва бошкалар. "Миллий иктисодда ахборот тизимлари ва технологиялари" Т., "Шарк", 2004 (Укув кулланма); 16,8 б.т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.