Научная статья на тему 'Совершенствовании методологии управления и построении оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан'

Совершенствовании методологии управления и построении оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствовании методологии управления и построении оптимальной структуры государственных заимствований Республики Узбекистан»

58 ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / _ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Ш.Ю. Сафаров

АГОС при Президенте РУз с.н.с.-исследователь

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИИ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН1

Выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отметил: «Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008-2010 годы, то есть в период, когда практически в большинстве стран мира имело место существенное падение темпов роста экономики и процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане составили в 2008 году 9 процентов, в 2009 году - 8,1, в текущем 2010 году ожидается 8,5, а на 2011 год предусматривается 8,3 процента.

В то время, когда серьезнейшую озабоченность, особенно в развитых странах, вызывает продолжающееся увеличение внешнего государственного долга, в Узбекистане внешний долг не превышает 10 процентов, а Государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом. Подобный список внушительных достижений Узбекистана можно было бы продолжить»2.

1 Настоящая статья подготовлена в рамках научного проекта «Разработка теории и методологии управления государственным долгом в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета» (код № 2-053)

2 Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010г. №220 (5135).

В целях качественного совершенствования методологии управления государственным внешним и внутренним долгом, и разработки обоснованных предложений по построению и обеспечению оптимальной структуры государственного внешнего и внутреннего долга, в том числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.), целесообразно научно исследовать взаимосвязь оптимальной структуры и умеренного объема государственного внутреннего и внутреннего долга Республики Узбекистан с важнейшими элементами укрепления экономического потенциала, которая продемонстрирована на прилагаемом рисунке.

Одним из факторов, способствующих укреплению экономического потенциала нашей страны, является оптимальный (умеренный) размер и наиболее благоприятная структура государственного внутреннего и внешнего долга, так как в Республике Узбекистан средства государственных внутренних и внешних заимствований эффективно используются заёмщиками/субзаёмщиками и на обслуживание государственного долга расходуются незначительные бюджетные средства и т.д.

Исходя из благоприятной ситуации в экономике нашей страны и наметившихся прогрессивных тенденций в процессе ее развития, можно выделить следующие комплексные мероприятия по обеспече-

~ДДВЛДГВЮДЖЁТИВДТДЗНДЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ 59 > ч_ГОСУДДРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД_,

Рисунок 1. Взаимосвязь оптимальной структуры и умеренного объема государственного внешнего и внутреннего долга с важнейшими элементами дальнейшего повышения экономического потенциала Республики Узбекистан

Важнейшие элементы дальнейшего повышения экономического потенциала Республики Узбекистан :

Проведением успешных заимствований льготных и долгосрочных кредитов МФИ

и зарубежных органов управления , обеспечивается укрепление экономической независимости нашей страны

Путем привлечения прогрессивной технологии и передовой техники из экономически развитых

стран , достигается стабильное и устойчивое развитие национальной экономики

За счет эффективного использования привлеченных

средств и успешного рефинансирования заёмных средств , повышается способность экономики нашей страны к устойчивому развитию и дальнейшему прогрессу

нию устойчивого экономического развития за счет средств государственных заимствований, которые приведены на прилагаемой схеме.

В соответствии с требованиями Законов Республики Узбекистан «О бюджетной системе»1 и «О казначейском исполнении Государственного бюджета»2, были разработаны и успешно реализованы мероприятия по эффективной организации учета и мониторинга по средствам государственных внешних заимствований и привлеченным иностранным инвестици-

1 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.

2 Закон Республики Узбекистан «О казначейском

исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.

ям для отдельных отраслей экономики Республики Узбекистан3.

В целях качественного ведения учёта и мониторинга средств государственных внешних заимствований и иностранных инвестиций, была разработана и полностью реализована соответствующая Классификация доходов и расходов, которая состоит из:

- Классификации доходов;

3 Сафаров Ш.Ю. Учет и прогнозирование иностранных инвестиций и государственных внешних заимствований. // Республика илмий-амалий конференцияси материаллари: «Иктисодий усиш ва иктисодиётни мувозанатли ривожлантириш-нинг мух,им омиллари» (Материалы республиканской научно-практической конференции: «Экономический рост и важнейшие факторы равновесного развития экономики»). Мирзо У^бек номидаги Узбекистон Миллий университети Иктисодиёт фа-культети, Тошкент, 2011й. 20 апрель, 263-265 бет-лар.

г 60 ДДВЛДТ БЮДЖЕТИ ВД FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ч_ГОСУДДРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД_

Схема 1. Комплексные мероприятия по обеспечению устойчивого экономического развития за счет средств государственных заимствований

Эффективная реализация инвестиционных проектов за счет

средств государственных заимствований

За счет льготных и долгосрочных иностранных и внутренних кредитных ресурсов , обеспечить развитие отраслей , производящих экспорте -ориентированной и импортозамещающей продукции

Всемерное совершенствование финансового и бюджетного законодательства (разработка проекта Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан , комплексная реализация подсистемы «Финансовое программирование », поэтапное внедрение метода начисления для бухгалтерского учёта средств государственных внутренних и внешних заимствований и др).

Комплексная реализация мероприятий по реализации Информационной системы управления государственным долгом и по усилению контроля со стороны финансовых и налоговых

органов по целевому использованию средств государственных внутренних и внешних заимствований и другие.

Г

- Функциональной классификации расходов;

- Экономической классификации расходов.

На основе вышеотмеченной классификации были разработаны:

- План счетов бухгалтерского учета;

- Корреспонденции счетов по основным операциям казначейского исполнения доходов и расходов.

Вместе с этим, были разработаны и успешно реализованы с помощью программного комплекса «Казначейское исполнение Государственного бюджета» научно обоснованные методология и механизм эффективного обслуживания иностранных кредитов и финансирования ин-

вестиционных проектов, включенных в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на соответствующие финансовые годы1.

При этом, программный комплекс «Казначейское исполнение Государственного бюджета» позволяет подготовить в

1 Сафаров Ш.Ю. Учет и прогнозирование иностранных инвестиций и государственных внешних заимствований.// Республика илмий-амалий конференцияси материаллари: «Иктисодий усиш ва иктисодиётни мувозанатли ривожлантириш-нинг мухим омиллари» (Материалы республиканской научно-практической конференции: «Экономический рост и важнейшие факторы равновесного развития экономики»). Мирзо Улурбек номидаги Узбекистон Миллий университети Иктисодиёт фа-культети, Тошкент, 2011й. 20 апрель, 263-265 бет-лар.

~ДАВ^ бТ^

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

автоматизированном режиме сводные аналитические таблицы для осуществления эффективного мониторинга за своевременным поступлением и целевым использованием денежных средств по каждому разделу, подразделу, каждой главе и по соответствующим кодам утвержденной Классификации.

Вышеуказанные мероприятия позволя-ют1:

- вести подробный учёт и прогнозирование средств, в том числе в разбивке по периодам освоения и в разрезе каждого инвестиционного проекта, реализуемого с привлечением иностранных кредитов и инвестиций;

- осуществлять эффективный мониторинг над процессом своевременного и в полном объёме поступления средств (в том числе новой техники и передовой технологии);

- проводить комплексный анализ, в части софинансирования и/или рефинансирования средств;

- подготовить в автоматизированном виде оперативную информацию, отчеты и сводные аналитические таблицы о результатах эффективного мониторинга.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011года №ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата», установлено:

1. Определить основными приоритетными направлениями дальнейшего углубления и расширения масштабов реформ, либерализации и модернизации эконо-

1 Сафаров Ш.Ю. Учет и прогнозирование иностранных инвестиций и государственных внешних заимствований. // Республика илмий-амалий конференцияси материаллари: «Иктисодий усиш ва иктисодиётни мувозанатли ривожлантириш-нинг мух,им омиллари» (Материалы республиканской научно-практической конференции: «Экономический рост и важнейшие факторы равновесного развития экономики»). Мирзо УлуFбек номидаги Узбекистон Миллий университети Иктисодиёт фа-культети, Тошкент, 2011й. 20 апрель, 263-265 бет-лар.

мики Узбекистана, формирования делового климата на период 2011-2015 годы:

создание максимально благоприятных условий, льгот и преференций по налоговым и другим платежам для ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства, дальнейшее совершенствование и унификацию системы отчетности и механизма представления отчетов в финансовые, налоговые и статистические органы, включая широкое использование их электронных форм, оптимизацию и обеспечение прозрачности государственных закупок, широкого доступа субъектов малого бизнеса к кредитно-финансовым и сырьевым ресурсам;

либерализацию финансово-банковской системы, укрепление и развитие финансового рынка и рынка кредитных ресурсов, одновременно с повышением ответственности финансово-банковских структур, направленной на предупреждение спекулятивных финансовых операций, а так -же внедрение механизма формирования кредитных историй заемщиков, создание единой информационной базы данных по залоговому обеспечению кредитов, повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к банковской системе2.

Для экономики любой страны нарастание государственного внутреннего долга менее опасно, чем рост объема ее внешнего долга. Объяснением этому факту служит то, что утечки товаров и услуг при погашении государственного внутреннего долга не происходит (если его держателями являются только резиденты), т.е. нет прямых потерь, хотя и возникают опреде -ленные изменения в экономической жиз -ни, последствия которых могут быть весь -ма значительны (косвенные потери).

Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приво-

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011года №ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата». // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», №1-2, ст. 3.

' 62 ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМИТ ) ч_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_)

Схема 2. Механизм осуществления казначейского исполнения государственного бюджета, в части расчетов по государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»

Соответствующий отдел (сектор, группа) Казначейства или его территориального подразделения дая обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга

Сотрудник соответствующего отдела (сектора ) Казначейства или территориального подразделения

Платежные поручения и другие необходимые документы

Руководитель соответствующего отдела ( сектора ) Казначейства или территориального подразделени я

Ввод данных в программный комплекс «Казначейское исполнение Государственного бюджета -4», проверка инвойсов, графиков , условий соглашений

Проверка представленных документов по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга , исполнению гарантий Республики Узбекистан и утверждение платежных поручений

дит к перераспределению доходов внутри страны. Дело в том, что расходы по обслуживанию внутреннего долга вытесняют (при прочих равных условиях - налоговых ставках, процентах, эмиссии и т.п.) другие расходы, прежде всего социального характера, что влечет перераспределение доходов в пользу более богатых людей.

Для совершенствования методологии управления государственным внешним и

внутренним долгом и разработки предложений по построению и обеспечению оптимальной структуры по государственному долгу, в том числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.) Республики Узбекистан, разработан механизм осуществления казначейского исполнения государственного бюджета, в части расче-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 10, 2011

~ДДВ^ 6з"^

ГОСУДДРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КДЗНДЧЕЙСКДЯ СИСТЕМД

тов по государственному долгу Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»1, который представлен на прилагаемой схеме.

В целях эффективного осуществления казначейского исполнения государственного бюджета, в части расчетов по государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»:

- на основе методологии и рекомендаций международных финансовых институтов и комплексного анализа функционирования зарубежных систем управления государственным долгом, был разработан и во всех структурных подразделениях финансовых органов и казначейских подразделений полностью внедрен порядок взаимодействия между Казначейством и структурными подразделениями Министерства финансов Республики Узбекистан, а также территориальными финансовыми органами и казначейскими подразделениями при осуществлении казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, внутреннему и внешнему долгу и исполнения гарантий Республики Узбекистан ;

- в научно обоснованном виде подготовлены формы аналитических таблиц и полностью реализована методика составления Перечня кредитных соглашений и/или кредитных договоров на выделение сумовых средств для обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга за счет средств республиканского бюджета, бюджета Республики Ка-ракалпакстан и местных бюджетов за январь - декабрь соответствующего финансового года и Перечня кредитных договоров (соглашений) на выделение сумовых

1 Сафаров Ш.Ю. Узбекистон Республикаси Дав-лат бюджетининг Fазна ижросида давлат ички ва ташки карзларини бошкариш методология-си ва механизми. // Узбекистон Республикаси Фанлар Дкадемияси Иктисодиёт институти, Тош-кент, «Иктисод ва молия» журнали, 2010 й., 7-сон, 34-39.

средств для обслуживания государственного внешнего долга за счет средств Гарантийного фонда по долговым обязательствам Республики Узбекистан на соответствующий финансовый год

- с учётом специфических особенностей новой бюджетной классификации в части обслуживания государственного долга, разработаны электронные формы аналитических таблиц по сметам расходов на выделение сумовых средств для обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан (в том числе: за счет республиканского бюджета, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов), на предоставление ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, бюджетам областей, г.Ташкента из республиканского бюджета и на предоставление ссуд из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам, а также на выделение ссуд Фондам при Министерстве финансов и хозяйствующим субъектам за счет средств республиканского бюджета за январь - декабрь соответствующего финансового года;

- были научно обоснованы и разработаны электронные формы отчетности в виде аналитических таблиц в качестве специализированных программных модулей в составе ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4», а также полностью реализована методика заполнения в автоматизированном режиме форм отчетности об обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга, исполнении гарантий, о предоставленных и погашенных бюджетных ссудах в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Разработанный и успешно реализованный механизм осуществления казначейского исполнения государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4», позволяет прове-

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

сти комплексный анализ динамики объёмов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга нашей страны.

Вместе с этим, с помощью указанного механизма можно подготовить различные аналитические материалы в целях эффективного управления государственным внутренним и внешним долгом, и для разработки предложений по построению и

обеспечению оптимальной структуры по государственному долгу, в том числе по государственным ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, государственным среднесрочным казначейским обязательствам и др.) Республики Узбекистан.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.

2. Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.

3. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010г. №220 (5135).

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011года №ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", №1-2, ст. 3.

5. Сафаров Ш.Ю. Давлат бюджетининг Fазна ижросида жалб этилган маблаFларни бошкариш методологияси. Укув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Президенти х,узуридаги Давлат ва жамият курилиши академия-си. -Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010й. 80 б.

6. Сафаров Ш.Ю. Бюджет ссудаларини Fазначилик тизими оркали самара-ли бошкариш механизми. Укув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Президенти х,узуридаги Давлат ва жамият курилиши академияси. -Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010й. 93 б.

7. Сафаров Ш.Ю. Учет и прогнозирование иностранных инвестиций и государственных внешних заимствований. // Республика илмий-амалий конференциям материаллари: «Ик,тисодий усиш ва ик,тисодиётни мувозанатли ривожлантиришнинг мух,им омиллари» (Материалы республиканской научно-практической конференции: «Экономический рост и важнейшие факторы равновесного развития экономики»). Мирзо Улугбек номидаги Узбекистон Мил-лий университети Ик,тисодиёт факультети, Тошкент, 2011й. 20 апрель, 263-265 бетлар.

8. Сафаров Ш.Ю. Узбекистон Республикаси Давлат бюджетининг Fазна ижросида давлат ички ва ташки карзларини бошкариш методологияси ва механизми. // Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Иктисодиёт институти, Тошкент, «Иктисод ва молия» журнали, 2010 й., 7-сон, 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.