Сафаров Ш.Ю. - начальник Отдела расчетов по внутреннему и внешнему долгу Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан
О МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ССУДАМИ И КРЕДИТАМИ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ПРИ КАЗНАЧЕЙСТВЕ1
Во исполнение требований Законов Республики Узбекистан «О бюджетной системе»2, «О бухгалтерском учете»3 и «О казначейском исполнении Государственного бюджета»4, Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейше-му развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета»5, в нашей стране в течение нескольких лет успешно осуществляются операции казначейского исполнения Государственного бюджета, в части расчетов по бюджетным ссудам и кредитам, государственному внутреннему и внешнему долгу, исполнения гарантий Республики Узбекистан.
В соответствии с Законами Республики Узбекистан «О бюджетной системе»6, «О внешних заимствованиях»7 и «О каз-
1 Настоящая статья подготовлена в рамках научного проекта «Разработка теории и методологии управления государственными внешними активами и обязательствами в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета» (код №А2-017 + (А2-018).
2 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.
3 Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 142).
4 Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.
5 Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 9-10, ст. 82.
6 Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.
7 Закон Республики Узбекистан «О внешних заим-
ствованиях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, 1996, N 9, ст. 126.
начейском исполнении Государственного бюджета»8, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года №ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета»9 и в целях установления порядка перечисления и возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте бюджетными организациями и хозяйствующими субъектами на Единый казначейский счет Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан, разработаны методология предоставления бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с Единого казначейского счета по операциям в валютах иностранных государств (далее - ЕКС-ВИГ) и механизм пога-
8 Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.
9 Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года №ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., N 9-10, ст. 82.
с
шения выделенных бюджетных ссуд и кредитных линий бюджетными организациями и хозяйствующими субъектами.
Перечисление бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте бюджетным организациям и хозяйствующим субъектам по ЕКС-ВИГ осуществляется соответствующим Отделом Казначейства (далее - Отдел) на основании заявок управлений отраслевого финансирования (далее - УОФ). Казначейские лицевые счета (10001...)-(60001...) открываются УОФ отдельно по каждому договору о выделении бюджетной ссуды и кредитной линии в иностранной валюте.
Реализация методологии перечисления бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с Единого казначейского счета по операциям в валютах иностранных государств и механизма их возврата на ЕКС-ВИГ состоит из нижеследующих основных этапов.
I этап. Порядок предоставления заявок
1.1. УОФ подготавливает соответствующую заявку на перечисление бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте в установленной форме.
1.2. УОФ передает в Казначейство копию договора, один экземпляр заявки для перечисления бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте по ЕКС-ВИГ на соответствующий казначейский лицевой счет бюджетной организации или на банковский счет хозяйствующего субъекта.
II этап. Порядок перечисления бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте бюджетным организациям и хозяйствующим субъектам
2.1. Перечисление бюджетной ссуды и кредитной линии в иностранной валюте осуществляется с Единого казначейского счета по операциям в валютах иностранных государств:
- по бюджетной ссуде в иностранной валюте, выделяемой бюджетным организациям с казначейского лицевого счета (10001.) на специально открываемый казначейский лицевой счет (60001.) с дальнейшим их использованием по целевому назначению в установленном порядке;
- по бюджетной ссуде и кредитной линии в иностранной валюте, выделяемой хозяйствующим субъектам с казначейского лицевого счета (10001.) на специально открываемый банковский счет.
2.2. Перечисление средств по бюджетной ссуде и кредитной линии в иностранной валюте с казначейского лицевого счета осуществляется строго на основании заявок УОФ, по прилагаемой форме(888).
2.3. Операции в ПК «Казначейство» по перечислению средств в иностранной валюте по вышеуказанным целям оформляются следующей бухгалтерской записью:
Содержание казначейской операции Корреспонденция счетов
Перечисление бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте по дебету по кредиту
020 010
2.4. После перечисления бюджетных ссуд или кредитных линий в иностранной валюте работники Отдела уведомляют УОФ о перечисленных средствах по бюджетной ссуде и кредитной линии путем электронного обмена информации (выписка).
III этап. Механизм учета и погашения бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте бюджетными организациями
3.1. УОФ на основании ежемесячных актов-сверок и с учетом анализа финансового состояния соответствующих бюджетных организаций, при наступлении сроков возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте, оказывает методическую помощь в проведении необходимых расчетов и определении конкретной суммы погашения, оформлении мемориальных ордеров для перечисления денежных средств в иностранной валюте бюджетными организациями и хозяйствующими субъектами с соответствующих лицевых счетов (№№40001, 4999, 4014 и т.д.) на казначейский лицевой счет №60001.
При этом в ПК «Казначейство» операции по перечислению (переброска) денежных средств в иностранной валюте бюджет-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 1, 2013
с
ч.
Заявка на перечисление бюджетной ссуды и кредитной линии в иностранной валюте с Единого казначейского счета по операциям в валютах иностранных государств
№
Дата
Наименование плательщика
ИНН плательщика
Казначейский лицевой счет плательщика с учетом кода иностранной валюты
Код банка плательщика
Наименование казначейского подразделения
Сумма в иностранной валюте (цифрами)
Сумма прописью в иностранной валюте
Наименование получателя
ИНН
получателя
Казначейский лицевой счет получателя с учетом кода иностранной валюты (Банковский валютный счет получателя)
Наименование казначейского подразделения (наименование банка получателя) Код банка получателя
Номер лицевого счета плательщика , в иностранной валюте, раздел и подраздел , глава , статья и подстатья , ссуда (наим. хозсубъекта), согласно Договору о предоставлении ссуды в иностранной валюте № от
Детали платежа
Содержание пункта Решения КМ РУз о выделении средств из республиканского бюджета
с
20
ными организациями в целях возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с соответствующих лицевых счетов (№№40001, 4999, 4014 и т.д.) на казначейский лицевой счет №60001 оформляются следующей бухгалтерской записью:
Содержание казначейской операции Корреспонденция счетов
Перечисление денежных средств в иностранной валюте бюджетными организациями в целях возврата бюджетных ссуд и кредитных линий с лицевых счетов (№№40001, 4999, 4014 и т.д.) на казначейский лицевой счет №60001 по дебету 019 по кредиту 019
Содержание казначейской операции Корреспонденция счетов
Перечисление денежных средств в иностранной валюте бюджетными организациями для погашения бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с лицевого счета №60001 на казначейский лицевой счет №10001 по дебету 029 по кредиту 019
оформляются следующей бухгалтерской записью:
Содержание казначейской операции Корреспонденция счетов
Восстановление кассовых расходов в иностранной валюте по дебету по кредиту
010 020
3.2. Далее на основании мемориальных ордеров и платежных поручений бюджетных организаций денежные средства в иностранной валюте с этого лицевого счета №60001 перечисляются на казначейский лицевой счет №10001.
При этом в ПК «Казначейство» операции по перечислению денежных средств в иностранной валюте бюджетными организациями в целях возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с лицевого счета №60001 на казначейский лицевой счет №10001 оформляются следующей бухгалтерской записью:
3.3. В графе «Детали платежа» мемориальных ордеров бюджетных организаций указываются следующие данные: «Наим. и ИНН плательщика, статья __ (осн.д) __ сум, статья
___(%)___сум, раздел, подраздел, глава __,
согл. Дог. №__ от___, основание: пункт __
Пост.КМ РУз №__ от___».
3.4. Операции в ПК «Казначейство» по поступлению средств по бюджетным ссудам и кредитным линиям в иностранной валюте
3.5. После зачисления доходов и других денежных средств в иностранной валюте, поступивших в счет погашения бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте на казначейский лицевой счет №10001, Отдел в течение 2-х рабочих дней предоставляет УОФ выписку с лицевого счета (10001...), заверенную подписью ответственного работника, для составления актов-сверок. При этом выписка может предоставляться также по запросу УОФ.
IV этап. Механизм учета и погашения бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте хозяйствующими субъектами
4.1. УОФ при необходимости, на основании ежемесячных актов-сверок и с учетом анализа финансового состояния соответствующих хозяйствующих субъектов, при наступлении сроков возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте, оказывает методическую помощь в проведении необходимых расчетов и определении конкретной суммы погашения, оформлении платежных поручений для перечисления денежных средств в иностранной валюте хозяйствующими субъектами с соответствующих банковских счетов на казначейский лицевой счет №10001 ЕКС-ВИГ.
При этом в ПК «Казначейство» операции по перечислению денежных средств в иностранной валюте хозяйствующими субъектами в целях возврата бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте с соответствующих банковских счетов на казначейский лицевой счет №10001 ЕКС-ВИГ оформляются следующей бухгалтерской записью:
Содержание казначейской операции Корреспонденция счетов
Восстановление кассовых расходов по дебету 010 по кредиту 020
4.2. В графе «Детали платежа» платежных поручений хозяйствующих субъектов указываются следующие данные: «Наим. и ИНН плательщика, статья __ (осн.д) __ сум, ст.__ (%) __ сум, раздел, подраздел, глава __, согл. Дог.
№__ от___, основание: пункт __ Пост.КМ РУз
№__ от ___ ».
4.3. После зачисления доходов и других денежных средств в иностранной валюте, поступивших в счет погашения бюджетных ссуд и кредитных линий на казначейский лицевой счет №10001, Отдел в течение 2-х рабочих дней предоставляет УОФ выписку с лицевого счета (10001.), заверенную подписью ответственного работника, для составления актов-сверок.
Вышеизложенный механизм возврата доходов на ЕКС и методология перечисления бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета могут быть успешно внедрены в соответствующих структурных подразделениях, и позволяют значительно усилить контроль над целевым использованием и своевременным погашением бюджетных ссуд и кредитных линий в иностранной валюте, обеспечивают эффективное управление государственным внутренним и внешним долгом, а также финансовыми ресурсами нашей страны.
Список литературы:
Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе». // Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 6.
Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 164.
Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от 13 ноября 2010 г. № 220 (5135).
И.А.Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: ИПТД «Узбекистан», 2009 г. с. 48.
Руководство по статистике государственных финансов 2001 года // Статистическое управление. 2-е изд., Международный валютный фонд, Вашингтон, 2001 г., 230 с.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.12.2011 г. № ПП-1675 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2011 г., N 52, ст. 561.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 января 2011 года № ПП-1464 «О программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата». // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", № 1-2, ст. 3.
Правила по ведению лицевых счетов получателей бюджетных средств в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделениях, утверждены Приказом министра финансов от 17.10.2007 г. № 93, зарегистрированы МЮ 05.12.2007 г. № 1746. // "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., № 48-49, ст. 495.
Сафаров Ш.Ю. Давлат бюджетининг Fазна ижросида жалб этилган маблаFларни бошк,ариш методологияси. Ук,ув-услубий кулланма. Узбекистон Республикаси Прези-денти х,узуридаги Давлат ва жамият курилиши академияси.-Тошкент ш. «Akademiya» нашриёти, 2010 й. 80-б.