Научная статья на тему 'Давлат секторида бухгалтерия ҳисоби ва ҳисоботини ислоҳ этиш масалалари'

Давлат секторида бухгалтерия ҳисоби ва ҳисоботини ислоҳ этиш масалалари Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерия ҳисоби / бюджет ташкилоти / касса усули / ҳисоблаш усули / Бюджет кодекси / ДСХМҲС / Бухгалтерия ҳисоби стандартлари / budget accounting / budget organization / charge method / cash method / Budgetary code / IPSAS / standards of the budget account

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаджанов Исмонжон

Мақола давлат сектори (бюджет ташкилотлари, ғазначилик тизимидаги) бухгалтерия ҳисоби тизимини такомиллаштиришга қаратилган. Бунда Давлат секторида халқаро молиявий ҳисоботлар стандартларига (ДСХМҲС) асосланиб, муаллиф миллий бухгалтерия ҳисобини жорий қилиш масалаларини кўтарган. Бухгалтерия ҳисоби ва ҳисоботининг ҳозирдаги аҳволи очиб берилган, тараққий этиш йўллари таҳлил қилинган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REFORMING THE ACCOUNTING IN PUBLIC SECTOR

The presented article is directed to the issues of improvement of the accounting and reporting system of the public sector (budget organizations, treasure system and etc.) by implementing national standards of budget accounting on basis of International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). The author tried to disclose the current status of the system of budget accounting and reporting and its development prospects.

Текст научной работы на тему «Давлат секторида бухгалтерия ҳисоби ва ҳисоботини ислоҳ этиш масалалари»

Мамаджанов И.,

начальник отдела Методологии бюджетного процесса Министерства финансов Республики Узбекистан

ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Развитие системы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе является одним из направлений бюджетной реформы, проводимой в Узбекистане. Актуальность данного направления определена тем, что именно в системах бухгалтерского учета и отчетности аккумулируется информация о потоках и запасах активов и обязательств, финансовых результатах деятельности сектора государственного управления, необходимая для принятия качественных и своевременных управленческих решений.

На протяжении последних двух десятилетий в Узбекистане осуществляется последовательное реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности. Первоначальном этапом стало принятие в 1994 году постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О Государственной программе перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики» и следом в 1996 году Закона

Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»1.

Предусмотренные в Законе изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на формирование информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной пользователям финансовой отчетности. С этих позиций основными задачами бухгал-

1 Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года № 279-1 «О бухгалтерском учете».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

терского учета определены следующие:

1) формирование на счетах бухгалтерского учета полных и достоверных данных о состоянии и движении активов, имущественных прав и обязательств, необходимых внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и др.;

2) обобщение данных бухгалтерского учета в целях эффективного управления процессом хозяйственной деятельности, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) составление финансовой, налоговой и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей.

С момента принятия Закона «О бухгалтерском учете» было разработано и введено в действие более 40 подзаконных документов, которые принимались для дополнения и регулирования норм, предусмотренных в ранее принятых актах законодательства и поэтому они охватывают отдельные вопросы учета. В частности, порядок ведения бухгалтерского учета доходов и расходов министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и учреждений, финансируемых за счет средств Государственного бюджета определен Положени-

ем о бухгалтерском учете доходов и расходов бюджетных организаций (Зарегистрированно. МЮ № 2400 от

13.11.2012 года), вопросы учета износа основных средств отражены в Положении о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств бюджетных организаций (рег. МЮ № 2538 от

19.12.2013 года).

За последние 4 года в рамках совершенствования учета и отчетности в государственном секторе разработан и принят ряд нормативно-правовых документов в соответствии с требованиями МСФО ОС и РСГФ-20011. В частности:

• Единый план счетов (ЕПС) бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан2. ЕПС является единым в трех смыслах: (1) объединяет бухгалтерский учет методом начисления и кассовый метод бюджетного учета; (2) объединяет категории, требуемые по МСФО ОС, с классификацией РСГФ-2001 в финансовой отчетности методом начисления; и (3) в смысле его применения ко всему сектору государственных учреждений.

• Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (Зарегистрировано. МЮ № 2169

1 Руководство по статистике государственных финансов, подготовленное Международным валютным фондом (МВФ), с обновлениями от 2001 г. более раннего издания от 1986 г. Оно включает полезные указания по подготовке фискальной статистической отчетности и включает комплексный план счетов.

2 Утвержден Приказом министра финансов Республики Узбекистан от 02.04.2010 г. №26, (рег. № 2101 от 26.04.2010 г. № 2101).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

от 22.12.2010 г), которая определяет ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях и в настоящее время применяется на практике.

• Инструкция по применению бюджетной классификации Республики Узбекистан1, введенной в действие с января 2011 г., которая определяет порядок применения новой экономической классификации расходов Государственного бюджета. Данная классификация разработана на базе РСГФ-2001. С переходом на новую бюджетную классификацию параллельно разрабатывались нормативно-правовые акты, которые определили порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности с учетом отдельных элементов СГФ 2001 года. В частности, разделение активов на финансовые и нефинансовые, приведение структуры баланса активов и пассивов в соответствие с СГФ 2001 года и др.

• Правила составления, утверждения и представления периодических финансовых отчетов организациями, финансируемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан (Зарегистрировано. МЮ № 2270 от 27.09.2011 г.).

На данном этапе бухгалтерский учет исполнения Государственного бюджета осуществляется по трем направлениям: 1) учет операций исполнения Государственного бюджета финансовыми органами; 2) учет

1 Утверждена Приказом министра финансов Республики Узбекистан от 20.08.2010 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по применению бюджетной классификации Республики Узбекистан» (рег. № 2146 от 11.10.2010 г.).

операций казначейского исполнения бюджета казначейскими подразделениями и 3) учет исполнения смет расходов бюджетными организациями.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов осуществляется на основании Инструкции по бухгалтерскому учету в финансовых органах исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (Зарегистрировано МЮ №1560 от 10.04.2006 г.);

Бухгалтерский учет операций казначейского исполнения Государственного бюджета осуществляется Казначейством Министерства финансов и его территориальными подразделениями на основе Правил бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и внебюджетных фондов, утвержденных приказом министра финансов Республики Узбекистан от 14.01.2011 года № 2;

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях по учету исполнения смет расходов осуществляется на основах Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях и Положения о бухгалтерском учете доходов и расходов бюджетных организаций (Зарегистрировано №2400 от13.11.2012 года) и других документов.

Зачем нужны изменения?

Процессы глобализация мировой экономики и финансовых рынков способствовали признанию МСФО ОС

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

как единого свода международных стандартов учета для подготовки сопоставимой и высококачественной финансовой отчетности государственного сектора.

Мировой опыт подтверждает, что такие качественные характеристики, как понятность, уместность, надежность и сопоставимость информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы для построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Реформы в данном направлении проходят во всей Европе и в большинстве стран Центральной Азии и Юго-Восточной Европы1. Большинство этих реформ включают в себя введение национальных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе, соответствующих МСФО ОС. Некоторые страны уже ввели МСФО ОС или совместимые с МСФО ОС национальные стандарты (Албания, Азербайджан, Хорватия, Казахстан, Македония, Черногория, Сер-

1 В 2000 г. реформа началась в Хорватии, в 2004 г. - в Азербайджане, в 2005 г. - в Армении и Македонии, в 200б г. - в Грузии, в 2007 г. - в Украине, в 2008 г. - в Албании, Кыргызской Республике и Сербии, в 2009 г. - в Казахстане, в 2010 г. - в Таджикистане, в 2011 г. - в России. Отчет мероприятий CEF и PEM PAL 18-22 апреля 2011 г., Любляна, Словения; www.pempal.org. PEM PAL - сообщество по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами, представляет собой многосторонние усилия по разработке и развитию возможностей для проведения реформ, а также для обмена опытом в их проведении между странами Средней Азии и Центральной и Восточной Европы. На сегодняшний день в сообществе функционируют три практикующих сообщества: по бюджету, казначейству и внутреннему аудиту.

бия и Таджикистан), другие (Армения, Грузия, Кыргызская Республика, Молдова, Россия, Украина) включили этот шаг в свои планы.

Общими для всех стран преимуществами введения МСФО ОС являются следующие:

• более высокое качество финансовой информации, что, в свою очередь, помогает обеспечить больше возможностей для оценки результатов деятельности государственного сектора;

• возможность более легкой адаптации к изменениям;

• более высокая степень интеграции бюджета, финансового учета и статистической отчетности;

• повышение прозрачности;

• улучшение управления государственными активами за счет повышения достоверности и полноты информации;

• повышение качества стратегического планирования, управления государственными финансами и разработки экономической политики, к примеру, повышение эффективности в распределении бюджетных ресурсов;

• возможность сравнивать финансовую отчетность с отчетностью других стран.

Причинами для изменения текущей практики бюджетного учета и отчетности в Узбекистане являются:

1) Изменение качества финансовой отчетности.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

Многолетняя работа по формированию и совершенствованию правил МСФО ОС на основе анализа практики международного масштаба позволяет установить, что МСФО ОС (как на основе кассового метода, так и метода начислений1) представляют собой передовую международную практику для государственного сектора.

2) Сопоставление государственной финансовой отчетности с международными показателями.

Помимо единства стандартов, применяемых в стране, для статистики важна сопоставимость показателей государственного финансового учета и отчетности с аналогичными показателями зарубежных стран. Для этого необходимо, чтобы отечественные показатели базировались на той же первичной основе, что и зарубежные. При этом для сопоставления должна использоваться информация, которая получена на основе источников, формируемых по единым правилам. В этой связи правила МСФО ОС также являются более предпочтительным вариантом.

3) Поддержка других направлений реформирования системы управления государственными финансами.

Надежная система бухгалтерского учета и отчетности является необходимой предпосылкой и поддерживающим фактором для других направлений реформирования системы управления государственными финан-

1 Сравнения преимуществ и недостатков указанных методов смотрите в приложении №1

сами. В частности, в планировании и исполнении Государственного бюджета все больший акцент делается на результаты. Эти же цели преследуют и МСФО ОС, в соответствии с которыми составление финансовой отчетности в государственном секторе должно быть направлено не только на предоставление информации для принятия решений, но и на то, чтобы организация отчиталась за предоставленные ей ресурсы. Обеспечение качественной и полной информации является необходимых условием и для других направлений реформы в данной сфере.

Наряду с вышеуказанными причинами, необходимость перехода на МСФО ОС обусловлена практическими проблемами действующей нормативно-правовой базы. Оценка нормативно-правовой базы с учетом критериев построения МСФО ОС выявила следующие ее ограничения:

1) Отсутствие четких основ раскрытия информации.

В действующем законодательстве нет четкости в определении учетной политики единиц государственного сектора при подготовке отчетов об исполнении Государственного бюджета. Предусматривалось, что все вопросы ведения бюджетного учета будут регламентированы в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Однако практика показала, что все аспекты финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений консолидировать в

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

одной Инструкции практически невозможно. В результате, в действующем законодательстве порядок отражения операций в бухгалтерском учете является недостаточно четко регламентированным.

2) Отсутствие порядка ведения бюджетного учета отдельных финансовых, бюджетных и внебюджетных операций.

В действующем законодательстве не отражен порядок ведения бухгалтерского учета операций государственных организаций, связанных с отдельными видами деятельности (в частности, сельскохозяйственной деятельностью, валютными операциями и др.). Так, отсутствует порядок учета и отчетности деятельности подсобных хозяйств профессиональных колледжей.

3) Множество Положений по бухгалтерскому учету (учет в Казначействе, бюджетных организациях, финансовых органах), которые дублируют некоторые аспекты учета и отчетности. Так, порядок определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств бюджетных организации дублируется в Положении о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств бюджетных организаций и в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Инструкция по бухгалтерскому учету в финансовых органах исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города

Ташкента и Правила бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и внебюджетных фондов дублируют вопросы ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов, бюджета внебюджетного Фонда школьного образования и других государственных средств.

4) Невозможность анализа статистики государственных финансов для внешних пользователей.

Действующая система бухгалтерского учета не позволяет формировать полноценную (включая консолидированную отчетность о финансовом состоянии страны) информацию, отвечающую потребностям внешних пользователей. В частности, форма отчетов об исполнении Государственного бюджета отличается от формы отчетов, которые представляются МВФ согласно требованиям РСГФ-2001.

5) Отсутствие консолидации всех счетов государственных финансов.

Учет государственного бюджета и всех внебюджетных фондов в настоящее время ведется раздельно. Как отмечено в разделе 2, учет и отчетность в бюджетных организациях, финансовых органах и учет государственных целевых и внебюджетных фондов регулируются различными инструкциями, положениями и отраслевыми нормативными актами.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

На данном этапе необходимость адаптации (принятия) МСФО ОС уже подтверждена как внутренними (национальными) программами, так и международными оценками процесса развития системы управления государственными финансами в Узбекистане. Так, в Стратегии реформы управления государственными финансами на 2007-2018 гг. в качестве ключевой задачи реформы бухгалтерского учета определена разработка и внедрение НСБУГС, соответствующих МСФО ОС.

Следование МСФО ОС является одним из важнейших индикаторов оценки государственных финансов по системе PEFA. Учитывая данный критерий, экспертами Всемирного банка в рамках последней оценки государственных финансов в Узбекистане отмечено, что финансовая отчетность составляется в детализированной форме. В то же время указано на несоответствие финансовой информации требованиям международных стандартов. В частности, отмечается, что «... в настоящее время отчеты не содержат раскрытий учетных политик и другой информации (например, по непредвиденным пассивам и полное раскрытие финансовых активов и пассивов), которая является типичным требованием международных стандартов учета»1.

В свою очередь, необходимо отметить, что получение качественной и

1 Предварительный отчет по результатам миссий Всемирного банка в период с 5 по 23 марта и с 14 по 27 мая текущего года.

надежной информации, отвечающей потребностям ее внутренних и внешних пользователей, может быть обеспечено только при наличии методологии бюджетного учета и отчетности, соответствующей общепризнанным международным стандартам.

Основным фактором дальнейшего реформирования бюджетного учета на уровне законодательства является Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, вступивший в силу с 1 января 2014 года.

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Республики Узбекистан2 бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии активов и обязательств в денежном выражении, учитываемых при исполнении бюджетов бюджетной системы, а также операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетная отчетность представляет собой обобщенную систему данных о состоянии активов и обязательств, составляемую на основе данных бюджетного учета по установленным формам.

При этом, единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Кодексом, стандартами бюджетного учета, а также иными актами законодательства.

2 Статья 161 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013 г. № ЗРУ-360

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 8

62 БУХГАЛТЕРИЯ ХИСОБИ ВА АУДИТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ ч___/

Приложение № 1

Преимущества и риски применения кассового метода учета и метода начисления

Критерии Кассовый метод Метод начисления

Преимущества • простота в применении; • позволяет оценивать соответствие расходов бюджетным ассигнованиям; • не требует высокой квалификации специалистов. • регистрация или признание расходов в момент их совершения; • учет всех ресурсных потоков; • возможность оперативного получения информации о состоянии активов и пассивов; • возможность раздельного учета движения денежных средств и юридических обязательств, связанных с ними; • возможность учета некассовых операций, таких как взаимозачеты, создание и погашение кредиторской задолженности; • возможность использования в целях среднесрочного бюджетного контроля; • соответствие целям мониторинга качества и эффективности деятельности органов государственной власти и оценки результативности реализуемых программ.

Недостатки • субъективность при определении момента регистрации или признания операции; • ограниченность охвата операций кассовыми потоками текущего отчетного периода; • ограниченность учета и отчетности использования денежных средств; • неспособность удовлетворить потребность в информации по активам, обязательствам и по влиянию текущего потребления на запасы активов; • проблема идентификации долговых обязательств при наличии кредиторской и дебиторской задолженности на конец отчетного периода; • возможность использования только в целях краткосрочного бюджетного контроля; • несоответствие целям мониторинга качества и эффективности деятельности органов государственной власти и оценки результативности реализуемых программ. • усложнение процесса бухгалтерского учета; • субъективность подхода при принятии определенных решений; • дополнительные издержки для обучения и переподготовки кадров.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013 г. № ЗРУ-360.

2. Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года № 279-1 «О бухгалтерском учете».

3. Руководство по статистике государственных финансов, подготовленное Международным валютным фондом МВФ, 2001 г.

4. Утвержден Приказом министра финансов Республики Узбекистан от 02.04.2010 г. №26 (рег. № 2101 от 26.04.2010 г. № 2101).

5. Приказ Министра финансов Республики Узбекистан от 20.08.2010 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по применению бюджетной классификации Республики Узбекистан» (рег. № 2146 от 11.10.2010 г.).

6. www.pempal.org.

7. www.mf.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.