Научная статья на тему 'Направления регулирования экспортной деятельности в Российской Федерации в условиях выхода из мирового финансового кризиса'

Направления регулирования экспортной деятельности в Российской Федерации в условиях выхода из мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ОГРАНИЧЕНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / EXPORTING ACTIVITY / PROMOTION / SUPPORT / LIMITATION / FOREIGN TRADE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батманова В. В.

В статье анализируется влияние мирового финансового кризиса на внешнеторговую политику стран мира, а также предлагаются мероприятия по государственному регулированию экспортной деятельности в Российской Федерации в рамках стимулирования, поддержки и ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF EXPORTING ACTIVITY REGULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITION OF THE WORLD FINANCIAL CRISIS TERMINATION

The article analyses the impact of the world financial crisis on the foreign trade policy of different countries and offers measures on the state regulation of the exporting activity in the Russian Federation within promotion, support and limitation of the exporting activity.

Текст научной работы на тему «Направления регулирования экспортной деятельности в Российской Федерации в условиях выхода из мирового финансового кризиса»

© Батманова В.В., 2011

УДК 339.564 (470.4/6) ББК 65.428.2

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В.В. Батманова

В статье анализируется влияние мирового финансового кризиса на внешнеторговую политику стран мира, а также предлагаются мероприятия по государственному регулированию экспортной деятельности в Российской Федерации в рамках стимулирования, поддержки и ограничения.

Ключевые слова: экспортная деятельность, стимулирование, поддержка, ограничение, внешнеторговая политика.

Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис привел к изменению в международных экономических отношениях и существенно трансформировал национальную внешнеторговую политику стран. Для преодоления последствий мирового кризиса государства проводили активную антикризисную политику, основной целью которой стало обеспечение стабильности и повышение уровня сопротивляемости негативному воздействию мирового кризиса, в том числе в области внешней торговли.

В 2009 г. иностранными государствами была продолжена практика принятия различных антикризисных программ, пакетов мер и планов действий, включающих в том числе финансово-кредитные инструменты и меры прямой государственной поддержки ведущих отраслей экономики, а также различные компенсации уязвимым отраслям, наиболее пострадавшим во время кризиса.

Некоторые из принятых в указанном периоде мер носят явно протекционистский характер: повышение ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для наци-

ональных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических барьеров; лицензирование импорта; дискриминация при осуществлении государственных закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и защитных расследований.

Пострадавшие от введения протекционистских мер государства вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.

Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.

Таким образом, в 2009 г. антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь компаний, однако в 2010 г. иностранные государства значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали

максимальные усилия на поддержке компа-ний-экспортеров и повышении инвестиционной привлекательности своих стран.

Вышеуказанные мероприятия осуществляются в рамках экономической политики, которая в целом может быть представлена как проводимая государством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, интересами страны [8, с. 402]. Она включает в себя внешнеэкономическую политику, под которой подразумевается совокупность всех государственных мероприятий в области внешнеэкономических связей страны [9, с. 34]. Ее неотъемлемой частью является экспортная политика. Конкретизация ее реализации в свою очередь происходит посредством государственного регулирования, а также соответствующих методов и инструментов.

Содержательной стороной экспортной политики можно считать государственное регулирование, которое подразумевает воздействие государства на соответствующий объект.

Государственное регулирование является основой экспортной политики и означает необходимость введения в систему элемента сознательного воздействия на объект. Государство в таких условиях берет на себя функцию определения «правил игры» для всех участников хозяйственной деятельности, целенаправленно регулируя сферу деятельности экономических субъектов. «Регулирование - способ сознательного воздействия, который адекватен самой системе, исходящей из ее сущности. Применительно к экономической системе -воздействие на нее с помощью экономических методов, связанных с изменением соответствующих ее параметров, побуждающих каждого производителя к действию, но не обязывающих, а лишь учитывающих его частный экономический интерес» [2, с. 16]. Как отмечает Л.И. Абалкин, «в современных условиях регулирующая роль в развитии общества отводится не только рыночному механизму, но и более широкой системе воздействий. Здесь сказывается участие государства с более или менее развитой системой регулирования...» [1, с. 14].

Близким по значению с понятием регулирования является понятие стимулирования, ко-

торые, тем не менее, следует различать. Словарь Дж. Блэка приводит следующее определение стимулирования экспорта: «правительственные меры по упрощению реализации экспортной продукции путем стимулирования экспорта внутри страны и оказания экспортерам разнообразной практической помощи за рубежом. К таким мерам относятся консультирование по вопросам местного торгового законодательства и практики ведения дел, предоставление экспортных кредитов или гарантий на выгодных условиях и оказание дипломатического давления, включая “связанность” помощи с закупками в стране, предоставившей помощь. Также под стимулированием экспорта понимают стратегию открытости экономики и опоры на внешние рынки, что должно привести к стимулируемому экспортом экономическому росту» [4, с. 267].

Важным в данном определении является то, что автор отмечает необходимость участия государства в регулировании как внутри страны, так и за рубежом, что относится ко всему процессу экспортной деятельности, а не только экспорта.

Интересна дефиниция стимулирования, которую предлагает словарь И. Бернара и Ж.-К. Колли. «Стимулирование - средство побудить действующих субъектов принять ту модель поведения, которая считается желательной для руководителей, ответственных за экономическую политику» [3, с. 56]. В данном определении важным моментом является то, что подчеркивается роль субъекта деятельности и значение субъекта регулирования (руководителей, ответственных за экономическую политику), и то, что определяющей является та модель, которую выбирает последний, таким образом, стимулирование осуществляется в том направлении, которое он выбирает.

Понятие стимулирования относится не к экспорту, а к экспортной деятельности, поскольку она включает в себя и конечный результат деятельности, и процесс производства продукции на экспорт, и предварительный этап по сбору информации, выбору товара.

Государственное регулирование экспортной деятельности может быть как активизирующим, так и сдерживающим деятельность предприятий по производству и реализации экспортной продукции, что зависит от экономичес-

кой политики государства в той или иной отрасли. Стимулирование и поддержка являются частными аспектами регулирования экспортной деятельности и отличаются теми целями, результатами, которые намеревается достичь государство в процессе реализации экспортной политики. Поддержка подразумевает как минимум сохранение существующего объема поставок товаров на мировой рынок.

Различия между стимулированием, поддержкой и ограничением в рамках государственного регулирования экспортной деятельности в зависимости от проводимой экспортной политики можно представить в таблице 1.

Регулирование подразумевает любое воздействие государства на экономические процессы. Оно может быть для производителей как развивающим (положительным), так и сдерживающим (отрицательным). Например, экспортная политика может иметь целью ограничение вывоза определенных товаров путем квотирования и лицензирования, добровольного ограничения экспорта, введения института специальных экспортеров, усложнения процедур оформления. И поддержка, и стимулирование подразумевают только положительное, активное воздействие государства, но стиму-

лирование подразумевает более интенсивное и мощное влияние, поскольку целью последнего выступает значительное увеличение объемов производства той экспортной продукции, которая нужна стране согласно экспортным стратегиям и программам. Поддержка по сравнению со стимулированием имеет целью как минимум удержание производства на прежнем уровне и предполагает менее интенсивное воздействие на процесс.

Помимо определения условий повышения эффективности экспортной деятельности необходимо определиться с ограничителями, создаваемыми страной в целях формирования хозяйственных предпочтений субъектов. При этом государство как субъект регулирования стремится сбалансировать разнонаправленные интересы участников хозяйственного процесса, учитывает их при разработке стратегии экономической политики.

Государственное регулирование экспортной деятельности обусловлено ее субъектно-объектной структурой, в рамках которой возможно выделить субъектов хозяйствования и субъектов регулирования. Субъектная структура регулирования экспортной деятельности представлена в таблице 2.

Таблица 1

Формы государственного регулирования экспортной деятельности *

Форма регулирования Цель экспортной политики

Ограничение Контроль за вывозом стратегических ресурсов, защита отечественного производителя

Стимулирование Увеличение объема экспортных поставок

Поддержка Сохранение данного положения, умеренное воздействие

'' Составлено автором.

Таблица 2

Субъектная структура регулирования экспортной деятельности *

Уровень Субъект Тип субъекта

Наднациональный (мегауровень) Международные организации и интеграционные группировки Субъект регулирования (ВТО, ЕС, СНГ)

Национальный (макроуровень) Государство Субъект регулирования (министерства и ведомства). Субъект хозяйствования (предприятия с государственным участием)

Мезоуровень 2 Макрорегион Субъект регулирования (администрация полномочного представителя Президента РФ в округе)

Мезоуровень 1 Регион (субъект Федерации) Субъект регулирования (департаменты и отделы субъектов Федерации). Субъект хозяйствования

Микроуровень Предприятия, ассоциации предприятий Субъект хозяйствования

* Составлено по: [5, с. 7].

Некоторые из них могут одновременно выступать и как субъекты регулирования и хозяйствования, что определяется спецификой системы управления в стране. Таким образом, экспортная деятельность предприятия как субъекта хозяйствования регулируется национальными и региональными нормативно-правовыми актами, которые в свою очередь выстраиваются в соответствии с требованиями наднациональных структур. С другой стороны, эффективность осуществления экспортной деятельности зависит от развитости инфраструктурной составляющей национальной и региональной экономики, позволяющей с большим или меньшим эффектом поставлять товары и услуги за рубеж.

В связи со вступлением России в ВТО на процесс регулирования экспортной деятельности на различных ее стадиях будет оказывать влияние факт участия в данном соглашении, а также преимущества и обязанности, которые из него вытекают. В рамках основного соглашения ВТО существуют так называемые «мечи» - обязательства по открытию рынков, снижению торговых барьеров, устранению препятствий на пути международной торговли. Они ограничивают возможности правительств вмешиваться в рыночную экономику, поддерживать национальных производителей. «Щиты» разрешают применять меры, которые необходимы для стимулирования экономического развития, то есть они позволяют регулировать деятельность экономических субъектов, с тем чтобы обеспечивать выравнивание конкурентных условий для обеспечения интересов национальных

производителей на своем внутреннем рынке. Содержание этих мер на различных этапах экспортной деятельности представлено в таблице 3.

Субсидии, которые имеют особое значение на основном этапе экспортной деятельности, подразделяются на запрещенные, дающие повод для разбирательства и не дающие повода для разбирательства. Субсидии являются не дающими повода для разбирательства, если они не относятся к числу специфических, то есть их доступность не ограничивается конкретными фирмами или они подпадают под одну из трех категорий помощи на НИОКР, до 75 % от стоимости НИОКР после начала производства либо до 50 % от стоимости НИОКР до начала процесса; поддержка, оказываемая в общих рамках программ регионального развития; помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим требованиям.

В условиях финансового кризиса отдельные страны позволяли себе нарушать правила ВТО с целью выведения национальных экономик из кризиса. Российским государственным органам управления внешнеэкономической деятельностью в преддверии вступления в ВТО придется принимать решение о том, как отвечать на подобные действия зарубежных партнеров, а после вступления в ВТО - о том, как реагировать на дискриминационную политику в отношении российских товаров.

В условиях выхода из кризиса в целях управления экспортной деятельностью наиболее эффективно проводить следующие мероприятия: регулирование вывозных таможенных

Таблица 3

Меры по регулированию экспортной деятельности *

Этап экспортной деятельности «Мечи» (правила) «Щиты» (исключения из правил)

Предв арительный Национальный режим

Основной Ограничения применения количественных квот, отказ от экспортных субсидий Специальные льготные положения для развивающихся стран: - специальные защитные меры; - компенсационные меры

Завершающий Маркировка происхождения на основе четких правил, точные правила таможенной оценки товаров Сокращение или отказ от ранее предоставленных уступок

* Составлено по: [6].

пошлин, экспортные ограничения; ценовое регулирование экспорта.

1. Снижение и отмена вывозных таможенных пошлин.

Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в отношении основных экспортных статей.

2. Повышение вывозных пошлин является инструментом ограничения вывоза продукции за пределы страны за счет снижения прибыльности экспортных операций с такими товарами. Проводится в целях насыщения внутреннего рынка и сохранения ресурсной базы. Повышенные ставки вывозных пошлин применяются к товарам, вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Экономический смысл увеличения экспортных пошлин состоит в создании стимулов для производства продукции высокой степени переработки внутри страны. Повышение экспортных пошлин связано со стремлением развивать собственную промышленность.

3. Прочие меры регулирования экспорта.

3.1. Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.

3.2. Экспортные ограничения - это ограничения на вывоз товаров (определенного их количества, либо тотальный запрет на экспорт) в одну или несколько стран. Такие ограничения могут накладываться для стабилизации внутреннего рынка в случае дефицита товаров.

3.3. Снятие предельных минимальных цен на отдельные виды товаров.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса затраты на производство продукции могут складываться выше цен их возможной реализации на внешнем рынке. В этом случае предельные минимальные цены, устанавливаемые с учетом конъюнкту-

ры внешнего рынка, не могут утверждаться ниже себестоимости экспортируемой продукции, и действие предельных минимальных цен временно приостанавливается.

В рамках реализации антикризисных мер активно использовались инструменты таможенно-тарифного регулирования и борьбы с демпингом. В частности, для защиты отечественных производителей сельхозтехники в 2009 г. была увеличена таможенная пошлина на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику. Кроме того, был введен запрет на приобретение импортной сельхозтехники за счет средств федерального и региональных бюджетов. Это позволило оперативно, уже к концу первого полугодия, обеспечить российским производителям дополнительные продажи более 15 тыс. единиц техники на сумму более 22,5 млрд руб. за счет государственных закупок через ОАО «Росаг-ролизинг» [7].

Новыми механизмами поддержки отраслей в 2009 г. стали различные виды субсидий в автомобильной промышленности, расширение списка отраслей, получающих субсидии на технологическое перевооружение, осуществление взносов в уставные капиталы отдельных организаций и ряд других мероприятий.

В основу комплекса дополнительных антикризисных мер в промышленности была положена следующая структура:

1. Поддержка спроса на продукцию отечественных производителей.

2. Стабилизация финансового состояния предприятий.

3. Реализация стратегических программ развития и инвестиционных планов российских компаний в отраслях промышленности.

Государству следует сформировать программу антикризисных мероприятий, направленных на стимулирование и поддержку российских производителей-экспортеров, которые могут быть представлены как ограничение, стимулирование и поддержка (см. табл. 4). Ограничение должно быть использовано только в исключительных случаях. Наиболее целесообразны такие виды воздействия, как стимулирование и поддержка.

Таблица 4

Формы государственного регулирования экспортной деятельности *

Форма регулирования Целес ообразность применения Мероприятия

Стадия производства Стадия реализации

Ограничение Ограниченное применение Повышение вывозных таможенных пошлин. Экспортные ограничения

Стимулирование Применение наиболее целесообразно Стимулиро вание формирования сервисной сети Снижение (отмена) вывозных таможенных пошлин. Снятие запретов на экспорт. Страхование экспортных кредитов. Гранты. Налоговая политика. Техническое перевооружение

Поддержка Применение наиболее целесообразно НИОКР, обновление технологической базы, подготовка кадров Антидемпинговые расследования. Лицензирование. Квотирование, Стандартизация. Сертификация. Государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом

* Составлено автором.

пользования в современной экономике / В. Б. Акулов. - СПб., 1993. - 160 с.

3. Бернар, И. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. В 2 т. ТII: пер. с фр. / И. Бернар, Ж.-К. Колли. - М. : Между-нар. отношения, 1997. - 784 с.

4. Блэк, Дж. Экономика : толковый слов. : англ.-рус. / Дж. Блэк. - М. : ИНФРА-М : Весь Мир, 2000. - 840 с.

5. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: Методологические и методические проблемы формирования / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003.- 93 с.

6. Методические рекомендации для семинара представителей Министерства Экономики и развития по внешнеэкономической деятельности в регионах по проблемам ВТО / М-во экономики и развития. - М., 2001. - 63 с.

7. Отчеты в Правительство РФ о выполнении планов. Планы и показатели. О Министерстве / Министерство торговли и промышленности Российской Федерации : [офиц. сайт]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ ministry/plans/gov/2. - Загл. с экрана.

8. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : Инфра-М, 1998. - 527 с.

9. Экономика и право : энцикл. слов. Габлера : пер. с нем. / под общ. ред. А. П. Горкина, Н. А. Тумановой, Н. А. Шаповаловой. - М. : Большая Рос. эн-цикл., 1998. - 432 с.

В условиях мирового финансового кризиса многие государства проводили антикризисную политику в сфере внешнеэкономической деятельности. Россия также может осуществлять различные мероприятия, противодействующие мировому кризису, в рамках государственного регулирования экспортной деятельности, которое может сводиться к ограничению, поддержке и стимулированию. При этом необходимо различать субъекта регулирования и субъекта экспортной деятельности. России предстоит вступить в ВТО, в данной связи необходимо учитывать ограничения и преимущества, которые дает членство в данной торговой организации. В условиях выхода из мирового финансового кризиса для России наиболее эффективно применение мероприятий, относящихся к стимулированию и поддержке: снижение вывозных пошлин, страхование экспортных кредитов, предоставление грантов, техническое перевооружение, помощь в проведении антидемпинговых расследований, выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин, Л. И. Вызовы нового века / Л. И. Абалкин. - М. : Ин-т экономики РАН, 2001. - 263 с.

2. Акулов, В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность ис-

VECTORS OF EXPORTING ACTIVITY REGULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITION OF THE WORLD FINANCIAL CRISIS TERMINATION

V.V Batmanova

The article analyses the impact of the world financial crisis on the foreign trade policy of different countries and offers measures on the state regulation of the exporting activity in the Russian Federation within promotion, support and limitation of the exporting activity.

Key words: exporting activity, promotion, support, limitation, foreign trade activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.