Научная статья на тему 'Антикризисные финансово-экономические меры: лучшие зарубежные практики'

Антикризисные финансово-экономические меры: лучшие зарубежные практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1540
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНАЯ МЕРА / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / КРИЗИС ЛИКВИДНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева Н.А., Вялкин А.Г.

Результатом кризиса 2008 г. стало серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы, перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях. В условиях неопределенности развития мирового финансового рынка важно выработать сбалансированную последовательную политику по смягчению финансовых, экономических и социальных последствий кризиса, на основе лучших мировых антикризисных практик выработать рекомендации по преодолению с наименьшими потерями возможной очередной экономической рецессии. Этому посвящена предлагаемая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные финансово-экономические меры: лучшие зарубежные практики»

3(141) - 2013

Зарубежный опыт

УДК 336.717

АНТИКРИЗИСНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ: ЛУЧШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ

Н. А. ГОСТЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента,

директор Центра

макроэкономических исследований и моделирования Института финансово-экономических исследований

E-mail: natagost@gmail. com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

А. Г. ВЯЛКИН,

заместитель директора департамента содействия инвестициям E-mail: vyalkin@tpprf. ru Торгово-промышленная палата Российской Федерации

Результатом кризиса 2008 г. стало серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы, перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях. В условиях неопределенности развития мирового финансового рынка важно выработать сбалансированную последовательную политику по смягчению финансовых, экономических и социальных последствий кризиса, на основе лучших мировых антикризисных практик выработать рекомендации по преодолению с наименьшими потерями возможной очередной экономической рецессии. Этому посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: финансово-экономический кризис, антикризисная мера, таможенно-тарифная политика, кризис ликвидности.

Финансово-экономический кризис 2008 г. выходит за рамки обычного циклического. Начавшийся в условиях глобализации, он носил беспрецедентный по масштабам характер, охватив все динамично

развивавшиеся в последнее десятилетие страны и регионы. Важной закономерностью явилось то, что его влиянию подверглись успешные экономики. Напротив, страны и регионы с невысокими экономическими показателями пострадали от него в меньшей степени.

Это характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных государствах, включая Россию: наиболее серьезные проблемы наблюдались там, где шел экономический рост, тогда как депрессивные регионы почти не почувствовали изменений.

Результатом кризиса стало серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы, перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях.

В условиях неопределенности развития мирового финансового рынка важно выработать сбалансированную последовательную политику по смягчению финансовых, экономических и социальных

последствий кризиса, выработать рекомендации по преодолению с наименьшими потерями возможной очередной глобальной экономической рецессии.

Начавшись с рынка недвижимости США, кризис достиг реального сектора развитых и развивающихся стран, выразился в снижении роста мировой экономики и рецессии в развитых странах, резко увеличил риск возникновения системного банковского дефолта. Постепенное ухудшение финансовых и экономических условий вследствие возросшей напряженности на мировом финансовом рынке с начала 2008 г. стало основным фактором снижения темпов глобального роста.

Необеспеченный спекулятивный рост мирового финансового рынка за счет притока дешевого долгового капитала привел к недооценке реальных рисков участниками финансового рынка и сбою функционирования всей системы. Кроме того, изменение мировой финансовой конъюнктуры стало причиной резкого удорожания внешних заимствований для развивающихся стран, что вместе с отсутствием внутренних источников финансирования породило кризис ликвидности.

Распространение финансовых рисков по всему миру через инструменты секьюритизации и их неадекватная оценка финансовыми институтами послужили одной из основных причин значительных убытков и банкротств многих финансовых институтов.

По данным казначейства США, доля вложений иностранных официальных институтов в агентские долговые ценные бумаги с 2004 по 2007 г. выросла с 34 до 58 %. При этом с июня 2006 г. по июнь 2007 г. рост инвестиций в долгосрочные казначейские облигации США произошел в основном только за счет данных институтов (около 3/4 роста приходится только на агентские долговые обязательства - см. рисунок).

Для противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса ведущими странами, союзами государств, а также рядом международных организаций были приняты различные антикризисные программы, пакеты мер и планы действий, включавшие в основном фи-

нансово-кредитные инструменты, затрагивавшие прежде всего фондовый рынок и банковский сектор.

Были выделены значительные бюджетные средства для поддержки отдельных ведущих отраслей экономики, подвергшихся наибольшему влиянию кризиса; предприняты другие шаги по прямой государственной поддержке национальных экономик и социальной сферы. Анализ показывает, что антикризисные меры в основном касаются:

• корректировки ставок таможенных пошлин;

• ввода и снятия нетарифных ограничений;

• усиления финансовой поддержки экспорта;

• снижения уровня налоговой нагрузки на экспорт;

• стабилизации валютной сферы и платежного баланса;

• содействия притоку иностранных инвестиций;

• стабилизации банковского сектора и пр. Остановимся на некоторых из них. Таможенно-тарифная политика. В целом в

условиях кризиса она характеризуется следующим: большинство государств повышают ввозные таможенные пошлины и снижают вывозные.

Повышение ввозных таможенных пошлин. Данная мера осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Основная мотивация: расширение возможностей пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает, и повышение уровня защиты внутренних производителей от дешевого импорта усиливается (табл. 1).

о d

80 70 60 50 40 30 20 10 0

т

ш

I полугодие 2005 г. □

I полугодие 2006 г.

I полугодие 2007 г.

Ш □

Доля в долгосрочных ценных бумагах США Доля в долевых инструментах США Доля в казначейских обязательствах США Доля в агентских обязательствах США

Источник: Thomson Financial Ltd.

Доля иностранных финансовых институтов в долгосрочных ценных бумагах США

7х"

25

Таблица 1

Повышение ввозных таможенных пошлин как антикризисная мера

Регион, страна Содержание

Европейский Союз Восстановление импортных пошлин на рис, сорго (24,6 евро/т) и ячмень (8,68 евро/т)

Вьетнам Введена 5 %-ная пошлина на авиационное топливо, повышена с 25 до 35 % на нефтепродукты, министерство финансов предложило увеличить импортную пошлину на бензин с 5 до 10 %о

Филиппины Введена 3 %о-ная пошлина на нефть и нефтепродукты

Южная Корея Введена 1 %о-ная импортная пошлина на сжиженный природный газ, с 1 марта 2009 г. повышена ввозная пошлина на сырую нефть с 1 до 3 %

Индия Установлена 5 %о-ная импортная пошлина на сталь и изделия из нее, 20 %о-ная - на нерафинированное соевое масло, повышена с нуля до 10 % импортная пошлина на пальмовое масло и с 7,5 до 15 % на кулинарный жир

Украина Планировалось увеличение пошлин на широкий перечень некритичных товаров

Снижение или отмена импортных пошлин.

Для развития отдельных отраслей, обеспечения промышленности недостающим сырьем ряд стран снизили или отменили импортные пошлины (табл. 2).

Снижение вывозных таможенных пошлин. Одновременно страны снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт, обнуляя или снижая вывозные таможенные пошлины. Эти меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и сужения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется главным образом в отношении основных экспортных статей (табл. 3).

Таблица 2

Снижение (отмена) импортных пошлин

как антикризисная мера

Регион, страна Содержание

Европейский Союз Снижена дополнительная импортная пошлина на сахар белый на 10 % до 69,9 долл. США/т, на 15,2 % - для тростникового сахара (40,1 долл./т) и на 15,9 % - для свекловичного сахара (38,2 долл./т)

Малайзия Для стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент, длинномерные металлоконструкции и стальной прокат

Индия Отмена импортной пошлины на нефть, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях

Окончание табл. 2

Регион, страна Содержание

Египет Снижение таможенных пошлин на импорт промышленных машин и оборудования

Филиппины Обнулена ставка импортной пошлины на цемент (5 %) и продовольственную пшеницу (3 %)

Китай Обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на медный (17 %), никелевый (17 %) и кобальтовый концентраты

Белоруссия Разрешен временный (с 1 декабря 2008 г в течение 9 мес.) беспошлинный ввоз в страну ряда наименований химических продуктов, являющихся сырьем для производства удобрений и металлокорда, в частности природных фосфатов кальция, древесной целлюлозы, нейлоновых нитей высокой прочности и нитей из других полиамидов

Таблица 3

Снижение вывозных таможенных пошлин как антикризисная мера

Страна Содержание

Индонезия Пальмовое масло (обнуление 2,5 % вывозной таможенной пошлины)

Вьетнам Рис (обнуление вывозной таможенной пошлины), нефть (снижение вывозной пошлины с 20 до 10 %), сталь (обнулена 5 %-ная экспортная пошлина)

Индия Сталь (обнуление 5 %-ный вывозной пошлины), чугун, чугунная и стальная заготовка, катанка, уголок и другой сортовой прокат (обнулена 15 %-ная экспортная пошлина), авиационный керосин (обнуление 5 %-ной экспортной пошлины), снижена до 5 % экспортная пошлина на железную руду, отменена специфическая ставка вывозной таможенной пошлины на железную руду (4,2 долл. /т), вместо специфической ставки введена адвалорная ставка в размере 8 %

Аргентина Снижены экспортные пошлины на кукурузу (с 25 до 20 %) и пшеницу (с 28 до 23 %), а также на свежие фрукты и овощи (на 50 %)

Китай Обнулены экспортные пошлины на широкий спектр химической и металлургической продукции, обнулены 10 %-ная экспортная пошлина на кукурузную муку, крахмал и 5 %-ная пошлина на кукурузу и сою, экспортные пошлины на рис и пшеницу будут снижены до 3 %, на муку - до 8 %, уменьшена на 30 % экспортная квота на олово и на 1-3 % на ряд других цветных металлов (сурьма, вольфрам, молибден, ванадий)

Украина Семена подсолнечника (обнуление вывозной таможенной пошлины)

Казахстан Отменены экспортные пошлины на нефть (с 203,8 долл. /т) и газоконденсат для всех компаний, работающих в стране

Однако для насыщения внутреннего рынка и сохранения ресурсной базы в Китае были увеличены экспортные пошлины на ряд цветных металлов, уголь, некоторые изделия химической промышленности, увеличены экспортные пошлины на азотные удобрения до 150 %, было продлено действие 100 %-ных экспортных пошлин на прочие виды удобрений до 31 декабря 2008 г. Кроме того, уменьшены на 30 % экспортные квоты на олово и на 1-3 % на ряд других цветных металлов (сурьма, вольфрам, молибден, ванадий).

Нетарифные протекционистские меры. Среди них преобладают меры по ограничению импорта с целью сохранения объемов национального производства, уровня занятости в стране и пр.

В частности, в Аргентине был усилен контроль за ввозом в страну товаров из КНР по 120 товарным позициям и в меньшей степени - из Бразилии. По определенным товарным позициям аргентинская таможня отслеживает стоимость производства товара в стране его происхождения, а также цену его реализации на рынках других стран. Если будет установлено, что цена ввозимой и реализуемой в Аргентине продукции окажется ниже реальной стоимости производства данной продукции, это станет причиной проведения расследования.

Введенные меры коснулись 50 наименований текстильной продукции, 50 - изделий из металлов, в основном запчастей к мотоциклам, а также 20 - продукции так называемой белой линии (холодильники, кухонные плиты и стиральные машины).

В рамках политики по ужесточению контроля за импортом товаров аргентинское правительство приняло резолюцию, которая устанавливает, что с 30 октября 2008 г. для осуществления импортных операций по 1 200 товарным позициям (потребительские товары) необходимо получать автоматические лицензии в Субсекретариате по торговой политике. В число товаров, ввоз которых требует получения автоматических лицензий, вошли велосипеды, обувь и звуковоспроизводящая аппаратура. Данная мера была введена в отношении товаров, поступающих из любой страны мира. Таким образом, автоматическому лицензированию стало подвержено 50 % стоимостного объема импорта потребительских товаров (в 2007 г. - 11 %).

Правительство Индии инициировало целый ряд антидемпинговых расследований для защиты внутренних производителей от дешевого импорта, прежде всего продукции черной металлургии

и химической промышленности, в том числе в отношении горячекатаных стальных продуктов российского происхождения.

Министерство торговли Белоруссии определило перечень товаров, ограничение импорта которых не окажет заметного влияния на ситуацию на потребительском рынке страны. В него вошли 16 видов продовольственных товаров (в том числе пиво, соки, шоколад, сыры) и 15 позиций непродовольственной продукции (телевизоры, велосипеды, мебель и др.). На импортные товары, включенные в указанный список, предполагалось ввести рассрочку платежа на 180 дней.

Отдельные страны предпринимали меры в части экспортных ограничений:

- правительство Киргизской Республики приняло постановление правительства о введении ограничений на вывоз всех видов продовольствия и животноводческих кормов;

- государственное агентство по лесам Болгарии внесло в парламент закон, который позволил снять запрет на экспорт болгарского леса в страны ЕС.

Финансовая поддержка экспорта. Большое внимание было уделено финансовой поддержке экспорта с увеличением объемов гарантирования, выделению дополнительных экспортных кредитов и субсидирования (табл. 4).

Принимались также и специфические финансовые меры. В частности, японское правительство достигло договоренности со Всемирным банком о создании Фонда укрепления капитала банков развивающихся стран, в который через Японский банк международ-

Таблица 4

Финансовые меры по поддержке экспорта

^рана Содержание

Швейцария Увеличение финансирования программы экспортных гарантий для швейцарских производителей

Болгария Трехкратное увеличение лимитов Агентства по экспортному кредитованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония Выделение Японскому банку международного сотрудничества 3,3 млрд долл. для кредитования отсрочек платежей иностранных фирм и 1,1 млрд долл. для льготного кредитования экспортных поставок японских компаний. Министерство экономики, торговли и промышленности объявило о готовности шире предоставлять услуги экспортного страхования по крупным кредитам, выделяемым частными банками для поддержки внешнеэкономической экспансии японского бизнеса

Окончание табл. 4

^рана Содержание

Аргентина Предоставление аргентинским банкам дополнительно 1 млрд долл. (средства Центрального банка) для финансирования экспортных поставок и 80 млн долл. для поддержки малых предприятий - экспортеров рыбной продукции

Бразилия Для поддержания уровня экспортных кредитов ЦБ провел аукцион по размещению 1,65 млрд долл. на эти цели

Индия Для поддержания уровня экспортных кредитов Центральный банк провел аукцион по размещению 1,65 млрд долл. на эти цели

Египет На 50 % увеличены государственные субсидии промышленным предприятиям-экспортерам

Латвия Министерство экономики совместно с Европейским инвестиционным фондом создает фонд рискового капитала для поддержки малых и средних предприятий-экспортеров на общую сумму 143 млн евро

Чехия Чешский экспортный банк и Общество по гарантированию и страхованию экспорта разработали новые схемы льготного кредитования экспортных контрактов и страхования их от коммерческих и политических рисков

Венгрия Венгерский страховщик экспортных кредитов «Мехиб», ссылаясь на кризис, инициировал изменение постановления правительства, регламентирующего его деятельность. Так, «Мехиб» считает необходимым увеличить для него норматив страхового покрытия экспортных сделок венгерских предприятий с нынешних 95 % до 100 %. Одновременно предлагается смягчить предписание, согласно которому экспортная сделка считается венгерской лишь в том случае, если доля венгерского труда и материалов в данном товаре не меньше 50 % (в случае строительства или услуг - не менее 25 %)

Белоруссия Утвержден перечень предприятий, которые будут получать 50 %-ное субсидирование процентных ставок по банковским кредитам. Для поддержки экспортно ориентированных производств используются средства Фонда национального развития республики

Узбекистан Увеличен уставный капитал государственного акционерно-коммерческого банка «Асака» (второго по величине капиталов и активов в стране) на сумму, эквивалентную 109 млн долл., а также «Микрокредитбанка», Народного банка и др.

ного сотрудничества было направлено 2 млрд долл. для пополнения нехватки капитала в местных банках, главным образом в странах Азии и Африки.

Эта мера в сочетании с низкопроцентным финансированием деятельности в тех же странах японских компаний оживила движение капитала в частном секторе и способствовала оживлению экономической жизни в развивающихся странах, что явилось мерой косвенной поддержки японского экспорта в развивающиеся страны.

В целом можно констатировать, что использование финансовых методов поддержки экспорта характерно для стран, экономики которых существенным образом зависят от экспорта. Основной причиной увеличения такого финансирования явилось снижение ценовой конкурентоспособности отечественных товаров в условиях падения цен на основные виды ресурсов в странах-конкурентах, а также дефицит ликвидных средств для осуществления такого финансирования.

Предоставление льгот и субсидирование налогов для экспортеров. Одним из видов помощи экспортерам явилось предоставление льгот и усиление субсидирования налогов. Такие меры были приняты:

• Индией: выделение 230 млн долл. для полного возмещения акцизного сбора (федерального налога на добавленную стоимость) с экспортной продукции, а также возмещения налога на комиссию за услуги иностранных агентов индийских экспортеров;

• Белоруссией: антикризисным планом было предусмотрено предоставление экспортерам налогового кредита в части освобождения от уплаты в I полугодии налогов с продаж и на добавленную стоимость;

• Китаем: проводилось выборочное повышение ставки возврата НДС (одежда, текстиль, игрушки, мебель, электробытовые приборы и пр.). Стабилизация банковского сектора. Существует несколько методов минимизации последствий банковских кризисов, восстановления стабильного функционирования финансового рынка и его основных сегментов.

Первый метод - рекапитализация банков за счет государственных средств. Полученные средства кредитные учреждения могут использовать для списания плохих долгов. Для успешной реализации такого подхода перед государством встают две задачи:

• объективно оценить ситуацию в экономике -объем плохих долгов и потребности банков в капитале, а также выделить потенциально

жизнеспособные банки для участия в программах;

• добиться того, чтобы банки действительно проводили работу по очистке балансов. Второй метод - выкуп плохих долгов за счет государственных средств и создание государственной управляющей компании для работы с ними. Основная проблема этого подхода - сложность в определении цен на плохие активы. При этом если цена слишком низка, то возникает необходимость дополнительной рекапитализации.

Третий метод - установление государственных гарантий по банковским активам, в рамках которых потери делятся между государством и банком в определенных пропорциях. Как и при покупке долгов, возникает вопрос оценки плохих активов и стоимости гарантий - т. е. по сути определение пропорций потерь между государством и банками. При таком подходе велика вероятность оппортунистического поведения - зная, что государство компенсирует потери, банки могут перестать прилагать должные усилия по работе с активами.

Есть и целый набор синтетических мер, например разделение банков на «плохие» и «хорошие» и последующая рекапитализация только «хороших» банков; выкуп долгов за счет государства на условии обязательного обратного выкупа через несколько лет - в этом случае плохие активы остаются под управлением банка.

Разные страны решали задачи стабилизации банковского сектора по-разному, но опыт показывает, что лучшая практика включает в себя:

1) быструю оценку будущих потерь с использованием стрессовых сценариев развития событий;

2) создание стимулов для банков в короткие сроки очистить балансы от плохих активов и рекапитализация с использованием государственных и частных средств.

Дополнительно может потребоваться расширение государственных гарантий для предотвращения паники и введение программ реструктуризации долгов заемщиков.

Программы санации банков часто являются весьма дорогостоящими. Затраты оказываются больше в тех случаях, когда на первых этапах возникновения проблем в этом секторе государство содействует, чтобы оттянуть момент их реализации и переложить часть их на будущее.

Ослабление норм регулирования и пролонгация плохих кредитов в таких случаях ведут к параличу

финансовой системы и накоплению будущих потерь. Гораздо более эффективной является политика быстрого признания плохих долгов и стимулирование банков к очистке от них балансов.

Первоначально глобальный финансово-экономический кризис отразился на России несколькими волнами кризиса ликвидности. С этой проблемой Банк России и Правительство РФ оперативно справились путем создания дополнительных инструментов предоставления банкам ликвидности (расширения ломбардного списка, предоставления кредитов без обеспечения и т. д.), а также удлинения действия уже существующих инструментов. Для предотвращения возможной паники банковских вкладчиков был расширен объем государственных гарантий по депозитам.

С учетом возможного повторения кризисного сценария 2008 г. обеспокоенность вызывает проблема роста объема плохих долгов. Данные по просроченной задолженности в российской банковской системе не выглядят критическими на фоне мирового опыта, но, по мнению экспертов, нужно принимать во внимание, что стандарты учета просроченной задолженности по российской системе отчетности отличаются от мировых.

В России в объем просроченной задолженности включается только сумма самого просроченного платежа, тогда как по международным стандартам в объем просроченной задолженности попадает вся сумма кредита, по которому допущена просрочка платежа (что представляется более корректным). Вероятно, просроченная задолженность, рассчитанная по международным стандартам, сегодня в 2-3 раза выше, чем следует из статистики Банка России.

В острый период кризиса 2008 г. действия российского регулятора были схожи с действиями регуляторов в странах, где был накоплен значительный объем плохих кредитов, и спасение финансовой системы стоило государству гораздо дороже, чем могло бы стоить в условиях более быстрого принятия необходимых мер.

Из опыта других стран следует, что для предотвращения системного кризиса российской банковской системы необходимо как можно скорее сконцентрировать внимание на проблеме плохих долгов и симметричной ей проблеме цивилизованной реструктуризации задолженности заемщиков.

Кроме восстановления капитала и ликвидации плохих активов с балансов банков, политика по стабилизации финансового рынка часто включает увеличение государственных гарантий по депози-

там - это необходимо в тех случаях, когда возникают панические настроения. Еще один важный момент -реструктуризация задолженности банковских заемщиков, долговое бремя которых оказалось слишком высоким.

Таким образом, важными задачами государства при стабилизации финансового рынка являются восстановление доверия к банковской системе, разрешение проблемы плохих долгов и восстановление кредитования.

Программа Казахстана как пример успешной антикризисной практики. Антикризисный план был подготовлен правительством к 25 ноября 2008 г., план мероприятий по его реализации - к 30 декабря 2008 г. 13 января 2009 г. правительство Республики Казахстан на своем заседании утвердило этот план.

Его реализация позволила оказать финансовую поддержку экономике Казахстана на сумму 2 172 млрд тенге1 за счет:

• средств Национального фонда - 1 200 млрд тенге;

• мер Национального банка - 350 млрд тенге;

• снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса - 500 млрд тенге;

• создания Фонда стрессовых активов - 122 млрд тенге.

Кроме плана антикризисных мероприятий, направленного на смягчение последствий кризиса (табл. 5), в стране был учрежден антикризисный совет при правительстве под председательством премьер-министра Республики Казахстан Карима Масимова.

Основной целью данного консультативно-совещательного органа являлась выработка государством, бизнес-сообществом, заинтересованными общественными и международными организациями консолидированной позиции для повышения эффективности антикризисной программы правительства,

Таблица 5

Пакет антикризисных мер Республики Казахстан

Направление антикризисных мер Мероприятия

Стабилизация финансового сектора Дополнительная капитализация четырех системообразующих банков с целью утверждения ими адекватных резервов и усиления кредитования внутри страны с последующим выходом государства из их капитала на рыночных условиях. Создание фонда стрессовых активов для реструктуризации активов банка посредством выкупа проблемных активов. Предоставление дополнительных источников ликвидности на своевременное обслуживание обязательств банков (в частности, расширение спектра инструментов по обеспечению по операциям РЕПО)

Совершенствование государственного регулирования финансовых рынков (изменение метода расчета капитализации банков, усиление требований к управлению рисками и внутреннему контролю) Проработка механизма накопительной пенсионной системы в новых условиях (меры по сохранности пенсионных накоплений и увеличению финансовой грамотности населения)

Решение проблем на рынке недвижимости Реализация программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, за счет средств которой будут предоставляться займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алма-Ате и Астане через банки второго уровня. Обеспечение доступности жилья (право выкупа по установленной цене, финансирование строительства арендного жилья, предоставление приоритетным категориям населения предварительных жилищных займов по процентной ставке, не превышающей 4 % годовых)

Поддержка малого и среднего бизнеса Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса из Фонда «Самрук-Казына», в том числе микрокредитование предприятий сельской местности и сельских предпринимателей. Предоставление доступа малым и средним предприятиям к заказам государственных органов, холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках». Снижение административных барьеров для развития предпринимательства

* Курс национальной валюты Казахстана к доллару США - 1:120.

Окончание табл. 5

Направление антикризисных мер Мероприятия

Развитие агропромышленного комплекса Инвестиции на поддержку экспортно ориентированных секторов: зернового, переработки мясной и молочной продукции, производства плодовоовощных культур (инвестирование в развитие аграрных предприятий и инфраструктуры)

Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов Продолжение реализации Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Утверждение правительством предельных тарифов по группам энергопроизводящих организаций (на срок от семи лет, с корректировкой на инфляцию). Отмена платы за подключение к электросетям. Дополнительный комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии

Социальная защита населения Сохранение реальных доходов населения, увеличение социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы (в 2009-2011 гг. на 25 %), социальных пособий (на 9 % ежегодно). При необходимости создание новых рабочих мест и обеспечение занятости на общественных работах. Продолжение формирования правительством стабилизационных фондов товаров первой необходимости

а также снижения негативного влияния глобального финансового кризиса на экономику Казахстана.

Список литературы 1. Отчет о финансовой стабильности Казахстана. Национальный банк Республики Казахстан. 2008.

2. Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы. Аналитический доклад компании ФБК. М., 2009.

3. Стратегии выхода из банковского кризиса. Обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России. М., 2009.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

7""

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.