Научная статья на тему 'Внешняя торговля России в 90-е годы b (развитие, регулирование, проблемы)'

Внешняя торговля России в 90-е годы b (развитие, регулирование, проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7881
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля России в 90-е годы b (развитие, регулирование, проблемы)»

Б.П. Супрунович,

директор Института финансов

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В 90-е ГОДЫ (РАЗВИТИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ)

Вн е шняя торговля - одна из важнейших отраслей экономики России, причем ее развитие в 90-е годы отличается от развития других отраслей в лучшую сторону. За годы экономической реформы внешняя торговля является едва ли не единственной отраслью, которая сумела преодолеть спад 1991-1992 гг. и выйти на путь устойчивого роста. Этим определяется особая роль внешнеэкономического комплекса в российской экономике с точки зрения структурной перестройки экономики, интеграции России в мировой рынок, укрепления национальной валюты, пополнения доходов федерального бюджета.

Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте экономических преобразований, однако оно даже предшествовало реформам 1992 г. и последующих лет и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка, тем более что в централизованной экономике только внешнеэкономический комплекс имел прямое соприкосновение с мировым рынком.

Эрозия государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, господствовавшей в течение многих десятилетий, началась еще в 1986 г. Но решительный перелом в регулировании внешней торговли связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”. Фактически этот указ ликвидировал монополию государства на внешнеэкономическую деятельность, поскольку право участия во внешнеэкономических связях получили все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. С 1 июля 1992 г. введен единый рыночный курс рубля и его внутренняя конвертируемость; расчеты с большинством зарубежных парт-

неров переведены на свободно конвертируемую валюту и мировые цены.

В 1992-1996 гг. формируется новая правовая база внешней торговли России. В конце 1995 г. вступил в силу федеральный закон РФ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности”. Целями этого закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции России в мировую экономику.

Закон определяет внешнеторговую деятельность как предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Участниками внешнеторговой деятельности могут быть российские юридические и физические лица за исключением случаев, предусмотренных законодательством, и иностранные лица в соответствии с российским законодательством, а также государство, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Главная роль государства состоит не в непосредственном осуществлении внешнеторговых операций, а в проведении внешнеторговой политики, формировании концепции и стратегии внешнеторговых связей, заключении международных договоров в области внешних экономических связей, участии в деятельности международных экономических организаций. Закон провозглашает приоритет экономических мер государственного регулирования, равенство участников внешнеторговой деятельности, государственную защиту их прав и интересов.

В 1993 г. приняты закон "О таможенном тарифе” и Таможенный кодекс Российской Федерации. Целый ряд других правовых актов регулирует как непосредственно вопросы внешней торговли, так и тесно связанные с ними вопросы валютного регулирования, иностранных инвестиций и других форм международных экономических отношений России.

Законы, регулирующие внешнюю торговлю России и ее внешнеэкономические связи в целом, соответствуют сложившимся международным принципам и международной практике. В то же время эволюция правового регулирования тесно связана со сложными экономическими и политическими проблемами переходного периода, несет на себе отпечаток политической борьбы и противоречивости интересов. В рамках принятых законов, международных договоров конкретные моменты тарифного и нетарифного регулирования ме-

няются достаточно часто в соответствии с положением на внутреннем рынке и российской экономики в целом, в том числе под влиянием разнородных интересов различных секторов народного хозяйства.

При этом реформирование внешнеэкономического комплекса зашло достаточно далеко. Главное направление реформирования определилось четко - это либерализация. Российское внешнеторговое регулирование относится к числу наиболее либеральных в мире, и период либерализации внешней торговли завершается. Это не означает, что маятник качнется в противоположную сторону - в сторону жесткого протекционизма, но регулирование внешней торговли должно теснее увязываться с другими процессами в экономике.

В условиях переходной экономики, структурной перестройки хозяйства России и кризисных затруднений внешнеторговая политика должна обеспечить защиту определенных отраслей и предприятий и безусловное сохранение стратегических секторов национальной экономики, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса и обороноспособность страны [1].

Роль государства как непосредственного участника внешнеторговых операций постоянно снижается. Централизованный импорт уже прекращен (с 1994 г.). Государство (вместе с небольшим числом государственных предприятий - производителей вооружения) фактически сохраняет монополию на экспорт оружия, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технических информаций, пригодных для создания оружия и военной техники.

Реформирование системы военно-технического сотрудничества происходит параллельно с восстановлением положения России на мировом рынке оружия. В августе 1997 г. указами Президента России созданы федеральные государственные унитарные предприятия "Росвооружение", "Промэкспорт" (как правопреемники ранее существовавших организаций) и "Российские технологии". Их функция - государственные посредники по экспорту (импорту) продукции военного назначения, причем конкуренция между названными предприятиями исключается [2].

По данным “Ежегодника СИПРИ-96”, Россия в 1995 г. вновь вышла на второе место в мире по экспорту обычных вооружений. За 19911995 гг. экспорт вооружений из России составил 16 млрд дол. ( в ценах 1990 г.), что составляет 17% мирового рынка оружия. Объем продаж и удельный вес России приближается к результатам 1991 г.

для бывшего Союза в целом [3]. Экспорт оружия в 1996 г. оценивается в 3,6 млрд дол. [4].

В числе ведущих экспортеров России по-прежнему остаются государственные внешнеторговые объединения, преобразование которых в акционерные общества только планируется. В 1995 г. на внешнеэкономические объединения приходилось примерно 8% российского экспорта (10 млрд дол.) и 10% - импорта [5]. Особенности работы многих ВО состоят в том, что через них реализуются инвестиционные проекты за рубежом, в том числе по межгосударственным соглашениям.

Основной объем экспортно-импортных операций осуществляется коммерческими организациями, юридическими лицами.

Наконец, существенная часть внешней торговли проходит через так называемую неорганизованную мелкооптовую торговлю, которая снабжает внутренний рынок относительно недорогим (и не всегда качественным) ширпотребом из Китая, Турции, Кореи, Польши и других стран, а также продовольствием из стран СНГ и Балтии. Точные данные о неорганизованной торговле отсутствуют, но по оценке на 1996 г. ее оборот составлял 16 млрд дол. (в том числе ввоз -15 млрд дол.) [6].

Самостоятельная внешнеэкономическая деятельность России началась на сложном кризисном фоне спада производства, снижения оборота внешней торговли, распада сложившихся экономических связей как в рамках распущенного в 1991 г. СЭВа, так и в рамках распавшегося Союза.

Спад внешнеторгового оборота продолжался до 1993 г. При этом, однако, уже в 1992 г. наметились принципиально новые (по сравнению с рубежом 80-90-х годов) явления - рост экспорта при сокращении импорта и положительное внешнеторговое сальдо.

В географической структуре внешней торговли России после 1991 г. четко выделялись два сектора - так называемое "дальнее зарубежье” и страны СНГ. Только с 1994 г. в материалах Госкомстата суммируется вся внешняя торговля России в долларах, причем государства Балтии включены уже в “дальнее зарубежье”. Торговля со странами СНГ постепенно переходит на мировые цены, тогда как система расчетов, тарифного и нетарифного регулирования существенно отличается. Постепенно увеличивается доля расчетов в национальных валютах через корреспондентские счета в коммерческих банках и доля расчетов в СКВ (55% и 15% соответственно в 1995 г. против 15% и 5% в 1993 г.); доля межгосударственного кли-

ринга и других видов безвалютных расчетов за тот же период сократилась с 80% до 30% [7].

Данные о динамике внешней торговли РФ сведены в таблицу.

Внешняя торговля России

(в фактически действовавших ценах, млрд дол. США)*

1992 1993 1994 1995 1996

Всего оборот 96,6 95,2 105,5 126,6 132,4

экспорт товаров 53,6 59,2 66,9 79,9 87,0

импорт товаров 43,0 36,0 38,6 46,7 45,4

сальдо 10,6 23,2 28,2 33,2 41,6

В том числе:

страны дальнего зарубежья

оборот 79,4 71,1 81,3 98,8 102,7

сальдо 5,4 17,5 24,7 32,5 н.д.

СНГ

оборот 17,2 24,1 24,2 27,8 29,7

сальдо 5,2 5,7 3,5 0,7 н.д.

* Без учета неорганизованной торговли и гуманитарной помощи.

Составлено по: Российский статистический ежегодник. 1995. Табл. 352; Финансовые известия. 1997. 14 января; Независимая газета. 1997. 6 марта.

В целом по объему экспорта (1,5-1,6% мирового) Россия занимает 14-15-е место в мире (СССР в 1989 г. - 8-е место, дореволюционная Россия - 10-е), уступая странам “семерки” и Бенилюкса, а также Китаю и новым индустриальным странам Азии.

При анализе таблицы обращает на себя внимание более быстрый рост вывоза товаров по сравнению с ввозом и постоянно растущее сальдо внешней торговли, что способствует накоплению валютных резервов, стабилизации рубля и создает возможность для обслуживания внешнего долга. Что касается торговли со странами СНГ, то быстрее растет импорт, тогда как экспорт (особенно поставки нефти) имеет тенденцию к сокращению. Сокращение положительного сальдо в торговле с этой группой стран скорее благоприятно, поскольку положительное сальдо означает не что иное как задолженность стран СНГ России.

Однако в действительности величина внешнеторгового сальдо должна уменьшаться с учетом неорганизованной мелкооптовой торговли. Опубликованный Банком России платежный баланс за 1996 г.

показывает внешнеторговое сальдо (разницу между вывозом и ввозом товаров) в размере 20,1 млрд дол. [8].

Географическая структура внешней торговли России, как уже говорилось, сильно трансформировалась. Еще в 1990 г. началась переориентация внешней торговли на развитые страны с рыночной экономикой, тогда как страны Восточной и Центральной Европы, как и другие бывшие члены СЭВ, отошли на третий план. Доля развивающихся государств осталась примерно на том же уровне, но партнеры России в этой группе сменились.

В 1995 г. удельный вес индустриальных стран во внешнеторговом обороте России составил 50% (в том числе страны ЕС - 34,9%), СНГ - 21,9%, бывших членов сЭв - 10,7% и развивающихся государств - 17,4% (в том числе Китая - 3,4%) [9]. Абсолютное первое место во внешней торговле России занимает Украина, немного отстает от нее Германия. Среди стран СНГ после Украины следуют Белоруссия и Казахстан. В группе индустриальных государств второе место занимает США, далее следуют Финляндия, Великобритания, Франция. В группе развивающихся стран (после КНР) лидируют Турция, Индия и Корея, а среди бывших членов СЭВ - Польша, Венгрия и Чехия. Соотношение указанных четырех групп государств во внешней торговле России не остается постоянным, меняется и удельный вес отдельных государств.

Товарная структура экспорта и импорта России отвечает конъюнктуре и требованиям мирового и внутреннего рынка, отражает противоречия экономической реформы, трудности интеграции в мировую экономику, но далеко не полностью соответствует особенностям производственного и научно-технического потенциала страны.

Основу российского экспорта составляют минеральные продукты (46% в 1994-1996 гг.), а также металлы, драгоценные камни и изделия из них (около 30%). Именно экспортные поставки поддерживают нефтяную, газовую, металлургическую промышленность в условиях сокращения внутреннего спроса. До крайне низкого уровня уменьшился экспорт машин, транспортных средств и оборудования (около 10% в 1995 г.), что отражает неконкурентоспособность большинства отраслей машиностроительного комплекса России, прежде всего на рынках индустриальных стран.

Неблагоприятная структура экспорта влияет на структуру инвестиций, не стимулирующих развитие машиностроения и других высокотехнологических производств, и на структуру отраслей народного хозяйства в целом.

В структуре импорта также сложились неблагоприятные тенденции. Они выражаются в резком увеличении ввоза продовольствия (36,3% импорта в 1994 г., 28,3% в 1995 г.), текстильных изделий и обуви при сокращении импорта инвестиционных товаров. Положительно следует оценить только прекращение централизованного ввоза зерновых.

Импорт продовольствия позволил наполнить пустые прилавки, но пришел в противоречие с интересами нереформированного и неконкурентоспособного агропромышленного комплекса, наложился на ряд других факторов, обусловивших спад производства в АПК.

В 1994-1997 гг. происходят серьезные коррективы в регулировании внешней торговли в связи с изменениями во взаимодействии мирового и внутреннего рынков. Встала проблема защиты отечественных производителей, но таким способом, чтобы это не ухудшило положение потребителя, не устранило конкурентную среду и вновь не привело к дефициту.

Частично эта проблема решается через повышение импортных пошлин на продовольствие. Так, в 1996 г. с 1 февраля повысились ввозные пошлины на куриное мясо (до 30%), а с 15 мая и на ряд других продовольственных товаров (в среднем на 5%). Изменены тарифы на ввоз медикаментов. Расширен список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим для развивающихся стран, куда включены кроме спиртных напитков одежда и обувь из искусственных и синтетических материалов. Ввозные пошлины на товары из развивающихся стран в целом повышены до 75% от базовой величины (вместо 50%).

Однако дальнейшее повышение ввозных пошлин, помимо других обстоятельств, приходит в противоречие со стремлением России интегрироваться в международные экономические структуры. Средневзвешенная ставка ввозного тарифа в России в 1996 г. составляла 13%, что в 1,5-2 раза выше аналогичной величины в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) [10].

Российское законодательство предусматривает целый ряд нетарифных мер для защиты отечественных производителей. Но компенсационные пошлины и антидемпинговые процедуры не применяются. От попытки ввести квоты на импорт алкоголя (в размере 20% от внутреннего рынка) быстро отказались, ограничившись обязательным лицензированием. Тем не менее вопрос о введении импортных квот на ввоз продовольствия и потребительских товаров активно обсуждается. Ужесточены и требования к качеству и

оформлению импортных товаров, включая обязательные надписи на русском языке.

На мировом рынке российские экспортные товары сталкиваются не только с жесткой конкуренцией, но и с дискриминационными мерами, которые, в частности, связаны и с тем, что не является общепринятым признание России страной с рыночной или переходной экономикой в сфере внешней торговли. В этом плане значительным продвижением вперед явилось Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, подписанное 24 июня 1994 г. на

о. Корфу и вступившее в силу с 1 февраля 1996 г., а также принятие России во Всемирную торговую организацию.

Российский экспорт целого ряда товаров, прежде всего сырьевых и энергоемких, а также частично наукоемких, обладает конкурентными преимуществами из-за более дешевых факторов производства. Но структура экспорта, как уже говорилось, не соответствует научнопроизводственному потенциалу страны, а его развитие тормозится не только внешними, но и внутренними обстоятельствами, в том числе и целым рядом существенных тарифных и нетарифных ограничений и особенностями регулирования валютного курса рубля в 1995-1996 гг.

В настоящее время в общей сложности в 30 различных странах мира (страны ЕС, США, Канада, Чили, Таиланд, Индонезия и др.) ведутся (или уже закончены) более 50 антидемпинговых процессов против некоторых российских товаров, прежде всего различных видов проката черных металлов, а также урана, чугуна, марганца, хлорида кальция и др. Частично действуют и квоты на ввоз текстиля и металлопродукции из России в страны ЕС. В результате дискриминационных мер только в странах ЕС российские экспортеры теряют ежегодно 200 млн дол., а всего, по оценкам экспертов, до 2,5 млрд дол. в год [11]. В 1996 г. в странах ЕС квоты распространились на 12% всего импорта стали, а антидемпинговые меры применялись к 12 видам продукции из России [12].

Здесь уместно заметить, что антидемпинговые меры - обычная практика, и российские экспортеры при поддержке правительства должны уметь защищаться и доказывать, в частности, некорректность сравнения экспортных цен российских производителей с ценами третьих стран. Примером может служить межправительственное соглашение об урегулировании антидемпинговой процедуры по поставкам толстолистовой стали в США [13].

Экспорт нуждается в государственной поддержке, что соответствует мировой практике. Эта поддержка направляется по двум линиям.

Во-первых, отмена ограничений. В 1994-1995 гг. отменены экспортные квоты, за исключением торговли по межгосударственным соглашениям. В 1996 г. отменены вывозные пошлины на все товарные группы, а также введенные после отмены квот обязательная экспертиза количества, качества, цены поставляемых товаров и регистрация экспортных контрактов (при сохранении контроля в области возврата валюты по внешнеторговым операциям).

Во-вторых, в соответствии с Указом Президента "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров” от 30 ноября 1995 г. подготовлена и утверждена постановлением Правительства от 8 февраля 1996 г. “Федеральная программа развития экспорта”.

Указанная программа и другие правительственные документы предусматривают общепринятые в мировой практике меры. В их числе - выделение на поддержку экспорта ежегодно 0,3-0,35% объема ВНП через федеральный бюджет путем предоставления государственных гарантий для экспортных кредитов уполномоченных банков, страхования экспортных кредитов для защиты экспортеров от политических и коммерческих рисков, гарантии для экспортных инвестиционных проектов, развития инфраструктуры экспорта, его информационного обеспечения. Основа национальной экспортной стратегии - улучшение структуры экспорта, повышение в нем удельного веса готовой, прежде всего машинотехнической продукции, развитие производственной и научно-технической кооперации с зарубежными странами при одновременной поддержке экспортной базы топливно-энергетического комплекса.

Однако в бюджете 1996 г. на цели программы было предусмотрено всего 500 млрд руб., а фактически выделено 110,4 млрд руб. [14].

Для развития внешней торговли России первостепенное значение имеет международное сотрудничество. В рамках СНГ - это фактически сложившаяся на основе двусторонних соглашений зона свободной торговли (с сохранением таможенного контроля и таможенных сборов), а также Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Однако в развитии торговли в рамках СНГ сохраняются серьезные проблемы. Если в 1996 г. наблюдался значительный рост взаимной торговли как признак реинтеграции, то в 1997 г. объем торговли сокращается. Процесс сокращения затронул и страны, входящие в

Таможенный союз. В союзе не удалось выработать единые таможенные правила и единый внешний тариф, единые принципы исчисления и взимания косвенных налогов - НДС и акцизов. Россия ввела пошлину на ввоз украинского сахара в размере 25% (с 1 мая 1997 г.); мера эта оценивается неоднозначно, тем более что она привела к быстрому росту розничных цен на сахар. Остро стоят проблемы контрабанды из третьих стран.

В мировом масштабе - это стратегическая необходимость вступления во Всемирную торговую организацию ради обеспечения недискриминационного доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг. Процедура вступления в ГАТТ/ВТО началась еще в 1993 г. При вступлении в ВТО исключительно важно, на каких условиях и в какие сроки (не одномоментно, а в течение льготного периода) Россия примет на себя жесткие обязательства, связанные с членством в этой организации.

Предполагается, что Россия может вступить в ВТО в конце 1998 г., однако до этого момента нужно решить целый ряд сложных проблем. Процесс приспособления России к требованиям ВТО идет уже довольно давно. Но ряд условий, выдвигаемых в ходе переговоров, для современной экономики России пока неприемлем. Среди них: соглашение о государственных заказах, предусматривающее открытый тендер с участием иностранных компаний при каждой государственной закупке, превышающей 300 тыс. дол., либерализация торговли авиатехникой, либерализация рынка услуг, полный отказ от количественных ограничений внешней торговли к 2005 г., снижение ввозных пошлин до уровня, принятого в ВТО, и др.

Потребуется переработка или корректировка сложившейся правовой базы внешней торговли, ее стыковка с нормативами, существующими в рамках ГАТТ/ ВТО, и другими международными документами. В ходе переговоров вырабатываются компромиссные решения, предусматривающие благоприятную для переходной экономики России систему взаимных уступок и обязательств.

Литература

1. Подробнее см.: Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1997.

Гл. I, III, VI.

2. Российская газета. 1997. 22 августа.

3. Финансовые известия. 1996. 18 июня.

4. Российская газета. 1997. 16 сентября.

5. Сегодня. 1996. 26 января; 14 февраля.

6. Независимая газета. 1997. 6 марта.

7. БИКИ. 1995. 26 октября.

8. Экономика и жизнь. 1997. № 21.

9. Подсчитано по: Российский статистический ежегодник 1995. Табл. 353-354.

10.БИКИ. 1996. 30 марта. По другим данным - 14-15% (Финансовые известия. 1997. 14 января).

11.Сегодня. 1997. 20 февраля; 2 апреля; 17 сентября.

12.Финансовые известия. 1997. 17 июля.

13. Российская газета. 1997. 8 октября.

14.Финансовые известия. 1997. 11 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.