В статье анализируется роль факторов экономического роста, прежде всего, внешней торговли в формировании доходной части федерального бюджета в 2008 г. и на период до 2010 г., состояние и перспективы развития внешней торговли товарами и услугами, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО. Раскрыты некоторые условия этого вступления.
Влияние факторов экономического роста на показатели среднесрочного бюджета
И. В. БЕЛОВА,
доктор экономических наук, Государственная дума, Москва
Показатели среднесрочного бюджета
В основу формирования и реализации экономической политики России положены стратегические цели развития страны - повышение уровня жизни населения, высокие темпы устойчивого хозяйственного роста. Приближение к достижению этих целей во многом определяется эффективностью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Именно внешнеэкономический фактор, благодаря богатому ресурсному потенциалу России, на протяжении многих лет является определяющим в развитии отечественной экономики.
В основу обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период до 2010 года» положено предполагаемое изменение соотношения факторов экономического роста - ослабление внешнеэкономической составляющей в пользу усиления инновационного и инвестиционного компонентов. Вместе с тем анализ основных
© ЭКО 2008 г.
106 ЭКО
прогнозных ориентиров федерального бюджета показывает, что сбалансированность бюджетной системы по-прежнему будет достигаться за счет поступлений от внешней торговли.
Параметры федерального бюджета на 2008-2010 гг. основаны на предположении ежегодного роста объема инвестиций в основной капитал: 11,9%, 10,5 и 11,4%. Это ниже достигнутого в 2006 г. темпа их прироста (13,7%) и меньше заложенного на 2007 г. увеличения (на 12,8%). Очевидно, что такая динамика не соответствует потребностям российской экономики в обновлении материально-технической базы, изношенность которой по многим отраслям производства достигла критического уровня. Кроме того, без модернизации производственных мощностей в краткосрочной перспективе нереально осуществить дифференциацию производства и экспорта, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, по которой Россия серьезно отстает от стран Запада.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., представленном Минэкономразвития России, содержатся предложения по расширению производства, сокращению доли импорта в источниках покрытия внутреннего спроса. В ближайшем будущем предстоит конкретизировать механизмы, которые позволят скорректировать сложившуюся модель экономического развития.
В среднесрочной перспективе несколько замедлятся, но сохранятся негативные тенденции в демографическом развитии России. Они станут существенным дополнительным препятствием для дальнейшего хозяйственного роста. Численность трудоспособного населения в 2008-2010 г. уменьшится на 2,5 млн чел.
Не является исключительно позитивным воздействие самой внешней торговли на развитие производительных сил России. На фоне проводимой экономической политики внешняя торговля превратилась в фактор, тормозящий экономическое развитие страны. Из-за огромного притока нефтедолларов проблема реструктуризации российской экономики, к сожалению, отодвинута на задний план.
Внешняя торговля - главный источник доходов федерального бюджета
Согласно прогнозным данным, внешняя торговля России будет развиваться в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. По оценке экспертов ОЭСР, объем мировой торговли в 2006 г. возрос на 9,6%, в 2007 г., согласно прогнозу, он увеличится на 7,7%, в 2008 г. - на 8,4%. Эта тенденция будет характерна и для среднесрочной перспективы. Между тем прогнозируемая на среднесрочный период динамика цен на энергоносители, а также металлы, возможно, ухудшит условия торговли для России. Кроме того, снижение конкурентоспособности российской продукции по сравнению с более качественными товарами из дальнего зарубежья может привести к переориентации импортеров стран СНГ на другие рынки.
В 2008-2010 гг. продолжится рост поступлений в федеральный бюджет доходов от внешней торговли. Основные источники - вывозные и ввозные таможенные пошлины, поступления от налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, - подлежат зачислению в бюджет в 2007 г. в сумме 2949,5 млрд руб. Это 44,19% от ожидаемых доходов федерального бюджета, запланированного в объеме 6673,2 млрд руб. В 2008 г. эти поступления, вместе взятые, составят 45,84% (3046,05 млрд руб.) от ожидаемых доходов федерального бюджета, прогнозируемого в размере 6644,4 млрд руб., и в 2009 г.- 49,1% (3135,2 млрд руб.) от ожидаемых доходов федерального бюджета - они составят 7465,4 млрд руб.
На фоне общего роста доли поступлений от внешней торговли в федеральный бюджет произойдет снижение удельного веса вывозных таможенных пошлин - с 59,75% в 2006 г. до 51% в 2008 г. Это следствие ожидаемого сокращения объема экспорта и снижения цен на нефть, нефтепродукты и металлы. В результате реализации долгосрочной государственной политики прогрессивного снижения налоговых ставок сократится доля поступлений с налога на добавленную стоимость от товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. Одновременно в 2006-2008 гг. увеличится доля
ввозных таможенных пошлин - с 8,5 до 19,3%, что связано, главным образом, с ростом физического объема импорта и цен на импортируемую продукцию. Следует учитывать также, что снижение средневзвешенной ставки таможенного тарифа (такая договоренность достигнута по результатам переговоров о присоединении Российской Федерации к ВТО) растянуто по отдельным товарным группам на срок от года до семи лет и в связи с этим в прогнозном периоде по сравнению с началом 2007 г. составит всего лишь 0,1% (уменьшится с 11,7% до 11,6%).
Таким образом, в 2007-2009 гг. объем поступления доходов от внешней торговли в федеральный бюджет продолжит увеличиваться. Некоторое снижение доли этих поступлений до 40,9% (3316,5 млрд руб.) в ожидаемых доходах федерального бюджета, прогнозируемого в размере 8089,9 млрд руб., может произойти лишь в 2010 г. Сокращение поступлений от экспорта будет дополняться снижением поступлений от импорта. Прежде всего, к этому периоду прогнозируется усиление действия факторов, противодействующих росту импорта, в частности, увеличение производства импортозамещающей продукции. Кроме того, к 2010 г. более существенно - на 1,4% (до 10,2%) - снизится средневзвешенная ставка таможенного тарифа.
Динамика и структура внешней торговли товарами и услугами
Внешнеторговый оборот России неуклонно растет. В 2006 г. он составил 439,5 млрд дол. (в том числе экспорт -302,0 млрд дол., импорт - 137,5 млрд дол.). В первом полугодии 2007 г. внешнеторговый оборот России равнялся 239, 9 млрд дол. (на 20% больше, чем в первом полугодии 2006 г.), в том числе экспорт - 155,3 млрд дол. (рост на 8,6%), импорт-84,6 млрд дол. (рост на 48,7%). В 2008 г., согласно закону о федеральном бюджете, внешнеторговый оборот увеличится до 504,4 млрд дол., в том числе экспорт- до 303,6 млрд дол. и импорт - до 200,8 млрд дол. С учетом опережающего роста импорта в 2006-2008 гг. прогнозируется снижение доли экспорта во внешнеторговом обороте с 68,7% до 60,2%. В 2010 г.
внешнеторговый оборот увеличится до 555,2 млрд дол., в том числе экспорт - до 298 млрд дол. и импорт - до 297,2 млрд дол. Доли экспорта и импорта во внешнеторговом обороте составят 53,6% и 46,2%, соответственно.
При опережающих темпах роста импорта положительное сальдо торгового баланса составило в 2006 г. 164,4 млрд дол. В первом полугодии 2007 г. оно равнялось 70,7 млрд дол., что на 15,4 млрд дол. меньше, чем в первом полугодии 2006 г. Традиционный рост импорта потребительских товаров, удовлетворяющий внутренний платежеспособный спрос и сдерживающий инфляцию, будет постепенно замедляться, а иностранные товары вытеснятся с внутреннего рынка. Опережающими темпами будет расти импорт машиностроительной продукции. В 2010 г. прирост объема импорта к уровню 2008 г. составит 10,8%.
По-прежнему высокими остаются доходы от экспорта нефти. В товарной структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья на долю продукции топливно-энергетического комплекса в 2006 г. приходилось 68,3%. Доля нефти и продуктов ее переработки, а также природного газа в ВВП равнялась 21%. По прогнозу социально-экономического развития страны на трехлетний период, подготовленному Минэкономразвития России, к 2010 г. этот показатель снизится до 14,9%. Причина - предполагаемое сокращение темпов роста физического объема добычи и экспорта углеводородного сырья и падение мировых цен на нефть с 61 до 50 дол. за баррель.
Сведения о товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья и экспорта из РФ в 2006 г. даны в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в 2006 г., %
Статья импорта Доля, %
Продукция машиностроения 51,3
Продукция химической промышленности 16,0
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 15,7
Металлургическая продукция 5,0
Обувь 3,7
Таблица 2
Товарная структура российского экспорта в 2006 г., %
Статья экспорта Доля, %
Металлы и изделия из них 5,1
Машины и оборудование 3,9
Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3,1
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,1
Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,1
Несколько иная картина наблюдается в торговле России со странами СНГ. Стоимостной объем экспорта в страны СНГ текстиля, текстильных изделий, машин и оборудования вырос в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 39,1%, а их доля в экспорте в эти страны достигла 21,0%. Экспорт продукции химической промышленности увеличился на 29,1%, металлов и изделий из них - на 50,9%. Удельный вес этих товарных групп составил, соответственно, 9,9% и 9,8% от всего экспорта в страны СНГ. В импорте из стран СНГ преобладали поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (21,8% от всего импорта из стран СНГ), машин и оборудования (20,6%), металлов и изделий из них (19,0%), продукции химической промышленности (11,0%), топливно-энергетических товаров (9,2%).
Россия усиливает свое присутствие на мировом рынке услуг. В 2006 г. экспорт услуг составил 30,3 млрд дол., импорт -45,3 млрд дол. Наибольший вклад в рост экспорта услуг в 2006 г. по сравнению с 2005 г. внесло увеличение стоимости оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг (29% прироста экспорта), услуг, отражаемых в статье «поездки», и транспортных услуг (16,9%). В числе прочих категорий наибольшее увеличение показал экспорт финансовых (на 50,9%), компьютерных и информационных услуг (на 49,9%).
Импорт услуг увеличился в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 14,8% и составил 45,3 млрд дол. На одну треть прирост произошел за счет предоставления деловых, профессиональных и технических услуг, на 27,2% - транспортных, на 13,8% - в результате увеличения импорта услуг по статье «по-
ездки». Услуги резидентам во время их пребывания за рубежом оцениваются в 18,8 млрд дол. Их доля в совокупном импорте оставалась самой высокой - 41,5%, несмотря на то, что стоимость росла более медленными, чем в 2005 г., темпами (на 4,5% в 2006 г. по сравнению с 14,5% г. ранее). Увеличение в объеме импорта удельного веса инженерных (в 1,5 раза), консультационных услуг в сфере управления (в 1,4 раза), а также услуг, предоставляемых в сельскохозяйственном производстве, в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, повысило долю стоимости деловых, профессиональных и технических услуг в общем объеме импорта с 14,8% до 17,8%.
Важное место в структуре импорта занимают транспортные услуги, удельный вес которых в 2006 г. составил 14,8%. За счет увеличения объема грузовых и пассажирских перевозок их стоимость по сравнению с 2005 г. возросла на 30,9% (до 6,7 млрд дол.). Импорт остальных услуг в среднем вырос на 15,3%.
О недостаточной развитости внешней торговли России услугами свидетельствует отрицательное сальдо текущих операций по услугам - минус 14,9 млрд дол. в 2006 г. Из всего перечня предоставляемых российской стороной услуг положительное сальдо было лишь по транспортным, а также компьютерным и информационным услугам.
Товарная структура российского экспорта, ориентированная главным образом на вывоз сырья, свидетельствует о несоответствии внешнеэкономического потенциала России требованиям, предъявляемым современным международным разделением труда. Это обстоятельство, в свою очередь, сужает пространство для маневра по замене выпадающих доходов от экспорта углеводородов поступлениями от экспорта других товаров с более глубокой степенью обработки, а также поступлениями от экспорта услуг.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Важными направлениями оптимизации внешнеэкономического фактора роста российской экономики выступают:
- последовательное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;
- использование возможностей мировой торговли для дифференциации отраслевой структуры, активного технологического обновления производства;
- достижение договоренностей о равноправных, недискриминационных условиях торговли;
- получение доступа к использованию международного механизма разрешения торговых споров;
- участие в разработке правил международной торговли.
Последнее особенно актуально, поскольку на многих внешних рынках, на которых представлена наша продукция (на рынке стали, ядерного топлива, химических товаров и т. д.), торговля идет по правилам, которые устанавливает не Россия. В результате отечественную продукцию пытаются вытеснить с этих рынков не потому, что она неконкурентоспособна, а потому, что к российским товаропроизводителям применяют дискриминационные правила, которые не используются по отношению к товарам из других стран. Из-за этого Россия лишается сотен миллионов долларов ежегодно.
На решение этих и многих других проблем направлены переговоры и практические шаги на пути присоединения России к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках ВТО.
Российский рынок привлекателен для иностранных импортеров из-за низкой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. В этой связи одной из основных целей России на переговорах по присоединению к ВТО было достижение договоренностей по обеспечению максимальной степени защиты своих рынков.
В итоге Россия получила право на применение при вступлении в ВТО ставок ввозных таможенных пошлин не ниже действующих в настоящее время, при начальном средневзвешенном и конечном уровне «связывания» 14,8% и 11,5%, соответственно, и при постепенной либерализации тарифов по отдельным позициям в течение 1-7 лет.
Более чем по тысяче товарных позиций будут применяться комбинированные таможенные пошлины, специфическую со-
ставляющую которых предполагается рассчитывать ежегодно на основе данных о ценах на мировых рынках соответствующих товаров за предшествующие три года. Россия сохранила возможность использовать все инструменты поддержки отечественных товаропроизводителей, а также вводить и применять специальные защитные и антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров в соответствии с Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Изменение структуры российского экспорта товаров и услуг требует увеличения объемов ввоза в страну инвестиционных товаров. Их доля в общем объеме импорта возрастет с 20,1% в 2006 г. до 26,6% в 2010 г. Рост в российском импорте удельного веса продукции обрабатывающих отраслей - объективная тенденция мировой торговли, которая в первую очередь характерна для продукции с высокой степенью обработки. В этой связи по итогам переговоров для ввозимого технологического оборудования в ряде случаев возможно снижение тарифной ставки до нулевой. Для промышленных товаров предусматривается незначительное снижение пошлин, для сырья и продукции низкой степени обработки, необходимых для отечественной обрабатывающей промышленности, - более существенное.
Именно таким образом создаются благоприятные предпосылки для развития отечественного производства одежды и обуви. Ставки ввозных пошлин на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье будут снижены до 3-5%, а в ряде случаев отменены, в то время как на ткани и готовые изделия они останутся на достаточно высоком уровне, понизившись до 10 и 15-16%, соответственно. Более существенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин - с 15 до 7-8% - произойдет на древесину низкой степени переработки, менее существенное - на продукцию деревообрабатывающей промышленности более высокой степени обработки (фанеру, древесно-стружечные плиты, отдельные разновидности бумаги - на 4-5%, мебель - на 7,5%). На технологическое оборудование для деревообработки, в том числе для мебельной промышленности, установлена нулевая ставка. Снижены ставки пошлин на мебельную фурнитуру.
Уменьшатся таможенные пошлины на ввозимые компоненты и технологическое оборудование для автомобильной промышленности. Пошлины на ввозимые новые легковые автомобили, а также находившиеся в эксплуатации от трех до семи лет опустятся с 25 до 20%. Такое снижение произойдет в последние три года семилетнего периода. На подержанные легковые и грузовые автомобили, автобусы старше 7 лет сохранятся высокие, по сути, запретительные пошлины.
В результате переговоров о доступе на отечественный рынок иностранных услуг достигнут ряд важных договоренностей, в том числе о сохранении за Россией права самостоятельно регулировать вопросы качества и защиты прав потребителей, а также о возможности применения дополнительных защитных мер - любых ограничений на рынке услуг для иностранных поставщиков. За Россией сохраняется право размещения государственных заказов на приобретение услуг только у российских поставщиков, на предоставление субсидий и оказание им поддержки в любых формах, на ограничение доступа на отечественный рынок услуг при помощи иммиграционного законодательства.
Обязательства России по телекоммуникационным, аудиовизуальным, дистрибьюторским услугам отражают условия доступа на рынок, предусмотренные действующим российским законодательством, а по энергетическим услугам касаются лишь консультационных услуг.
На создание условий для притока инвестиций и дальнейшее развитие сектора направлены договоренности по предоставлению нерезидентами деловых, компьютерных, юридических услуг, за исключением нотариальных, а также аудиторских, услуг по рекламе, исследованию рынков, консультационных услуг по вопросам управления. По транспортным услугам (морской, автомобильный транспорт, ряд услуг по обслуживанию авиационных перевозок, в том числе ремонт, продажа авиабилетов) они основываются на действующем российском законодательстве.
В отношении сельскохозяйственной продукции, одной из важнейших статей российского импорта, до 2009 г. включительно и с последующей пролонгацией на неопределенный период будут использованы тарифные квоты на мясо в существующих
на сегодняшний день объемах, с учетом ежегодной индексации на 2-2,5% и при достаточном уровне тарифной защиты.
В целом средневзвешенная ставка на ввозимую сельскохозяйственную продукцию снизится с 22,6 до 18,6%. По товарам, служащим сырьем для пищевой промышленности и производимым в недостаточном количестве или вовсе не выпускаемым в России, ввозные таможенные ставки уменьшатся в среднем на 5% в течение 3-5 лет. Это позволит обеспечить отечественные предприятия необходимым сырьем, удовлетворить спрос на потребительском рынке, снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность продукции.
Произойдет также либерализация доступа на российский рынок некоторых видов кормов, предназначенных для животноводства, фруктов, не произрастающих в России.
Не изменятся пошлины на сыры, сливочное масло и жиры. Обеспечена защита российских производителей сахарной свеклы, установлены высокие пошлины на сахар белый, сохранятся запретительные пошлины на спирт. На двусторонних переговорах с США Россия добилась также гарантии ветеринарной безопасности ввозимых в Россию продуктов в соответствии с международными принципами и российскими требованиями, а также права проверки американских предприятий в рамках, согласованных с американской стороной.
Позитивная динамика внешнеэкономической деятельности может привести к долгожданной трансформации роли России в мировой экономике. Однако это возможно лишь при активизации структурной политики государства, в том числе при решительной поддержке конкурентоспособных высокотехнологичных экспортных секторов экономики, создании стимулов для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Между тем как минимум в 2008-2010 гг. для целей экономического роста можно было бы продолжить использование уникального природного нефтегазового ресурса, тем более, что прогноз динамики цен на нефтегазовое сырье на среднесрочную перспективу, который взят за основу трехлетнего федерального бюджета, постоянно будет требовать дополнительного уточнения. Уже к настоящему времени Минэкономразвития России повысило прогноз цены на нефть в конце 2010 г. до 60 дол. за баррель.