Научная статья на тему 'Налоговые аспекты внешнеторговой деятельности Республики Казахстан'

Налоговые аспекты внешнеторговой деятельности Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / ИМПОРТ / IMPORT / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED TAX / АКЦИЗЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTY / ВНУТРЕННИЕ НАЛОГИ НА ТОВАРЫ / INTERNAL TAXES ON GOODS / РАБОТЫ И УСЛУГИ / WORKS AND SERVICES / НАЛОГИ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ / TAXES ON INTERNATIONAL TRADE / НАЛОГИ НА ВНЕШНИЕ ОПЕРАЦИИ / EXCISE DUTY / TAXES ON FOREIGN TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Жулдызай Асановна

В статье анализируется взаимосвязь налоговой политики и внешней торговли Республики Казахстан. Рассматривается детально структура налоговых поступлений республиканского бюджета Республики Казахстан, где преобладают внутренние налоги на товары, работы и услуги. В структуре внутренних налогов на товары, работы и услуги преобладает налог на добавленную стоимость. Рассмотрена товарная структура импорта в Республику Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза как основной источник пополнения республиканского бюджета в части налоговых поступлений. Было выявлено, что в структуре налогов на международную торговлю и внешние операции в республиканском бюджете Республики Казахстан преобладают таможенные платежи (таможенные пошлины на сырую нефть и таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуллаева Жулдызай Асановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax aspects of foreign trade activities of the Republic of Kazakhstan

The article analyzes the relationship between tax policy and international trade of the Republic of Kazakhstan. The tax structure of the state budget in the Republic of Kazakhstan, where the internal taxes on goods, works and services prevail, is examined. Value added tax prevails in the structure of internal taxes on goods, works and services. Commodity structure of imports from the states-members of the Eurasian economic union to the Republic of Kazakhstan is considered as the main revenue sources of the republican budget as tax collections. It has been found that customs duties prevailed in the structure of taxes on international trade and foreign transactions in the budget of the Republic of Kazakhstan (customs duties on crude oil and customs duties distributed by the Russian Federation).

Текст научной работы на тему «Налоговые аспекты внешнеторговой деятельности Республики Казахстан»

Налоговые аспекты внешнеторговой деятельности Республики Казахстан

УДК 339.5 : 336.22 ББК 65.428+65.261.4 А-139

SPIN-код РИНЦ: 1978-4232

Жулдызай Асановна АБДУЛЛАЕВА (Республика Казахстан),

МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет государственного управления (119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4), кафедра экономики инновационного развития - аспирант, E-mail: abdullayeva-zh2012@yandex.kz

Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь налоговой политики и внешней торговли Республики Казахстан. Рассматривается детально структура налоговых поступлений республиканского бюджета Республики Казахстан, где преобладают внутренние налоги на товары, работы и услуги. В структуре внутренних налогов на товары, работы и услуги преобладает налог на добавленную стоимость. Рассмотрена товарная структура импорта в Республику Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза как основной источник пополнения республиканского бюджета в части налоговых поступлений. Было выявлено, что в структуре налогов на международную торговлю и внешние операции в республиканском бюджете Республики Казахстан преобладают таможенные платежи (таможенные пошлины на сырую нефть и таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией).

Ключевые слова: налоги, импорт, внешняя торговля, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, внутренние налоги на товары, работы и услуги, налоги на международную торговлю, налоги на внешние операции.

Tax aspects of foreign trade activities of the Republic of Kazakhstan

Zhuldyzaj Аsanovna АBDULLАEVА (The Republic of Kazakhstan),

LomonosovMoscow State University, faculty of public administration (27/4 Lomonosovskij prospekt, Moscow 119991), Department of Economics of Innovative Development -Postgraduate Student, E-mail: abdullayeva-zh2012@yandex.kz

The article analyzes the relationship between tax policy and international trade of the Republic of Kazakhstan. The tax structure of the state budget in the Republic of Kazakhstan, where the internal taxes on goods, works and services prevail, is examined. Value added tax prevails in the structure of internal taxes on goods, works and services. Commodity structure of imports from the states-members of the Eurasian economic union to the Republic of Kazakhstan is considered as the main revenue sources of the republican budget as tax collections. It has been found that customs duties prevailed in the structure of taxes on international trade and foreign transactions in the budget of the Republic of Kazakhstan (customs duties on crude oil and customs duties distributed by the Russian Federation).

7 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник I I

Abstract

Keywords: taxes, import, foreign trade, value added tax, excise duty, customs duty, internal taxes on goods, works and services, taxes on international trade, taxes on foreign transactions.

Дизайн структуры налоговых систем развитых и развивающихся стран несколько отличается, где налоговая политика развитых стран направлена на прямые налоги, в то время как налоговая политика развивающихся стран направлена на косвенное налогообложение.

Возможность влияния государства на внешнюю торговлю определяется посредством налоговой политики в рамках двух классических моделей налогообложения - акцента на прямые или косвенные налоги. Так, например, в Республике Казахстан налог на доходы налогоплательщика облагаются по ставке 10%, дивиденды - 5%, ставка корпоративного подоходного налога - 20%, ставки рентного налога на экспорт - до 40 долл. (0%), до 50 долл. (7%), до 60 долл. (11%), до 80 долл. (16%), до 90 долл. (17%), до 180 долл. (30%), до 200 долл. (32%), рентный налог на экспорт на уголь - 4,7%, налог на добавленную стоимость - 12%, ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского союза). Для сравнения: во Франции стандартная ставка НДС - от 20 до 33%, налоги на доходы облагаются по прогрессирующей шкале ставок - от 0 до 45% в зависимости от суммы годового дохода, единая ставка налога - 40,5% (налог на прирост капитала - 19%, социальный сбор - 15,5%, добавочный налог - до 6%), налог на операции с ценными бумагами - 0,2%, налог на заработную плату - 15,5%, налог на прибыль - 33,33%.

В 2016-2017 гг. в структуре налоговых поступлений республиканского бюджета Республики Казахстан доля прямых налогов (подоходный налог) составляет приблизительно 32%, доля косвенных налогов (внутренние налоги на товары, работы и услуги плюс налоги на международную торговлю и внешние операции) составляет приблизительно 66%.

Структура налоговых поступлений республиканского бюджета Республики Казахстан в 2017 г. представлена следующими составляющими: подоходный налог (31,74%), внутренние налоги на товары, работы и услуги (43,03%), прочие налоги (0,01%), обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и выдачу документов на то государственными органами или должностными лицами (0,53%). Большую долю в общей структуре налоговых поступлений занимают внутренние налоги на товары, работы и услуги (43,03%). Необходимо отметить, что доля налогов на международную торговлю и внешние операции в объеме налоговых поступлений в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 2,43 п.п. (см. таблицу 1).

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Таблица 1

Структура налоговых поступлений республиканского бюджета

Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. январь-февраль

2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Налоговые поступления 4 275,8 100% 4 848 100 906,5 100

Подоходный налог 1 437, 4 33,62 1 538, 8 31,74 245,3 27,06

Внутренние налоги

на товары, работы и 1 863,9 43,59 2 086,1 43,03 503,7 55,57

услуги

Налоги на

международную торговлю и внешние 951,8 22,26 1 196,9 24,69 152,5 16,81

операции

Прочие налоги 0,з89 о,01 0,411 0,01 0,045 0,005

Обязательные платежи, взимаемые за совершение юрид. значимых действий и (или)

выдачу документов 22, 5 0,53 25,8 0,53 4,9 0,54

уполномоченными на

то государственными

органами или

должностными

лицами

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

Структура внутренних налогов на товары, работы и услуги в республиканском бюджете Республики Казахстан в январе-декабре 2017 г. представлена следующими компонентами: налог на добавленную стоимость (НДС) - 79,80%, акцизы -3,88%, поступления за использование природных и других ресурсов - 15,52%, сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности - 0,24%, налог на игорный бизнес - 0,56%.

Большую долю занимает НДС - 79,80%. Налог на добавленную стоимость способствует увеличению устойчивости величины поступлений налога как относительно конъюнктурных колебаний динамики оборота розничной торговли, так и

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

масштабов уклонения от налога. В абсолютном выражении объем поступлений по налогу на добавленную стоимость увеличился на 169 млрд тенге, акцизы - на 3,136 млрд тенге.

Таблица 2

Структура внутренних налогов на товары, работы и услуги в республиканском бюджете Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. Январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Внутренние налоги на товары, работы и услуги 1 863,9 100 2 086, 1 100,00 503,7 100

Налог на добавленную стоимость (НДС) 1 495,7 80,2 1 664,7 79,80 396,9 78,80

Акцизы 77, 8 4,2 80,9 3,88 16,1 3,2

Поступления за

использование природных и других ресурсов 275, 8 14,8 323,8 15,52 87,1 17,30

Сборы за ведение

предпринимательской и профессиональной 3,9 0,2 4, 9 0,24 0,8 0,15

деятельности

Налог на игорный бизнес 10,5 0,6 11, 7 0,56 2,8 0,55

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

Структура налога на добавленную стоимость (НДС) в республиканском бюджете в январе-декабре 2017 г. представлена следующими составляющими. Наибольшую долю занимают НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (32,01%), НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме НДС на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь (30,94%) и НДС на товары, импортируемые с территории государств-членов ЕАЭС (30,20%).

Товарная структура импорта с территории государств-членов ЕАЭС в 2017 г. представлена следующим образом: масла и жиры растительные (Россия - 116,088 млн долл., Беларусь - 0,5 млн долл., Кыргызстан - 0,033 млн долл.); шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао (Россия - 117,063 млн долл., Беларусь - 0,340 млн долл., Кыргызстан - 0,642 млн долл.). Более детально представлено в таблице.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Таблица 3

Импорт отдельных товаров в Республику Казахстан

(по странам ЕАЭС), 2016-2017 гг. Код ТН-Наименование-20Т7Т-201511-2017 г. в % 2016 г.

ВЭД товара количество млн количество млн количество млн

ЕАЭС долл. долл. долл.

1507-1516 Масла и жиры

растительные 138,4 116,6 151,5 130,1 91,3 0,09

(тыс.тонн)

Россия 137,7 116,1 149,8 129, 5 91,9 0,09

Беларусь 0,6 0,5 1,6 0,5 40,8 0,09

Кыргызстан 0,0 0,033 0,1 0,1 0,024

1806 Шоколад и

прочие готовые 42 455,1 118,1 37 892,2 107, 7 112,0 0,109

пищевые

продукты (тонн)

Россия 41 877,2 117,1 37 453,3 106, 9 111,8 0,110

Беларусь 120,0 0,3 71,8 0,204 167,2 0,166

Армения 6,7 0,03

Кыргызстан 451,2 0,6 367,1 0,5 122,9 0,121

2704 Кокс и полукокс

из каменного 785,4 220,1 802,7 120,6 97,8 0,183

угля, лигнита или

торфа (тыс.тонн)

Россия 785,4 220,1 802,7 120,6 97,8 0,183

2710 Нефть и

нефтепродукты 1 883,9 923, 7 1 862,4 692,9 101,1 0,13

(тыс.тонн)

Россия 1 729,0 839,4 1 741,6 646,9 99,3 0,13

Беларусь 20,2 12, 3 2,0 1, 2 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кыргызстан 134,7 72,0 118,9 44, 8 113,3 0,16

2710124100- Бензин

2710125900 автомобильный 1 047,5 472,4 1 134,2 392, 2 92,3 0,12

(тыс.тонн)

Россия 967,1 435, 6 1 060,5 365, 2 91,2 0,12

Беларусь 0,1 0,03 0,2 0,09 28,6 0,03

Кыргызстан 80,3 36, 7 73,6 26, 949 109,1 0,14

2711210000 Газ природный 3 560,9 180, 5 3 941,2 171,6 90,4 0,11

(млн куб.м)

Россия 3 560,9 180,5 3 941,2 171,6 90,4 0,11

Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК [Электронный ресурс] URL: http://stat.gov.kz/faces/oracle/webcenter/portalapp/pages/blankSources.

jsPx.

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

Примечание автора: ТН ВЭД ЕАЭС - Товарная номенклатура Внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Таким образом, НДС занимает существенную долю в общем объеме внутренних налогов на товары, работы и услуги (79,8%).

Увеличение объема НДС на 169,017 млрд тенге объясняется увеличением на 7,546 млрд тенге НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, увеличением на 61,587 млрд тенге НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан (кроме НДС на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь), увеличением на 8,281 млрд тенге НДС за нерезидента, на 94,985 млрд тенге НДС на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС.

Таблица 4

Структура налога на добавленную стоимость (НДС) в республиканском бюджете Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Иалог на добавленную стоимость (НДС) 1495,7 100 1 664,7 100 396,9 100

НДС на произведенные товары,

выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики 525, 3 35,1 532,9 32,01 219,6 55,33

Казахстан

НДС на товары, импортируемые на

территорию Республики Казахстан,

кроме НДС на товары, импортируемые 453,5 30,3 515,1 30,94 74,7 18,83

с территории Российской Федерации и

Республики Беларусь

НДС за нерезидента 96,1 6,4 104,4 6,27 25,9 6,53

НДС на товары, происходящие

и импортируемые с территории

Российской Федерации и Республики Беларусь до создания единой - 0,5 0,0 -0,013 0,00 -0,009 -0,002

таможенной территории таможенного

союза

Перечисление (возврат)

налогоплательщиком суммы

превышения НДС, ранее возвращенной из бюджета и не подтвержденной к 13,5 0,9 9,6 0,58 0,9 0,25

возврату при проведении налоговой

проверки, перечисление суммы пени

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Наименование 2016 г. 2017 г. январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

НДС на товары, импортированные с 407,8 27,3 502,8 30,20 75,7 19,06

территории государств-членов ЕАЭС

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

В структуре акцизов республиканского бюджета Республики Казахстан в 2017г. большую долю занимают акцизы от табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза (71,11%), объем которых в абсолютном выражении снизился на 2,083 млрд тенге. Так, например, объем импорта промышленно изготовленного табака и прочих заменителей табака из России в 2016 г. равен 3122,4 тонн. (25 993,8 тыс. долл.); в 2017 г. - 3574, 9 тонн (26330,9 тыс. долл.), что означает увеличение по количеству на 14,5% и в стоимостном выражении на 1,3%.

Акцизы от бензина и дизельного топлива, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, увеличились на 0,002 млрд тенге. Акцизы от всех видов спирта и виноматериала, алкогольной продукции, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза увеличились на 3,7 млрд тенге.

Таблица 5

Структура акцизов в республиканском бюджете Республики Казахстан,

2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. январь-

февраль

_2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В"% тенге тенге тенге

Акцизы 77, 8 100,0 80, 9 100,00 16,1 100

Сырая нефть, газовый конденсат,

произведенные на территории 0,001 0,0 0 0,00 0 0

Республики Казахстан Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Казахстан

с территории государств-членов 59,7 76,6 57,6 71Д1 1М 73,04

Таможенного союза

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

Наименование 2016 г. 2017 г. январь-

февраль

2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Все виды спирта и (или)

виноматериала, алкогольной

продукции, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории 4,3 5,5 8 9,88 2,0 12,52

государств-членов Таможенного союза

Прочие виды подакцизной продукции,

ввозимой на территорию Республики Казахстан с территории государств- 0,1 0,1 0,1 0,12 0,009 0,05

членов Таможенного союза

Бензин (за исключением

авиационного) и дизельное топливо,

ввозимых на территорию Республики 5,5 7,0 5,5 6,74 0,7 4,51

Казахстан с территории государств-

членов Таможенного союза

Все виды спирта и (или)

виноматериала, алкогольной

продукции, импортируемых на территорию Республики Казахстан с 3,7 4,7 4,9 6,02 0,9 6,11

территории государств, не являющихся

членами Таможенного союза

Табачные изделия, импортируемые на

территорию Республики Казахстан,

кроме товаров Таможенного союза, 3,7 4,8 3,8 4,66 0,6 3,43

ввозимых с территории Российской

Федерации и Республики Беларусь

Прочие виды подакцизных продукций,

импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров Таможенного союза, ввозимых с 0,9 1,2 1,2 1,44 0,055 0,34

территории Российской Федерации и Республики Беларусь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бензин (за исключением

авиационного) и дизельное топливо,

импортируемых на территорию Республики Казахстан с территории -0,08 -0,1 0,03 0,04 0 0,001

государств, не являющихся членами

Таможенного союза

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Налоги на внешнюю торговлю и внешние операции в республиканском бюджете Республики Казахстан состоят из таможенных платежей (97,72%) и прочих налогов на внешнюю торговлю и операции (2,28%). В 2017 г. в абсолютном выражении объем таможенных платежей увеличился на 245,1 млрд тенге, прочие налоги на международную торговлю и операции на 5,6 млрд тенге.

Таблица 6

Структура налогов на внешнюю торговлю и внешние операции в республиканском бюджете Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. Январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Налоги на международную

торговлю и внешние 951, 8 100,00 1 196,9 100,00 152,5 100

операции

Таможенные платежи 930,1 97,72 1 169,6 97,72 148,1 97,15

Прочие налоги на

международную торговлю и 21,7 2,28 27,3 2,28 4,3 2,85 операции

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

В структуре таможенных платежей в республиканском бюджете Республики Казахстан в январе-декабре 2017 г. наибольшие доли занимают вывозные таможенные пошлины на сырую нефть (73,06%), таможенные пошлины, распределенные РФ (19,88%), вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти (3,89%), ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (1,25%) и таможенные пошлины, распределенные РБ (1,24%). Незначительные доли занимают таможенные пошлины, распределенные РА и КР - 0,18% и 0,35% соответственно. Так, например, объем импорта на сырую нефть и сырые нефтепродукты из России за январь-декабрь 2016 г. составил 23,4 тыс.тонн (7,0 млн долл.), за январь-декабрь 2017 г. - 41,7 тыс.тонн (13,3 млн долл.), что означает увеличение по количеству на 77,9%, или в стоимостном выражении на 89%. Таможенная пошлина - это налог, который взимается при пересечении таможенной границы, оказывающий влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.

Наибольшее влияние на объем налоговых поступлений в налогах на внешнюю торговлю и внешние операции оказали таможенные платежи, а именно вывозные таможенные пошлины на сырую нефть (73,06%) и таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией (19,88%).

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

Таблица 7

Структура таможенных платежей в республиканском бюджете Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. Январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Таможенные платежи (итого) 930,1 100,00 1 169,6 100 146,1 100

Ввозные таможенные

пошлины (иные пошлины,

налоги и сборы, имеющие

эквивалентное действие), 13,5 1,45 14,7 1,25 1,9 1,29

уплаченные в соответствии

с Договором о Евразийском

экономическом союзе

Таможенные пошлины на вывозимые товары 1,9 0,20 -0,008 0,00 0,2 0,16

Таможенные пошлины,

налоги на ввозимые

физическими лицами

товары для личного 0,2 0,02 0,261 0,02 0,046 0,03

пользования с применением

единых ставок таможенных

пошлин, налогов

Совокупный таможенный платеж на ввозимые товары 0,011 0,00 0,015 0,00 -0,001

Таможенные пошлины,

распределенные Российской 207,1 22,27 232,5 19,88 34, 5 23,30

Федерацией

Таможенные пошлины,

распределенные 11,9 1,28 14,5 1,24 2, 1 1,40

Республикой Беларусь

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть 638,9 68,70 854,5 73,06 102,1 68,93

Вывозные таможенные

пошлины на товары, 46,3 4,98 45,5 3,89 5, 7 3,88

выработанные из нефти

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Наименование

2016 г.

2017 г. Январь-февраль

_2018 г.

~В~% В млрд В %

В млрд тенге

В %

В млрд тенге

Таможенные пошлины на ввозимые товары и (или)

ввозные таможенные пошлины, обязанность

по уплате которых возникла до вступления в силу Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное

действие) Таможенные пошлины,

распределенные Республикой Армения Таможенные пошлины,

распределенные Кыргызской Республикой

1,7

4,2

0,18 2,1 0,18 0,325 0,22

0,45 4,1 0,35 1,0 0,71

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

Структура прочих налогов на внешнюю торговлю и операций в республиканском бюджете Республики Казахстан в январе-декабре 2017г. представлена следующими составляющими: поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур (90,88%), специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, поступившие от Российской Федерации (7,34%), специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, уплаченные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (1,14%).

тенге

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

Таблица 8

Структура прочих налогов на внешнюю торговлю и операций в республиканском бюджете Республики Казахстан, 2016-2018 гг.

Наименование 2016 г. 2017 г. Январь-февраль 2018 г.

В млрд В % В млрд В % В млрд В %

тенге тенге тенге

Прочие налоги на внешнюю торговлю и операции (итого) 21,7 100,00 27, 3 100 4,3 100

Поступления от осуществления

таможенного контроля и таможенных 19,8 90,99 24, 8 90,88 4,05 93,18

процедур

Специальные, антидемпинговые,

компенсационные пошлины,

уплаченные в соответствии 0,3 1,20 0,3 1,14 0,003 0,73

с Договором о Евразийском

экономическом союзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальные, антидемпинговые,

компенсационные пошлины, 0,09 0,40 0,1 0,38 0,017 0,39

поступившие от Республики Беларусь

Специальные, антидемпинговые,

компенсационные пошлины, 1, 5 6,99 2,0 7,34 0,24 5,49

поступившие от Российской Федерации

Специальные защитные,

антидемпинговые и компенсационные пошлины, не подлежащие 0,01 0,05 -0,005 -0,02 0

распределению

Специальные, антидемпинговые,

компенсационные пошлины, 0,02 0,11 0,03 0,10 0,005 0,11

поступившие от Республики Армения

Специальные, антидемпинговые,

компенсационные пошлины, поступившие от Кыргызской 0,06 0,27 0,05 0,17 0,005 0,1

Республики

Источник: составлено автором на основе информации Министерства финансов РК, [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.gov.kz.

Выводы. В структуре налоговых поступлений республиканского бюджета в 2016-2018гг. Республики Казахстан преобладают косвенные налоги (66%). Налоги и таможенные пошлины оказывают существенное влияние на структуру и объем внешнеторгового оборота. НДС занимает существенную долю в общем объеме внутренних налогов на товары, работы и услуги (79,8%). Наибольшее влияние

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

на объем налоговых поступлений в бюджете Республики Казахстан в налогах на внешнюю торговлю и внешние операции оказали таможенные платежи, а именно вывозные таможенные пошлины на сырую нефть (73,06%) и таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией (19,88%).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Майбуров, И.А. Налоговая политика. Теория и практика./И.А.Майбуров// Издательство «ЮНИТИ-ДАНА». - 2015. - с.519.

2. Трунин, И. Нужна ли отмена НДС в России? (анализ проблемы с учетом долгосрочного прогноза устойчивости бюджетной системы)/И.Трунин//Вопросы экономики. - 2008. - №9. - с.34-49.

3. Статистические бюллетени за 2016-2018гг. (исполнение республиканского бюджета). Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.kz.

4. Основные социально-экономические показатели отдельных стран СНГ за 20162017гг. Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. - Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/oracle/webcenter/por-talapp/pages/blankSources.jspx.

BIBLIOGRAFIYA:

1. Majburov, I.A. Nalogovaya politika. Teoriya i praktika./I.A.Majburov// Izdatel'stvo «YUNITI-DANA». - 2015. - s.519.

2. Trunin, I. Nuzhna li otmena NDS v Rossii? (analiz problemy s uchetom dolgosrochnogo prognoza ustojchivosti byudzhetnoj sistemy)/I.Trunin//Voprosy ehkonomiki. - 2008. - №9. - s.34-49.

3. Statisticheskie byulleteni za 2016-2018gg. (ispolnenie respublikanskogo byudzheta). Ofitsial'nyj sajt Ministerstva finansov Respubliki Kazakhstan. - Rezhim dostupa: http://www. minfin.gov.kz.

4. Osnovnye sotsial'no-ehkonomicheskie pokazateli otdel'nykh stran SNG za 2016-2017gg. Ofitsial'nyj sajt Komiteta po statistike Ministerstva natsional'noj ehkonomiki Respubliki Kazakhstan. - Rezhim dostupa: http://stat.gov.kz/faces/oracle/webcenter/portalapp/pages/ blankSources.jspx.

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.