Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторговой безопасности в рамках вступления России в ВТО'

Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторговой безопасности в рамках вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Ю. А., Ворона-сливинская Л. Г.

Исходя из анализа существующих подходов по поводу угроз экономической безопасности банковской деятельности и обобщения опыта работы банковских служб безопасности, разработана модель угроз экономической безопасности банков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторговой безопасности в рамках вступления России в ВТО»

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Ю. А. Максимов, кандидат технических наук, доцент;

Л. Г. Ворона-Сливинская, кандидат экономических наук, доцент.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Исходя из анализа существующих подходов по поводу угроз экономической безопасности банковской деятельности и обобщения опыта работы банковских служб безопасности, разработана модель угроз экономической безопасности банков.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, экономическая безопасность банков, банковская система

Основой таможенного регулирования внешнеторговой деятельности является институт таможенного тарифа с помощью изменения, которого должно достигаться оптимальное соотношение между экспортом и импортом товаров. Значение внешнеэкономической безопасности как составляющей общеэкономической безопасности трудно переоценить, учитывая значительность влияния внешнеэкономической деятельности на экономику в целом. Объем внешнеторговых операций увеличивается стремительно в зависимости от внешнеторговой политики Российской Федерации, установленного режима благоприятствования и установленных таможенных пошлин.

Так внешнеторговый оборот за 2006 г. составил 468,4 млрд дол. США, в том числе экспорт товаров - 304,5 млрд дол., импорт - 163,9 млрд дол.США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное - 140,7 млрд дол. США.

По сравнению с 2005 г. внешнеторговый оборот возрос на 27,0 %, экспорт - на 25,0, импорт - на 30,8 %.

На долю стран дальнего зарубежья приходится 85,3 % всего внешнеторгового оборота.

В товарной структуре экспорта преобладали топливно-энергетические ресурсы (65,2 %). Ведущее место в импорте занимали машины, оборудование и транспортные средства (47,7 %). При этом следует отметить, что несмотря на критерии экономической безопасности направленные на увеличение доли машиностроения и перерабатывающих отраслей [1], во внешней торговле в экспорте преобладающими являются сырьевые товары, а в импорте -товары машиностроительной направленности.

История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования, как и таможенной деятельности в целом, тесно связана с историей возникновения и развития Российского государства. Постепенно таможенные пошлины наряду с фискальной начинают осуществлять протекционистскую и балансировочную функции.

Развитие института таможенно-тарифного регулирования в России связано с тремя направлениями таможенной политики государства: использование строго охранительной тарифной системы, более умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм - выбор которых зависел от учета интересов развития промышленности, внешней торговли и даже внешней политики. Причем безоговорочное лидерство таможенных сборов от всех налоговых поступлений казны чаще всего являлось следствием, как развития внешней торговли России, так и результатом целенаправленной умеренно-протекционистской политики правительства.

В 1991 г. был принят новый Таможенный кодекс и Закон СССР «О таможенном тарифе». Формированию и применению таможенно-тарифного регулирования в постсоветской России предшествовал общий процесс либерализации внешнеэкономической деятельности. И только 21 мая 1993 г., с принятием Закона РФ «О таможенном тарифе»

(вступил в силу с 1 июля 1993 г.), были определены законодательные основы формирования и применения таможенного тарифа. С 1 января 1994 г. был введен в действие Таможенный кодекс РФ. Впоследствии была сформирована нормативно-правовая основа и в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом.

Система международной торговли к началу 80-х гг. XX века, подстегиваемая процессом глобализации и интернационализации производства, стала гораздо более сложной. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) не покрывало целого ряда новых важных направлений: торговли услугами, зарубежного инвестирования, торговли сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой; отсутствовала, обязательная к исполнению, система урегулирования торговых споров. В этих условиях, а также в условиях спада промышленного производства в России, становится все труднее придерживаться таких критериев экономической безопасности как соотношение экспорта и импорта, соотношение объема импорта к объему ВВП и т.д.[2, с.156].

Создание ВТО 1 января 1995 г. явилось знаменательным шагом в развитии международной торговой системы за последние полвека. Так и не воплощенная с 1948 г. идея создания Международной торговой организации (МТО) в усовершенствованном виде - стала реальностью. ВТО полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

Процесс присоединения Российской Федерации к ВТО длится уже более 10 лет. Сразу после подачи в июне 1993 г. официального заявления Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ, в соответствии с установленными правилами этой организации, была создана рабочая группа (РГ) для изучения заявки Правительства РФ о присоединении и представления Генеральному Совету рекомендаций, которые могут включать проект Протокола о присоединении.

Реальный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгового режима Российской Федерации на предмет его соответствия нормам организации. В августе 1997 г. на основе указанной Межведомственная комиссия (МВК) была создана комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам ВТО и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Одним из основных требований переговорного процесса является приведение норм тарифного регулирования Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающее разработку ряда законопроектов с целью адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО и снижение средневзвешенной тарифной ставки, что в свою очередь негативно влияет на положение национальных производителей и уровень обеспечения экономической безопасности в целом.

В рамках этого процесса в соответствии с нормами ВТО было изменено тарифно-таможенное законодательство путем принятия Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (вступил в силу 1 января 2004 г.), внесения в него последующих дополнений и изменений (в ред. от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 11.11.2004 г. № 139-ФЗ, 18.02.2006 г. № 26-ФЗ); принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу 15 июня 2004 г.); внесения изменений в Федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 21.07.2005г. №112-ФЗ, от 08.11.2005 г. №144-ФЗ).

В законе таможенно-тарифное регулирование было определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин [3].

Система тарифных мер регулирования включает применение комплекса средств, основным среди них является ввозная пошлина, делающая импортный товар менее конкурентоспособным и тем самым ограничивающая его ввоз на внутренний рынок и вывозная пошлина, применяемая для удорожания стоимости товаров на мировом рынке, по

которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремиться ограничить вывоз данного товара. Вспомогательными средствами являются:

- разный уровень ставок таможенных пошлин, применяемый в отношении отдельных стран или в определенное время года (последнее обычно применяется в отношении ряда продуктов сельского хозяйства и морского промысла), введение таможенных квот на отдельные виды товаров;

- метод идентификации товара, выступающего предметом таможенного регулирования, путем присвоения ему кода в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (от места товара в ТН ВЭД зависит выбор ставки таможенного тарифа);

- метод оценки стоимости товара в таможенных целях, от которого зависит размер пошлины;

- правила, устанавливающие происхождение товара (для получения тарифных преференций).

Инструментом таможенно-тарифного регулирования является тариф, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также определяется как инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком[4, п.1. ст.1 и п.1.ст.2].

В 1997 г. Россия присоединилась к конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссельской конвенции). Основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ являются: Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), Комбинированная номенклатура Европейского союза (КН ЕС), а также ТН ВЭД СНГ.

Согласно [4, п.1 ст. 3] ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ. В РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида.

Соглашение по правилам происхождения товара содержит основные обязательства сторон и вводит основы регулирования этого круга вопросов в систему ВТО. В частности, подтверждены три критерия для определения страны-происхождения товара, ранее установленные Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией), вступившей в силу 25 сентября 1974 г.: 1) критерий переработки 2) критерий процентного содержания; 3) установления перечня товаров. Данные критерии определения страны-происхождения товара нашли свое отражение в ст. 29 - 38 гл. 6 Таможенного Кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу России в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз в отношении сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации; освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин в отношении товаров происходящих из:

- государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

- развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации [4, п.1. ст.36.].

Здесь были использованы нормы ст. XXIV ГАТТ «Территориальное применение -пограничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли».

Кроме норм ВТО, учитывающихся Российской Федерацией при формировании таможенно-тарифного законодательства, при вступлении в ВТО необходимо выполнять требования, предъявляемые к выработке обязательств страны-кандидата по доступу на свой рынок товаров. Они включают в себя максимальный уровень импортного тарифа (ставки ввозной пошлины) по каждому товару; фиксацию начального уровня таможенного тарифа, от которого страна ведет отсчет снижения уровня тарифного обложения, и конечного уровня, на котором ставка таможенного тарифа на каждый товар связывается.

При определении основных ориентиров обеспечения внешнеэкономической безопасности при помощи тарифного регулирования в рамках ВТО, можно сделать следующие выводы. Во-первых, центральным направлением в тарифных переговорах является снижение ставок таможенных тарифов, их связывание и последующее закрепление связанных ставок в национальных перечнях (списках) тарифных уступок, что требует очень взвешенного подхода во избежания увеличения зависимости Российской Федерации от импортных товаров. Во-вторых, нормы ГАТТ содержат возможности принятия во внимание, при определенных условиях, потребностей отдельных стран-членов ВТО в сохранении достаточной гибкости их тарифных структур, которые могут быть учтены в ходе тарифных переговоров между членами ВТО. В-третьих, у всех членов ВТО есть право, в случаях чрезмерного импорта товаров на их территорию, на защиту их национальных экономик и обеспечение должного уровня национальной экономической безопасности, в том числе и в форме повышения тарифа. В-четвертых, возможен, при определенных условиях, и выход каких-либо членов ВТО за рамки списков их тарифных уступок в сторону повышения ставок ввозных пошлин. В-пятых, становясь членом ВТО, необходимо готовится к предоставлению тарифных квот на импорт сельскохозяйственной продукции, к поэтапному снижению государственной поддержки и запрету экспортных субсидий в отношении аграрного сектора. Однако в этом случае это может привести к снижению продовольственной независимости страны. Но указанные возможности не реализуются автоматически. Все вопросы, связанные с тарифным регулированием, решаются непосредственно в ходе переговоров между заинтересованными членами ВТО.

Наряду с безусловными достижениями переговорного процесса вступления России в ВТО, заключающимися в приведении отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО; успешному завершению переговоров по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей, он одновременно характеризуется целым рядом проблем, особенно обострившимся в последнее время, что в свою очередь отражается на уровне развития экономики и обеспечения внешнеторговой безопасности, в том числе и в области таможенно-тарифного регулирования [2, с.82].

Для обеспечения экономической безопасности необходимо определение предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном функционировании экономики не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и в дальнейшем может быть снижен. Для ряда отраслей отечественной экономики подобные планы могут стать шоком. К ним в первую очередь относятся сельское хозяйство, пищевая промышленность, автопром, фармацевтическая промышленность, кожевенная и обувная промышленность и др.;

Однако можно сделать вывод, что значительный рост ввозных пошлин можно ожидать только в случае протекционистской защиты отечественных отраслей производства. А вывозные пошлины на сырье и полуфабрикаты будут снижаться.

Необходимо формирование адекватной системы таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО, дальнейшая оптимизация средств таможенно-тарифного регулирования для создания отлаженного механизма с целью вступления России

в ВТО путем совершенствования составляющих таможенного тарифа, дальнейшее внедрение в Общую систему тарифных преференций путем подписания новых международных договоров о создании таможенных союзов и зон свободной торговли, обеспечение более благоприятного режима ввоза своей продукции.

Литература

1. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред.В. К. Сенчагова.- М.,2005.- С.208.

2. Кочергина Т. Е. Экономическая безопасность.- Ростов н/Д.,2005.- С.156.

3. Федеральный закон от 8.12.2003. № 164-ФЗ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Федеральный закон от 21.05.1993. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.