В.А. Чумаков, А.Г. Чумаков
Единство и многообразие антикризисных мер на евразийской экономической оси Брюссель (ЕС) - Москва (СНГ) - Пекин (ШОС)
Аннотация. Рассматриваются особенности развития конкурентной борьбы за инвестиции и технологии в современных посткризисных условиях в различных мировых центрах экономического влияния. Подробно рассмотрены послекризисные меры в сфере двусторонней торговли и механизмы их ограниченного применения. Внимание сфокусировано на эффективности ШОС с целью демонстрации ее широких возможностей, которые не используются в полной мере.
Abstract. Features of the competitive fight development for investments and technologies in modern post-crisis conditions in the various world centers of economic influence are being examined in this article. Post crisis measures in the field of bilateral trade and mechanisms of their limited applications are discussed in detail. S^ efficiency is at the focused of analysis with the aim to to demonstrate its large opportunities which are not used in full scale.
Ключевые слова: Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Таможенный союз, антикризисные меры, тарифная политика, инвестиционный климат, свободная торговля.
Keywords: European Union, Community of Independent States, Shanghai Cooperation Organization, anti-crisis economic measures, tariff policy, investment climate, free market.
Начавшийся в 2008 г. глобальный финансово-экономический кризис нанес серьезный удар по мировой экономике.
Для преодоления последствий мирового кризиса государства мира начали проводить активную антикризисную политику, основной целью которой стало обеспечение стабильности и повышение уровня сопротивляемости негативному воздействию мирового кризиса, в том числе в области внешней торговли.
В начале 2010 г., по мнению большинства международных экспертов [Набиуллина, 23 ноября 2010 г.], мировая экономика вступила в этап восстановления, и если в 2009 г. антикризисные меры были направлены на ограничение потерь компаний, то в 2010 г. правительства значительно сократили применение компенсационных мер. Теперь основной акцент делается на повышение инвестиционной привлекательности государств, а также расширение географии и объемов продаж, в связи с чем проводятся активные меры по поддержке национальных компаний-экспортеров в виде значительного увеличения финансовой поддержки внешнеэкономической деятельности, разработки новых схем кредитования экспортных контрактов и их страхования от коммерческих и политических рисков, развития институтов поддержки внешнеэкономической деятельности, налоговых льгот для производителей экспортной продукции и экспортеров.
Одной из послекризисных тенденций в области внешней торговли также является стремление отдельных государств к созданию единых таможенных пространств и (или) зон свободной торговли в целях повышения экспортных возможностей, в том числе за счет расширения сбыта своей продукции и услуг.
Рассмотрим стандартные антикризисные меры, одновременно, но с разной степенью успешности предпринятые национальными правительствами и органами наднационального интеграционного управления на евразийской экономической оси Брюссель (ЕС) - Москва (СНГ) - Пекин (ШОС), т.е. на огромном географическом пространстве, связанном непосредственными административно-территориальными границами.
1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Целью применения мер таможенно-тарифного регулирования являются: защита отечественных товаропроизводителей от иностранной кон-
куренции и фискальная функция (обеспечение поступления средств в государственный бюджет).
2. Установление таможенных пошлин является важнейшим инструментом внешнеторговой политики государства в целях формирования рациональной структуры экспорта и импорта, а также защиты и поощрения развития национального производства. Основная цель повышения ставок ввозных таможенных пошлин -повышение уровня защиты внутренних производителей от дешевого импорта и расширение возможностей пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики. Так, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны снижаются ввозные таможенные пошлины и НДС на зерно и муку.
3. Зона свободной торговли - это форма международной экономической интеграции, при которой страны-участницы упраздняют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также торговые ограничения во взаимной торговле. Зоны свободной торговли способствуют развитию инфраструктуры, повышают экспортные возможности, позволяют преодолевать трудности на рынке по сбыту продукции и оказанию услуг.
Усложнение таможенных процедур, административные формальности, лицензирование иностранной предпринимательской деятельности применяются для защиты наиболее чувствительных секторов национальной экономики, поддержки отечественных производителей и сокращения объемов импорта.
Упрощение и гармонизация таможенных процедур, снятие административных барьеров проводятся с целью ускорения прохождения потока товаров и облегчения осуществления операций в сфере внешней торговли, связанных с увеличением количества нетарифных барьеров, при одновременном обеспечении оптимальной эффективности государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью.
Антидемпинговые меры применяются в случае ввоза в страну товаров по цене существенно более низкой, чем их конкурентная цена в стране экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров внутри страны. Данные меры применяются в целях снижения конкурентоспособности импортных товаров. Для 160
установления фактов, дающих основания к применению специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, проводится расследование.
Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется главным образом в отношении основных экспортных статей.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса затраты на производство продукции могут складываться выше цен их возможной реализации на внешнем рынке. В этом случае предельные минимальные цены, устанавливаемые с учетом конъюнктуры внешнего рынка, не могут утверждаться ниже себестоимости экспортируемой продукции, и действие предельных минимальных цен временно приостанавливается.
4. Понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.
В целях содействия привлечению иностранных инвестиций зарубежными государствами были приняты следующие меры. Одним из важных направлений государственной поддержки экспорта и зарубежных капиталовложений национальных компаний является деятельность национальных экспортных кредитных агентств (ЭКА). В настоящее время ЭКА созданы во всех развитых и многих развивающихся странах, что обусловлено усилением международной конкуренции, особенно на рынках технически сложных, капиталоемких изделий, расширением торговли дорогостоящим комплектным оборудованием и транспортными средствами, укрупнением и удлинением сроков реализации инвестиционных проектов. Многие виды оборудования в настоящее время поставляются на развивающиеся рынки только благодаря поддержке ЭКА [Обзор, 2010].
Зарубежные ЭКА осуществляют страхование/гарантирование экспорта и экспортных кредитов, прямое кредитование экспорта, а также страхование частных инвестиций за рубежом, ока-
зывают информационно-консультационные услуги для экспортеров. Основное назначение ЭКА - защита экспортеров и инвесторов, а также финансирующих их банков от потерь в связи с разного рода коммерческими и политическими рисками, препятствующими нормальному развитию внешнеэкономической деятельности. Деятельность ЭКА в области страхования экспортных кредитов и инвестиций фактически гарантирует стабильные и предсказуемые условия зарубежных коммерческих операций для национальных компаний, способствуя тем самым активизации предпринимательской инициативы, расширению экспорта и зарубежных капиталовложений. Страховая поддержка ЭКА обеспечивает реальные преимущества национальным компаниям на мировом рынке, получающим благодаря такой поддержке банковские кредиты на более длительные сроки и на более льготных условиях, чем конкуренты. Участники торгов, поддерживаемые ЭКА, могут предлагать также более выгодные условия финансирования проектов, что существенно повышает их шансы на успешную реализацию. Во время кризиса многие страны усилили и продолжают усиливать в настоящее время национальные институты продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Надо сказать, что до сих пор режим свободной торговли у России, по сути, существовал только с ее ближайшими и традиционными партнерами - странами СНГ. Однако сейчас есть понимание, что необходимо расширять географию преференциальных торговых отношений для того, чтобы выдержать жесткую конкуренцию на мировых рынках и занять достойное место в международном разделении труда.
Совместное изучение перспектив соглашения о свободной торговле показало целый ряд преимуществ, которые получат все участники такого проекта. Отмена барьеров для доступа на рынки товаров приведет к расширению торговли между нашими странами. Вместе с тем высокая степень комплиментарности новых экономик позволит минимизировать риски, традиционно связанные с либерализацией. Значительный позитивный эффект от либерализации ожидается в сфере торговли услугами и инвестиций, что позволит экономическим операторам воспользоваться преимуществами от расширения производственной кооперации, технологических обменов и доступа к финансовым ресурсам.
До сих пор национальные экономики СНГ не выступали на торговых переговорах в качестве участника Таможенного союза. Вступление стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана в полноценные переговоры о свободной торговле само по себе является важным шагом в развитии этого молодого объединения и его интеграции в международную торговую и экономическую систему [Раковская, 2011]. Сама Россия осуществляет энергичную политику модернизации и перехода к инновационному пути. Инновации по определению не могут замыкаться в национальных рамках. Здесь есть очевидная заинтересованность в широком глобальном сотрудничестве, в снятии различных барьеров на пути глобальных инвестиций бизнеса.
Большая часть налоговых мер в Российской Федерации вступила в силу с 01 января 2009 г. [Порложевец, 2009]. В связи с этим можно выделить следующие направления принятых поправок:
1) облегчение финансового бремени предприятий, наиболее важные из поправок: изменение порядка уплаты налога на добавленную стоимость; снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%; увеличение амортизационной премии по отдельным группам основных средств с 10 до 30%;
2) устранение искусственных ограничений при применении вычетов: предоставление права вычета НДС с авансов; отмена обязанности перечислять НДС в денежной форме при неденежных способах расчетов;
3) стимулирование инновационной деятельности: освобождение от налогообложения НДС операций по ввозу технологического оборудования, которое не имеет отечественных аналогов;
4) снижение налогового бремени на нефтедобывающие предприятия: повышение необлагаемого минимума при расчете ставки НДПИ с 9 до 15 долл.; введение налоговых каникул для определенных участков недр, разработка которых затруднена из-за сложных природных условий; изменение порядка списания стоимости лицензий на право пользования недрами;
5) поддержка малого бизнеса: предоставление субъектам Российской Федерации права дифференцировать ставку в рамках УСН по доходам за вычетом расходов в пределах 5-15%;
6) снижение налоговой нагрузки на физические лица: увеличен размер вычета по НДФЛ при приобретении жилья;
7) изменение сроков уплаты налогов: отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. [По-ложевец, 2009].
Антикризисные налоговые меры, принятые в странах ЕС, были нацелены прежде всего на укрепление финансовой системы с целью стабилизации национальных и международных рынков. Основными направлениями стали временное снижение налоговой нагрузки, выплата безвозвратных дотаций для поддержания бизнеса, поддержка малых фирм, а также был принят ряд налоговых мер, направленных на сохранение рабочих мест [Эффективность...]. А вот перечень антикризисных мер, принятых в странах ЕС:
- повышение необлагаемого налогом минимума доходов;
- снижение налоговых ставок;
- расширение перечня налоговых вычетов;
- расширение перечня доходов, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по льготной ставке;
- перенос убытков на прошлые периоды;
- снижение акцизов;
- введение и расширение дотации на приобретение основных средств и/ или потребительских товаров и услуг;
- повышение норм амортизации;
- введение и расширение дополнительных амортизационных отчислений специального назначения;
- введение и расширение целевых отчислений/ вычетов на инвестиции, планируемые на будущие периоды;
- отсрочка платежей по налоговым обязательствам и укорачивание сроков на возврат переплаченных налогов;
- (временное) снижение социальных отчислений;
- расширение круга расходов, учитываемых в целях налогообложения [Ефремова, Пурескина, 2011].
Для сравнения возьмем единый «Европейский план восстановления экономики», который, как известно, зиждется на двух ключевых столпах. Первый - инъекция покупательной способности в экономику, повышение спроса и стимулирование доверия. Евро-комиссия предлагает, чтобы государства-члены безотлагательно согласились на непосредственные бюджетные вложения, составляющие 200 млрд. евро (1,5% валового внутреннего продукта [Бу-164
торина, 2009]), для повышения спроса в полном соответствии с Договором стабильности и роста. Второй столп опирается на потребность принять краткосрочные действия, чтобы укрепить конкурентоспособность Европы в долгосрочной перспективе. План предлагает всестороннюю программу, чтобы направить действие к «шикарным» инвестициям. «Шикарные» инвестиции означают вложение капитала в правильные навыки для завтрашних потребностей; вложение в эффективность использования энергии, в создание рабочих мест и экономии энергии; вложение в чистые технологии, чтобы повысить конкурентоспособность строительного и автомобильного секторов на низкоуглеродистых рынках будущего; вкладывать капитал в инфраструктуру и взаимосвязь, чтобы продвинуть эффективность и новшества.
Так, допустим, Чехия изменила условия выдачи предпринимательских лицензий иностранцам из третьих стран. Указанный шаг был вызван обеспокоенностью в связи с ростом числа иностранных предпринимателей. Кроме того, Национальным экономическим советом при правительстве Чехии было предложено в 2010 г. увеличить уставный капитал Чешского экспортного банка на 1 млрд. чеш. крон, Чешско-Моравского банка гарантий и развития - на 1,8 млрд. чеш. крон; Общества по гарантированию и страхованию экспорта (ЭГАП) - на 1 млрд. чеш. крон, а также ускорить возврат НДС при поставках товаров и услуг на экспорт [Информация...]. Чешский экспортный банк и Общество по гарантированию и страхованию экспорта (ЭГАП) разработали новые схемы льготного кредитования экспортных контрактов и страхования их от коммерческих и политических рисков.
В целом налоговые меры по борьбе с экономическим кризисом в России схожи с таковыми в ЕС. Последовав примеру ЕС, огромным шагом на пути антикризисного урегулирования является смягчение в России условий для создания и ведения малого бизнеса [Шевченко, 2009]. Так же как и в ЕС, основным направлением стало снижение налоговой нагрузки как на организации, так и на физические лица.
Тем временем мировой финансово-экономический кризис сегодня в основном остался в прошлом, и страны ШОС вносят весомый вклад в восстановление хозяйственного роста. Так, за январь-август 2010 г. товарооборот между государствами - членами
ШОС вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 40%. Однако кризис не прошел бесследно для мировой экономики, она качественно изменилась и требует выработки принципиально новых подходов к ее дальнейшему развитию. Главное изменение - понимание коллективной ответственности стран за будущее мировой экономики и необходимости усиления глобальных экономических регуляторов.
Шанхайская организация сотрудничества объединяет страны с колоссальным экономическим, природным и человеческим потенциалом, а потому не может оставаться в стороне от обсуждения глобальных проблем, волнующих все мировое сообщество. ШОС -это крупнейшее региональное объединение в мире (наряду с АТЭС, ЕС и НАФТА) с населением почти 1,5 млрд. человек, составляющим примерно четверть всего населения земного шара. В ШОС производится 15% мирового ВВП.
Для России развитие экономического взаимодействия в рамках ШОС имеет большое значение - об этом свидетельствуют цифры товарооборота. Так, в 2009 г., по данным российской таможенной статистики, в общем объеме внешней торговли России на долю стран ШОС приходилось 12,1% (по данным за период с января по август 2010 г. - 12,3%) [Набиуллина, 22 октября 2010].
В это же время Китай вводит антидемпинговые меры в отношении импорта американской курятины. С февраля 2010 г. с импортеров американского мяса курицы в Китай будут взимать залог, компенсирующий разницу между внутренними и экспортными ценами поставщиков. Данная мера вводится в целях предотвращения ущерба национальным компаниям страны-импортера.
В формате ШОС экономическое сотрудничество, реальные выгоды стран от его активизации должны стать одной из опор развития этой организации, содействовать преодолению последствий кризиса и формированию в Евразии одного из наиболее динамичных центров мирового развития. Отсюда очевидны потенциальные возможности как раз в тех областях, которые Россия рассматривает как ключевые для своего долгосрочного развития: транспорт, телекоммуникации, энергетика, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий.
Большое значение придается последовательной реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего 166
торгово-экономического сотрудничества, а также Совместной инициативы по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств - членов ШОС. Эти документы учитывают последние тенденции в мировой экономике и необходимость оптимизации приоритетных направлений сотрудничества в рамках ШОС.
Подключение предпринимательских и финансовых кругов всех наших стран к усилиям, предпринимаемым по государственной линии, способствует повышению эффективности решения задач на этом направлении. Возрастающую роль в этом призваны сыграть Деловой совет и Межбанковское объединение [Чернышев, 2010].
К сожалению, в настоящее время конкретных проектов, разрабатываемых в рамках ШОС, мало. На наш взгляд, следует подумать над принципом, по которому различные проекты ШОС продвигались бы вперед, несмотря на то что в них участвуют не все государства - члены организации. Не всегда можно достичь полного согласия и нужного динамизма по крупным проектам, а потому предлагается рассмотреть возможность двигаться вперед, опираясь на многообразие интересов и целей стран-участниц и средств их достижения. При этом использовать лучшую практику в этой области, воплощенную в деятельности других региональных объединений, например АТЭС, где разнообразная, интенсивная проектная деятельность ориентирована на решение конкретных, часто точечных задач в сфере хозяйственного взаимодействия государств-членов. Проекты АТЭС, за редким исключением, не требуют больших финансовых ресурсов, но требуют кропотливой экспертной работы. Использование международного опыта позволит придать дополнительный динамизм ШОС и повысит результативность ее деятельности.
В современных условиях приоритетное значение для государств приобретают вопросы энергетической безопасности. Успех проектов в этой сфере может повысить авторитет организации, ее эффективность, а следовательно, и привлекательность для потенциальных новых членов. Вместе с тем, по мнению российской стороны, сотрудничество в области энергетики между государствами-
членами ШОС развивается недостаточно эффективно. Россия по-прежнему считает актуальным предложение об учреждении дискуссионной площадки для неформального общения бизнеса и представителей правительств в топливно-энергетической сфере под эгидой Делового совета ШОС в форме клуба или форума. Такие дискуссии могли бы способствовать лучшему пониманию потребностей топливно-энергетического комплекса каждого из государств и на этой основе - укреплению межгосударственного сотрудничества в энергетике. Вместе с тем трудно сказать, что эта инициатива активно поддерживается всеми партнерами. По-видимому, все стороны должны ясно выразить свою позицию по вопросам сотрудничества в сфере энергетики. И если действенно развивать такое сотрудничество, - проявить соответствующую политическую волю, чтобы придать этой работе необходимый импульс.
Другим важным направлением сотрудничества является развитие транспортной сети, модернизация действующих и прокладка новых автомобильных и железнодорожных маршрутов. Это позволит обеспечить перевозку производимых в государствах - членах ШОС товаров как внутри региона, так и в Европу [Opinion, 2010]. Особое значение эти магистрали могут иметь для стран, не имеющих выхода к морю. Получив доступ к портам, многие из них получат новый импульс для своего развития, а это и новые рабочие места, и новые возможности для межрегионального сотрудничества. К разработке инфраструктурных транспортных проектов необходимо привлекать лучшие профильные компании сотрудничающих государств.
Новое инновационное качество экономическому развитию будет добавлять сотрудничество в таких высокотехнологических областях, как информация и телекоммуникация. В этой связи важно ускорить работу над двумя «пилотными» проектами. Речь идет об Организации трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи государств - членов ШОС и Высокоскоростной информационной магистрали ШОС [Joint.., 2010].
Ключевым вопросом продвижения проектов сотрудничества является обеспечение их финансирования на благоприятных условиях. Планом мероприятий для этих целей предусмотрено создание Специального счета ШОС. Важно, чтобы спецсчет в случае его 168
создания действовал на основе абсолютно понятных, прозрачных и подлежащих контролю механизмов, а процесс принятия решений о финансировании проектов позволял бы справедливо учитывать позиции всех заинтересованных стран-участниц. Кроме того, финансирование проектов могло бы осуществляться такими институтами, действующими в регионе, как Евразийский банк развития, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, Межбанковское объединение ШОС, Китайская инвестиционная корпорация и инвестиционные компании других стран.
Все эти предложения направлены на повышение динамизма и эффективности ШОС и в не меньшей степени - на повышение привлекательности ШОС для третьих стран, в том числе всех государств - участников СНГ и ЕС [Международный...].
Таким образом, и в большинстве стран Европейского союза, и в основном в государствах СНГ, а также в Китае, несмотря на все сложности, связанные с экономическим кризисом, все-таки продолжают проводиться социальные преобразования и не разрушается тем самым общественное согласие, что очень важно. Сохраняется база политического баланса и гражданского доверия, опираясь на которую можно двигаться дальше.
В современных посткризисных условиях в мире разворачивается серьезная конкуренция за инвестиции и технологии, и победит здесь, конечно, тот, кто создаст наиболее комфортные условия для применения капиталов, честные и понятные правила игры, не обремененные разного рода излишними бюрократическими барьерами. Создание таких правил игры - общая задача для капитанов евразийской экономики.
Литература
Буторина О. Антикризисная стратегия Евросоюза: Ближние и дальние рубежи // Полития. - 2009, № 3. - С. 7-10.
Ефремова Т.М., Пуреськина А.Е. Сравнительная характеристика антикризисных мер налогообложения в России и ЕС / / Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 15-20 февраля 2011 года. - Режим доступа: http://www.rae.ru/ £огиш2011/ра£/834.ра£
Информация Почетного консульства Чехии в Нижнем Новгороде. -Режим доступа: http://www.czhcons.nn.ru/ec_yarmarki.html
II Международный научно-практический симпозиум по актуальным проблемам налоговой политики // Палата налоговых консультантов: Сайт. - Режим доступа: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=1726
Набиуллина Э.С. Тезисы выступления министра на IX Совещании министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность государств - членов ШОС. Москва, 22 октября 2010 г. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101022_01
Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на церемонии начала переговоров по соглашению о свободной торговле между ЕАСТ и странами Таможенного союза. - Женева. - 23 ноября 2010 г. - Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101123_04
Обзор мер во внешнеэкономической сфере, принятых иностранными государствами в условиях мирового финансового кризиса в 20092010 годах. - М.: Минэкономразвития России, 2010. - 45 с.
Положевец Г. Несвободное плавание: Рубль будет отпущен в свободное плавание // Россия: Газета. - 2009. - № 21, 04 июня - С. 1, 4.
Раковская Л. Беларусь и Россия: Мы пойдем одним путем // Союзное государство. - 2011. - № 1-2 (47), март.- С. 6-9.
Чернышева С. В. Материалы Департамента экономического сотрудничества Минэкономразвития к участию России со странами СНГ. Заседание Делового совета Шанхайской организации сотрудничества (22-23 января 2010 г., Улан-Батор). - Режим доступа: / http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/foreign
Шевченко Н. Эффективность антикризисной политики ЕС // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 3-4. - С. 10-11.
Эффективность антикризисных мер в России. Оценка аналитиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekomik.ru/magazine/ others/460yeffektivnostmzantikrizis%20yx-mer-v-rossii-otsenka-analitikov.htm Opinion of the European economic and social committee on EU-Russian relations (own-initiative opinion REX/306 - CESE 1625/2010). - Brussels: EESC, 2010. - 13 p.
Joint statement of the 8th EU-China round table on 16 December 2010. -Brussels: EESC, 2010. - 4 р.