В.А. Чумаков, А.Г. Чумаков
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
Аннотация. Экономическая ситуация в России представлена с позиций создания предпосылок для развития различных секторов производства без явно выраженных приоритетов. Рассматривается инвестиционная модель экономического роста в условиях мирового финансового кризиса. Анализ взаимной торговли между Европейским союзом, СНГ и Россией показывает, что она представляется взаимодополняемой, но ставка на экспорт энергоресурсов делает Россию довольно уязвимой в смысле экономической безопасности. Даются рекомендации по развитию инновационного механизма для инициирования производства высокотехнологичных товаров и выхода на мировой рынок.
Abstract. Economic situation in Russia is observed from the view point of creation of prerequisites for development of different sectors of production without evidently expressed priorities. Investment model of economic growth is discussed under terms of the world financial crisis. Analysis of mutual trade between European Union, OS and Russia shows it seems to be mutual complimentary, but the stake at energy resources export makes Russia quite vulnerable in the sense of economic security. Recommendation are given to develop innovative mechanism for launching production of high tech goods and presenting them to the world market.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, инфраструктурные компании, инвестиционная модель, экспорт энергоресурсов, совместные усилия.
Keywords: world financial crisis, infrastructure companies, investment model, energy resources export, mutual efforts.
Россия подошла к мировому финансовому кризису конца первой декады XXI в. с практически удвоенным размером экономики по сравнению с предыдущим десятилетием: по паритету покупательной способности мы вошли в семерку крупнейших экономик мира. И это был не только экстенсивный рост. Наблюдались и качественные изменения в национальной экономике (например, к 2007 г. экономика по размеру равнялась РСФСР, при этом по выбросам СО2 мы находились на уровне около 70% от уровня 1990 г. [Концепция...].
Однако это была модель высокого, но инерционного роста: проводилась консервативная бюджетная политика, обеспечивалась относительная макроэкономическая стабильность, формировалась нейтральная налоговая система. То есть создавались предпосылки для развития в России различного рода производств и секторов, без выраженных приоритетов.
В результате укрепились позиции традиционных секторов -ресурсных: так, Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Причем даже в кризисный, 2009 год, добыча не упала, а выросла на 1,2% [Десятый обобщающий доклад.]. Хотя отрасли переработки развивались быстрее, чем ресурсные, эта зависимость от сырьевого сектора не ослабла. Основные доходы генерировались в добыче и экспорте углеводородов и металлов.
Эта зависимость крепко засела и в наших головах - достаточно посмотреть на опросы по теме «Где желают работать студенты после окончания вузов» [Очирова, Зинченко, Матвеева]. Мало кто стремится создать свой инновационный бизнес, зато на первых строчках - работа в крупнейших государственных и частных энергетических и инфраструктурных компаниях.
Но мир не стоит на месте. Обостряется конкуренция за все виды ресурсов, включая самый главный - человеческий капитал. В нашей стране уже растет поколение людей, за которое нам придется серьезно конкурировать с другими странами. Они более мобильны, более, если можно так сказать, интернациональны. Придется объяснять будущим предпринимателям, почему они должны
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
размещать свои производства именно в России, здесь создавать центры прибыли и компетенции.
Это означает, что темпы модернизации базовой инфраструктуры, необходимой для жизни и ведения бизнеса, должны быть ускорены. Речь идет и о транспорте, и о социальной инфраструктуре - жилье, образовании, здравоохранении и о финансовой инфраструктуре.
Кроме того, очевидно, что потенциал роста с акцентом на внутренний спрос также не безграничен. Мы по-прежнему по ряду товаров недопотребляем, даже по сравнению с Восточной Европой. Но тем не менее у нас нет такого потенциала развития внутреннего спроса, как в Индии и Китае, где на наших глазах меняется модель потребления граждан и, учитывая уровень бедности в этих странах, есть еще серьезные «заделы».
Эти вызовы означают, что российская модель роста должна быть скорректирована с большим акцентом на инвестиционный рост. Заявленные задачи требуют роста инвестиций в основной капитал, в экономику с предкризисного уровня в 22% от ВВП (в 2009 г. упала до 19%) до 29-30%, а в Японии 1970-х, Юго-Восточной Азии 1980-х, Китая последних десятилетий этот показатель был выше [Сборник материалов].
Для нас решение задач перехода на инвестиционную модель роста - это не дискуссия о том, как, что и куда потратить, которую мы наблюдали перед кризисом. Это задачи и вопросы совсем другого рода. Какие же это вопросы?
1. Как проводить диверсификацию и модернизацию при недостатке собственных «длинных» денег, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов? Нужны одновременные действия по двум направлениям - создание условий для формирования собственных длинных денег (эффект - не раньше, чем в среднесрочной перспективе) и повышение эффективности деятельности институтов развития (ВЭБ, Инвестфонд) по их «прямой компетенции» - финансированию долгосрочных инвестпроектов.
2. Это дискуссия о том, как привлечь в страну существенные потоки капитала в виде прямых инвестиций. Сегодня на мировом рынке идет конкуренция за инвестиционный ресурс в размере порядка 100 трлн. долл. США (около 70 трлн. из которых - средства под управлением институциональных инвесторов, около 30 трлн. -
средства так называемых стратегических инвесторов, т.е. частных корпораций) [Набиулллина, 2009].
3. Это настройка налоговой системы под задачи масштабной модернизации. Простое снижение ставок налогов уже не будет иметь такого серьезного стимулирующего эффекта. Потенциал общего снижения налоговой нагрузки мы почти исчерпали, но ресурс налоговых преобразований существует. Речь идет как о введении специальных стимулирующих и, подчеркнем, - работающих на практике льгот, так и о дальнейшей работе по улучшению администрирования налогов.
4. Это, несомненно, бюджетная политика. Но потенциал в пределах уже утвержденных параметров далеко не исчерпан. Речь идет об оптимизации бюджетных расходов и об их более четкой приоритезации. Не секрет, что российское руководство часто критикуют, что при чтении федерального бюджета невозможно сделать четкие выводы о приоритетах расходов в стране.
5. Это дискуссия о том, как «сдвинуть» ситуацию в сфере формирования человеческого капитала - образовании и здравоохранении. Например, должны ли частные компании на равных с государственными конкурировать за бюджетное финансирование.
И последнее. Сейчас в наших приоритетах - время улучшения инвестиционного климата во всех аспектах. И здесь существует важная развилка. Можно двигаться по всем направлениям сразу либо пытаться выделить приоритеты и относиться к ним как к проектам (точечная, «селективная» институциональная политика) с конкретными результатами, которых нужно достичь за ближайшие год-два.
Как известно, Европейский союз является основным торговым партнером России, на долю которого в 2008 г. приходилось 52,0% российского товарооборота (из них 69,5% составлял экспорт и 30,5% - импорт). Россия, со своей стороны, входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая). Товарооборот составил 382,1 млрд. долл. США, экспорт - 265,5 млрд. долл. США, импорт -116,5 млрд. долл. США.
В условиях глобального кризиса и резкого падения цен на сырьевые товары, прежде всего энергоносители, произошло значительное сокращение взаимной торговли. В январе-октябре 2009 г. общий товарооборот составил 185,8 млрд. долл. США и снизился 184
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,
российский экспорт составил 126,5 млрд. долл. США (падение на
46,0%), а импорт составил 59,3 млрд. долл. США (падение на 39,8%)
[Материалы «Правительственного часа»].
Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы.
Данные о взаимной торговле России и ЕС за предкризисные годы представлены в табл. 1.
Таблица 1
Взаимная торговля России с ЕС за предкризисные годы (2004-2007) (млрд. долл. США)
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Январь-октябрь 2008 г. Январь-октябрь 2009 г.
Оборот 76,7 96,7 128,5 182,3 238,1 283,1 382,2 332,9 185,8
темпы роста в % 106,0 126,1 132,9 141,9 130,6 118,9 135,0 148,9 55,8
Экспорт 54,8 69,9 94,2 138,3 176,7 195,9 265,8 234,4 126,5
темпы роста в % 101,6 127,7 134,7 146,8 127,8 110,9 135,7 150,7 54,0
Импорт 21,9 26,8 34,3 44,0 61,4 87,2 116,5 98,4 59,3
темпы роста в % 119,1 122,2 128,2 128,3 139,6 141,9 133,6 144,7 60,2
Сальдо 32,9 43,2 59,9 94,3 115,2 108,7 149,3 136,0 67,2
Данные о внешней торговле России в первый год кризиса приведены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика внешней торговли России со странами ЕС
в 2008 г.
Страна Товарооборот Экспорт Импорт
млн. долл. США индекс 08/07 млн. долл. США индекс 08/07 млн. долл. США индекс 08/07
С-27 382 094,3 135,0 265 541,2 135,6 116 553,1 133,6
Германия 67 261,4 127,2 33 179,6 125,9 34 081,8 128,4
Нидерланды 61 817,9 132,3 57 007,1 132,9 4 810,8 124,7
Италия 52 914,6 146,7 41 918,6 152,3 10 996,0 128,8
Польша 27 221,0 151,8 20 192,9 151,8 7 028,1 151,8
Великобритания 22 483,4 134,8 14 865,8 134,8 7 617,6 135,0
Финляндия 22 423,3 142,1 15 789,2 146,9 6 634,1 132,0
Франция 22 246,0 135,2 12 188,8 140,4 10 057,2 129,5
Венгрия 12 812,2 146,9 9 127,6 149,1 3 684,6 141,6
Чехия 10 862,8 152,9 7 251,4 155,8 3 611,4 147,3
Словакия 9 445,3 143,9 6 450,6 125,2 2 994,8 212,2
Испания 9 303,0 123,6 5 062,0 117,0 4 241,1 132,5
Бельгия 8 673,5 144,6 4 618,6 164,4 4 054,8 127,2
Швеция 8 642,8 141,2 4 119,1 136,9 4 523,7 145,4
Латвия 8 506,1 274,6 7 894,9 298,6 611,2 134,8
Литва 5 480,7 111,7 4 540,3 111,9 940,4 110,8
Австрия 5 418,8 104,3 2 304,4 84,2 3 114,4 126,7
Болгария 5 417,8 128,6 4 778,8 125,8 639,0 154,0
Румыния 5 183,7 131,5 4 165,3 129,7 1 018,5 139,3
Греция 4 770,1 162,3 4 328,9 164,7 441,2 141,2
Дания 3 677,7 137,3 1 852,0 171,0 1 825,7 114,4
Эстония 1 477,4 73,5 956,4 58,6 521,0 138,2
Словения 1 465,1 138,4 309,7 116,3 1 155,4 145,9
Кипр 1 306,0 26,8 1 253,7 26,0 52,2 151,1
Мальта 1 170,1 266,0 1 019,9 240,9 150,2 905,7
Ирландия 1 057,9 89,3 144,1 27,4 913,8 138,5
Португалия 527,5 35,9 209,5 16,8 318,0 144,9
Люксембург 217,8 62,1 11,7 6,0 206,0 133,0
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
В последние годы динамика взаимной торговли с Евросоюзом характеризовалась снижением темпов роста российского экспорта, что объясняется прежде всего отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок российских энергоносителей, а именно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей. Серьезным сдерживающим фактором развития российского экспорта в ЕС служат также ограничительные меры по противодействию доступу на внутренний рынок ЕС конкурентоспособных российских товаров. Стоимостные объемы экспорта росли в основном за счет повышения цен на энергоносители. С другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта были обусловлены увеличением платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием с нашей стороны серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.
В условиях глобального кризиса и резкого падения цен на сырьевые товары, прежде всего энергоносители, произошло значительное сокращение взаимной торговли. В январе-октябре 2009 г. общий товарооборот снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, российский экспорт упал на 46,0%, а импорт - на 39,8% [Материалы встречи].
Данные о внешней торговле России со странами ЕС во второй год кризиса приведены в табл. 3.
Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик: топливные и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, в то время как из ЕС импортируются в основном готовые промышленные и потребительские товары. Подавляющая часть российского экспорта в страны Евросоюза (до 70%) приходится на энергоресурсы. По данным Еврокомиссии, доля России в европейском импорте энергоносителей составляет 33% нефти и 46% газа. В то же время в общем экспорте российского газа 67% - это поставки в Европу [Справочные материалы, 2010].
Таблица 3
Динамика внешней торговли России со странами ЕС
в 2009 г.
Товарооборот Экспорт Импорт
млн. индекс млн. индекс млн. индекс
долл. янв-окт09/ долл. янв-окт09/ долл. янв-окт09/
США янв-окт08 США янв-окт08 США янв-окт08
ЕС-27 185 814,3 55,8 126 546,9 54,0 59 267,3 60,2
Нидерланды 31 513,7 56,7 28 656,4 55,7 2 857,3 69,9
Германия 30 938,2 53,2 14 301,8 48,2 16 636,4 58,5
Италия 26 334,0 58,4 20 184,0 56,1 6 150,0 67,7
Франция 13 418,5 71,2 6 948,5 65,9 6 470,0 77,9
Польша 13 004,1 53,9 9 661,4 53,6 3 342,7 54,9
Финляндия 10 447,9 54,0 7 297,1 53,7 3 150,8 54,8
Великобритания 10 398,1 52,8 7 578,8 57,8 2 819,3 42,9
Чехия 5 318,0 57,0 3 507,9 55,5 1 810,1 60,2
Бельгия 5 034,5 66,6 3 034,8 73,3 1 999,7 58,4
Венгрия 5 016,2 45,4 2 949,0 37,2 2 067,2 66,2
Испания 4 286,4 52,2 2 498,9 54,5 1 787,5 49,2
Швеция 3 919,9 51,6 2 310,6 64,2 1 609,2 40,2
Словакия 3 854,5 46,4 2 340,2 41,0 1 514,4 58,3
Латвия 3 679,8 48,1 3 361,8 47,1 318,0 61,9
Литва 3 155,1 69,5 2 463,5 65,7 691,6 87,4
Австрия 2 852,5 60,7 1 234,5 59,6 1 618,1 61,6
Дания 2 598,8 81,8 1 563,0 94,5 1 035,8 68,0
Болгария 2 135,2 43,3 1 799,8 41,1 335,4 59,9
Греция 1 838,8 44,6 1 564,0 41,6 274,8 75,2
Румыния 1 836,3 39,6 1 162,8 30,7 673,5 78,9
Эстония 1 202,3 104,0 890,6 126,8 311,7 68,7
Ирландия 695,9 77,9 141,4 126,7 554,5 70,9
Словения 641,9 48,9 48,3 15,7 593,6 59,1
Кипр 632,9 53,8 611,8 54,1 21,1 46,1
Мальта 335,5 37,1 330,8 38,5 4,7 10,3
Португалия 294,1 65,1 102,5 54,8 191,6 72,5
Люксембург 106,8 57,1 2,9 32,5 103,8 58,3
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
Данные о товарной структуре внешней торговли России в первый год кризиса приведены в табл. 4.
Таблица 4
Товарная структура внешней торговли России с ЕС
в 2008 г.
Код ТН Экспорт Импор т
Наименование млн. уд. ин- млн. уд. ин-
ВЭД товара долл. США вес (%) декс 08/07 долл. США вес (%) декс 08/07
01-24 Продовольственные товары и с/х сырье 1 165,0 0,5 109,0 11 095,4 9,7 123,5
25-7 Минеральные продукты, в том числе: топливо мине- 212 350,8 83,6 140,6 989,6 0,9 139,2
27 ральное, нефть и продукты их перегонки 210 858,3 83,0 140,5 664,6 0,6 126,9
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 9 265,2 3,7 136,9 21 191,2 18,5 128,6
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 233,1 0,1 105,6 292,7 0,3 133,1
44 49 Древесина и цел-люлозно-бумаж-ные изделия 3 142,4 1,2 83,6 4 479,0 3,9 121,4
50-67 Текстиль, изделия из него, обувь 147,6 0,1 64,8 2 247,5 2,0 121,2
68-70, 91-97 Другие товары 427,5 0,2 117,1 3 685,8 3,2 125,0
71 Жемчуг, драгоценные камни, металлы 2 967,4 1,2 110,1 313,2 0,3 136,0
72-83 Металлы, изделия из них 20 910,4 8,2 104,5 6 473,8 5,7 117,4
84-90 Машины, оборудование, транспортные средства 3 366,6 1,3 122,0 63 816,5 55,7 141,0
Всего 253 975,9 100,0 134,5 114 584,8 100,0 133,4
Основные экспортные товары (свыше 84% всех поставок): сырая нефть, природный газ, нефтепродукты (преимущественно дизельное топливо и мазут), уголь каменный, никель необработанный.
Основные импортные товары (доля в импорте - 1/3 всего объема): легковые автомобили, их части, компоненты и принадлежности, медикаменты, телефонная аппаратура, подъемно-транспортное и насосно-компрессорное оборудование, авиационная техника, парфюмерно-косметические средства, электросиловые установки, металлообрабатывающее оборудование.
В 2009 г. объем накопленных инвестиций в российской экономике, поступивших из стран - членов ЕС, достиг 213,1 млрд. долл. США, что составляет 81,2% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций в экономике России. Доля Евросоюза в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в 2009 г. составляет 81,1% (84,4 млрд. долл. США) [Tedethoff].
Практически все наиболее крупные страны - инвесторы в российскую экономику являются членами ЕС. В первую пятерку крупнейших инвесторов по размеру накопленных прямых инвестиций входят: Кипр (31,2 млрд. долл. США); Нидерланды (29,2 млрд. долл. США); Германия (7,4 млрд. долл. США); Великобритания (3,6 млрд. долл. США); Австрия (2,8 млрд. долл. США).
В основном инвестиции, поступающие из стран - членов ЕС, направляются в такие отрасли, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. Около 60% общего объема российских инвестиций, накопленных за рубежом, приходятся на страны - члены ЕС. Объем накопленных российских инвестиций в странах - членах ЕС в январе-сентябре 2009 г. составил 39,3 млрд. долл. США. Объем накопленных прямых российских инвестиций в ЕС на этот период - 29,2 млрд. долл. США [World Investment].
В январе-сентябре 2009 г. основные страны - получатели российских прямых накопленных инвестиций: Нидерланды (13,1 млрд. долл. США); Кипр (12,6 млрд. долл. США); Великобритания (2,1 млрд. долл. США); Люксембург (0,5 млрд. долл. США); Литва (0,2 млрд. долл. США).
Практически все российские инвестиции, накопленные в странах - членах ЕС, сосредоточены в двух секторах экономики: «оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, 190
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
бытовых изделий и предметов личного пользования»; «обрабатывающие производства» [Презентация, 2008].
В настоящее время действуют около 20 двусторонних Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и странами - членами ЕС (восемь из них было подписано от имени СССР). Кроме того, регулирование вопросов, связанных с осуществлением капиталовложений, содержится в автоматически пролонгированном Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС).
Рекомендации делового сообщества были широко использованы в ходе разработки антикризисных мер как в Европе, так и в России. Теперь мы постепенно выходим из кризиса и в ближайшее время должны не только сгладить его негативные последствия, но и выйти на новую траекторию посткризисного, инновационного развития.
Внешняя торговля - наиболее мобильная и быстро адаптирующаяся к изменяющимся условиям рынка экономическая деятельность. По своей природе она может и должна стать локомотивом экономического роста и выхода из кризиса. В значительной степени так и происходит. С начала 2010 г. экспорт на фоне стагнации производства демонстрирует помесячный рост. Несмотря на то что его объемы пока ниже прошлогодних, можно прогнозировать в ближайшее время достижение предкризисного уровня.
В нынешних условиях российский экспорт все в большей степени начинает ощущать усиление мировой конкуренции, в том числе на традиционных рынках сбыта российской экспортной продукции. Это происходит как вследствие объективных причин -сжатия глобального спроса, так и под воздействием политики жесткого протекционизма в ряде стран-партнеров.
Следовательно, сегодня приоритетной становится задача усиления поддержки экспортной деятельности российских компаний, создания финансовых, организационных, политических условий для инновационного прорыва и завоевания Россией мировых рынков, прежде всего высокотехнологичных товаров. Надо отдавать себе отчет в том, насколько сложна и масштабна эта работа. Поэтому необходимо в предстоящей дискуссии уделить особое внимание вопросам продвижения на экспорт высокотехнологичной продукции и услуг. Расширение экспортного потенциала
должно рассматриваться в увязке с инвестиционной политикой и мерами по поддержке, в том числе - малого и среднего бизнеса.
По оценке Минэкономразвития России, существуют инструменты, которые работают достаточно эффективно. Если брать финансовые механизмы, то это - субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам. В прошлом году было выделено из бюджета и израсходовано на эти цели 3 млрд. руб. В 2010 г. израсходовано уже около 6 млрд. руб. [Программа... 2007-2011].
В нефинансовой сфере положительно зарекомендовала себя работа межправкомиссий с иностранными государствами. В настоящее время бизнес участвует в работе многих МПК как напрямую, так и через двусторонние деловые советы, численность которых превышает 50. Поэтому представляется важным и полезным приложить старания по повышению эффективности таких деловых советов.
В России применяются также дополнительные меры по стимулированию экспортной деятельности малых и средних предприятий. Прежде всего - субсидии, предоставляемые федеральным бюджетом на реализацию мероприятий по поддержке экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
С вопросом поддержки малого и среднего бизнеса неразрывно связан и вопрос привлечения инвестиций. У всех российских регионов должен быть «минимальный стандарт» инструментов инвестиционной политики. Он должен состоять из следующих элементов:
1) «Инвестиционный паспорт региона» - предложения, которые регион готов представить потенциальным инвесторам, включая анализ состояния инфраструктуры региона;
2) «Единое окно» - регламент, который позволит минимизировать административные издержки инвестора;
3) «Служба поддержки инвестора» - консалтинговый сервис для продвижения инвестиционного проекта [Набиуллина, 2010].
Инвестиционная привлекательность - один из главных приоритетов. Более подробное изучение этой темы ежегодно ставится в план на расширенное обсуждение с нашими европейскими партнерами, которое традиционно проходит в рамках летних Петербургских экономических форумов.
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
Существует немало альтернативных предложений по инвестиционной и внешнеэкономической политике на федеральном уровне. Уже начата работа по совершенствованию механизма предоставления государственных гарантий, страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков и ряду других направлений государственного содействия внешнеторговой деятельности.
Перечислим действия российского руководства по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности:
- создание Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций; разработана Концепция создания агентства: оно должно стать ключевым элементом в финансовом блоке механизма государственной поддержки экспорта; страховая поддержка, оказываемая Агентством, позволит российским экспортерам значительно облегчить доступ к банковскому кредитованию, даст возможность предлагать зарубежным контрагентам более выгодные условия финансирования;
- создание института продвижения экспорта и содействия внешнеэкономической деятельности, который взял бы на себя функции по расширению экспортных возможностей нашего бизнеса, привлечению иностранных инвестиций;
- подготовка планов двустороннего сотрудничества со странами-партнерами, которые включают в себя широкий спектр практических задач и путей их решения, вплоть до задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью конкретных компаний;
- совершенствование механизма государственной гарантийной поддержки, в частности, сокращение сроков принятия решений и увеличение срока действия гарантий; в настоящее время процедура получения государственной гарантии длится от полугода до года, что неприемлемо с точки зрения обеспечения интересов российских компаний;
- дополнительные меры по поддержке экспортной деятельности малых и средних предприятий; тут, безусловно, велика роль региональных администраций и их предложений по поддержке региональных проектов;
- создание единого информационного ресурса поддержки внешнеэкономической деятельности;
- подготовка кадров во внешнеэкономической деятельности [Путин].
Таким образом, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация как никогда требует эффективного и ответственного партнерства правительства, частного капитала, общественных организаций. Со стороны государства работа над развитием институтов такого партнерства идет, но вместе с тем важно также укрепить и обратную связь, выслушать конкретные предложения предпринимательского корпуса, в первую очередь - по решению задач в сфере внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешней торговли уже в ближайшее время будет реализовываться в новых условиях, когда существенная часть полномочий будет делегирована на наднациональный уровень - комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, Таможенный союз - это первый шаг в создании единого экономического пространства трех государств. Это очень важный фактор, который должен учитываться при подготовке предложений, поскольку нам следует исходить в своей дальнейшей деятельности из интересов формирующегося общего рынка наших стран.
«Широким фронтом» мы не раз пытались двигаться в последние годы - брались по очереди за то или иное направление и, не доводя его до нужных результатов, переходили к другой, более важной на данный момент проблеме. В итоге - у нас большое количество «заделов» по всем направлениям и не так много реформ, доведенных до конца. Это вносит свой «вклад» в постоянное снижение позиций во всех международных рейтингах качества институциональной среды.
Необходима поступательная совместная работа государства, бизнеса, гражданского общества по всем основным направлениям институциональных реформ. Такая работа идет в рамках формирования и реализации проектов по Основным направлениям деятельности Правительства России. Но эти проекты носят крупный и системный характер. Нужны еще и более локальные инициативные проекты по решению самых насущных институциональных проблем - и их нужно обязательно, что называется, «добить» до конца. Важно показать не то, что у нас идеальные институты, а то, что мы способны к их модернизации. 194
Взаимная торговля и инвестиции в контексте антикризисных экономических мер в России, Европейском союзе и СНГ
Литература
Данные российской таможенной статистики: до 01.05.2004 - ЕС-15, после 01.05.2004 - ЕС-25, после 01.01.2007 г. - ЕС-27 // Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Официальное издание Федеральной таможенной службы. - М.: Изд-во ФГУП «Ростэк», 2009.
Десятый обобщающий доклад, представленный министром энергетики Российской Федерации С. И. Шматко и комиссаром Европейской комиссии по вопросам энергетики А. Пиебалгсом. - Москва, ноябрь 2009 г. -14 с. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/a05/ a05230f2564913b7ac87d9bac1eaf291.pdf
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р) / / Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 ноября 2008 г. - № 47. -Ст. 5489.
Материалы встречи послов стран Евросоюза в России с участием министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиул-линой. - Москва. - 19 января 2010 г. - Режим доступа: http: / /www. economy.gov.ru/minec/press/news/doc20100119_04
Материалы «Правительственного часа» в Совете Федерации ФС РФ. -Москва. - 27 января 2010 г. - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/ inf_ps/chronicle/2010/01/item11575.html
Набиуллина Э.С. Выступление на расширенном заседании Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России. -Нижний Новгород. - 30 октября 2009 г. - Режим доступа: http: //www. economy.gov.ru/minec/press/news/doc1256912569487
Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на Международной конференции «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия». - Москва. - 21 января 2010 г. - Режим доступа: http://www.ane.ru/konferencii/rossiya-i-mir-vyzovy-novogo-desyatiletiya. html
Очирова А.В., Зинченко Ю.П., Матвеева Л.В. Современный образ России: Перспективы развития / Под ред. А. В. Очировой. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 324 с.
Презентация директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России И. В. Осколкова «Законодательные инициативы по улучшению правовой среды для прямых частных инвестиций». -Санкт-Петербург. - 9 октября 2008 г. - Режим доступа: http: / /www. economy.gov.ru/minec/about/structure/depCorp/doc1216292029479
Программа деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2007-2011 годы. - Режим доступа: http:/ /www. tpprf.ru/common/upload/documents/about/program.doc
Путин В.В. Вступительное слово на заседании Президиума Правительства России 30 декабря 2009 г.: Стенограмма. - Режим доступа: http:/ / premier.gov.ru/events/news/8827
Сборник материалов к пленарному заседанию Общественной палаты Российской Федерации 27 марта 2009 года «Экономическая стратегия страны в условиях мирового кризиса». - М.: ИНОП, 2009. - 167 с.
Справочные материалы по тематике экономического сотрудничества России с зарубежными странами, участия российских представителей в работе международных экономических, финансовых и торговых организаций, развития инвестиционного сотрудничества и по другим направлениям международного торгово-экономического взаимодействия / Раздел «Экономическая дипломатия» веб-сайта МИДа России. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/spravmat
Фадеев В.А. Введение к Сборнику материалов пленарного заседания Общественной палаты Российской Федерации 27 марта 2009 г. «Экономическая стратегия страны в условиях мирового кризиса». - М.: ИНОП, 2009. -167 с.
Шувалов И. И. Вступительное слово первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова на Международной конференции «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия» (Москва, 21 января 2010 г.): Стенограмма. - Режим доступа: http://www.ane. ru/conference/21012010/shuvalov-21-01-2010.pdf
Tegethoff С. Light at the end of the tunnel / / AEB business quarterly.-Spring 2009. - 52 p.
World investment prospects survey, 2009-2011: United Nations Conference on Trade and Development. - New York; Geneva, 2009. - 74 p.