Торгово-экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы: итоги и перспективы*
Т.Н. Чеклина
Страны Центральной и Восточной Европы1 являются географически близкими соседями и значимыми торговыми партнерами России. Десять стран региона, на которые традиционно приходится около 95% российской торговли с ЦВЕ, в текущем десятилетии присоединились к Евросоюзу2; стремление добиться такого членства является приоритетным направлением внешнеэкономической политики остальных торговых партнеров из ЦВЕ - стран бывшей Югославии и Албании.
Вступление в ЕС внесло ряд принципиально новых моментов в экономическое сотруд -ничество России и указанных стран. Это связано с автоматическим принятием новыми членами принципов и инструментов внешней политики Евросоюза, действующих в торговле с третьими государствами (включая общий тариф и защитные меры, систему торговых соглашений с партнерами), и окончательным переходом на нормы, стандарты и правовую базу, регулирующую деятельность этой региональной организации. Ряд основополагающих торговых договоров и соглашений (относящихся к вопросам, входящим в компетенцию ЕС), которые государства ЦВЕ имели с РФ, были денонсированы и заменены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Евросоюзом. Одновременно было подписано и совместное заявление о расширении Евросоюза и отношениях Россия-ЕС, в котором нашли отражение меры, направленные на учет интересов РФ и смягчение некоторых
негативных последствий расширения Евросоюза “на Восток”.3
В последние годы в областях, не противоречащих членству, были заключены новые межправительственные соглашения, расширившие и дополнившие договорно-правовую базу взаимодействия РФ и ЦВЕ (в том числе об экономическом, промышленном, научно-техническом, военно-техническом сотрудничестве, развитии туризма, воздушном сообщении и др.), учреждены новые двусторонние межправительственные комиссии по экономическому сотрудничеству.
Опыт прошедших лет показал, что переход на торговый режим Евросоюза в целом не оказал негативного влияния на объемы внешнеторгового оборота России с регионом ЦВЕ. В условиях существенного повышения контрактных цен на энергоносители (в 2008 г. по сравнению с 2000 г. среднегодовая цена нефти в дальнее зарубежье увеличилась в 3,9 раза, газа
- в 4 раза), доминирующие в российском экспорте, итоги развития внешнеэкономической деятельности России со странами ЦВЕ в текущем десятилетии являются рекордными. В 2008 г. взаимная торговля (в текущих ценах) увеличилась по сравнению с уровнем 2000 г. в 4,5 раза и достигла отметки в 92,2 млрд долл., что составило12,5% внешнеторгового оборота (14,8% экспорта и 8,6% импорта) РФ. Российский экспорт, как и прежде, традиционно превышал импорт и был равен 3/4 стоимостного объема товарооборота.
*Выражаю благодарность заведующему Отделом статистики ВНИКИ Пекуру С.С. за помощь в работе.
Таблица 1
Товарооборот России со странами ЦВЕ в 2000-2008 гг. (млн долл.)
Годы 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Оборот 203 07,0 19614,4 23968,2 29850,7 42417,7 54782,9 62120,2 92202,0
Экспорт 178 70,1 15890,3 19183,1 23699,5 34581,5 43774,1 46741,0 69154,7
Импорт 2436,9 3724,1 4785,1 6151,2 7836,2 11008,7 15379,2 23047,6
Сальдо 15433,2 12166,2 14398,0 17548,3 26745,3 32765,4 31361,8 46107,1
Источник: Таможенная статистика внешней торговли РФ. Сборник. ФТС России 2008. - М., 2009.
Отметим, что, если наращивание стоимостных объемов экспорта из РФ в ЦВЕ произошло в основном за счет роста мировых цен на сырье и полуфабрикаты, то беспрецедентное увеличение импорта, который возрос в 20012008 гг. в 9,5 раз, обусловлено расширением физических объемов поставок готовых промышленных изделий. Стабильное экономическое развитие России, рост конкурентоспособности стран ЦВЕ на основе получения финансовых средств из структурных фондов ЕС, а рост вложенного в регион иностранного капитала и расширения масштабов господдержки стимулировали увеличение российского импорта из региона и, прежде всего, машинотехнических изделий.4 Активный приток капитала из стран ЕС обеспечил развитие ряда современных производств на основе западных стандартов, что способствовало расширению и обновлению экспортной базы большинства стран ЦВЕ.
Несмотря на увеличение стоимости импорта, сохранилась характерная для внешнеэкономических отношений России и ЦВЕ несбалансированность товарооборота. Страны региона, как и прежде, не смогли полностью покрыть национальными товарами поставки крайне им необходимых российских энергоносителей, и положительное сальдо торговли увеличилось до 46 млрд долл., то есть почти в 3 раза по сравнению с уровнем 2000 г. Хотя показатель несбалансированности торговли уменьшился в
2008 г. до 50% (76% в 2000 г.), но, по мировым меркам, остался на высоком уровне.
Страны ЦВЕ, несмотря на предпринимаемые шаги по диверсификации импорта и созданию альтернативной инфраструктуры5, продолжали в больших объемах закупать российские нефть и газ, которые обходятся дешевле за
счет поставки по трубопроводам (менее затратного способа транспортировки по сравнению с другими видами поставки) и учета в цене стоимости транзита топлива по их территории в Западную и Южную Европу. В 2007 г. поставки нефти в ЦВЕ возросли до 49,9 млн т (42,7 млн т в 2000 г.). Объем экспорта природного газа, хотя и увеличился, но незначительно - до 42,9 млрд куб м (42,3 млрд куб. м в 2000 г.), что обусловлено, главным образом, расширением его закупок Венгрией в других странах -через систему европейских магистральных газопроводов, к которой ВР подключилась посредством сооруженного в 1996 г. трубопровода “Дьер (Венгрия) - Баумгартен (Австрия)”.
Несмотря на напряженные политические отношения, а также введенное в октябре 2005 г. эмбарго на ввоз целого ряда продовольственных товаров, Польша осталась основным торговым партнером нашей страны в регионе ЦВЕ с объемом товарооборота в 27,2 млрд долл. (10 место в торговле РФ в 2008 г.). Далее с большим отрывом следуют страны, проводящие взвешенную, прагматическую политику в отношении России (млрд долл.): Венгрия (12,8), Чехия (10,9), Словакия (9,4). Слабо развита торговля с Албанией и странами бывшей Югославии, особенно с Боснией и Герцеговиной, Македонией, Черногорией: негативное влияние на объемы товарооборота оказали нестабильность и политические конфликты на Балканах, слабый экспортный потенциал, жесткая конкуренция на российском рынке.
Номенклатура экспортируемых Россией изделий в ЦВЕ является ограниченной. В 2007 г. на долю энергоносителей пришлось более 79% российского экспорта по сравнению с 74% в 2000 г. Возросшая в текущем пятилетии топливная перегруженность экспорта является
одной из основных проблем в торгово-экономических отношениях России со странами ЦВЕ. Стабильное экономическое развитие стран ЦВЕ (рост ВВП десяти новых членов ЕС в 2007 г. по отношению к 2000 г. составил около 40%), ценовая конкурентоспособность, покупка российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в регионе стимулировали рост спроса на нефть и газ.
Утрата Россией торговых ниш готовых промышленных изделий на рынке ЦВЕ привела к падению как стоимостных объемов (более чем на 460 млн долл.), так и удельного веса изделий машиностроения - до 2,2% российского экспорта в 2007 г. (8,4% в 2000 г.). Причиной является главным образом низкий технологический и инновационный потенциал отечественной промышленности, а также несоответствие выпускаемой продукции техническим и экономическим нормам и стандартам Евросоюза.
Отметим также, что вступление стран ЦВЕ в НАТО в существенной мере ограничило российские поставки военной техники и вооружений, даже в счет погашения задолженности по советским долгам.6 Основными товарами в российском экспорте изделий машиностроения в ЦВЕ являются, прежде всего, топливовыделяющие элементы (ТВЭЛы), а также легковые и грузовые автомобили, запасные части и компоненты к ним, железнодорожный подвижной состав и его запасные части. Благодаря хорошей конъюнктуре на сырье и продукцию невысокой степени обработки, составляющую основу российского экспорта, возросли стоимостные объемы остальных товарных групп (кроме изделий легкой промышленности) и, прежде всего, позиции «Металлы и изделия из них».
Значительные изменения произошли в российском импорте, связанные с увеличением (на
16 п.п.) удельного веса традиционно лидирующей группы “Машины, оборудование и транспортные средства” - до почти 45% (29% в 2000 г.). Положительные сдвиги в российском импорте обусловлены в основном деятельностью транснациональных корпораций, предприятий с участием иностранного капитала, разместивших на территории стран ЦВЕ производства, ориентированные на сбыт товаров на емких восточных рынках. В 2007 г. в результате увеличения закупок импорт изделий машиностроения (6,9 млрд долл.) из ЦВЕ превысил стоимостной объем экспорта аналогичных россий-
ских товаров в 6,7 раза. Относительно крупными товарными группами российского импорта являются также химические продукты, продовольствие, целлюлозно-бумажные товары, металлоизделия. Получение новыми членами ЕС финансовых средств на развитие аграрного сектора, а также субсидий на поставки сельхозпродукции на рынки третьих стран из бюджета Евросоюза, явилось важной причиной увеличения ввоза продовольствия из ЦВЕ (в 1,5 раза в 2004-2007 гг.).
Хотя импорт сохранил выраженную потребительскую направленность (легковые автомобили, бытовая электроника и электротехника, лекарства, средства парфюмерии и косметики, проч.) в последние годы наблюдается рост поставок инвестиционного оборудования, металлопроката, что наряду с процессом модернизации экономики РФ обусловлено приобретением российскими компаниями ряда производственных предприятий в регионе. В то же время значение стран ЦВЕ как поставщиков многих товаров, по которым Россия является нетто-импортером (продовольствие, медикаменты, транспортные средства, товары широкого потребления и т.д.), является не-большим.7
В соответствии с Договором о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС взаимная торговля России с новыми членами Евросоюза осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования; очень небольшая часть российского экспорта охвачена Общей системой преференций (ОСП), предоставленной нашей стране Евросоюзом в 1993 г. После присоединения к ЕС средний уровень таможенных пошлин на ввозимые в новые страны-члены российские промышленные товары снизился в среднем с 9% до 3,8% (2007 г.), что создало благоприятные условия для увеличения экспорта целого ряда изделий обрабатывающей промышленности. В то же время на ряд экспортных позиций (например, на алюминий и его сплавы) стали применяться более высокие или ранее отсутствовавшие таможенные пошлины. Топливно-сырьевые товары, доминирующие в структуре российского экспорта в регион, не облагаются пошлинами. Высокие тарифные ставки действуют в отношении импорта сельскохозяйственных товаров (среднеарифметическая ставка составляла в 2007 г. 15,0%), особенно молочных изделий, переработанных овощей и фруктов.
Усложняет работу российских экспортеров на рынке стран ЦВЕ применение евросоюзов-ских антидемпинговых мер (на конец 2008 г. действовало шесть таких мер8), а также количественных ограничений в отношении ряда изделий из чугуна и стали (последние, по всей вероятности, сохранятся до вступления нашей страны в ВТО.
В свою очередь, Россия ограничивает поставки из всех стран, включая ЕС (как целого) проката никельсодержащего (действует антидемпинговая мера), труб большого диаметра, сеток из стекловолокна и ламп накаливания (специальные защитные меры). С октября 2005 г. и до 2008 г. действовал запрет на поставки ряда видов животноводческой и растительной продукции из Польши в связи с серьезными нарушениями польской стороны (подделка сертификатов качества, контрабанда).
Со странами бывшей Югославии и Албанией Россия также осуществляет внешнюю торговлю на основе режима наибольшего благоприятствования, кроме Сербии и Черногории, с которыми действует режим свободной торговли (с изъятиями) на основе подписанного в 2000 г. Межправительственного соглашения о свободной торговле между РФ и бывшей Союзной Республикой Югославия.
Прогрессивные формы международного экономического сотрудничества не получили заметного развития в двусторонних отношениях России и стран ЦВЕ, что затрудняет совершенствование экспортной структуры. Мало используются возможности развития внутриотраслевой кооперации производства на базе совместной собственности, хотя есть единичные положительные примеры.9 Зачастую российские машиностроительные предприятия не могут соответствовать технико-экономическому уровню импортных требований транснациональных компаний, контролирующих сегодня большую часть промышленности стран ЦВЕ. Практическая реализация результатов развивающегося с рядом стран (Болгарией, Венгрией, Чехией) научно-технического сотрудничества пока мала.
Скромную роль в системе экономических отношений с ЦВЕ играет обмен услугами, который характеризуется небольшими объемами (по оценке, 7,7 млрд долл. в 2008 г.); его доля в общем обороте услугами России с зарубежными странами составила всего 6,0%. Торговля услугами, основными позициями ко-
торой выступают “Поездки” и “Транспорт”, традиционно складывается с отрицательным для России сальдо (0,8 млрд долл. в 2008 г.), причем самые крупные расходы связаны с личными и деловыми поездками российских граж-дан.10 В последние годы в связи со строительным бумом в РФ динамично рос импорт строительных услуг, которые предоставляются большинством стран региона.
Определенное влияние на динамику и структуру взаимных поставок товаров России и стран ЦВЕ оказывает инвестиционная деятельность крупных предпринимательских структур. В текущем десятилетии важными для российских компаний мотивами инвестирования в регионе являлись: возможность закрепиться в ряде секторов экономики присоединяющихся к ЕС стран, обойти тарифные и нетарифные ограничения и беспрепятственно реализовывать товары на территории расширенного Евросоюза. Особенно активно отечественный бизнес вкладывал капитал в экономику балканских стран, что стимулировалось невысокой стоимостью выставляемых на продажу предприятий, низкой конкуренцией, а также стремлением построить вертикально-интегрированные компании и тем самым установить контроль за всей производственной цепочкой, включая нефтеперерабатывающие предприятия и сети сбыта нефтепродуктов.
Первыми российскими компаниями, у которых появились иностранные активы в регионе, выступали “Газпром” и “ЛУКОЙЛ”. Средства российских ТНК вложены главным образом в мощности по переработке нефти и газа, создание сбытовой инфраструктуры, а также систему транспортировки топлива через территорию стран ЦВЕ. Инвестиции российских сырьевых компаний позволили частично установить контроль за источниками сбыта и транзитными потоками отечественных энергоресурсов, сохранить сырьевую привязку региона к России.11
Неудовлетворенный спрос в РФ, а также применяемые Евросоюзом антидемпинговые меры и квоты на ввоз российского стального проката явились причиной покупки целого ряда металлургических предприятий в ЦВЕ. Среди ключевых сделок последних лет можно назвать приобретение в Чехии: одного из ведущих производителей стального проката “Витковице Стил” фирмой “Евразхолдинг” и крупнейшего в ЦВЕ производителя трубопроводной промышленной арматуры АО “МСА Холдинг” ком-
панией ОАО “Челябинский трубопрокатный завод”. Активы в ЦВЕ имеют металлургическая компания “Мечел” (Литва и Румыния), “Трубная металлургическая компания” (Румыния), а также компании “Русский алюминий” (Румыния, Черногория), алюминиевая компания “Марко инвестмент и индастриз” (Румыния).
В последние годы наметились также подвижки в приобретении машиностроительных предприятий. Например, российская компания “Объединенные машиностроительные заводы” приобрела 100% пакет акций чешских машиностроительных предприятий “Шкода стил”, “Шкода коварна” и “Шкода ядерное машиностроение”; завод по производству нефтяного оборудования в Румынии. В 2008 г. дочерняя компания Атомэнергопрома “ТТМ” купила 51% акций венгерского машиностроительного завода, входящего в холдинг компании “Ганз”. (Предприятие будет производить оборудование для АЭС и водозаборную технику.)
Негативное влияние на приток инвестиций из РФ оказывает не вполне лояльное отношение к российским компаниям в ряде стран ЦВЕ со стороны государственных структур, а также других акционеров, стремящихся ограничить проникновение российских капиталовложений в энергетический сектор. Наибольшие препятствия создаются участию в приватизационных конкурсах компаниям, подконтрольных государству, из-за опасения, что такие ТНК станут проводниками российской внешней политики.12 Напряженные политические отношения с Польшей и, соответственно, риски сотрудничества с этой страной привели к тому, что не был реализован крупный инвестиционный проект строительства второй нитки газопровода Ямал II. Результатом разбирательства в отношении нефтяной компании “Юкос” явилась потеря российской стороной пакета акций (53,7%) в литовском НПЗ “Мажекью нафта” стоимостью порядка 1,4 млрд долл.; акции были проданы польской компании “Орлен”.
Несмотря на увеличение объемов в последние годы, доля российских вложений в общей сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в странах ЦВЕ оценивается на уровне 1,0-2,0% (5,5-7,0 млрд долл.).13 В свою очередь, прямые капиталовложения стран ЦВЕ в экономику России, по имеющимся оценкам, не превышают 0,9-1,0 млрд долл., или 0,6-0,8% всех накопленных зарубежных инвестиций.
Скромный объем вложений во многом обусловлен недостатком в этих странах свободных финансовых средств, а также (по мнению предпринимателей этих стран) общим неблагоприятным деловым климатом в РФ. Основным инвестором из ЦВЕ является Венгрия с объемом капиталовложений порядка 850 млн долл. Выделяется венгерская нефтегазовая компания “МОЛ”, являющаяся собственником ряда нефтяных месторождений (Западный Малоба-лык в Ханты-Мансийском автономном округе, Матюшкинского в Томской области, Сургутс-кий-7). ЗАО “МОЛ ” планирует дальнейшее наращивания капиталовложений в разработку месторождений нефти и газа на территории РФ.
Инвестиции стран региона направлены главным образом в предприятия малого и среднего бизнеса различных отраслей промышленности, а также в торговлю и дистрибьютерскую сеть, строительство и реконструкцию офисных и жилых зданий, гостиниц в различных регионах России. Реализуются и относительно крупные проекты, к которым можно отнести, например, вложения чешских фирм в завод по производству автомобильных свечей зажигания в Калининградской области, автомобильных комплектующих в Елабуге, СП “Воронеж-Пласт” и др. Наиболее значимой новой инвестицией (свыше 10 млн долл.) ЧР стало приобретение компанией “Моравске нафтове доли” 76%-ного пакета в 2007 г. акций двух российских фирм “Николаевканефть” и “Востокинвестнефть”, которые имеют лицензию на разведку нефти в Ульяновской области. В середине 2008 г. чешская финансовая группа “ППФ” объявила о покупке акций АО “Полиметалл”, являющегося крупнейшим российским производителем серебра и одного из крупнейших производителей золота.
Отметим, что благодаря созданию СП с российскими партнерами был возобновлен экспорт ранее поставляемых на рынок СССР/ России товаров, например, венгерских фармацевтических изделий и медицинского оборудования, польской мебели и продовольствия и др.
Несмотря на существенный рост стоимостных объемов в текущем десятилетии, доля стран ЦВЕ в общем товарообороте России уменьшилась по сравнению с 2000 г. на 2,3 п.п. и составила 12,5%. Это уменьшение произошло за счет снижения удельного веса региона в экспорте - до 14,8% в 2008 г.(17,3% в 2000 г.), в то время как в импорте отмечен небольшой рост - до 8,6% (7,2%).
Таблица 2
Доля стран ЦВЕ в товарообороте России (в %)
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Доля стран 14,8 13,8 12,8 12,5 11,6 12,5 12,5 11,2 12,5
Источник: Таможенная статистика внешней торговли РФ. Сборник. ФТС России 2008. - М., 2009.
Но Россия сохраняет значительные экономические интересы в географически близком регионе, страны которого традиционно являются рынком сбыта топливно-сырьевых товаров и важной транзитной территорией. В 2007 г. в ЦВЕ было реализовано (по физическому объему) около 28% экспортируемого природного газа, 21% нефти, 11% угля, 15% электроэнергии. Через территорию ряда центральноевропейских стран (Польши, Венгрии, Чехии и Словакии) в Западную и Южную Европу транспортируется до 40% объема экспортных поставок российского газа и до 30% нефти.
Что касается позиции ЦВЕ в отношении России, то реалии хозяйственной жизни и прагматические соображения обуславливают их заинтересованность в развитии сотрудничества с нашей страной. Эксплуатация нефте- и газопроводов приносит странам реальный доход в виде платы за транзит. Емкий российский рынок товаров и услуг позволяет наращивать экспорт изделий обрабатывающей промышленности, что важно в связи с трудностя-
ми сбыта в западных странах. Россия является основным поставщиком энергоносителей для большинства стран региона. За счет импорта из РФ удовлетворяются основные потребности стран региона в энергоносителях. В 2007 г., по данным Европейского статистического бюро (ЕВРОСТАТ), Россия полностью удовлетворяла импортные потребности в газе (по стоимости) Чехии, Латвии и Литвы, Словакии - на 99%, Румынии-91%, Венгрии-75%, Словении-49%; в нефти - основную часть импортного спроса, в том числе полностью Словакии, Польши - на 95%, Литвы - на 96%, Венгрии - на 95%, Чехии - на 62%, Эстонии -на 55%, Румынии - на 54%. Хорошие политические отношения с РФ рассматриваются в большинстве государств региона как необходимое условие для обеспечения надежного снабжения энергоресурсами.
В текущем десятилетии исключительно благодаря хорошей конъюнктуре рынка энергоносителей присутствие России на рынке ЦВЕ уменьшилось незначительно.
Доля России в торговле основных партнеров из ЦВЕ (в %)
Таблица 3
Стран 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Болгария 15,0 8,0 8,0 10,0 11,0 8,6
Венгрия 5,1 4,0 4,7 3,9 5,6 5,0
Литва 18,7 16,9 17, 1 20,3 19,5 16,8
Латвия 8,9 7,6 7,9 8,3 9,2 10,2
Польша 6,8 5,6 5,6 6,7 7,1 6,8
Румыния 5,2 4,9 4,2 5,2 6,3 4,6
Словакия 9,2 6,0 5,4 6,2 6,6 5,8
Словения 2,3 2,8 2,7 2,9 3,0 3,2
Чехия 4,1 3,0 2,6 3,6 3,8 3,4
Эстония 5,9 6,7 7,9 8,0 10,8 9,6
В целом 6,4 5,1 4,9 6,0 6,5 5,9
Источник: по данным ЕВРОСТАТ.
В рассматриваемом периоде удельный вес нашей страны сократился у всех стран - основных партнеров из ЦВЕ, кроме Латвии, Эстонии, Словении и Польши. В то же время на основе укрепления внутриотраслевых и внутрифирменных связей возросла доля Евросоюза, а также азиатских стран, прежде всего, Китая. Несмотря на снижение удельного веса в товарообороте, Россия благодаря импорту топлива осталась крупным торговым партнером стран ЦВЕ. По итогам 2007 г. Россия занимала первое место во внешней торговле Литвы и Сербии, второе - Польши, третье -Болгарии и Латвии, четвертое - Венгрии, Словакии и Эстонии, шестое - Румынии, седьмое
- Словении, девятое - Чехии.
Непосредственным проявлением заинтересованности в развитии сотрудничества с РФ является увеличение государственной поддержки экспорта и инвестиций более развитыми странами региона. В частности, венгерская страховая компания “Мехиб” в сотрудничестве с Эксимбанком активизировала деятельность по оказанию финансовой поддержки в РФ и продвижению экспорта машинотехнической продукции и строительных услуг. На российские проекты в последнее время приходится почти 40% суммарной стоимости всех сделок компании по страхованию от нерыночных рисков. Венгерская сторона инициировала разработку Плана совместных действий правительств России и Венгрии на 2008-2009 гг., большинство направлений которого затрагивает сферу экономического взаимодействия.
Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в последние месяцы 2008 г., окажет сильное негативное влияние на объемы товарооборота России и стран ЦВЕ, по крайней мере, в ближайшие два года. Падение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, уменьшение импортного спроса в связи с ожидаемым замедлением экономического развития стран ЦВЕ наряду со стремлением усилить защиту внутреннего рынка от нежелательного импорта приведет к значительному сокращению объема российского экспорта. Стоимостной объем российского импорта также существенно уменьшится, на что повлияет девальвация рубля, сжатие инвестиционного и потребительского спроса в условиях падения ВВП (по прогнозу Минэкономразвития на 2,2% в 2009 г.), импортозамещение на основе более
полного удовлетворения потребностей российского рынка в продовольствии и потребительских товарах за счет роста внутреннего производства. О масштабах возможного уменьшения объемов торговли можно судить по российским статистическим данным за январь
2009 г. (по сравнению с январем прошлого года): объем внешнеторгового оборота сократился на 17,3%, в том числе импорт - на 35,6%.14
Перспективы стабилизации и некоторого улучшения ситуации, по оценкам, просматриваются не ранее 2011 г. Объемы торговли России и ЦВЕ будут иметь тенденцию к умеренному росту после преодоления последствий финансово-экономического кризиса. Стоимостные объемы российского экспорта будут зависеть от уровня мировых товарных цен, структурных сдвигов в экспорте в пользу продукции более высокой степени переработки (при условии перехода к активной промышленной политике, направленной на развитие обрабатывающих отраслей промышленности, включая наукоемкие). Увеличение импорта из ЦВЕ предполагает устойчивый рост платежеспособного спроса в России. Полагаем, что потребности крупномасштабной модернизации и глубокой технической реконструкции производства в России обеспечат сохранение в импорте ведущих позиций товарной группы “машины, оборудование и транспортные средства”.
Очевидно, что в обозримой перспективе основой российского товарооборота в ЦВЕ останется топливно-сырьевой экспорт, хотя полагаем, что с учетом падения мировых цен, удельный вес топливно-энергетических товаров будет иметь тенденцию к снижению. Существенное повышение доли изделий машиностроения и других готовых промышленных товаров в среднесрочной перспективе будет сдерживаться уровнем их конкурентоспособности, несоответствием выпускаемой продукции техническим и экономическим нормам и стандартам Евросоюза, малой емкостью внутренних рынков (особенно балканских стран).
Отношения России и стран региона в нефтегазовой сфере будут во многом определяться общим контекстом общеевропейского энергетического диалога. В этой связи отметим, что в последние годы в странах Евросоюза все более политизируется вопрос о чрезмерной зависимости Европы от импорта энергоноси-
телей из России. Европейские страны твердо намерены диверсифицировать поставки природного газа за счет расширения закупок в Норвегии, Алжире, Азербайджане, Туркмении для ликвидации растущей, по их мнению, опасности усиления экономического влияния российского государства на свою внешнюю политику. Конфликтные ситуации РФ со странами-транзитерами из СНГ, вызвавшие сокращение (в январе 2006 г.) и прекращение (в январе 2009 г.) поставок газа из России через Украину, нефти через Белоруссию (в 2007 г.) привели к резкой активизации усилий стран ЦВЕ по поиску альтернативных источников энергоснаб-жения.15
В связи с угрозой вытеснения России с европейского рынка в последние годы заметно усилилась политическая поддержка отечественных сырьевых компаний на самом высоком государственном уровне. Путями закрепления их позиций в Европе (включая страны ЦВЕ) выступают заключение новых соглашений о долгосрочных поставках российского газа, сооружение новых газо- и нефтепроводов, в том числе альтернативных существующим, модернизация и расширение зарубежной нефтегазовой инфраструктуры, удержание и установление контроля за всей цепочкой экспортных поставок углеводородов.
Особое внимание уделяется государствам Юго-Восточной Европы. Страны ЮВЕ становятся для России важным логистическим звеном, позволяющим снизить риски, связанные с транзитом энергоносителей через Украину, и тем самым увеличить степень надежности и укрепить стабильность экспортных поставок нефти и газа на европейском направлении. В последние годы Россия инициировала ряд проектов транспортировки энергоресурсов через территорию указанных стран и добилась определенных положительных результатов. В июне
2007 г. “Газпром” и итальянская “ЭНИ” подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта строительства газопровода “Южный поток”, по которому природный газ будет поступать из России по дну Черного моря в страны юго-восточной Европы до конечного пункта транспортировки в северной Италии.16 “Газпром” уже подписал межправительственные соглашения по проекту с Болгарией, Грецией, Сербией и Венгрией, ведутся переговоры со Словенией и Австрией. В марте 2009 г.
подписано базовое соглашение с Венгрией о строительстве венгерского участка газопровода “Южный поток”; начало поставок топлива в Европу по новой магистрали запланировано на 2015 г.
Продвигается проект Трансбалканского нефтепровода “Бургас (Болгария) - Алексан-друполис (Греция)”, соглашение о строительстве и эксплуатации которого к маю 2007 г. ратифицировали все страны-участницы.17 Пуск нефтепровода в эксплуатацию (предположительно осенью 2009 г.) открывает новые возможности выхода российской нефти на мировой рынок в обход проливов Босфор и Дарданеллы, загруженность которых снижает доходы от экспорта и надежность поставок потребителям по времени.
Реализация масштабных и дорогостоящих инфраструктурных проектов возможна лишь при кооперации российских фирм (“Газпрома”, “ЛУКОЙЛа”, “ТНК-ВР”, “Роснефти” и др.) с крупнейшими европейскими энергетическими компаниями - немецкими БАСФ и Е.ОН, итальянской ЭНИ, венгерской МОЛ, австрийской ОМВ и др. В случае объединения усилий можно ожидать и частичного кредитования существующих проектов создания энергетической инфраструктуры, в том числе на территории стран ЦВЕ, европейскими финансовыми институтами.
Условием сохранения экспорта топлива и увеличения доходов от его продажи выступает продолжение практики приобретения в проходящем в ЮВЕ новом приватизационном раунде государственных компаний, занимающихся его транспортировкой, хранением и сбытом, объектов энергетической инфраструктуры, газораспределительных сетей, генерирующих мощностей и проч. Шагом в этом направлении является приобретение ОАО “Газпромнефть” в 2008 г. контрольного пакета акций компании “Нефтяная индустрия Сербии”. Закреплению на рынке энергоносителей стран ЦВЕ будет способствовать и дальнейшее расширение сбытовой сети. В этой связи отметим, что АО “ЛУКОЙЛ” планирует в ближайшие десять лет построить в ЦВЕ сотни новых автозаправочных станций.
Сохраняются неплохие перспективы расширения поставок ядерного топлива, причем не только для АЭС советского производства, но
и для новых энергоблоков в связи с возобновлением интереса в Европе к атомной энергетике.18 Достижениями российской корпорации “ТВЭЛ” являются заключенное в мае 2006 г. соглашение, согласно которому она станет новым поставщиком ядерного топлива для чешской АЭС “Темелин” с 2010 г. (вместо нынешнего поставщика - американской фирмы Вес-тингхаус Электрик), победа в тендере в июле
2008 г. на поставку ядерного топлива для АЭС “Богунице” и “Моховце” в Словакии в 20112015 гг.
Исчерпание значительных ресурсов физического увеличения объема поставок энергоресурсов и резкое ухудшение конъюнктуры на мировых рынков сырья делают все более актуальной задачу расширения экспорта готовой промышленной продукции. С учетом нынешнего состояния российского машинотехнического комплекса, возможности которого удовлетворять технико-экономическим и качественным требованиям мировых рынков сузились в последние годы, продвижение на рынки стран ЦВЕ товаров с высокой добавленной стоимостью возможно главным образом на основе стимулирования совместной производственной и инвестиционной деятельности, активизации научно-технического сотрудничества, а также взаимодействия в области передачи технологий с выходом готовой продукции на рынки третьих стран. Необходимыми условиями увеличения экспорта изделий машиностроения, в том числе на основе развития внутриотраслевой кооперации выступают: организация крупных промышленно-финансовых групп и поиск путей кооперирования с западными фирмами; стимулирование российских производителей к выпуску продукции, отвечающей сертификационным требованиям ЕС.
Одним из путей увеличения индустриальной составляющей в экспорте может стать активизация технического содействия в строительстве и модернизации многих производственных объектов, прежде всего, энергетики (включая атомную), на территории стран ЦВЕ с учетом ранее построенных здесь десятков объектов при содействии бывшего СССР. Российские компании проявляют готовность участвовать в проектах по повышению мощности действующих атомных энергоблоков, продлению службы их эксплуатации, а также возможном строительстве новых атомных энергобло-
ков (в Венгрии, Словакии), сооружении газотурбинных и парогазовых электростанций (в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Словении). Российская сторона заинтересована также в строительстве подземных резервуаров для хранения нефти и газа (прежде всего, в Венгрии, Румынии, на Балканах), прокладке метро (Словакия), подключении к проектам газификации ряда стран (например, Болгарии), сооружении и расширении трубопроводов (Болгария, Румыния, Хорватия) и проч.
Накопленный опыт, разумные ценовые предложения, сотрудничество с третьими странами, а также государственная поддержка позволяют российской стороне получать заказы на рынке строительства и модернизации объектов в ЦВЕ. Например, в 2006 г. выиграны тендеры на реконструкцию ГЭС “Джердап-1” в Сербии, сооружение (в составе международного консорциума) двух блоков АЭС “Белене” в Болгарии; реализуется контракт (в составе швейцарской компании Meutor Energy Ag) на строительство ТЭС с парогазовым циклом “Нови Сад-2” в Сербии; в середине 2007 г. получена лицензия на сооружение крупнейшей парогазовой электростанции в Венгрии.
Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать реализация совместных проектов на рынках третьих стран. Примером такого взаимодействие является строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Улан-Баторе (Монголия) российскими и чешскими фирмами.
Нельзя также сбрасывать со счетов возможность (при условии учета стандартов и требований Евросоюза) закрепления и усиления позиций России в тех товарных нишах, в которых страна сохраняет конкурентоспособность на рынке ЦВЕ, например, режущего инструмента, подвижного состава для метрополитена, энергетического оборудования, композитных материалов и др.
Развитие научно-технического сотрудничества с рядом стран ЦВЕ и организация совместных производств дают шанс на увеличение экспорта высоких технологий, новых материалов и других продуктов с добавленной стоимостью. Экспорту наукоемких товаров может способствовать, например, реализация программы российско-венгерского сотрудничества в области нанотехнологий, которое осуществ-
ляется как по линии реализации совместных научно-технических проектов, так и в рамках созданной российско-венгерской Нанотехнологической лаборатории по использованию новых материалов и совместной компании “Наново Кфт.”.
Интересам России отвечает продолжение практики покупки российскими компаниями производственных предприятий в ЦВЕ, продукция которых представляет долговременный интерес для нашей страны. Но перспективы притока крупных российских ПИИ в новые члены Евросоюза (кроме Болгарии и Румынии) являются не слишком благоприятными с учетом завершения процесса приватизации в Центральной Европе, настороженного отношения к инвестициям государственных ТНК (по политическим мотивам), а также солидным вложениям частных российских фирм. В последнем случае принимается во внимание их неблагоприятный имидж, недостаточная прозрачность деятельности, несоответствующее европейским стандартам отношении к экологии, охране труда и технике безопасности.
Не слишком обнадеживающе выглядят и перспективы увеличения российского экспорта военной техники в свете перевооружения армий стран ЦВЕ по стандартам НАТО. Однако, при условии соответствия таким стандартам существует потенциальная возможность углубления взаимодействия в этой сфере и расширения продаж. Потребность в продолжении сотрудничества с Россией будет существовать до тех пор, пока вооружение советского/российского производства используется в армиях стран региона. В 2005-2007 гг. с рядом стран ЦВЕ (Польшей, Венгрией, Чехией) были заключены новые соглашения о военно-техническом сотрудничестве, включающие договоренности о модернизации (в том числе под стандарты НАТО) российской стороной техники и восстановительном ремонте, поставках запасных частей, утилизации технических средств, снятых с вооружения.
С учетом географического положения стран ЦВЕ в центре Европы развитие взаимовыгодного сотрудничества в области транспорта (сооружение новых и модернизация действующих автострад, транспортно-погрузочных терминалов, др.) является одним из важных направлений взаимодействия. Успешными проектами последних лет являются открытие контейнер-
ной грузоперевозочной железнодорожной линии Рига-Москва, строительство совместных логистических центров (с Литвой, Венгрией), открытие железнодорожной паромной грузовой переправы между портами Кавказа и Варны (февраль 2009 г.).
Перспективными направлениями увеличения доходов от экспорта услуг выступают более широкое участие отечественных специалистов в строительстве коммуникационных сооружений на территории стран ЦВЕ, развитие туризма, привлечение транспортных потоков грузов ЦВЕ на европейско-азиатском на-правлении.19
Учитывая, что важную роль в экономическом сотрудничестве со странами ЦВЕ играют компании, контролируемые государством (“Газпром” и др.) необходимо, на наш взгляд, активнее использовать представителей правительства в органах управления такими структурами для проведения политики, отвечающей национальным интересам России, в том числе для продвижения на рынки стран региона отечественного оборудования и других готовых промышленных изделий, увеличения объема предоставляемых услуг.
В свою очередь, партнеры из ЦВЕ намерены сделать акцент на развитии производственного и инвестиционного сотрудничества с российскими предприятиями и фирмами, рассматривая эти формы взаимодействия как важное направление продвижения товаров и услуг на емкий российский рынок. В последние годы на различных стадиях проработки находится большое количество малых и средних проектов развития кооперационных связей и создания совместных предприятий в России - в сфере телекоммуникаций, фармацевтики, нефтехимии, агропромышленного комплекса и других отраслей, намечаемых к реализации в центре и на местах. Расширение экспорта товаров и услуг связывается с подключением к программам модернизации российской экономики, а также реализацией национальных приоритетных проектов, участием в строительстве объектов в Краснодарском крае в связи с подготовкой к Олимпийским играм 2014 г., интенсификацией прямых связей с отдельными регионами., с которыми страны ЦВЕ связывают десятки соглашений о партнерстве. В частности, в 2008 г. венгерская компания “Тригранит” объявила о планах инвестировать в строитель-
ные проекты на территории РФ более 5 млрд евро. При этом значительный интерес в странах вызывают возможности предоставляемые российскими особыми экономическими зонами.
Используя преимущества географического положения, некоторые страны стремятся повысить свою транзитную роль в торговле между Западом и Востоком. В частности, Венгрия заинтересована в сооружении V международного транспортного коридора и его соединении с транссибирской железнодорожной магистралью.
Более полное использование резервов увеличения взаимного сотрудничества предполагает необходимость активных усилий по развитию его инфраструктуры, включая, в том числе, создание двусторонних специализированных учреждений (агентств) по продвижению инновационных проектов; формирование финансово-кредитных и страховых организаций для поддержки взаимной торговли и инвестиций и др. Шагами в этом направлении являются учреждение торговых представительств и консульств в крупных городах России (например, Венгрии в Екатеринбурге, Красноярске), а также торговых домов, открытие российских региональных представительств (например, бизнесцентра “Башкортостан” в Братиславе в 2007 г.); заключение соглашений о сотрудничестве между банками и страховыми компаниями России и стран ЦВЕ. Например, Внеш-неэкономбанк, Первый чешско-российский банк и Чешский экспортный банк заключили соглашение о кредитовании чешских фирм, участвующих в строительстве и реконструкции промышленных объектов на территории РФ.
В заключении отметим, что расширение внешнеэкономических связей России со странами ЦВЕ во многом будет определяться улучшением общего климата политических отношений, зависеть от использования существующих резервов сотрудничества, изменения структуры российского экспорта в направлении повышения доли готовых промышленных изделий, расширения поддержки экспорта и инвестиций на государственном уровне, а также развития международной инфраструктуры взаимодействия. Возрастает значение экономического взаимодействия со странами ЮгоВосточной Европы (ЮВЕ), занимающих важное место в планах наращивания российского нефтяного и газового экспорта в Европу.
Примечания:
1 К странам Центральной и Восточной Европы мы относим 16 следующих стран: Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Венгрию, Латвию, Литву, Македонию, Польшу, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Хорватию, Чехию, Черногорию и Эстонию.
2 С 1 мая 2004 г. к ЕС присоединились Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония; с 1 января 2007 г. - Болгария и Румыния.
3 В числе важнейших договоренностей - признание Евросоюзом действующих долгосрочных контрактов, ранее заключенных российскими компаниями со странами ЦВЕ на поставки ядерных материалов и природного газа, увеличение количественных контингентов на импорт стального проката с учетом традиционных товарных потоков из ЦВЕ, подтверждение Евросоюзом того, что он не применяет каких-либо ограничений на импорт природного газа и др.
4 По оценкам, около 65-67% экспорта Польши и Чехии в Россию приходится на долю продукции предприятий с иностранным капиталом.
5 В частности, Чехия уменьшила импорт нефти, газа и ядерного топлива из РФ благодаря строительству нефтепровода “Ингольштадт (Германия) - Кра-лупы (Чехия)“, заключению долгосрочных контрактов на покупку газа с Норвегией, ядерного топлива с США.
6 К 2007 г. Россия почти полностью расплатилась по востребованной Венгрией, Словакией и Чехией задолженности бывшего СССР по клиринговым расчетам в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Урегулирование задолженности перед бывшей СФРЮ (780 млн долл.) идет медленно, что во многом связано с нерешенностью этого вопроса государствами, входившими в состав страны.
7 По данным ЕВРОСТАТ, в 2007 г Россия импортировала из 10 новых членов ЕС меньше по сравнению с ввозом из ЕС-15: продовольствия - в 3,6 раза, химических продуктов - в 4,1, металлов и изделий из них - в 3,7, товаров легкой промышленности - в 7,2, изделий машиностроения - в 5,6, мебели - в 5,1 раза.
8 По данным Минэкономразвития, по состоянию на конец 2008 г. в отношении российских товаров действовали антидемпинговые меры на нитрат аммония, хлористый калий, бесшовные стальные трубы, трансформаторную сталь, гранулированный политетрафторэтилен, раствор мочевины и нитрата аммония.
9 Например, сборка в Литве автомобилей семейства “Газель” из комплектующих и узлов, поставляемых российским производителем.
10 www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/ print.asp?file=trade— _2002-07.htm
11 “Газпром“ инвестировал крупные средства в сооружение польского отрезка трансконтинентального газопровода “Ямал-Западная Европа“ и строительство пяти газокомпрессорных станций, развитие газопроводных и распределительных сетей (Болгарии, Румынии, Сербии и Черногории), приобрел акции предприятий, занимающихся распределением, транспортировкой и торговлей газом (в Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Польше, Сербии, Чехии), контрольный пакет акций Каунасской ТЭС, а также акции венгерской нефтегазовой компании “МОЛ“, ряда производственных предприятий (например, нефтехимического предприятия “Нитроферт“ в Эстонии). В активе компании “Лукойл“ - контрольные пакеты акций нефтеперерабатывающих заводов в Румынии, Болгарии и Сербии, более тысячи автозаправочных станций в большинстве стран региона, резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов (на территории Латвии, Македонии, Румынии, Словакии, Сербии, Чехии) и др.
12 В связи с популярностью в Чехии лозунга “Кому угодно, но только не Газпрому!” закончилась неудачей попытка приобретения российской компанией чешского газового предприятия “Трансгаз” (продан немецкой группе “RWE”).
13 Точный размер вложений российских компаний в ЦВЕ определить достаточно сложно, так как зачастую финансовые средства поступают через посредников, осуществляющих свою деятельность на территории других зарубежных странах, а также дочерние и оффшорные структуры. Российская официальная статистика не дает сведений об иностранных инвестициях отечественных компаний в ЦВЕ.
14www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php?
id286=513
15 Например, программа диверсификации поставок газа Польши включает увеличение добычи отечественного газа, расширение мощности подземных хранилищ, строительство морского терминала сжи-
женного газа, строительство новых газопроводов. В частности, разрабатывается проект нового трансскандинавского газопровода “Сканленд“ для подачи газа из Норвегии в Польшу и далее в Европу.
16 Мощность трубопровода рассчитана на 31 млрд куб м газа в год; ориентировочная стоимость первого этапа проекта составляет 10 млрд долл.
17 Протяженность трассы равна 285 км, пропускная способность - 35 млн т нефти в год на первом этапе; ориентировочная стоимость составляет около 1 млрд евро. Российским компаниям - “Транс-нефть“, “Роснефть“ и “Газпромнефть“ принадлежит 51% акций нефтепровода, болгарской и греческой сторонам - по 24,5%.
18 В частности в Литве намечается построить к 2015 г. новую АЭС.
19 В настоящее время, по оценке, по территории России транзитом осуществляется 1% товарооборота между странами АСЕАН и Европой; остальной поток товаров идет морем.//”Экономика и жизнь“, N19, май 2007 г., с.6.
Библиография:
Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. М.: Наука. 2002.
- с. 206
Россия: интеграция в мировую экономику. М.: Финансы и статистика. 2002.- с. 432
А.Е. Лихачев. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Экономика. 2006. - с. 461
Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячелетия: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов ВНИКИ. М.: ВНИКИ, 2002. - с. 241
Л.Н. Шишелина. Расширение Европейского Союза на Восток и интересы России. М.: Наука. 2006. - л.20.
www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/ print.asp?file=trade-- _2002-07.htm
www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php? id286=513
$