Научная статья на тему 'Экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы'

Экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2752
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC RELATIONS / СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ / CENTRAL AND EAST EUROPEAN COUNTRIES / РОССИЯ / RUSSIA / ТОВАРООБОРОТ / TRADE / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА / STRUCTURE OF EXPORT AND IMPORT / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY SECTOR / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT INVESTMENTS / РЫНОК / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фейт Надежда Владимировна, Шейнин Эдуард Яковлевич

На развитие экономических отношений России и стран ЦВЕ негативное влияние оказывают напряженность в политических отношениях России с ЕС, экономические трудности и в России, и в странах ЦВЕ, экономические санкции Запада против России. В результате ограничились возможности для развития экономических связей России со странами ЦВЕ: взаимной торговли, освоения рынка России частным восточноевропейским бизнесом, участия российских компаний в решении экономических проблем стран ЦВЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фейт Надежда Владимировна, Шейнин Эдуард Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s Economic Relations with the Countries of Central and Eastern Europe

The economic relations between Russia and the Central and East European countries have been negatively impacted by such factors as the political tensions in the Russia-European Union relations, economic problems both in Russia and Europe, the Western sanctions on Russia, etc. As a result, what we are witnessing today is the deterioration of mutual trade, weak presence of the countries of Eastern Europe on the Russian market as well as weak participation of Russian businesses in the economies of these countries.

Текст научной работы на тему «Экономические отношения России со странами Центральной и Восточной Европы»

Н.В. Фейт, Э.Я. Шейнин

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Фейт Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Шейнин Эдуард Яковлевич - кандидат экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Социально-экономическая трансформация в странах бывшего социалистического содружества сопровождалась в 1990-е годы разрушением хозяйственных связей и резким спадом экономического обмена России с восточноевропейскими партнерами. Вовлечение стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в процессы экономической и политической интеграции в евроатлантические структуры ослабили конкурентные позиции России и стран данного региона на взаимных рынках. На фоне усиления позиций западных стран на европейском рынке повысилась уязвимость российского присутствия в экономике стран ЦВЕ. Возникла необходимость достижения договоренностей с Евросоюзом о соблюдении режима Сообщества, в том числе и в отношениях России со странами - его членами (таможенного режима, норм товарообмена, в том числе по отраслям).

На развитие экономических отношений России и стран ЦВЕ отрицательно влияют особенности современной политико-экономической ситуации. Напряженность в политических отношениях России с рядом стран ЦВЕ, экономические трудности в обоих регионах, падение спроса на различные группы товаров, стремление Евросоюза либерализовать рынок энергетических ресурсов в Европе, диверсифицировать источники поступления энергоресурсов в страны ЕС и, наконец, введение в 2014 г. Западом экономических санкций против России негативно отразились на темпах роста российской экономики. Он снизился до 1,3% в 2014 г. и до 0,6% в 2015 г. Отношение к экономическим санкциям среди стран ЦВЕ неоднозначно. Здесь нет

97

единства позиций. Однако, будучи членами ЕС или готовясь к вступлению в него, они вынуждены подчиняться этим решениям.

Динамика и структура экономического обмена России

и стран ЦВЕ

В динамике взаимного экономического обмена с начала 1990-х годов и до конца десятилетия отразилось изменение курса во внешнеэкономической политике стран ЦВЕ. С подписанием договоров об ассоциировании с ЕС и вступлением их в силу в 1995 г. экспортные поставки стран ЦВЕ в ЕС к 2000 г. выросли в 2,3 раза, в Россию - сократились вдвое. Четыре пятых российского экспорта приходилось на топливно-сырьевые товары. Отрицательный дисбаланс в торговле России и стран ЦВЕ за этот период вырос вдвое и составил более 72% всего объема товарооборота [13].

В 2001-2008 гг. активному расширению внешнеэкономических связей стран ЦВЕ способствовал устойчивый рост экономики. Внешнеторговый оборот этих государств, рассчитанный в евро, увеличился за эти годы в 2,8 раза, стран, вступивших в ЕС, - в 2,9 раза. Товарообмен с Россией также заметно вырос - в 2,7 раза1.

Наметилась тенденция к постепенному снижению роли их взаимной торговли [21]. Доля стран ЦВЕ в российском товарообороте в 2001-2008 гг. снизилась с 15,5 до 12,3% (в экспорте - с 18,5 до 14,5%, в импорте сохранилась на уровне 7-8%). В товарообороте стран ЦВЕ доля России сократилась, соответственно, с 6,4% в начале века до 4,8% в 2008 г. Тем не менее растущий рынок России (в 2001-2008 гг. ВВП РФ вырос в 4 раза) становился одним из наиболее привлекательных для стран ЦВЕ вследствие своей географической и традиционной значимости.

Кризис 2008 г. и сложная экономическая ситуация в России и в странах ЦВЕ внесли коренные изменения в динамику и балансирование взаимного развития экономического обмена. Товарооборот РФ (в долл.) с ними в 2009 г. сократился на 44%. Выход из кризиса наметился в 2010-2011 гг., когда заметный рост товарообмена (на 68% за два года) несколько стабилизировал ситуацию. К 2012 г. дали положительные результаты усилия стран, направленные на освоение российского рынка. Их экспорт в Россию в 2012 г. вырос на 9%, в 2013 г. еще на 4%, создавая благоприятные предпосылки для дальнейшего продвижения.

Углубление глобального экономического кризиса и неприкрытая экономическая блокада России со стороны западных стран, развернутая под предлогом участия России в украинском кризисе, вовлечение восточноевропей-

1. Товарооборот в долларовом выражении увеличился в 3,6 раза.

ских стран в противостояние с Россией резко изменили возможности для экономических отношений России со странами ЦВЕ.

Негативные последствия этой войны испытывают и страны ЦВЕ, утратившие возможности продвижения на российский рынок, как из-за разрушения преимуществ, созданных присоединением России к ВТО, так и особенно от введения эмбарго на ввоз в Россию ряда товаров в ответ на санкционную политику. Разрушены шансы на достижение компромиссных решений в вопросах сотрудничества в энергетике, таможенно-тарифном регулировании, в правилах визового режима.

В итоге изменилась динамика развития торговли России со странами Восточно-Европейского региона. Рост товарообмена, связанный с преодолением кризиса 2009 г., сменился неустойчивым процессом развития связей между ними. Произошло дальнейшее снижение доли торговли стран ЦВЕ с Россией (до 5,6% в 2014 г.). В российском товарообороте на страны ЦВЕ приходилось только 11% его объема. Восстановление торгового обмена в 2010-2011 гг. несколько улучшило ситуацию, но не обеспечило основы для стабильного его развития. Падение товарообмена РФ со странами ЦВЕ наметилось уже в 2012 г. и достигло максимального уровня в 2015 г. (табл. 1). Объем торговли России с ними составил в 2015 г. 53,2 млрд долл. против 86,1 млрд долл. в 2014 г. и против 93,2 млрд долл. в 2008 г. Падение товарооборота в 2015 г. достигло 39,8%, в том числе российского экспорта -на 36,5%.

Таблица 1

ДИНАМИКА ТОВАРООБОРОТА РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦВЕ (в %)

Среднегодовой Среднегодовой Годовой прирост сниже-

прирост за прирост за ния к предыдущему году

2001-2008 гг. 2010-2011 гг. 2012 2013 2014

Все страны ЦВЕ

товарооборот, всего 17,2 29,0 -1,0 2,2 -8,2

экспорт РФ 14,9 30,4 -7,7 1,4 -8,8

импорт РФ 28,2 28,1 9,1 4,0 -6,9

Страны ЦВЕ - члены ЕС

товарооборот, всего 17,3 29,2 -1,2 2,4 -8,6

экспорт РФ 15,0 30,2 -5,1 1,5 -9,2

импорт РФ 28,8 27,1 9,2 4,5 -7,2

Источник: Расчет по данным Таможенной статистики внешней торговли РФ.

Российский экспорт неизменно остается определяющим фактором развития торгового обмена России с регионом. До настоящего времени на него приходится до 70% его объема. К 2008 г. положительное сальдо российской

торговли со странами ЦВЕ составляло 46,3 млрд долл., что в 2,1 раза превышало встречные поставки товаров, объем которых вырос по сравнению с 2000 г. в 10 раз. К 2014 г. показатель превышения сальдо в пользу РФ над поставками из стран ЦВЕ в Россию снизился до 1,2 раза, в 2015 г. - повысился до 1,5 раза.

Показательно, что до 2014 г. товарообмен России со странами ЦВЕ сохранял увеличение даже в условиях стагнации всего внешнеторгового оборота страны, как это имело место в 2013 г. Заметный спад произошел в 2014 г., когда товарообмен с регионом упал на 8,2%, вследствие снижения цен на основные товары внешней торговли России на рынках ЦВЕ, падения курса рубля, затруднившего продвижение товаров и услуг на российский рынок, сокращения спроса в странах ЦВЕ в условиях глобального кризиса, введения санкций в отношении России, к которым присоединились страны ЦВЕ, и российского эмбарго на ввоз сельхозпродукции из этих стран. Неблагоприятные последствия для отношений России со странами ЦВЕ имеет и отказ от проекта «Южный поток». Обрушение торговли в 2015 г. свидетельствовало о нарушении возможностей развития связей.

При всем наличии разных проблем, определяющих динамику российских связей с Восточно-Европейским регионом, объединяющим страны мотивом их развития, остается стремление укрепиться на российском рынке. Со стороны руководства ряда стран, на уровне глав правительств (Венгрия, Чехия, Словакия) выражается нежелание жертвовать возможностями бизнеса в России [10].

Активность восточноевропейских стран, преимущественно членов ЕС, в вопросах продвижения товаров и услуг в Россию позволяла им постепенно решать проблемы балансирования внешнеторгового обмена с Россией. Показатель покрытия импорта этих стран из России экспортными поставками свидетельствовал о тенденции улучшения их внешнеторговой позиции во взаимоотношениях с Россией: 2000 г. - 13,7%, 2008 - 32,9, 2013 - 42,9, 2014 г. - 45,1%. Однако пока наиболее успешные результаты балансирования внешнеторгового обмена обеспечивают отношения с партнерами из Евросоюза. В совокупном товарообороте стран ЦВЕ покрытие импорта экспортом достигло в 2014 г. 98,8% [15].

Претерпела коренные изменения структура взаимного экономического обмена под влиянием трансформации в экономике и политике стран. В отличие от развития связей стран ЦВЕ на внешнем рынке на основе углубления кооперационных связей с западноевропейскими компаниями, отношения с Россией все более приобретали характер межотраслевого торгового обмена, углубляя противоречия интересов по мере роста структурных различий. Коммерческий подход к определению взаимных поставок обеспечил повышение доли энергоносителей в российском экспорте. 100

Поставки нефти и газа повысили долю товарной группы «Топливо и минеральные продукты» в структуре российского экспорта к 2000 г. до 75%, а к 2008 г. - до 90%, чему в этот период способствовал рост цен на энергоносители. Для стран ЦВЕ, испытывающих прессинг долговых обязательств, значение этого фактора постоянно повышалось, определяя политику стран на энергетическом рынке. Россия поставляла в Восточно-Европейский регион около 45 млн т нефти и более 30 млрд м3 газа. Половина поставляемой в регион нефти направляется в Польшу, половина газа - в Польшу и Венгрию. На страны ЦВЕ приходится 15,6% объема поставок группы минеральных продуктов в структуре экспорта РФ.

Проблема обеспечения стран ЦВЕ энергетическими ресурсами является одной из наиболее актуальных.

Произошли заметные изменения в структуре потребления энергоресурсов (табл. 2). В странах ЦВЕ растет доля нефти (исключение - Болгария), доля природного газа (за исключением Литвы) падает, значение угля в энергетическом балансе повысилось в Болгарии, Польше и Словакии, отмечается рост (хотя и не везде значительный) доли атомной энергии (за исключением Румынии). Сказывается стремление стран ЦВЕ диверсифицировать структуру потребления энергоресурсов.

Таблица 2

СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РЯДЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (в %)

Нефть Природный газ Уголь Атомная* энергия

2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

Болгария 21,6 21,2 14,4 13,4 35,3 36,3 19,2 20,1

Венгрия 28,2 30,0 40,3 37,5 11,2 11,0 17,0 17,5

Литва 45,6 46,3 42,1 45,6 5,3 3,7 - -

Польша 24,2 24,9 15,2 15,4 56,7 55,2 - -

Румыния 25,8 26,7 34,7 31,4 17,8 17,2 7,9 7,7

Словакия 21,3 23,3 28,4 22,0 20,7 22,7 21,3 23,3

Чехия 20,4 22,5 18,3 16,6 39,4 39,1 16,8 16,9

Источник: Global Energy Statistics. 2015; расчеты авторов. Без других возобновляемых источников энергии.

Далеко не все страны ЦВЕ располагают сколько-нибудь существенными совокупными запасами топливно-энергетических ресурсов. Преимущественно за счет импорта покрываются потребности большинства стран в нефти, природном газе (за исключением Румынии) и атомной энергии. Только для рассматриваемой группы стран, по нашим расчетам, импорт нефти составляет примерно 54 млн т; природного газа - 33,6 млн т в нефтяном эквиваленте.

Исключение составляет уголь, потребление которого за счет собственного производства в значительной мере покрывается во многих странах.

Энергетическая составляющая играет важную роль и в экономическом взаимодействии России и стран Центральной и Восточной Европы. По-прежнему, поставки нефти и газа из России покрывают основную часть (более 50%) потребности стран ЦВЕ в топливно-энергетических ресурсах. Кроме того, Россия осуществляет транзитом через эти страны до 75-80% своего экспорта энергоресурсов [12]. Экономика Латвии, Литвы, Словакии, Эстонии практически полностью зависит от российского газа, Венгрия, Польша, Чехия - на 2/3 и более. Для России - это рынок сбыта и источник доходов от экспорта энергоносителей.

Сокращение размеров потребления природного газа основной группой стран ЦВЕ, начавшийся процесс либерализации рынка энергоресурсов, стремление Евросоюза диверсифицировать импорт энергоресурсов и ослабить монопольное положение российских компаний на рынке нефти и газа привели к уменьшению доли России в импорте энергоресурсов.

Не все страны ЦВЕ поддерживают нынешнюю энергетическую политику ЕС, стремясь защитить свои интересы. Но, будучи членами ЕС, они вынуждены придерживаться основных принципов энергетической политики Евросоюза, выполнять решения Еврокомиссии. Снижение зависимости страны от импорта российских энергоресурсов, как одна из задач, зафиксировано, например, в «Основных направлениях энергетической политики Венгрии на период 2007-2020 гг.» [1].

Основным поставщиком природного газа в страны ЦВЕ остается российский «Газпром». По газопроводу «Союз» российский газ поставляется в Венгрию, Румынию, Словакию, Словению и Чехию, а также обеспечивает транзит в Западную Европу. Но под влиянием энергетической политики ЕС идут поиски альтернативных путей транспортировки природного газа.

Среди новых проектов - газопровод Nord Stream-2. Между «Газпромом» и рядом европейских энергетических компаний подписано обязывающее акционерное соглашение о его строительстве. В этом блоке «Газпром» будет владеть контрольным пакетом акций, англо-голландская компания Shell, немецкие компании E.On и Wintershall, австрийской OMV получат по 10%, французская компания Engie - 9%. Новая труба мощностью 55 млрд м3 в год может полностью избавить «Газпром» от необходимости транзита газа через Украину. Система соответствует европейскому законодательству и Третьему энергетическому пакету ЕС. Однако против строительства газопровода Nord Stream-2 выступили Польша и Словакия. Но как заявил евро-комиссар по политике соседства и расширению Йоханнес Хан: «Для Европы важно сохранить конкурентоспособность и энергобезопасность, однако...

также важно соблюдать законодательные нормы Евросоюза и тех инфраструктурных проектов, которые им соответствуют» [4].

Поставки нефти в страны ЦВЕ осуществляют Россия, Азербайджан, государства Африки, другие регионы мира. По поставкам нефти в Европу Россия занимает второе место после стран - экспортеров Ближнего Востока. Растет объем транспортировки нефти танкерами, важной остается и роль европейских нефтепроводов «Дружба», Баку - Тбилиси - Джейхан, Одесса -Броды, несмотря на то что в последние годы были выведены из эксплуатации участки нефтепровода «Дружба» в направлении Латвии и Литвы и сокращен транзит через Белоруссию в Польшу и Германию, через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию.

Актуально развитие сотрудничества с ними в создании энергетической инфраструктуры. В Болгарии, например, функционирует крупнейший на Балканах НПЗ, принадлежащий нефтеперерабатывающему и нефтехимическому комбинату «ЛУКОЙЛ България». Компания «ЛУКОЙЛ», располагая в Венгрии 74 АЗС и одной оптовой базой, контролирует 6,1% венгерского рынка нефтепродуктов.

Проводя курс на диверсификацию структуры энергетического баланса, ряд стран, например Болгария, Венгрия, Словакия, Чехия, уделяет внимание повышению роли атомной энергетики в обеспечении потребностей в энергоресурсах.

В общем объеме потребляемых энергоресурсов на долю атомной энергии в 2014 г. приходилось в Болгарии 21,2%, Словакии - 25, Венгрии - 17,7, в Чехии - 17%. На повестке дня - модернизация АЭС, строительство новых блоков и продление срока их эксплуатации. Однако по ряду причин участие России ограничено.

Условия осуществления экспорта энергоносителей активно влияют на позиции России на восточноевропейском рынке. Страны ЦВЕ, как члены ЕС, так и кандидаты на вступление, применяют Специальный режим Сообщества в торговле энергетическими товарами, в том числе положения единой газовой директивы (третий энергопакет). Предлагается разработать концепцию создания единого энергетического рынка, что находит активную поддержку в Польше, Румынии, Болгарии.

Развитие отношений России со странами ЦВЕ требует поиска компромиссов не только с отдельными странами, но и с органами Евросоюза. Ситуация последних лет не создает для диалога благоприятных условий. Низкая заинтересованность восточноевропейских партнеров в расширении роли российского энергетического бизнеса способствует активной поддержке странами европейской энергетической политики. Набирает силу тенденция к снижению спроса на энергоносители. Доля их в импорте стран из России снижается, в том числе под влиянием снижения мировых цен на нефть, хотя

и остается исключительно высокой. О снижении потребностей в импорте газа из России в связи с падением производственного спроса заявили Венгрия, Словакия, Румыния, Польша.

В отличие от тенденции формирования структуры российского экспорта в восточноевропейские страны, структура торговли стран ЦВЕ с Россией испытала со вступлением в ЕС влияние политики активного продвижения на российский рынок готовых промышленных изделий. Одновременно ухудшались условия для встречных российских поставок продукции промышленной переработки из-за обострения конкуренции в условиях открытого европейского рынка, слабых возможностей российского машиностроительного комплекса и разрушения прежних кооперационных связей.

Конкурентами российских экспортеров в регионе стали не столько местные производители, сколько крупные западные фирмы и транснациональные компании, которые постепенно заняли ведущие позиции в поставках электроники, вычислительной техники, транспортных средств. На этом фоне доля машинотехнических изделий в российском экспорте до 2008 г. постоянно снижалась, свидетельствуя о вытеснении России с рынка стран ЦВЕ в обмене продукцией промышленной переработки.

С момента вступления стран ЦВЕ в ЕС в 2005 г. и до кризиса 2009 г. российский экспорт машин и оборудования вырос на 55%, но оставался ниже уровня 2000 г. в 1,8 раза. За этот же период поставки машиностроительной продукции из стран ЦВЕ в Россию выросли в 8 раз, что увеличило их долю в экспорте в Россию с 25 до 60% [11].

Экономический кризис 2009 г. и современная санкционная политика заметно осложнили структурные трансформации во взаимоотношениях стран. Среди отраслей, определяющих экспортный потенциал восточноевропейских стран для российского рынка, стали транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования. Высокотехнологичная продукция, на которую могут распространяться санкции, в поставках в Россию практически отсутствует. Скорее российские изделия высокотехнологического уровня испытывают сопротивление продвижению на восточноевропейский рынок (в атомной энергетике, в военно-технических областях).

В 2014 г. импорт машиностроительной продукции из стран ЦВЕ в Россию в 10 раз превышал встречные российские поставки. Значимость российского рынка как для машиностроителей, так и для потребителей машиностроительной продукции в странах ЦВЕ чрезвычайно мала. На Россию приходится около 5% (в 2014 г. - 5,3%) общего объема их экспорта машиностроительной продукции (в Польше, Чехии и Венгрии, которые обеспечивают половину поставок машин в Россию, - 3,8%). Встречный импорт машинотехнической продукции из России в 2014 г. составил 0,6% ввоза этой группы товаров на восточноевропейский рынок. 104

Среди других товарных позиций, обеспечивающих развитие товарообмена между Россией и странами ЦВЕ, важную роль играют поставки в Россию химической продукции и металлопродукции.

Мировая практика свидетельствует, что наиболее эффективную географическую и товарную структуру торговли определяют взаимосвязанные производства, характерные для отраслей высокого и среднего технологического уровня. Отношения России со странами ЦВЕ не отвечают требованиям этой глобальной тенденции. Как свидетельствуют данные таблицы 3, в экспорте России, несмотря на некоторое снижение, более 4/5 приходилось на топливо и минеральные продукты, несколько увеличилась доля химических товаров. В импорте к 2014 г. преобладали товарные группы машин, оборудования и транспортных средств, а также химпродуктов (более 70%). При этом если доля машиностроительных изделий увеличилась в 2014 г. по сравнению с 2005 г. в 2 раза, то в импорте химической продукции наблюдалась понижательная тенденция. Что касается продовольствия, в последние два года (2015-2016) импорт его сохранился в связи с введением эмбарго России в ответ на санкции Запада.

Таблица 3

СТРУКТУРООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТОВАРНЫЕ ГРУППЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБМЕНА РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦВЕ -ЧЛЕНАМИ ЕС (в % к объему экспорта и импорта)

Экспорт РФ Импорт РФ

в страны ЦВЕ — члены ЕС (7) в страны ЦВЕ -члены ЕС (11) из стран ЦВЕ — членов ЕС (7) из стран ЦВЕ — членов ЕС (11)

2005 2008 2008 2014 2005 2008 2008 2014

Топливо и минеральные продукты 89,4 90,3 88,6 85,0 0,5 0,4 0,7 0,9

Машины, оборудование, транспорт 2,0 1,7 2,0 2,2 25,9 60,0 56,4 51,5

Химические продукты 3,2 3,6 3,6 5,8 28,0 16,9 16,9 20,5

Текстиль и другие продукты пром. переработки 0,1 0,03 0,05 0,15 2,4 1,9 2,7 3,4

Металлы, металлопродукция 3,1 3,5 3,5 3,4 5,4 5,2 5,3 5,1

Продовольствие 0,08 0,1 0,4 1,2 15,3 6,9 8,8 10,4

Источник: Таможенная статистика внешней торговли РФ 2005 - с. 699-703, 2008 -с. 307-345; 2014 - с. 327-367.

Участие российских компаний

в развитии экономики стран ЦВЕ

Для России, заинтересованной в освоении рынков в странах ЦВЕ, перспективным направлением остается создание плацдарма широкого экономического и научно-технического сотрудничества. Чистый товарообменный подход сегодня снижает потенциал сотрудничества. Реальная интеграция национальных экономик может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций России и стран ЦВЕ. Стремление именно к такому взаимодействию предприятий наблюдается в обоих регионах.

После резкого снижения в 2012 г. темпов роста валового национального продукта в ряде стран ЦВЕ в 2014 г. он заметно вырос: общий реальный ВНП 13 стран ЦВЕ и Балтии увеличился на 2,4% (в 2012 г. - на 0,8%), в том числе в Болгарии на 1,7% (в 2012 г. - на 0,5%), Венгрии - на 3,6 (1,5), Македонии -на 3,8 (0,5), Польше - на 3,4 (1,8), Румынии - на 2,8% (0,6%) [16]. Экономический рост в 2014 г. по сравнению с 2012 г. отмечался в Словении и Словакии. Снижение темпов роста наблюдалось в странах Балтии, хотя и сохранилось их положительное значение. По оценкам Capital Economics, прогнозируется дальнейший экономический рост во многих странах региона. Наряду с основными факторами, влияющими на динамику экономики, снижение цен на нефть, восстановление европейской экономики, адекватная экономической стадии проводимая в отдельных странах ЦВЕ политика правительств, положительную роль сыграла и программа денежного стимулирования ЕЦБ, которая привела к снижению процентных ставок. Но, по оценкам экспертов МВФ, возможно, ключевую роль сыграло повышение внутреннего спроса в странах Центральной и Восточной Европы. В первом квартале 2015 г. темп роста потребительских расходов в Восточной Европе оказался самым высоким с 2008 г. [3]. Развитие внутреннего спроса - весьма актуальная задача для региона. Начала восстанавливаться, хотя и медленно, инвестиционная активность. Несколько оживился приток иностранного капитала, преимущественно из экономически развитых стран ЕС. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 15 странах ЦВЕ за 2009-2014 гг. увеличился на 23,2%. Наибольший рост достигнут в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии. Прямые инвестиции из России в страны ЦВЕ в течение 20122014 гг. выросли только на 8,3%.

Определенное восстановление экономического роста обусловливает потребности стран ЦВЕ в развитии энергетики, металлургии, производстве телекоммуникационного оборудования, продукции ряда отраслей машиностроения, в частности атомного энергомашиностроения, фармацевтической и пищевой промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, строи-

тельства и туризма, банковской сферы, открывает и для российских компаний возможности активизации экономического сотрудничества.

Однако сегодня роль российских компаний в развитии экономики стран ЦВЕ едва заметна. В общей сумме притока прямых иностранных инвестиций в эти страны на долю российских приходится около 4%. Сложившееся в течение 1950-1980-х годов их экономическое и научно-техническое сотрудничество фактически было разрушено в начале 1990-х годов и до начала 2000-х годов не являлось приоритетом внешнеэкономической политики руководства России. Вступление стран ЦВЕ в ЕС означало разворот вектора их внешнеэкономических связей на Европу, что не могло не повлиять на инвестиционные потоки между Россией и странами ЦВЕ, что видно из данных таблицы 4. В большинстве стран динамика прямых инвестиций из России была неустойчивой, особенно после 2009 г. Лишь в Латвии, Эстонии и некоторых республиках бывшей Югославии наблюдалось их некоторое поступательное движение.

Таблица 4

ДИНАМИКА ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИИ В СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И БАЛТИИ, млн долл. США

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Болгария 441 261 319 522 716 554 308

Босния и Герцеговина 55 287 94 104 149 78 123

Венгрия 542 1789 48 -2724 67 155 67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Латвия 166 78 147 328 348 568 513

Литва 57 64 49 66 28 46 -66

Польша -50 13 -2 30 -2 73 31

Республика Македония 0 0 0 1 3 1 3

Румыния 25 39 196 -96 -1 -101 -1

Сербия 11 609 208 372 63 -39 -42

Словакия 29 7 11 19 49 32 28

Словения 9 2 3 10 18 29 101

Хорватия 75 13 23 103 31 71 111

Черногория 173 85 117 160 185 173 187

Чешская Республика 319 142 360 337 265 340 277

Эстония 29 11 21 30 85 120 149

Итого 1881 3400 1594 -738 1937 2100 1789

Источник: www.cbr.ru/statistics/

Прямые инвестиции России в страны ЦВЕ осуществляются в форме участия в капитале их компаний. Существенно сократилась доля долговых инструментов (кредитов).

В последние годы растет внимание российских деловых кругов к венгерскому рынку, к инвестициям на территории этой страны. По данным Министерства национального развития Венгрии, в стране действует 2,3 тыс. совместных предприятий с участием российского капитала. Суммарный объем накопленных российских инвестиций в Венгрии - свыше 3 млрд долл. [20]. Интенсифицировалось инвестиционное сотрудничество между Россией и Македонией. Совокупные инвестиции России составили около 300 млн долл. В настоящее время насчитывается более 30 македонских предприятий с российским участием в капиталовложениях [5]. В деловых связях российских и чешских предприятий инвестиционное сотрудничество играет незначительную роль.

Благоприятный политический фон сформировался для углубления экономического сотрудничества России и Сербии, для расширения инвестиционных связей в выполнении перспективных проектов. Российские компании участвуют в обеспечении энергетической безопасности и развитии транспортной инфраструктуры, стабилизации финансовой системы страны.

Конкретные примеры экономических связей России с отдельными странами ЦВЕ позволяют выявить структурные направления этих связей.

В структуре прямых инвестиций российских компаний в страны ЦВЕ выделяются энергетический сектор, операции с недвижимостью. Присутствие российского капитала особенно ощутимо в энергетике. Речь идет об участии российских предприятий в развитии нефтяной промышленности, электроэнергетики, прежде всего атомной. Участие российского капитала в развитии нефтяной отрасли происходит путем развертывания сети автозаправочных станций на территории Болгарии, Венгрии, Македонии, Хорватии.

Определенный интерес для российских компаний представляет реализация инвестиционных проектов в атомной энергетике. Так, в соответствии с утвержденной правительством Венгрии долгосрочной национальной стратегии развития энергетики планируются замена действующих блоков и строительство новых энергоблоков на Пакшской АЭС. Специализированные российские компании во главе с ГК «Росатом» участвуют в расширении этой станции и строительстве двух новых энергоблоков. Проект официально одобрен Еврокомиссией. Сотрудничество между Россией и Венгрией включает также поставки ядерного топлива нового поколения, комплектующих и запасных частей, оборудования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, хранения и вывоза отработанного ядерного топлива, подготовки и обучения специалистов [20]. 108

Атомная энергетика занимает приоритетное место в экономических связях России и Чехии. Реализуются долгосрочные контракты по оказанию российскими предприятиями технического содействия в работе двух АЭС -«Дукованы» и «Темелин». АЭС укомплектованы реакторами российской конструкции. В соответствии с подписанными контрактами для АЭС поставляется из России ядерное топливо. Формированию производственной базы российского атомного энергомашиностроения способствует приобретение компании Skoda JS (инжиниринг и производство оборудования для АЭС) и создание совместного предприятия «Alvel» с участием российских и чешских производителей оборудования для АЭС [6].

Российские компании в Македонии расширяют сотрудничество в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях. Эта сфера сотрудничества становится все более перспективной. Российские и македонские компании, проектные организации и строительные фирмы получают необходимую поддержку государственных органов двух стран при проведении тендеров по модернизации, реконструкции и строительству новых мощностей в области электроэнергетики и использования возобновляемых источников энергии. В частности, на основе контракта, подписанного между ОАО «Силовые машины» и компанией «ELEM» (Македония) осуществляется производство энергооборудования для модернизации энергоблоков ТЭС «Битола» [5].

Другими перспективными областями сотрудничества России со странами ЦВЕ с учетом их интересов являются добывающая промышленность, атомное энергомашиностроение, металлургия, транспорт, сельское хозяйство, строительная индустрия. Так, производство телекоммуникационного оборудования, некоторые отрасли машиностроения, пищевая промышленность, строительство - объекты продолжающегося сотрудничества компаний России и Хорватии [7].

Отдельные страны проявляют интерес к развитию связей в высокотехнологичных отраслях. Так, Соглашение о сотрудничестве между российско-венгерским совместным предприятием ООО «Наново» и венгерской фирмой ООО «Амазон» предусматривает производство товаров широкого потребления с использованием российских нанотехнологий [2].

Среди актуальных проблем, требующих своего решения, - финансирование заключаемых деловых контрактов. Учитывая сложное финансовое положение в экономиках и стран ЦВЕ, и России, ее решение весьма затруднено. Многое зависит от позиций правительств стран. Государственная финансовая поддержка - необходимое условие успешного выполнения проектов. Например, для вступления соглашения между Будапештским транспортным предприятием и российской компанией ОАО «Метровагонмаш» о реконструкции подвижного состава третьей линии метро в Будапеште было заключено дополнительное соглашение о финансовом обеспечении проекта. В конце

августа 2015 г. правительство Венгрии одобрило выделение кредита в размере 60 млрд форинтов (примерно 200 млн евро) и предоставило государственные гарантии. Финансовые средства на реализацию проекта предоставил консорциум в составе банков ОТР, Erste, UniCredit, K&H, МКВ [19].

Острота проблем финансирования совместных проектов может быть ослаблена путем привлечения банковского капитала. Заметна активизация в странах Центральной и Восточной Европы крупных российских банков. Решение руководства Сбербанка России и Внешэкономбанка вложить свои средства в капитал венгерских компаний тому подтверждение. Так, Сбербанк приобрел 100% акций австрийского банка Volksbank International AG. Австрийский банк располагает филиалами во многих странах ЦВЕ. Внешэкономбанк владеет значительной долей акций крупнейшего венгерского комбината черной металлургии в Дунайвароше. Готовность некоторых российских банков вкладывать капитал в решение проблем развития экономики стран ЦВЕ помогло бы обеспечивать заключенные соглашения необходимыми финансовыми ресурсами и продвигать российский капитал на рынки этих стран [8].

Существующие трудности в развитии предпринимательства в России подталкивают российские компании к вложению своих финансовых ресурсов в зарубежную экономику. Страны ЦВЕ в этом отношении весьма перспективный регион. Однако низкий технологический и инновационный потенциал промышленности России, несоответствие выпускаемой продукции техническим стандартам Евросоюза затрудняют конкурентную борьбу российских компаний с западноевропейскими коллегами за рынки стран Центральной и Восточной Европы. Солидный барьер на пути продвижения российского капитала в Восточно-Европейский регион - установленный Еврокомиссией запрет на инвестиции в инфраструктурный, транспортный, телекоммуникационный и энергетический секторы экономики России, добычу нефти, газа и минералов, оказание финансовых и страховых услуг.

Политика стран ЦВЕ

в вопросах освоения российского рынка

В последние годы отмечается некоторое снижение экономической активности восточноевропейского бизнеса в России. Об этом наглядно свидетельствует, прежде всего, динамика прямых инвестиций из стран ЦВЕ в Россию. Согласно данным статистики, с 2012 по 2015 г. чистый приток прямых инвестиций в российскую экономику снизился примерно на 30%, размеры участия восточноевропейских стран в капитале российских компа-

ний сократились за этот период наполовину2. Частный бизнес стран ЦВЕ фактически теряет свои позиции на российском рынке. Рост коснулся лишь кредитных отношений.

У ряда восточноевропейских компаний в России накоплен определенный капитал. Так, в экономике России функционируют 1,2 тыс. СП с участием компаний Венгрии и России. Суммарный накопленный объем венгерских инвестиций в России - около 2 млрд долл. [8]. По данным Банка Литвы и Департамента статистики Литвы, прямые инвестиции литовских компаний составили в 2012 г. 94,1 млн евро, в 2013 г. - 81,5 млн евро. Накопленные прямые инвестиции Болгарии в России выросли с 1,0 млн евро в 2009 г. до 1,8 млн евро в 2013 г. [22].

Но партнерство предприятий стран ЦВЕ в России возможно в совместных проектах, которые не подпали под санкции. Например, в производственной сфере России работают совместные предприятия с участием венгерских, македонских компаний, капитала других стран ЦВЕ. Общая стоимость объектов, построенных, строящихся и намечаемых к строительству в Российской Федерации при содействии венгерских фирм в рамках межрегионального сотрудничества, оценивается к настоящему времени в 2 млрд евро. В течение 2014 г. продолжалось участие венгерских компаний в реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов в области жилищного строительства, объектов социальной инфраструктуры, здравоохранения, пищевой промышленности и аграрного сектора. Венгерская фармацевтическая компания ОАО «Гедеон Рихтер» построила в Московской области завод по производству лекарств и объекты инфраструктуры, а также владеет почти 81% акций отечественного предприятия ОАО «Акрихин». Совокупные инвестиции упомянутой венгерской компании в отечественную экономику превышают 150 млн долл.

Банк «ОТП» (ОАО «Венгерская сберегательная касса и коммерческий банк») вложил свыше 0,5 млрд долл. в российские «Инвестсбербанк» и «Донской народный банк». В настоящее время банк «ОТП» устойчиво входит в число 50 наиболее крупных финансовых институтов Российской Федерации, а по отдельным показателям находится в группе лидеров (например, по розничному кредитованию).

Российский и латвийский бизнес прилагает все усилия, чтобы сохранить уже существующие проекты. В докладе Министерства иностранных дел Латвии по внешней политике и вопросам ЕС отмечается, что развитие событий на Украине и состояние отношений ЕС - Россия продолжает влиять на атмосферу российско-латвийских двусторонних отношений. Несмотря на это

2. ммм. сЬг. гы/А^аИьНая/

продолжается необходимое сотрудничество в решении важных для Латвии вопросов, особенно на уровне экспертов и отраслей [23]. Президент Латвийской Торгово-промышленной палаты Гунтарс Страутманис привел результаты опроса бизнесменов Латвии, который показал, что деловые круги этой страны по большей части недовольны сложившейся ситуацией и выступают за скорейшее восстановление отношений с Россией [24].

Македонские предприниматели все чаще инвестируют свои средства в Россию преимущественно в производственную сферу, где работает десяток совместных предприятий.

Несмотря на отдельные примеры участия компаний ряда стран ЦВЕ в российской экономике, налицо снижение инвестиционной активности восточноевропейского бизнеса в России.

Проблемы взаимного экономического сотрудничества

С начала 2000-х годов в российской внешнеэкономической политике определенное место занимают страны Центральной и Восточной Европы. Но постепенное восстановление экономических связей с государствами региона и их динамичное развитие сдерживается на протяжении последних 15 лет рядом факторов. К ним относится общая экономическая ситуация в России, ее неопределенность в ближайшем будущем, существующий деловой климат (высокие административные барьеры, коррупционность российской бюрократии, слабая правовая защита собственности, неэффективная судебная система). По этим причинам многие иностранные компании решили сворачивать работу в России. Сложившаяся отраслевая структура российской экономики, низкая конкурентоспособность товаров существенно ограничивают возможности включения в экспорт России промышленных товаров высокой степени обработки, которые могли бы успешно конкурировать на рынках Европы и других регионов. Ограничен доступ иностранных компаний (включая и компании стран ЦВЕ) к государственным заказам.

Несмотря на существующие проблемы компании стран ЦВЕ не оставляют желания работать в России, укрепиться на российском рынке. Эти настроения поддерживаются руководством ряда стран ЦВЕ. Так, главы правительств Венгрии, Сербии, Словакии, Чехии неоднократно выражали нежелание жертвовать упущенными возможностями бизнеса в России [10]. Для них экономическая выгода ставится выше политических интересов. Более оптимистично воспринимают экономическую ситуацию в России компании, относящиеся к медицине и фармацевтике. Финансовые и энергетические компании настроены в основном негативно. Резервы роста взаимных экономических связей сторон имеются в осуществлении проектов в отраслях обрабатывающей промышленности, в строительстве, сельском хозяйстве и др.

Многое зависит и от перспектив развития экономики стран ЦВЕ. В то же время в ряде стран сохраняется проблема ликвидности, что ограничивает финансовые возможности компаний работать на зарубежных рынках. К этой группе причин можно отнести, как мы уже отмечали, и внешнеэкономическую политику стран ЦВЕ, их ориентацию преимущественно на европейский рынок.

Под влиянием санкций осложнились условия деятельности российских компаний в странах Центральной и Восточной Европы. Европейским финансовым организациям и компаниям запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями, покупать или продавать новые облигации, акции или подобные финансовые инструменты со сроком обращения более 90 дней, выпущенных российскими банками с преобладающим участием государства, банками развития, их дочерними учреждениями.

Санкции против России, введенные Вашингтоном и Евросоюзом, не всеми странами ЦВЕ поддерживаются безоговорочно. По мнению экс-премьера правительства Чешской Республики Р.М. Тополанека, антироссийские санкции ведут к потере странами ЦВЕ российского рынка. В конечном счете, по его словам, санкции «приведут к усилению напряженности в Европе» [18]. Более откровенно эту точку зрения разделяет и В. Длоуш, бывший министр экономического развития Чехии: «Санкции - проявление беспомощности. Наши фирмы должны удерживать контакты с русскими партнерами там, где политики не видят перспектив сотрудничества... Европейские фирмы теряют в России рынки, на которые с восторгом ринутся экспортеры из других частей света» [9].

На российско-болгарском бизнес-форуме, проходившем в Москве в мае 2015 г. с участием около 100 компаний из Болгарии и России, министр экономики Болгарии Божидар Лукарски заявил: «Большой интерес к настоящему форуму свидетельствует о категорически выраженном желании представителей бизнеса из двух стран продолжить активные отношения в экономической области и преодолеть негативные тенденции. Болгаро-российские экономические отношения имеют особую важность для нашей страны, и мы готовы поддержать совместные инициативы, которые способствовали бы динамичному развитию двустороннего сотрудничества». По его словам, несмотря на европейские санкции и российские контрмеры, двусторонние экономические отношения продолжают развиваться на хорошем уровне. Во время форума был подписан меморандум о сотрудничестве между болгарским Агентством поощрения малых и средних предприятий и московской ассоциацией предпринимателей [9].

В изменившихся условиях в мире экономические интересы диктуют необходимость более гибкого подхода к решению проблем сотрудничества

стран ЦВЕ с Россией в различных областях экономики. Назревшая задача для России - повернуться лицом к активизации экономического сотрудничества с ней. Понимание актуальности этой задачи встречается и в политических кругах стран ЦВЕ. Оживление в деятельности межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству тому подтверждение. Активизировалось взаимодействие торгово-промышленных палат России со странами ЦВЕ, деловых советов и деловых клубов. Очевидны области взаимных интересов России и стран Центрально-Восточной Европы. Это солидный потенциал и база для двустороннего сотрудничества между агентами рынков России и стран ЦВЕ. Оценка почти 70-летнего многогранного опыта деятельности СЭВ могла бы послужить положительным примером налаживания широкого экономического и научно-технического взаимодействия. Нужна четкая стратегия развития взаимных связей с регионом даже на среднесрочную перспективу.

Перспективам сотрудничества России и стран ЦВЕ серьезный ущерб наносит политизация экономических отношений. Ухудшение атмосферы взаимодействия России с ЕС, пролонгация экономических санкций Запада против России сохраняет риски торможения взаимного экономического сотрудничества, так как обострение отношений России с ЕС неизбежно отражаются на характере ее отношений с ЦВЕ. Поэтому политическое урегулирование отношений ЕС с Россией на основе переговоров, поиски компромиссов могут помочь преодолевать возникающие противоречия, устранять существующие барьеры на пути развития экономического и внешнеторгового сотрудничества между Россией и странами Центральной и Восточной Европы.

Литература

1. Болотов С. О. Россия в энергетической политике Венгрии / В сб. статей «Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС. Часть II. Вестник научной информации. 2009. № 2. - М.: ИЭ РАН, 2009. - С. 151, 154, 155.

2. Волотов С.О., Волотов О.Г. Россия - Венгрия. Глава в монографии «Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011-2013 гг. - М.: ИЭ РАН, 2014. -С. 135, 136.

3. Джогсон, Стив. Нефтяное ускорение // Ведомости. - 2015. - 11 июня. - С. 5.

4. Евросоюз проанализирует необходимость «Северного потока-2» // Ведомости. - 2015. -8 декабря. - С. 11.

5. Князев Ю.К. Россия - Македония. Глава VI в монографии «Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011-2013 гг.» / Кол. авторов; отв. ред. И.И. Орлик. -М.: ИЭ РАН, 2014. - С. 147.

6. Копытина М.О. Россия - Чехия. Глава в монографии «Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011-2013 гг.». - М.: ИЭ РАН, 2014.

7. Милованов В.С. Россия - Хорватия. Глава в монографии «Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011-2013 гг.». - М.: ИЭ РАН, 2014.

8. РБК. www.hungar у-пп.гиЛё=223

9. РИА Новости. 2015. 29 мая.

10. Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011-2013 гг. / Кол. авторов; отв. ред. И.И. Орлик. - М.: ИЭ РАН, 2014. - С. 77, 78.

11. Россия и Центрально-Восточная Европа: Трансформации в конце ХХ - начале XXI в. Т. 2. - М.: Наука, 2005. - С. 68-70.

12. Фейт Н.В. Встраивание Центрально-Восточной Европы в мировой торговый обмен. Глава в монографии «Россия и Центрально-Восточная Европа: Взаимоотношения в 2011 — 2013 гг.» / Кол. авторов; отв. ред. И.И. Орлик. - М.: ИЭ РАН, 2014. - С. 77, 78.

13. Countries in Transition 2002. - P. 311.

14. Dl only V. Ruski nesmime vyklidit pozici // HN.2014.18srpna

15. Eurostat Datebase 24.06.2015.

16. Eurostat table // ec.europa.cu/eurostat/tgm/table do?

17. Global Energy Statistics. 2015.

18. Hospodarske noviny. 2014. 27 zazi.

19. Nepszabadsag. 2015. 4 szeptember.

20. Vilaggazdasag. 2015. 11 szeptember.

21. WIIIW Handbook of Statistics 2009. - P. 276.

22. www.ved.gov.ru

23. www.mixnews.lv/ru/politics/news/2015-12-12/191113

24. www.tppf.ru/ru/news

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.