с
РАЗВИТИЕ
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
THE STATE OF ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND INDIVIDUAL COUNTRIES IN CENTRAL AND EASTERN EUROPE AFTER THE COLLAPSE OF THE COUNCIL FOR MUTUAL ECONOMIC ASSISTANCE
А. Р. Атаулина,
аспирант
Данная статья раскрывает сущность экономических взаимоотношений России со странами Центральной и Восточной Европы после ликвидации Совета Экономической Взаимопомощи и распада СССР. В статье отражаются количественные и качественные изменения в экономиках государств в переходном периоде.
The article reveals the essence of economic relations between Russia and the countries of Central and Eastern Europe after elimination of Council for Mutual Economic Assistance and collapse of the Soviet Union. The quantitative and qualitative changes in state economies during transition period are reflected in the article.
Cet article révèle l'essence des relations économiques entre la Russie et les pays d'Europe centrale et Europe de l'Est après l'élimination du Conseil d'assistance économique mutuelle et l'effondrement de l'Union soviétique. Cet article reflète les changements quantitatifs et qualitatifs dans les économies des pays en transition
Dieser Artikel zeigt die Essenz der Wirtschaftsbeziehungen zwischen Russland und den Ländern Mittel-und Osteuropa nach dem Wegfall des Rates für Gegenseitige Wirtschaftshilfe und dem Zusammenbruch der Sowjetunion. Der Artikel spiegelt die quantitativen und qualitativen Veränderungen in den Volkswirtschaften der Länder im Übergang.
Ключевые слова: Совет Экономической Взаимопомощи, экономическая интеграция, переходный период, страны Центральной и Восточной Европы.
Key words: Council for Mutual Economic Assistance, economic integration, transition period, the countries of Central and Eastern Europe. Mots clefs: Le Conseil d'assistance économique mutuelle, l'intégration économique, la transition, Europe centrale et orientale. Schlüsselwörter: Der Rat für Gegenseitige Wirtschaftshilfe, wirtschaftliche Integration, Transition, Mittel-und Osteuropa.
Образование Совета Экономической Взаимопомощи (далее - СЭВ) в 1949 г., некогда являвшегося динамичным интеграционным объединением социалистических стран, было важной вехой в развитии экономики всего мирового сообщества.
Как известно, в состав Совета вошли такие страны Центральной и Восточной Европы, как Албания (вышла из состава в 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР (до 1990 г.), Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, а также иные страны социалистического лагеря, такие как Вьетнам, Куба и Монголия.
Говоря о причинах создания СЭВ и роли СССР в этом процессе, встречается точка зрения о том, что главной причиной формирования тесных экономических связей в частности в Восточной Европе являлось силовое давление Москвы, лишившей страны Восточной Европы американской помощи, предусмотренной «Планом Маршалла». Иначе и не было бы смысла в создании СЭВ, столь обременительного для СССР [2, С. 71-72]. Вместе с тем, итальянский экономист Дж. Скьявоне, отрицал такое толкование причин образования СЭВ, отводя политическому фактору лишь стимулирующий характер [4, С. 16].
Безусловно, политический фактор присутствовал, и страны Восточной Европы во главе с СССР должны были объединить усилия в ответ на «План Маршалла», эмбарго и прочие санкции со стороны США и их союзников.
Экономическая изоляция восточноевропейских стран стимулировала процесс создания СЭВ и налаживанию тесных политических и экономических отношений с СССР.
Однако стоит отметить, что одной из главных причин налаживания экономических отношений между СССР и странами Восточной Европы в 19441948 гг. являлась необходимость преодоления последствий второй мировой войны, хозяйственного хауса, царившего в этих странах.
За короткие сроки странам-членам СЭВ удалось добиться не только восстановления национальных экономик после разрушительной Второй мировой войны, но и достичь высоких экономических показателей.
Более того, интеграционное взаимодействие в рамках социалистического блока расширялось,
А. Р. Атаулина
Состояние экономических связей России с отдельными странами Центральной и Восточной Европы...
перерастая в новые формы сотрудничества. Ярким примером, характеризующим эффективность данного объединения служит тот факт, что вплоть до 1970 г., страны-участницы СЭВ превосходили по темпам экономического роста более развитые страны с рыночной экономикой.
Вместе с тем, с распадом СЭВ и СССР в 1991 г. бывшие участники интеграционной группировки оказались в совершенно новых условиях существования. Выбрав путь перехода от плановой экономики к построению рыночных отношений, перед ними стоял долгий путь трансформации.
Большинство восточноевропейских стран столкнулись с рядом экономических проблем: снижение уровня жизни населения, сокращение инвестиций, валового внутреннего продукта.
Так, валовой внутренний продукт России сократился вдвое от показателя 1990 г. и в 1995 г. составил 50,6%. С 1991 г. по 1995 г. производство продукции растениеводства уменьшилось на 12%, животноводства - на 28%.
Экономика России претерпевала деиндустриализацию. С 1991 г. по 1994 г. промышленное производство снизилось на 47%, машиностроение на более чем 50%, выпуск оборудования и вычислительных машин- на 66%, станков и кузнечно-прес-совых машин на 86%, элетротехнических изделий - на 74%.
Аналогичная картина наблюдалась и в сфере производства непродовольственных товаров народного потребления. Этот показатель уменьшился в 3 раза в 1994 г. от показателя 1990 г. [1, С. 25].
Резко уменьшились отчисления из государственного бюджета в науку. Если в 1990 г. расходы составляли более 3,5% ВВП, то доля в 1992-1994 гг. едва доходила до 0,9-1,1% [1, С. 25].
На фоне общего экономического спада в России, топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) увеличивал обороты в промышленном производстве. Так, его доля в производстве увеличилась с 22% в 1991 г. до 34% в 1995 г. Однако, причиной этого явилась переориентация отраслей ТЭК с рынков стран-участниц СЭВ на внешний мировой рынок. Экспорт энергоресурсов за 3 года с 1992 г. по 1995 г. увеличился почти на 35%.
В связи с замораживанием проведения геолого-разведочных работ на 65% в 1992 г., большинство долгосрочных программ по развитию топливно-энергетического комплекса были приостановлены, а то и вовсе закрыты. В результате чего, прирост запасов цветных металлов покрывал объем добычи частично, лишь на 40-70%, а нефти и газа на 40% и 60%.
Более того, в период с 1991 г. по 1995 г. количество производственных мощностей снизилось на 20%, в металлургической отрасли на 10%, в машиностроении на 22%, а в легкой промышленности на 30%.
Перед лицом России стояли острые проблемы как в производственной, так и в финансовой областях. В стране наблюдались явные признаки продолжающейся деиндустриализации, хозяйственного спада и финансового кризиса. Только за 1996 г. ВВП снизился еще на 6%, промышленное производство на 5,5%. Предприятия терпели убыточность, неликвидность продукции возрастала, а проблема неплатежей усугублялась.
Экономическое положение стран Центральной и Восточной Европы после распада СЭВ несколько отличалось от положения России, хотя и наблюдались общие тенденции.
Так, во всех странах сократился объем ВВП из расчета на душу населения, снизился уровень образования населения, обострились проблемы с безработицей, которая достигала 15%.
Правительство Венгрии, допустив иностранный капитал в ключевые отрасли экономики, столкнулось с проблемой захвата зарубежными инвесторами прибыльных производств и уничтожению отечественных производителей. Однако переход к рыночному хозяйству в этой стране прошел достаточно быстро. К 1997 г. можно было говорит о завершении процесса приватизации. Как следствие, доля частной собственности в экономике достигала более 70%. Несмотря на то, что уровень инфляции в 1991 г. достигал 35%, правительству Венгрии удалось ее снизить до отметки 14,3% к 1998 г.
В отличии от России, в странах Центральной и Восточной Европы, роль государства в управлении экономическими процессами была гораздо более значима и ощутима.
К примеру, в Румынии государством с целью поддержки отечественных производителей выделялись бюджетные инвестиции, предоставлялись кредиты на льготных условиях, снижалась налоговая ставка для предприятий, обеспечивающих экономическую стабильность страны. Разрабатывались долгосрочные целевые программы развития ключевых отраслей экономики. Все эти меры позволили Румынии избежать критического падения спроса населения, спада производства, а также сдержать инфляцию до 1996 г.
После ряда ошибок, допущенных пришедшей к власти правой консервативной партии (либерализация внешнего сектора экономики с целью ускорения интеграции в ЕС) Румыния оказалась в
Научно-практический журнал
июнь-сентябрь 2012
тяжелом экономическом положении. Промышленное производство сократилось на более чем 50%, а уровень жизни населения упал в два раза.
Словения, вследствие распада Югославии и после ликвидации СЭВ лишилась около 40% рынков, этой стране удалось достаточно быстро переориентировать внешнюю торговлю с бывших членов социалистического блока в сторону стран Европейского Союза, став при этом важной составляющей европейского рынка. Если с 1990 г. по 1992 г. наблюдалось падение ВВП страны на 19%, то в 1993 г. стал отслеживаться прирост в 1%, в 1994 г. этот показатель достиг 5,5%.
Положение Хорватии, получившей независимость от Югославии в 1991 г., оказалось значительно хуже, нежели положение Словении. Так, внешний долг Хорватии вырос на 7 млрд. долл. с 1990 г. до конца 1990-х г. Внутренний и внешний долг страны составляли 30% ВВП. Уровень безработицы в стране увеличился с 9% в 1990 г. до 18% в начале 2000-х гг. [5].
Несомненно, ликвидация СЭВ и распад СССР оставили свой отпечаток на экономических взаимоотношениях России, как преемнице СССР, и стран Центральной и Восточной Европы. К сожалению, России не удалось сохранить взаимное сотрудничество на том уровне, на котором оно было ранее.
В начале 90-х гг. между странами, бывшими участницами СЭВ, резко снизились объемы государственных закупок продукции машиностроения, фармацевтической отрасли, продовольствия и других товаров.
Так, торговые взаимоотношения Болгарии и России претерпевали спад, а во внешней политики правительством Болгарии был взят курс на минимизацию связей с Россией. Так, преемнице СССР отводилось лишь четвертое место после государств Западной Европы, США и Балканских стран.
Свою роль сыграли и различия в позициях Болгарии и России в вопросе военного конфликта на Балканах. Россия выступала за снятие санкций ООН по отношению к Союзной Республики Югославии, а Болгария была нацелена на их соблюдении.
Очевидным примером сложных взаимоотношений начала 90-х гг. между Болгарией и Россией является тот факт, что товарооборот между бывшими участниками СЭВ за год сократился более чем в 1,5 раза, а присутствие России во внешнеторговом обороте Болгарии снизился с 42,7% до 17% [1, С. 43].
Ситуация между странами несколько изменилась в 1994 г., когда правительство двух стран осознало необходимость преодоления сложных проблем, накопившиеся в 1991-1992 гг.
Отношение Венгрии к России несколько отличалось от позиций Болгарии. В 1991 г. обе страны (Венгрия и СССР) перешли к взаимной торговли на основе мировых цен, расчеты по которым осуществлялись в конвертируемой валюте. Однако, из-за кризисного состояния, как в самой Венгрии, так и в СССР, а в дальнейшим усугубившиеся распадом СЭВ и СССР, российско-венгерский товарооборот начал резко сокращаться. В 1991 г. этот показатель снизился в 2,5 раза [3, C. 117]. Во взаимной торговле наметилась тенденция к вытеснению товаров с низкой конкурентоспособностью, а из-за отсутствия средств в конвертируемой валюте и вовсе сократились закупки товаров, некогда считавшимися традиционными.
Экономические отношения Польши и России после распада СЭВ также переживали кризис, что привело к сокращению товарооборота между двумя странами. Так, товарооборот уменьшился почти на 60%. В непростой ситуации оказались польские предприятия, еще совсем недавно работавшие на советский рынок. В России на смену польским фирмам пришли западные компании. В период с 1991 по 1995 гг. торговые отношения между Польшей и Россией сохранялись, однако, ни о какой кооперации и сотрудничестве в области науки, промышленности уже говорить не приходится.
В румыно-советских торговых отношениях спад наметился еще в 1990 г., а переход на новую основу расчетов в конвертируемой валюте по мировым ценам лишь усугубил его. В 1991 г. товарооборот сократился в 4 раза. Использование бартерных сделок во взаимной торговле несколько затормозило столь резкий спад товарообмена между двумя странами и обеспечило в 1991 г. более 20% поставок российского сырья на рынок Румынии. Тем не менее, присутствие России в Румынии уменьшилось. Большинство заводов были переориентированы с российского покупателя на западного. Иностранные компании занимают ключевые позиции в отраслях промышленности.
Рассматривая экономические отношения России и Чехии, стоит отметить, что они развивались по тому же сценарию, что и отношения России с другими странами Центральной и Восточной Европы. Начало 1990-1992 гг. являлось для обеих стран, по сути, этапом распада торговых связей. Чехословакия пыталась отдалиться от СССР, тем самым, показывая свою самостоятельность Западу.
А. Р. Атаулина
Состояние экономических связей России с отдельными странами Центральной и Восточной Европы...
Лишь в августе 1993 г. на встрече президентов двух стран были подписаны торговые соглашения, предусматривающие режим благоприятствования во взаимной торговле, достигнуты общие договоренности по формированию межправительственной комиссии двух стран в области торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
В 1995 г., оставаясь четвертым по значению торговым партнером Чехии, на долю России приходилось 6,4% общего ее внешнеторгового оборота, более 3,5% экспорта, 9% импорта. Чехия же входила в состав 15 ключевых партнеров России в дальнем зарубежье.
Несмотря на распад Совета Экономической Взаимопомощи, важным торговым партнером оставалась Россия и для Словацкой Республики. Так, в августе 1993 г. было подписано свыше 60 соглашений между двумя странами. Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. экономические отношения несколько ослабли и изменились основные направления взаимного сотрудничества, Россия сумела сохранить важное третье место среди торговых партнеров Словакии во внешнеторговом обороте, второе место в совокупном импорте Словакии, доля которого достигала 17%, и седьмое место в экспорте с долей в 3,9% [1, С. 48].
Основу экспорта России в Словакию составляли то-пливно-сырьевые ресурсы, их доля превышала более 80%. Поставки нефти (более 40% от объема экспорта в 1995 г.) и газа (более 30%) полностью удовлетворяли потребности Словацкой республики.
Проанализировав состояние связей России со странами Центральной и Восточной Европы, еще совсем недавно объединенными в рамках социалистического блока (СЭВ), можно сделать вывод о том, то в трансформационный период кардинально изменилась система экономических, внешнеполитических приоритетов и стратегий восточноевропейских стран.
Избавившись от давления СССР, бывшие участницы-члены СЭВ переориентировали экономические связи в сторону Запада и Европейского Союза. Из-за ошибок российского правительства, наша страна утратила позиции лидера в этом регионе и теперь ей предстоит долгий путь восстановления экономических, внешнеполитических связей.
Библиографический список
1. Глинкина С.П. Трансформации на постсоциалистическом пространстве. С-Петербург, 2009.
2. Дмитрова П., Костова-Сечкова Р, Сечков Р., Дайнов Е. Теория и практика нового типа международных отношений // МЭИМО. - 1990. -№ 9.
3. Синицина И.С. Формирование конкурентной среды в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2008.
4. Schiavone G. The Institutions of COMECON. N.Y., 1981. - P. 16.
5. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/hr.html - The World Fact Book
Атаулина А. Р. - аспирант Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Ataulina A. R. - Postgraduate, Russian Plekhanov University of Economics e-mail: [email protected]
HO i " ■ - . Y
P1 „^ * e л f >\" *'
! - t » aV \ -l