DOI: 10.31249/rsm/2018.02.05
Ю.К. Князев, Н.В. Фейт
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Аннотация. В статье освещаются новейшие тенденции торгово-экономических отношений России и государств Центрально-Восточной Европы, высказываются соображения о возможностях дальнейшего наращивания сотрудничества с учетом невысокого уровня промышленного развития и общих интересов в подъеме национальной экономики.
Ключевые слова: Россия, Центрально-Восточная Европа, торгово-экономические отношения, уровень развития стран, общие интересы государств.
Князев Юрий Константинович - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (ИЭ РАН), профессор. E-mail: [email protected]
Фейт Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук (ИЭ РАН). E-mail: [email protected]
Yu.K. Knyazev, N.V. Feit. The Present-Day Trends in Economic Relations Between Russia and the Central-East Europe Countries
Abstract. The article highlights the latest tendencies in trade and economic relations between Russia and the Central-East Europe countries and describes the prospects of future co-operation between them, taking into account a rather modest level of their industrial development.
Keywords: Russia, Central-East Europe, trade and economic relations, the countries' level of development, common interests.
Knyazev Yury Konstantinovich - Doctor of Economics, Principal research fellow of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (IE RAS). E-mail: [email protected]
Feyt Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Economics, Leading research fellow of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (IE RAS). E-mail: [email protected]
Мировой финансово-экономический кризис, с особой силой затронувший Россию и большинство стран Центрально-Восточной Европы, не мог не сказаться самым отрицательным образом на их взаимных торгово-экономических отношениях. В 2009 г. произошел обвальный спад российского товарооборота с этими странами, который лишь частично восстановился в последующие три года. Начавшийся повышательный тренд в динамике товарного обмена в последние годы стал замедляться, а в сотрудничестве с рядом стран приостанавливаться и даже поворачивать вспять.
Товарооборот России со всеми странами ЦВЕ за 2014-2016 гг. сократился в стоимостном выражении на 49,3%, а с входящими в Евросоюз государствами даже немного больше - на 52,7%. Особенно резкий спад произошел в 2015 г. - на 38,6%, что сопоставимо с сокращением на 44% в кризисный 2009 г.1 В наибольшей степени уменьшился объем российского экспорта в эти страны (в целом на 11,6 млрд долл.). Это привело к снижению положительного сальдо РФ в товарообмене с ними на 40,4% и даже к появлению дефицита в торговом балансе со Словенией, Чехией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Сербией и Словенией.
Первопричиной внешнеторгового кризиса стало на сей раз резкое ухудшение политических отношений Запада с Россией, выразившееся в антироссийских санкциях, и совпавшее с этим падение мировых цен на главный экспортируемый из РФ товар - нефть. Наибольший вклад в сокращение российского товарооборота со странами ЦВЕ в стоимостном выражении внесли снизившиеся мировые цены на нефть, природный газ, металлы и другое сырье, а также девальвация рубля в 2 раза, затруднившая продвижение товаров и услуг на российский рынок.
Физические объемы взаимных поставок также сократились из-за наступившей экономической рецессии в России (российский ВВП вырос в 2014 г. всего на 0,4% и сократился в 2015 г. на 3,7% и в 2016 г. на 0,8%), введенных западных санкций и ответного российского эмбарго на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции, но это повлияло на уменьшение стоимости товарообмена в гораздо меньшей степени.
Хотя все члены Евросоюза подчинились общему решению о вводе и последующем ужесточении антироссийских санкций, руководители некоторых
1. Приводимые в статье данные за 2014-2016 гг. - авторские расчеты на основании таблиц 1 и 2.
стран ЦВЕ высказываются за их смягчение и даже отмену. Но никто из них не решился заблокировать санкционную политику. О мотивах такого поведения откровенно сказал словацкий премьер-министр Р. Фицо, заявивший, что антироссийские санкции «бессмысленны и наносят нам вред, но я не пойду против единства ЕС» [4].
В результате уменьшения российского товарооборота, в особенности экспорта, снизилась доля России в торговле стран ЦВЕ с 6,3% в 2013 г. до 4,2% в 2016 г. Доля стран ЦВЕ в российской торговле составляет сейчас 10,2%, в том числе в экспорте - 11,3% [2].
Хотя неблагоприятные тенденции отмечаются в торговле России со всем регионом ЦВЕ, динамика по странам все-таки отличается. Российский экспорт в 2014-2016 гг. в Венгрию, Польшу, Словакию, Хорватию, Чехию, прибалтийские республики, Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию сокращался из года в год. В Болгарию после снижения в 2014 г. экспорт возрастал в 2015 и 2016 гг. В Словению он рос в 2014 и 2015 гг., но в 2016 г. сократился. В Сербию после увеличения в 2014 г. экспорт из России в следующие два года также падал (см. табл. 1).
Таблица 1
ЭКСПОРТ РОССИИ В СТРАНЫ ЦВЕ (млн долл.)
Страны 2013 2014 2015 2016
Болгария 2216,8 1462,6 1887,5 2311,3
Венгрия 6352,3 5180,8 3030,2 2649,9
Польша 19 581,7 15 941,7 9667,7 9140,2
Румыния 1615,5 1461,1 1678,6 1845,5
Словакия 5805,1 5195,8 3577,1 2497,0
Словения 233,2 362,6 1114,8 181,3
Чехия 5975,3 5161,5 3259,7 2692,4
Латвия 10 422,1 12 819,3 7068,9 4934,8
Литва 6001,2 4752,1 2881,4 2508,9
Эстония 3968,0 3712,8 2177,4 2041,6
Хорватия 1338,7 1523,1 988,3 575,9
Албания 49,9 80,8 67,1 57,9
Босния и Герцеговина 694,9 553,6 230,8 57,9
Македония 4,2 58,1 59,0 52,6
Сербия 854,1 1019,7 849,6 769,0
Черногория 19,5 30,2 27,1 22,8
Страны ЦВЕ - члены ЕС 63 407,9 57 573,4 36 331,6 31 378,8
Все страны ЦВЕ 65 030,5 59 315,6 37 565,2 32 339,0
Источник: [2], 2014, 2016.
В динамике импорта России в целом наблюдалась примерно та же картина. Из Румынии, Албании, Хорватии и Боснии и Герцеговины после роста 66
в 2014 г. объем импорта сокращался в 2015 и 2016 гг. Импорт из Сербии после снижения в 2014 и 2015 гг. увеличился в 2016 г. (см. табл. 2). Отклонения от общей линии как по экспорту, так и по импорту объясняются текущими особенностями экономической ситуации и внешнеторговой политики отдельных стран.
Таблица 2
ИМПОРТ РОССИИ ИЗ СТРАН ЦВЕ (млн. долл.)
Страны 2013 2014 2015 2016
Болгария 700,5 652,4 485,7 481,3
Венгрия 3007,2 2740,0 1715,1 1659,0
Польша 8725,8 7078,8 4097,3 3959,0
Румыния 2046,1 2209,8 1311,2 1232,2
Словакия 3537,7 2863,6 1759,5 1665,7
Словения 1427,4 1340,0 866,5 807,6
Чехия 5317,9 4898,6 2846,2 2766,7
Латвия 802,6 651,4 390,3 343,4
Литва 1118,4 1007,2 448,3 414,3
Эстония 778,0 1613,7 510,8 637,0
Хорватия 392,5 422,1 238,1 231,8
Албания 12,9 22,5 12,2 10,9
Босния и Герцеговина 69,0 75,6 71,9 71,8
Македония 70,8 89,9 83,2 81,9
Сербия 1120,1 1102,2 785,9 886,9
Черногория 9,2 6,2 2,5 5,2
Страны ЦВЕ - члены ЕС 27 464,6 25 477,6 14 659,0 14 198,0
Все страны ЦВЕ 28 746,6 26 774,0 15 624,7 15 259,0
Источник: [2], 2014, 2016.
В процессе сокращения объемов товарооборота произошли некоторые подвижки в структуре торговли России со странами ЦВЕ как по экспорту, так и по импорту (см. табл. 3). В отличие от связей этих стран с западными компаниями, чаще вовлекающими их в кооперационное сотрудничество, торговля с Россией сохраняет в основном межотраслевой обмен излишками готовой продукции.
Хотя Россия по-прежнему экспортирует в страны ЦВЕ в основном энергоносители и другое сырье, их доля в общем экспорте заметно сократилась с 86,1% в 2013 г. до 77,1% в 2016 г. Это объясняется главным образом уменьшением стоимости этой группы товаров из-за снижения мировых цен. Увеличение удельного веса других групп отражает чисто математическую коррекцию структуры в связи с реальным сокращением стоимостного объема первой группы.
Таблица 3
СТРУКТУРООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТРАСЛИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБМЕНА РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦВЕ -ЧЛЕНАМИ ЕС (в % к объему экспорта и импорта)
Экспорт РФ Импорт РФ
2013 2014 2015 2016 2013 2014 2015 2016
Топливо и минеральные продукты 86,1 85,0 80,2 77,1 0,8 0,9 0,7 0,7
Машины, оборудование, транспорт 2,3 2,2 3,0 3,5 49,5 51,5 49,7 50,0
Химические продукты 5,7 5,8 7,2 5,7 18,1 20,5 23,1 23,2
Текстиль и его переработка 0,1 0,15 0,1 0,2 3,8 3,4 3,3 3,7
Металлы, металлопродукция 2,8 3,4 4,1 5,1 5,3 5,1 5,4 5,6
Продовольствие 0,9 1,2 1,7 1,9 11,3 10,4 6,8 7,0
Источник: [2], 2014, 2016.
Повышение в импорте доли химических продуктов, металлических и текстильных изделий происходит по причине востребованности их на российском рынке. Заметно сократился ввоз продовольственных товаров вследствие ответного на санкции эмбарго. Удельный вес топливно-сырьевой и машиностроительной продукции в импорте мало изменился, поэтому сохранилось их почти обратное по сравнению с экспортом соотношение - примерно 1% к 50%.
Негативные тенденции в торгово-экономических отношениях России со странами ЦВЕ происходили на фоне ослабления связей по другим направлениям, в том числе и контактов на государственном уровне. В 2015-2017 гг. изменения в руководстве государств после президентских (в Болгарии, Румынии) и парламентских (в Болгарии, Словакии, Румынии) выборов не привели к серьезным подвижкам в отношениях этих стран с Россией, несмотря на приход к власти отдельных лиц, более лояльно настроенных и заинтересованных в сотрудничестве.
Из состоявшихся контактов на высшем уровне наибольшее практическое значение имела состоявшаяся в 2017 г. седьмая встреча нынешних лидеров России и Венгрии, в результате которой были достигнуты договоренности о российском участии в строительстве на венгерской территории двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш».
В 2016 г. в Москве состоялась встреча премьер-министра Словакии Р. Фицо с Президентом РФ В.В. Путиным, на которой были согласованы проблемы, связанные с проектом «Северный поток-2».
Руководители России и Словении использовали возможность для продолжения политического диалога, представившуюся во время посещения Словении Президентом Российской Федерации В.В. Путиным для участия в мемориальных мероприятиях, проводившихся 30 июля 2016 г. по случаю 100-летия строительства Русской часовни у перевала Вршич.
Телефонные переговоры российского президента с Президентом Болгарии Р. Радевым и премьер-министром Б. Борисовым состоялись после выборов в стране в январе 2017 г. Болгарский премьер затронул проблему возможного строительства на территории его страны европейского газового хаба и высказал заинтересованность в этом болгарской стороны.
Межгосударственные контакты осуществляли на своем уровне и другие высшие государственные деятели России: с министром иностранных дел Словении, руководителями министерств экономического развития Польши и Словакии, министрами культуры Словении и Польши.
Продолжали работу и межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и рядом стран. В 2016 г. после пятилетнего перерыва состоялось XIII заседание Российско-болгарской МПК. Очередное заседание Российско-словацкой МПК и Российско-словацкий предпринимательский форум в Москве прошли в апреле 2017 г. и завершились подписанием меморандума о взаимопонимании, в соответствии с которыми «Атомстройэкспорт» будет участвовать в достройке трех из четырех блоков АЭС «Моховце» и в изготовлении атомного топлива для АЭС «Моховце» и «Богунице». В июне 2016 г. прошло IX заседание Российско-венгерской МПК, а в ноябре того же года - XIII заседание Российско-словенской Межправительственной комиссии.
Принимавшиеся с обеих сторон организационные и другие меры начали приносить первые результаты, выражающиеся в некотором оживлении торгово-экономических связей в конце 2016 г. и в течение 2017 г., когда возобновился рост двустороннего товарооборота с большинством сотрудничающих с Россией стран. Это значит, что сохранилось стремление к освоению российского рынка и готовность и впредь получать необходимые для развития энергоносители и другие сырьевые товары из России.
Россия по-прежнему остается основным источником обеспечения стран ЦВЕ газом и нефтью. Российские поставки удовлетворяют более чем наполовину потребности стран ЦВЕ в природном газе. Например, Польша получает ежегодно до 10 млрд м3 российского газа, что покрывает 50% ее потребности в нем. Российские поставки в Венгрию составляют 75% ее импорта нефти и 60% - газа. Болгария получает из России все 100% импорта газа [3, с. 91].
Применение Европейским союзом специального режима в торговле энергетическими товарами, идея создания единого энергетического рынка и чинимые отдельными странами помехи нормальной торговле затрудняют
в нынешних кризисных условиях сотрудничество в этой важной для экономического развития отрасли. Стоимостный объем поставок российских энергоносителей в страны ЦВЕ сократился за период 2014-2016 гг. на 51,2% главным образом по причине резко снизившихся мировых цен. Произошло и некоторое уменьшение физического объема поставок из-за падения спроса внутри стран и проводимой ими политики диверсификации источников снабжения энергоносителями.
В условиях обострения геополитической ситуации в мире и Европе осложнилась проблема транспортировки энергоносителей из России в европейские страны. На некоторых участках нефтепровода «Дружба» пришлось скорректировать траекторию его залегания в связи с введением в строй других европейских нефтепроводов. Сократился транзит российской нефти в Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию. В то же время выросла транспортировка нефти танкерами.
В связи с антироссийской политикой США и ЕС под предлогом украинского кризиса осложнилось сооружение новых российских газопроводов. После того как был заблокирован газотранспортный проект «Южный поток», продолжаются попытки помешать уже начавшейся прокладке газопровода «Северный поток-2». Главной артерией транспортировки газа в Венгрию, Румынию, Словакию, Словению и Чехию остается газопровод «Союз». Создание реверсных перемычек между газопроводами этих стран улучшило его функционирование.
В отличие от России, торгующей в основном сырьевыми товарами, страны ЦВЕ поставляют преимущественно готовые промышленные изделия. Санкционная война осложнила наращивание их экспорта в нашу страну и затормозила производственное кооперирование. Но поскольку эти страны экспортируют в основном промышленную продукцию среднего уровня сложности, санкции, распространяющиеся главным образом на высокотехнологичную продукцию двойного назначения, не сказались на сокращении поставок за отсутствием таких изделий в экспортной номенклатуре. Тем не менее за 2013-2016 гг. импорт машин из этих стран в Россию сократился вдвое. Если в 2013 г. он превышал аналогичные российские поставки в 10 раз, то в 2016 г. - в 6,5 раз. Это значит, что страны стали больше экспортировать такой продукции в другие регионы мира. Такая безболезненная переориентация экспортных потоков говорит об отсутствии производственной кооперации и инвестиционного сотрудничества с Россией, тогда как эти формы занимают все большее место в мировой практике торгово-экономического взаимодействия.
Каковы могут быть перспективы дальнейшего развития торгово-экономических связей России со странами ЦВЕ? Начавшееся постепенное увеличение объемов взаимного товарооборота произошло исключительно 70
благодаря несколько выросшим мировым ценам на энергоносители и другое сырье. Никаких заметных сдвигов в номенклатуре обменивающихся товаров и в их технико-экономических характеристиках не произошло. Это значит, что нельзя рассчитывать на радикальное увеличение масштабов торговли на прежней исходной основе ее осуществления. Должна измениться сама эта основа под влиянием каких-то объективных факторов или субъективного поведения участников экономического сотрудничества. Новой пусковой платформой для дальнейшего существенного расширения связей могло бы стать осознание общих интересов как России, так и стран ЦВЕ, а также совместная работа в соответствии с ними.
Наиболее заметной общей особенностью наших стран является их отставание в экономическом развитии от мирового авангарда, занимающего главенствующее место в системе международных отношений. Следовательно, перед ними стоит общая задача преодоления этой отсталости, решить которую будет гораздо проще сообща, углубляя торгово-экономическое сотрудничество.
Преодолеть сравнительное отставание в уровне развитости возможно только путем упреждающего, а не просто догоняющего развития. Нужна крепкая и высокотехнологичная экономика, для создания которой надо оснастить производство современной техникой, причем не только импортной, но и отечественного изготовления. Этого требуют правильно понимаемые интересы государственной безопасности, которые Россия осознала в полной мере, находясь под удушающими торгово-финансовыми санкциями со стороны Запада. Необходимо диверсифицировать отраслевую и производственную структуры, освоить выпуск современной наукоемкой продукции, России -избавиться от сырьевой зависимости, а нашим партнерам - от преобладания традиционных, но малодоходных производств.
Решать эти трудные задачи будет проще и эффективнее, если между странами будет налажено взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Страны ЦВЕ отличаются друг от друга по уровню развития, по степени международной интегрированности, по применяющимся моделям экономического роста, не говоря уже об их исторических, культурных и национальных особенностях. Это изначально требует от России разных подходов к налаживанию связей, в том числе и торгово-экономических.
Все эти страны являются членами Европейского союза или кандидатами на вступление в ЕС, поэтому они испытывают сильное влияние Брюсселя на свою внешнюю, в том числе торгово-экономическую политику. В то же время не все они готовы безоговорочно подчиняться проводимому в настоящее время общему антироссийскому курсу, забывая о собственных национальных интересах. В особенности это проявляется в отношении разных государств к антироссийским санкциям, навязанным США вопреки их жизненным инте-
ресам. Введенные Евросоюзом санкции и ответное эмбарго России на импорт многих сельскохозяйственных и продовольственных продуктов из входящих в ЕС стран создали серьезные проблемы для двусторонних торговых и экономических связей и девальвировали достигнутые в предыдущий многолетний период результаты. Замораживание отношений России с Евросоюзом затруднило сотрудничество с этой группой стран, но не прекратило его с каждой страной в отдельности.
В принципе членство стран ЦВЕ в Евросоюзе не мешает налаживанию торгово-экономического сотрудничества с Россией. Отношения России с Европой не ограничиваются официальными связями с Европейским союзом, которые сейчас практически сведены на нет. Они включают также торговлю и другие формы экономического сотрудничества с каждой страной в отдельности.
Евросоюз сам, как известно, внешней торговлей не занимается, ее ведут непосредственно входящие в него страны. ЕС устанавливает общие защитные таможенные пошлины, но не имеет специальных фондов стимулирования экспорта и может лишь влиять на осуществление международных расчетов в евро. Всю работу по экспорту и импорту товаров и услуг, по инвестиционному и иному конкретному сотрудничеству осуществляют сами страны. Поэтому России необходимо сосредоточиться на развитии торгово-экономических связей с каждой страной в отдельности.
В нынешней кризисной ситуации объемы двусторонней торговли сократились и восстанавливаются очень медленно. Но потенциал для расширения торгово-экономических связей достаточно велик.
Многие объективные факторы по-прежнему действуют в пользу возобновления ослабевшего сотрудничества. К ним можно отнести территориальную близость стран, давние исторические связи между ними, традиционное взаимодействие государств и народов, заинтересованность во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Это позволяет надеяться на восстановление и дальнейшее развитие всесторонних отношений. Ориентация только на западные рынки и пусть даже весьма полезные связи с партнерами из других регионов мира не смогут полностью компенсировать государствам ЦВЕ утрату обширного российского рынка, как и России - гипотетическую недоступность региона с более чем 100-миллионным населением.
Поэтому изучение нынешнего состояния двусторонних связей и раскрытие перспектив их неминуемого расширения и углубления находятся в поле зрения российских и иностранных экспертов. Россия пока продолжает вывозить в основном традиционную малообработанную продукцию добывающей промышленности и не в состоянии в ближайшее время серьезно изменить номенклатуру своего экспорта. Страны ЦВЕ, напротив, диверсифицируют свои поставки в Россию и наращивают их объемы несмотря на кризисные 72
явления в российской экономике, которая тем не менее нуждается в импортных высокотехнологичных изделиях. Взаимные экономические связи сведены, к сожалению, к товарообменным операциям и вопреки общемировой тенденции не обогащаются инвестиционными и производственно-кооперационными формами. Именно в использовании этих современных форм видятся возможности дальнейшего расширения сотрудничества.
Столбовой дорогой может стать переход от обычной торговли излишками промышленной и сельскохозяйственной продукции к производственной кооперации на основе более глубокого разделения труда и более полного использования научно-технического потенциала всех сотрудничающих стран. Здесь непочатый край работы, в которую могут включиться заинтересованные страны.
Многое в налаживании всестороннего сотрудничества зависит, конечно, от политической позиции руководителей государств. Прагматическая линия, например, руководства Венгрии в отношениях с Россией уже приносит плоды. Помогают сотрудничеству и умеренные, дружелюбные подходы лидеров Чехии, Словакии и Словении к оценке российского внешнеполитического курса несмотря на некоторые неприемлемые для них нюансы.
Тот факт, что все наши страны отстают в экономическом развитии от европейского и мирового авангарда, определяет уже проводимый ими или потенциальный курс на ускоренный рост национальной экономики и заставляет наши страны, часто бессознательно, действовать в одном направлении во внутренней и внешней политике. Осознание этих общих интересов позволило бы находить больше возможностей для сотрудничества в важнейших для развития сферах, обеспечивающих рост производственного и научно-технического потенциала каждой страны.
Очевидно, что вступление в Европейский союз не только не содействовало сохранению прежнего экономического потенциала, но в большинстве стран привело и к его деградации: «Структурные сдвиги свидетельствуют о деиндустриализации страны, примитивизации факторов роста за счет преимущественного развития спекулятивных секторов национальной экономики (финансовых операций, оптово-розничной торговли, сделок с недвижимостью и т. п.). Встраивание Румынии в цепочку мирового разделения труда, созданного ТНК, привело к формированию в стране экономики периферийного типа, обслуживающей интересы более развитых государств ЕС» [1, с. 185]. Деградация затронула не только промышленность, но и сельское хозяйство даже в странах с передовым в прошлом аграрным сектором (примерами служат Болгария и Венгрия). Проводимая Брюсселем общая аграрная политика и отсутствие таковой в области промышленности и в научно-технической сфере одинаково плохо сказываются на общем состоянии экономик, обрекая страны,
за исключением некоторых более развитых, на периферийный статус перед лицом успешного авангарда.
Россия не желает мириться со своим незавидным статусом отстающей страны и готова прилагать усилия к его изменению. В этом деле она рассчитывает не только на себя, но и на взаимодействие со всеми заинтересованными странами, готовыми делиться своими достижениями на взаимовыгодной основе. Со своей стороны она может вложить имеющийся научно-технический потенциал и финансовые средства в совместные разработки и общий бизнес на территории как России, так и стран-партнеров.
Расширение двустороннего сотрудничества стран ЦВЕ с Россией может послужить дополнением к их сложившимся связям с ЕС. Евросоюз через свои фонды оказывает содействие странам-членам в решении сравнительно мелких задач экономического развития. В основном это касается небольших проектов местного значения в области дорожного строительства, торговли, ремесел и малого бизнеса, туризма, охраны окружающей среды. Укреплением промышленного и научно-технического потенциала Брюссель по большому счету не занимается. Поэтому заботиться о собственном инновационном развитии приходится самим странам, что им трудно делать на практике из-за нехватки средств и узости национальной исследовательской базы.
Эта общая констатация не подходит к более промышленно развитым странам региона, но и они испытывают трудности в своем дальнейшем инновационно-индустриальном развитии. Им не нужно заново создавать промышленный потенциал, он у них уже есть. Проблема заключается в как можно более полном его использовании с целью расширения производства современной наукоемкой продукции и ее сбыта на мировых рынках. Россия представляет собой обширный и весьма платежеспособный рынок как раз для такой продукции из-за нехватки на нем соответствующих отечественных изделий.
Находясь под санкциями, Россия испытывает трудности в получении передовой иностранной техники, в которой она остро нуждается, но не как раньше для оснащения своих отсталых производств, а для ликвидации сырьевой зависимости, т.е. для переработки нефти, газа, металлов, дерева, химического сырья внутри страны и продажи готовой продукции за границу. Чтобы делать это успешно, необходимы современные станки, машины и технологии, которые мы должны производить сами, чтобы использовать их для промышленной модернизации и технического оснащения всей экономики, а также в интересах собственной безопасности. Следовательно, новыми драйверами роста могут и должны стать развитие отечественного машиностроения, его сердцевины - станкостроения и переработки на этой собственной технической базе имеющихся у нас в изобилии энергоносителей, промышленного и сельскохозяйственного сырья. 74
Все страны, которые имеют неплохой технический потенциал в какой-то отрасли, могли бы подключиться к решению этой грандиозной задачи. Им надо не продавать отдельные машины и оборудование, а открывать в России собственные или совместные предприятия по их массовому производству и сбыту прежде всего на российской территории или по переработке нашего сырья в готовую продукцию для внутреннего потребления и экспорта за границу. Оказавшись под жесткими и, скорее всего, бессрочными санкциями, Россия не имеет иного выбора, кроме как развиваться в основном на собственной базе, с использованием преимущественно внутренних средств, привлекая, конечно, из-за границы партнеров, готовых участвовать в реализации наших проектов и получать экономическую выгоду. Двери для таких партнеров всегда открыты, и только от их желания зависит налаживание перспективного сотрудничества.
Библиография
1. Переход стран Центрально-Восточной Европы от социализма к капитализму: Особенности и результаты: Сборник статей под ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. М.: ИЭ РАН, 2016. 332 с.
2. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации // CustomsOnline: Официальный сайт Федеральной Таможенной службы Российской Федерации. URL: http:// customsonline.ru/search_ts.html (Дата обращения: 05.10.2017.)
3. Шейнин Э. Энергетический фактор в экономических отношениях России // Мир перемен. 2017. № 1. С. 88-103.
4. Премьер Словакии: Санкции против России бессмысленны и вредят нам // РИА Новости. 2017. 03 февраля. URL: https://ria.ru/economy/20170203/1487181140.html (Дата обращения: 03.02.2017.)
References
Perehod stran Central'no-Vostochnoj Evropy ot socializma k kapitalizmu: Osobennosti i rezul'taty: Sbornik statej pod red. S.P. Glinkinoj, N.V. Kulikovoj. Moscow: IE RAS, 2016. 332 p.
Prem'er Slovakii: Sankcii protiv Rossii bessmyslenny i vredjat nam // RIA Novosti. 2017. 03 fevralja. URL: https://ria.ru/economy/20170203/1487181140.html (Data obrashhenija: 03.02.2017.)
Shejnin Je. Jenergeticheskij faktor v jekonomicheskih otnoshenijah Rossii // Mir peremen. 2017. N 1. P. 88-103.
Tamozhennaja statistika vneshnej torgovli Rossijskoj Federacii // CustomsOnline: Oficial'nyj sajt Federal'noj Tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii. URL: http://customsonline. ru/search_ts.html (Data obrashhenija: 05.10.2017.)