УДК 339.9
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ю.А. Максимов*
В статье автор рассматривает основные изменения национального законодательства и направления развития таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях. Автор предлагает принципы совершенствования таможенного законодательства на современном этапе развития внешнеторговых отношений.
Ключевые слова: таможенное регулирование; внешнеторговая деятельность; финансовая деятельность; национальное законодательство; экономика; таможенные платежи.
PRINCIPLES OF FORMATION OF LEGAL REGULATION OF FINANCIAL ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE WORLD CUSTOMS REGULATION OF TRADE RELATIONS Y.A. Maksimov
In article the author considers the basic changes of the national legislation and a direction of development of customs regulation of the foreign trade activity in modern conditions. The author offers principles of perfection of the customs legislation at the present stage of development of the foreign trade relations.
Keywords: customs regulation; the foreign trade activity; financial activity; the national legislation; economy; customs payments.
В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.
В 2011-2012 годах Правительством РФ ставит-
ся задача переити к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.
В части вывозных таможенных пошлин будет осуществлен постепенный переход к:
- отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, а также
* Максимов Юрий Анатольевич, докторант Российской таможенной академии (г. Москва), кандидат юридических наук, кандидат технических наук, доцент. E-mail: [email protected] Современная наука № 1 (4) 2011 36
случаев их временного использования для недопущения дефицита сырья на внутреннем рынке;
— использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.
Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа.
Приоритетной задачей периода 2011-2012 годов в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности будет дальнейшее совершенствование механизма комплексной поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет осуществляться с учетом следующих принципиальных моментов:
— совершенствование условий функционирования режима свободной торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего интересы Российской Федерации;
— создание таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в 2011-2012 годах переговоров по присоединению таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией.
Следующим этапом является разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, решение вопросов международной правосубъектности таможенного союза.
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспек-
тиве будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике [1].
Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлен Минэкономразвития России 24 марта 2010 г. президиум Правительства РФ рассмотрел проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. С докладом по этому вопросу выступила министр экономического развития РФ Э. Набиуллина. Основное содержание документа посвящено предстоящей работе в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а также постепенному переходу от кризисного протекционистского регулирования к посткризисному.
Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены «Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обусловливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. Среди ключевых задач: рационализация единого таможенного тарифа и увязка развития отраслей с параметрами пошлин, укрепление институтов Таможенного союза, выработка позиции России и ее реализация механизмами Таможенного союза, облегчение процедур, «зеленый коридор» для экспорта инноваций и импорта модернизационной продукции, а также закрепление нашей страны на рынках, где она конкурентоспособна.
В прошлом году был принят целый ряд документов по Таможенному союзу. Конкретные, немаловажные для государств полномочия были переданы на наднациональный уровень. Новаций слишком много, поэтому неизбежны риски снижения поступлений импортной пошлины. Необходимо внедрение соответствующих пра-
вил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа. Надо выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий.
Национальное законодательство Российской Федерации, регулирующее совокупность общественных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой значительный объем нормативно-правовых актов различного уровня.
В связи со вступлением Российской Федерации в Таможенный союз и предстоящей дальнейшей интеграцией в мировое хозяйство си-
стема национальных нормативно-правовых актов подлежит корректировке, а в некоторых случаях и полной замене в отношении регулирования внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности.
Но сложность совершенствования таможенного законодательства связана прежде всего не с попыткой увязать его положения с положением международных правовых актов, принятых в этой сфере, а с необходимостью формирования системного подхода к принятию нормативно-правовых актов в этой сфере. Это обусловлено тем, что таможенное законодательство тесно связано с налоговым, финансовым, бюджетным, административным, гражданским и другими институтами национальной направленности.
Так, например, связь таможенного права с другими институтами можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.
________________________________
Финансовое законодательство
Налоговое
законодательство
Административное
законодательство
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________•
Таможенное
законодательство
Бюджетное законодательство
Уголовное
законодательство
Международное
частное
т
Гражданское
Валютное
1
Банковское
Рисунок 1. Схема связи таможенного законодательства с правовой
системой РФ
Учитывая многообразие нормативно-правовых актов, издаваемых в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации можно выделить принципы формирования нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности в условиях всемерной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство являются. Так в целях совершенствования
нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности Российской Федерации в сфере тарифно-таможенного регулирования следует применить следующие принципы формирования законодательной базы:
1. Принцип комплексности, который заключается во введении в один нормативный документ наибольшего количества информации по государ-
ственному регулированию внешнеторговой деятельности. При этом следует избегать создания правовых актов, носящих чисто декларативный характер установления общих принципов и направлений регулирования. Так, например. Таможенный кодекс РФ должен включать в себя не только общие принципы обложения участников внешнеторговой деятельности таможенными платежами, но и содержать порядок исчисления этих платежей, сроки и порядок их уплаты в бюджет Российской Федерации или в бюджеты стран-участниц Таможенного союза. Для этого необходимо выработать систему интегрального формирования расчета таможенных пошлин и включить ее результаты в нормативный акт, носящий харак-
тер основополагающего для правового регулирования внешнеторговых отношений.
2. Принцип системности, который заключается в создании системы нормативно-правового регулирования финансовой деятельности в сфере внешнеторговых отношений, имеющей ясный упорядоченный характер и согласующийся с системой нормативных актов внутреннего законодательства, регулирующих финансовую деятельность государства. Так взаимосвязь нормативно-правовых актов регламентирующих внешнеторговые отношения можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема взаимосвязи нормативно-правового регулирования внешнеторговых отношений
3. Принцип прозрачности. Таможенно-тарифное регулирование является составляющей частью бюджетно-налоговой политики государства. Как уже отмечалось ранее таможенные платежи, в том числе таможенная пошлина являются значительной частью бюджетных доходов. В этом случае необходимо учитывать менеджмент управления внешнеэкономическими доходами, который напрямую зависит от качества системы управления движением финансовых потоков и зависит в свою очередь от качественного, четкого и ясного изложения в нормативно-правовых актах порядка исчисления, взимания и порядка уплаты таможенных платежей. В условиях глобализации ни одна страна в мире не может не учитывать при проведении своей бюджетно-налоговой политики существования международной конкуренции в этой сфере. К таможенной сфере также применимы основные экономические принципы, разработанные А. Смитом: справедливость, удобство, определенность, экономность. Не вдаваясь в их полное раскрытие, необходимо провести их проецирование на систему таможенно-тарифного обложения внешнеторговой деятельности. Так сам процесс глобализации объективно расширяет возможность уклонения от уплаты бюджетных платежей в результате формирования таких составляющих как:
- всё более широкое формирование транснациональных компаний, а также компаний, имеющих структурные подразделения в других странах;
- увеличение числа экономических агентов, выходящих на внешнеторговый рынок;
- увеличение использования интернет-торговли товарами и интеллектуальной собственностью;
- появление и расширение оффшорных зон и свободных таможенных зон;
- переход промышленно-развитых стран к постиндустриальному типу развития, в котором преобладает сфера услуг, которая дает больше возможностей для уклонения от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей [2, с. 329].
В этих условиях, а также в условиях необходимости привлечения для развития национальной экономики иностранных инвестиций, технологий, интеллектуальной собственности, высокотехнологичных товаров, особую роль в формировании законодательства в бюджетно-налоговой сфере
приобретает факторы стабильности [3, с. 21] и прозрачности. Так иностранный контрагент должен четко знать и заранее просчитать свои издержки при осуществлении внешнеторговых операций. Таким образом реализация принципа прозрачности может быть выражена в четком установлении в одном основополагающем нормативном акте порядка исчисления и порядка уплаты всех таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении того или иного вида товара. Это позволит сделать систему взимания таможенных платежей прозрачной и ясной для всех участников внешнеторговой деятельности. Это в свою очередь дает им возможность заранее спланировать свои транзакционные издержки по внешнеторговым операциям и заложить их в свои расходы, а значит, уменьшит вероятность дальнейшего уклонения от уплаты таможенных платежей.
4. Принцип унификации и кодифицирования системы нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых правоотношений. Данный принцип заключается в формировании нормативно-правовой базы таможенно-тарифных отношений на основе принципа унификации с законодательством основных стран-участников этих отношений, являющихся стратегическими партнерами Российской Федерации по международной торговле. Создание системы нормативноправовых актов Таможенного союза положило начало созданию единой системы унифицированных нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность трех стран. Однако, как было показано выше, создание этой системы обнажило также проблемы координации действий таможенных ведомств государств-участников, а также унификации внутреннего законодательства, регулирующего финансовые правоотношения, возникающие при осуществлении внешней торговли. Сведение системы нормативно-правового регулирования регулирующий данные правоотношения в один законодательный акт, который бы регламентировал все финансовые правоотношения, позволит внести ясность в международную торговлю и правовые основы её осуществления. В настоящий момент даже Таможенный кодекс ТС изобилует ссылками на национальное законодательство стран-участников союза, что в свою очередь «размывает» четкость
правого регулирования международной торговли.
5. Защиты национальных интересов или формирование «баланса интересов». Данный принцип формируется в связи с расширением международной интеграции. Процесс глобализации формирует финансовые правоотношения в свете защиты интересов не государства, а транснациональных корпораций. Примером являются отношения, возникающие в связи с формированием Таможенного союза и защитой интересов такой крупной российской корпорации как «Газпром». Т.е. политические интересы государств-участников не стыкуются с интересами компании, главной целью которой является извлечение прибыли. Тем не менее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, интересы государств-участников только выиграют от существования такого союза и вообще
расширения мировой торговли. В этом случае государству следует формировать законодательную базу регулирования финансовых правоотношений в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе поиска «баланса интересов», защищая, прежде всего, национальные интересы, насколько это возможно в тех или иных условиях, путем заключения международных договоров с государствами-участника-ми внешней торговли, выделяя особые правила регулирования отношений со своими стратегическими партнерами. На основе достигнутых отношений должны быть достигнуты общие правила правовой регламентации отношений партнеров с третьими странами. Достигнуть данной задачи можно путем формирования единой унифицированной нормативно-правовой базы.
Литература
1. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 10.02.2011).
2. Горбань С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 351 с.
3. Анашкин А.К. Налоговая политика и стабильность федерального бюджета. Взгляд налогового инспектора. - М.: Республика, 1997. - 32 с.