Научная статья на тему 'Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений Российской Федерации как инструмента обеспечения экономической безопасности'

Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений Российской Федерации как инструмента обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1782
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CUSTOMS REGULATION / THE FOREIGN TRADE ACTIVITY / ADMISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS / THE CUSTOMS LEGISLATION / ECONOMY / CUSTOMS PAYMENTS / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье рассматриваются основные направления развития таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях; предлагаются принципы совершенствования таможенного законодательства на современном этапе развития внешнеторговых отношений как инструмента экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of forming of customs legislation in the field of regulation of the foreign trade relations of the Russian Federation as a tool of maintenance of economic safety

The author considers basic directions of development of customs regulation of the foreign trade activity in modern conditions. The author offers principles of perfection of the customs legislation at the present stage of development of the foreign trade relations as a tool of maintenance of economic safety.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений Российской Федерации как инструмента обеспечения экономической безопасности»

Ю. А. Максимов*

принципы формирования таможенной политики в сфере регулирования внешнеторговых отношений российской федерации как инструмента обеспечения экономической безопасности

Ключевые слова: таможенное право, таможенное регулирование, внешнеторговая деятельность, администрирование таможенных платежей, таможенное законодательство, экономика, таможенные платежи, экономическая безопасность.

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления развития таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях; предлагаются принципы совершенствования таможенного законодательства на современном этапе развития внешнеторговых отношений как инструмента экономической безопасности.

Key words: customs regulation, the foreign trade activity, admistration of customs payments, the customs legislation, economy, customs payments, economic safety.

Summary: The author considers basic directions of development of customs regulation of the foreign trade activity in modern conditions. The author offers principles ofperfection of the customs legislation at the present stage of development of the foreign trade relations as a tool of maintenance of economic safety.

В России на сегодняшний день остро стоят проблемы совершенствования таможенного регулирования внешней торговли вызванные прежде всего расширением внешнеторговых отношений и образованием экономических интеграционных объединений в рамках которых Российская Федерация участвует в работе ведущие международные экономические организации, таких как Таможенный союз ЕврАзЭС или Всемирная торговая организация. Кроме того, о растущей интеграции России в международную торговлю свидетельствует все большее распространение финансовых институтов на территории РФ: транснациональных корпораций и банков, формирование и рост которых стали прямым следствием процессов концентрации капитала и производства, кооперации и специализации Российской Федерации.

Внешнеторговый оборот, по данным ФТС России, в июне 2011г. составил 70,4 млрд. долларов США. Экспорт составил 44,2 млрд.долларов,

* Кандидат экономических наук, кандидат технических наук, доцент, докторант Российской таможенной академии.

в том числе в страны дальнего зарубежья - 37,6 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 6,6 млрд.долларов. Импорт составил 26,2 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 22,1 млрд.долларов, из государств-участников СНГ - 4,0 млрд.долларов.1

В первом полугодии 2011г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 397,1 млрд. долларов США (135,1% к I полугодию 2010г.), в том числе экспорт - 249,8 млрд.долларов (131,5%), импорт

- 147,3 млрд.долларов (141,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 102,5 млрд. долларов США (в I полугодии 2010г. - 86,1 млрд. долларов).2

В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2011-2012 годах Правительством РФ ставится задача перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

Приоритетной задачей периода 2011-2012 годов в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности будет дальнейшее совершенствование механизма комплексной поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет осуществляться с учетом совершенствования условий функционирования режима свободной торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего экономические интересы Российской Федерации.

1 Официальный сайт Госкомстата РФ. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/ йгее/Ы 1_00/IssWWW. exe/Stg/dk07/3-2.htm

2 Официальный сайт Госкомстата РФ. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/ free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/176.htm

Создание в 2010-2011 годах Таможенного союза ЕврАзЭС до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в 2012-2013 годах переговоров по присоединению всего Таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на Таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией и Комиссией ВТО.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС произошла разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, создание нового таможенного законодательства стран-участниц, а также частичная корректировка смежных нормативных актов регулирующих таможенную деятельность. Необходимо в рамках Таможенного союза проведение систематизированной работы по решению вопросов международной правосубъектности Таможенного союза.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.3

Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовленый Минэкономразвития России 24 марта 2010 г. президиум Правительства РФ рассмотрел проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Основное содержание документа посвящено работе в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, а также постепенному переходу от кризисного протекционистского регулирования к посткризисному.

Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза ЕврАзЭС обусловливают потребность в корректировке приоритетов таможенной политики. Среди

3 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Сайт±йр://%'%'ш^%1о.сот/ир1оа(1/соПеПз/426/|%00%9Е|%01%81 %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D0%B F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8Edoc

ключевых задач: рационализация единого таможенного тарифа и увязка развития отраслей с параметрами пошлин, укрепление институтов Таможенного союза, выработка позиции России и ее реализация механизмами Таможенного союза, облегчение процедур, «зеленый коридор» для экспорта инноваций и импорта модернизационной продукции, а также закрепление нашей страны на рынках, где она конкурентоспособна.

В прошлом году был принят целый ряд документов по Таможенному союзу, а также откорректирована нормативная база государств-участниц. Конкретные, немаловажные для государств полномочия были переданы на наднациональный уровень. Новаций слишком много, поэтому неизбежны риски снижения поступлений импортной пошлины. Необходимо внедрение соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа.

Российская Федерация регулирует совокупность общественных отношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом система таможенного регулирования представляет собой значительный объем нормативно-правовых актов различного уровня, а также достаточно сложную систему администрирования таможенных платежей и принятия решений в сфере регулирования внешней торговли.

Но сложность совершенствования таможенного регулирования связана прежде всего не с попыткой увязать его положения с системой международного регулирования, а с необходимостью формирования системного подхода к принятию государственных решений в таможенной сфере. Это обусловлено тем, что таможенное регулирование тесно связано с налоговобюджетной и денежно-кредитной политикой государства.

Государственное управление в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации представляет собой совокупность экономических и правовых отношений в этой сфере, а также систему государственных органов на федеральном и региональном уровне по реализации принадлежащих им в силу законодательства полномочий. Государственным органом, осуществляющим непосредственное таможенное регулирование внешнеторговой деятельности, является Федеральная таможенная служба. Её структурные подразделения созданы в соответствии с федеральным законодательством и действующие в рамках предоставленных законом полномочий. В процессе создания, организации и деятельности указанных государственных органов возникают экономи-

ческие и правовые отношения в сфере регулирования внешней торговли.

На данном этапе развития внешнеторгового регулирования основными задачами государственного воздействия на таможенную сферу являются: разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы, инвестиционного и социального климата, способствующих эффективному функционированию внешней торговли; поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма; прямое и косвенное регулирование структуры экспорта и импорта, распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта; принятие мер для стабилизации экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

В условиях рыночной экономики и расширения внешней торговли в контексте развития процессов глобализации и межгосударственной интеграции, государственное регулирование внешнеторговой деятельности усиливается, однако его формы и методы воздействия должны учитывать конкретные экономические условия развития страны, внешней торговли и вопросы обеспечения экономической безопасности государства. Финансовый кризис 2008-2010 гг. и его экономические последствия доказывают зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от внешних и внутренних экономических факторов и позволяют говорить о необходимости более оперативного и активного использования государством различных таможенных регуляторов при управлении экономическими процессами в стране, в частности, в вопросах обеспечения экономической безопасности страны в целом, а также внешнеторговой безопасности как её составляющей.

Процесс формирования таможенного регулирования напрямую зависит от изменений экономических факторов и показателей внешней торговли, имеющих место в условиях процесса мировой глобализации и формирования «баланса интересов» государства, формирования международных экономических организаций, создания и функционирования отдельных субъектов внешней торговли. Это, в свою очередь, ведет к необходимости выработки современной единой концепции формирования таможенного регулирования, являющейся основой для обеспечения экономической безопасности во внешнеторговой сфере в условиях расширения мирохозяйственных связей.

В структуре государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации особое место занимают такие государственные органы как Федеральная таможенная служба, осуществляющая

в сфере внешнеторгового регулирования функции исполнительного органа власти и непосредственное правоприменение, одновременно осуществляя контрольные и координирующие функции. Министерства финансов, промышленности и торговли, экономики и развития разрабатывают нормативно-правовые акты по вопросам применения мер внешнеторгового регулирования и проводят анализ внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Одновременно, с учетом участия Российской Федерации в координации правовых основ регулирования внешнеторговой деятельности участвуют международные организации, такие как, например, комиссия Таможенного союза ЕврАзЭс. Расширенный состав государственных органов и существующая структура организационно-административного регулирования ведет к усложнению таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, увеличению количества нормативно-правовых актов и необходимости оптимизации системы регулирования.

Учитывая сложность таможенного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации можно выделить принципы формирования государственной регламентации в условиях всемерной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство. Так в целях совершенствования таможенной регламентации внешнеторговой деятельности Российской Федерации следует применить следующие принципы формирования законодательной базы:

- Принцип комплексности, который заключается в комплексном подходе формирования системы администрирования доходов от внешнеэкономической деятельности, а также создание правовых механизмов, содержащих исчерпывающее количества норм, носящих комплексный характер, учитывающих фискальные функции, а также необходимость защиты экономических интересов, в том числе обеспечение надлежащего уровня экон6омической безопасности в ходе осуществления таможенного регулирования внешнеторговой деятельности;

- Принцип системности, который заключается в создании системы таможенного регулирования деятельности в сфере внешнеторговых отношений, имеющей ясный упорядоченный характер и согласующийся со всей системой внутреннего и международного регулирования, действующей в сфере внешней торговли, а также с требованиями, предъявляемыми к эффективному обеспечению надлежащего уровня экономической безопасности страны;

- Принцип прозрачности может быть выражен в создании эффективного и оптимального механизма исчисления и уплаты всех таможен-

ных платежей, подлежащих уплате при перемещении того или иного вида товара, а также позволяющего отследить дальнейшую направленность взысканных платежей на развитие экономического потенциала страны и обеспечение заданного уровня экономической безопасности. Это позволит сделать систему взимания таможенных платежей прозрачной и ясной для всех участников внешнеторговой деятельности.

- Принцип унификации и кодифицирования системы нормативноправовой регламентации таможенной деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых правоотношений, т.е. создание системного комплекса правовых механизмов, объединенных в наименьшее количество нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу. Это приведет к снижению временных и затратных издержек при осуществлении внешней торговли;

- Принцип защиты национальных интересов или формирование «баланса интересов» основанный на основе поиска оптимального соотношения экономических интересов Российской Федерации, заданного уровня обеспечения экономической безопасности, интересов международных торговых институтов и субъектов внешнеторговой деятельности. Защита национальных экономических интересов должна производиться насколько это возможно в тех или иных условиях.

Исходя из отсутствия достаточно полного легального определения таможенной пошлины в российском законодательстве автором предлагается внесение в ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации следующего определения таможенной пошлины с учетом выполняемых функций: «3. Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, яваляющийся одним из условий выдачи плательщику разрешения на перемещение товаров, работ, услуг через таможенную границу и направленный на таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и финансового обеспечения деятельности государства.»

Исходя из концептуального положения об объективной необходимости совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях надлежащего обеспечения экономической безопасности необходимо применение различных инструментов таможенной политики направленных на создание условий функционирования режима свободной торговли в рамках Таможенного союза и СНГ, а также

унификации налогового и таможенного законодательства стран-участников Таможенного союза в части регулирования внешней торговли, что в свою очередь должно в максимальной степени обеспечивать защиту экономических интересов Российской Федерации.

Институт таможенного тарифа во внешнеторговой деятельности, только как инструмента регулирования экспортно-импортного баланса внешней торговли. Это в значительной мере сужает понимание роли таможенных пошлин в системе доходов федерального бюджета и ведет к недооценке факторов влияния поступающих от внешнеторговой деятельности платежей на сбалансированность федерального бюджета и финансов государства, а также как средства обеспечения экономической безопасности страны в целом.

Исходя из концепции унификации нормативно-правовой базы необходима корректировка комплекса понятийного аппарата национального законодательства РФ, произвести корректировку и дать четкое определение отдельных дефиниций и процедур, правовой статус участника внешнеторговой деятельности - уполномоченного экономического оператора и новых форм таможенного контроля: учета товаров, находящихся под таможенным контролем, проверки системы учета товаров и отчетности, таможенной проверки.

Исходя из специфики таможенного регулирования внешнеторговой деятельности представляется, что перечень органов, регулирующих внешнеторговую деятельность излишне велик. Введение систему таможенного регулирования функции по разработке, анализу критериев экономической безопасности во внешнеторговой сфере, а также функции по корректировке мер государственного регулирования внешней торговли с учетом разработанных факторов приведет к дальнейшему усложнению механизма таможенного регулирования. Так, в процессе осуществления таможенного регулирования издается большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих правовой и экономический статус каждого субъекта внешней торговли. Это, в свою очередь, служит причиной многочисленных коллизий между нормами права и судебными спорами о толковании той или иной нормы, что в свою очередь приводит к низкой эффективности экономической деятельности в сфере внешней торговли, а также к снижению эластичности реакции регулирование при снижении тех или иных параметров обеспечения экономической безопасности. Расширенный государственный аппарат также значительно увеличивает транзакционные издержки при проведении внешнеторговых сделок и служит причиной

коррупции в государственных органах власти. Эффективное регулирование внешнеторговой деятельности предполагает быструю и мобильную ответную реакцию государства на малейшие изменения, происходящие на мировом рынке ежедневно. Существующая государственная система таможенного регулирования в Российской Федерации, носит во многом избирательный, фрагментарный характер и, исходя из значения внешнеторговой деятельности государства, обосновывается вывод о необходимости создания единого государственного органа в ранге министерства по осуществлению всех функций таможенного регулирования внешней торговли с учетом эффективного обеспечения экономической безопасности.

Приоритетным направлением в системе таможенно-тарифного регулирования помимо выполнения им фискальной, протекционистской (защитной), балансировочной функций, следует считать его направленность таможенно-тарифной политики на противодействие угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Таможенное регулирование должно, прежде всего, формироваться на основе принципов комплексности и системности регламентации таможенной деятельности. Сформулированы основные направления совершенствования таможенного регулирования для формирования эффективного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмента обеспечения заданного уровня экономической безопасности. Среди основных задач которого выделяется защита национальных интересов или формирование «баланса интересов». Процесс глобализации формирует финансовые правоотношения в свете защиты интересов не государства, а транснациональных корпораций. Примером являются отношения, возникающие в связи с формированием Таможенного союза и защитой интересов такой крупной российской корпорации как «Газпром». Т.е. политические интересы госу-дарств-участников не стыкуются с интересами компании, главной целью которой является извлечение прибыли. Тем не менее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, интересы государств-участников только выиграют от существования такого союза и вообще расширения мировой торговли.

В этом случае государству следует формировать таможенную политику в сфере регулирования внешней торговли на основе поиска «баланса интересов», защищая, прежде всего, национальные интересы и выполняя функцию обеспечения экономической безопасности насколько это возможно в тех или иных условиях, путем заключения международных договоров с государствами-участниками внешней торговли, выделяя особые прави-

ла регулирования отношений со своими стратегическими партнерами. На основе достигнутых отношений должны быть достигнуты общие правила таможенной регламентации отношений партнеров с третьими странами. Достижение данной цели возможно путем формирования единой комплексной системы таможенного регулирования, на базе унифицированной нормативно-правовой базы в целях обеспечения заданного уровня экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.