Научная статья на тему 'Концепция формирования законодательства в сфере таможенно- тарифной политики Российской Федерации в условиях расширения мирохозяйственных связей'

Концепция формирования законодательства в сфере таможенно- тарифной политики Российской Федерации в условиях расширения мирохозяйственных связей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

В статье автором приводится взаимосвязь нормативно-правового регулирования в сфере таможенного права с другими отраслями права, а также предлагаются принципы формирования финансового законодательства в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования законодательства в сфере таможенно- тарифной политики Российской Федерации в условиях расширения мирохозяйственных связей»

УДК 339.9

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Ю.А. Максимов*

В статье автором приводится взаимосвязь нормативно-правового регулирования в сфере таможенного права с другими отраслями права, а также предлагаются принципы формирования финансового законодательства в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное право; финансовая деятельность; внешнеторговая деятельность; таможенно-тарифное регулирование; бюджет, таможенные платежи; принципы формирования законодательной базы; таможенная пошлина.

CONCEPTION OF FORMING OF LEGISLATION IN THE FIELD OF CUSTOM-TARIFF POLICY OF RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF EXPANSION OF GLOBAL ECONOMIC TIES Y.A. Maksimov

In article the author results interrelation of is standard-legal regulation in sphere of the customs right with other branches of the right, and also principles of formation of the financial legislation in sphere of customs-tariff regulation of the foreign trade activity of the Russian Federation are offered.

Keywords: the customs right, financial activity; the foreign trade activity; customs-tariff regulation; the budget; customs payments; principles of formation of legislative base; the customs duties.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям в экономике сопровождается усилением интеграции в мирохозяйственные связи, которые зачастую играют ключевую роль в определении направлений развития всей экономики страны. Особое значение приобретает внешнеэкономическая деятельность страны как важная и наиболее развитая сфера международных экономических отношений, отражающая состояние и перспективу движения различных товарных форм, как между национальными экономиками, так и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство.

Россия стремится стать полноправным участником мирохозяйственных процессов, исполь-

зовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики [1, с.5].

Начало XXI века характеризуется усилением процесса интеграции экономики России в систему международных экономических связей. Участие страны в международном разделении труда, становится все более значимым фактором экономического роста. По данным Федеральной службы государственной статистики в период с 2001 по 2007 гг. включительно внешнеторговый оборот страны увеличился почти в 4 раза - со 141850,9 млрд. до 552181 млрд. долларов США [2, с.9].

В январе - октябре 2008 года внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России,

* Максимов Юрий Анатольевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин СПб филиала Российской таможенной академии, докторант Российской таможенной академии (г. Москва), кандидат технических наук, кандидат экономических наук, доцент. E-mail: maximoff2000@mail.ru

659,6 млрд. долларов США (144,7% к январю -октябрю 2007 года), в том числе экспорт - 413,4 млрд. долларов (147,8%), импорт - 246,2 млрд. долларов (139,8%) [3].

Вместе с тем в большинстве публикаций, оценивающих эффективность современной государственной политики, отмечается ее непоследовательность, несбалансированность, субъективность и неэффективность. Обязательным условием действия глобализационных процессов является развитие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Особое значение при этом имеет таможенное законодательство, с помощью которого осуществляется тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности.

Сложность совершенствования таможенного законодательства связана, прежде всего, с попыткой увязать его положения с положениями международных правовых актов, принятых в этой сфере, а также с необходимостью формирования системного подхода к принятию нормативно-правовых актов в этой сфере. Это обусловлено тем, что таможенного законодательства. При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь таможенного законодательства с налоговым, финансовым, бюджетным, административным, гражданским и другими институтами национального права.

В этих условиях в связи с развитием мирохозяйственных связей в мире объективно возрастает необходимость концептуального осмысления роли государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в части формирования долгосрочной стратегии и методологических подходов к ее реализации на основе опыта зарубежных стран.

Так, взаимосвязь таможенного права с другими институтами можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис I Схема спя ш таможенного ыконолатсльсгаа с правовой системой РФ

С учетом современных реалий в сфере таможенно-тарифного регулирования можно выделить принципы формирования нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности в условиях всемерной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство.

Принцип комплексности, который заключается во введении в один нормативный документ наибольшего количества информации по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. При этом следует избегать создания правовых актов, носящих чисто декларативный характер установления общих принципов и направлений регулирования. Так, например, Таможенный кодекс РФ должен включать в себя не только общие принципы обложения участников внешнеторговой деятельности таможенными платежами, но и содержать порядок исчисления этих платежей, сроки и порядок их уплаты в бюджет Российской Федерации или в бюджеты стран-участниц Таможенного союза, как это сделано в Налоговом кодексе РФ. Для этого необходимо выработать систему интегрального формирования расчета таможенных пошлин и включить ее результаты в подобный нормативный акт, носящий характер основополагающего для правового регулирования внешнеторговых отношений.

В национальное законодательство также следует включить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность на уровне материального права. Т.е. устанавливающих принципы и правила перемещения товаров через таможенную границу, а также правила исчисления таможенных платежей с учетом принципа прозрачности формирования таможенных платежей. При этом следует избегать формирования большого количества нормативноправовых актов, во избежание создания громоздкой системы таможенно-тарифного регулирования данных правоотношений. Т.е. Таможенный кодекс должен устанавливать не только основные принципы и правила таможенного обложения, исчисления таможенной стоимости, но и четко сформулированные правила расчета таможенной пошлины.

Так в качестве примера предлагается ввести в Таможенный кодекс РФ формулу расчета таможенной пошлины с учетом введения системы коэффициентов (1), как это сделано для налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также следует ввести системообразующую

формулу расчета таможенного тарифа, учитывающую различные факторы регулирования внешнеторговой деятельности (2).

ТП = ТСхТТ (1)

ТТ = БТТ х К1 х К2 х КЗ х К4 х К5 (2)

Где ТП - величина таможенной пошлины, подлежащая уплате;

- ТС - таможенная стоимость;

- ТТ -величина таможенного тарифа;

- БТТ — базовый таможенный тариф, установленный законодательно в НПА первого (основного блока) уровня;

- К1 — коэффициент, учитывающий страну происхождения товара на основе системы тарифных преференций;

- К2 — коэффициент, учитывающий наличие льгот (в данном случае в законе будут формулироваться не льготы, а значения коэффициента К2);

- КЗ - коэффициент, учитывающий степень обработки товара;

- К4 - коэффициент, учитывающий степень заинтересованности государства в экспорте или импорте товара, т.е. значение товара для удовлетворения спроса населения и соотношение национального и импортируемого продукта в удовлетворении спроса;

- К5 - коэффициент, учитывающий значение данного товара для обеспечения безопасности страны в мирных и военных условиях, значение данного товара для развития экономики страны и оценка его влияния на развитие отраслей народного хозяйства.

При этом рассматриваемые коэффициенты необходимо установить нормативно-правовым актом подзаконного уровня (второстепенного блока), издаваемым на уровне Правительства РФ и переиздаваемым не чаще одного раза в 8-12 месяцев с учетом изменения конъюнктуры рынка. Это позволит обеспечить стабильность таможенного обложения и как показывают экономические методы, рассчитать транзакционные затраты субъектов внешнеторговой деятельности. В свою очередь это приведет к стабильности таможенного обложения и снижению уклонения от уплаты таможенных платежей.

Во вспомогательный блок нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности Российской Федерации в сфере тарифно-таможенного регулирования внешнеторговой деятель-

ности следует включить нормативно-правовые акты, регламентирующих процессуальные аспекты уплаты таможенных платежей и устанавливающих конкретные размеры коэффициентов, применяемых при исчислении таможенной пошлины. При этом следовало бы разграничить в данном блоке тарифно-таможенное и квазитарифное или паратарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Также при установлении таможенных пошлин и корректирующих коэффициентов следует руководствоваться международными актами, носящими преобладающий характер для внешнеторгового регулирования, как например Единый таможенный тариф Таможенного союза.

В дополнительный блок следует включить не столько нормативно-правовые акты, сколько корректирующие положения, вносимые в административное, валютное, банковское, налоговое, бюджетное законодательство и другие отрасли, косвенно регламентирующие таможенные правоотношения в связи с формированием таможенного обложения внешнеторговой деятельности.

Принцип системности, заключается в создании системы нормативно-правового регулирования финансовой деятельности в сфере внешнеторговых отношений, имеющей ясный упорядоченный характер и согласующийся с системой нормативных актов внутреннего законодательства, регулирующих финансовую деятельность государства. Так взаимосвязь нормативно-правовых актов регламентирующих внешнеторговые отношения можно представить в виде схемы (рис. 2).

Система нормативных актов ис*.инаролжмо сос/чцсстм

(ООН)

Норилнвмо-нравовыс а*ты внешнеторговых сообществ с участием РФ (СНГ. ГачожсикыГтсмох ЕвроЛяс)

Норчлшпм(М1рам>ямс акты международных

)КОН0ЧИ,»ССК!Г\

оргамииш»! (ВТО. ГАТТ)

Иофидтивиомгравовые ши. рсгламстнрующис

рсгчлноовамис ВГЛ РФ

• ьфере маюлк * *£•/««

мо/тигмтяпмг ахтм л тишгмгмщя

сфе/ж

* сфере

агтыл сфере «шяияммл • <фере ЛтГИИГАХГ т ты в ц/кре гучюгмтимчт-мпА шг/гш «сфере Км)<птш гуемгкшккчшгнии

Кие 2 Схема винмосвяш нормативно-правовою регулирования внешнеторговых отношений

Принцип прозрачности. Таможенно-тарифное регулирование является составляющей частью бюджетно-налоговой политики государства. Как уже отмечалось ранее таможенные платежи, в том числе таможенная пошлина являются значительной частью бюджетных доходов. В этом случае необходимо учитывать менеджмент управления внешнеэкономическими доходами, который напрямую зависит от качества системы управления движением финансовых потоков и зависит в свою очередь от качественного, четкого и ясного изложения в нормативно-правовых актах порядка исчисления, взимания и порядка уплаты таможенных платежей. В условиях глобализации ни одна страна в мире не может не учитывать при проведении своей бюджетно-налоговой политики существования международной конкуренции в этой сфере. К таможенной сфере также применимы основные экономические принципы, разработанные А. Смитом: справедливость, удобство, определенность, экономность. Не вдаваясь в их полное раскрытие, необходимо провести их проецирование на систему таможенно-тарифного обложения внешнеторговой деятельности. Так сам процесс глобализации объективно расширяет возможность уклонения от уплаты бюджетных платежей в результате формирования таких составляющих как: всё более широкое формирование транснациональных компаний, а также компаний, имеющих структурные подразделения в других странах; увеличение числа экономических агентов, выходящих на внешнеторговый рынок; увеличение использования интернет-торговли товарами и интеллектуальной собственностью; появление и расширение оффшорных зон и свободных таможенных зон; переход промышленно-развитых стран к постиндустриальному типу развития, в котором преобладает сфера услуг, которая дает больше возможностей для уклонения от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей [4, с.239].

В этих условиях, а также в условиях необходимости привлечения для развития национальной экономики иностранных инвестиций, технологий, интеллектуальной собственности, высокотехнологичных товаров, особую роль в формировании законодательства в бюджетно-налоговой сфере приобретает факторы стабильности и прозрачности [5, с.21]. Так иностранный контрагент должен четко знать и заранее просчитать свои издержки

при осуществлении внешнеторговых операций. Таким образом реализация принципа прозрачности может быть выражена в четком установлении в одном основополагающем нормативном акте порядка исчисления и порядка уплаты всех таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении того или иного вида товара. Это позволит сделать систему взимания таможенных платежей прозрачной и ясной для всех участников внешнеторговой деятельности. Это в свою очередь дает им возможность заранее спланировать свои транзакционные издержки по внешнеторговым операциям и заложить их в свои расходы, а значит, уменьшит вероятность дальнейшего уклонения от уплаты таможенных платежей.

Принцип унификации и кодифицирования системы нормативно-правовой регламентации финансовой деятельности Российской Федерации в сфере внешнеторговых правоотношений. Данный принцип заключается в формировании нормативно-правовой базы таможенно-тарифных отношений на основе принципа унификации с законодательством основных стран-участников этих отношений, являющихся стратегическими партнерами Российской Федерации по международной торговле. Создание системы нормативно-правовых актов Таможенного союза положило начало созданию единой системы унифицированных нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность трех стран. Однако, как было показано выше, создание этой системы обнажило также проблемы координации действий таможенных ведомств государств-участников, а также унификации внутреннего законодательства, регулирующего финансовые правоотношения, возникающие при осуществлении внешней торговли. Сведение системы нормативно-правового регулирования регулирующий данные правоотношения в один законодательный акт, который бы регламентировал все финансовые правоотношения, позволит внести ясность в международную торговлю и правовые основы её осуществления. В настоящий момент даже Таможенный кодекс Таможенного союза изобилует ссылками на национальное законодательство стран-участников союза, что в свою очередь «размывает» четкость правого регулирования международной торговли. Во исполнение принципа кодификации и унификации необходимо формировать нормативно-пра-

вовую базу, регулирующую таможенно-тарифные отношения, на основе принципа унификации с законодательством основных стран-участников этих отношений, являющихся стратегическими партнерами Российской Федерации по международной торговле. Необходимо также сведение всей совокупности правовых положений регулирующих данные правоотношения в один законодательный акт, который бы регламентировал все финансовые правоотношения, позволит внести ясность в международную торговлю и правовые основы её осуществления.

Защита национальных интересов или формирование «баланса интересов». Данный принцип формируется в связи с расширением международной интеграции. Процесс глобализации формирует финансовые правоотношения в свете защиты интересов не государства, а транснациональных корпораций. Примером являются отношения, возникающие в связи с формированием Таможенного союза и защитой интересов такой крупной российской корпорации как «Газпром». Т.е. политические интересы государств-участников не стыкуются с интересами компании, главной целью которой является извлечение прибыли. Тем не менее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, интересы государств-участников только выиграют от существования такого союза и вообще расширения мировой торговли. В этом случае государству следует формировать законодательную базу регулирования финансовых правоотношений в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе поиска «баланса интересов», защищая, прежде всего, национальные интересы, насколько это возможно в тех или иных условиях, путем заключения международных договоров с государствами-участни-

ками внешней торговли, выделяя особые правила регулирования отношений со своими стратегическими партнерами. На основе достигнутых отношений должны быть достигнуты общие правила правовой регламентации отношений партнеров с третьими странами. Решить данную задачу можно путем формирования единой унифицированной нормативно-правовой базы.

Целесообразно данный принцип выделить в качестве основного при формировании нормативно-правовой базы. Формирование правовой регламентации финансовой деятельности Российской Федерации в сфере тарифно-таможенного регулирования внешнеторговых отношений с учетом учета «баланса интересов» между международными и национальными нормативно-правовыми актами в целях защиты национальных интересов, позволит в большей или меньшей степени защитит интересы российского государства. В этом случае государству следует формировать законодательную базу регулирования финансовых правоотношений в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе поиска «баланса интересов», защищая, прежде всего, национальные интересы, насколько это возможно в тех или иных условиях, путем заключения международных договоров с государ-ствами-участниками внешней торговли, выделяя особые правила регулирования отношений со своими стратегическими партнерами. На основе достигнутых отношений должны быть достигнуты общие правила правовой регламентации отношений партнеров с третьими странами. Достигнуть данной задачи можно также путем формирования единой унифицированной нормативно-правовой базы в рамках международных сообществ с участием Российской Федерации.

Литература

1. Максимов Ю.А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности. — СПб.: Астер-Пресс, 2010. — 100 с.

2. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие.

- М.: Юрайт-Издат, 2009. - 425 с.

3. Внешняя торговля: «О состоянии внешней торговли в январе-октябре 2008 года», 18 марта 2010 г. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения 10.09.2010).

4. Горбань С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. -351 с.

5. Анашкин А.К. Налоговая политика и стабильность федерального бюджета. Взгляд налогового инспектора. М.: Республика, 1997. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.