Научная статья на тему 'Направления развития инновационных научно-технологических центров в сфере здравоохранения и медицинской промышленности'

Направления развития инновационных научно-технологических центров в сфере здравоохранения и медицинской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / КЛАСТЕР / INNOVATIONS / MANAGEMENT / INNOVATION SCIENCE AND TECHNOLOGY CENTER / SPECIAL ADMINISTRATIVE REGION / INTEGRATED STRUCTURE / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плутницкий А.Н., Рощин Д. О., Герцик Ю.Г., Фокина И.И.

В работе представлена информация по новому направлению развития интеграции предприятий и учреждений путем создания инновационных научно-технологических центров на базе, как правило, крупных научно-образовательных комплексов с формированием специальных административных районов, обладающих налоговыми и прочими преференциями, с целью ускоренного развития инновационных направлений научной и производственной базы страны. Раскрыты основные подходы к созданию и функционированию таких центров на основе имеющейся нормативно-правовой базы и фундаментальных основ построения и менеджмента интегрированных структур, включая кластерный подход. Подчеркнута значимость инновационных научно-технологических центров для развития здравоохранения и медицинской промышленности с учетом Стратегии пространственного развития до 2025 года, предложена схема менеджмента таких центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for the development of innovative scientific and technological centers in the field of healthcare and medical industry

The paper presents information on a new integration direction of enterprises and institutions through the creation of innovative scientific and technological centers on the basis of, as a rule, large scientific and educational complexes with the formation of special administrative regions with tax and other preferences in order to accelerate the development of innovative areas of scientific and industrial base of the country. The basic rules of creation and functioning of such centers are revealed. Their importance for the development of medicine and medical industry is emphasized taking into account the Strategy of spatial development until 2025, new management scheme of such centers was suggested .

Текст научной работы на тему «Направления развития инновационных научно-технологических центров в сфере здравоохранения и медицинской промышленности»

УДК 334

JEL: I15, O32, О33

А.Н. Плутницкий - доктор медицинских наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», plutnitsky@gmail.com,

A.N. Plutnitsky - Doctor of Medical Sciences, Senior Researcher, National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko";

Д.О. Рощин - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», dr@mcran.org,

D.O. Roshchin - Ph.D (medical science), Head of the Department for Monitoring the Implementation of State Healthcare Programs of the Territorial Authority of the Federal Service for Supervision of Healthcare in Moscow and the Moscow Region;

Ю.Г. Герцик - доктор экономических наук, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Промышленная логистика» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, ygerzik@bmstu.ru,

Yu.G. Gertsik - Doctor of Economic Sciences, Ph.D (biological science), Associate professor of Moscow state technical university named after N.E. Bauman;

И.И. Фокина - магистрант кафедры «Основы конструирования машин» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, irishka.fokina@mail.ru,

Fokina I.I., Master student of Moscow state technical university named after N.E. Bauman.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ DIRECTIONS OF INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTRES DEVELOPMENT IN THE FIELD OF HEALTHCARE AND MEDICAL INDUSTRY

Аннотация. В работе представлена информация по новому направлению развития интеграции предприятий и учреждений путем создания инновационных научно-технологических центров на базе, как правило, крупных научно-образовательных комплексов с формированием специальных административных районов, обладающих налоговыми и прочими преференциями, с целью ускоренного развития инновационных направлений научной и производственной базы страны. Раскрыты основные подходы к созданию и функционированию таких центров на основе имеющейся нормативно-правовой базы и фундаментальных основ построения и менеджмента интегрированных структур, включая кластерный подход. Подчеркнута значимость инновационных научно-технологических центров для развития здравоохранения и медицинской промышленности с учетом Стратегии пространственного развития до 2025 года, предложена схема менеджмента таких центров.

Annotation. The paper presents information on a new integration direction of enterprises and institutions through the creation of innovative scientific and technological centers on the basis of, as a rule, large scientific and educational complexes with the formation of special administrative regions with tax and other preferences in order to accelerate the development of innovative areas of scientific and industrial base of the country. The basic rules of creation and functioning of such centers are revealed. Their importance for the development of medicine and medical industry is emphasized taking into account the Strategy of spatial development until 2025, new management scheme of such centers was suggested .

Ключевые слова: инновации, менеджмент, инновационный научно-технологический центр, специальный административный район, интегрированная структура, кластер.

Keywords: innovations, management, innovation science and technology center, special administrative region, integrated structure, cluster.

Введение. В России, как и во всем мире, проводится поиск форм, методов и механизмов по увеличению эффективности разработок, производства и услуг, в том числе, в сфере здравоохранения и медицинской промышленности. Ключевыми факторами процесса создания и внедрения инноваций на микроэкономическом уровне в большинстве стран выступают предприятия и организации, которые одновременно отрабатывают эффективные формы межфирменного взаимодействия и кооперации. Это, естественно, не отменяет необходимости проведения целенаправленной государственной политики, ориентированной на стимулирование инновационной активности и создания для этого наиболее благоприятных рамочных условий, к которым относится развитая инфраструктура инновационной деятельности, включая институты поддержки инноваций, обеспечивающие интеграцию и согласование усилий основных участников этой деятельности [1]: научные, научно-технологические и научно-производственные парки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, различные виды кластеров и др.

Одним из направлений такого развития стало создание интегрированных структур, позволяющих объединять, в ряде случаев, компетенции, кадровые ресурсы, логистику и другие потенциалы, входящих в них предприятий медицинской промышленности (ПМП) и учреждений здравоохранения [2-4]. Опыт функционирования этих структур показал, что такая интеграция целесообразна, причем, возникли предложения на государственном уровне сформировать такую интеграцию, которая позволила бы сфокусировать в одном месте и в одном административно-организационном образовании интеллектуальные, научно-производственные, организационно-экономические и инфраструктурные ресурсы [5]. Такая интеграция призвана обеспечить еще большие возможности для реализации инновационного научного и промышленного потенциала страны.

Целью данного исследования стало анализ возможности и перспективы развития инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) - одного из видов институтов поддержки инноваций на территории России и отражение его роли в научно-техническом прогрессе страны, ее пространственном и региональном росте, в первую очередь, с целью развития здравоохранения Российской Федерации и реализации проектов в сфере медицинской промышленности.

Материалы и методы исследования. С учетом того, что по прогнозам, в период с 2017 по 2022 годы общемировой объем расходов на здравоохранение вырастет с 7,7 до 10,1 трлн. долларов США, увеличиваясь на 5,4% ежегодно, развивается персонализированная медицина, практически ориентированная на всех граждан страны, получают дальнейшее распространение и развитие инновационные технологии в сфере здравоохранения и медицинской промышленности, увеличивается число конкурентов, как из сферы инноваций, так и из других отраслей, продолжается рост спроса на альтернативные варианты медицинского обслуживания, основанные на медико-экологическом менеджменте, и совершенствуются модели оплаты услуг - факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты организаций, которые образуют экосистему здравоохранения, потребность в таком типе интеграции значительно увеличивается [5-7].

Исходя из изложенного, можно полагать, что и в дальнейшем на рынке будут внедряться новые технологические решения, проводиться слияния и поглощения фирм и медицинских учреждений, развиваться конкурентно-партнерские связи. Кроме того, заинтересованные стороны будут изучать альтернативные источники получения дохода за счет синергетического эффекта, возникающего, например, при разных формах интеграции и создании цепочек хозяйствующих субъектов [4-6]. Отметим, что, как правило, поставщики медицинских услуг уделяют особое внимание жесткому финансовому контролю, улучшению операционных показателей и результатов обслуживания, а также разработке инновационных решений. Эти меры призваны помочь им усовершенствовать модели обслуживания, сократить издержки, увеличить рентабельность и адаптировать структуру своих затрат и программ обслуживания с учетом актуальных тенденций и моделей оплаты медицинских услуг. Помимо указанных инициатив, ключом к успеху может стать развитие партнерских отношений между госу-дарственным и частным секторами, инвестирование в профилактику заболе-ваний и охрану здоровья населения, а также использование опыта других отраслей, что еще в большей степени подчеркивает значимость поиска новых форм интеграции [1-7].

В качестве основных источников информации для проведенного исследования использовались недавно вступившие в силу законы Российской Федерации и актуальные нормативно-правовые акты в области формирования государственной инновационной и региональной политики, статьи и публикации, доступные в сети Интернет и библиографических базах данных.

Правовой статус инновационных научно-технологических центров

в Российской Федерации. В Поручении Президента Российской Федерации от 19.10.2018 № Пр-1849 указано, что повышение инновационной активности и результативности перспективных научно-технологических разработок возможно путем создания новых интегрированных структур в форме ИНТЦ, в частности, на острове «Русский» и в рамках Технологической долины МГУ им. М.В. Ломоносова. Согласно этому документу, ИНТЦ должны включать: инжиниринговые центры (такие, как Госкорпорации), центры цифрового развития (ими могут выступать Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство массовых коммуникаций и связи, крупные профильные компании и предприятия), высокотехнологичные стар-тапы (на базе Сколково, инновационных и промышленных кластеров, региональные центры развития и др.), управляющую компанию.

С юридической точки зрения, статус ИНТЦ - особый правовой режим. В отличие от других интегрированных объединений, основой ИНТЦ должны стать ведущие научно-образовательные центры страны такие, как, университеты, в соответствии с ФЗ № 216-ФЗ от 29.07.2017 «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ) [5-7]. Следует отметить, что это является развитием кластерного подхода, где университеты также рассматриваются, как центры притяжения высокотехнологичных компаний.

ИНТЦ в упомянутом ФЗ определяется, как совокупность организаций, целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности на территории центра с его инфраструктурой. Связующим звеном участников инновационного научно-технологического центра является проект, как совокупность мероприятий, направленных на создание и обеспечение его функционирования, а также правила проекта, выступающие как единый для всех лиц регламент, участвующих в реализации проекта, порядок осуществления деятельности на территории ИНТЦ, содержащий, в том числе, совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта.

Отличительные особенности интеграции в форме ИНТЦ. Структура и состав ИНТЦ в обобщенном виде представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1. Состав инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) [8].

Управляющая компания выполняет функции государственного территориального органа по управлению инновационным научно-технологическим центром, учредителем которой выступает Правительство РФ и (или) инициатор проекта [5].

Отправной точкой в реализации проекта выступает фонд, который осуществляет имущественное, организационное, научно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ИНТЦ. Органами управления фонда являются наблюдательный совет, генеральный директор, а также правление в случае, если его создание предусмотрено уставом. Наблюдательный совет играет важную роль в формировании стратегии развития ИНТЦ и является высшим коллегиальным органом управления фонда, положение о котором, его состав и порядок формирования утверждается учредителями (учредителем) фонда [7].

Наблюдательный совет утверждает программу деятельности фонда на среднесрочный период (до 3-х лет). Также фонд оказывает содействие участникам проекта в продвижении на рынок продуктов и услуг, проведении маркетинговых и патентных исследований, в развитии научной, научно-технической кооперации участников проекта, в том числе с иностранными организациями. Также фонд может осуществлять функции центра трансфера технологий, способствуя охране интеллектуальной собственности участников ИНТЦ. Это позволит в будущем обеспечить интеграцию высокотехнологичных предприятий - участников ИНТЦ в глобальную систему трансфера технологий

Отметим, что в соответствии с ФЗ, территория ИНТЦ может располагаться на площади одного или нескольких субъектов Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ или муниципальными образованиями. Это снимает ограничения по формированию центров по региональному признаку, что в условиях перехода к цифровым технологиям в экономике и предпринимательстве, становится сдерживающим фактором [5].

Рассматривая формируемый ИНТЦ на острове Русский во Владивостоке, Президент РФ В.В. Путин в ходе Восточного экономического форума заявил: «Считаю правильным, чтобы наши ведущие компании, корпорации, которые реализуют проекты на Дальнем Востоке, а это "Роснефть", "Газпром", "Росатом", "Роскосмос", предприятия, занимающиеся авиационной промышленностью и другие размещали на острове Русский свои инжиниринговые подразделения, центры исследований и разработок. Прошу правительство и руководство компаний рассматривать это как прямое поручение». По предложению Президента, остров Русский должен стать центром цифрового развития в рамках программы «цифровая экономика» ... «по направлениям разработки программного обеспечения (ПО), технологии хранения и передачи так называемых больших данных, кибербезопас-ности».

Остров Русский находится в заливе Петра Великого в Японском море в 20 км от Владивостока. Он связан с материком автомобильным мостом, построенным к саммиту АТЭС в 2012 году, как и комплекс зданий, расположенный на Русском. В 2010 году на острове появилась особая экономическая зона. Сейчас на Русском расположен кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), на базе которого проходят мероприятия Всемирного экономического форума (ВЭФ) - 2018 [10]. Поэтому о. Русский является оптимальной стартовой площадкой для формирования пилотного ИНТЦ.

Перспективы формирования ИНТЦ с учетом Стратегии пространственного развития страны до 2025 года. По итогам работы Восточного экономического форума, состоявшегося 11-13 сентября 2018 года, уже 10 октября 2018 года был утвержден перечень поручений Президента (Пр-1849, п.1а-1) Правительству Российской Федерации, включающий 7 направлений, связанных с приданием острову Русский специального правового статуса и созданием технопарка (в статье технопарк определяется, как управляемый специальным фондом ком-

плекс объектов, зданий, сооружений, помещений и оборудования коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарка «Русский»), в том числе за счет интеграции с инновационной, научной и материальной базой ДВФУ.

Формирование ИНТЦ представляется важным для достижения целей, предусмотренных принятой в начале 2019 года Стратегией пространственного развития до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №2 207-р [12]. Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с учётом указов Президента России от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в соответствии с Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития России и подготавливаемых в её составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории России и приоритетных направлениях размещения производительных сил (утверждено постановлением Правительства от 20 августа 2015 года № 870).

Цели Стратегии - обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности [12].

Особенности осуществления медицинской и образовательной деятельности на территории ИНТЦ. Медицинская и образовательная деятельность на территории ИНТЦ может осуществляться частными медицинскими и образовательными учреждениями без получения лицензии и без государственной аккредитации реализуемых образовательных программ (если это предусмотрено правилами проекта) на основании разрешений, выданных управляющей компанией. Учреждения (медицинские и образовательные) обладают всеми правами, предоставляемыми организациям, имеющим лицензии и государственную аккредитацию. При этом, требования к медицинской и образовательной деятельности, утвержденные управляющей компанией, должны быть не ниже, чем требования к соответствующим видам деятельности, установленные законодательством Российской Федерации и/или международными стандартами.

Правила, утвержденные управляющей компанией, направляются в информационном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в соответствующей сфере, а также размещаются на сайте управляющей компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Последствия несоблюдения правил, определяются в соответствии с ФЗ [5].

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» дополняется положением о том, что он применяется с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах». В Закон «О международном медицинском кластере» внесено положение о правомочности применение его положений к ИНТЦ, аналогично дополнен ФЗ № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что ФЗ о ИНТЦ распространяется не только «на территории свободного порта Владивосток», но и на ИНТЦ, создаваемые в других регионах, в частности, научно-технологической долины МГУ им. М.В. Ломоносова, где, начиная с 2013 года ведется разработка концепции уникального университетского кампуса, в состав которой войдут площади общего, лабораторного и учебного назначения.

Научно-технологическая долина будет открытой территорией, интегрированной в городскую среду. Рядом с Фундаментальной библиотекой, на новой территории МГУ, планируется создание 630 тыс. кв. м новых объектов университетского кампуса, представляющих связанные между собой междисциплинарные научно-исследовательские, инновационные и образовательные кластеры, в частности, биомедицинский кластер с сертифицированным виварием, лабораторией прототипирования, испытаний лекарственных средств и национальным банком-депозитарием живых систем, а также уже действующим Университетским медицинским центром [13], что подчеркивает актуальность новой формы интеграции в виде ИНТЦ для здравоохранения и медицинской промышленности.

Представляется, что ИНТЦ станут перспективной площадкой для разработки и внедрения новой медицинской техники и технологий на территории всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС), переход к нормативно-правовому регулированию в рамках которого запланирован на 2021 год. Так, статьи 31 и 100 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 года предусматривают «Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках ЕАЭС» от 23.12.2014. Решения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вступают в силу по истечении 10 календарных дней с даты вступления в силу Протокола, подписанного 2 декабря 2015 года, о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза.

Решения Коллегии ЕЭК вступают в силу с даты вступления в силу Протокола, подписанного 2 декабря 2015 года, о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза.

На сегодняшний день, прошли публичное обсуждение, в которых активно принимали участие авторы статьи, и приняты более 15 нормативных актов в сфере обращения медицинских изделий на территории ЕАЭС,

предусматривающие переход к внедрению, поддержанию и оценке системы менеджмента качества медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения на основе международных стандартов. Это позволит существенно повысить конкурентоспобность отечественных медицинских изделий как на внутреннем, так и зарубежном рынках, что позволит обеспечить технологическую безопасность стран Российской Федерации и других стран ЕАЭС [7].

Преимущества ИНТЦ для предприятий и организаций-участников. Одним из главных преимуществ ИНТЦ можно выделить налоговые преференции для участвующих в реализации проекта предприятий и организаций. Налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производственной, предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности организаций.

Организация, получившая статус участника проекта, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС и налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения ею статуса участника проекта. Участники проекта освобождаются также от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории ИНТЦ, в течение 10 лет, начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества, а также уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав территории ИНТЦ.

Участники проекта вправе применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 14,0 %, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 %, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта.

Роль ИНТЦ в научно-технологическом прогрессе России. Принятие закона № 216-ФЗ имеет большое значение для реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и обеспечения коммерциализации результатов научных исследований и разработок, что представляет наибольшую сложность в реализации инновационного сценария развития Российской Федерации [14].

В связи с этим, научно-технологическое развитие России в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы требует концентрации ресурсов и сосредоточения интеллектуальных, финансовых, организационных и в том числе инфраструктурных ресурсов.

Эффективным механизмом концентрации необходимых ресурсов могут стать ИНТЦ, которые способствует сосредоточению на одной территории различных организаций, конечной целью совокупности которых является реализация проекта и, в конечном итоге, развитие отечественных технологий и экономики в целом [15]. В этом смысле, развитие ИНТЦ может служить моделью развития региональной экономики и межрегиональных связей, что особенно актуально в условиях глобализации.

Менеджмент инновационных научно-технологических центров. Одним из важнейших вопросов экономического развития любых, в том числе, интегрированных структур является эффективный менеджмент. По мнению авторов, разработка систем менеджмента представляет актуальную задачу для ИНТЦ. В данной работе с учетом сложностей вопросов формирования, последующего развития инфраструктуры любых промышленных объектов, в частности, в области энергообеспечения, транспортных схем, логистики, а также гармонического функционирования взаимодействующих объектов государственно-частного партнерства, предложена структурная схема менеджмента ИНТЦ, включающая эти вопросы в качестве ключевых. Схема менеджмента направлена в первоочередном порядке на регулирование управляющих решений в данных направлениях.

Представляется, что для увеличения результативности Центров целесообразно рассмотреть возможность использования в системе их менеджмента технологий контроллинга [16, 17] (Рис.2).

Анализ данной структурной схемы показывает, что в этом случае принятие решений Управляющей компанией - 1 позволит принимать более адаптированные к сложным схемам планирования и развития инфраструктуры - 2 решения, связанные с финансированием этих работ и последующей отчетностью за выполненные работы благодаря предварительно выполненной отделом контроллинга -3 по анализу состояния переданной инфраструктуры, совместно с Министерством экономического развития РФ - 4, - экономическим и правовым вопросам передачи материальных и территориальных ценностей фонду - 5. Проведенные исследования и результаты их анализа отделом контроллинга - 3 передаются 1 для принятия управляющих решений, с последующей финансовой отчетностью по их эффективности.

К важным вопросам деятельности ИНТЦ относится и вопрос государственно-частного партнерства. Без достаточного анализа возможности, в том числе, нормативно-правовой, в процессе деятельности, например, центров цифрового развития - 6 (Минкомсвязи и крупные производственные центры, которые могут быть различной формы собственности, в том числе, и смешанной), есть вероятность возникновения рисков, последствия которых можно значительно уменьшить, благодаря введению в схему менеджмента ИНТЦ отдела контроллинга - 3. Эти вопросы могут быть отнесены и к деятельности инжиниринговых центров - 7, участников ИНТЦ - 8 и к взаимодействию с региональными центрами развития - 9 [14].

Рисунок 2. Структурная схема менеджмента инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ)

[разработано авторами]

Таким образом, предлагаемая схема включает основные структурные элементы ИНТЦ, а также отражает их взаимосвязи и содержит структуру контроллинга для увеличения эффективности деятельности ИНТЦ.

Заключение. В качестве заключения хотелось бы выделить следующие выводы, которые обозначают также и направление будущих исследований:

1. Инновационные научно-технологические центры могут выступать в качестве ключевых российских институтов инновационной инфраструктуры, служащих поддержкой инновационной деятельности, в том числе, в области здравоохранения и медицинской промышленности.

2. ИНТЦ представляет собой соединение юридических лиц, целью деятельности которых является осуществление научно-технической деятельности на определенной территории на основе правил проекта. Формирование ИНТЦ и их направленность следует согласовывать с принятой в 2019 году Стратегией пространственного развития Российской Федерации.

3. ИНТЦ призваны предоставлять инновационным субъектам наиболее благоприятные условия для эффективного взаимодействия на принципах кооперирования для выполнения конечной цели проекта. При правильной организации данные институты инновационной инфраструктуры способны превратиться в полюсы инновационного роста и создать благоприятную почву для решения и такой актуальной задачи, как согласование промышленной, региональной и инновационной политики.

4. Введение структуры контроллинга в схему менеджмента инновационного научно-технологического центра определяется необходимостью принятия системой менеджмента центра более объективных и экономически-обоснованных управляющих решений.

5. На основании сравнительного анализа эффективности управленческих схем интегрированных производственно-корпоративных структур. предложена схема менеджмента создаваемых инновационных научно-технологических центров.

Источники:

1. Белицкая А.В., Хаустов Д.В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций //Закон. - 2013. - № 6. - С. 141.

2. Федеральный закон от 29 июля 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181842/. Дата обращения: 11.11.2019 г.

3. Харитонова В.И., Янева-Балабанска И. Интеграция медицинских систем - желаемое и действительное (российско-болгарские параллели) //Сибирские исторические исследования. - 2017. - № 4. - С. 179-209.

4. Герцик Ю.Г., Омельченко И.Н. Организационно-экономическая устойчивость и конкурентоспособность предприятий медицинской про-мышленности. Концепция и методология формирования: монография. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2016. - 323 с.

5. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/. Дата обращения: 11.11.2019 г.

6. Новостной портал News.ru: статья «На остров Русский пришел первый резидент» от 13 сентября 2018 года. Режим доступа: https://news.ru/dengi/na-ostrov-russkij-prishel-pervyj-rezident/. Дата обращения: 30.06.2019 г.

7. Андреев В.К. Инновационные научно-технологические центры как одна из гарантий технологической безопасности государства (опыт России и Казахстана) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. №4. С. 55 - 66.

8. Андреев В.К. Понятие и состав инновационного научно-технологического центра // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11 (84). C. 115-120.

9. Новостной портал ИД «Коммерсант»: статья «Путин предложил сделать остров Русский во Владивостоке центром цифрового развития» от 12 сентября 2018 г. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3738739. Дата обращения: 30.06.2019 г.

10. Информационное агентство «РБК»: статья «Путин предложил разместить технологические компании на острове Русский» от 12.09.2018 г. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b98ab779a7947113e3ed0cf. Дата обращения: 30.06.2019 г.

11. Официальный сайт Президента России: Перечень поручений по итогам Восточного экономического форума Пр-1849, п.1а-1 от 19.10.2018г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/58803. Дата обращения: 30.06.2019 г.

12. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. No 207-р. Режим доступа: http://m.government.ru/docs/35733/. Дата обращения: 30.06.2019 г.

13. Официальный сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. Режим доступа: https://www.msu.ru/projects/msuid/o-proekte-nauchno-tekhnologicheskoy-doliny-mgu-vorobevy-gory.php. Дата обращения: 30.06.2019 г.

14. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // -Вопросы экономики. - 2011. - № 9. - С. 93-107.

15. Экономическая теория: учеб.-метод. комплекс для студентов неэкономических специальностей [Книга] / авт. др.] В.В. Бичанин. Новополоцк: ПГУ, 2010.

16. Зимовец, О.Е. Контроллинг инновационной деятельности научно-производственного предприятия/О.Е. Зимо-вец//Проблемы современной экономики, 2015, №2 (54). - С.139-146.

17. Фалько, С.Г. Контроллинг: миссия, современное состояние и перспективы развития/С.Г. Фалько//Контроллинг, 2013, №7.- С. 1-7.

Sources:

1. Belickaja A.V., Haustov D.V. Pravovoj rezhim territorij, sozdannyh s cel'ju razvitija innovacij //Zakon. - 2013. - № 6. - S.

141.

2. Federal'nyj zakon ot 29 ijulja 2015 g. № 160-FZ «O mezhdunarodnom medicinskom klastere i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181842/. Data obrashhenija: 11.11.2019 g.

3. Haritonova V.I., Janeva-Balabanska I. Integracija medicinskih sistem - zhelaemoe i dejstvitel'noe (rossijsko-bolgarskie paralleli) //Sibirskie istoricheskie issledovanija. - 2017. - № 4. - S. 179-209.

4. Gercik Ju.G., Omel'chenko I.N. Organizacionno-jekonomicheskaja ustojchivost' i konkurentosposobnost' predprijatij medicinskoj pro-myshlennosti. Koncepcija i metodologija formirovanija: monografija. M.: Izd-vo MGTU im. N.Je.Baumana, 2016. -323 s.

5. Federal'nyj zakon ot 29 ijulja 2017 g. № 216-FZ «Ob innovacionnyh nauchno-tehnologicheskih centrah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_221172/. Data obrashhenija: 11.11.2019 g.

6. Novostnoj portal News.ru: stat'ja «Na ostrov Russkij prishel pervyj rezident» ot 13 sentjabrja 2018 goda. Rezhim dostupa: https://news.ru/dengi/na-ostrov-russkij-prishel-pervyj-rezident/. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

7. Andreev V.K. Innovacionnye nauchno-tehnologicheskie centry kak odna iz garantij tehnologicheskoj bezopasnosti gosu-darstva (opyt Rossii i Kazahstana) // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evrazijskih gosudarstv: politika, jekonomika, pravo. 2017. №4. S. 55 - 66

S. Andreev V.K. Ponjatie i sostav innovacionnogo nauchno-tehnologicheskogo centra //Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 11 (S4). S. 115-120.

9. Novostnoj portal ID «Kommersant»: stat'ja «Putin predlozhil sdelat' ostrov Russkij vo Vladivostoke centrom cifrovogo razvitija» ot 12 sentjabija 201S g. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/373S739. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

10. Informacionnoe agentstvo «RBK»: stat'ja «Putin predlozhil razmestit' tehnologicheskie kompanii na ostrove Russkij» ot 12.09.201S g. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b9Sab779a7947113e3ed0cf. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

11. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii: Perechen' poruchenij po itogam Vostochnogo jekonomicheskogo foruma Pr-1S49, p.la-1 ot 19.10.201Sg. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/5SS03. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

12. Strategija prostranstvennogo razvitija Rossiîskoî Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravi-tel'stva Rossiîskoî Federacii ot 13 fevralja 2019 g. No 207-r. Rezhim dostupa: http://rn.government.ru/docs/35733/. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

13. Oficial'nyj sajt MGU im. M.V. Lomonosova. Rezhim dostupa: https://www.msu.ru/projects/msuid/o-proekte-nauchno-tekhnologicheskoy-doliny-mgu-vorobevy-gory.php. Data obrashhenija: 30.06.2019 g.

14. Kucenko E., Tjumenceva D. Klastery i innovacii v sub#ektah RF: rezul'taty jempiricheskogo issledovanija // - Voprosy jekonomiki. - 2011. - № 9. - S. 93-107.

15. Jekonomicheskaja teorija: ucheb.-metod. kompleks dlja studentov nejekonomicheskih special'nostej [Kniga] / avt. dr.] V. V. Bichanin. Novopolock: PGU, 2010.

16. Zimovec, O.E. Kontrolling innovacionnoj dejatel'nosti nauchno-proizvodstvennogo predprijatija/O.E. Zimovec//Prob-lemy sovremennoj jekonomiki, 2015, №2 (54). - S. 139-146.

17. Fal'ko, S.G. Kontrolling: missija, sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija/S.G. Fal'ko//Kontrolling, 2013, №7.- S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-7.

И.И.Саенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

I.I. Saenko - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina ";

A.A. Тубалец - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»,

A.A. Tubalets - PhD in Economics,Associate Professor, Department of Management and Marketing FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina ".

ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ FORMATION AND MANAGEMENT OF A CLUSTER STRATEGY FOR REGIONAL DEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS IN THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В современных экономических и политических условиях хозяйствования интенсификация производства сельскохозяйственной продукции, повышение его эффективности - важнейшие задачи, от решения которых зависит удовлетворение потребностей населения собственного производства. Особое значение для интенсификации сельского хозяйства, его экономического роста в целом имеет развитие системы освоения достижений науки и техники. Это вызывает необходимость изучения протекающих в отрасли инновационных процессов и разработки направлений их активизации. В статье представлен расчёт кластерного потенциала регионального агропромышленного комплекса, который состоит из нескольких стадий: формирование системы показателей; оценка и интерпретация кластерного потенциала; определение направленности кластеризации. Проведенные на материалах Краснодарского кря исследования позволили выявить, район обладающий всеми условиями для развития кластерных инициатив в агропромышленной сфере края.

Annotation. In the current economic and political conditions of management, the intensification of agricultural production, increasing its efficiency - the most important tasks, the solution of which depends on the satisfaction of the needs of the population of their own production. Of particular importance for the intensification of agriculture, its economic growth as a whole, is the development of a system for mastering the achievements of science and technology. This makes it necessary to study the innovative processes taking place in the industry and to develop directions for their activation. The article presents the calculation of the cluster potential of the regional agro-industrial complex, which consists of several stages: the formation of a system of indicators; assessment and interpretation of cluster potential; determining the direction of clustering. Studies conducted on the materials of the Krasnodar Krya revealed that the region has all the conditions for the development of cluster initiatives in the agro-industrial sphere of the region.

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, аграрный сектор, кластерный потенциал, стратегия регионального развития, целесообразность, кластеризация.

Keywords: cluster, competitiveness, agricultural sector, cluster potential, regional development strategy, expediency, clustering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.