Научная статья на тему 'Инновационные научно-технологические центры как одна из гарантий технологической безопасности государства (опыт России и Казахстана)'

Инновационные научно-технологические центры как одна из гарантий технологической безопасности государства (опыт России и Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1426
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПРОЕКТ / ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / УЧАСТНИК ПРОЕКТА / THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CIS INNOVATIVE SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER / PROJECT / FUND / MANAGEMENT COMPANY / PROJECT PARTICIPANT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Владимир Константинович

В статье рассмотрена новая территориальная форма организации инноваци-онно-технологической деятельности инновационный научно-технологический центр, и дана характеристика организаций, входящих в его состав, включая управляющую компа-нию, которая является акционерным обществом, имеет функции территориального органа управления инновационного научно-технологического центра и осуществляет полномочия по регулированию отношений при реализации проекта. Инновационный научно-техниче-ский центр охарактеризован как соединение организаций, своего рода конгломерация, целью деятельности которой является осуществление научно-технологической деятельно-сти на территории инновационного научно-технологического центра по единым для всех участников проекта правилам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative research and technology centres as one of the assurances of technological security of the state (the Russian and Kazahstan experience)

The article describes a new territorial form of organization of innovative-technological activities innovation scientific-technological centre and the characteristic of the organizations, included in its composition, including a management company, which is a joint stock company, has the functions of the territorial authority management of innovation scientific-technological centre and shall exercise the powers of regulation of relations in the implementation of the project. Innovative scientific and technical centre described as Union organizations, a kind of conglomeration, the purpose of which is the implementation of scientific and technological activities in the innovation scientific-technological centre for the same for all participants of the project rules

Текст научной работы на тему «Инновационные научно-технологические центры как одна из гарантий технологической безопасности государства (опыт России и Казахстана)»

Инновационные научно-технологические центры как одна из гарантий технологической безопасности государства (опыт России и Казахстана)

АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ,

заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, главный научный сотрудник Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Аннотация: В статье рассмотрена новая территориальная форма организации инновационно-технологической деятельности — инновационный научно-технологический центр, и дана характеристика организаций, входящих в его состав, включая управляющую компанию, которая является акционерным обществом, имеет функции территориального органа управления инновационного научно-технологического центра и осуществляет полномочия по регулированию отношений при реализации проекта. Инновационный научно-технический центр охарактеризован как соединение организаций, своего рода конгломерация, целью деятельности которой является осуществление научно-технологической деятельности на территории инновационного научно-технологического центра по единым для всех участников проекта правилам.

Ключевые слова: ЕАЭС, инновационный научно-технологический центр, проект, фонд, управляющая компания, участник проекта

Innovative research and technology centres as one of the assurances of technological security of the state (the Russian and Kazahstan experience)

ANDREEV VLADIMIR KONSTANTINOVICH,

head of Department of civil law and corporate studies of the Russian Academy of justice, chief researcher of the Institute of security problems of the CIS, doctor of legal Sciences, Professor, honored science worker of the Russian Federation

Abstract: The article describes a new territorial form of organization of innovative-technological activities innovation scientific-technological centre and the characteristic of the organizations, included in its composition, including a management company, which is a joint stock company, has the functions of the territorial authority management of innovation scientific-technological centre and shall exercise the powers of regulation of relations in the implementation of the project. Innovative scientific and technical centre described as Union organizations, a kind of conglomeration, the purpose of which is the implementation of scientific and technological activities in the innovation scientific-technological centre for the same for all participants of the project rules.

Keywords: The Eurasian Economic Union, CIS innovative scientific and technological center, project, fund, management company, project participant

Научно-техническое прогнозирование и моделирование инновационной научно-технической деятельности в СНГ

Принятие Федерального закона от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - Закон об инновационных центрах) имеет большое значение для реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и обеспечения коммерциализации результатов научных исследований и разработок, что представляет наибольшую сложность в реализации инновационного сценария развития Российской Федерации.

Как отмечает В.А. Северин, «процесс коммерциализации - это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд сложных и взаимосвязанных этапов по подготовке инновационного предложения, экспертизе технологии инвесторами, привлечению инвестиций, договорному закреплению отношений между всеми участниками процесса, распределению прав на будущую интеллектуальную собственность, освоению результатов в производстве, сопровождению инновационного продукта и его дальнейшей модификации»2.

В Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 172-ФЗ) включено понятие прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и предусматриваются основные правила по его разработке и содержанию (ст. 22)3.

Научно-технологический прогноз является документом стратегического планирования, со-

держащим систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (п. 22 ст. 3) и утверждается Правительством РФ.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 172-ФЗ прогноз «разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации каждые шесть лет на двенадцать и более лет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, которым является Минобрнау-ки России»4 «с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, перечня критических технологий Российской Федерации и на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук»5.

Научно-технологическое прогнозирование позволяет определить приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации и разработать программные мероприятия для их реализации.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 и принятой в соответствии с Законом № 172-ФЗ (далее - Стратегия научно-технического разви-

1 Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4765.

2 Северин В.А. Проблемы коммерциализации научных исследований в России // Юрист. 2011. № 19. С. 35-39.

3 Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». http://ivo. garant.rU/#/document/70684666/paragraph/327:0

4 Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительством РФ от 03.06.2013 г. № 466 // СЗ РФ. 2013. № 34.

5 П. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ http://ivo.garant.rU/#/document/70684666/ paragraph/327:0

тия), «научно-технологическое развитие Российской Федерации определяется в качестве трансформации науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы, понимаемые как объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов»1.

Научно-технологическое развитие России по определенному Стратегией сценарию лидерства по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы требует концентрации ресурсов и сосредоточения интеллектуальных, финансовых, организационных и в том числе инфраструктурных ресурсов.

Решение масштабных задач в области инновационного развития предполагает, как отмечает С.Е. Нарышкин, «участие Российской Федерации в различных межгосударственных объединениях, созданных на постсоветском пространстве, поскольку Концепция внешней политики Российской Федерации предполагает особенно активное развитие таких межгосударственных союзов, как Содружество Независимых Государств и Евразийское экономическое сообщество»2.

Еще в 1998 г. в Москве было заключено Соглашение о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере (вступило в силу для России с 17.01.2000 г. вместе с Порядком

формирования и реализации межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере)3 (далее - Соглашение стран СНГ об инновационных программах от 17.01.2000 г.). В нем акцентируется внимание на разработке межгосударственных инновационных проектов в научно-технологической сфере, определяемых как «взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, необходимых для достижения наиболее эффективными путями локальной задачи (проблемы). Вместе с тем проекты могут иметь самостоятельное значение, а также реализовы-ваться в рамках конкретной межгосударственной программы как одно из программных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей (ст. 1)»4.

Решение об утверждении межгосударственной инновационной программы (проекта) в научно-технологической сфере принимается правительствами государств - участников программы (проекта) и оформляется соответствующим межправительственным соглашением (решением) по каждой конкретной программе (проекту).

В рамках СНГ разработаны и приняты акты рекомендательного характера - Модельный за-

1 Стратегия научно-технического развития // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

2 Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. № 8.

3 Соглашение государств - членов СНГ о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере от 17.01.2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 6. С. 8-16. http://docs.cntd.ru/document/901725098

4 Ст. 1 Соглашения стран СНГ об инновационных программах от 17.01.2000 г.

кон от 08.06.1997 г. «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре»1, Модельный закон от 16.11.2006 г. «Об инновационной деятельности»2 и другие документы.

Большое значение имеет разработка Основ законодательства ЕАЭС об инновационной деятельности, поскольку Основы законодательства согласно Договору о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18.06.2004 г. устанавливают единые для сторон нормы правового регулирования в основных сферах правоотношений и принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений, то есть носят в отличие от модельных актов обязательный характер.

Эффективными механизмами межгосударственного инновационного сотрудничества могут

стать «выработка долгосрочной стратегии межгосударственного инновационного сотрудничества на основе долгосрочных и среднесрочных социально-технических, инновационных и экологических прогнозов, непосредственное участие государств - участников СНГ в разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества, формирование системы инновационных пилотных проектов»3.

И в этой части российский опыт создания инновационных научно-технологических центров по реализации конкретных проектов может иметь особое значение.

Развитию отечественных технологий способствует сосредоточение на территории инновационного научно-технологического центра различных организаций, конечной целью совокупности которых является реализация проекта.

Правовой статус инновационных научно-технических центров в Российской Федерации

Закон об инновационных центрах № 216-ФЗ4 разработан в соответствии с принципами и целями промышленной политики, определенными в Федеральном законе от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»5 (далее - Закон о промышленной политике), является важной организационно-правовой формой территориального развития промышленности. В отличие от интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса, инновационный научно-технический центр (далее - ИНТЦ) не рассматривается как объединение ведущих со-

вместную деятельность юридических лиц, головная организация которой как юридическое лицо, входящее в интегрированную структуру ОПК, имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами, и нести субсидиарную ответственность за невыполнение государственного оборонного заказа.

Еще до принятия Закона об инновационных центрах № 216-ФЗ в литературе обращалось внимание на необходимость и важность создания «инновационной инфраструктуры - территорий, созданных с целью развития инноваций,

1 Модельный закон от 08.06.1997 г. «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре». Принят МПА стран СНГ Постановлением от 08.06.1997 г. № 9-11. http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/175.pdf

2 Модельный закон от 16.11.2006 г. «Об инновационной деятельности». Принят МПА стран СНГ Постановлением от 16.11.2006 г. № 27-16. https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62992

3 Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 245 с.

4 Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/

5 Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 41. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/

разделяемые на четыре типа: бизнес-инкубаторы, парки (научные, исследовательские, технологические, промышленные), инновационные центры и кластеры»1.

Обобщив и проанализировав различные территориальные формы организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, исследователями сделан вывод о наличии многообразия таких форм и отсутствии необходимости разработки общих теоретических их определений.

Как отмечают А.В. Белицкая и Д.В. Хаустов в своей статье, «концептуальные различия между инновационными территориальными структурами заключаются в том, что парк предполагает поддержку средних и малых инновационных предприятий в научной, исследовательской, технологической и иной деятельности на любой стадии инновационного процесса, инкубатор поддерживает инновационные стартапы, инновационный центр способствует коммерциализации достигнутых инновационных результатов, а кластер предполагает объединение нескольких территорий по отраслевому или иному признаку»2.

ИНТЦ в упомянутом Законе определяется как совокупность организаций, целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности на территории центра с его инфраструктурой.

Связующим звеном инновационного научно-технологического центра является проект как совокупность мероприятий, направленных

на создание и обеспечение его функционирования, а также правила проекта, выступающие как единый для всех лиц, участвующих в реализации проекта, порядок осуществления деятельности на территории ИНТЦ, содержащий, в том числе совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта.

Инициатор проекта ИНТЦ обращается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с предложением о создании ИНТЦ, в котором наряду с другими документами должны быть представлены предложения по содержанию правил проекта.

В случае поддержки предложения инициатора проекта упомянутый орган вносит в Правительство РФ проект решения Правительства РФ о создании ИНЦТ, которое, в частности, должно содержать и правила проекта. Таким образом, в случае принятия решения Правительством РФ о создании ИНТЦ, правила проекта подготовленные инициатором проекта одобряются Правительством РФ.

Согласно ст. 4 Закона об инновационных центрах № 216-ФЗ устанавливаются «правила обращения юридических лиц в управляющую компанию для получения статуса участника проекта, порядок принятия решений о предоставлении юридическому лицу статуса участника проекта и его включения в реестр лиц, участвующих в реализации проекта, критерии определения лиц, участвующих в реализации проекта, которым земельные участки могут быть предоставлены в субаренду на льготных условиях и т.п. Правила проекта применяются исключительно к деятельности, связанной с реализацией проекта и (или) осуществляемой на территории ИНТЦ. Лицо, участвующее в реализации проекта, при заключении сделок для целей реализации проекта, обязано обеспечить соблюдение правил проекта. Контроль за соблюдением правил проекта осу-

1 Белицкая А.В., Хаустов Д.В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций // Закон. 2013. № 6. С. 141.

2 Там же. С. 146.

ществляется фондом и управляющей компанией в соответствии с ФЗ № 216-ФЗ».

Управляющая компания, созданная в организационно-правовой форме акционерного обще-

ства, осуществляет функции по управлению инновационным научно-техническим центром, учредителем которой выступает Правительство РФ и (или) инициатор проекта.

Обеспечение функционирования инфраструктуры ИНТЦ

Согласно ст. 12 Закона № 216-ФЗ «на управляющую компанию возложены функции по обеспечению функционирования инфраструктуры ИНТЦ; организации научно-технологической деятельности и содействию в ее осуществлении; по обеспечению взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, между собой и с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями; утверждение; утверждению необходимых для осуществления функций управляющей компании документов. При осуществлении деятельности по управлению ИНТЦ управляющая компания разрабатывает и исполняет формы документов, которые являются бланками строгой отчетности и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций».

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов фонда социального страхования Российской Федерации «на территории ИНТЦ могут осуществляться специально их подразделениями, уполномоченными: 1) в сфере внутренних дел; 2) на осуществление функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции; 3) на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны; 4) на осуществление функций по контролю и надзору законодательства о налогах и сборах; 5) на осуществление государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; 6) в области таможенного дела; 7) на

осуществление функций по контролю и надзору в сферах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; 8) на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; 9) на осуществление функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 23 Закона № 216-ФЗ)».

На территории ИНТЦ не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с Законом № 216-ФЗ, а также иные полномочия, указанные в п. 1 и 2 ст. 24 Закона. Более того, анализируемым законом внесены соответствующие изменения в четырнадцать федеральных законов.

Выходит, что в случаях, указанных Законом № 216-ФЗ, полномочия управляющей компании по осуществлению функций по управлению ИНТЦ по своей природе аналогичны полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а полномочия федеральных органов государственной власти, органов фонда социального страхования Российской Федерации на территории ИНТЦ могут осуществляться специально созданными подразделениями.

Управляющая компания праве также осуществлять регулирование отдельных отношений при

реализации проекта, как-то: возмещение затрат на уплату таможенных платежей, установление порядка по размещению и распространению рекламы на территории ИНТЦ, техническое регулирование, особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и градостроительной деятельности, а также особенности привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, осуществления медицинской и образовательной деятельности на территории ИНТЦ.

Тем самым, управляющая компания, являясь акционерным обществом, выполняет функции государственного территориального органа по управлению инновационным научно-технологическим центром, обладая полномочиями,предо-ставленными Законом № 216-ФЗ.

Как уже отмечалось, ИНТЦ не называется объединением юридических лиц, а определяется как совокупность организаций, в состав которой включаются фонд, управляющую компанию, дочернее общество управляющей компании, а также участников проекта, других юридических лиц, которые получают право на осуществление научно-технологической деятельности на территории ИНТЦ со дня присвоения им статуса участника проекта.

Отправной фигурой в реализации проекта выступает фонд, который осуществляет имущественное, организационное, научно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ИНТЦ. Статус, цели деятельности, функции фонда и порядок формирования его ор-

ганов определяются ст. 123.17-123.20 Гражданского кодекса РФ; ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1; Законом № 216-ФЗ.

Фонд ИНТЦ за счет собственных и привлеченных средств организует строительство инфраструктуры ИНТЦ, использует имущество, полученное от учредителей и приобретенное по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в собственность, либо во владение и (или) пользование; передает в аренду (субаренду) управляющей компании земельные участки, принадлежащие фонду на праве собственности или праве аренды; передает управляющей компании в собственность, аренду (субаренду) или доверительное управление движимое и иное имущество, принадлежащее фонду на праве собственности или праве аренды, оказывает участникам проекта содействие в продвижении на рынок продукции и услуг, выполняет иные функции.

Учредители фонда не вправе выйти из состава учредителей без согласия остальных учредителей. В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя в соответствии с уставом фонда.

Органами управления фонда являются наблюдательный совет, генеральный директор, а также правление в случае, если его создание предусмотрено уставом. Наблюдательный совет является высшим коллегиальным органом управления фонда, положение о котором, его состав и порядок формирования утверждается учредителями (учредителем) фонда. Осуществляя общее руководство фондом, наблюдательный совет утверждает программу деятельности фонда на трехлетний период, принимает решения о передаче управляющей компании в аренду (субаренду) земельных участков, а также передаче в соб-

1 Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. ст. 145.

ственность, в аренду или доверительное управ- да, его годовой отчет и годовой бухгалтерский ление объектов инфраструктуры ИНТЦ и иного баланс, осуществляет другие полномочия, пред-имущества, утверждает финансовый план фон- усмотренный в ст. 9 Закона № 216-ФЗ.

Деятельность управляющей компании ИНТЦ как акционерного общества корпоративного типа

Как уже отмечалось, учредители управляющей компании ИНТЦ выступают Правительство РФ и (или) инициатор проекта. Финансовое обеспечение деятельности управляющей компании осуществляется за счет собственных средств, средств федерального бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку управляющая компания - акционерное общество, постольку его учредители становятся участниками (акционерами) корпоративного юридического лица. Управляющая организация ИНТЦ в отличие от подп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ не является юридическим лицом, выполняющим полномочия единоличного исполнительного органа другого хозяйственного общества, а выступает как акционерное общество со всеми органами корпорации в целях осуществления функций по управлению ИНТЦ.

Особенности деятельности управляющей компании устанавливаются Законом № 216-ФЗ, правилами проекта, уставом компании. Организационно-правовая форма акционерного общества управляющей компании целиком подчинена управлению ИНТЦ, организации научно-технической деятельности. Кроме того, управляющая компания наделена властными полномочиями, например, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства объектов, расположенных на территории ИНТЦ, т.е. она выступает как публичный территориальный орган управле-

ния. Управляющая компания выполняет не только виды деятельности как юридическое лицо, а также функции в целях управления ИНТЦ как публичный территориальный орган управления.

В связи с изложенным нельзя согласиться с Ю.С. Харитоновой, утверждающей, что «управление в гражданском праве представляет собой осуществление властных организационных функций, обеспечивающих достижения в процессе совместной деятельности людей поставленных целей»1. Управление в корпорации было включено в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ (ст. 65.3). В ней предусматриваются компетенция органов корпорации и отдельные их правомочия. Однако управляющая компания осуществляет функции по управлению ИНТЦ, которые закреплены за самой организацией, функции управляющей компании это не правомочия ее органов. Вопрос о распределении компетенции между органами управляющей компании должен быть решен в ее уставе. По моему мнению, упомянутое утверждение Ю.С. Харитоновой вполне применимо к управляющей компании ИНТЦ, публично-правовым компаниям, акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и другим юридическим лицам, которые выполняют функции государственного регулирования отношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной деятельности соответствующих юридических лиц2.

1 Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 95.

2 См.: Андреев В.К. Осуществление государственного регулирования публично-правовыми компаниями и другими юридическими лицами // Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики. М., 2017. С. 117-126.

Рассуждая об управлении в гражданском праве, надо иметь в виду, что слово «управление» в гражданском праве скорее используется в значении исполнения обязанностей, возложенных на контрагента. По договору доверительного управления доверительный управляющей совершает сделки с переданным ему имуществом и, хотя сделки совершаются от имени доверительного управляющего, действует он в интересах учредителей управления (ст. 1012 ГК РФ)1. По договору управления залогом «управление» управляющего залогом, действующего от имени и в интересах всех кредиторов, заключивших договор, также состоит в заключение договора в залогодателем и или в осуществлении всех прав и обязанностей залогодержателя по договору залога (ст. 356 ГК РФ)2. Не подходят под категорию «управления» и действия экспедитора, который обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны клиента выносить или организовывать выполнение услуг, связанных с перевозкой, т.е. исполнить те обязанности, которые лежат на грузоотправителе или грузополучателе (ст. 801 ГК РФ)3.

Совершенно другое дело, когда управляющей компании закон предоставляет функции в целях управления ИНТЦ. В этих случаях она выступает не только как юридическое лицо, акционерное общество, но и становится публичным территориальным органом управления.

Управляющая компания вправе передавать дочерним обществам управляющей компании осуществление отдельных функций по реализации проекта или иным образом передавать этим обществам права на их осуществление. Такая передача функций может быть основана на договоре между управляющей компанией и ее дочерними обществами, либо на указании управляющей компании. Хозяйственное общество рассма-

тривается дочерним обществом управляющей компании при соблюдении следующих условий: дочернее общество создано управляющей компанией исключительно в целях осуществления переданных ему функций; управляющей компании принадлежит сто процентов акций (долей) в уставном капитале дочернего общества; дочернее общество управляющей компании не осуществляет деятельность, не связанную с реализацией проекта (ст. 13 Закона № 216-ФЗ).

В состав организаций ИНТЦ могут входить юридические лица, удовлетворяющие трем условиям:

• юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории ИНТЦ;

• учредительным документом юридического лица допускается осуществление им исключительно научно-технической деятельности в соответствии с Законом № 216-ФЗ. Эти юридические лица получают статус участника проекта и включаются в реестр лиц, участвующих в реализации проекта.

Одно из значений книжного слова «совокупность» - соединение4. Представляется, что ИНТЦ следует охарактеризовать как соединение организаций, своего рода конгломерацию, целью деятельного которого является осуществление научно-технической деятельности в пределах территории ИНТЦ, на основе структуры ИНТЦ по единым для всех правилам проекта. Как соединение юридических лиц ИНТЦ имеет состав организаций, в который входят инициатор проекта, фонд, управляющая компания, дочернее обще-

1 Ст. 1012 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (посл. ред. от 05.12.2017 г.).

2 Ст. 356 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 54-ФЗ (посл. ред. от 29.12.2017 г.).

3 Ст. 801 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (посл. изм. от 05.12.2017 г.).

4 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 605.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ство управляющей компании, иные юридические лица, которые в соответствии с правилами проекта получили статус участника проекта.

В качестве инициатора проекта выступают образовательная организация высшего образования или научная организация, соответствующие критериям, установленным Правительством РФ, и по инициативе которых создается ИНТЦ. Соединение организаций, образующее ИНТЦ, нет необходимости называть субъектом права, поскольку эта конгломерация организаций не направлена на взаимоотношения с внешним миром, с другими лицами. Для соединения организаций ИНТЦ важны правовые отношения между частями, входящими в состав ИНТЦ. Часть взаимоотношений фонда и управляющей компании регулируют Закон № 216-ФЗ, а также гражданско-правовые договоры. Важным документом во взаимоотношениях юридических лиц, входящих в состав ИНТЦ, являются правила проекта. Поскольку контроль за соблюдением правил возложен на фонд и управляющую компанию, им предстоит их разрабатывать и утверждать.

Особую группу правовых норм составляют принятые управляющей компанией решения о применении на территории ИНТЦ требований в сферах санитарно-эпидемиологического благополучия населения, градостроительной деятельности, пожарной безопасности, технического регулирования, утверждения порядка согласования установки рекламных конструкций на территории ИНТЦ, порядка принятия решений о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, правил осуществления медицинской деятельности, образовательной деятельности, выполнение которых повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей и (или) материальный ущерб.

Итак, инновационный научно-технологический центр представляет собой соединение юридических лиц, целью деятельности которых является осуществление научно-технической деятельности на определенной территории на основе правил проекта. ИНТЦ как соединение юридических лиц, входящих в его состав, гражданской правосубъектностью не обладает.

Инновационно-технологическая и индустриально-инновационная деятельность в Республике Казахстан

Значительный интерес представляет опыт правового регулирования инновационно-технологической деятельности в Казахстане. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 г. № 375^ (ред. от 29.01.2018 г.)1 (далее - ПК РК) включена специальная глава 24, которая именуется «Государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности»2. Согласно ст. 242 ПК РК «под индустриально-инновационной деятельностью понимается деятельность физических или юридических лиц, свя-

занная с реализацией индустриально-инновационных проектов с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения производительности труда и обеспечения стимулирования развития приоритетных секторов экономики либо продвижением отечественных обработанных товаров, работ, услуг на внутренний рынок и (или) внешние рынки»3.

Индустриально-инновационный проект рассматривается в качестве комплекса мероприятий, направленных на трансферт технологий,

1 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 г. № 375^ (ред. от 29.01.2018 г.). https://online. zakon.kz/document/?doc_id=38259854#pos=0;0

2 Там же.

3 Статья 242 ПК РК.

создание новых или усовершенствование действующих производств, технологий, товаров, работ, услуг, реализуемых в течение определенного срока времени.

Необходимо отметить, что в Казахстане в целях стимулирования приоритетных секторов экономики формируется индустриально-инновационная система, состоящая из субъектов, участвующих в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, инфраструктуры и инструментов (ст. 245 ПК РК).

Создается развернутая система субъектов, деятельность которых в совокупности позволяет решить поставленные задачи по реализации индустриально-технологических проектов.

Участвующими в государственной поддержке субъектами создается национальный управляющий холдинг в целях оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями, национальными институтами развития, выполняющими функции поддержки и оказания услуг в различных областях (привлечения инвестиций, технологического развития и пр.), юридические лица с долей государственного участия в уставном капитале более 50%, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Элементами индустриально-инновационной инфраструктуры являются специальные экономические зоны,технопарки, акционерные инвестиционные фонды рискового инвестирования, центры коммерциализации технологий, инновационные кластеры и др.

В качестве инструментов индустриально-инновационной системы в ПК РК определены прежде всего технологическое прогнозирование и единая карта приоритетных товаров и услуг, а также информационно-пропагандистская поддержка инноваций.

Поскольку в Российской Федерации осуществляется прогнозирование технологического развития, интерес представляет единая карта приоритетных товаров и услуг, по сути - перечень товарных групп, товаров и услуг, имеющих стратегические конкурентные преимущества для производства в Республике Казахстан, определенных в разрезе каждого приоритетного сектора экономики и являющихся приоритетами для получения государственной поддержки.

Представляется, что для государств - участников СНГ и ЕАЭС весьма интересна и возможность заимствования предусмотренной в ПК РК карты индустриализации, представляющей собой совокупность реализуемых индустриально-инновационных проектов в рамках государственных программ, которым предоставляются меры государственной поддержки.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Модельный закон от 08.06.1997 г. «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре». Принят МПА стран СНГ Постановлением от 08.06.1997 г. № 9-11. http://www.parliament.am/library/ modelayin%20orenqner/175.pdf

2. Модельный закон от 16.11.2006 г. «Об инновационной деятельности». Принят МПА стран СНГ Постановлением от 16.11.2006 г. № 27-16. https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62992

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 54-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от

05.12.2017 г.).

5. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4765.

6. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (Часть I). Ст. 41.

7. Федеральный Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

8. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 г. № 375-У (ред. от

29.01.2018 г.). https://online.zakon.kz/document/? ^с^=38259854#роэ=0;0

9. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642// СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

10. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. № 466 // СЗ РФ. 2013. № 34.

11. Андреев В.К. Осуществление государственного регулирования публично-правовыми компаниями и другими юридическими лицами // Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики. М., 2017.

12. Белицкая А.В., Хаустов Д.В. Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций // Закон. 2013. № 6. С. 141.

13. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. № 8.

14. Северин В.А. Проблемы коммерциализации научных исследований в России // Юрист. 2011. № 19. С. 35-39.

15. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: монография / Т.А. Едкова, А.В. Калмыкова, Н.Б. Крысенкова и др.; под ред. Л.К. Терещенко. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 245 с.

16. Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.